Научно популярная литература 3 класс что такое
10 лучших научно-популярных книг для детей
Вы наверняка обращали внимание, что дети хотят знать все. Каждый день от них сыплются вопросы: отчего? почему? зачем? для чего? Эта любознательность вполне естественна и правильна, но если не подпитывать ее, то может угаснуть. Лучше всего юным читателям об окружающем мире расскажут книги научно-популярного жанра.
Похожие материалы
Хорошая научно-популярная литература в максимально доступной, простой, но интересной форме расскажет юным читателям о фундаментальных и прикладных науках, географических открытиях и путешествиях и т.д. Удовлетворите любопытство маленьких почемучек!
«Занимательная астрономия»
Яков Перельман
Издательство Римис
«Живая математика»
Яков Перельман
ИД Мещерякова
«Карты. Путешествие в картинках по континентам, морям и культурам»
Даниэль Мизелиньский,Александра Мизелиньская
Издательство Самокат
Четыре тысячи картинок рассказывают о 41 стране: кто в ней живет, какие самые распространенные имена, какие достопримечательности — природные, архитектурные, самые распространенные и самые редкие представители флоры и фауны, обычаи и традиции, исторические персонажи, прославившие свою родину, виды спорта, национальная кухня. И еще очень много всего, что заставит вас всей семьей часами бродить по африканским пустыням, осваивать приветствие новозеландских маори или изучать арктическую фауну. Вперед, к новым открытиям!
«Почему трава зеленая и еще 100 детских «почему»»
Татьяна Яценко
Издательство Питер
Почему мы чихаем? Почему трава зелёная? Почему Луна не падает на Землю? Почему лев — царь зверей? Почему китайцы едят палочками? Сколько ещё вопросов может задать ребёнок за одну минуту? А вы знаете ответы на каждый из них? Вам повезло! Теперь у вас есть исчерпывающий гид по всем детским «почему»! Вам не придется ломать голову над каверзными вопросами — вы станете самым сведущим и мудрым родителем на свете!
«Научные фокусы и загадки»
Яков Перельман
Издательство АСТ
«Мой объемный атлас мира»
Дарья Дорофеева
Издательство Мозаика-Синтез
Отправьтесь в кругосветное путешествие с удивительным интерактивным атласом мира. Юные читатели узнают много нового и удивительного о Северной и Южной Америке, Евразии, Африке, Австралии и Антарктиде. Самая высокая гора в мире, самая большая и самая маленькая страна, крупнейшие города, знаменитые достопримечательности, животный мир, национальные танцы и спорт, исчезнувшие города и древние цивилизации – все это и многое другое расскажет эта книга.
«Иллюстрированный атлас географических открытий»
Издательство Махаон
«В мире жуков. Интересные факты о животных»
Стив Дженкинс
Издательство Манн, Иванов и Фербер
«Самые невероятные факты»
Издательство Эксмо
«Увлекательная физика»
Елена Качур
Издательство Манн, Иванов и Фербер
Научно-популярная литература
Научно-популярная литература — литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга читателей.
Научно-популярная литература направлена как на специалистов из других областей знания, так и на малоподготовленных читателей, включая детей и подростков. В отличие от научной литературы, произведения научно-популярной литературы не рецензируются и не аттестуются. [источник не указан 25 дней]
Научно-популярная литература включает произведения об основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, биографии деятелей науки, описание путешествий и т. д., написанные в различных жанрах.
Лучшие популярные сочинения пропагандируют достижения передовой науки в форме, наиболее доступной читателям, которым они предназначены. В поэтической форме были написаны первое в Европе популярное произведение о науке — «О природе вещей» Лукреция Кара и «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносова. Из бесед возникли «История свечи» М. Фарадея и «Жизнь растения» К. А. Тимирязева. Известны популярные сочинения, написанные в форме календаря природы, этюдов, очерков, «интеллектуальных» приключений и т. п.
Содержание
Научно-популярные книги
В научно-популярных книгах обычно приводятся общие сведения по какому-либо тематическому вопросу. Нацеленные на широкого читателя, эти издания пишутся простым языком, иногда с юмором, обычно содержат минимальное число формул и исчислений и большое количество иллюстраций.
Известные научно-популярные книги
Научно-популярные журналы
Научно-популярный журнал обычно содержит новости науки, научно-популярные статьи, колонку интересных фактов и фоторепортажи.
В таких журналах содержится очень много иллюстраций, таблиц, ссылок, интересных фактов в статьях. Все статьи выдержаны в научно-популярном стиле.
Научно-популярные журналы и бюллетени России
Научно-популярная литература в мире
Американский популяризатор математики Мартин Гарднер вёл рубрику в журнале Scientific American.
Научно-популярная литература в России
В начале XX века Яков Исидорович Перельман писал научно-популярные книги по физике и математике. Виталий Бианки описывал жизнь животных. Петр Кошель выпустил в 2000 г. книги для подростков: «На заре человечества» и о биологии — «В стране вечных загадок».
Литература
Популяризация науки | |
---|---|
Главные статьи | Популяризация науки · Научный миф · Научно-популярный стиль |
Популяризаторы | |
Средства | |
Сообщества | Премия Калинги |
Полезное
Смотреть что такое «Научно-популярная литература» в других словарях:
Научно-популярная литература — литература, посвящённая изложению научных идей в форме, доступной пониманию широкого круга читателей неспециалистов. Для подраста ющего поколения Н. п.л. источник познания разнообразия мира, приобщения к радости первых самостоятельных научных … Педагогический терминологический словарь
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА — литература, доступная широким слоям читателей неспециалистов в данной области науки и техники, с изложением их основ и популяризацией современных достижений … Профессиональное образование. Словарь
Научно-популярная литература — произведения о науке и её творцах, предназначенные для неспециалистов в данной области знания. Превращение науки в производительную силу, высокие темпы её развития, растущая дифференциация и интеграция, её социальный характер привлекают к … Большая советская энциклопедия
НАУЧНАЯ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА О ЗОЛОТОМ ПРОМЫСЛЕ XVIII — XIX вв. — АИ Акты исторические, собранные и изданные Археологической комиссиею. Т.5.Гр. 72, 268. СПб., 1841. Анд., 1887 Андерсон И.В. Справочная книжка для путешественника или поискателя золота и других металлов и ценных минералов. М., 1887. Без., 1869… … Словарь золотого промысла Российской Империи
Научно-художественная литература — особый род литературы, рассказывающей о науке, о научных исканиях, «драме идей» в науке и судьбах её реальных творцов; рождается на стыке художественной, документально публицистической и научно популярной литератур. Развиваясь в… … Большая советская энциклопедия
Научно-популярное телевидение — Научно популярное телевидение одно из средств популяризации науки. Содержание 1 Телепередачи 1.1 Российские 1.2 Американские … Википедия
Литература — Библиотека колледжа Мертон Литература (лат. lit(t)eratura, написанное, от lit … Википедия
Популярная библиотека химических элементов — 1 й том 3 го издания «Популярная библиотека химических элементов» научно популярное издание, содержащее сведения об истории открытия, свойствах, областях применения и интересных фактах, связанных с химическими элементами. В историческую… … Википедия
Научно-популярный фильм — Урок астрономии (короткометражный фильм) реж. Семён Райтбурт Научно популярный фильм жанр (вид) кинодокументалистики, задачей которого является обнародовать научные сведения, факт и результаты ис … Википедия
Научно-биографическая серия — «Научно биографическая серия» книжная серия биографий выдающихся отечественных и зарубежных учёных, сделавших важный вклад в различные области науки и техники. Основана в 1959 году. Выходила в издательстве Академии наук СССР, преобразованном в… … Википедия
Обзор научно- популярной литературы для детей. 3-4 класс
Обзор научно- популярной литературы для детей.
Цель: приобщение детей к чтению.
Оформление: выставка книг; плакат «Хорошая книга – твой друг на всю жизнь»;
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня я хочу поговорить с вами о книгах, но сначала задам вам вопрос. Любите ли вы читать?
Почему? (книга интересна, она вызывает интерес, мы как бы переносимся в тот вымышленный мир, путешествуем вместе с героями книги).
Да, верно, книги делают нашу жизнь богаче и интереснее.
Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем,
И наш разговор потихоньку ведем.
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про тайны Земли и движенье планет –
С тобой ничего непонятного нет.
Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми из них.
Вы знаете этого писателя по его знаменитым рассказам о Крокодиле Гене, о коте Матроскине, он же придумал смешного героя Чебурашку. А я хочу познакомить вас ещё с одним героем – профессором Чайниковым из книги «Лекции профессора Чайникова». Это занимательный учебник по радиотехнике. Прочитав его, вы научитесь понимать, что такое радиоволны, а возможно и телевизор. Книга написана простым языком, в ней много юмора, скучать вам, я уверена, не придётся.
( зачитать отрывок, где профессор говорит о волнах).
Книга имеет три больших раздела : «Собаки», «Кошки», «Лошади».
Существует специальная серии книг, которая доступным языком расскажет вам о многих сложных и не совсем понятных вещах и явлениях. Это серии «Я познаю мир» и « Всё обо всём».
(Подробный обзор нескольких конкретных книг).
Я уверена, что в нашей библиотеке вы обязательно найдёте седее книгу, которая обязательно станет для вас лучшим другом.
Знакомство с научно – популярной и научно – познавательной литературой».( 3 класс)
Материал из ПскоВики — сайта педагогического сообщества Псковской области
Тема урока: « Знакомство с научно – популярной и научно – познавательной литературой».( 3 класс) Цель:
•Познакомить учащихся с научно – познавательной литературой
•Выявить отличия научно – популярной литературы от художественной;
•продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся, используя справочный аппарат книги для осознанного и самостоятельного выбора литературы.
•учить детей отличить научно – популярную литературу от художественной литературы;
•учить детей использовать справочный аппарат книги для самостоятельного выбора литературы;
1.Набор книг по сериям :
•«Что было до нашей эры»;
•«Рассказы о динозаврах»;
•«Природа вокруг тебя»;
1.Выставка (набор книг по сериям) :
•«Что такое? Кто такой?»;
•«Детская энциклопедия» и др.
Структура книги Художественная литература
•Обложка. Переплёт, форзац, фронтиспис.
•Автор название книги
Справочный аппарат книги Научно – познавательная литература
•Содержание Объединение в серии:
I. Организационная часть
II. Сообщение темы урока:
« Знакомство с научно – популярной и научно – познавательной литературой». Библиотекарь: Улыбнитесь друг другу, сядьте удобно, расслабьтесь. Тема сегодняшнего библиотечного урока « Знакомство с научно – популярной и научно – познавательной литературой». В одном из своих стихотворений русский поэт Валерий Брюсов писал о мирах, где пять материков, искусства, знанья, войны, троны и память сорока веков! «Память веков» человечества запечатлена на страницах книг. Сейчас существует много разных носителей информации и знаний, но книга продолжает играть среди них главенствующую роль.
III. Основная часть.
Задание: возьмите первую книгу и прочитайте аннотацию
Библиотекарь: Ребята, как вы думаете, к какому стилю литературы можно отнести это произведение?
Ответы учащихся: Это художественная литература
Библиотекарь: Совершенно верно! Какие жанры художественной литературы вы знаете?
Ответы учащихся: повесть, рассказ, сказка, роман и т.д.
А почему она называется художественная литература?
Ответы учащихся: Потому что это литература, созданная на основе художественного воображения. Отображает действительность в образах. Средством отражения действительности является слово.
Художественная литература хранит, накапливает и передаёт от поколения к поколению эстетические, нравственные, социальные ценности.
Библиотекарь: Совершенно верно! Молодцы, ребята! Как вы думаете, чему учит художественная литература?
Ответы учащихся: Добру, справедливости, дружбе.
Ответы учащихся: К художественной литературе отнести нельзя, потому что это научно – популярная литература.
Чтение и обсуждение статьи 3, с.8
— Так какие же книги можно отнести к научно – популярным?
Выставка книг: Справочники, энциклопедии
Библиотекарь: Книги, популяризирующие науку, появились давно и читаются с интересом. В настоящее время эти книги менее интересны, чем сказки. В книгах можно найти ответы на самые разные вопросы. Они познакомят вас с достижениями науки и техники, с биографиями выдающихся учёных, полководцев, историей научных открытий и изобретений, явлениями природы. Давайте поближе познакомимся с такой литературой.
— Как выбрать книгу по интересующей вас теме? С чего начать поиск? Давайте, рассмотрим процесс выбора на примере книг из серии «Что было до нашей эры».
Как вы думаете, ребята, что общего в этих книгах?
•Относится к одной серии
Библиотекарь: Почему так называется серия? О чём она? Как мы узнаем?
Куда мы должны обратиться?
Ответы учащихся: Мы должны обратиться к справочному аппарату книги.
Библиотекарь: Чтение аннотации. Отсюда можно сделать вывод. Серия объединяет книги:
•по количеству ( например, в серию входят 6 книг)
Практическая работа: Учащиеся работают над книгами серии «Рассказы о динозаврах» и « Природа вокруг нас ».
Библиотекарь: Теперь вы должны выполнить следующее задание. Самостоятельно рассмотреть книги и ответить на следующие вопросы:
•Какие книги относятся к этой серии?
•Сколько и каких книг не хватает?
•Кому предназначена эта серия?
Библиотекарь: Итак, мы совершили с вами путешествие в научно – популярную и познавательную литературу.
1. Какие стили литературы вам, ребята, известны?
Ответы учащихся: художественная и научно – популярная
2.Почему они так называются?
Ответы учащихся: Потому что это литература, созданная на основе художественного воображения. Отображает действительность в образах. Средством отражения действительности является слово.
3.По каким признакам книги объединяют в серии?
Статья «Научно-познавательные произведения для младших школьников». (Начальные классы)
Большую часть литературы младших школьников составляет художественная проза и поэзия. Однако научно-техническая революция в обществе обеспечила развитие соответствующего вида литературы. Значение научно- познавательных произведений в современном социуме существенно возросло.
Об ориентации младшего школьника как читателя в мире научнопознавательной литературы почти не говорится. Данная литература редко вносится в списки рекомендательного чтения. Однако развитие современного читателя-школьника невозможно без его обращения к научно-познавательным произведениям, так как их чтение расширяет кругозор ученика по различным областям научного и общественного знания.
Круг чтения современного младшего школьника может разграничиваться по целому ряду признаков. С точки зрения проблемы нашего исследования, основой для систематизации является признак «приоритета образности или понятийности в осмыслении явлений окружающего мира» [27; 81]. По этому признаку литература делится на художественную и научно-познавательную.
Определим, какими признаками обладает научно-познавательная литература. На протяжении всего своего развития и взросления ребёнок нуждается в самой разнообразной информации об окружающем мире, и его интерес к разным областям знания в большой мере удовлетворяет именно научно-познавательная литература. У этого вида литературы существуют свои цели, свои средства для их достижения, свой язык общения с читателем. Не являясь в полном смысле слова ни учебными текстами, ни художественными произведениями, научно-познавательные издания занимают промежуточное положение и выполняют несколько функций: с одной стороны, обеспечивают читателя необходимыми знаниями о мире и упорядочивают эти знания, с другой стороны, делают это в доступной форме, облегчая понимание сложных явлений и закономерностей [15 ].
Научно-познавательная литература – это произведения о науке и ее творцах. Она включает в себя произведения об основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, биографии деятелей науки, описание путешествий и т.д., написанных в различных жанрах. Проблемы науки и техники рассматриваются в них с исторических позиций, во взаимосвязи и развитии.
В поэтической форме были написаны первое в Европе популярное произведение о науке «О природе вещей» Лукреция Кара и «Письмо о пользе стекла» М.Ломоносова. Из бесед возникли «История свечи» М.Фарадея и «Жизнь растения» К.Тимирязева. Известны произведения, написанные в форме календаря природы, этюдов, очерков, «интеллектуальных приключений». Популяризации научных знаний способствуют и произведения научной фантастики.
В инструктивных понимается книга, содержащая инструкции, указания, как самостоятельно сделать что-нибудь, как использовать полученные знания в практических делах [16; 20].
Научно- художественное произведение развивает творческую любознательность ребенка: учит ребенка сопоставлять события, анализировать их, самостоятельно делать выводы, изображая общее в частном, типичное в индивидуальном, показывая процесс исследования проблемы, осмысливая отдельные познавательные элементы научной темы. Специфической формой обобщения в научно-художественных произведениях является образ, используемый в увлекательном сюжетном повествовании, в художественном очерке, рассказе, сказке-несказке. Такие жанры оформляет художник-иллюстратор, подчеркивая в картинках к текстам воспитательную идею произведения. Типы книг по структуре: книга-произведение и книги-сборники.
К научно-художественным произведениям можно отнести художественные биографии ученых и исторических деятелей, произведения о природе, в которых научная информация преподносится в образной форме. Научно-художественное произведение обладает не только интеллектуально-познавательной, но и эстетической ценностью. Ранними образцами научно-художественных произведений можно считать некоторые жанры дидактической литературы: «Видимый мир в картинках» Яна Амоса Коменского, «Червячок» В.Ф.Одоевского. Широкое распространение получили в России научно-художественные произведения отечественных и зарубежных авторов М.Пришвина, В.Бианки, И.Акимушкина, Н.Сладкова, Г.Скребицкого, Э.Шима, А.Брэма, Э.Сэтона-Томпсона, Д.Кервуда, Серой Совы и др. В основном дети на уроках литературного чтения знакомятся именно с научно-художественными произведениями.
Далее рассмотрим отличия научно-художественного и научно-популярного произведения.
2. Научно-художественное детское произведение призвано формировать у юного читателя любознательность как свойство личности, учить его точности мышления и знакомить в описательной форме с научными знаниями, которыми владеет человечество.
Научно-популярное произведение призвано сообщать детям сами знания, до которых додумалось человечество, приучать их пользоваться справочной литературой, где эти знания изложены, и сообщать понятия и термины, которыми пользуются специалисты в интересующей ребенка области знаний.
4. По-разному авторы научно-популярного и научно-художественного произведения относятся к терминам. Научно-популярное детское произведение широко пользуется наименованиями. Научно-художественное детское произведение старается прибегать лишь к самому раскрытию наименования, которое принято употреблять в произведении популярном.
В поэтической форме были написаны первое в Европе популярное произведение о науке «О природе вещей» Лукреция Кара и «Письмо о пользе стекла» М.Ломоносова. Из бесед возникли «История свечи» М.Фарадея и «Жизнь растения» К.Тимирязева. Известны популярные произведения, написанные в форме календаря природы, этюдов, очерков, «интеллектуальных приключений» [ 25; 342]. Популяризации научных знаний способствуют и произведения научной фантастики.
Научно-популярными можно назвать и содержащиеся в учебниках по литературному чтению статьи о писателях, теоретико-литературных понятиях и терминах. В них сведения излагаются на уровне представлений, с примерами, на языке, доступном младшему школьнику, так как он еще не готов к осмыслению понятия на научном уровне.
Научно-популярные издания могут объединяться в серию (например, «Эврика»), при этом каждое издание содержит в себе сведения из какой-то одной области знания: истории, биологии, физики и т.д. В том случае, если эта литература адресована читателю, только начинающему знакомиться с определённой научной сферой, автор стремится преподнести новую информацию в максимально интересной форме. Отсюда названия таких книг, например, «Занимательная физика». Кроме того, эта информация систематизирована: издание обычно разделено на тематические главы и снабжено алфавитным указателем, так что читатель может легко найти интересующие его сведения. Могут также использоваться своеобразные способы организации текста, например, форма вопросов и ответов, как в книге И.Акимушкина «Причуды природы». Диалогическая форма и живой язык изложения облегчают восприятие материала и привлекают внимание читателя. Существуют и другие способы: научно-популярные тексты, в отличие от собственно научных, оперируют не сухими фактами и цифрами, а предлагают читателю увлекательную информацию. Эти книги рассказывают об истории открытий, указывают на необычные свойства обычных вещей, заостряют внимание на непознанных явлениях и приводят различные версии, объясняющие эти явления. Обязательным атрибутом таких изданий становятся яркие примеры и иллюстрации, так как к подобной литературе обращаются младшие школьники. В то же время научно-популярная литература стремится к точности, объективности, лаконичности изложения, чтобы не загружать читателя второстепенной информацией, но доступно рассказывать ему о самой сути вещей и явлений окружающего мира.
К научно-популярным книгам относятся и все детские энциклопедии. Справочно-энциклопедические издания преследуют несколько иную цель: не претендуя на развёрнутость и занимательность, они преимущественно рассчитаны на то, чтобы дать короткую, но точную справку по интересующему читателя вопросу. Справочные издания зачастую связаны со школьной программой по тому или иному предмету и, опираясь на полученные в школе знания, расширяют или дополняют их, помогают самостоятельно осваивать темы или проясняют непонятные моменты
Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах [Текст] // М.: Педагогика, 1977.
Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература [Текст] : Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева // М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000.
Бессонов, Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности [Текст] / Б.Н. Бессонов // М., 2001.
Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в школе. [Электронный ресурс] / Режим доступа: // http://school2100.com/upload/iblock/cff/cff31f46b37bd8fe6d02f4473e2ebc 54.pdf
Васильева М.А. Актуальные проблемы методики чтения в начальных классах [Текст] / М.А. Васильева // М: Просвещение, 1977.
Выготский Л.С. Избр. псих. исследования. [Текст] / Л.С. Выготский // М., 1956.
Дружинина Н.М. Уроки руководства самостоятельным чтением детей в младших классах школы (внеклассное чтение). [Текст] / Н.М. Дружинина // Ч. I: Учеб.пособие. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1976.
Здир В.В. Функции научно-познавательной литературы. [Электронный ресурс] / Режим доступа: // http://www.solnet.EE
Калугин М.А. Развивающие игры для 1-4 классов. Кроссворды, викторины, головоломки. [Текст] / М.А. Калугин // Ярославль: Академия развития, 2006.
Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников. [Текст] / А.К. Маркова // М.: Педагогика, 1986.
Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников [Текст] : Учебное пособие / Т.В. Рыжкова // СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.
Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение [Текст] / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол // М.: Академия, 1999.
Ушинский К.Д. [Текст] / К.Д. Ушинский // Пед. Соч.: В 6 т. – М., 1989. – Т.4.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] : Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. / Г.И. Щукина // М.: Просвещение, 1979.