Научная школа что это
1. Понятие научной школы
1. Понятие научной школы
Научная школа – категория науковедения, которая имеет достаточно расплывчатое содержание. Выделим следующие ее характеристики:
1) научная школа представляет собой сообщество (группу, коллектив) ученых, которых объединяет какая-то весомая научная идея, гипотеза, теория, разработка которой и служит общим делом такой научной школы;
2) научная школа является носителем преемственности в развитии науки, т. е. может рассматриваться как носитель системного наследования в системогенетике науки;
3) научные школы могут иметь разные масштабы, есть научные школы парадигмального уровня, такие, например, как научные школы Ньютона, Эйнштейна, Н.Бора, Пригожина, но есть научные школы локального уровня, причем, как уровня страны, так и уровня отдельных вузов или научно-исследовательских институтов;
4) научные школы могут иметь одного или несколько лидеров; научные школы парадигмального уровня в свою очередь представляют собой совокупности научных школ локального уровня, имеющих своих лидеров;
5) научные школы представляют собой своеобразные научно-инновационные механизмы, их возникновение всегда связано с развитием и внедрением новых научных идей и противостоянием тем «противникам» новой идеи, которые всегда появляются, выражая собой консервативные силы в развитии науки. Э.Н.Елисеев, Ю.В.Сачков и Н.В.Белов писали в 80-х годах XX века, что «новые идеи как бы возвышаются над ранее устоявшимися представлениями, служат задаче их диалектического отрицания» [1] ;
6) научные школы – носители потоков научных идей, которые выступают формой развития теоретических концепций. «Согласно Ф.Энгельсу , гипотеза является формой развития естествознания. Новые идеи входят в исследования практически всегда как гипотезы, и они сразу же подвергаются строжайшим испытаниям на истинность. Выявление непреложного содержания в наших теоретических представлениях и установление их адекватности объективной реальности в ходе анализа результатов материально-практической деятельности – далеко не одноразовый акт»; [2]
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 220 Воскресные школы. Ивритские школы Талмуд-Тора. Дневные школы. Йешива
Глава 220 Воскресные школы. Ивритские школы Талмуд-Тора. Дневные школы. Йешива «То было лучшее из всех времен, то было наихудшее время» — эти часто цитируемые слова Диккенса о Европе XVIII в. можно легко применить к нашим дням, если иметь в виду состояние еврейской
Учитель Школы Жизни. Советы учителю Школы Жизни
Учитель Школы Жизни. Советы учителю Школы Жизни Понятия Учитель и Ученик вмещают в себе высочайший духовный смысл, исходящий из того же источника, что и смысл базисных для нас понятий: Школа, Воспитание, Образование, Просвещение, Урок, Жизнь. Учитель и Ученик являются как
2. Постановка вопроса о Ноосферной научной школе в России
3. Исток генезиса Ноосферной научной школы – творчество В. И. Вернадского, сферное учение Русского космизма
3. Исток генезиса Ноосферной научной школы – творчество В. И. Вернадского, сферное учение Русского космизма Первый цикл становления Генезис Ноосферной научной школы в первую очередь связан с творчеством В.И.Вернадского, особенно в период 1915–1945 гг., т. е. в последние 30
4. Второй цикл становления Ноосферной научной школы в России. Научная школа Н. Н. Моисеева
4. Второй цикл становления Ноосферной научной школы в России. Научная школа Н. Н. Моисеева Второй цикл становления Ноосферной научной школы – это период приблизительно с конца 50-х годов до середины 90-х годов XX века. В период жизни Вернадского большинство ученых, с кем он
5. Второй цикл становления Ноосферной научной школы в России. Научная школа В. П. Казначеева
5. Второй цикл становления Ноосферной научной школы в России. Научная школа В. П. Казначеева Большой и несомненно оригинальный вклад в развитие Ноосферной научной школы в России внесли В.П.Казначеев и его ученики. Автор думает, что весь комплекс научных идей и
6. Второй цикл становления Ноосферной научной школы в России. Научная школа А. Д. Урсула и научная школа социальной экологии
6. Второй цикл становления Ноосферной научной школы в России. Научная школа А. Д. Урсула и научная школа социальной экологии В 80-х – 90-х годах происходит формирование научной школы А.Д.Урсула. Сама школа А.Д.Урсула выросла из научной школы социальной экологии,
9. Третий цикл развития Ноосферной научной школы: становление научной шкалы Ноосферизма
9. Третий цикл развития Ноосферной научной школы: становление научной шкалы Ноосферизма Третий цикл развития Ноосферной научной школы автор связывает со становлением научной школы Ноосферизма. Это позволяет начало третьего цикла связывать с периодом 1997–2001 гг.,
10. Развитие научной школы Ноосферизма
10. Развитие научной школы Ноосферизма Последнее десятилетие (2001–2011 гг.) ознаменовалось переходом научной школы Ноосферизма в стадию своего зрелого развития.В «Непрошеных мыслях» (Книга первая, 2002) автор так определил программу развития Ноосферизма в форме ответов на
Научная школа
Научная школа — группа учёных или коллектив исследователей, выполняющая в долгосрочном периоде под руководством лидера (главы школы) определенную научно-исследовательскую программу, решающую четко сформулированную научную задачу или комплекс задач.
Несколько научных школ могут решать одинаковые научные задачи, однако могут различаться в подходах к их решению (программах, методах, инструментах), научных принципах и, соответственно, в достигнутых результатах.
Научные школы, как правило, формируются на базе (внутри) институциональных единиц — академических кафедр или отделов научно-исследовательских организаций, а главами школ выступают профессора, руководители данных институтов.
Во всех развитых странах научные школы подлежат государственному учёту и поддержке.
Содержание
История
Книгопечатание создало важную техническую предпосылку возникновения школ учёной мысли, охватывающих сразу несколько географических центров, облегчило процесс обучения и распространения идей разных школ. Каждая из них обрела действенный инструмент их пропаганды — периодически выходящие сборники, журналы, бюллетени и прочую научную периодику. Собственный печатный орган — существенный признак, позволяющий констатировать наличие соответствующей школы научной мысли как состоявшийся факт истории науки, а также облегчить поиск научных результатов её деятельности.
В наши дни школой-помещением часто являются университеты. Их структурообразующие единицы, кафедры — аналоги творческим мастерским, а возглавляющие их учёные (обычно профессора) — самим мастерам, «первым лицам» школ, нередко усваивающим впоследствии их прославленные имена. Не менее крупные по научному значению школы возникают в разных странах и вокруг академических исследовательских центров, научно-исследовательских институтов.
Научные школы
Естественные науки
Технические науки
Общественные (гуманитарные) науки
Экономика
Юриспруденция
(см. также Категория:Экономические учения, направления и школы)
Менеджмент
Психология
Научная школа имеет огромное значение в развитии психологии со времен античности, когда психологическое знание формировалось в истоке философских и естественнонаучных учений. Это школы Древнего Востока, древнегреческие школы: (Пифагора, Гиппократа, софистов, Платона, стоиков, скептиков и т.д.). При этом развитие шло в направлении от школ как хранителей персонифицированного знания (Древний Восток) к школам как прообразам исследовательских коллективов (школа Аристотеля). Школы Средневековья преимущественно занимались репродуктивной деятельностью. В Новое время связи со стремительным прогрессом науки, с превращением ее в профессию, а также благодаря переходу научной деятельности из сферы преимущественно индивидуального труда в сферу коллективного роль научной школы значительно возросла.
См. список: Школы психологии, также Категория:Школы психологии
Лингвистика
(см. также Категория:Школы и направления в лингвистике)
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Научная школа» в других словарях:
Научная школа — горная (a. school of mining science; н. Schule, Richtung; ф. ecole scientifique; и. escuela, escuela cientifico) форма организации коллективного труда науч. работников под руководством главы или лидера школы обычно крупного учёного.… … Геологическая энциклопедия
НАУЧНАЯ ШКОЛА — один из типов научного сообщества, особая форма кооперации научной деятельности. Развитие многих направлений науки связано с деятельностью Н. ш. Н. ш. является таким социальным феноменом науки, который позволяет рассмотреть когнитивные и… … Современный философский словарь
Научная школа — – научный коллектив или сообщество неформально взаимодействующих ученых, сплоченных вокруг научного лидера, разделяющих его основные научные идеи и реализующих единую, обычно новаторскую, исследовательскую программу … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
НАУЧНАЯ ШКОЛА — коллектив исследователей, удовлетворяющий следующим критериям: 1) наличие научного лидера, конструктора новой исследовательской программы; 2) наличие «учеников», последователей, приверженцев созданной лидером научно исследовательской программы… … Философия науки: Словарь основных терминов
Научная школа — совокупность последователей ведущего ученого или сторонников одного из методологических направлений; форма кооперации ученых и закрепление исследовательских традиций; раз новидность парадигмы … Социология: словарь
Донецкая филологическая научная школа — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/3 декабря 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия
Онтология социального поведения субъекта (научная школа) — Онтология социального поведения субъекта научная школа, существующая в Удмуртском государственном университете, изучающая закономерности социального поведения, развития, способы предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов, в… … Википедия
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ШКОЛА в социологии — направление в рамках неопозитивистской социологии, получившее распространение в США в 1930 1940 х. Ее философской основой послужил прагматизм и инструментализм Дж. Дьюи. Представители этой школы (Дж. Ландберг, Р. Бейн, С. Додд) выдвинули идею… … Социология: Энциклопедия
Школа пространственного анализа — Предлагается объединить эту статью с Регионалистика. Этот шаблон следует заменить более точным: для очевидных случаев используйте шаблоны … Википедия
Школа (в науке и искусстве) — Фреска Рафаэля «Афинская школа» У этого термина существуют и другие значения, см. Школа (значения). Школа, в анализе развития наук, литературы, искусства и др. областей и … Википедия
НАУЧНАЯ ШКОЛА
Н. ш. является таким социальным феноменом науки, который позволяет рассмотреть когнитивные и социальные характеристики научной деятельности в их единстве и взаимообусловленности. Н. ш. образует ту динамическую единицу науки, которая обеспечивает преемственность научного знания и создает оптимальные условия для его развития.
В литературе различают «классические» и «современные» Н. ш. К. Ланге (1973) видит основное различие между ними в том, что якобы классические школы создаются исключительно при университетах, тогда как «современные» могут возникать на базе научно-исследовательских институтов. На наш взгляд, данное отличие не является существенным. Более весомое отличие современной Н. ш. от «классической» состоит в том, что ученые, принадлежащие к современной Н. ш., могут одновременно работать в других формальных научных учреждениях, однако должны поддерживать неформальное сотрудничество со «своей» школой, развивать и реализовывать исследовательскую программу, быть носителем ценностей и стиля научного мышления, составляющих характерные черты школы, с которой исследователь связан своими корнями.
В концепции Т. Куна, как известно, стержневым является понятие парадигмы. Первоначально Кун признавал феномен школы несвойственным «нормальной науке», т. е. ее парадигмальной стадии. Предпарадигмальный же период науки характеризовался противоборством Н. ш. С утверждением парадигмы и переходом к «нормальной науке» ситуация изменяется, школы сходят со сцены. При этом устанавливается общность теоретических и методических позиций всех представителей данной дисциплины. Однако дальнейшее развитие науки приводит к выявлению фактов, которые невозможно объяснить с помощью господствующей парадигмы, в «нормальной» науке наступает кризис. Тогда, как и в Предпарадигмальный период, научное сообщество снова распадается на школы. Научная революция кладет конец господству старой парадигмы; на смену ей устанавливается новая.
Впоследствии, под влиянием критики, Кун отказался от трактовки Н. ш. как несовместимых с «нормальной» наукой и парадигмой. Термин же «парадигма» занял столь прочные позиции во всех отраслях знания, что многие последователи Куна и исследователи науки стали называть парадигму важнейшим конституирующим критерием Н. ш.
В 70-е гг. советским психологом и науковедом М. Г. Ярошевским была разработана весьма продуктивная трехаспектная модель науки, в т. ч. в ее применении к И. ш. Согласно данному подходу, ни один феномен науки, и прежде всего Н. ш., не может быть адекватно описан вне системы трех координат: предметно-логической, социально-научной и личностно-психологической. Основной единицей анализа Н. ш. в этом случае выступает исследовательская программа, включающая эти три взаимодействующих компонента (в отличие от «одноплоскостного», чисто логического понимания программы Лакатосом).
Важнейшее значение для формирования Н. ш. имеет научная идея, выдвинутая лидером Н. ш. и получающая развитие в реализации исследовательской программы. В разработке и реализации исследовательской программы под руководством главы школы принимают участие все ее члены.
Важным фактором, объединяющим ученых в Н. ш., является стиль научного мышления. Как отмечает американский социолог науки Д. Раветц, понятие стиля проливает свет на целый ряд социальных и психологических аспектов научной деятельности и на функционирование Н. ш. Стиль учителя передается его ученикам, определяет способ межличностного общения в Н. ш., мотивацию научной деятельности ее членов. По мнению Д. Раветца, некоторые характерные черты Н. ш. могут быть идентифицированы на основе неформального понимания стиля.
Вместе с тем, деятельность отдельного ученого, принадлежащего к Н. щ. может быть относительно автономной в том смысле, что он может самостоятельно разрабатывать определенный аспект научной проблемы, «собственную делянку» общего исследовательского поля, используя исследовательскую программу и категориальный аппарат, выработанный школой. Результаты же деятельности ученого будут его собственным вкладом в достижения Н. ш. и будут интегрированы в общий результат решения проблемы. Одним из важных моментов, составляющих мотивацию научной деятельности, является признание этого вклада другими учеными и прежде всего теми, кто принадлежит к той же Н. ш.
Н. ш. может превратиться в форму определенной изоляции ученых от остальной части научного сообщества, если она ограничивает коммуникации ученых с представителями других Н. ш., что влечет за собой сужение научного кругозора, творческих идей, игнорирование других, альтернативных подходов к решению научных проблем. В тех случаях, когда изоляционизм, борьба за выживание своей исследовательской программы и за самосохранение Н. ш. начинают доминировать над творческим подходом и исследовательскими целями, наступает кризис данной Н. ш., который с неизбежностью приводит к ее распаду.
Очевидна конечность существования данного типа научного сообщества; но хотя всякая Н. ш. уникальна и преходяща, непреходяща ее роль в научном познании, ее вклад в развитие науки.
Научная школа
научные школы — организованные и управляемые научные структуры, объединенные исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемые, как правило, выдающимся ученым.
Важным понятием в системе научного потенциала страны является научное сообщество, фактически обозначающее одну из структурных единиц науки. Можно выделить три группы научных сообществ: академическая наука, которая в условиях централизованной системы хозяйствования обеспечивала высокое развитие практически всех фундаментальных направлений; отраслевая наука, превратившая страну в одну из супердержав; вузовская наука, подготавливающая кадры и вносящая свой вклад в академическую и отраслевую науку.
Наука реализуется в каждом учебном и научном заведении. Особое место в этом процессе занимает университеты.
Университет, как высший тип учебный заведений, — это такое учреждение, образовательный процесс в котором ведется через науку и на базе науки, пронизан научным содержанием; в научном отношении — это совокупность сложившихся в нем научных школ. Университет выделяется прежде всего наличием в нем личностей, лидеров, ученых–новаторов, которые «обрастают» учениками.
Мировое звучание имели научные школы А.Ф. Иоффе, Л.Д. Ландау, П.Л. Капицы и многих, многих других российский ученых светил. Они обеспечили подъем, славу и мировой уровень отечественной науки.
Исследователи отмечают, что сформировавшийся в XIX веке в мировой науке системный подход во многом исходил из практики русских научных школ.
В научном и практическом плане представляет интерес анализ общих закономерностей развития научных школ, механизмов распространения их влияния школ в научном сообществе, их воспроизводства, управления их развитием.
Научные школы — это не только и не столько административные, производственные образования на факультетах и в научных подразделениях. Научные школы — это неформальные коллективы. Являясь ядром научного сообщества, они играют особую роль в формировании гражданского общества. Если формальная трудовая принадлежность к научному сообществу не столь значима для гражданского общества, то научная школа является существенным элементом гражданского общества.
Отечественная и зарубежная история свидетельствует, что развитие многих направлений науки связано с деятельностью научных школ. Научные школы выступают таким социальным феноменом, который позволяет решать комплекс задач научной деятельности по какому-то направлению в их единстве и взаимообусловленности.
В теории науки понятие «научная школа» многозначно и имеет различные смысловые оттенки. Теория науки представляет научную школу как один из типов научного сообщества, особую форму кооперации научной деятельности.
Научная школа — это особый феномен, сопряженный с другими научно-социальными объединениями и структурами науки, такими как научная дисциплина, научное направление, организация (институт, лаборатория, сектор, кафедра) и др.
Научная школа по своей сути являет собой эффективную модель образования как трансляции, помимо чисто предметного содержания, культурных норм и ценностей (в данном случае научного сообщества) от старшего поколения к младшему.
Научная школа является инструментом «воспитания исследовательского стиля мышления (…) определенного способа подхода к проблемам».
Научная школа — это организация тесного, постоянного, неформального общения ученых, обмена идеями и обсуждения результатов.
Каждая научная школа способствует развитию новых представлений в области науки.
Научным школам свойственны такие характеристики —инициативность, самостоятельность, наличие внутреннего импульса развития, целеустремленность, стойкость убеждений, неудовлетворенность достигнутым.
Для научной школы крайне важно научное самоопределение, самоидентификация члена коллектива, выявление и укрепление его социальной роли в ней, проектирование исследовательской деятельности каждого как частей общего.
Практика создания научных школ позволяет дать обобщенное представление о формах научных школ в следующем виде:
1) научно-образовательная школа, призванная формировать будущих исследователей;
2) исследовательский коллектив — группа ученых, совместно разрабатывающая под руководством лидера (главы школы) избранную или созданную им исследовательскую программу;
3) направление в науке, возникающее благодаря установлению определенной традиции, охватывающей группу ученых и исследовательских коллективов;
4) ученые, подготовившие под руководством известного ученого диссертации, ставшие кандидатами и докторами наук.
Сам термин «научная школа» многозначен. Анализ показывает, что используются, в основном, три категории понятий «научная школа»:
· формальное объединение, научно-образовательная организация различного статуса (университет, кафедра, факультет, научно-исследовательский институт, лаборатория);
· исследовательский (творческий) коллектив, не обязательно имеющий формальную принадлежность к какому-либо структурному подразделению университета или научно-исследовательского института;
· направление в науке, объединившее интересы группы исследователей.
О. Грезнева предлагает такую классификацию научных школ:
1. по виду связей между членами научной школы – научное течение, «невидимый колледж», научная группировка;
2. по статусу научной идеи – экспериментальные, теоретические;
3. по широте исследуемой предметной области – узкопрофильные, широкопрофильные;
4. по функциональному назначению продуцируемых знаний – фундаментальные, прикладные;
5. по форме организации деятельности учеников – с индивидуальными формами организации научно-исследовательской работы, с коллективными формами организации НИР работы;
6. по характеру связей между поколениями – одноуровневые, многоуровневые;
7. по степени институализации – неформальные, кружки, институальные;
8. по уровню локации – национальные, локальные, личностные.
В теории науки различают понятия «научная школа», «научное направление», «научная проблема».
Можно констатировать, что когда речь идет о научной школе, то подразумевается, что в ее рамках подготовлен не один доктор наук. Важной характеристикой научной школы является активная научная работа, связанная с разработкой определенных научных проблем, с аспирантурой и подготовкой диссертаций, с проведением тематических конференций по определенному научному направлению. При этом учитываются два важных условия: должен наличествовать основоположник школы — известный ученый, длительное время работающий в этом направлении, и несколько докторов наук, выросших в данном коллективе.
Когда говорится о научном направлении на кафедре, то имеется в виду, что руководитель данного научного подразделения — доктор наук, что в рамках научного направления кафедры научные исследования завершаются защищенными диссертациями, опубликованными трудами.
В том случае, когда речь идет о работе над научной проблемой, то имеются в виду соответствующие публикации, выступления на конференциях, семинарах.
Научная школа — это особенная отрасль деятельности человека. В сегодняшнем понимании — это организация, которая занимается определенными теориями, ищет ответы на вопросы.
В любой стране существуют современные научные школы, которые являются движущей силой технического прогресса.
Группы
Принято выделять три варианта научных сообществ:
Зарождение и значимость
Вам будет интересно: Читательская грамотность: понятие, уровни, проверка, возрастные нормы и оценки
Характерной особенностью нашего столетия является достижение многими отраслями науки существенных высот. Для того чтобы продвигаться дальше, необходимо дальнейшее развитие научной школы. В нашей стране основоположником научной работы стал Петр I. Он осознавал значимость исследований в разных областях, а потому, его трудами была сформирована интеллектуальная элита России.
Вам будет интересно: Великая княгиня Елена Павловна: биография, дата и место рождения, свадьба, крещение, семья, дети и дата смерти
Рассуждая о том, какая научная школа внесла больший вклад в развитие экономики страны, нельзя оставить без внимания команды А. Ф. Иоффе, П. Л. Капицы, Л. Д. Ландау. Есть еще множество других именитых российских ученых, чьи ученики продолжают их идеи.
Благодаря выдающимся физикам, химикам, математикам, биологам, генетикам, появились основные научные школы в нашей стране, которые представляют собой неформальные коллективы. По сути, их можно считать ядром, необходимым для развития гражданского общества.
Специфические особенности
Научная школа — это эффективная модель передачи культурных ценностей и норм, предметного содержания к младшему поколению от старшего. В ее основе лежит неформальное, творческое общение, обмен новыми идеями, обсуждение полученных результатов.
Вам будет интересно: Гликокаликс — это. Определение, характеристика, структура и функции.
Формы существования
В настоящее время выделяют:
М. Г. Ярошевский предлагает включать школу, считает ее важным элементом в исследованиях. От отношения к исследованиям в общеобразовательных организациях, напрямую зависит стремление подрастающего поколения
Какие выделяют категории, употребляя термин «научные школы»? Образование в современном мире имеет особое значение.
Выделяют три категории «научных школ»:
Классификация О. Грезневой
Автор предлагает свою интерпретацию. Основные научные школы О. Грезнева делит по определенным признакам:
Коллективы, которые претендуют на «ведущие научные центры», чаще всего интернируются вокруг генератора идей. Он обладает специфическими способностями, а также лидерскими качествами. Научная школа в таком случае представляется как группа учеников и соратников, которые в полной мере разделяют его идею, а также методы и приемы проведения исследования.
Соратники совместными усилиями осуществляют намеченные планы, реализуют программу действий. Среди них нет соперников, так как вся работа направлена на решение совместной научной задачи.
Вам будет интересно: Список английских фамилий и имен
Научная школа это коллектив единомышленников, внутри которого царит творческая атмосфера.
Их деятельность заключается не только в исследовании, но и в распространении и воспроизводстве знаний, идей сообщества.
Представители научной школы сотрудничают с другими учеными, обмениваются с ними основными идеями в рамках практических конференций, семинаров, симпозиумов.
Показатели научной школы
Им является многогранность исследований представителей научного коллектива. Значение имеет внутренняя обстановка, диапазон анализируемых проблем. Их создание является потребностью современности. Общество нуждается в систематических контактах, обмене научной информацией, инновационных подходах, которые способствуют росту экономики страны. Только если научно-практическая школа будет функционировать в полной мере, можно рассчитывать на получение желаемого результата.
Осознавая, насколько важно вовлекать в исследовательскую работу школьников, в рамках модернизации российской школы, в федеральные образовательные стандарты включена проектная и исследовательская деятельность на всех ступенях образования.
Основные типы
В настоящее время выделяют разные подходы к классификации и определению видов научных школ. Среди самых распространенных представлений о данном явлении можно выделить: направление в науке, появившееся благодаря какой-то научной традиции. Такая традиция может принадлежать как отдельным ученым, так и целым исследовательским коллективам.
В качестве примера можно привести в психологии — школу самоанализа, в управлении — административную школу, в экономике — институциональную школу.
Свою дееспособность и эффективность продемонстрировал вариант формирования и обучения исследователей в научно-образовательных школах.
Среди примеров можно рассмотреть австрийскую (Венскую) экономическую школу _ маржинализм, МГТУ имени Баумана — ракетостроение, МИФИ — атомная энергетика.
Интерес представляют научно-производственные школы, в которых совместными исследовательских коллективов решаются глобальные проблемы.
В отечественной науке яркими примерами являются:
Нельзя обойти стороной и исследовательские организации, которые доказали свою способность обеспечивать условия для работы ученых, сделавших существенный вклад в развитие мировой науки. Среди ярких примеров выделим Франкфуртскую школу на основе Института социальных исследований (Г. Маркузе, Т. Адорно, Ф. Поллак); Кавендишскую лабораторию Кембриджа (Дж. Томпсон, Дж. Максвелл, Н. Бора, Э. Резерфорд).
Подводя промежуточные итоги, отметим, что понятие «научная школа» можно ограничить четырьмя важнейшими направлениями:
Важные аспекты
В нее могут входить исследовательские коллективы, отдельные ученые, которых объединяет общая научная традиция.
Понятие «коллектив» не означает фиксированного персонального состава. Внутри школы создается ядро, которое определяет направления деятельности.
Между отдельными школами-направлениями связь осуществляется в очной форме посредством семинаров, конгрессов, конференций, а также в заочном виде путем переписки, публикаций в научно-исследовательских журналах.
Научные течения собирают ученых, которые придерживаются научной позиции, выработанной их предшественниками.
Регулирующую и объединяющую функцию выполняет в таких случаях парадигма, заложенная основоположниками течения.
Школа-направление
Научная жизнь — это постоянная смена теорий, моделей, гипотез.
Среди их отличительных признаков можно упомянуть присутствие четкого ядра. Его составляет группа ученых, занимающих в научном сообществе «вершину пирамиды».
Примером такого устройства является Тартуско-Московская семиотическая школа, которую возглавляет Ю. М. Лотман.
Она объединила в себе сразу две культурные традиции, направления литературоведов и лингвистов. Ее представители собирались на конференции, проходящие в Тарту и в Кяэрику, начина с 1964 года.
Основой школы стала исследовательская программа (парадигма), которая позволяет генерировать новые знания, искать новые факты, решать конкретные задачи.
Среди ее обязательных элементов выделим метафизические парадигмы, символические обобщения, общий научный язык, сходные способы решения конкретной задачи, методы исследования.
Для научной школы – направления не характерна рутинность создания, применения, передачи знаний. В ней есть коллективное творчество, взаимное обогащение новыми научными фактами и знаниями.
Научно-образовательная школа
Ее как совокупность методических средств и приемов, ценностей и норм, принято отождествлять с самой образовательной организацией. В реальности она может быть тем местом, где уже есть уникальная методика подготовки научных кадров, но первоначальной считают систему подготовки, которая реализуется в отдельных педагогах (ученых). К примеру, научно-образовательные школы Сеченова и Жуковского включают в себя несколько крупных учебных заведений, в которых преподавали не только они сами, но и их ученики.
Какими отличительными чертами обладают такие школы? Для них свойственно развертывание картины достижений мировой науки перед слушателями в конкретной области знания, использование идейно-теоретической традиции, творческая мотивация, воспитание в слушателях исследовательского стиля мышления.
Ярким примером научно-образовательной школы можно считать Венский университет (Венскую экономическую школу).
Среди ее знаменитых учеников можно выделить родоначальников экономической австрийской школы: Ф. Визера, К. Менгера. Получив специализацию по экономике, они стали преподавателям Венского университета. Эстафету подхватили их ученики.
Также отличным примером является отечественная школа авиастроения, основателем которой стал выпускник МГУ Н. Е. Жуковский. Те идеи, которые были заложены «отцом российского авиастроения», и настоящее время профессора передают слушателям.
Подведем итоги
Для того чтобы «ковать кадры» НИИ, в российские школы введена обязательная проектная и исследовательская работа.
- Молочные бактерии что это
- Как определить что вино готово