Национальность на что влияет
Влияет ли этническая принадлежность на предрасположенность к определённым видам спорта?
Правда ли некоторые народы особенно хороши в конкретных видах спорта?
Разбираемся вместе с врачом-генетиком.
Уверены, многим знакомо имя Мохаммеда Али. Легендарный американский боксёр и олимпийский чемпион. Его дочь пошла по стопам отца и тоже стала чемпионкой мира по боксу. Другой пример: Анатолий Тищенко, российский гребец-байдарочник, дважды чемпион мира, его сын — семикратный чемпион мира по гребле на байдарке. Мы это вот к чему: складывается впечатление, что этническая принадлежность влияет на успех человека в определённом виде спорта. Выясним, так ли это.
Учёным пока не удалось обнаружить конкретного гена, который бы отвечал за успех представителя какой-либо расы или народности в спорте.
Зависит ли предрасположенность к спорту от этнической принадлежности?
Считается, что самые быстрые бегуны в мире — кенийцы, лучшие фигуристы — японцы и русские, сильные борцы — кавказцы. Как объяснить то, что разные народы успешны в определённых видах спорта? По словам врача-генетика и биоинформатика Дмитрия Никогосова, однозначного ответа у генетиков на этот вопрос пока нет. Семь лет назад ученые исследовали генетические данные африканских бегунов и выяснили, что генетика не может полностью объяснить их успехи в спорте.
Дмитрий: Гораздо важнее физические показатели, приобретённые в процессе тренировок. То же касается и других спортивных направлений. Но есть некоторые индивидуальные особенности, которые действительно различаются в зависимости от популяции. Например, средний рост: у представителей африканского племени масаи он составляет порядка 190 см. В некоторых спортивных направлениях такой высокий рост даёт определённые преимущества.
По словам эксперта, на успехи в конкретном виде спорта влияет и сложившаяся система работы с атлетами. Если говорить о России, то мы по праву можем гордиться нашей школой фигурного катания. При этом в составе российской сборной по этому виду спорта есть представители различных национальностей. Тренер России по фигурному катанию Этери Тутберидзе подготовила чемпионов и для других стран — Грузии, Казахстана. Поэтому упорство спортсменов, профессионализм тренера, качество и регулярность тренировок важнее, чем этническая принадлежность.
Что ещё влияет на достижения профессиональных спортсменов?
Врач-генетик отмечает, что в спорте важна реакция организма на определённые виды нагрузок, и у всех она разная. Поэтому атлету важно быть целеустремлённым, трудолюбивым и регулярно заниматься под руководством квалифицированного тренера.
Успехи в спорте зависят и от соотношения быстрых и медленных мышечных волокон, которые уже заданы генетически:
Что касается наследственности, то генетика, по словам эксперта, связана с эффективностью клеточного дыхания (процесса высвобождения химической энергии питательных веществ) и структурой волокон. Но и здесь всё неоднозначно.
Дмитрий: Учёные давно пытаются выявить генетические факторы, которые положительно влияют на спортивные успехи. Например, в исследовании, где участвовали профессиональные российские атлеты национального и международного уровня, обнаружили одну особенность. У представителей силовых и скоростных видов спорта выявили варианты в генах UGT2B4 и DMD. Тем не менее эта находка пока неприменима на практике.
Можно ли по ДНК узнать свои сильные и слабые стороны в спорте?
Наверняка каждый спортсмен хотел бы заранее знать, в каком виде спорта у него получится достичь максимальных успехов. Тем более, что некоторые ДНК-тесты обещают подобрать идеальный вид физической активности. Но, по словам биоинформатика, выбирать себе или ребёнку спортивную секцию, основываясь только на генетических данных или спортивных достижениях родственников, не стоит. ДНК-исследование полезно тем, что поможет оценить вероятность некоторых спортивных повреждений – например, паховой грыжи. Если человек будет знать о высоком риске её развития, то сможет предпринять меры, чтобы избежать патологии.
Дмитрий: Пока генетический тест может показать лишь особенности метаболизма важных для спортсменов веществ – например, левокарнитина, повышающего общую выносливость. С одной стороны, это указывает на связь метаболизма и генетики. С другой — она слишком слабая, чтобы можно было использовать такие генетические находки как индикаторы изменения метаболизма спортсмена. Гораздо надёжнее напрямую замерять уровни веществ в крови тренирующегося.
И хотя генетика влияет на рост мышц и силовые показатели, которые важны в спорте, но национальность здесь ни при чём. Тем более, что всех нас друг от друга отличает только 0,1% ДНК, остальные 99,9% генов идентичны. Эксперт отмечает, что даже генетические анализы не могут предсказать спортивный успех. Поэтому, если состояние здоровья позволяет заняться футболом, баскетболом, плаванием или любым другим видом спорта, нет никаких препятствий.
Зависят ли наши болезни от национальности?
Мы уже знаем, что появление многих наших болячек напрямую зависит от того, как мы питаемся. Причем, это касается не только каждого человека конкретно, но и целых этносов. А вот влияет ли на частоту появления тех или иных болезней у разных народов их национальность? Ученые утверждают, что да.
Последние открытия генетиков уже изменили представления врачей о причинах возникновения разных недугов, помогли создать новые методы диагностики и лечения, однако выяснилось и еще кое-что. Оказывается, что устойчивость либо подверженность некоторым заболеваниям тоже может шифроваться в наших генах. И во многом это зависит от места постоянного проживания того народа, к которому человек принадлежит.
Направление в науке, которое изучает эту проблему, называется «этногеномика». О том что это такое и к каким болезням склонен тот или иной этнос рассказывает старший научный сотрудник лаборатории анализа генома Института общей генетики РАМН им. Н. И. Вавилова, кандидат биологических наук Светлана Боринская:
«Начать придется все равно с питания. Традиционное питание народа напрямую зависит от его образа жизни и природных условий той местности, где он постоянно проживает. Например, китайцы и коренные жители Севера практически не пьют молока, которое считают неподходящей пищей для взрослых.
Дело в том, что у этих народов в организме не вырабатывается или вырабатывается в очень малых количествах фермент «лактаза», необходимый для нормального усвоения молока. Без этого фермента даже стакан молока способен вызвать расстройство пищеварения. Долгое время такое состояние рассматривалось как болезнь – гиполактазия.
Однако исследования показали, что у людей изначально генетически было заложено прекращение выработки лактазы в организме по достижении ими пятилетнего возраста. Так как же получилось, что у представителей одних национальностей так и происходит до сих пор, а другие спокойно пьют молоко и во взрослой жизни? Оказывается у последних гены, отвечающие за продолжительность выработки лактазы, мутировали.
Подобная мутация произошла в тех районах земного шара, где на протяжении многих веков активно развивалось животноводство и молочная промышленность. Чаще всего она встречается у датчан, голландцев, шведов, поэтому больше 90% жителей этих стран могут пить молоко совершенно спокойно. А вот в Китае этой способностью обладают лишь 2–5% взрослых.
Гиполактазия встречается у 30% русского народа. Это связано с тем, что промышленное производство молока в России началось позже, чем в других европейских странах, а особые молочные породы коров появились лишь в послевоенное время. До этого молоко предназначалось в основном для детей или для получения кисломолочных продуктов, которые без вреда для здоровья могут пить все, так как в них молочный сахар уже переработан в легкоусвояемые вещества.
Бывают болезни, которые преследуют представителей определенных рас. Так, мутация гена, регулирующего солевой обмен, которая встречается у людей белой расы (у всех европейских народов и у нас) приводит к такому тяжелому заболеванию как муковисцидоз – поражается желудочно-кишечный тракт и дыхательная система. А вот та же болезнь у евреев или башкир вызывается другими мутациями, у каждого народа – своими.
Так что при подозрении на заболевание национальность помогает определить самый эффективный путь постановки диагноза — какую мутацию искать у больного, европейскую или другую. Это очень важно для ранней (особенно дородовой) диагностики, которая позволяет своевременно начать необходимое лечение или прервать беременность.
Другое детское наследственное заболевание – фенилкетонурия (нарушение обмена веществ, ведущее к умственной отсталости), например, в Ирландии и Шотландии встречается почти в 2,5 раза чаще, чем у новорожденных России или Европы. Фенилкетонурия излечивается специальной диетой – чем раньше она назначена, тем лучше результат.
Болезнь целиакия, при которой организм не в состоянии усваивать злаки в России встречается у одного человека из двух-трех тысяч, а вот, например, в Ирландии – у одного из ста. Это объясняется тем, что хлеб здесь начали сеять намного позже, чем в других странах Европы.
Относительно устойчивы к действию алкоголя финны и русские. А жители Юго-Восточной Азии быстро пьянеют и даже от небольших доз спиртного могут получить сильное отравление. Это связано с тем, что у азиатов распространена мутация, которая способствует быстрому накоплению в крови ацетальдегида – токсичного продукта распада этилового спирта. Именно с этим связаны неприятные ощущения, возникающие после приема больших доз алкоголя.
Если носитель мутации все же преодолеет неприятности, то алкоголизм у него разовьется быстрее и протекать будет намного тяжелее из-за сильного хронического отравления ацетальдегидом. Но даже среди алкоголиков носители мутации пьют меньше, чем те, у кого ее нет.
У русских после приема спиртных напитков из-за генетических особенностей накопление в крови ацетальдегида в 10 раз ниже, чем у жителей Азии. Поэтому никакие мутации не мешают развитию алкоголизма у наших соотечественников. В целом же привычку к выпивке гены определяют на 40–60%, остальное зависит от условий воспитания, социальной среды и воли самого человека.
Вот еще любопытный факт: традиционная диета бушменов – охотников-собирателей, живущих в Южной Африке, оказывается полностью соответствует рекомендациям Всемирной организации здравоохранения по общему балансу белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов и калорий. Объясняется все очень просто: человек и его предки на протяжении сотен тысяч лет адаптировались именно к такому образу жизни, когда источником питания служили десятки видов животных и более сотни дикорастущих растений.
С появлением земледелия и животноводства разнообразие питания резко сократилось, изменился состав продуктов, а развитие индустрии снизило физическую нагрузку. В результате у современного человека появились «болезни цивилизации» – ожирение, диабет, сердечно-сосудистые заболевания. Здесь тоже важную роль играют гены. Например, в регуляции уровня холестерина участвует ген аполипопротеина.
Он существует в разных вариантах: один (его называют «жадный» или «запасливый») эффективно извлекает холестерин из пищи и накапливает его в организме, другой вариант («транжира») дает низкий уровень холестерина. Охотникам-собирателям (народы, живущие преимущественно в тропической зоне) с их традиционной низкохолестериновой диетой «жадный» ген был выгодным, поэтому здесь он встречается с частотой до 40%.
Но при современном образе жизни эта особенность (накопление холестерина в организме) становится фактором риска атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний. В развитых странах «запасливый» ген (он встречается у европейских народов с частотой 5–15%) – это фактор риска атеросклероза. Другие «жадные» гены, которые запасают в организме дефицитную раньше соль, грозят европейцам гипертонией.
В итоге афроамериканцы, у которых «жадные» гены встречаются чаще, более подвержены гипертонии, чем евроамериканцы. А у североазиатских народов, пища которых была богата жирами, переход на европейскую высокоуглеводную диету приводит к развитию диабета и других заболеваний. Не случайно врачи при гипертонии и атеросклерозе рекомендуют физическую активность, прием витаминов и микроэлементов, ограничение соли и т. п. – это искусственное воссоздание условий, в которых человек жил на протяжении сотен тысяч лет и к которым приспособлен биологически.
Но не подумайте, что гены меняются только «в худшую сторону», принося с собой проблемы. Есть, например, мутации, благодаря которым некоторые люди невосприимчивы к ВИЧ-инфекции. Одна из них распространена в Европе, а в Азии и Африке обнаружены другие защитные мутации со сходным действием. Предполагается, что они распространились в связи с тем, что в прошлом могли защищать от других эпидемий, и вот теперь пригодились современному человеку.
У коренных жителей Тибета и Анд повышенное содержание гемоглобина в крови и усилен легочный кровоток. Так они приспособились к жизни в высокогорных условиях. Коренные народы Арктики, которые занимаются промыслом морского зверя, отличаются особым типом пищеварения, так как при традиционном питании взрослый человек употреблял почти 2 кг мяса в день.
Причем такое количество съедаемого мяса не приводило к развитию атеросклероза, поскольку рыбий жир и жир морских животных в отличие от жиров европейской кухни снижает, а не повышает уровень холестерина в крови.
От генов зависит и результат действия лекарств. Недавние исследования показали, что до трети случаев неуспешного лечения даже самыми современными препаратами может быть вызвано генетическими причинами. К примеру, почти 10% белых женщин страдают эндометриозом (гинекологическое заболевание). Чаще всего его лечат препаратом циклофероном, который некоторым пациенткам не помогает из-за их наследственных особенностей.
Конечно, генетические различия не подразумевают превосходства какой-либо одной расы или народа над остальными. Каждый народ адаптирован к тем условиям, в которых он сформировался. К тому же благодаря межэтническим бракам и непрерывным перемещениям людей из одной страны в другую африканские, европейские и азиатские гены постоянно смешиваются. Так что ориентироваться при лечении того или иного заболевании нужно, прежде всего, на индивидуальные особенности человека.
Национальность и человек.
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ЧЕЛОВЕК.
Думаю, не будет ошибкой сказать, что все что есть в человеке, все что он делает зависит от происхождения и воспитания. Под происхождением здесь понимается тот генетический и наследственный набор, который человек имел при рождении, а под воспитанием все воздействия извне, которые человек получает в течении жизни. Все что человек из себя представляет и все что делает зависит от наследственности и/или воздействия среды. Некоторые вещи полностью определяются наследственностью (например цвет глаз), некоторые только воспитанием (например предпочтения в одежде), некоторые же комбинацией того и другого (например рост человека зависит во многом от наследственности, однако внешние факторы, такие как питание, занятия спортом, болезни и тд, очень сильно на рост влияют, вплоть до того что полностью перешибают наследственные факторы).
Соответственно возникает интересный вопрос. Чем же определяется национальность человека? Происхождением? Воздействием окружения? Или комбинацией этих двух факторов?
Итак, определяем национальность человека. Предположим, у нас есть возможность провести его полный генетический анализ, т.е. полностью определить его происхождение. Не будем задаваться вопросом : «Возможно ли это?», а зададимся вопросом «Нужно ли это?». Является ли генетический анализ обязательным для определения национальности и можно ли определить национальность без подобного анализа. Если мы ответим что генетический анализ необходим и другим способом определить национальность невозможно, то сразу зайдем в тупик. Поскольку следующим выводом будет то, что в прошлом национальность человека определить было невозможно, и все что связано с национальностью было ошибкой. Соответственно не могло быть ни национальных государств ни национальных конфликтов, ни национальной/националистической идеологии и тд., а то что подавалось под этим именем не имеет к национальным делам вообще никакого отношения. Да и самих национальностей не могло бы быть, потому что люди в средние века не могли бы отличить друг друга, поскольку у них не было генетического анализа. Да и сама идея национальности не могла бы появиться до появления генного анализа, как не могла появиться идея групп крови, до анализа крови. Но, поскольку, люди с древних времен неплохо разбирались в национальностях, очевидно, что национальность можно определить и без генетического анализа. Все то же самое можно сказать о других видах анализов с помощью современного оборудования.
Дополнительным аргументом к выше сказанному служит то соображение, что, если бы национальные различия были бы чем то таким что можно уловить лишь с помощью прибора, национальным вопросам никогда не удалось бы занять в жизни людей существенного места. Общечеловеки, ксенофилы и ультраинтернационалисты могут возразить, что национальный вопрос занимает в жизни людей столько место лишь благодаря стараниям националистов, фашистов и тд. В таком случае предлагаю провести мысленный эксперимент. Представьте что какая-либо могущественная группа людей попыталась раздуть в человечестве вражду (и соответственно дружбу) по группам крови. Различия в группах крови, как известно, легко выявляются при анализе, но не имеют никакого внешнего выражения. Эта идея быстро потерпела бы крах, поскольку в отличии от анекдота «бить бы пришлось по паспорту». При полной невозможности в обычной жизни отличить людей разной группы крови друг от друга, никакие усилия не смогли бы посеять между ними вражду или дружбу.
В итоге имеем однозначный вывод. Национальность человека можно определить невооруженным взглядом.
А что можно увидеть невооруженным глазом? Это внешность человека и его поведение. Человеческая речь, в данном случае, тоже относиться к поведению. Мысли человека прямому наблюдению не поддаются и выражаются (для наблюдателя) только через поведение. Одежда человека тоже зависит от поведения. Под внешностью здесь понимается голая антропология.
Сначала обсудим внешность. Предположим, что наличествует труп человека. Труп полностью сохранился, т. е. мы полностью видим его внешность, но нам ничего не известно о его жизни. Что мы сможем сказать о его национальной принадлежности? Человек естественно без одежды, у него нет никаких вещей которые бы нам помогли, и мы не знаем никаких обстоятельств о его смерти. Что можно будет определить? По совокупности внешних признаков сразу определиться раса. Расы и определили изначально по внешним признакам, цвету кожи, форме черепа и тд. Можно определить расу первого порядка, второго, подрасу и тд. Предположим что это представитель Альпийской расы (ветвь Европейской расы). Что это даст? Что он скорее всего или венгр или австриец или чех или украинец. А возможно и кто нибудь еще из европейских народов. Определение расы не дает полного указания на национальность. Оно конечно, суживает количество вариантов, но национальность по внешности, не определяется. Есть, правда, исключения. Бывают национальности обладающие уникальными, только им присущими расовыми признаками. Обычно это какие-либо изолированные народы, мало контактирующие с другими. Айны, например, или другие островитяне. Но это именно, что исключение.
Добавим к этому следующие соображения. Рас и подрас на Земле несколько десятков, национальностей же тысячи. К тому же если бы раса однозначно всегда определяла национальность, то это были бы просто слова-синонимы, однако эти слова не синонимы.
Итак по внешнему виду можно определить расу, но невозможно определить национальность.
Из доступного для наблюдения у нас остается только поведение. Соответственно, поведение отличает людей разной национальности. Во многих ситуациях представители разных национальностей ведут себя по разному. Или, говоря по другому, разные национальности отличаются различной реакцией на обстоятельства. Конечно это не значит, что разные национальности всегда отличаются в одной и той же ситуации, в некоторых случаях различия может и не быть.
Далее нужно выяснить, существуют ли люди национальность которых невозможно определить? Да! Такие люди известны. Для нас наиболее интересны дети-животные. Т.е. дети которые совсем маленькими попали к диким животным и те их вырастили. Такие случаи время от времени происходят, чаще всего дети попадают к волкам. Если ребенок попал к ним слишком маленьким, то попав обратно к людям он не умеет ни ходить ни говорить. Другие более серьёзные человеческие навыки тоже отсутствуют. Можно ли определить его национальность? Никак нельзя. Её нельзя определить в момент выхода этого ребенка к людям, нельзя определить и в любой момент жизни его у волков, также нельзя определить в момент попадания к волкам (предполагается, что он попал к ним совсем младенцем). В таком случае получается, что национальности у него нет и не было. Все что мы сможем про него сказать, связано лишь с расой.
Ребенок-волк, как уже решено, национальности не имеет. А обычный ребенок такого же возраста имеет. В чем между ними разница? Разница в том что обычный ребенок все детство провел среди людей и научился от них человеческим навыкам и понятиям ( в числе которых, уже упомянутые речь, прямохождение, а также другие, как правила поведения, жизненные представления и тд). Логично предположить, что его национальность связана с этими вещами и заложена в этот период.
Естественно ребенка, спасенного от волков пытаются «сделать человеком». И тут возникали сложности. Если ребёнок отнят от животных позже определенного возраста, его очень трудно, а нередко невозможно научить элементарным для обычного человека вещам. Таким, например, как ходьба на двух ногах и речь. Это доступно любому ребенку если он не инвалид и не урод от рождения. Дети-волки часто не могли этому научиться, несмотря на то что были физически здоровы, и по многим физическим качествам превосходили обычных людей, а во всем что касалось звериной жизни были очень сообразительны. Даже если их удавалось чему-либо научить, то они ходили на двух ногах очень неуверенно, а речь была более чем примитивна. Причем все это связано с возрастом, когда их начинали учить. Чем раньше тем больше было шансов что они чему-либо обучаться. После определенного возраста (видимо 10-12 лет) их не могли ничему научить даже специалисты.
Есть вещи которым можно научиться лишь в определенном довольно раннем возрасте, а после этого возраста обучение им затруднено или даже невозможно.
Возьмём, для примера, обучение языку. Каждый человек (за редким исключением) в детстве осваивает язык. Причем осваивает в совершенстве. Когда же он в зрелом возрасте попытается освоить другой язык, то это оказывается намного сложнее. Практически любой человек может выучить чужой язык. Для этого достаточно закинуть его на несколько лет без переводчика в чужую страну и даже самый неспособный научиться худо-бедно разговаривать на том языке. Но именно что худо-бедно. В совершенстве чужой язык даже при серьезном обучении может выучить лишь небольшой процент людей. А освоить язык так, чтобы при разговоре их не могли отличить от носителей языка еще меньше. То что элементарно для ребенка, могут сделать лишь особо талантливые из взрослых.
Но все-таки такие люди есть. Они могут говорить на чужом языке как на своем. Они будут в этом отношении неотличимы от местных жителей. До … определенного момента. Вспомним эпизод с родами из Семнадцати мгновений весны. Женщина в совершенстве говорила по-немецки. Долгое время выдавала себя за немку. Но наступил момент и она закричала по-русски. Почему так получилось? Просто наступил момент когда она не смогла себя сознательно контролировать. Слово «мама» вырвалось бесконтрольно, неосознанно. Пока она себя контролировала, она могла говорить на любом выученном языке, но в тяжелый момент, в момент отсутствия пут, наложенных на сознания вырвалось свое, родное, привычное с детства. Если бы её было еще хуже, то могло бы быть так что она не смогла бы кричать и по-русски, а только бы стонала.
Думаю, каждый из нас может вспомнить эпизоды из своей жизни, когда кто-нибудь из иностранцев, хорошо говорил по-русски, но в момент сильного волнения сбивался на свой родной язык. А в момент страха, бывают ситуации, когда человек вообще не может вымолвить ни слова.
Взаимосвязь языка и национальности замечена была давно. Саму национальность довольно часто определяют именно через язык. Кто на каком языке говорит — тот такой и национальности. Однако тут возникает сложность. А если человек выучил еще один язык? Он что национальность сменил? А если еще один? Одно из определений обходящих этот вопрос гласит, что кто на каком языке думает, тот к той национальности и относиться. Подумаем, что означает что два человека «думают» на разных языках. Это означает что два человека в одной и той же ситуации по разному её перекодируют в голове, и соответственно, по разному её воспринимают, и по разному на неё реагируют. Правда мысли человека, как было уже сказано не подлежат непосредственному наблюдению, поэтому мы можем судить об этом только по поведению человека.
Для прояснения некоторых вопросов приведем несколько аналогий. Представим что человек обучается какому-либо сложному двигательному навыку. Это могут быть, боксерские удары, плаванье, прыжки в воду и тд. Сначала каждое движение требует всего внимания человека, но постепенно, сознание все меньше участвует в руководстве движениями и человек через какое-то время начинает делать все на автомате. Причем он даже «забывает» как это делается, все идет вроде бы само-собой и элементарно. Он даже не сможет объяснить как он это делает. Теперь предположим, что когда он все заучил до автоматизма, его попытаются переучить. На другой вид удара, прыжка, на изменения стиля плаванья. Это будет очень сложно. Старые навыки будут постоянно давать о себе знать. Говорят, что переучивать труднее чем учить. Довольно часто переучить вообще невозможно. Даже если и переучить, то в некоторые сложные моменты старые навыки могут проснуться и сработать.
Другой аналогией необходимой здесь является так называемое «запечатлевание» (импринтинг). Суть его заключается в том что в жизни новорожденного животного есть момент, когда то что с ним происходит «запечетлевается» на всю жизнь. Так например в этом момент утята или гусята, кого увидят того и будут считать мамой, и за тем будут следовать и повторять все. Естественно, что обычно в момент импринтинга рядом с ними и находиться их биологическая мать, но были эксперименты когда один биолог «запечателел» свои полосатые штаны. В результате когда он появлялся в этих штанах, утята шли за ним как за мамой на озеро или куда он их вел, если же он был без штанов они на него не реагировали. На утку-маму они тоже не реагировали. Они её не воспринимали как свою. Бывает множество видов импринтинга: слуховые, звуковые и тд. Но суть их всегда сводится к тому что на определенном этапе развития детёныша происходит осознание себя и отнесение к определенной группе, причем это зависит от того, какой окружение будет вокруг него в тот момент. Про импринтинг говорят, что это вид памяти промежуточный между генетической и прижизненной.
В жизни человека есть тоже период, который происходит своеобразное запечатлеванье. Конечно, все происходит намного сложнее чем в упомянутых выше аналогиях. Есть в детстве период, когда человек осознает себя, понимает: кто он, с кем он, кто ему друг, как он должен жить, что есть хорошо и что есть плохо, что есть добро и что есть зло! Когда человек приобретает необходимый ему для нормальной жизни комплекс навыков. Включая речь, поведение, привычки.
Могут возразить, что многие привычки появляются уже после младенчества, курение, например. Но это уже более сложные привычки, в детстве же приобретается комплекс привычек и навыков, которые и навыками то нередко не считаются.
Однажды один представитель племени пигмеев вышел на равнину. Он всю жизнь прожил в дебрях тропического леса и никогда не был на большом открытом пространстве. И вот он увидел вдалеке буйвола. Но поскольку он никогда не смотрел вдаль и не видел далеко расположенные предметы, он решил, что это насекомое, поскольку оно казалось ему маленьким! Не знаю что там дальше было с этим пигмеем, но думают что у него надолго, а скорее всего на всю жизнь остались проблемы со зрением на расстояние. Причем проблемы не в близорукости, а в неумении это делать, в неумении интерпретировать то что попадает ему в мозг.
Обращаю внимание, даже такой элементарный и, казалось бы, чисто физиологический навык как умение смотреть вдаль, требует развития. И в детстве оно происходит элементарно, а вот в зрелом возрасте уже проблемы. Что же говорить о более сложных вещах.
Сознательно возьмем довольно приземленную область. Простые привычки. Представим двух дикарей. Один уже упомянутый нами пигмей из тропического леса. Другой абориген из пустынь Австралии. Они ходят по разной местности и у них будет разная походка. Они по разному будут ложиться спать и в разное время, поскольку это будет связано с их образом жизни и тем на какую дичь они охотятся. И куча-куча других привычек и навыков. В чем-то они будут совпадать, но во многом и различаться. Но суть в том что у обоих будет достаточно гармоничный набор навыков. Приспособленный именно для тех условий жизни в которых он живет. Механически выкинуть из этой системы какой-либо кирпичик и заменить другим чревато. Человек и племя может серьезно пострадать.
Теперь поднимемся выше, на уровень языка Очевидно что язык должен составлять с вышеупомянутым комплексом навыков гармоничную систему. Он должен соответствовать той жизни, которую ведут эти люди. Он должен помогать им в жизни, а не мешать. Язык это тоже навык. Если подняться еще выше, до уровня морали, эстетических предпочтений и тд. то станет ясно что все это тоже должно составлять с вышеперечисленным сравнительно гармоничную и непротиворечивую систему (абсолютной гармонии не бывает).
Можно ли съесть то что в народе считается несъедобным? Есть два способа. Первый это сознательно воздействовать на свои вкусы, убедив себя, что ведь едят же люди. Дело нелегкое и не всегда возможное. Кроме того такого удовольствия и удовлетворения как от «нормальной» еды все равно не получишь. Второй — оголодать настолько, что будет все равно, что есть. Но некоторые люди и с голодухи не все съедят.
Если сравнить это с упомянутым выше эпизодом из 17 мгновений весны, то здесь и там видны аналогичные элементы. В частности есть «естественное» комфортное поведение (в пище и в языке), есть возможность с помощью сознательной «надстройки» его до определенных пределов изменить, но если изменения сильно противоречат «естественному» состоянию, то они даются с большим трудом и не будут устойчивыми.
Таким образом и все приобретенное человеческое поведение можно разделить на две части. То что приобретено в раннем возрасте в результате своеобразного «запечетлевания» и ушло из сознательного мышления человека. И то что было освоено в более старшем возрасте, и как правило, может быть рациональным и сознательным образом обосновано, но так же и сознательным образом изменено. При этом за национальность, вернее, за то поведение по которому мы взялись определять национальность, отвечает именно первая, несознательная часть. Поскольку именно она с тем что мы говорили выше про национальность и с обыденными, интуитивными представлениями о национальности. А именно: она появляется уже у детей, и слабо подвержена изменениям в последующем (или вобще не подвержена изменениям).
Для полного описания поведения человека, понадобиться еще один уровень. Врожденный. Это то что есть и детей-волков. А именно безусловные рефлексы и естественные потребности.
Таким образом, получается трехуровневая модель поведения. Первый уровень это те элементы, которые будут у человека, даже если он попадет к животным или вырастет где-нибудь на необитаемом острове в полном одиночестве. Второй уровень то приобретается в раннем возрасте и в последующем не осознается человеком и принимается им как данность. Третий уровень то что человек осваивает уже в сознательном возрасте.
Первый уровень можно назвать животным, или наследственным. Третий уровень это то что обычно называют культурой. Таким образом, национальность — это то что находиться между наследственностью и культурой. Или между генотипом и культурой, между происхождением и культурой.
Продолжая тему, необходимо разобраться во взаимосвязи эти трех уровней. Конкретно: влияет ли на навыки второго (национального) уровня только воспитание, или влияет и наследственность, а также насколько может третий уровень поведения (культура) повлиять на второй. Первый вопрос (о наследственности) отложим на потом и займемся вторым.
Дальнейшие вопросы уехали в Прокуратуру. Как будет возможность допишу дальше.