Нацпроект точка роста что это такое
К 2024 году в России откроется 16 тысяч центров «Точка роста»
6 ноября в рамках I Всероссийского форума руководителей центров «Точка роста» прошла конференция «Национальный проект «Образование»: сообщество, команда, результат». В ней принимали участие Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева, заместитель Министра просвещения Российской Федерации М.Н. Ракова.
В первый день конференции состоялась встреча Министра просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой с руководителями центров «Точка роста».
«На сегодняшний день в рамках национального проекта «Образование» открыто 2049 центров «Точка роста» в 50 регионах нашей страны. А к 2024 году, только вдумайтесь, их будет 16 тысяч. Это позволяет нам достичь главной цели: чтобы у детей, которые живут в сёлах, труднодоступных местах, рабочих посёлках, были равные условия для получения качественного образования», – отметила в своём выступлении О.Ю. Васильева.
Она также поблагодарила руководителей за проделанную работу и подчеркнула значимость малокомплектных школ: «Мы считаем, что малокомплектные школы не должны никогда закрываться. Да, они небольшие, затратные, но если такая школа закрывается, прекращается жизнь населённого пункта».
Основная задача проекта – обеспечение доступности качественного образования детям вне зависимости от их проживания, развитие сельских школ.
«Точка роста» должна стать центром притяжения социокультурной жизни, цифрового, естественно-научного и гуманитарного образования, проводником новых технологий. В этом году на оснащение центров «Точка роста» ушло порядка трех миллиардов рублей. Это значительная сумма. Деньги пошли на подготовку помещений, новое оборудование», – сообщила Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева.
С этого учебного года учащиеся из сельских школ изучают предметы «Технология», «Информатика», «ОБЖ» на новом оборудовании. После уроков дети посещают занятия цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей, учатся играть в шахматы. Школьники также развивают навыки работы в команде, готовятся к участию в региональных и федеральных конкурсах, форумах и слётах.
Летом этого года в рамках повышения квалификации учителя сельских школ осваивали современные технологии обучения и воспитания на базе детских технопарков «Кванториум». Более двух с половиной тысяч педагогов прошли переподготовку во время 46 образовательных сессий в 21 субъекте Российской Федерации. Ещё 11 тысяч сельских педагогов обучались в онлайн-режиме.
Проект реализуется в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», что позволило обновить материально-техническую базу образовательных организаций и создать в этом году 2049 центров «Точка роста» в 50 субъектах Российской Федерации.
Справочно
Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах. Целями деятельности центров являются создание условий для внедрения на уровнях начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей; обновление содержания и совершенствование методов обучения предметов «Технология», «Информатика», «ОБЖ».
Рекомендуется также использование инфраструктуры центров во внеурочное время как общественного пространства для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности.
Передовые технологии в сельских школах: как работают центры образования «Точка роста»
Центры «Точка роста» откроют на базе всех сельских школ Московской области до 2025 года
Первые центры образования цифрового и гуманитарного профилей открылись в сельских школах Московской области в сентябре 2019 года. На сегодняшний день они работают на базе 243 образовательных учреждений. О том, какие знания и навыки получают в этих центрах подмосковные школьники и каковы дальнейшие перспективы развития проекта, читайте в материале портала mosreg.ru.
Проект «Точка роста»
Еще 123 образовательных центра «Точка роста» открылись в Подмосковье
Открытие центров «Точка роста» проходит в рамках реализации федеральной программы «Современная школа» национального проекта «Образование». Цель их создания — предоставить возможность всем детям школьного возраста вне зависимости от их места жительства бесплатно обучаться с использованием передовых технологий. Записаться в кружок или секцию, работающую на базе центра, может любой учащийся сельской школы.
Оснащение центров
При организации центров соблюдают определенные стандарты: они должны располагаться в двух помещениях — для занятий по предметам и проектной деятельности — площадью не менее 40 квадратных метров каждое. Зону для проектной деятельности оборудуют по принципу коворкинга, где есть шахматная гостиная и медиазона. Для проведения занятий центры обеспечены современным оборудованием, в том числе 3D-принтерами, шлемами виртуальной реальности, квадрокоптерами, компьютерами и ноутбуками, фотовидеотехникой, необходимыми расходными материалами. Центры «Точка роста» обустроены таким образом, чтобы в них было комфортно заниматься ученикам начальной школы, среднего и старшего уровней образования, а помещение могло использоваться как в учебное, так и во внеурочное время.
Обучение и внеурочные занятия
Три центра «Точка роста» открылись в Талдомском округе
Источник: ©, пресс-служба администрации Талдомского городского округа
Благодаря современным цифровым лабораториям, оборудованным на базе центров, воспитанники сельских школ имеют возможность углубленно изучать химию, физику, биологию, получать новейшие знания по таким предметам, как «Технология», «Информатика», «ОБЖ», а после уроков посещать дополнительные занятия и кружки. Например, изучать робототехнику, обучаться программированию и VR-технологиям.
Один из первых центров «Точка роста» был открыт в Евсеевской СОШ городского округа Павловский Посад. На базе центра работают семь кружков дополнительного образования: «Робо», «Хайтек», «Аэро», «Современные информационные технологии», «Хэнд мейд» «Шахматная азбука» и «Юный спасатель».
В сентябре 2019 года центр «Точка роста» также заработал на базе Средней общеобразовательной школы № 18 в городском округе Балашиха. Ее воспитанники получают полезные знания и навыки во время занятий в кружках «Лего-студия», «Цифровые компетенции», «Стоп-кадр!» «Студия видеомонтажа», «Технологии дизайна среды», «Увлекательные шахматы», «Небесная механика», «Занимательное программирование в среде Scratch» и других.
В Ульяновской СОШ городского округа Красногорск в 2021-2022 учебном году работает 12 объединений дополнительного образования, среди них: «3D-моделирование», «Современные нанотехнологии», «Школа социальных проектов», «Видео-креатив», «Сувенирная мастерская». У воспитанников Ульяновской СОШ пользуются популярностью не только эти занятия, но и тренировки по шахматам: в шахматной гостиной регулярно проходят турниры, в том числе между учениками нескольких школ округа.
«Точка роста» — в каждой сельской школе региона
По информации пресс-службы Министерства образования Московской области, до конца 2024 года планируют открыть еще свыше 500 «Точек роста». Таким образом, во всех сельских школах Подмосковья появятся центры образования цифрового и гуманитарного профилей.
НАЦПРОЕКТ «Образование» «Точка Роста»
Это слайд-шоу требует JavaScript.
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
Наша школа с 1 сентября 2019 года станет Центром цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Такой Центр образования «Точка роста» будет создан как структурное подразделение школы, в деятельности которого будут применяться ещё более современные информационные технологии, средства обучения, учебное оборудование, высокоскоростной интернет и другие ресурсы Центра, которые послужат повышению качества и доступности образования.
Задачами Центра являются охват своей деятельностью на обновленной материально-технической базе не менее 100% обучающихся школы, осваивающих основную общеобразовательную программу по предметным областям «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», а также обеспечение не менее 70% охвата от общего контингента обучающихся в школе дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнёрства.
Данная модель позволит Центру выполнять функцию общественного пространства для развития общекультурных компетенций, цифровой грамотности, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности и обеспечить формирование современных компетенций и навыков у школьников.
В ходе реализации национального проекта «Образование» в части создания Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» проведены ремонтные работы в кабинетах Центра согласно составленным план-графикам и сметным расчетам. Под Центр выделено два кабинета: кабинет формирования цифровых и гуманитарных компетенций, помещение для проектной деятельности.
В период летнего отдыха учеников сделан «косметический» ремонт и выполнены работы по приведению помещений школы в соответствие с фирменным стилем Центра «Точка роста»: установлены металлические входные двери, проведены электромонтажные работы и эстетический ремонт потолочной поверхности с применением современных материалов. В требованиях к подготовке кабинетов Центра немаловажный акцент сделан на качественное выполнение работ для создания просторной зоны совместного обучения и творчества.
ИТОГИ РАБОТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ТОЧКА РОСТА»
.РОрР
Документы Центра Точка роста
Федеральные документы
О внесении изменений в распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации№ Р-23 от 01.03.2019 года «Об утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в том числе рекомендации к обновлению материально-технической базы, с целью реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах»
Об утверждении методических рекомендаций по созданию мест для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого взаимодействия
Региональные
Об утверждении Перечня образовательных организаций Самарской области, на базе которых в 2019 году будут созданы центры образования цифрового и гуманитарного профилей в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»
Об утверждении типового дизайн — проекта и проекта зонирования центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в Самарской области в 2019 году
Об утверждении медиаплана информационного сопровождения создания и функционирования центров образования цифрового и гуманитарного профилей в Самарской области в рамках направления «Современная школа» национального проекта «Образования» на 2019 год
Документы ГБОУ СОШ ж.-д. ст. Звезда
На базе сельских школ заработало уже более 5000 образовательных организаций
Фото: Геннадий Черкасов
Центры «Точка роста» являются структурными подразделениями образовательных организаций, на базе которых они создаются. В образовательных центрах дети обучаются по предметным областям основных образовательных программ и программам дополнительного образования. Кроме того, «Точки роста» могут использоваться и как общественные пространства для проектной и творческой детельности школьников, учителей, родителей и жителей населенного пункта.
Срок реализации проекта составляет пять лет, уже сегодня по всей России для детей открылись 5 тысяч образовательных центров. В конечном итоге с помощью федерального проекта «Точка роста» в проектно-исследовательскую деятельность планируется вовлечь до 70% всех ребят из сельской местности.
Все образовательные центры оснащены новым высокотехнологичным оборудованием: 3D-принтерами, мощными компьютерами, квадракоптерами, очками виртуальной реальности, тренажерами-манекенами и т. п.. В результате каждое занятие превращается для ребят в увлекательное приключение. Благодаря новым образовательным технологиям у школьников развивается творческое, логическое и аналитическое мышление. А с помощью «умного» оборудования дети могут реализовывать свои инженерные и конструкторские идеи. Учителя, преподающие в организациях обеспечены единой системой научно-педагогического сопровождения. Для работы в центрах педагоги проходят повышение квалификации на базе детских технопарков «Кванториум».
На занятиях все дети не просто получают определенные компетенции по тому или иному направлению, а двигаются по собственной индивидуальной траектории в соответствии с личными предпочтениями. Новая модель образования повышает мотивацию ребят, учит их работать в команде и идти к своей цели до конца. Благодаря «Точкам роста» дети из удаленных уголков страны имеют возможность конкурировать со сверстниками из крупных городов на различных олимпиадах и конкурсах, а также при поступлении в вузы.
Глобальной целью проекта Минпросвещения является создание такой среды обучения, которая позволила бы России войти в десятку стран с лучшим образованием в мире. Именно поэтому большое внимание в центрах «Точка роста» уделяют программам, которые развивают у школьников цифровые навыки. Кроме того, качественно образование помогает школьникам развиваться в соответствии с требованиями современного общества к квалифицированным специалистам на рынке труда. Таким образом, за счет обучения детей в школах и центрах «Точка роста» государство сможет решать кадровые проблемы и обеспечивать регионы специалистами в области цифровых технологий.
Также Министерство просвещения РФ планирует создание многофункциональных комплексов, интегрирующих образовательные организации, физкультурную и досуговую инфраструктуру, в отдаленных сельских населенных пунктах.
В рамках нацпроекта «Образование» на базах школ открываются так называемые «Точки роста»
Тем временем в разных регионах страны меняют представление о сельских школах. Говорящие роботы, шлемы виртуальной реальности, 3D-принтеры и многое другое, что в глубинке еще недавно воспринималось как фантастика, теперь становится привычным.
Классы, где ученики могут осваивать передовые технологии и развивать свои таланты, так и назвали «Точки роста». В рамках нацпроекта «Образование» их уже сотни.
Типичный класс сельской школы, такой же привычный для взгляда коридор. Но, открывая вот эту металлическую дверь, попадаешь в маленький продвинутый офис. Здесь и рабочие места за компьютерами, и вот такие ноутбуки-трансформеры для 3D-моделирования. О скучных уроках с таким техническим арсеналом можно забыть.
Шестиклассница Варя перенеслась на четыре века назад и своими глазами наблюдает, как собиралось второе народное ополчение. Она впервые примерила 3D-очки.
Центр под названием «Точка роста» появился в школе благодаря нацпроекту «Образование». Он помогает детям даже из самых отдаленных населенных пунктов знакомиться с современными технологиями и даже пробовать себя в необычных профессиях. В соседнем кабинете выстраивают свет для съемки, здесь своя маленькая творческая студия.
Учить историю куда проще, когда ты мультипликатор. Десятки деталей, из которых создается мультфильм, ну вот, например, рыцарские доспехи, запоминаются сами собой. Как, впрочем, и сюжет. Историческую тему подхватывают на занятии по 3D-моделированию.
«Поставлена задача — создать памятную эмблему, посвященную 800-летию со дня рождения Александра Невского», — рассказывает Анатолий Шилин.
Школьники создают трехмерную модель в специальной программе, после — печать на 3D-принтере. Женя мечтает поступить на факультет прикладной информатики и учиться в Санкт-Петербурге, экзамены уже в этом году. Для него большая удача, что может практиковаться в кабинете цифровых технологий. Приходит сюда практически каждый день.
Занятия в «Точке роста» самые разнообразные, но всегда объединены одной темой. Вот собирают и программируют роботов-бойцов для состязания.
Ультразвуковой датчик помогает роботу находить соперника. Побеждает тот, кто учел все детали и верно запрограммировал модель.
«Точка роста» – это центр общественной жизни нашей школы, здесь всегда шумно, здесь всегда дети и всегда педагоги. Мы учимся вместе с детьми, для нас это все тоже новое. Это новый формат», — признается директор Филинской школы Ольга Клитина.
На курсы повышения квалификации учителя ездили и в Нижний Новгород, и в Санкт-Петербург, и в Москву. Они и сейчас продолжают онлайн-обучение. В проекте «Точка роста» до мелочей продумана не только образовательная программа. Даже дизайн кабинетов в единой концепции.
«К нам даже брат приезжал из города, удивился, что у нас здесь есть такое, потому что в его школе не было», — рассказывает Дмитрий Фадеев.
Только в Нижегородской области за последние два года открылось 88 «Точек роста», но это не предел. По всей России в рамках нацпроекта к 2024 году их должно быть около 16 тысяч.