Национальный вопрос что это

Национальный вопрос

Полезное

Смотреть что такое «Национальный вопрос» в других словарях:

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС — овокупность политич., экономич., правовых, идеологич. и культурных отношений между нациями, народностями, нац. (этнич.) группами в различных обществ. экономич. формациях. Н. в. возникает в эксплуататорском обществе в ходе борьбы наций и… … Философская энциклопедия

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС — совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями в различные исторические эпохи … Большой Энциклопедический словарь

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС — НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС, совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями (см. НАЦИЯ), национальными группами и народностями (см. НАРОДНОСТЬ) в различные исторические эпохи … Энциклопедический словарь

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС — англ. national problems/question; нем. nationale Frage. 1. Комплекс специфических проблем, связанных с нац. гнетом и неравенством и их ликвидацией. 2. Проблемы полит., экон., территориальных, правовых, идеол. и культ, отношений между нациями,… … Энциклопедия социологии

Национальный вопрос — совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между Нациями, национальными группами и народностями (См. Народность) в различных общественно экономических формациях. В… … Большая советская энциклопедия

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС — совокупность политич., эконрмич., правовых, идеологич. и др. проблем, возникающих в ходе борьбы наций, народов за свою независимость, за благоприятные внутригос. и междунар. условия дальнейшего развития, а также в процессе установления… … Советская историческая энциклопедия

национальный вопрос — в Африке. Н. в. стоит остро в большинстве африканских государств и его нерешённость оказывает существенное влияние как на внутриполитическую жизнь, так и на осуществление различных мероприятий социального, экономического и культурного характера.… … Энциклопедический справочник «Африка»

Национальный вопрос — Публицистическое выражение, используемое для обозначения круга проблем, связанных с отношениями между национальностями (нациями, народностями, этническими группами и т. д.), взаимодействующими, как правило, в рамках единого многонационального… … Словарь социолингвистических терминов

национальный вопрос — Обозначение в публицистике круга проблем, связанных с отношениями между нациями, народностями, этническими группами и т.п., взаимодействующими в рамках многонационального государства в социально экономической сфере, сферах культуры, языка, в… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Национальный вопрос — Обозначение в публицистике круга проблем, связанных с отношениями между нациями, народностями, этническими группами и т.п., взаимодействующих в рамках многонационального государства в социально экономической сфере, сферах культуры, языка, в… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

Источник

Сущность национального вопроса

В политической и научной литературе нередко встречается понятие «национальный вопрос». Это довольно широкое понятие, включающее в себя и теоретические аспекты наций и их взаимоотношений, и практические проблемы развития наций и национальных отношений, и пути, способы решения национальных проблем, и другие вопросы межнациональных отношений. Таким образом, «национальный вопрос» представляет собой совокупность многих «вопросов», затрагивающих жизнь и взаимоотношения народов в различных сферах общественного бытия.

Под национальным вопросом имеется в виду совокупность политических, экономических, правовых, идеологических и других проблем, проявляющихся в процессе внутригосударственного и межгосударственного общения между нациями, народностями, национальными (этническими) группами.

Национальный вопрос всегда имеет конкретно-историческое социальное содержание. В каждую историческую эпоху, так же как и на каждом историческом этапе развития той или иной страны, национальный вопрос занимает специфическое место и играет своеобразную роль в общественно-политической жизни. На конкретном содержании национального вопроса отражаются также особенности исторического развития данной страны и ее народов, специфика их социально-экономического и политического устройства, социально-классовой структуры, этнического состава населения, исторических и национальных традиций и других факторов.

В широком историческом плане национальный вопрос возник тогда, когда в процессе общения между этносами появились проблемы, когда этносы оказались в неравноправном положении по отношению друг к другу и начались межэтнические конфликты. Завоевание и подчинение одних народов другим стало фактом в классовом обществе, т.е. при рабовладельческом строе, и продолжалось в эпоху феодализма. Однако эти процессы вырастают в национальный вопрос в период разложения феодализма и утверждения капитализма, когда происходит становление наций.

Национальный вопрос в современную эпоху во многом характеризует как все стороны внутренней жизни наций, так и их взаимоотношения, оказывая существенное влияние на экономическое, политическое, духовное развитие всего человечества и отдельных народов. Суть национального вопроса в глобальном масштабе обусловлена противоречием между стремлением наций к самостоятельности, ростом национального самосознания и их потребностью в углублении международных связей, вызванной процессом мирового экономического, научно-технического и культурного развития.

Национальный вопрос в строгом смысле формируется и проявляет себя в многонациональном государстве. В широком же смысле национальный вопрос – вопрос мировой, и в этом качестве он не сводится к простой механической совокупности национального вопроса в многонациональных странах. Национальный вопрос остается острым социальным вопросом всего бывшего колониального и полуколониального мира, выступает как проблема равноправия и равенства этих стран в мировом хозяйстве, ликвидации отсталости, зависимости и эксплуатации в мировых отношениях. Это одновременно проблема национально-государственной консолидации и национального прогресса в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Именно на этом широком социально-экономическом и политическом фоне складываются конкретные национальные вопросы внутри многих из этих многонациональных государств.

Национальный вопрос – явление сложное, многоаспектное, видоизменяющееся во времени и пространстве. Он имеет конкретно-историческое содержание в каждую эпоху, конкретное своеобразие в каждой многонациональной стране. При этом на различных исторических этапах могут выдвигаться на первый план и сам национальный вопрос, и разные его стороны (например, борьба за политическую или экономическую независимость, проблемы культуры, языка и др.). К тому же новая обстановка выдвигает на первый план новые грани проблемы.

Существование в обществе различных наций, этнических общностей служит необходимым условием и предпосылкой возникновения национального вопроса. Однако национальный вопрос – проблема не столько этническая, сколько социально- политическая. Он не обособлен от других социальных проблем и противоречий, а наоборот, является их составной частью. В постановке национального вопроса всегда присутствует политический аспект, хотя он может выступать и как вопрос социально-экономического развития, и как культурный и языковой вопрос, и даже как вопрос экологической защиты.

На ранних этапах в процессе формирования наций главным содержанием национального вопроса были свержение феодализма и ликвидация национального гнета. Поэтому традиционно содержание национального вопроса сводилось к угнетательским и эксплуататорским отношениям, и считалось, что с преодолением классового антагонизма внутри наций исчезнут и враждебные отношения между ними. Считалось также, что с установлением политической демократии в многонациональном обществе сам по себе исчезает и национальный вопрос, а политическое самоопределение и есть демократизм в национальных отношениях. Однако новейшая практика показала, что национальный вопрос возникает и даже приобретает острые формы в странах, где не только нет национального гнета, но все живут в условиях политической демократии. В Великобритании, например, причиной обострения национального вопроса выступает, в основном, проблема культурно-исторической самобытности Шотландии и Уэльса. В Бельгии это вопрос языковых взаимоотношений между валлонами и фламандцами, в Канаде – культурно-языковые проблемы между англоязычными и франкоязычными общинами.

Выступая как вопрос политической демократии, национальный вопрос обнаруживает свою сущность в достижении равноправия этносов. В Испании это проявилось в проблеме политического равенства и в получении автономии пятью ее провинциями. В Бельгии реализуется принцип федерализма, Квебек в Канаде стремится к политической самостоятельности. Мирное сожительство и межнациональное согласие могут быть между равноправными народами. Можно сказать, что национальный вопрос не будет полностью решен до тех пор, пока между нациями сохранятся неравноправные отношения.

Таким образом, суть национального вопроса состоит в неравенстве наций, делении их на «высшие» и «низшие», в ущемлении, дискриминации, унижении людей по этническому признаку и возникновении на этой основе межнациональной розни, подозрений, вражды, конфликтов. Это один из важнейших вопросов общественной жизни, решение которого предполагает поэтапный и длительный подход. Конкретное содержание национального вопроса может меняться, поскольку с решением одних проблем возникают другие. В современном мире насчитывается более 350 крупных (свыше 1 млн) наций и народов (всего их более 5 тыс.), а число государств составляет 200. Отсюда очевидно, что для большинства наций и народов национальный вопрос будет решаться в рамках многонациональных государств.

Источник

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Смотреть что такое НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС в других словарях:

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между Нациями, национальными группам. смотреть

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Национа́льный вопро́с в Африке. Н. в. стоит остро в большинстве африканских государств и его нерешённость оказывает существенное влияние как на внутрип. смотреть

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

совокупность политич., экономич., правовых, идеологич. и культурных отношений между нациями, народностями, нац. (этнич.) группами в различных обществ.-экономич. формациях. Н. в. возникает в эксплуататорском обществе в ходе борьбы наций и народов за нац. освобождение и максимально благоприятные условия своего социального развития. После победы социалистич. революции и в социалистич. обществе он охватывает проблемы отношений наций и народов в процессе установления их добровольного союза и дружбы, укреплепия единства и всестороннего сближения на основе полного равенства. Марксизм-ленинизм рассматривает Н. в. как подчинённый общему вопросу о социалынополитич. прогрессе общества и исходит из того, что главным в Н. в. является объединение трудящихся вне зависимости от нац. принадлежности в борьбе против всех видов угнетения, за передовой обществ. строй, за социальный прогресс. Угнетение и эксплуатация одних народов другими в освободит. борьба начались при рабовладельч. строе и продолжались в эпоху феодализма. В полной мере Н. в. возник в период уничтожения феодализма и утверждения капитализма, когда происходило становление наций, и продолжает существовать в совр. эпоху, проявляясь в ходе борьбы против нац. порабощения народов империализмом, а также и во внутригос. отношениях наций и народов. Н. в. полностью отомрёт со слиянием, исчезновением наций в условиях победы коммунизма во всём мире. Идеологи буржуазии, к-рая возглавляла нац.-освободит.движения в Европе и амер. колониях в 16-19 вв., считали основой решения Н. в. «принцип национальности» («право нации»), согласно к-рому необходимо создание при любых обстоятельствах «своего» гос-ва: «одна нация одно гос-во». В период бурж. революций и становления нац. бурж. гос-в «принцип национальности» сыграл положит. роль в борьбе против остатков феод.раздробленности и нац. гнёта. При перерастании капитализма в империализм буржуазия крупнейших стран переходит к более широким колон. захватам, завершает раздел мира и отбрасывает «принцип национальности». Н. в. из внутригосударственного превратился в междунар. вопрос об освобождении всех народов от империалистич. порабощения. К. Маркс и Ф. Энгельс разработали осн. принципы подлинно науч. теории решения Н. в. Они показали, что нац. отношения носят конкретно-историч. характер и определяются обществ. и гос. строем, соотношением классовых сил внутри страны и на междунар. арене, нац. политикой господствующих классов. В то же время отношения наций и народов оказывают влияние на обществ. отношения и классовую борьбу. При этом на различных историч. этапах могут выдвигаться на первый план разные стороны Н. в. (борьба за политич. или экономич. независимость, проблемы культуры, языка и др.). Вскрыв социальную сущность нац. движения, Маркс и Энгельс подчёркивали, что интересы пролетариата требуют освобождения угнетённых наций и народов. На первый план Маркс и Энгельс выдвинули принцип интернационализма «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (см. Соч., т. 4, с. 459). Им же принадлежит знаменитая формула: «Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы» (Э нг е л ь с Ф., там же, т. 18, с. 509). Маркс и Энгельс распространили требование о предоставлении нац. независимости на колон. народы, к-рые они считали естественными союзниками пролетариата в революц. борьбе. Теория Н. в. получила дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина. В написанном им «Проекте программы Росс. социал-демократич. рабочей партии» (1902) в качестве основы решения Н. в. было выдвинуто право наций на самоопределение. Главнейшие положения ленинской теории Н. в. были положены в основу практич. деятельности и программных документов Коммунистич. Интернационала и коммунистич. партий. В условиях капитализма для развития Н. в. характерны две историч. тенденции: первая пробуждение нац. жизни и нац. движений, борьба против всякого нац. гнёта, создание нац. гос-в, и вторая развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка нац. перегородок, создание интернац. единства капитала, экономич. жизни, политики, науки, мирового рынка и т. д. Первая тенденция проявляется сильнее в эпоху восходящего капитализма, вторая в эпоху империализма (см. В. И. Ленпн, ПСС, т. 24, с. 124). Признание в марксистско-ленинской теории Н. в. права наций на самоопределение, отстаивание принципов добровольного объединения наций, пролет. интернационализма, солидарности трудящихся всех стран в борьбе против империализма отражает и первую и вторую тенденции. На бурж.-демократич. этапе развития Н. в. есть часть общего вопроса о бурж.-демократич. революции и его решение является подчинённым по отношению к задачам этой революции (ликвидации остатков феодализма и т. п.). Когда возникают условия для социалистич. преобразований, Н. в. является частью общего вопроса о социалистич. революции и строительстве социализма. Это ни в какой мере не означает недооценки Н. в. Право наций (народов) на самоопределение означает свободное установление каждой из них различных форм отношений с др. народами (добровольное объединение в едином гос-ве, автономия, федерация и др. вплоть до отделения и образования независимого гос-ва), а также самостоят. решение всех вопросов своего внутр. устройства (обществ. строй, форма правления и т. д.). При этом в соответствии с марксистско-ленинской теорией Н. в. марксистыленинцы, отстаивая это право, исходят из необходимости его реализации в той форме, к-рая в максимальной степени содействует интересам борьбы за социальный прогресс, за всеобщий мир. Следует учитывать, что число только крупных наций и народов, проживающих в совр. 170 гос-вах, составляет ок. 2 тыс. Поскольку дальнейшее значит. увеличение числа гос-в маловероятно, то, очевидно, для большинства наций и народностей Н. в. может быть решён только в многонац. гос-вах. Ярким примером этого служит решение Н. в. в СССР. Отношения между сов. социалистич. республиками строятся на основе принципа социалистич. федерации, в соответствии с к-рым каждая союзная республика является суверенным гос-вом. Тем самым обеспечивается единство союзной и нац. государственности республик на основе принципов демократич. централизма, социалистич. федерализма и социалистич. демократии. Если нация или народность не может образовать союзную республику (в том случае, если она слишком малочисленна, не составляет большинства на занимаемой ею территории и т. д.), применяется принцип социалистич. автономии: нации и народности образуют авт. республики, области или округа. Т. о., всем народам обеспечивается гос. самоуправление и защита их нац. интересов (развитие нац. культуры, школы, уважение нац. обычаев, религии и т. д.). Решение Н. в. в СССР является одним из важнейших достижений социализма и имеет огромное междунар. значение. Под воздействием мощных объединит. экономич., политич., идеологич. и др. факторов в СССР возникла новая историч. общность людей советский народ. Существование в рамках единого социалистич. гос-ва множества наций и народностей порождает новые проблемы, к-рые не носят антагонистич. характера и успешно решаются на основе ленинской нац. политики. Дальнейшее сближение наций объективный историч. процесс, к-рый вредно искусственно форсировать и совершенно недопустимо сдерживать, т. к. в обоих случаях это привело бы к замедлению этого прогрессивного процесса и противоречило бы ген. направлению развития сов. общества, интересам строительства коммунизма. Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; M a p к с К., Отчет Ген. Совета IV ежегодному конгрессу Междунар. Товарищества Рабочих, там же, т. 16; его же, Ген. Совет Федеральному совету Романской Швейцарии, там же; его же, [Письмо] 3. Мейеру и А. Фогту, 9 апр. 1870 г., там же, т. 32; Энгельс Ф., Какое дело рабочему классу до Польши?, там же, т. 16; его ж е, О разложении феодализма и возникновении нац. гос-в, там же, т. 21; Ленин В. И., О нац. и нац.-колон. вопросе, [Сб.], М., 1956; его же, Доклад комиссии по нац. и колон. вопросам, ПСС, т 41; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций пленумов ЦК, т. 1-2, M., 1970»;. смотреть

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

— совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями в различных общественно-экономических формациях. В эксплуататорском обществе национальный вопрос порождается частной собственностью и стремлением к наживе, возникает в ходе борьбы наций и народов за национальное освобождение и максимально благоприятные условия их социального развития. В социалистическом обществе он охватывает проблемы отношений наций и народов в процессе установления их добровольного союза и взаимопомощи в общих интересах развития социалистической собственности, укрепления единства и всестороннего сближения в процессе формирования общей для них социалистической нации. При капитализме национальный вопрос возникает в связи с конкурентной борьбой, в том числе вооруженной, различных групп национальной буржуазии за «право» эксплуатировать свои народы и национальные богатства. В годы Советской власти национальный вопрос решался в направлении сплочения народов, развития экономики отсталых республик, выращивания национальных кадров, поддержки национальной культуры (национальной по форме, социалистической по содержанию). Общая социалистическая собственность и общий экономический уклад практически полностью исключили какие-либо межэтнические конфликты, которые стали проявляться только после реставрации капитализма в стране. смотреть

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

– совокупность политических, экономических, правовых, идеологических и др. проблем, возникающих в процессе внутригосударственного и межгосударственного общения между нациями, народностями. Исторически генезис и эволюция Н. в. отражали отношения национального неравноправия, деления наций на привилегированные и неполноправные, угнетенные. Стремления развитых, более крупных наций к порабощению молодых и слабых наций порождали вражду и подозрения, конфликтное противодействие, национальную рознь. Каждый из элементов Н. в. может иметь различную степень напряженности, масштабности проявления. Н. в. имеет конкретно-историческое содержание. С решением одних вопросов возникают другие, подчас более сложные, определяемые новыми условиями. Ввиду этого не м. б. окончательного решения Н. в. во всех аспектах и социальных измерениях. смотреть

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Публицистическое выражение, используемое для обозначения круга проблем, связанных с отношениями между национальностями (нациями, народностями, этниче. смотреть

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Обозначение в публицистике круга проблем, связанных с отношениями между нациями, народностями, этническими группами и т.п., взаимодействующих в рамк. смотреть

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Обозначение в публицистике круга проблем, связанных с отношениями между нациями, народностями, этническими группами и т.п., взаимодействующими в рамках. смотреть

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

— англ. national problems/question; нем. nationale Frage. 1. Комплекс специфических проблем, связанных с нац. гнетом и неравенством и их ликвидацией. 2. Проблемы полит., экон., территориальных, правовых, идеол. и культ, отношений между нациями, народностями, нац. и этническими группами в различных государствах. Antinazi.Энциклопедия социологии,2009. смотреть

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС, совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями в различные исторические эпохи.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС, совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями в различные исторические эпохи. смотреть

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

— совокупность политических, экономических,территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений междунациями, национальными группами и народностями в различные историческиеэпохи. смотреть

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

это вопрос о причинах возникновения недоверия, вражды, дискриминации и конфликтов между нациями и народами, с одной стороны, и государством в многонациональном обществе — с другой. смотреть

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями. смотреть

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

совокупность социально-экономических, политических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, народностями.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

ethnic problem, nationalist problem

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

(в многонациональных государствах) Minderheitenfrage

Источник

IV. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

IV. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Прежде чем перейти к вопросу о том, как во времена Сталина и его наследников была искажена ленинская национальная политика, как произошло сползание партии на путь великодержавного национализма, мне хочется напомнить читателям о тех основах, на которых держалась ленинская национальная политика, в верности которой клялся Сталин и его продолжатели.

Национальный вопрос, как известно, был предметом длительного спора в рядах Российской Социал-демократической Рабочей партии (РСДРП). По сравнению с другими партиями II-го Интернационала, в РСДРП этот спор принял особо острый характер вследствие тех особенностей, которые были связаны с многонациональным составом бывшей Российской империи, народы которой, входившие в ее состав, находились на самом различном уровне цивилизации. Спор возник при рассмотрении программы РСДРП(б) по национальному вопросу, а также при обсуждении проблем, связанных с отношениями между РСДРП и «Бундом».

В связи с началом 1-ой империалистической войны выявились разногласия между революционным и реформистским крылом II Интернационала по вопросу о защите своего отечества. Основоположники марксизма, а за ними и Ленин, утверждали, что по мере продвижения общества к коммунизму национальные предрассудки людей будут постепенно изживаться.

Ломка национальных перегородок и взглядов начинается, по мнению Ленина, еще в рамках капиталистического общества, за счет интернационализации капитала и рабочего движения. С точки зрения марксизма, такая интернационализация была процессом прогрессивным, подготовляющим еще в недрах капиталистического общества условия для быстрейшего перехода от капитализма к социализму.

«Кто не погряз в националистических предрассудках, — писал Ленин, — тот не может не видеть в… процессе ассимиляции наций капитализмом величайшего прогресса, разрушения национальной заскорузлости различных медвежьих углов, особенно в отсталых странах вроде России». (том 24, стр. 127).

Социал-демократ не должен потворствовать национализму. Наоборот, он должен решительно бороться со всяким проявлением национализма, хотя бы самым ничтожным.

Социал-демократическая партия должна всячески содействовать ассимиляции, слиянию наций. Такова принципиальная основа национальной политики Ленина.

«Марксизм непримирим с национализмом, — писал В. И. Ленин, — будь он самый «справедливый», «чистенький», тонкий и цивилизованный. Марксизм выдвигает на место всякого национализма — интернационализм, слияние всех наций в высшем единстве, которое растет на наших глазах с каждой верстой железной дороги, с каждым международным трестом, с каждым рабочим союзом». (том 24, стр. 131).

Национализм обедняет взгляды людей, суживает их сознание, выпячивает их национальные амбиции. Постоянное подчеркивание достоинств своей нации незаметно ведет к убеждению в своем превосходстве над людьми других национальностей, что приводит на практике к нарушениям равенства между людьми разных национальностей. Именно поэтому марксизм непримирим к национализму. В мире широко распространено такое мнение, что существование различных национальностей является залогом культурного богатства человечества. С этой точки зрения, каждая нация вносит свою лепту в мировую сокровищницу человеческой культуры, и это делает жизнь на земле богаче, разнообразнее и интереснее. Поэтому, утверждают они, всякая попытка социалистов слить нации неизбежно должна будет привести к обеднению, обкрадыванию человечества.

Мне кажется, что такая точка зрения искусственна и навеяна впечатлением от сталинского социализма. На самом деле, как показала жизнь, на протяжении тысячелетий национализм был одной из главных причин разъединения людей и вражды между ними. Национализм свернул людей с широкой дороги на узкую тропинку, отгородил их друг от друга, создал между ними искусственные барьеры, называемые границами, натравил одних людей на других.

Социализм не исключает разнообразия характеров и красок, свойственных отдельным народностям. Разве в пределах одной нации не существует местных особенностей, местных традиций, местных наречий, местного фольклора? Все эти положительные факторы, украшающие человеческую жизнь, останутся и при социализме, а все отрицательные стороны, такие как обособленность, чванливость и ненависть одних народов к другим, будут постепенно отмирать и окончательно исчезнут. Однако, покуда нации существуют, марксист, как реалист, должен исходить в своей национальной политике из этого факта.

Владимир Ильич постоянно предостерегал против всякой односторонности и торопливости при проведении основных принципов национальной политики РСДРП(б), которые могли бы на практике привести к конфликтам между пролетариями наций угнетающих и наций угнетенных.

Для того чтобы предотвратить национальную рознь, Ленин предлагал такую политику, которая бы решительно препятствовала любым привилегиям любой нации, входящей в состав России. Только такая политика в национальном вопросе могла вызвать желание у пролетариев разных наций к их слиянию, а не обособлению.

Задача пролетарской партии до революции, говорил Ленин, так разумно проводить пропаганду идей интернационализма, чтобы после революции ни у одного пролетария любой нации не возникло желания выйти из состава единого государства. Пропаганда свободы отделения каждой нации, если она того пожелает, из состава бывшей Российской Империи как раз и должна была подготовить такое единство пролетариев разных национальностей, которое обеспечивало бы согласие со стороны бывших угнетенных наций оставаться в составе единого социалистического государства.

«Социалистическая революция, — писал Ленин, — вполне возможна в самом близком будущем… Национальные антипатии так быстро не исчезнут. Ненависть — и вполне законная — у нации угнетаемой к нации угнетающей останется на время. Она испарится лишь после победы социализма и после окончательного установления вполне демократического отношения между нациями. Если мы хотим быть верны социализму, мы должны уже теперь вести интернационалистское воспитание масс, невозможное в угнетающих нациях без проповеди свободы отделения для угнетенных наций». (Ленин, том 30, стр. 51).

Для того, чтобы обеспечить при социализме возможность полного слияния наций, Ленин в предреволюционные годы добился внесения в программу партии пункта о самоопределении наций, который должен был обеспечить создание обстановки для взаимного доверия между пролетариями угнетающих и угнетенных наций.

Такова постановка вопроса у Ленина в той части, которая касается пункта программы РСДРП(б) о «самоопределении наций». Вторая линия разногласий по национальному вопросу проходила в спорах о «культурно-национальной автономии».

«Бунд» настаивал на образовании внутри социал-демократической партии отдельной еврейской организации, которая входила бы в состав РСДРП на основе федерирования и которая, по мнению руководителей «Бунда», должна была вести социал-демократическую работу среди еврейских трудящихся.

Ленин и Плеханов, Мартов и Троцкий, а также целый ряд других лидеров социал-демократической партии выступали на втором съезде партии против требований «Бунда».

Ленин выступил также против лозунга «Бунда» «о национально-культурной автономии», считая, что лозунг национальной культуры — не марксистский лозунг. Он отвергал его в равной мере как для пролетариев нации угнетающей, так и для пролетариев угнетенной нации.

«Не дело Российских социал-демократов соединять в одну нацию немцев (или евреев) Лодзинских, Рижских, Питерских, Саратовских. Наше дело бороться за полный демократизм и отмену всех национальных привилегий…» (Ленин, том 23, стр. 318).

Рассматривая сегодня взгляды Ленина на культурно-национальную автономию, я думаю, что Владимир Ильич поторопился с отрицанием прав малых народов на культурно-национальную автономию. В ходе практического осуществления национальной политики Советской властью были внесены в эту политику существенные коррективы. Так, например, в отношении евреев после Октябрьской революции была фактически осуществлена культурно-национальная автономия. При ЦК РКП(б) была организована «еврейская секция», на которую была возложена задача ведения культурно-политической работы среди евреев СССР, особенно в местах сосредоточения евреев — в западных областях Украины и Белоруссии, — и такая политика себя целиком оправдала. Было разрешено издание книг и газет, создание школ и библиотек на еврейском языке. Были организованы еврейские театры, из них два в Москве, один на идиш, другой на иврите. При Сталине эта культурная автономия евреев была ликвидирована в 1947 году, а неосторожно высказанные Лениным взгляды на национальную автономию евреев послужили обоснованием этой акции.

Читайте также

Национальный фонд спорта

Национальный фонд спорта Победа Ельцина над коммунистами была не за горами, а тем временем в ближнем окружении президента разразилась борьба за власть. Борис Березовский ополчился на своего прежнего покровителя – генерала Коржакова. В своих интервью и воспоминаниях

Глава 3 Национальный комитет

Глава 3 Национальный комитет 3 марта 1943 г.Несколько недель мне пришлось провести в лазарете лагеря № 27. Меня доставили туда в полубессознательном состоянии с сумасшедшей головной болью. Я беспомощно лежал на койке среди других пациентов из Великих Лук, каждый из

Национальный конвент

Национальный конвент Но 10 августа 1792 года во Франции была уничтожена королевская власть. При этом был образован новый парламент, названный Национальным конвентом (Convention nationale). Он собрался 20 сентября 1792 года и стал, по сути, новым французским правительством. Подчеркнем,

Национальный доход и финансы

Национальный доход и финансы На рубеже пятилеток. — Резкий рывок. — Товарищи по работе.С чего начинаются размышления министра финансов, когда он задумывается над очередным народнохозяйственным планом и бюджетом? Предположим, запланировано поднять уровень народного

Истоки (национальный вопрос: проблемы и суждения)

Истоки (национальный вопрос: проблемы и суждения) Перестроечный этап внутреннего развития СССР не только можно, но и нужно охарактеризовать ещё и как кризис доверия к России. Как ни парадоксально, это происходит на фоне демократизации в целом общественно-политической

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ До чего дошла Россия: «Среди гогочущей толпы евреев в Одессе шла собака, увенчанная императорской короной на голове, и к хвосту ее был прикреплен русский национальный флаг». Это в свое время было напечатано в газетах, и это подтвердил на

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ Всероссийский национальный союз задается целью содействовать: господству русской народности в пределах Империи, укреплению сознания народного единства, устройству русской бытовой самопомощи, развитию русской культуры и упрочению русской

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СЪЕЗД

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СЪЕЗД …Главное призвание русской национальной партии есть защита русского племени как господствующего в России. Нас думают уязвить, называя иногда наш принцип зоологическим, – но зоология, господа, великая наука, и пренебрегать ее выводами могут лишь

Вселенная без границ. «Национальный вопрос» и интернациональные программы

Вселенная без границ. «Национальный вопрос» и интернациональные программы Точно известно, что когда в 1959 году ЦК КПСС и Совмин СССР поставили задачу военно-воздушным силам отобрать двадцать летчиков для предстоящих космических полетов, то главным критерием было

IV. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

IV. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС 24. Введение Прежде чем перейти к вопросу о том, как во времена Сталина и его наследников была искажена ленинская национальная политика, как произошло сползание партии на путь великодержавного национализма, мне хочется напомнить читателям о тех

«Национальный центр»

«Национальный центр» Шли дни за днями. Как-то незаметно промелькнула зима 1918/19 года, наступило лето.Тяжкое это было лето! Все туже сжималось огненное кольцо фронтов. Жестокие, кровопролитные бои грохотали со всех сторон. На востоке ожесточенно сопротивлялся перешедшим в

XII. Национальный исследовательский совет

XII. Национальный исследовательский совет Математические проблемы в теории электрической трансмиссии и исследование свойств материала, используемого в конструкции катушек индуктивности, поглотили меня всего, и я забыл о том, что от меня ускользали замечательные

Глава 06 Национальный чемпион!

Глава 06 Национальный чемпион! Казалось, меня озарил снизошедший с небес луч света, открывший мне секреты борьбы.Это ощущение я могу назвать только озарением.Второй год нашего с Дэйвом пребывания в Университете Оклахомы стал первым сезоном, когда мы могли выступать на

МИД и национальный вопрос в России

МИД и национальный вопрос в России Очень существенная перемена в русско-польских отношениях состояла в том, что наряду с польским вопросом в министерство Терещенко был поднят и вопрос литовский. Для того, однако, чтобы перейти к нему, я должен предварительно коснуться

Национальный вопрос

Национальный вопрос Мальчик Петя, девятилетний отрок, завершив начальный курс обучения уму-разуму в ближнем Подмосковье, отправился на постоянное место жительства в Париж. Вместе с ним помимо мамы с папой отбыли обе няни, русская и украинка, отвечавшие за правильное

Национальный долг

Национальный долг Я заглянул в комнату к Марку Исаевичу чтобы попрощаться. Тот сидел перед телевизором, тупо уставившись в экран, и курил очередную сигарету. Я было открыл рот, чтобы сказать: «До свидания», Марк Исаевич», но меня опередил голос из телевизора, который бодро

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *