Национального реестра российской федерации что это
Реестр надежных поставщиков
Национальный реестр надежных поставщиков представляет собой платформу для сбора и обобщения информации о наиболее надежных и добросовестных организациях, участвующих в государственных и коммерческих закупках на территории РФ.
Главной новацией Национального реестра является создании единой базы поставщиков с максимально широким отраслевым охватом и прозрачными методиками включения. В реестр попадают только проверенные и сертифицированные организации.
Инициативная группа с 2016 года вела работы по подготовке и запуску проекта. За это время были сформированы основные цели, принципы ведения и структура реестра.
Обязанность по ведению и формированию национальной базы поставщиков возложена на АНО «НРНП».
Так, основными целями создания Национального реестра поставщиков товаров, услуг и работ являются:
Основными принципами формирования и ведение Национального реестра являются:
Реестр состоит из трех уровней:
3-й Уровень содержит информацию о компаниях и предпринимателях, не прошедших сертификацию, но показавших достаточно высокий уровень надежности. Такие компании являются первыми претендентами на внесение.
2-й Уровень содержит информацию и поставщиках, прошедших процедуру сертификации на соответствие требованиям стандартов, разработанных держателем реестра и государственных стандартов ГОСТ Р ИСО (ISO) системы: менеджмента качества, экологического менеджмента и условий труда.
1-й Уровень (высший) содержит информацию об организациях, прошедших сертификацию 2-го уровня и имеющих оценку опыта и деловой репутации согласно стандартам ГОСТ Р 66.
О Национальном Реестре Надежных Поставщиков
НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЕСТР НАДЕЖНЫХ ПОСТАВЩИКОВ
финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как поставщиков товаров, работ и услуг и партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации
Целями создания НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЕСТРА НАДЕЖНЫХ ПОСТАВЩИКОВ являются:
Создание информационной базы данных организаций и индивидуальных предпринимателей, участвующих в экономической деятельности и заявивших о себе как о надежных поставщиках товаров работ и услуг;
Содействие предпринимательской деятельности, путем предоставления российским и иностранным организациям и предпринимателям необходимой информации для выбора партнеров из числа российских организаций и предпринимателей;
Содействие повышению конкурентоспособности производимых отечественных товаров, услуг и результатов интеллектуальной деятельности;
Повышение доверия к российским предпринимателям на внутреннем рынке и за рубежом, в том числе для потенциальных инвесторов;
Объективное оценивание степени соответствия поставщиков требованиям ГОСТ, ГОСТ Р ИСО и другим стандартам, нормам и правилам;
Предоставление полной и объективной информации заинтересованному лицу (заказчику), о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, финансовая и экономическая деятельность, а также репутация и надежность которых подтверждена в соответствии с ГОСТ, ГОСТ Р и другими стандартами, нормами и правилами, предъявляемыми к поставщикам товаров, работ и услуг;
Совершенствование механизмов отбора добросовестных поставщиков товаров, работ и услуг для:
НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЕСТР НАДЕЖНЫХ ПОСТАВЩИКОВ — это проект, направленный на выявление и поддержку наиболее эффективных производителей товаров, работ и услуг. Реестр будет объединят не только добросовестных поставщиков, но и организации, занимающиеся подтверждением соответствия, что поможет исключить монополизацию и продвижение одной системы. Реестр должен повысить эффективность исполнения контрактов в рамках госзаказа и стимулировать развитие механизмов государственно-частного партнёрства.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЕСТР НАДЕЖНЫХ ПОСТАВЩИКОВ представляет собой единый автоматизированный ресурс учета данных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, который ведется в электронном виде Автономной некоммерческой организацией по формированию реестра надежных поставщиков «НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЕСТР НАДЕЖНЫХ ПОСТАВЩИКОВ» (АНО «НРНП»)
Проект осуществляется при поддержке крупнейших отраслевых профессиональных объединений России и стран-участниц ЕАЭС Республики Казахстан и Республики Беларусь.
Национальный реестр специалистов
Стоит отметить, что квалификация и опыт данных специалистов должны быть подтверждены на официальном уровне, то есть они должны быть аттестованы.
Требования законодательства о наличии в штате компании сотрудников, включенных в национальный реестр специалистов
Отметим, что согласно нормам Градостроительного кодекса РФ руководители всех компаний, имеющих членство в СРО или желающих его получить, должны включить в национальный реестр как минимум двух специалистов.
Если руководители не подтвердят наличие в штате хотя бы двух сотрудников, включенных в НСР, то их компания будет исключена из СРО и потеряет право на выполнение работ, для которых это членство является обязательным условием.
не смогут заключать новые договоры строительного подряда с застройщиками;
участвовать в торгах и конкурсах.
Кроме этого, их проекты не пройдут экспертизу, а уже построенные объекты не будут сданы в эксплуатацию.
Порядок включения и исключения сведений о физическом лице в национальный реестр специалистов, а также перечень направлений подготовки, специальностей в области строительства получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства, утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Кому обязательно нужно вносить сведения о специалистах в национальный реестр специалистов
Действующее законодательство четко регламентирует ситуации, в которых предприятие обязано быть членом СРО и, следовательно, предоставлять сведения о двух или более сотрудниках в национальный реестр специалистов.
Это актуально, если планируется:
строить, реконструировать объекты дороже 3 миллионов рублей;
выполнять планирование, изыскания для проектов дороже 3 миллионов рублей;
участвовать в конкурсах, аукционах, тендерах на государственном или муниципальном уровне.
Если компания не внесёт сведения о двух или более штатных специалистах в национальный реестр специалистов, то членство организации в СРО будет приостановлено.
В дальнейшем оно может быть и вовсе аннулировано, то есть компания будет исключена из СРО и утратит все допуски на проведение строительных, проектировочных, инженерных работ.
Зачем надо вносить специалистов в национальный реестр специалистов
Национальный реестр специалистов был создан для повышения качества услуг в сфере капитального строительства. Сам факт наличия зарегистрированных в национальном реестре специалистов сотрудников служит гарантией высокой квалификации и профессионализма компании-исполнителя. Наличие включенных в НРС специалистов дает право на членство в СРО и выполнение работ, перечисленных в Градостроительном кодексе.
Внесение специалистов в базу — обязательное условие для заключения новых договоров с региональными операторами и застройщиками, участия в тендерах, госзакупках и конкурсах, прохождения экспертиз и введения уже построенных объектов в эксплуатацию.
Привилегии для компании – члена национального реестра специалистов
Компания, являющаяся членом национального реестра специалистов, может получить следующие привилегии:
участие в структуре СРО;
выход на подрядные торги (тендеры);
возможность участвовать в государственных закупках.
Пакет необходимых документов для включения специалистов в реестр
Чтобы включить данные о специалисте в национальный реестр специалистов, организации надо представить такие документы:
заявление (пишется по образцу);
копия паспорта специалиста (1 страница и прописка);
контактные данные специалиста;
копия трудового договора со специалистом;
должностные инструкции, которые предусматривают выполнение определенной трудовой функции, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ.
копия трудовой книжки;
копия диплома о высшем образовании;
удостоверение о повышении квалификации;
для граждан других стран — разрешение на работу;
копия СНИЛС (для граждан РФ);
справка об отсутствии судимости.
Требования к специалистам для включения в реестр
К специалистам для включения в национальный реестр специалистов предъявляются следующие требования:
Наличие высшего образования по одной из специальностей, указанных в Приказе Минстроя 668/пр от 06.04.17;
Стаж работы на инженерных должностях – не менее трёх лет с момента получения диплома о высшем или среднем специальном образовании;
Общий трудовой стаж по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства – не менее десяти лет;
Повышение квалификации или прохождение переподготовки по направлению в области строительства не реже одного раза в пять лет.
Процедура внесения данных о специалистах в национальный реестр специалистов
Сотрудникам организаций присваивают статус члена НРС только в случае:
соблюдения стандартов оформления заявления;
наличия полного пакета требуемых документов;
подтверждения подлинности копий работодателем или нотариусом;
соответствия представленных копий документов оригиналам.
Процедура внесения данных о специалистах в НСР осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе специалист подает заявление на включение его данных в Национальный реестр специалистов, а также представляет требуемые документы.
На втором этапе предоставленные данные проверяет комиссия национального реестра специалистов по следующим пунктам:
подлинность документов. То есть, нет ли подделок среди документов;
действительно ли специалист получил образование в указанном вузе;
соответствует ли действительности информация о стаже и квалификации работника.
На последнем третьем этапе при завершении этой процедуры принимается соответствующее решение.
Возможны следующие решения комиссии:
— внесение данных специалиста в реестр. Информация заносится в базу данных в течение 14 дней;
— возврат заявления. Заявление возвращается кандидату, если были выявлены несоответствия в полученных документах.
— отклонение заявления. Существуют некоторые факторы, по которым можно получить отклонение заявки на членство:
ложная информация в предоставляемых документах;
наличие действующей судимости;
удаления гражданина из членства национального реестра специалистов до трех лет назад.
— приостановка рассмотрения заявления на 7 дней. Это происходит в случае нехватки документов.
Формат доступа к данным специалистов реестра
Доступ к информации о специалистах Национального реестра специалистов представлен в двух форматах:
Общедоступный доступ к информации о специалистах реестра
При общедоступном доступе можно получить следующую информацию:
дата внесения в реестр или дата решения об исключении сведений о таком физическом лице из реестра;
вид осуществляемых физическим лицом работ (организация выполнения работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства).
Закрытый доступ к информации о специалистах реестра (только для членов СРО)
При таком формате доступ имеют только члены СРО.
При закрытом доступе можно получить следующую информацию:
данные о работодателе;
информация о стаже специалистов и наличии допуска к работе.
Таким образом, существуют два способа получения информация о специалистах реестра:
Закрытый доступ (только для членов СРО)
дата внесения в реестр;
вид осуществляемых работ.
данные о работодателе;
информация о стаже специалистов и наличии допуска к работе.
Исключение специалиста из национального реестра специалистов
Исключить специалиста из НСР могут по нескольким причинам. Во-первых, добровольное исключение по заявлению. Во-вторых, если потребовались средства фонда СРО, чтобы исправить последствия некорректных действий специалиста.В-третьих, в случае вынесения судебного решения о признании недобросовестности данного исполнителя. Такие строгие меры позволяют защитить сферу строительной деятельности от деятельности фирм с неквалифицированным персоналом.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Национальный реестр специалистов. Что это и как в него попасть
Для чего нужен реестр НРС
Национальный реестр специалистов представляет собой цифровую базу, объединяющую сведения о всех профессионалах, имеющих право работать в сфере строительства, инженерных изысканий и архитектурного проектирования. Реестр является общедоступным, и найти информацию по любым экспертам, входящим в данный перечень, можно на официальных ресурсах НОСТРОЙ и НОПРИЗ.
Программа по внесению специалистов в НРС НОСТРОЙ была разработана для решения следующих задач:
Компании, которые успешно подали документы на включение сотрудников в НРС и получили информацию об их внесении, могут рассчитывать на членство в СРО. Оно дает фирмам право на участие в тендерах и государственных закупках.
Если раньше требования к квалификации работников устанавливали непосредственно саморегулируемые организации, то теперь в этой сфере действует государственный контроль. Он позволяет достичь большей прозрачности работы строительных компаний, сократить число мошенников и ненадежных фирм.
Внесение специалистов в единый реестр регламентируется действием следующих законопроектов:
Прежде, чем решать вопрос со вступлением в реестр, лучше всего тщательно ознакомиться с содержанием законопроектов.
Что нужно для включения специалиста в базу
Для включения нового специалиста в НРС требуется сначала проверить его соответствие заявленным в законодательстве критериям. Если все они в отношении данного сотрудника соблюдаются, то он сам может подать документы непосредственно в НОСТРОЙ или НОПРИЗ, в зависимости от вида деятельности, которой он занимается..
Сотрудники этих организаций присваивают статус члена НРС только в случае:
Поэтому внимательный подход к подготовке документов позволит избежать проволочек и сразу получить информацию о вступлении в реестр.
Перечень необходимых документов
Когда претендент точно подходит под требования Национального реестра специалистов, остается только подготовить полный пакет документов
Первое, что необходимо будет сделать – заполнить заявление с указанием данных кандидата и видом работ, которые он выполняет. К нему необходимо приложить следующую документацию:
При отсутствии хотя бы одного необходимого документа, они могут быть не приняты. Поэтому мы рекомендуем внимательно ознакомиться с законодательными актами или обратиться за помощью к профессионалам.
Требования к специалисту
Не каждый сотрудник, работающий в области строительства, может попасть в НРС. Чтобы обеспечить себе право попасть в национальный перечень, специалист должен обладать:
Все требования к специалисту НРС должны быть строго соблюдены. В противном случае ему будет отказано во включении.
Основания для отказа внесения реестр и исключения из него
После подготовки документов, они отправляются в НОСТРОЙ или НОПРИЗ, как напрямую, так и с помощью СРО-оператора НРС. Заявление рассматривается в течение 2 недель, и выносится решение о включении или не включении специалиста в реестр. Если в самих документах выявлены какие-либо несоответствия, то они будут отправлены адресату обратно в течение 5 дней. Причины отрицательного ответа сообщаются специалисту. Поводом для отказа может быть:
Исключить специалиста из реестра могут по нескольким причинам. Во-первых, добровольное исключение по заявлению. Во-вторых, если потребовались средства фонда СРО, чтобы исправить последствия некорректных действий специалиста. В-третьих, в случае вынесения судебного решения о признании недобросовестности данного исполнителя. Такие строгие меры позволяют защитить сферу строительной деятельности от деятельности фирм с неквалифицированным персоналом.
Национальный реестр надежных поставщиков вывел госзакупки в России на принципиально новый уровень
В России уже работает Национальный реестр надежных поставщиков – база добросовестных контрагентов, рекомендованных для исполнения госзаказов
Госзакупки – сложный механизм, неизбежно сопровождаемый серьезными трудозатратами и финансовыми расходами. Заказчик, планирующий провести тендер, вынужден оценивать претендентов по многим количественным и неколичественным параметрам. Материально-техническая база, кадровый потенциал, наличие референтных проектов в прошлом – лишь некоторые критерии. Ещё одним решающим фактором была и остаётся репутация потенциального контрагента, от которой зависит если не все, то очень многое. Для эффективного и безопасного конкурсного отбора в госзаказах был создан беспрецедентный для России ресурс – Национальный реестр надежных поставщиков.
Резюме
Национальный реестр поставщиков – проект с масштабной государственной поддержкой, созданный для плодотворного и безопасного взаимодействия между участниками тендеров. Ведется в формате постоянно обновляемой электронной базы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Создатель и держатель – некоммерческая автономная организация «НРНП». Участие добровольное и бесплатное для всех членов. Данные постоянно актуализируются и находятся в открытом интернет-доступе. Поиск на сайте осуществляется по наименованию субъекта, а также идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН).
Главная цель, которую поставили перед собой авторы идеи – поддержка добросовестных производителей товаров, а также поставщиков услуг. По задумке создателей сюда должны войти компании, которым удалось заявить о себе как о честных и благонадежных бизнес-партнерах. Таким образом заинтересованные лица получат доступ к всероссийскому регистру малого и среднего бизнеса, готового участвовать в тендерах и отвечающего требованиям «закупочных» законодательных актов. К ним относят Федеральные законы 44-ФЗ, 223-ФЗ, 53-ФЗ, 275-ФЗ.
На официальном портале сервиса также ведется онлайн-учет уполномоченных органов, занимающихся сертификацией и руководствующихся в работе положениями закона 184-ФЗ. Этот список уже сейчас включает около 15 аккредитованных центров из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Белгорода, Самары, Тулы. Впрочем, учитывая тот факт, что рассмотрение проходит дистанционно, подать заявку может любое юридическое лицо или ИП, независимо от географической принадлежности на территории РФ. Как ожидают создатели, Единый перечень сертифицирующих центров станет действенным инструментом борьбы с монополизмом в отечественной стандартизации.
Почему это жизненно важно для российского бизнеса?
Уже сейчас очевидно, что систематизация и учет проверенных контрагентов в нашей стране были лишь делом времени. На западе подобные регистры давно стали привычной практикой, которая заметно облегчает жизнь не только государству, но и предпринимательскому сообществу. Так, схожие модели на протяжении многих лет успешно работают в Германии, Великобритании, Франции. Сегодня организаторы госзакупок в России также получили возможность выбирать подрядчиков, сводя к минимуму потенциальные риски. В свою очередь предпринимателям гарантированы многочисленные конкурентные преимущества при участии в торгах.
— Дополнительные квалификационные баллы.
— Приоритетное взаимодействие при формировании начальной максимальной цены контракта.
— Возможность заключения прямых контрактов и участия в неконкурентных закупках.
— Максимальная информационная поддержка.
Важнейшая особенность, которая во многом обеспечивает работоспособность всей системы – проведение ежеквартальных плановых ревизий со стороны держателя. Учитывая тот факт, что состояние отечественной стандартизации далеко от идеального, такой систематизированный подход действительно выглядит как свет в конце туннеля. Можно сказать, что после многолетнего господства тотальной бюрократии и коррупции в сфере сертификации наконец появилась независимая структура, взявшая на себя реальную ответственность за репутацию участников госзакупок.
Принцип строгого контроля не менее важен для самих членов. Он позволяет своевременно выявлять, а также устранять любые возникшие проблемы и недочеты.
Многоуровневая система – объективный отбор
Новая для нашей страны сертификационная экосистема имеет продуманную трехуровневую структуру, обеспечивающую справедливый подход всем субъектам. Это позволяет свести к минимуму негативные моменты, с которыми часто сталкиваются заказчики при выборе исполнителей.
— 1-й уровень (высший). Юрлица и ИП, полностью соответствующие положениям ГОСТ Р 66, введенным в действие Росстандартом.
— 2-й уровень. Компании, соответствующие внутриотраслевым нормативам. Методики, по которыми они проверяются, разработаны АНО «НРНП» либо согласованы с ней. Обязательно наличие трех сертификатов ГОСТ Р ИСО (менеджмент качества, условия труда, экологический менеджмент).
— 3-й уровень. Потенциальные участники, уже показавшие себя опытными деловыми партнерами. Они самостоятельно предоставляют необходимые сведения и считаются первоочередными претендентами на полноценное членство.
Регламент вступления
Подать заявку на включение в НРНП можно в одном из специализированных аккредитованных центров. Полный список АЦ доступен на портале сервиса. Стандартная процедура выглядит следующим образом:
Претендент заполняет и подаёт онлайн-заявление по установленной форме, размещенной на официальном сайте ресурса.
2. Аккредитованный орган предварительно проверяет предприятие согласно установленным регламентным требованиям. При выявлении несоответствий выдаётся заключение с развернутыми письменными рекомендациями по их устранению. После этого проводится повторная проверка.
3. В случае вынесения положительного решения кандидат предоставляет полный пакет необходимых документов. Обязательно наличие двух действующих сертификатов ИСО (9001-2015 и 14001-2016), а также ГОСТ 54934-2012.
4. Уполномоченные сотрудники проверяют документацию на предмет достоверности и легитимности. После этого проверяющий орган пересылает документы в адрес секретариата АНО.
5. Финальный этап – внесение соответствующей записи и выпуск цифрового Свидетельства. Для заверения используют усиленную квалифицированную электронную подпись.
В большинстве случаев данные вносятся на протяжении трех рабочих дней (в период карантинных ограничений возможны задержки). Свидетельство действительно в течение трех лет с момента выдачи. Важное требование – успешное прохождение ежеквартальных плановых ревизий.
Прозрачные условия для заказчиков
Частные и госзаказчики, использующие новый ресурс учета, получают бесплатный доступ к информации об исполнителях, необходимой для жизнеобеспечения конкурсных торгов. В частности, в их распоряжение предоставлены актуальные сведения о финансовом положении, включающие финпоказатели по итогам завершенного налогового периода. Это минимизирует риски и сводит к нулю вероятность заключения контрактов с недобросовестными агентами.
Помимо этого, зарегистрированным пользователям доступна следующая информация.
Полное и сокращённое наименование субъекта.
— Регистрационный номер свидетельства о включении в НРНП.
— Текущий статус (действующий, актуализирован, остановлен, исключен).
— Сведения о госрегистрации.
— Инициалы и прямые контакты руководителя и/или собственника.
— Адрес места нахождения.
— Заключение о соответствии, полученное по результатам ревизии ответственного АЦ. Дата проведения последних контрольных мероприятий.
Коммерческая сертификация
Ведение Реестра – не единственная задача, возложенная на автономную организацию. Помимо этого она имеет право на осуществление коммерческой деятельности, в рамках которой занимается добровольной оценкой предприятий разных сфер промышленности, коммунального и сельского хозяйства. Отзывы компаний, уже воспользовавшихся такой услугой, свидетельствуют о профессиональном подходе команды Нацреестра.
Оценка нематериальных критериев участников закупок – процедура, к которой подходят с особой щепетильностью. Как несколько десятилетий назад, так и сегодня её серьёзно осложняет отсутствие единой модели добровольной сертификации. На отечественном рынке представлены без преувеличения тысячи СДС (в том числе внутренние, как в случае с Газпромом). Эксперты неоднократно подчеркивали: избежать полного хаоса в этом вопросе поможет только введение унифицированного механизма, который бы отвечал запросам одновременно всех отраслей, от бытовых услуг и HoReCa до сельского хозяйства и тяжелой промышленности. Именно такие амбициозные, но вполне достижимые цели ставит перед собой Национальный реестр надежных поставщиков. Сертификат организации имеет все шансы стать единым стандартизированным решением для бизнеса, желающего активно участвовать в закупках. Ожидается, что это произойдет уже в обозримом будущем.
Как это выглядит на практике?
Первым шагом стала разработка базового нацстандарта СТО Р 66.57676-2017.03-20, определяющего ключевые принципы, на которых должна строиться закупочная деятельность в РФ. Для предприятий, претендующих на звание благонадежных контрагентов, был составлен подробный список условий. При этом разработчики ориентировались преимущественно на опыт, существовавший на тот момент в строительной отрасли. Новый СТО успешно прошел регистрацию и уже считается рекомендательным для компаний-участниц конкурентного отбора в рамках госзаказов. Срок действия – 3 года (требуется прохождение ежегодного ревизионного контроля).
Ещё один собственный стандарт организации – СТО НРНП-2019. Проверяемого заявителя анализируют на соответствие Федеральным законам 44-ФЗ и 223-ФЗ. Также оценивают его нематериальные критерии: опыт и бизнес-репутацию. При этом ответственные ревизоры оставляют за собой право инспектировать субъект предпринимательской деятельности во внеплановом порядке при поступлении каких-либо жалоб или претензий со стороны третьих лиц. Срок действия сертификата – 1 год.
С регламентом, а также правилами и условиями НРНП можно в любой момент ознакомиться на официальном сайте сервиса.