Национальная безопасность что это такое
Национальная безопасность
Национальная безопасность — это безопасность, которая отвечает за целостность государства.
Содержание
Варианты определения термина
Национальная безопасность — защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.
По другому определению — национальная безопасность — совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.
Национальная безопасность — способность нации удовлетворять потребности, необходимые для ее самосохранения, самовоспроизведения и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей ее нынешнего состояния.
По определению российского политолога Н. А. Косолапова, национальная безопасность — это стабильность, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени, состояние достаточно разумной динамической защищенности от наиболее существенных из реально существующих угроз и опасностей, а также способности распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализации.
БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ — защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства (интересов национальных), при котором обеспечивается устойчивое развитие общества, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализация угроз национальным интересам в разных сферах жизнедеятельности общества и государства.© Сытник Г.П.
Существуют два подхода относительно операционализации понятия Б.Н..Согласно первому, она рассматривается в контексте защиты национальных интересов, а согласно второму – базисных ценностей общества. В пределах обоих подходов возникает ключевая проблема – определение совокупности национальных интересов или совокупности национальных ценностей. Проблема может быть сведена к триаде вопросов: ценности национальные (интересы) – какие, кого, за счет кого (чего) их защищать (реализовывать)? Однозначно ответить на эти вопросы вне пределов политического процесса (компромисса) достаточно трудно.
Когда понятие Б.Н. вошло в политический лексикон на Западе, оно использовалось в качестве синонима обороноспособности государства и фактически к середине восьмидесятых годов ХХ ст. под этим понятием главным образом понимали военную и политическую безопасность. С начала 90-х годов прошлого столетия в теоретических исследованиях, в философско-социологической и политической литературе понятие Б.Н. и проблему ее обеспечения рассматривают с учетом экономических, социо-культурных и других факторов. Сегодня, в известной мере, сформировалось общее понимание базисных категорий, которые используются при решении проблемы Б.Н., что способствует разработке достаточно структурированных, с относительно четким понятийным аппаратом, руководящих документов по вопросам ее обеспечения. Есть понимание, что Б.Н. – достаточно сложное социально-политического явление, которое отображает последствия многогранной жизнедеятельности, накопленный исторический опыт, предпочтения и культуру каждого человека (индивида), общества, государства, в целом – земной цивилизации, что оно имеет много оттенков, закрепленных правом как совокупное состояние, которое аккумулирует бесконечное число видов убытков (потерь), а также возможных представлений об угрозах и их последствиях для интересов национальных. Но до сего времени у исследователей отсутствует единое мнение о том, что целесообразно понимать под понятием Б.Н. – состояние или категорию, которая характеризует состояние.
Отечественные и иностранные исследователи, нормативные документы дают разные толкования сущности понятия Б.Н. из-за его сложного, многокомпонентного и междисциплинарного характера. Поэтому есть основания утверждать, что в международной политике, внутренней и внешней политике государств, в теории и практике государственного управления, не существует понятия, которое могло бы сравниться по степени туманности, частоте относительно не четкого употребления с понятием Б.Н..
Это свидетельствует об отсутствии единого понимания сущности, природы возникновения, диалектики развития, механизмов формирования и возможного управленческого влияния на системные характеристики явления, которое означают понятиям Б.Н. В то же время наиболее распространенным является мнение, что Б.Н. – категория, которая характеризует степень (меру, уровень) защищенности жизненно важных интересов, прав и свобод личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз или степень отсутствия угроз правам и свободам человека, базовым интересам и ценностям общества и государства.
То есть, это понятие тесно связано со всеми формами, направлениями и проявлениями взаимодействия в системе «природа – человек – общество». Как понятие Б.Н. используется по отношению к широкому кругу объектов и процессов для характеристики их защиты от разных негативных влияний природного и социального характера (часто – в контексте характеристики условий развития или функционирования указанных объектов и процессов). Поэтому Б.Н. должна рассматриваться как специфическое свойство динамических систем, как комплексный критерий оценки их качества, который характеризует динамику развития и техническое воплощение системы.
Б.Н. имеет три взаимозависимых уровня: безопасность человека (гражданина), безопасность общества и безопасность государства. Приоритетность указанных уровней определяется действием многих внешних и внутренних факторов субъективного и объективного характера, в частности, характером общественных отношений, политической системой, экономическим укладом, степенью развития институтов гражданского общества, состоянием внешних отношений с другими странами и другими факторами.
Б.Н. является переменной величиной потому, что по своей сути это интегральная многокомпонентная оценка имеющегося, желаемого или прогнозируемого уровня (меры, степени) защищенности жизненно важных национальных интересов и условий их реализации, в частности, состояния социально-экономической системы, социальных и политических институтов в стране, возможности сил и средств сектора безопасности противостоять угрозам указанным интересам и тому подобное.
Конкретное значение Б.Н. всегда находится в интервале от абсолютной безопасности (идеальное состояние), когда события, явления, процессы, которые порождают опасности для реализации национальных интересов полностью отсутствуют, к абсолютной опасности, когда совокупное влияние указанных опасностей ставит в повестку дня вопрос о самой возможности существования социальной системы (государства), например, ее распад, насильственное изменение конституционного строя и так далее. Поэтому при любых условиях Б.Н. нельзя рассматривать как состояние, когда нет опасности. Исторический опыт не содержит примеры, когда бы такого состояния удалось достичь даже отдельному человеку, не говоря уже о разных формах социальных образований. Напротив, пытаясь защитить себя от тех или других, угроз, они создали такие виды и системы производственных и технологических мощностей, вооружений и в таком количестве, что это стало, одной из наибольших угроз для каждого человека. Поэтому в качестве основы для раскрытия содержания понятия Б.Н. необходимо рассматривать определенное состояние системы (объекта, процесса), которое достигнуто в результате предотвращения вреда ее развитию (жизнедеятельности).
Желаемый уровень Б.Н. (гарантированный, критически допустимый или недопустимый и тому подобное) часто рассматривается как цель, способ или необходимое условие успешного функционирования и существования человека, общественной группы, общества или государства, а их развитие представляется как движение по определенной траектории в среде, которая характеризуется совокупностью взаимообусловленных факторов внешнего и внутреннего характера, которые могут быть описаны определенным набором показателей (индикаторов). В таком понимании Б.Н. является системной количественно-качественной характеристикой развития социальной системы, как объекта реальной действительности на тот или другой момент времени. С учетом иерархичности построения социальных систем можно утверждать, что Б.Н. представляет собой сложную многоуровневую систему, которая формируется в ходе объективных и субъективных процессов, под прямым и опосредствованным влиянием многих факторов.
Эти факторы могут иметь экономическое, политическое, военное, естественное, техногенное или другое происхождение. Диалектическое единство всех составляющих Б.Н. как системы обусловлено неразрывностью процесса функционирования и развития человека, общества, государства не только в пространстве, но и во времени. © Сытник Г.П. «Словарь-справочник» Государственное управление в сфере национальной безопасности/ Под ред. Г.П. Сытника. – Киев: Русское слово, 2012. – 41 с.
Структура национальной безопасности
Национальная безопасность включает в себя:
Обеспечение национальной безопасности — комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.
Обеспечение национальной безопасности включает в себя:формирование улучшенного стабильного экономического состояния гражданина в отношении других граждан проживающих на территории данного государства.
Органы, обеспечивающие национальную безопасность, — армия, службы разведки и контрразведки, правоохранительные органы, медицинские органы.
Национальная безопасность
Национальная безопасность – это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз политического, правового, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера, обеспечивающая устойчивое развитие страны.
Наша партия решительным образом выступает за обеспечение национальной (внутренней и внешней) безопасности – осуществления комплекса политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности общества и государства, устранение возможных угроз с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. Обеспечение национальной безопасности включает в себя:
– защиту общественного и государственного строя;
– обеспечение территориальной целостности, политической и экономической независимости страны;
– охрану общественного порядка и борьбу с преступностью;
– обеспечение личной безопасности гражданина и человека;
– обеспечение здоровья нации;
– обеспечение информационной и техногенной безопасности;
– обеспечение экологической безопасности.
К основным направлениям обеспечения внутренней безопасности мы относим: принятие всех возможных мер для выхода России из системного кризиса; осуществление социальных рыночных реформ; снижение остроты социальных противоречий и недопущение обострения социального и политического противостояния; обеспечение защиты российских духовных, интеллектуальных и культурных ценностей; укрепление оборонного потенциала; формирование демократического правового федеративного государства; достижение общественного согласия, здорового социально-психологического и нравственного климата в обществе; защиту жизни, здоровья, имущества, прав и свобод человека, его достоинства; создание условий для развития семьи, ее государственной поддержки; повышение эффективности и уровня образования, рост научно-технического потенциала нашей страны.
Одним из ключевых и трудных направлений политики внутренней безопасности является борьба с преступностью. Сегодня гражданским правам и свободам угрожает не авторитарное государство, не диктатура, а безответственное и преступное злоупотребление свободой. Растущая склонность к насилию является следствием ослабления нравственных норм в обществе. Это обстоятельство, а также организованная преступность, действующая в международных масштабах, угрожают безопасности граждан. Они разлагают правосознание каждого гражданина и подрывают действенность защитной функции государства. Наша партия полна решимости защищать дееспособность государства по всем направлениям, ограждать общество от разрушительных преступных сил. Только государство, сильное в правовом отношении, сможет гарантировать свободу и порядок в обществе.
Другим важным элементом внутренней безопасности является экономическая безопасность. Состояние экономической системы в целом, ее устойчивости и мобильности характеризуют такие показатели, как: диверсифицированная структура экономики, рост производства, высокий уровень и качество жизни большинства населения, низкая инфляция, отсутствие безработицы, незначительное социальное расслоение, хорошее состояние технической базы народного хозяйства, большие расходы на НИОКР, конкурентоспособность, импортная независимость, открытость экономики, небольшой внутренний и внешний долг государства. Наша партия выступает за проведение такой экономической политики, которая будет нацелена на достижение экономической, в том числе продовольственной, безопасности страны.
Еще одним важным направлением внутренней политики мы считаем сбалансированную региональную политику, оптимальное соотношение интересов центра и регионов, республик и областей, находящихся в различных природно-климатических, социально-экономических и этнополитических условиях. Особую угрозу стабильности в стране представляет большой разрыв в уровне жизни отдельных регионов страны (многие регионы практически существуют за счет дотаций из средств федерального бюджета) и региональный и национально-территориальный сепаратизм. Принятие субъектами Федерации нормативных правовых актов и решений, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, является одним из самых опасных факторов, размывающих единое правовое пространство страны.
В условиях глобализирующегося мира внутренняя безопасность не может быть осуществлена без достижения внешней безопасности, а внешнюю безопасность невозможно обеспечить за счет снижения уровня безопасности других стран. Ранее каждое государство обходилось в основном собственными силами для предупреждения и снижения остроты возникающих угроз. В настоящее время многие проблемы внешней безопасности решить в одиночку не представляется возможным, в силу чего требуется объединение усилий всех государств мира. Мир настолько интегрирован, что нереально свести обеспечение внешней безопасности к рамкам национальных границ. Поэтому единственный разумный путь обеспечения внешней безопасности мы видим в достижении определенного баланса интересов России и интересов других стран, определенного компромисса в рамках международной безопасности.
Международная безопасность основывается на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, исключающих решение спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы силой. Ее важнейшими принципами являются равенство и одинаковая безопасность, ненанесение ущерба ничьей безопасности в отношениях между государствами. Особое место в системе международной безопасности мы отводим коллективной безопасности – защищенности интересов государств Организации Договора о коллективной безопасности, куда входит Россия, от внешних угроз, гарантируемых взаимопомощью, сотрудничеством в военной сфере и коллективными действиями по предотвращению и отражению агрессии.
Несмотря на то, что биполярный мир распался, противоборство двух систем – социалистической и капиталистической – ушло в прошлое, вопрос войны и мира не снят с повестки дня. В течение последних десятилетий в мире продолжали происходить региональные и локальные войны, подвергались девальвации базовые принципы международного права, особенно в сфере международной безопасности, периодически возникали зоны нестабильности и хаоса. При этом прослеживались целенаправленные попытки спровоцировать конфликты в непосредственной близости от границ России, в том числе на этнической почве. В таком непростом внешнеполитическом положении мы не можем полагаться только на дипломатические методы снятия противоречий и разрешения конфликтов.
В условиях регулярно повторяющихся мировых экономических кризисов и других потрясений у наших потенциальных противников всегда будет соблазн решить свои проблемы путем применения силы. Именно поэтому наша страна не должна отказываться, тем более в одностороннем порядке, от потенциала ядерного сдерживания. Его необходимо поддерживать на должном уровне, чтобы обеспечить национальную безопасность и безопасность своих союзников по Организации Договора о коллективной безопасности.
Необходимы также механизмы реагирования не только на существующие угрозы. Нужно научиться «смотреть за горизонт», оценивать характер угроз на несколько десятилетий вперед. Эта задача требует стратегического планирования, мобилизации возможностей гражданской и военной науки, алгоритмов достоверного, долгосрочного прогноза по вопросам войны и мира.
Мы не сможем укреплять наши международные позиции, развивать страну, если не будем в состоянии защитить самих себя. Необходимо обеспечить военно-технологическую независимость и быть готовыми дать решительный отпор любому агрессору. Для этого следует разрабатывать и осуществлять программы создания и развития современных, мобильных Вооруженных сил, модернизации оборонно-промышленного комплекса, военного образования, фундаментальной военной науки и прикладных исследований. Размеры и своевременность масштабных ассигнований должны быть в полной мере адекватны возможностям и ресурсам страны.
Без серьезного развития военных исследований не может быть эффективной военной и военно-технической доктрины, не могут действенно функционировать Вооруженные силы. Для этого нужно восстановить потерянные компетенции военных институтов, интегрировать их с развивающейся системой военного образования по образцу гражданских научно-образовательных учреждений. Необходимо развивать партнерство между военными и гражданскими учеными и использовать потенциал наших ведущих университетов и государственных научных центров.
В странах с развитой военной промышленностью научно-технические исследования всегда являются одним из мощных двигателей инновационного роста. Именно исследования и опытные разработки в военной области в случае получения необходимого и достаточного государственного финансирования позволят довести до реализации многие прорывные технологии не только в военной промышленности, но и в гражданских отраслях народного хозяйства. Баланс взаимного влияния военных и гражданских технологий выглядит следующим образом: если в ряде гражданских отраслей (телекоммуникационные системы, новые материалы, ИКТ) технологии являются движущей силой развития военной техники, то в других (авиация и космическая техника) – наоборот, военные разработки дают толчок гражданским отраслям. Такая ситуация требует нового отношения к принципам обмена научно-технической информацией между военной и гражданской наукой.
Необходимо принять меры к тому, чтобы значительно повысился престиж военной службы, чтобы она из повинности превратилась в привилегию. В частности, нужно предоставить дополнительные права военнослужащим, уволенным в запас, при поступлении в лучшие вузы страны. Вооруженным силам необходимо вернуть традиционную роль одного из важнейших социальных лифтов. Военнослужащие должны иметь полный пакет социальных гарантий, адекватный их огромной ответственности: услуги здравоохранения, систему санаторно-курортного лечения, страхование, достойную заработную плату, пенсию и возможность трудоустройства после увольнения.
Вместе с федеральными, региональными и муниципальными органами власти мы должны оказывать всяческую поддержку организациям, подобных прежнему ДОСААФ, в реализации возложенных на них задач. Мы выступаем за объединение усилий государственных и общественных структур по созданию Добровольческого движения в поддержку Вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса. В самих Вооруженных силах необходимо поставить на должный уровень институт военного духовенства.
Современная система национальной безопасности Российской Федерации
О безопасности
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [2] национальная безопасность Российской Федерации формулируется как
Несмотря на многообразие и различие определений, смысл понятия «национальная безопасность» один и в конечном итоге отражает потребность нашей страны в гарантированном обеспечении гражданам условий, необходимых для цивилизованной жизни, совершенствования и развития.
Основой суверенитета любой страны, как известно, является ее национальная безопасность (НБ), обеспечение которой возложено в качестве одной из важнейших функций на государство. Страны, не обеспечивающие свою национальную безопасность, как правило, теряют свой суверенитет, а их внутренняя и внешняя политика определяется другими, более развитыми государствами. Национальная безопасность любого государства является составной частью международной безопасности, которая, в свою очередь, входит в планетарную безопасность.
Необходимо отметить, что, различная трактовка понятия «национальная безопасность» вводит в заблуждение обычных граждан, специалистов и руководителей, а также не способствует формированию наиболее оптимальной, научно-обоснованной системы национальной безопасности России, что, в свою очередь, так или иначе, отражается на процессе реализации мероприятий по обеспечению этого системообразующего вида безопасности страны. По мнению авторов, наступило время применять единый понятийный аппарат, что позволит четко, ясно и однозначно формулировать понятия и термины, касающихся национальной безопасности Российской Федерации и составляющих ее видов. По мнению авторов, использование единого понятийного аппарата позволит повысить эффективность практической реализации мероприятий по обеспечению требуемого сегодня уровня национальной безопасности нашей страны.
Для понимания сущности термина «национальную безопасность России» ее следует рассматривать комплексно с системных позиций, чтобы видеть целостность, сбалансированность, целенаправленность функционирования и саморегулирования, а также другие ее свойства, характеризующие ее как сложную систему определенного качественного уровня. Система национальной безопасности Российской Федерации находится не в вакууме, а функционирует во внешней среде, каковыми являются системы более высокого порядка (уровня) международной и система планетарной безопасности.
С позиций комплексного системного подхода национальная безопасность раскрывается в нескольких аспектах, а именно:
• как составная часть – подсистема систем более высокого уровня, каковыми являются международная и планетарная безопасности;
• как сложная многоуровневая система, включающая свои подсистемы (составные части) более низкого порядка (например, военная, техническая, интеллектуальная, информационная безопасности и их составляющие);
• как внутреннее или внешнее состояние (положение) государства, его отдельных регионов и субъектов, при котором отсутствуют реальные и потенциальные угрозы национальным интересам государства, а при их возникновении – как система мер по обеспечению охраны/защиты интересов граждан, общества и страны.
Очевидно, что по своей сути национальная безопасность Российской Федерации является не национальной, а много- или интернациональной безопасностью, то есть некой совокупностью национальных безопасностей каждого находящейся на территории страны региона и субъекта (республики, автономного округа и автономной области и др.) и каждого населяющего Россию народа. Национальную безопасность России целесообразно рассматривать в виде сложной системы, включающей в себя, по крайней мере, подсистемы пяти уровней (рис.1) [4].
Определение системы, её сущность и функции
В самом общем случае под системой понимается соединение множества элементов, находящихся во взаимосвязях друг с другом (синергичностью ), образующих целостность или составляющих единое целое, обладающих определенным порядком подчиненности (иерархичностью) и выполняющих общую функцию [1]. Очевидно, что о современной системе национальной безопасности России невозможно говорить без учета этого определения. Для понимания сущности современной системы национальной безопасности России авторами в качестве одного из вариантов предлагается следующее определение: «Под системой национальной безопасности России следует понимать комплекс (совокупность) взаимосвязанных элементов (подсистем) – видов и подвидов безопасностей, объединённых в единое функциональное целое, базирующееся на многонациональных долгосрочных интересах, реальных и потенциальных угрозах этим интересам, и на защите этих интересов от внешних и внутренних угроз».
Внутреннее содержание системы национальной безопасности России заключается в единстве функционирования, взаимосвязи и взаимодействии составляющих ее видов (элементов/подсистем) на всех уровнях в различных условиях, включая экстремальные.
Для обеспечения повседневного функционирования системы национальной безопасности государство располагает организационно-штатной структурой органов, сил, средств, различных организаций, реализующих комплекс мероприятий, направленных на охрану/защиту национальных интересов Российской Федерации в целом, ее регионов, субъектов и населяющих их народов в частности.
С процессуальной точки зрения система национальной безопасности России предполагает взаимодействие различных государственных институтов, органов власти, руководителей всех звеньев и уровней, выполняющих задачи в интересах обеспечения и поддержания адекватного в данных конкретных условиях уровня национальной безопасности.
Функциональным назначением системы национальной безопасности России являются:
— определение жизненно-важных, важных и периферийных, долговременных и краткосрочных интересов, и их ранжирование по своей значимости;
— выявление, прогноз и оценка потенциальных и реальных внутренних и внешних угроз, их всесторонний анализ и ранжирование по степени опасности и значимости;
— принятие адекватных соизмеримых с уровнем угроз(ы) мер, необходимых и достаточных для обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации;
— создание благоприятных условий жизнедеятельности и развития, как отдельного гражданина и населяющих нашу страну всех народов и народностей, каждого региона и субъекта РФ, так и всего государства в целом;
— анализ, оценка и прогноз негативных и позитивных факторов обеспечения национальной безопасности, их воздействие на состояние национальной безопасности Российской Федерации и их учет при выборе способов защиты государства и граждан.
О структуре системы национальной безопасности России
Система национальной безопасности России (см. рис. 1) является самостоятельной сложной многоуровневой системой, обладающей определенным порядком подчиненности и имеющей в своей структуре не менее пяти уровней:
1-й уровень системы – национальная безопасность Российской Федерации.
2-й уровень системы – региональная национальная безопасность Российской Федерации (национальная безопасность регионов РФ).
3-й уровень системы – национальная безопасность субъектов Российской Федерации (национальная безопасность субъектов РФ).
4-й уровень системы — виды национальной безопасности (подсистемы НБ).
5-й уровень системы — составляющие видов национальной безопасности (подсистемы видов НБ).
Внесистемным элементом национальной безопасности России, замыкающим систему НБ посредством обратной связи, является ее блок управления, включающий не менее пяти уровней власти (см. рис. 1).
1-й уровень – президент Российской Федерации, Совет национальной безопасности, правительство страны, Государственная дума; 2-й уровень – руководители регионов; 3-й уровень – руководители субъектов РФ и 4-й уровень – должностные лица, в обязанности которых входит организация, дальнейшее развитие и непосредственное руководство национальной безопасностью страны.
Руководители и должностные лица указанных уровней власти определяют назначение и состав системы (подсистемы) НБ на своем уровне, и в пределах своей компетенции, организуют взаимосвязь и взаимодействие ее составных элементов (подсистем), ставят задачи и определяют цели их функционирования, контролируют процесс функционирования, подводят итоги, оценивают достигнутые результаты, определяют эффективность функционирования отдельных элементов/подсистем и системы национальной безопасности в целом и несут персональную ответственность.
Национальная безопасность России базируется на жизненно-важных, важных и периферийных, долговременных и краткосрочных национальных интересах; потенциальных и реальных угрозах национальным интересам; активной и пассивной защите национальных интересов [3, 4].
Под национальными интересами Российской Федерации понимаются объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития, а под угрозами национальной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам [2].
По мнению авторов, в XXI веке первопричиной многих угроз в мире является неравномерность распределения на Земле биологических, минеральных и химических природных ресурсов, на которые претендуют разные (практически все) страны. Угроза национальным интересам России как раз состоит в том, что на ее территории, включая и арктическую зону, находятся огромные запасы различных полезных ископаемых.
Под защитой национальной безопасности следует понимать, прежде всего, комплекс мер, направленных на обеспечение национальной безопасности, предупреждением различного рода угроз, практическую реализацию мероприятий по поддержанию и восстановлению положения (состояния) отдельных регионов, субъектов и страны в целом, общества и граждан, при которых национальные интересы не нарушаются [3, 4].
Очевидно, что при отсутствии угроз национальным интересам, их защита не требуется и, наоборот, при наличии реальных или возникновении потенциальных угроз национальным интересам необходима их защита со стороны государства.
Элементы (подсистемы) системы национальной безопасности всех уровней взаимосвязаны между собой как по вертикали, так и по горизонтали, и постоянно взаимодействуют в процессе функционирования всей системы.
За последние двадцать лет в Российской Федерации сложилась современная система национальной безопасности, функционирование которой создает (поддерживает) необходимые и достаточные условия для нормальной жизнедеятельности и всестороннего относительно устойчивого развития страны, ее регионов и субъектов, общества и граждан в условиях воздействия реальных и потенциальных внешних и внутренних угроз.
Система национальной безопасности, как и любая другая сложная система должна удовлетворять определенным требованиям и обладать, присущими ей, отличительными признаками (свойствами), формирующими ее качественное состояние. Такими признаками (свойствами) современной системы НБ РФ являются:
— совокупность (комплекс) элементов или отдельных подсистем, выполняющих общую функцию;
— взаимосвязь и взаимодействие формирующих систему элементов (подсистем) в процессе их функционирования по прямому назначению;
— объединение элементов (подсистем) в единое функциональное целое;
— автономность и самостоятельность отдельных элементов (подсистем);
— сложная многоуровневая структура взаимосвязанных подсистем (элементов), включающих в себя не менее сложные многоуровневые подсистемы (элементы);
— заданное качество подсистем (элементов), формирующим качественное состояние всей системы;
— устойчивость и способность адаптироваться к постоянно изменяющимся внутренним и внешним условиям;
— потенциальная и фактическая эффективность функционирования;
Кроме того, с позиций комплексного системного подхода современную систему национальной безопасности Российской Федерации следует рассматривать как замкнутую, организующую и организуемую, управляющую и управляемую, динамическую систему.
При системном подходе существующая сегодня система НБ РФ воспринимается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), имеющая вход (задачи), выход (цели), связи с внешней средой (системой планетарной и международной безопасностью) и обратные связи. Такой подход позволяет учитывать природу количественно-качественных характеристик внутренних и внешних взаимосвязей системы, видеть динамику их изменения в пространстве и во времени, выявлять и использовать интеграционные свойства системы, являющиеся результатом внутреннего взаимодействия всех её составных элементов (подсистем).
Созданная к настоящему времени система НБ РФ полностью удовлетворяет требованиям [1], предъявляемым к ней сегодня, а, именно:
— отражает с учетом возможностей государства перечень решаемых в процессе своего функционирования задачи;
— чётко формулирует конкретные цели создания и функционирования системы;
— выявляет, анализирует и оценивает возможные альтернативные пути достижения поставленных целей;
— исключает конфликты и противоречия между целями отдельных подсистем (элементов) и целям всей системы;
— формирует в системе и подсистемах разнокачественные вертикальные и горизонтальные связи и взаимодействия;
— предусматривает усложнение задач, определяет новые цели функционирование системы, адаптацию к изменяющимся внешним и внутренним условиям и дальнейшее развитие;
— придает заданное качество (комплекс свойств) системе, необходимое для надежного функционирования в постоянно изменяющихся современных условиях.
Основной целью функционирования системы национальной безопасности нашей страны является обеспечение таких условий развития России (ее регионов, субъектов и населения), при которых исключено или в максимальной степени ослаблено негативное воздействие различных угроз национальным интересам со стороны одной или нескольких стран, различных организаций и отдельных физических лиц, как внутри страны, так и за ее пределами.
Система НБ РФ функционирует во внешней среде, представленной сложной двухуровневой системой, включающей планетарную безопасность и международную безопасность (см. рис.1).
Составляющие национальной безопасности России
В настоящее время национальная безопасность России в соответствии с [2] включает 16 видов безопасностей, однако по своей значимости и приоритетности эти безопасности не равнозначны. Некоторые виды национальной безопасности, несмотря на то, что они являются ее составляющими, далеко выходят за границы нашего государства. К числу таких безопасностей следует отнести, например, экологическую, военную, интеллектуальную [3, 4] и информационную безопасности. По мнению авторов при нарушении этих составляющих НБ, обеспечение других видов НБ становится практически не возможным.
Кроме того, каждый вид или составляющая НБ сами по себе является сложной системой, состоящей из своих видов и подвидов, так, экологическая безопасность [3], в соответствии с действующими сегодня руководящими документами, включает не менее 14 составляющих или отдельных подсистем.
Виды НБ формируют 4-й уровень системы национальной безопасности, а их составляющие или подвиды/подсистемы — соответственно 5-й уровень. (рис.1).
Выводы
1. В настоящее время в Российской Федерации сложилась система национальной безопасности, функционирующая во внешней среде — системах международной и планетарной безопасностей.
2. Современная система национальной безопасности России представляет собой комплексную сложную многоуровневую закрытую систему, элементы (подсистемы) которой представлены безопасностями различных уровней, взаимодействующими между собой и объединёнными в единое функциональное целое посредством прямых и обратных взаимосвязей.
3. Система национальной безопасности России показала свою работоспособность в сложившихся непростых внешних и внутренних условиях, что объективно подтверждается наличием таких условий, которые дают возможность позитивно развиваться нашему государству, отдельным регионам и субъектам, российскому обществу и отдельным гражданам всех наций и народностей, населяющих многонациональную Российскую Федерацию.
4. Современная система национальной безопасности Российской Федерации динамически развивается, совершенствуется и постоянно адаптируется к стремительно изменяющимся внешним и внутренним условиям.
Очевидно, что единый понятийный аппарат в вопросе национальной безопасности и правильное понимание ее сущности позволит разработать рациональные мероприятия по обеспечению и дальнейшему поддержанию на требуемом уровне безопасности нашей страны.
1. М. С. Бакулина. Системный и комплексный подходы: сходство и различия. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. — Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2011, с. 168-173.
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации //Указ президента РФ от 31.12.2015 года № 683.
3. Дубровин Е.Р., Дубровин И.Р. Экологическая безопасность в системе национальной безопасности России. // Мир человека, том 9, № 1– СП-б.: ГУСЭ, 2009, с. 73-79.
4. Дубровин И.Р., Дубровин Е.Р. Интеллектуальная безопасность. //Мост № 57.– СПб.: 2004, с. 54-55.