Национальное подворье что это
Все, чем удивили национальные подворья на фестивале спорта и культуры народов Кавказа
При посещении национальных подворий, организованных в рамках VII Фестиваля культуры и спорта народов Кавказа, не оставалось сомнений в том, что это действительно фестиваль не только спорта, но и культуры. Представители северокавказских делегаций демонстрировали не только культуру своего народа, но и простую человеческую культуру.
В чем же это выражалось? Вот подходишь к скромному с виду участнику подворья, думая, что это какой-нибудь ремесленник или художник, а перед тобой оказывается директор национального музея, владелец предприятия или даже региональный министр культуры, которые одинаково просты в общении. Вот чем особенными мне показались подворья. Помимо неизменного в таком случае национального колорита, подворья встречали гостей открытостью и радушием. Да и от многих участников фестиваля приходилось слышать слова о дружбе и культурном обмене между народами Кавказа.
Кто, по-вашему, на фотографии?
Надо признаться, сама сперва решила, что это какой-нибудь мастер по изготовлению кинжалов, а оказалось, что это генеральный директор Национального музея Кабардино-Балкарии Феликс Наков, который лично рассказывал каждому желающему о национальных шашках. А все потому, что кандидат исторических наук Феликс Наков по теме черкесских клинков защитил диссертацию, и ему есть что о них рассказать.
При упоминании «черкесских клинков» пришлось даже задуматься над тем, не перепутала ли я павильон. Но оказалось, что у карачаевцев, черкесов, кабардинцев и балкарцев культура во многом переплетается. И вот шашки-то у них оказались исторически общими, с одним названием для всех национальных шашек — «черкесские».
А вот и шашки
А его земляк Руслан Мазлоев занимается весьма интересным художественным мастерством. Арджэн — это циновка, плетенная из рогозы, является традиционным декоративно-прикладным искусством как в Кабардино-Балкарии, так и в Карачаево-Черкесии. Руслан Мазлоев отнесся к древнему искусству по-новаторски, внеся в него долю импрессионизма. На фотографии Феликса Накова на заднем фоне также представлены панно нальчикского мастера.
Плетеное панно ручной работы из рогозы
Делегация из Ставропольского края представила на суд гостей импровизированную казачью избу, изделия декоративно-прикладного искусства и частички наиболее ярких достопримечательностей края.
Вот так выглядит кунацкая
А в детской комнате, по образу старины, как рассказала министр культуры Ставропольского края Татьяна Лихачева, висит люлька, на кровати — лоскутное одеяло, на печи — самовар, а на столе — хлеб (настоящий, между прочим).
По мнению министра Татьяны Лихачевой, фестиваль — это не соревнования, а демонстрация народной самобытности.
— Мы прибыли к вам с новой экспозицией, от фестиваля к фестивалю мы вносим что-то новое в наше подворье. Организация очень хорошая, особенно понравилось открытие фестиваля, — отметила ставропольский министр.
Директор пятигорской фирмы «Темп», а заодно и депутат местного горсовета Светлана Муханина привезла на фестиваль скульптуры и вазы из керамики и фарфора ручной работы. На ее предприятии трудятся 50 художников, которые занимаются лепкой и «процарапкой» (декорирование) керамических изделий.
— Фестиваль — это здорово, он показывает, что мы дружим, обмениваемся традициями. Я дома буду рассказывать о том, что у вас совсем не страшно, как принято считать, а, наоборот, спокойно, — сказала Светлана Муханина.
Одна из мастериц фирмы «Темп» среди ее изделий
И, конечно, казачью культуру нельзя представить без самоваров. 28 самоваров из своих 257 привез в республику частный коллекционер Сергей Брежнев из ст. Новотроицкое Ставропольского края. Правда или нет, но коллекционер утверждает, что собирает их с пяти лет. Большинство из представленных им самоваров относятся к царской эпохе.
Макет слона, установленный на подворье, по словам министра Татьяны Лихачевой, напоминает о том, что Ставрополье — родина «южных» слонов, чьи останки здесь находили не раз.
А в соседнем с этим подворьем, дагестанском, экспозиция не была статичной, а расширялась здесь же. Мастера из различных известных своими талантами дагестанских сел не только показывали готовые изделия, но и создавали на глазах посетителей новые.
Одна из них Магият, из села Балхар, потомственный гончар. На вопрос о том, из какого она поколения мастеров гончарного дела, ответила, что уже и невозможно это посчитать. И, как я поняла, мастерство в ее селе настолько древнее, что в нем явно сбились со счета.
— Сколько мы помним наших предков, у нас все работали с глиняными изделиями. Моя мама этим занималась, и бабушка, и прабабушка, и до них тоже. Я также решила продолжить их дело. Нашу глиняную посуду можно использовать как для декора, так и в быту, — рассказала она.
Сегодня Магият также лепила очередную вазу.
Магият за работой
Магият считает, что гончарство пришло в их село задолго до того, как его опробовали в другом мастеровом селе — Испикске, чья экспозиция расположилась рядом с Магият.
А Магомедали Магомедалиев из села Унцукуль, родины того самого имама Шамиля, знает, какого поколения он мастер. В его роде Анчи он в третьем колене занимается резьбой и росписью по дереву, декорированием настоящих бычьих рогов. Его работа — это не одномоментный труд, но трудоемкая работа, когда порой на создание одного изделия уходит минимум три года кропотливого труда. В его работе используются только высококачественные породы древесины (бук, абрикос, кизил). Сперва дерево сушат, затем придают ему форму и орнамент, полируют и красят. Раньше предки Магомедали орнаментировали дерево серебром, но сегодня этот недешевый металл он заменяет сплавом мельхиора. Своему ремеслу он предан уже 25 лет.
Не хотелось покидать дагестанское подворье, не встретив самых знаменитых дагестанских ремесленных мастеров — кубачинских, из одноименного поселка Кубачи. И действительно, рядом с Магомедали оказался такой мастер. Кубачинец Хидриильяс Ахмедов, как и Магият, не знает, из какого поколения он мастер, в силу старинности того же не знающего исторического счета ремесленного искусства.
В чеченском павильоне можно было не только посмотреть на народные промыслы, художественные работы и музейную экспозицию, но и понаблюдать, как ковровщица ткет на ваших глазах ковер.
В павильоне братского народа можно было встретить чеченского художника, с чьим творчеством наша газета уже знакомила жителей республики. Адем Ильясов работает в необычном стиле — эбру, создавая картины на воде наложением друг на друга слоев акрила. Дома художник преподает в Чеченском государственном колледже культуры и искусств.
Редко кому при жизни доводится удостоиться присвоения своего имени какому-либо учреждению. Обычно это делают после посмертного признания заслуг. Но вот Адем Ильясов такой чести удостоился. Его дочь, потомственный художник Макка Ильясова, трудится в Ойсхарской художественной школе имени своего отца.
Художник здесь же, в павильоне, рисовал свои картины-эбру. Вот он передает готовую картину довольному покупателю.
А в павильоне Северной Осетии шли на ура национальные осетинские пироги и соус, и привезли их не из какой-то забегаловки, а из ресторана «Бавария». Даже можете убедиться в этом по фотографии с опустошенной глиняной посудой. Хотя сами повара советовали мне не фотографировать посуду с остатками еды, мол, не эстетично, но ведь это тоже часть межнационального диалога.
Художник Лида Оздоева рисует картины на не совсем обычном материале — рыбьей коже. Сразу никто и не догадается, если только не рассматривать вблизи.
А художник-модельер Мадина Албогачиева шьет национальную женскую одежду в современной трактовке.
В принципе, модницам есть на что обратить внимание. Такие платья свободно можно не только выставлять в музее, но и надевать на выход.
Многое хотелось показать из подворья Карачаево-Черкесии, но фотоаппарат после десяток снимков предательски разрядился. Успела только запечатлеть рогозового осла.
Заведующая отделением декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесского колледжа культуры и искусств имени А. Даурова Эмма Лапугова рассказала, что экспозиция с ослом — дипломная работа выпускницы колледжа Кристины Кубиевой. Плетение из рогозы — традиционное ремесло в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. По словам Эммы Лапуговой, в старину жизнь предков карачаевцев и черкесов буквально начиналась и заканчивалась плетенным из рогозы ковром. В рогозовый коврик заворачивали усопшего, но также и новорожденные начинали жизнь с заворачивания в подобный коврик.
Надо отметить, что подворья пользовались успехом, порой бывало даже не протолкнуться к той или иной экспозиции, а для каждой фотографии приходилось ждать, пока не исчезнут многочисленные спины посетителей, закрывавших выставку народного мастера. Многое даже и не сфотографировала из-за того, что люди все подходили и подходили к различным экспозициям.
Культура народов Кавказа на выставке действительно бурлила и демонстрировала свое многообразие. Однако не могу не отметить тот факт, что кое-кому за периметром подворий культуры явно не хватало, или, может, она била через край так, что я ее и не распознала.
Я не люблю это утрированное слово «дискриминация», но вот именно с нее для меня и начался фестиваль. А чтоб не показаться субъективной, опишу ситуацию. Фестиваль, как известно, проходил на площади перед ДК Назрани, но вот фейс-контроль начинался еще на городской аллее, где недалеко от ее начала импровизировали контрольно-пропускной пункт сотрудники правопорядка.
Все посетители фестиваля проходили через металлоискатель. Не доходя до него, я увидела, что люди просто проходят через него, и силовики их ни о чем не спрашивают. Но стоило мне пройти через металлоискатель, как меня попросили остановиться и показать содержимое сумки, на что я ответила вопросом о том, почему никого до меня не просили о том же. В ориентировках по розыску преступников я не значусь, а стражи порядка и понятия не имеют, кто я такая, так почему именно моя сумка вызывает у них интерес?! При всей моей непредвзятости объяснить это могу только платком на моей голове. Ну а показывать сумку я отказалась.
Комментировать более это не стану, но уверена, что на любом другом подобном мероприятии это может повториться. Отмечу лишь тот факт, что таким образом блюстители порядка делят людей на сорта, худший и самый подозрительный из которых для них — это люди с религиозной атрибутикой. А для меня люди, закостенелые в своих глупых и дискриминационных предрассудках, это люди, оказавшиеся на задворках цивилизации.
Но хочется закончить на хорошей ноте. В чеченском подворье я увидела двух настоящих старцев в национальной одежде, а еще приятнее было видеть, как взрослая женщина, подойдя к ним, благодарила их просто за то, что они есть. Ей, как и мне, наверное, просто было радостно видеть их как символ наших вайнахских обычаев, кодекса высокой чести и морали. Ведь старейшины для нас всегда были больше, чем просто старики.
Если честно, вид этих старцев был самым приятным для меня на этом фестивале.
Оренбургская область – один из многонациональных регионов России. На территории нашей области проживают представители более 100 национальностей, и она, в свою очередь, стала для них «родным» домом.
Идея строительства культурного комплекса была предложена экс-губернатором Оренбургской области А.А. Чернышевым в октябре 2004 года, и вот, буквально в сравнительно короткие сроки, на проспекте Гагарина вырос культурный комплекс «Национальная деревня», который стал любимым местом отдыха жителей и гостей города, центром проведения различных культурных мероприятий, площадкой для выступлений национальных творческих коллективов. По «деревенским улочкам» и возле чудесного фонтана Дружбы, переливающегося по вечерам всеми цветами радуги, гуляют родители с детьми, назначают свидания влюблённые, встречаются друзья. Сюда приезжают молодожёны, чтобы возложить цветы и сделать памятные фотографии.
В национальных подворьях гости знакомятся с историческими и культурными традициями разных народов, их национальными особенностями, жизненным укладом и национальными костюмами.
Уникальный проект создан и воплощён для того, чтобы жители Оренбуржья больше знали об истории, культуре и национальных традициях каждого народа, с уважением относились к ним, помогали сохранить дух нации и передать его молодому поколению.
К участию в этом культурном проекте были приглашены десять национально-культурных объединений. Это количество определилось с учётом численности этнических групп в многонациональном Оренбуржье. Доля русских в составе населения региона составляет – 73,9 %, татар – 7,6 %, казахов – 5,8 %, украинцев – 3,5%, башкир – 2,4%, мордовы – 2,4%, немцев – 0,8%, белорусов – 0,4% и армян – около 0,5%.
Строительство комплекса развернулось в 2005 году на неухоженной территории.
Местонахождение культурного наследия (на проспекте Гагарина, за памятником первого российского космонавта Ю.А. Гагарину), на наш взгляд, символично. Как когда-то, в далёком 1961 году Юрий Гагарин своим полётом в космос объединил все проживающие на территории России национальности, так и сегодня за «его плечами» объединены 119 народностей, проживающих на территории Оренбургского края.
В июле 2007 года широко и празднично открылось первое, украинское подворье. После него с песнями, танцами, национальными гуляниями и традиционными блюдами народной кухни свои двери распахнули башкирский, казахский, русский, татарский, мордовский, белорусский, немецкий, армянский и чувашские дома. Открытие каждого подворья запомнилось оренбуржцам как красочное событие в культурной жизни нашего края, ведь это были настоящие торжества! Звучали народные песни, исполнялись яркие, зажигательные, искромётные танцы артистов в национальных костюмах, проводились весёлые конкурсы.
Во всех десяти подворьях предусмотрены музеи истории, культуры и быта, библиотеки с литературой на родном языке, кафе или рестораны национальной кухни, редакции газет на родных языках, офисы национально-культурных центров. На их территории располагаются экспозиции и предметы этнографии, отражающие быт и культуру этнических общностей.
Яркие, торжественные и красочные церемонии открытия всех десяти подворий возглавлял экс-губернатор Оренбургской области Алексей Андреевич Чернышев. В открытии украинского дома участвовал Временный поверенный в делах Украины в Российской Федерации Леонид Осаволюк, башкирского – Президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов. В том же 2007 году свои двери распахнуло казахское подворье.
В 2008 году состоялось открытие очередных четырёх подворий – мордовского, белорусского, немецкого и русского. В праздничных торжествах участвовали Президент Республики Мордовия Николай Меркушкин, Советник – Посланник посольства Республики Беларусь в РФ Владимир Павлович, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики ФРГ в России г-н Юрген Шмидт, министр культуры РФ Александр Авдеев.
В июне 2009 года на празднование по случаю открытия татарского подворья прибыла делегация Республики Татарстан во главе с Председателем Госсовета Фаридом Мухаметшиным, а в августе ленточку армянского дома перерезал Президент Республики Армения г-н Серж Саргсян.
Уникальный культурный комплекс «Национальная деревня» способствует укреплению дружбы и межнационального согласия в регионе, духовному взаимообогащению людей, воспитанию уважительного отношения друг к другу.
Культурный комплекс «Национальная деревня» — своеобразный музей под открытым небом, ставший символом дружбы, любви и единения
Елена Архипова
Культурный комплекс «Национальная деревня» — своеобразный музей под открытым небом, ставший символом дружбы, любви и единения
Оренбургская область – один из многонациональных регионов России. На территории нашей области проживают представители более 100 национальностей, и она, в свою очередь, стала для них «родным» домом.
Идея строительства культурного комплекса была предложена экс-губернатором Оренбургской области А. А. Чернышевым в октябре 2004 года, и вот, буквально в сравнительно короткие сроки, на проспекте Гагарина вырос культурный комплекс «Национальная деревня», который стал любимым местом отдыха жителей и гостей города, центром проведения различных культурных мероприятий, площадкой для выступлений национальных творческих коллективов. По «деревенским улочкам» и возле чудесного фонтана Дружбы, переливающегося по вечерам всеми цветами радуги, гуляют родители с детьми, назначают свидания влюблённые, встречаются друзья. Сюда приезжают молодожёны, чтобы возложить цветы и сделать памятные фотографии.
В национальных подворьях гости знакомятся с историческими и культурными традициями разных народов, их национальными особенностями, жизненным укладом и национальными костюмами.
В облике русского подворья прослеживаются традиции русского зодчества, когда дом, церковь строили без единого гвоздя.
Центральное здание выполнено в форме большого терема с характерными столбами, балконом, двухскатной крышей.
Дом-музей представляет собой сруб-пятистенок. На территории подворья расположены банька, колодец, стилизованная мельница.
В декоре всех построек использована резьба по дереву – метод украшения экстерьера посредством вырезания на внешних деревянных элементах разнообразных фигур и орнаментов. Выбор такого оформления объясняется исконными русскими традициями деревянного зодчества.
Что же касается внутреннего убранства музея, то оно выдержано в стиле традиционной русской избы XVIII-XIX вв. : отдельное помещение отведено под воссоздание элементов пуховязального промысла и экспозицию знаменитых оренбургских паутинок.
Казахское население по численности занимает третье место, составляя почти 6 % жителей.
С казахским народом наш край объединяет общая историческая судьба и проверенная десятилетиями дружба. Кроме того, с Оренбургским краем тесно связана творческая деятельность известных казахских поэтов, писателей, просветителей и государственных деятелей.
У казахского народа имеется своя древняя и нравственная культура, традиции и обычаи, которые живут в символике, обрядах, национальной кухне.
При создании украинского подворья использовались наиболее характерные,узнаваемые элементы быта украинцев: белёная хата, с крышей из соломы, расписанная в традиционной манере, плетни, колодец, уличная печь и аист, свивший гнездо.
Экспозиция музея украинской культуры и быта насчитывает более 1000 экспонатов, которые бережно собирались не только в Оренбургской области, но и были привезены из Львовской и Луганской областей Украины.
Среди всего многообразия экспонатов особое внимание привлекают вещи, чудом сохранившиеся в сундуках и чуланах. Им более 200 лет и именно они являются самыми красноречивыми «рассказчиками» истории украинской нации. Это утюги, старинные прялки, топоры и рубели, гармонь, которая отметила свой 100-й день рождения, женский гуцульский костюм, вышитые платки.
На территории башкирского подворья создан неповторимый архитектурно-ландшафтный ансамбль, отражающий особенности быта, жизненного уклада башкир Оренбуржья. Это и дом с шатровой крышей, и площадка для сабантуев, и конский дворик.
Исконным промыслом башкир является пчеловодство, это и нашло своё отражение в архитектуре построек башкирского подворья, которые выполнены в форме сот. Также на территории подворья установлены ульи, воспроизведён традиционный способ добычи мёда, поскольку его называют «золотом» Башкортостана.
В башкирском доме-музее представлены предметы быта, национальные костюмы, книги, документальная экспозиция, посвящённая этногенезу и этнографии башкирских родов.
На территории подворья открыт центр изучения башкирского языка и культуры. Работает ресторан башкирской кухни.
Здание музея – старый добрый бревенчатый сруб, украшенный традиционной резьбой. В нём есть всё необходимое для жизни – от печи и младенческой люльки в доме до телеги и колодца во дворе. Кропотливо собирались экспонаты для историко-этнографического музея – старинная утварь, орудия для сельскохозяйственных работ, традиционный текстиль и многое другое. В музеенаходятся чучела животных: кабана, лося, медведя, лисы. Это связано с тем, что одним из главных занятий мордовского народа были охота и бортничество. Около 70 % экспонатов переданы в дар музею жителями Северного и Пономарёвского районов, которые являются районами компактного проживания мордвы.
Постройки немецкого подворья выдержаны в двух стилях. В облике основного дома узнаётся архитектура Германии, а здание музея представляет собой образец жилища оренбургских меннонитов, где под одной крышей объединены жилые и хозяйственные помещения. Интерьеры также приближены к традиционным – столовая со старинным буфетом и подлинной утварью, гостиная с множеством старинных фотографий и текстиля, сакральная комната, где хранятся католические и лютеранские молитвенники, спальня.
Армянское подворье выполнено в кавказских архитектурных традициях. В декоре предпочтение отдано натуральным материалам, в частности камню. На территории подворья воссоздан характерный для Армении природный рельеф с небольшим водопадом.
В музейной экспозиции представлены подлинные предметы быта XVII-XIX вв., национальные костюмы, музыкальные инструменты. Никого не оставят равнодушными панорамные картины, отображающие значимые события истории армянского народа, неповторимый колорит национальных мелодий
Культуру и быт белорусов по традиции представляет не только этнографический музей, но и ресторан национальной кухни «Журавiнка».
Для многих жителей появление татарского подворья стало желанным событием, ведь теперь это – место единения и духовного сближения людей разных культур и традиций.
На территории татарского подворья разместились:
— редакция татарской газеты «Яна Вакыт»;
— ресторанно-гостиничный комплекс – двухэтажная постройка с элементами восточной архитектуры, венчает которое крыша в виде двух «тюбетеек»;
— торговый домик, облицованный камнем-ракушечником.
Малые Карелы Музей «Малые Карелы»- крупнейший в России музей деревянного зодчества под открытым небом. Расположен в Архангельской области, на правом берегу.