Научно исследовательское судно витязь что открыл
Научно-исследовательское судно «Витязь»
Научно-исследовательское судно «Витязь»
Одно из самых знаменитых советских научно-исследовательских судов было построено в 1939 г. в Германии в качестве банановоза и первоначально называлось «Марс» («Mars»). Судно имело следующие основные характеристики: длина – 109,5 м, ширина – 14,4 м, осадка – 5,8 м, валовая вместимость – 3248 регистровых тонн. Дизель мощностью 3000 л.с. обеспечивал скорость до 14 узлов. Дальность плавания составляла 6000 миль. Помимо помещений для 38 человек команды, предусматривалось и 12 пассажирских мест.
В годы Второй мировой войны «Марс» стал военным транспортом, а после ее окончания в числе других кораблей и судов был передан СССР по репарациям. Вскоре началась его научная карьера, принесшая славу советской науке и самому судну. Одним из инициаторов переоборудования «Витязя» в корабль науки был известный океанолог, член-корреспондент АН СССР В.Г. Богоров. Сам он совершил на «Витязе» шесть экспедиций (именем ученого назван подводный хребет в Тихом океане и научно-исследовательское судно Академии наук).
Название для нового научного судна выбрали не случайно (кстати, сперва его переименовали в «Экватор»). В Российском флоте имя «Витязь» носили два корабля, прославившие науку. Первый – парусно-винтовой корвет (спущен на воду в 1862 г.), доставивший во время кругосветного плавания 1870—1873 гг. на берега Новой Гвинеи путешественника Н.Н. Миклухо-Маклая. Второй – корвет (впоследствии крейсер, спущен на воду в 1884 г.). В 1886—1889 гг. он совершил кругосветное плавание под командованием капитана первого ранга С.О. Макарова. Этот поход значительно обогатил науку о море, по его результатам Макаров написал книгу ««Витязь» и Тихий океан».
Переоборудование производилось в 1947—1948 гг. в Висмаре. Среднюю надстройку удлинили на 11 м, бывшие грузовые твиндеки трех трюмов переделали в каюты, лаборатории, служебные помещения. В реконструкции судна и создании приборов и лабораторий участвовало более десятка заводов, исследовательских институтов и КБ. На всех четырех палубах судна (включая шлюпочную) было оборудовано около ста помещений, в том числе 14 лабораторий, хранилищ коллекций и проб, служебных кают, библиотеки, персональных кают для судоводителей и руководства экспедиции. Экипаж «Витязя» составлял 66 человек. Помимо него на судне размещались 77 научных работников. Дальность плавания возросла до 18 500 миль.
«Витязь» прославился изучением рельефа дна Мирового океана: шесть глубоководных желобов в Тихом океане и столько же в Индийском, более сорока подводных гор были открыты и нанесены на карту участниками рейсов. Благодаря этим экспедициям стала совершенно по-новому выглядеть карта океанического дна.
«Витязю» принадлежала честь открытия максимальной глубины Мирового океана – 11 022 м в Марианском желобе. Это произошло в 1957 г., в ходе выполнения научных исследований по программе Международного географического года. Во время работ предприняли попытку осуществить подводную съемку, но трос оборвался и фотокамера упала на дно. Сейчас это единственный предмет искусственного происхождения, лежащий в самой глубокой точке мирового океана.
Важными для науки оказались исследования глубоководной впадины Тонга, в ходе которых ученые установили, что всего за пять лет в температуре и солености нижних слоев воды произошли заметные изменения, а это значит, что перемешивание слоев осуществляется гораздо быстрее, чем это считалось ранее. Эти выводы, озвученные профессором В.Г. Богоровым на проходившей в 1958 г. Женевской конференции по мирному использованию атомной энергии, оказались чрезвычайно важны для сбережения Мирового океана. После этого поступавшие ранее предложения по сбросу радиоактивных отходов в глубоководные впадины были отклонены мировым сообществом.
В течение 20 лет «Витязь» являлся флагманом флота Академии наук. Всего за свою службу он прошел более 800 тысяч миль, совершив 65 рейсов. На «Витязе» сформировалась школа отечественной океанологии, в экспедициях работали ученые 50 научных институтов Советского Союза и еще 20 стран. Судно принимали в 100 портах 49 государств. Гостями «Витязя» были президенты и премьер-министры, послы и деятели культуры, знаменитые ученые, такие как Тур Хейердал и Жак-Ив Кусто.
В 1967 г. флагманом научного флота стал «Академик Курчатов». 19 апреля 1979 г. «Витязь» в последний раз ошвартовался у причала Калининградского порта. Вскоре он был выведен из эксплуатации, а его имя перешло к новому судну, уже четвертому по счету «Витязю» в истории отечественного флота.
Возник вопрос о дальнейшей судьбе заслуженного судна. Первоначально его предполагали поставить в Москве, к открытию Московской Олимпиады 1980 г. Рассматривались варианты установки «Витязя» на вечную стоянку в Ленинграде или Владивостоке. Но, в конечном итоге, «Витязь» остался в Калининграде. В 1988 г. он был поставлен на завод «Янтарь». В следующем году Атлантическое отделение Института океанологии им. Ширшова АН СССР заказало Калининградскому филиалу ЦПКТБ «Запрыба» разработку технической документации по переоборудованию «Витязя» в судно-музей. Итогом долгого пути стало постановление Правительства РСФСР от 12 апреля 1990 г. о создании Музея Мирового океана в городе Калининграде. Первым директором стала Светлана Геннадьевна Сивкова, в течение нескольких лет возглавлявшая борьбу за спасение корабля-легенды. В 1991 г. Калининградским филиалом ЦПКТБ (ныне Калининградский проектно-конструкторский центр) была разработана рабочая документация по переоборудованию судна в соответствии с требованиями Правил Речного Регистра РСФСР. При проведении ремонтных работ на заводе «Янтарь» пришлось частично заменить открытые участки палуб и полностью – деревянный настил главной палубы, установить противопожарную систему, переделать вентиляцию. 12 июля 1994 г. судно встало на вечную стоянку у музейного причала в самом центре Калининграда, и сейчас «Витязь» является украшением Набережной исторического флота – основной экспозиции Музея мирового океана.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Материалы научно-практических конференций
Материалы научно-практических конференций Кудряшов К. Н. К вопросу о лучшем среднем танке Второй мировой войны. Опыт сравнительного историко-технического анализа.// Проблемы формирования исторического сознания: материалы IV Всероссийской научно-практической
Финикийское торговое судно
Финикийское торговое судно Финикия – древняя страна, располагавшаяся в прибрежной полосе на территории современных Израиля, Ливана и Сирии. Она издревле известна также как Ханаан (Канаан). В отличие от многих других стран Востока Финикия представляла собой не единую
«Мейфлауэр» – судно переселенцев
«Мейфлауэр» – судно переселенцев В XVII в. в Англии порвавшие с официальной англиканской церковью протестанты стремились уйти от опеки властей и найти места, где они могли бы жить по своему разумению. Поскольку было известно, что за Атлантическим океаном в Америке имеется
Экспедиционное судно «Индевор»
Экспедиционное судно «Индевор» Порой ничем не примечательные суда становятся знамениты именно потому, что им посчастливилось оказаться под командованием выдающегося человека. Так, парусник «Индевор» («Endeavour») навечно вошел в историю мореплавания как корабль великого
Спасательное судно «Волхов» («Коммуна»)
Спасательное судно «Волхов» («Коммуна») Старейшая единица в составе отечественного флота – спасательное судно «Коммуна». Оно было заложено 11 декабря 1912 г. на Путиловском заводе, спущено на воду 17 ноября 1913 г. и в то время называлось «Волхов». Его полное водоизмещение –
Научно-исследовательское судно «Калипсо»
Научно-исследовательское судно «Калипсо» Когда в Сиэтле (США) 12 августа 1941 г. был заложен деревянный тральщик BYMS-26, спущенный на воду 21 марта 1942 г. и в феврале 1943 г. пополнивший состав британского Королевского флота Великобритании под обозначением J-826, никто не мог
Научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов»
Научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» Дизель-электроход «Михаил Сомов» был заложен на Херсонском судостроительном заводе 10 октября 1974 г., спущен на воду 28 февраля 1975 г., а июне вышел на испытания. Затем его передали ленинградскому ордена Ленина Арктическому и
КТО ЕСТЬ ВИТЯЗЬ!
КТО ЕСТЬ ВИТЯЗЬ! Корабли отряда Григория Белли были ещё на переходе, когда на центральной площади Бокко-ди-Катторо ударили колокола. Сбежались все — от стариков до детей. Перед собравшимися вышел седобородый глава местного коммуниата граф Савва Ивлеч.— Братья и сёстры!
Кто есть витязь!
Кто есть витязь! Корабли отряда Григория Белли были еще на переходе, когда на центральной площади Бокко-ди-Катторо ударили колокола. Сбежались все от стариков до детей. Перед собравшимися вы шел седобородый глава местного коммуниата граф Савва Ивлеч.– Братья и сестры! –
Несоленый Сергей Валерьевич Корветы «Витязь» и «Рында». 1882-1922 гг.
Несоленый Сергей Валерьевич Корветы «Витязь» и «Рында». 1882-1922 гг. Историко-культурный центр «ИСТФЛОТ» 2011 г.Боевые корабли мираC-Пб.: Издатель P.R Муниров, 2011. — 76 с.: илл.ISBN 978-5-98830-53-7Обложка: На 1-й стр. корвет «Рында»; на 2-й стр. «Витязь» в дальнем плавании; на 3-й стр. «Рында» на
Приложение № 2 Кругосветное плавание корвета «Витязь». 1886-1889 гг.
Приложение № 2 Кругосветное плавание корвета «Витязь». 1886-1889 гг. Из дневника, рапортов и отчетов командира корабля капитана 1 ранга С.О. Макарова(РГА ВМФ. Ф. 417. Главный Морской штаб)Из дневника С.О. Макарова о подготовке корвета «Витязь» к кругосветному плаванию19 марта-13
Сочлененные гусеничные транспортеры «Витязь»
Сочлененные гусеничные транспортеры «Витязь» Серия статей «История сочлененных гусеничных и колесных машин высокой проходимости» — со следующего номера нашего журнала Фото А.
УОЛКЕР И АМЕРИКАНСКОЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ СУДНО «ПУЭБЛО»
УОЛКЕР И АМЕРИКАНСКОЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ СУДНО «ПУЭБЛО» Когда Джон Уолкер передал Советскому Союзу экземпляр ключей для шифровальных машин KL-47/KL-7, KL-7 являлась самой распространенной на Западе шифровальной машиной. Она использовалась во всех видах вооруженных сил США, в
ВИТЯЗЬ БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ
ВИТЯЗЬ БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ ПОИСК ГЕРОЯ В годы войны в руки советского писателя С.С. Смирнова совершенно случайно попала копия донесения штаба немецкой 45-й дивизии, захваченного весной 42-го в районе Орла. В документе говорилось об обороне Брестской крепости, в одном из
2.6. «ВИТЯЗЬ» В ТИХОМ ОКЕАНЕ
2.6. «ВИТЯЗЬ» В ТИХОМ ОКЕАНЕ В сентябре 1886 г. для плавания в Тихом океане был отправлен корвет «Витязь». Сейчас бы такой корабль 1-го ранга назвали лёгким крейсером. Целью его плавания было усиление морских сил на Дальнем Востоке. Срочность выхода объяснялась очередным
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт океанологии им. П.П. Ширшова
Российской академии наук
ИО РАН в соцсетях:
Памятные даты в истории научно-исследовательского судна «Витязь»
2019 год, особенно апрель месяц, явился насыщенным памятными датами в истории научно-исследовательского судна «Витязь» III.
В 1939 году, на судоверфи в Бремерхафене (Германия) был построен грузопассажирский теплоход «Марс», который специализировался на перевозке фруктов и пассажиров из южных стран в Германию.
После войны, в феврале 1946 года судно «Марс», как трофей, было передано Советскому Союзу.
Специальным постановлением Правительства СССР, инициированным директором Института океанологии академиком П.П. Ширшовым, Институту поручалось провести переоборудование судна в научно-исследовательское, с последующим использованием в изучении Дальневосточных морей СССР.
Название «Витязь» судно получило в честь двух исторических российских судов, носивших имена «Витязь».
На фронтоне Океанографического музея в Монако, среди названий 10 выдающихся кораблей, внесших вклад в изучение Мирового океана, начертано имя корвета «Витязь».
Переоборудование судна «Витязь»III в научно-исследовательское проводилось в 1946-48 годах. В тоже время осуществлялось становление самого Института океанологии Академии наук СССР. Многие оригинальные научные приборы и оборудование, в том числе и лебедки, были разработаны советскими учеными и инженерами, при участии Института океанологии; построены и установлены в период переоборудования судна. Они обеспечили введение в океанологическую практику исследований новых методик, что позволило создать и новые научные направления.
1 апреля 1949 года, 70 лет назад. НИС «Витязь» был передан Академии наук СССР.
13 апреля 1949 года. 70 лет назад. НИС «Витязь» вышел из Одессы в свой первый рейс, продолжительностью 12 дней, в котором, после оборудования судна, проверялась работа всех судовых механизмов, проводились испытания и наладка нового научного оборудования, отработка методик палубных и лабораторных работ по всем направлениям океанологической науки.
Начальником рейса был заведующий химическим Отделом Института, доктор химических наук, профессор Семен Владимирович Бруевич, имевший к этому времени большой опыт работы в других экспедициях на разных морях.
Первый рейс «Витязя» проходил в западной и центральной частях Черного моря. Маршрут рейса, длиною всего 840 миль, включал три разреза: меридиональный от Одессы на юг, разрез по параллели к Ялте и глубоководный разрез от м. Сарыч по направлению к Босфору.
За полученные результаты в первом рейсе НИС «Витязь» С.В. Бруевич и несколько других участников экспедиции и сотрудников Института были удостоены звания Лауреата Государственной (бывшей Сталинской) премии.
Первый рейс НИС «Витязь» заложил начало «Эпохи «Витязя» в отечественной океанологии.
Последующие 9 лет (24 рейса) НИС «Витязь» провел в интенсивных исследованиях дальневосточных морей России. С 1957 года начались исследования по всему Мировому океану. В течение более двадцати лет исследования, проводимые на НИС «Витязь» по биологии, физике, химии и геологии были лидирующими в мировой науке об океане. На борту судна возникла и сформировалась советская школа океанологии.
НИС «Витязь» успешно участвовал во многих международных проектах: «Международный геофизический год» 1957-1959 гг, «Индоокеанская экспедиция» 1959-62гг, «Рифтовые зоны океана»1967-71 гг, «Полимоде» 1977-78гг и других. На его борту работали ученые, представляющие многие наиболее известные океанологические центры мира.
Обширные данные, собранные на НИС «Витязь»о Мировом океане, легли в основу большого количества научных статей и десятков книг, в том числе десятитомной монографии «Тихий океан». Выдающиеся результаты, достигнутые учеными Института, были отмечены многими правительственными наградами, Ленинскими и Государственными премиями, золотыми медалями Академии наук СССР.
22 апреля 1979 года, 40 лет назад, закончился последний 65 рейс НИС «Витязь» в порту Калининград.
Последняя 65- экспедиция НИС «Витязь» была юбилейной. 1 апреля 1979 года исполнилось ровно 30 лет с того дня, когда судно было передано Академии наук СССР. Участники экспедиции отмечали юбилей в Атлантическом океане. На судно поступило 64 поздравительных радиограммы, в том числе: президента Академии наук СССР, Министра Морского флота, ЦК ВЛКСМ, Всесоюзного географического общества, многих Институтов АН СССР, известных ученых и других.
За 30 лет плаваний в Мировом океане на НИС «Витязь» было пройдено 733 000 миль общего маршрутного пути, совершено 7943 океанографических станций, затрачено 5162 суток (более 14 лет) экспедиционного времени. Это время совершенно справедливо называют «Эпохой «Витязя» в советской океанологии, обеспечившее судну почетное место среди научных кораблей других стран, а в Музее Мирового океана (г. Калининград) как судно-мемориал.
Волочков Анатолий Георгиевич
Научно-исследовательское судно Витязь III
Под флагом АН СССР судно совершило 65 научных рейсов, прошло около 800 000 миль, выполнило 7 942 научные станции.
С его борта была измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине и открыт новый тип животных – погонофоры.
На «Витязе» сформировалась школа отечественной океанологии, в экспедициях работали ученые 50 научных институтов нашей страны и 20 стран мира.
одновинтовой двухпалубный теплоход. Имеет прямой наклонный форштевень, резко разваленные носовые образования и крейсерскую корму.
— экипаж – 66 человек;
— научный состав – 70 человек.
Схема научно-исследовательского судна Витязь
1939-1945гг. Из бога войны в имперские подданные
Теплоход, получивший название «Марс» (впоследствии «Витязь») был построен в 1939 году на верфи Бремерхафена (Германия) по заказу судоходной компании «Нептун» в качестве грузопассажирского судна. Судно предназначалось для перевозки фруктов из южных стран в Германию.
Инженер Генрих Тамм, ходивший когда-то на «Марсе», писал:
«Это было необычайно красивое судно. Окрашенное в кремовый цвет, изящной формы, с прекрасными стройными линиями, оно больше походило на яхту. Для того времени оно было новинкой судостроения… «Марс» принадлежал к категории высокого класса. Грузовое судно предназначалось для 38 членов экипажа и 12 пассажиров. Прекрасные обитые деревом каюты были выдержаны в стиле подражания средневековым жилым комнатам. Не верилось, что находишься на борту судна…».
Во время Второй мировой войны «Марс» возил целлюлозу из Скандинавии, а затем стал военным госпиталем на 600 мест. В январе-апреле 1945 года «Марс» вывез более 20 000 беженцев из Кенигсберга и Пиллау, осажденных советскими войсками. Последний рейс судно совершило 13 апреля.
Закончилась война, и по репарации судно оказалось в Великобритании с новым названием «Вперед, Империя». Портом приписки был Ливерпуль, оно находилось там меньше года, после чего было передано СССР и стояло в Ленинграде.
1946-1949гг. Новые имена и Институт океанологии
31 января 1946 года был организован Институт океанологии АН СССР, и ему потребовалось научное океанское судно.
Переоборудование судна было проведено в 1947-1948 гг. на заводах Висмара (Германия), а также в Ленинграде, Риге, Одессе и Владивостоке. При перестройке судна была удлинена его средняя надстройка, в которой разместились лаборатории, служебные и жилые каюты. Грузовые твиндеки были переоборудованы в жилые каюты, комнату отдыха, санитарные и служебные помещения. Были установлены дизель-генераторы, дополнительные танки для топлива и воды. В результате судно было готово принять 136 членов экспедиций.
Уникальность судна была обеспечена научным оборудованием. Прежде всего, это глубоководная якорная лебедка, позволившая становиться на якорь на глубинах до 11 км. До сих пор судну принадлежит мировой рекорд по глубине постановки на якорь. Не менее уникальной была и глубоководная траловая лебедка, с которой можно вести траления на глубинах до 11 км. На судне имелось 14 лабораторий, научная библиотека, хранилища проб.
Научно-исследовательское судно «Витязь» у причала Музея Мирового океана в городе Калининград
1949-1979гг. Бурная научная жизнь
Заметные результаты были получены геологами, гидрологами, гидрохимиками, биофизиками. Но ни в одной области океанологии не было сделано так много и столь значительных открытий, как в биологии.
Благодаря экспедициям «Витязя» было описано 1176 новых видов животных и растений. В области ихтиологии были получены новые материалы по районам обитания промысловых рыб, описано много новых видов и составлена обширная коллекция. Хорошо знакомая сейчас сайра как промысловая рыба была впервые изучена на «Витязе».
Так на «Витязе» сформировалась школа отечественной океанологии. Основоположниками школы стали ученые, работавшие на легендарном «Персее». «Персейцами», пришедшими в институт, были биологи Л.А. Зенкевич и В.Г. Богоров, химик С.В. Бруевич, океанографы В.Б. Штокман и А.Д. Добровольский, геолог В.П. Зенкович.
В 1957 году «Витязь» вышел в свой первый заграничный рейс, и с тех пор 100 портов 49-ти стран мира встречали его как представителя нашей страны. «Витязь» был «послом дружбы и мира». На его борт поднимались Ж. Кусто и Т. Хейердал, губернаторы и премьер-министры, послы и космонавты. Часто на заходах устраивали дни открытых дверей, и люди часами ждали, чтобы подняться на судно. Ученые 14 стран работали на «Витязе». Последний рейс судно совершило в 1979 году вокруг Европы, и еще раз подтвердилась всемирная известность судна, когда при заходах в порты Франции, Испании, Португалии, Великобритании, Дании «Витязь» посещали ученые из этих стран, специально приезжавшие для личного знакомства со знаменитым кораблем науки.
Научно-исследовательское судно Витязь в море
1979-1990гг. Увековечивание ветерана
Этот период можно назвать самым печальным в судьбе судна. Уже в середине 70-х годов, когда стало ясно, что океанская карьера подходит к концу, родилась идея сохранить «Витязь», сделав его музеем. Но где именно причалить ветерану? Предполагалось поставить его в Москве, в «порту пяти морей», к открытию московской Олимпиады, обсуждалась кандидатура Ленинграда, попросили вернуть «Витязь» и дальневосточники, потому что портом приписки судна долгие годы был именно Владивосток. Но затем предпочтение было отдано городу Калининград.
22 апреля 1979 года, завершив свой последний, 65-й рейс, «Витязь» вошел в воды Преголи. Торжественной передачи судна городу не произошло, а само судно на многие годы встало на якорь.
Писатель Л.В. Почивалов, много сделавший для сохранения «Витязя», писал в «Правде»:
Только в 1988 году «Витязь» был поставлен на завод «Янтарь», а в 1989 году Атлантическое отделение Института океанологии им. П.П. Ширшова АН СССР заказало Калининградскому филиалу ЦПКТБ “Запрыба” разработку технической документации по переоборудованию «Витязя» в судно-музей.
Итогом долгого пути по спасению судна стало постановление Правительства РСФСР от 12 апреля 1990 года о создании в городе Калининграде Музея Мирового океана, директором которого стала Светлана Геннадьевна Сивкова, которая в течение нескольких лет возглавляла борьбу за сохранение и возрождение корабля-легенды.
Научно-исследовательское судно Витязь у причала
В 1991 году Калининградским филиалом ЦПКТБ (ныне Калининградский проектно-конструкторский центр) была разработана рабочая документация по переоборудованию судна в соответствии с требованиями Правил Речного Регистра РСФСР. При проведении ремонтных работ на заводе «Янтарь» были частично заменены открытые участки палуб, полностью заменён деревянный настил главной палубы, установлены противопожарная и вентиляционная системы.
В 1992 году Российская Академия наук передала «Витязь» Музею Мирового океана Министерства культуры России, а в 1994-ом, после завершения ремонтных работ на заводе, «Витязь» ошвартовался у музейного причала в центре Калининграда.
Научно-исследовательское судно «Витязь» у причала Музея Мирового океана в г.Калининграде
Сейчас научно-исследовательское судно «Витязь» все также находится у причала Музея Мирового океана в г.Калининграде и безусловно является одной из основных достопримечательностей города.
Победа в гидрокосмосе: Что делал «Витязь» на дне Марианской впадины
Как уже сообщала «Российская газета, аппарат доставил на дно Марианской впадины вымпел с символикой 75-летия Победы. А кроме этой юбилейной миссии провел фото- и видеосъемку, картографирование морского дна, изучил параметры среды. Подробности того, как все происходило, приоткрыли генеральный директор Фонда перспективных исследований Андрей Григорьев и генеральный директор Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» Игорь Вильнит, где этот аппарат был спроектирован и построен.
Спуск был произведен с борта спасательного судна Тихоокеанского флота «Фотий Крылов». При этом сначала погрузили глубоководную донную станцию, которая имела с судном кабельную связь, а после этого начал погружение автономный необитаемый аппарат (АНПА). Запланированная глубоководная миссия, без учета времени на погружение и всплытия на поверхность, составила более трех часов.
По словам Андрея Григорьева, это первый из запланированной серии совместных экспериментов ЦКБ «Рубин», Тихоокеанского флота и Фонда перспективных исследований. Он подтвердил верность выбранных разработчиками комплекса конструктивных решений.
Глава «Рубина» Игорь Вильнит в свою очередь пояснил, что их обязательства по проекту «Витязь-Д» включали в себя полный цикл его создания: проектирование аппарата, изготовление и проведение глубоководных испытаний в удаленных районах Тихого океана. Решение этих задач в те короткие сроки, что были заданы ФПИ, явились уникальным опытом для молодых инженеров и конструкторов питерского бюро.
Всю прошлую осень и зиму никаких известий про этот проект в открытых источниках не было, и вот сообщение-молния: российский подводный беспилотник встретил День Победы в Марианской впадине. В чем тут новизна и причина для гордости?
«Витязь-Д» способен работать на предельных глубинах Мирового океана. Свое название он получил в честь научно-исследовательского судна «Витязь», которое почти два десятилетия было флагманом экспедиционного флота СССР.
В состав комплекса входят маневрирующий автономный необитаемый аппарат, глубоководная донная станция и аппаратура пункта управления. Корабельное оборудование комплекса обеспечивает информационный обмен судна-носителя с подводным аппаратом и донной станцией в режиме реального времени по гидроакустическому каналу. Комплекс полностью состоит из комплектующих российского производства.
«Витязь-Д» вооружен эхолотами, гидроакустическими средствами навигации и связи, гидролокаторами бокового обзора, имеет внешние видеокамеры, осветительные приборы и специальное научно-исследовательское оборудование. Все вместе взятое позволяет производить на глубинах до 12 километров обзорно-поисковую и батиметрическую съемку района, забор проб для исследования структуры верхнего слоя донного грунта, гидролокационную съемку рельефа дна, осуществлять измерения гидрофизических параметров морской среды.
Что отличает наш «Витязь-Д» от аппаратов Kaiko (Япония) и Nereus (США), созданных ранее и уже работавших в Марианской впадине? Новый российский АНПА сверхглубокого погружения функционирует полностью автономно. Кроме того, благодаря использованию в системе управления аппарата элементов искусственного интеллекта, может самостоятельно обходить препятствия по курсу, находить выход из ограниченного пространства и решать другие интеллектуальные задачи.
В кооперации с питерским «Рубином» по этому проекту работали НИИ гидросвязи «Штиль», Государственный научный центр ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Институт проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН и другие организации.
Как ранее заявили «РГ» коллеги Григорьева и их партнеры в «Рубине», иностранных участников в проект не приглашали: «Мы проинформировали заинтересованные организации, куда и с чем идем. Этого достаточно».