Национальный реестр аккредитации организаций что это
О Росаккредитации
Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации.
Росаккредитация была создана в 2011 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. № 86 «О единой национальной системе аккредитации» и действует на основании Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. № 845.
Росаккредитация находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.
Сферу деятельности Росаккредитации составляют:
формирование единой национальной системы аккредитации;
осуществление контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
Росаккредитация осуществляет следующие основные полномочия:
проведение аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации;
федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц;
организация выдачи бланков сертификатов соответствия;
контроль за соблюдением испытательными лабораториями (центрами) принципов надлежащей лабораторной практики, соответствующих принципам надлежащей лабораторной практики Организации экономического сотрудничества и развития;
организация формирования и ведения реестров;
иные полномочия в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба по аккредитации осуществляет свои полномочия непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственную организацию – Национальный институт аккредитации Росаккредитации. При Росаккредитации действует Общественный совет.
Национальный реестр аккредитации организаций что это
Статья 26. Реестр аккредитованных лиц, реестр экспертов по аккредитации, реестр технических экспертов, реестр экспертных организаций
1. Реестр аккредитованных лиц должен содержать:
1) сведения об аккредитованных лицах:
а) наименование юридического лица, адрес места нахождения, номер телефона, факса и (в случае, если имеется) адрес электронной почты юридического лица;
б) фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес места жительства, номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты индивидуального предпринимателя;
в) идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке на учет в налоговом органе;
2) даты внесения в реестр сведений об аккредитованном лице;
3) номер и дату принятия решения об аккредитации;
4) уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) область аккредитации;
(см. текст в предыдущей редакции)
7) номер и дату принятия решения о прекращении действия аккредитации;
8) основания и даты проведения контрольных (надзорных) мероприятий, реквизиты актов, составленных по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий;
(п. 8 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 176-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) адреса мест осуществления деятельности в соответствующей области аккредитации;
10) даты выдачи и реквизиты предписаний об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, протоколов об административных правонарушениях, постановлений о назначении административных наказаний;
11) номера и даты принятия решений о приостановлении и возобновлении действия аккредитации, реквизиты таких решений;
12) номера и даты принятия решений о расширении или сокращении области аккредитации, реквизиты таких решений;
13) сведения о прохождении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица;
14) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Реестр аккредитованных лиц содержит также сведения о включении аккредитованного лица в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза. Порядок и основания принятия национальным органом по аккредитации, в том числе с участием иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него определяются Правительством Российской Федерации с учетом права Евразийского экономического союза.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Реестр экспертов по аккредитации должен содержать следующие сведения об экспертах по аккредитации:
1) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер телефона и адрес электронной почты физического лица, идентификационный номер налогоплательщика;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) номер и дата принятия решения об аттестации;
3) область аттестации;
4) номер и дата принятия решения о прекращении действия аттестации;
5) сведения о квалификации, в том числе о прохождении повышения квалификации, профессиональной переподготовки;
6) наименование и адрес места нахождения экспертной организации, в которой работает эксперт по аккредитации или с которой он осуществляет взаимодействие в целях оказания услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом;
7) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
4. Реестр технических экспертов должен содержать следующие сведения:
1) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество физического лица, адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер телефона, адрес электронной почты физического лица, идентификационный номер налогоплательщика;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) номер и дата принятия решения о включении физического лица в указанный реестр;
3) номер и дата принятия решения об исключении технического эксперта из указанного реестра;
4) сведения о квалификации технического эксперта;
5) область или области специализации технического эксперта;
6) место работы технического эксперта, занимаемая должность;
7) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
5. Реестр экспертных организаций должен содержать следующие сведения об экспертных организациях:
1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование юридического лица, адрес его места нахождения, номер телефона и адрес электронной почты юридического лица;
2) адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
3) фамилии, имена и (в случае, если имеются) отчества экспертов по аккредитации, для которых экспертная организация является основным местом работы или с которыми она осуществляет взаимодействие в целях оказания услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом;
4) номер и дату принятия решения о внесении сведений об экспертной организации в реестр экспертных организаций;
5) номер и дату принятия решения о внесении сведений об исключении экспертной организации из реестра экспертных организаций;
6) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
6. Порядок формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций, в том числе состав дополнительных сведений, включаемых в указанные реестры, и порядок предоставления сведений из указанных реестров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
7. Сведения, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц, реестре экспертов по аккредитации, реестре технических экспертов, реестре экспертных организаций, другие сведения по вопросам аккредитации являются открытыми для ознакомления с ними заинтересованных лиц, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, других сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами.
8. Национальный орган по аккредитации обеспечивает возможность направления и получения в электронной форме сведений и документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Национальный реестр аккредитации организаций что это
Аккредитация — это независимая оценка добросовестности, беспристрастности и компетентности органов по оценке соответствия в выполнении ими определенных задач по оценке и подтверждению соответствия принятым нормам.
Правовой институт аккредитации работает во многих странах и позволяет гарантировать компетентность лиц, подтверждающих соответствие выпускаемой на рынок продукции требованиям безопасности.
Национальная система аккредитации — это инфраструктура доверия между бизнесом, государством и обществом, где основной целью является повышение качества жизни людей.
В России единая национальная система аккредитации начала формироваться в 2011 году, и на сегодняшний день это один из наиболее успешных институтов, созданных за последние годы. Согласованную работу всех ее участников и содействие продвижению отечественной продукции на экспорт обеспечивает национальный орган по аккредитации — Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).
В рамках нормативного сопровождения реформы системы аккредитации Минэкономразвития России была разработана законодательная база, закрепляющая процедуры и правила аккредитации, требования к аккредитованным лицам, а также инструменты борьбы с недобросовестными аккредитованными лицами и очистки рынка оценки соответствия.
Кроме того, Минэкономразвития России является куратором работы по международному признанию национальной системы аккредитации Российской Федерации, которое необходимо для ускорения допуска российской продукции на внешние рынки и стимулирования экспортной деятельности.
Подробнее на сайте: fsa.gov.ru
Национальная программа реализации принципов GLP Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, англ. OECD — Organisation for Economic Co-operation and Development) в деятельности российских испытательных центров (лабораторий) в области неклинических лабораторных исследований утверждена 28 декабря 2012 г. Распоряжением Правительства РФ № 2603-р.
Методологическую и нормативную поддержку процесса формирования в России системы надлежащей лабораторной практики обеспечивает Минэкономразвития России. Национальным органом мониторинга соответствия принципам надлежащей лабораторной практики является Росаккредитация.
Об аккредитации
Применительно к сфере оценки соответствия согласно международному стандарту ISO/IEC 17000:2004 под аккредитацией понимается процедура подтверждения соответствия органа по оценке соответствия третьей стороной, служащая официальным признанием его компетентности в выполнении конкретных задач по оценке соответствия. Органы по аккредитации создаются для того, чтобы органы по оценке соответствия находились под надзором компетентной организации. Признанные на международном уровне органы по аккредитации, подтвердившие свою компетентность по результатам взаимных сравнительных оценок, подписывают международные договоренности, которые облегчают трансграничный обмен товарами и услугами, тем самым создавая глобальную инфраструктуру для обеспечения охраны здоровья и безопасности.
Аккредитация — это независимая оценка добросовестности, беспристрастности и компетентности органов по оценке соответствия в выполнении ими определенных задач по оценке и подтверждению соответствия принятым нормам.
В России единая национальная система аккредитации начала формироваться в 2011 году. Отношения в этой сфере регулирует Министерство экономического развития Российской Федерации. Росаккредитация, созданная в соответствии с указом Президента Российской Федерации, предоставляет услуги по аккредитации — то есть определяет, компетентна ли организация, чтобы проверять качество и безопасность производимой продукции, а также контролирует соблюдение законодательства в данной сфере.
Отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, регулируются Федеральным законом № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» в 2013 году. Чтобы получить аккредитацию в определенной области, заинтересованная организация должна соответствовать критериям аккредитации — соблюдать требования к используемому оборудованию, персоналу, системе менеджмента, ведению внутренней документации, архивированию результатов деятельности. Лицам, получившим аккредитацию, необходимо поддерживать и регулярно подтверждать свою компетентность. Оценку их соответствия критериям аккредитации осуществляют эксперты, которые не являются государственными служащими, аттестуются Росаккредитацией и работают под ее контролем.
В то время как цепочки поставок товаров потребителям все более усложняются, институт аккредитации обеспечивает уверенность в том, что сертифицирующие и инспекционные органы независимы, компетентны и выполняют свои обязанности.
Аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширение, сокращение области аккредитации, подтверждение компетентности аккредитованных лиц, прекращение аккредитации, внесение изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставление сведений из реестра аккредитованных лиц
С 07.08.2015 г. вступил в силу приказ Минэкономразвития России от 01.04.2015 № 194 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц» (Зарегистрирован Минюстом России 22.07.2015 г., регистрационный № 38145) (далее – Административный регламент).
Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по аккредитации, ее территориальных органов, ее структурных подразделений и должностных лиц при взаимодействии с заявителями, экспертами по аккредитации и техническими экспертами, федеральными органами исполнительной власти в процессе предоставления государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц.
С 30.07.2018 г. процедура внесения изменений в сведения об аккредитованном лице в части изменения места или мест осуществления деятельности аккредитованного лица (часть 4 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ) проводится только в рамках процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии со статьей 24 указанного Федерального закона.
С 30.07.2018 г. предоставление государственных услуг по выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе (по выдаче дубликата аттестата аккредитации) прекращено в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2018 г. № 262-ФЗ. Указанным Федеральным законом введено понятие «выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации)» – документ, формируемый в автоматическом режиме средствами федеральной государственной информационной системы в области аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации на момент его формирования.