Научно техническая революция что это

Научно-техническая революция

Нау́чно-техни́ческая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.

Научно-техническая революция в узком смысле — коренная перестройка технических основ материального производства, начавшееся в середине XX в., на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

В основе многих выдвинутых ныне теорий и концепций, объясняющих глубинные изменения в экономической и социальной структурах передовых стран мира, начавшиеся в середине XX в., лежит признание нарастания значения информации в жизни общества. В связи с этим говорят также об информационной революции.

Содержание

История

Э. Тоффлер выделяет три «волны» в развитии общества:

Признанный классик теории постиндустриализма Д. Белл выделяет три технологических революции:

Белл утверждал, что, подобно тому, как в результате промышленной революции появилось конвейерное производство, повысившее производительность труда и подготовившее общество массового потребления, так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, обеспечивающее соответствующее социальное развитие по всем направлениям.

А. И. Ракитов выделяет пять информационных революций в истории человечества [источник?] :

Составные части НТР

Современная эпоха НТР наступила в 40-50-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие её главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.

Для прогресса современной науки и техники характерно комплексное сочетание их, революционных и эволюционных изменений. Примечательно, что за два — три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных, постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования факторов производства и выпускаемых изделий. Новые крупные научные открытия и, изобретения 70-80-х годов породили второй, современный, этап НТР. Для него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых материалов, биотехнология. Их развитие предопределяет облик производства в конце ХХ — начале XXI вв.

Источник

Научно техническая революция что это

Составные части НТР

Эпоха НТР наступила в 40-50-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие ее главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.

Содержание

Научные революции

Первая научная революция 17 в.

Вселенная от атомов до человека — совокупность неделимых и неизменных частиц, взаимосвязанных силами тяготения, мгновенное действие сил в пустом пространстве. Любые события предопределены законами классической механики. Мир, все тела построены из твердых, однородных, неизменных и неделимых корпускул — атомов. Основа механистической картины мира: движение атомов и тел в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Свойства тел неизменны и независимы от самих тел. Природа — машина, части которой подчиняются жесткой детерминации. Синтез естественнонаучного знания на основе редукции (сведения) процессов и явлений к механическим.

Механическая картина мира дала естественно научное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Ее недостаток — исключение эволюции, пространство и время не связаны. Экспансия механической картины мира на новые области исследования (химия, биология, знания о человеке и обществе). Синонимом понятия науки стало понятие механики. Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с механистической картиной мира и к середине 19 в. она утратила статус общенаучной.

Вторая научная революция кон. 18 в. — 1 половина 19 в.

Третья научная революция кон. 19 в. — середина 20 в.

Об относительной истине и условности научного знания писал американский физик Ричард Фейман:

Источник

НТР (расшифровка-научно-техническая революция) – это бурный скачок в развитии техники, науки, который радикально преобразовал производительные силы.

Научно техническая революция что это. Смотреть фото Научно техническая революция что это. Смотреть картинку Научно техническая революция что это. Картинка про Научно техническая революция что это. Фото Научно техническая революция что это

В ходе НТР наука превратилась в мощный производственный фактор. Это способствовало переходу индустриального общества в постиндустриальное.

Значение понятия и основные черты НТР

В эпоху научно-технической революции происходит скачкообразное развитие науки, техники, которые существенно меняет производственные силы. Начало этого процесса приходится на середину 20 века.

Научно техническая революция что это. Смотреть фото Научно техническая революция что это. Смотреть картинку Научно техническая революция что это. Картинка про Научно техническая революция что это. Фото Научно техническая революция что это

Основные черты (составные части) НТР такие:

Опережающее развитие науки и превращение ее в производительную силу. Особенно заметно это в развитых странах, где возрастают денежные траты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские виды деятельности. Наука является катализатором совершенствования производства и мощной социальной силой.

Изменения в технической базе промышленности. Для НТР характерно применение робототехники, ЭВМ, внедрение новейших технологий, применение нетрадиционных источников энергии. Производительность труда повышается за счет квалифицированных работников.

Изменения в структуре производства. В нем растет часть промышленного производства. Особое значение в развитии промышленности имеет наукоемкое машиностроение.

Усложнение управления производственными процессами.

Этапы НТР

Принято различать 2 этапа развития НТР.

Научно техническая революция что это. Смотреть фото Научно техническая революция что это. Смотреть картинку Научно техническая революция что это. Картинка про Научно техническая революция что это. Фото Научно техническая революция что это

На первом этапе (с 1940 до конца 1960-х гг.) происходит бурное развитие индустриальных стран. В это время на Западе и в СССР распространяются транзисторы, телевизионные вычислительные машины, спутниковые системы и проч. Происходит освоение космоса.

Научно техническая революция что это. Смотреть фото Научно техническая революция что это. Смотреть картинку Научно техническая революция что это. Картинка про Научно техническая революция что это. Фото Научно техническая революция что это

Промышленные роботы на заводе Mercedes-Benz

На втором этапе (с 1970-х гг. и до сегодняшнего дня) происходит стремительное развитие микропроцессоров, производственных роботов, оптоволоконных сетей и информационных технологий.

Научно техническая революция что это. Смотреть фото Научно техническая революция что это. Смотреть картинку Научно техническая революция что это. Картинка про Научно техническая революция что это. Фото Научно техническая революция что это

Некоторые исследователи выделяют третий этап НТР, который начался с массовым внедрением нанотехнологий в производство. Четвертого этапа НТР нет.

Научно техническая революция что это. Смотреть фото Научно техническая революция что это. Смотреть картинку Научно техническая революция что это. Картинка про Научно техническая революция что это. Фото Научно техническая революция что это

На сегодняшнем этапе прослеживаются такие основные направления:

сокращение энергоемкости и ресурсоемкости производства;

повышение производительности труда;

повышение наукоемкости производства;

освоение новых материалов и видов энергии;

образование новых отраслей промышленности;

изменение в структуре занятости.

Научно техническая революция что это. Смотреть фото Научно техническая революция что это. Смотреть картинку Научно техническая революция что это. Картинка про Научно техническая революция что это. Фото Научно техническая революция что это

БМВ Vision next 100

Результаты научно-технической революции в XX веке

Развитие логистики, расширение знаний о Земле.

Повышение мобильности человека.

Обострение экологических проблем.

Использование Интернета для проведения исследований.

Открытость и доступность информации.

Доступность и открытость научных теорий и идей.

Дифференциация знаний об обществе.

Изменения в социальной структуре населения, приводящие к девиантному (отклоняющемуся от общепринятого) поведению.

Использование достижений науки для исследования экосистем, их очищения.

Внедрение экологичных материалов, широкое использования вторичного сырья.

Развитие нетрадиционной энергетики из возобновляемых источников.

Загрязнение окружающей среды из-за бесконтрольного использования природных ресурсов.

Исчерпание запасов полезных ископаемых.

Исчезновение видов животных и растений.

Изменение климата из-за повышения выбросов парниковых газов.

Накопление токсичных отходов, пластика в окружающей среде.

Широкое распространение социальных сетей.

Повышение уровня социальной защиты благодаря внедрению цифровых и интернет-технологий.

Изменение социальной структуры, социальных связей и связанный с этим риск развития одиночества и возникновения суицидов.

Активное развитие глобализационных процессов, влияющих на воспроизводство населения.

Быстрое распространение городов и городского стиля жизни, упрощение доступа населения к основным достижениям научно-технического прогресса.

Стремительное увеличение количества и размеров городов, численности городского населения и связанное с этим обострение экологических проблем.

Депопуляция в развитых странах и в России.

Стремительное старение населения, снижение процентной доли молодежи.

Повышение производительности труда ведет к росту благосостояния населения.

Это улучшает уровень жизни, делает ее более интересной.

У человека появляется возможность работать на дому в сфере информационных технологий.

Автоматизация и роботизация производства неизбежно приводят к росту безработицы.

Глобализация приводит к уязвимости мирового хозяйства.

Рост благосостояния населения неизбежно приводит к истощению природных ресурсов.

Применение последних результатов научных исследований повышает результативность диагностики.

Развитие генной инженерии повышает риск возникновения смертельно опасных болезней, биоразнообразия, снижают резистентность организма к инфекциям.

Идея клонирования человека противоречит его сущности и нарушает главные нравственные принципы.

Научно-техническая революция в корне изменила жизнь человека, улучшив качество его жизни. Вместе с тем она привела к загрязнению окружающей среды, исчерпанию природных ресурсов. Разумное использование ее достижений снижает риски для человечества.

Источник

Научно-техническая революция

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства.

В ходе Научно-технической революции, начало которой относится к середине 40-х годов 20 века, бурно развивается и завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. Научно-техническая революция изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой.

Научно-техническая революция является закономерным этапом человеческой истории *, характерным для эпохи перехода от капитализма к коммунизму. Она представляет собой мировое явление, но формы её проявления, её течение и последствия в социалистических и капиталистических странах принципиально различны.

Научно-техническая революция — длительный процесс, который имеет две главные предпосылки — научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке Научно-технической революции сыграли успехи естествознания в конце 19 — начале 20 веков, в результате которых произошёл коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Этот переворот В. И. Ленин назвал «новейшей революцией в естествознании» (см. ПСС, т. 18, с. 264). Она началась открытием электрона, радия, превращения химических элементов, созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовала собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей.

Революционный сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х годах наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистические государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта согласованное взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления последующих общенациональных научно-технических исследовательских программ.

Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений. Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-й половине 50-х годов под влиянием успехов СССР в изучении космоса и советского опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегосударственных органов планирования и управления научной деятельностью. Усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве. В 50-х годах создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом Научно-технической революции. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения элементарных логических функций человека, а в перспективе — переход к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ — принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе производства.

На современном этапе своего развития Научно-техническая революция характеризуется следующими основными чертами.

1) Превращением науки в непосредственную производительную силу в результате слияния воедино переворота в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до её производственного воплощения.

2) Новым этапом общественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу развития общественного производства.

3) Качественным преобразованием всех элементов производительных сил — предмета труда, орудий производства и самого работника; возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и трудоёмкости продукции: приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме «замещает» затраты на сырьё, оборудование и рабочую силу, многократно окуная расходы на научные исследования и технические разработки.

4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли творческих элементов; превращением процесса производства «. из простого процесса труда в научный процесс. » (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, т. 46, ч. 2, с. 208).

5) Возникновением на этой основе материально-технических предпосылок преодоления противоположности и существенных различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, между непроизводственной и производственной сферой.

6) Созданием новых источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами.

7) Огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления общественным производством; гигантским развитием средств массовой коммуникации.

8) Ростом уровня общего и специального образования и культуры трудящихся; увеличением свободного времени.

9) Возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем, роли общественных наук и идеологической борьбы.

10) Резким ускорением общественного прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты, возникновением так называемых экологических проблем и необходимостью в связи с этим научного регулирования системы «общество — природа».

Наряду с основными чертами Научно-технической революции можно выделить её главные научно-технические направления: комплексная автоматизация производства, контроля и управления производством; открытие и использование новых видов энергии; создание и применение новых конструкционных материалов. Однако сущность Научно-технической революции не сводится ни к её характерным чертам, ни тем более к тем или иным даже самым крупным научным открытиям или направлениям научного и технического прогресса. Научно-техническая революция означает перестройку всего технического базиса, всего технологического способа производства.

Научно-техническая революция создаёт предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер человеческой деятельности: теоретического познания закономерностей природы и общества (наука), комплекса технических средств и опыта преобразования природы (техника), процесса создания материальных благ (производство) и способов рациональной взаимосвязи практических действий и различных видов деятельности (управление).

Превращение науки в ведущее звено в системе наука — техника — производство не означает низведения двух других звеньев этой системы до пассивной роли лишь воспринимающих импульсы, идущие к ним от науки.

Общественное производство является важнейшим условием существования науки, и его потребности по-прежнему служат главной движущей силой её развития. Однако, в отличие от предшествующего периода, к науке перешла наиболее революционизирующая, активная роль. Это находит выражение в том, что на основе результатов фундаментальных науч. исследований возникают принципиально новые отрасли производства, которые не могли бы развиться из предшествующей производственной практики (атомные реакторы, современная радиоэлектронная и вычислительная техника, квантовая электроника, открытие кода передачи наследственных свойств организма и др.). В условиях Научно-технической революции сама практика требует, чтобы наука oпeрежала технику, производство, а последнее всё больше превращалось в технологическое воплощение науки.

Усиленно роли науки сопровождается усложнением её структуры. Этот процесс находит выражение в бурном развитии прикладных исследований, проектно-конструкторских и опытно-конструкторских работ как звеньев, связывающих фундаментальные исследовании с производством. Возрастающая взаимосвязь различных процессов и явлений усиливает значение комплексного подхода к любой крупной проблеме, междисциплинарных исследований. В связи с этим стало особенно необходимо тесное взаимодействие естественных, технических и общественных наук, развивающееся в социалистических странах как одно из конкретных выражений органического соединения преимуществ социализма с достижениями Научно-технической революции.

Возникли специальной дисциплины, изучающие закономерности развития, условия и факторы повышения эффективности самой научной деятельности (см. Науковедение).

Научно-технический переворот революционизирует сельскохозяйственное производство, превращая сельскохозяйственный труд в разновидность индустриального труда. Одновременно деревенский уклад жизни всё более уступает место городскому. Рост науки, техники и промышленности способствует интенсивной урбанизации, а развитие средств массовой коммуникации и современного транспорта способствует интернационализации культурной жизни.

В процессе Научно-технической революции в новую фазу вступают отношения общества и природы. Перед человечеством во весь рост встала задача сохранения и научного регулирования среды своего обитания.

В ходе Научно-технической революции существенно изменяется содержание труда главной производительной силы — трудящихся **. Научно-техническая революция предъявляет возрастающие требования к профессиональным знаниям, организационным способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному уровню работников, повышает роль моральных стимулов и личной ответственности в труде. Наряду с увеличением объёма обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодической переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда.

Масштабы и темпы изменений в производстве и общественной жизни, которые несёт с собой Научно-техническая революция, с небывалой до сих пор остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более полного предвидения совокупности их последствий как в сфере экономики, так и в социальной сфере, их влияния на общество, человека и природу.

Подлинным носителем Научно-технической революции выступает рабочий класс, ибо он является не только главной производительной силой общества, но и единственным классом, заинтересованным в последовательном, полном развитии Научно-технической революции. При капитализме, борясь за своё социальное освобождение, за ликвидацию капиталистических отношений, рабочий класс одновременно добивается развития Научно-технической революции в интересах всех трудящихся.

Необходимым условием полного развития Научно-технической революции является социальное освобождение трудящихся, создание неограниченного простора для всестороннего развития человека, которое может быть обеспечено только в процессе построения коммунизма.

Успехи науки и техники в 1-й половине 20 века могли перерасти в Научно-техническую революцию лишь при определенном уровне социально-экономического развития общества. Научно-техническая революция стала возможной благодаря высокой степени развития производительных сил и обобществления производства.

Ленин подчёркивал, что за каждым коренным техническим переворотом «. неизбежно идет самая крутая ломка общественных отношений производства. » (ПСС, т. 3, с. 455). Научно-техническая революция преобразует производительные силы, но их коренное изменение невозможно без соответствующего качественного преобразования общественных отношений. Как промышленная революция конца 18 — начала 19 веков, заложившая основы материально-технической базы капитализма, нуждалась для своего осуществления не только в коренном техническом преобразовании производства, но и в глубоком преобразовании социальной структуры общества, так и современная Научно-техническая революция требует для собственного полного развития не только преобразования технологии производства, но и революционного преобразования общества. Глубоко обнажив несовместимость свободного развития современных производительных сил с капиталистическим способом производства, Научно-техническая революция усилила объективную необходимость перехода от капитализма к социализму и тем самым стала важным фактором мирового революционного процесса. Научно-техническая революция «. стала одним из главных участков исторического соревнования между капитализмом и социализмом. » (Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 303).

Всемирный характер Научно-технической революции настоятельно требует развития международного научно-технического сотрудничества, в том числе и между государствами с различным социальным строем. Это диктуется главным образом тем обстоятельством, что целый ряд последствий Научно-технической революции выходит далеко за национальные и даже континентальные рамки и требует объединения усилий многих стран и международного регулирования, например, борьба с загрязнением окружающей среды, использование космических спутников связи, разработка ресурсов Мирового океана и т. д. С этим связана взаимная заинтересованность всех стран в обмене научно-техническими достижениями (см. Глобальные проблемы).

Современная наука и техника могут эффективно развиваться лишь при условии скоординированной экономики, планового распределения ресурсов в масштабе государства, требуют управления всей сложной системой социально-экономических процессов в интересах всего общества. Однако капиталистический способ производства не может создать таких условий. Отдельные крупные капиталистические фирмы достигают успешной постановки научно-исследовательских и опытно-конструкторской работ, эффективного внедрения новой техники и технологии, продиктованного необходимостью конкурентной борьбы. Известное расширение функций капиталистического государства в результате его срастания с монополиями, попытки государственного программирования и регулирования позволяют временно ослаблять наиболее острые противоречия, которые лишь накапливаются и углубляются. Поддержка государством тех или иных направлений науки и техники способствует их успехам, но, поскольку такое вмешательство преследует интересы монополий, военно-промышленного комплекса, научно-технический прогресс приобретает в капиталистических странах одностороннее направление, а его результаты часто противоположны интересам общества и провозглашённым целям, приводят к огромному расточительству научно-технического потенциала. Капитализм не может преодолеть стихийный характер общественного производства и использовать огромную силу кооперации, планирования и управления в масштабах всего общества, устранить основное противоречие — между производительными силами и производственными отношениями, общественным характером производства и частным характером присвоения.

Капиталистическое общество ограничивает возможности, открываемые Научно-технической революцией для развития самого человека, а зачастую обусловливает их реализацию в уродливой форме (стандартизация образа жизни, «массовая культура», отчуждение личности).

Для социалистической системы Научно-техническая революция является естественным продолжением коренных социальных преобразований. Мировая система социализма сознательно ставит Научно-техническую революцию на службу социальному прогрессу. В условиях социализма Научно-техническая революция способствует дальнейшему совершенствованию социальной структуры общества и общественных отношений, создаёт условия для повышения общекультурного и научно-технического уровня трудящихся и тем самым является важнейшим средством всестороннего развития личности.

Истолкование сущности и социальных последствий Научно-технической революции является полем острой борьбы марксистско-ленинской и буржуазной идеологий.

Первоначально буржуазно-реформистские теоретики пытались истолковать Научно-техническую революцию как простое продолжение промышленной революции или же как её «второе издание» (концепция «второй промышленной революции»). По мере того как своеобразие Научно-технической революции становилось очевидным, а её социальные последствия необратимыми, большинство буржуазно-либеральных и реформистских социологов и экономистов встали на позиции технологического радикализма и социального консерватизма, противопоставляя в своих концепциях «постиндустриального общества», «технотронного общества» технологическую революцию социальной, освободительному движению трудящихся. В качестве ответной реакции многие «новые левые» на Западе заняли противоположную позицию — технологического пессимизма в сочетании с социальным радикализмом (Г. Маркузе, П. Гудмен, Т. Роззак — США, и др.). Обвиняя своих противников в бездушном сциентизме, в стремлении поработить человека посредством науки и техники, эти мелкобуржуазные радикалы называют себя единственными гуманистами, призывают к отказу от рационального знания в пользу мистики, религиозного обновления человечества. Марксисты отвергают обе эти позиции как теоретически несостоятельные. Научно-техническая революция не в состоянии разрешить экономические и социальные противоречия антагонистического общества без радикальных социальных преобразований общества на социалистических началах. Наивными и утопичными являются также левацкие представления, согласно которым можно якобы построить справедливое общество посредством одних лишь политических средств, без Научно-технической революции.

Обострение противоречий капитализма в связи с Научно-технической революцией вызвало на Западе широкое распространение так называемой «технофобии», т. е. враждебности к науке и технике как среди консервативно настроенной части населения, так и среди либерально-демократической интеллигенции. Несовместимость капитализма с дальнейшим развитием Научно-технической революции получила превратное идеологическое отражение в социально-пессимистических концепциях «пределов роста», «нулевого роста». Многочисленные социальные прогнозы такого рода свидетельствуют, однако, не о наличии каких-то объективных «пределов роста», а о пределах капитализма как общественной формации и о пределах экстраполяции как метода предвидения будущего.

Основоположники марксизма-ленинизма неоднократно указывали, что коммунизм и наука неотделимы, что коммунистическое общество будет обществом, обеспечивающим полное раскрытие способностей всех своих членов и полное удовлетворение их высокоразвитых материальных и духовных потребностей на основе высших достижений науки, техники и организации. Как для победы коммунизма необходимо максимальное использование возможностей Научно-технической революции, так и Научно-техническая революция нуждается для своего развития в дальнейшем совершенствовании социалистических общественных отношений и их постепенном перерастании в коммунистические.

Д. М. Гвишиани, С. Р. Микулинский.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

* — «…Научно-техническая революция является закономерным этапом человеческой истории…» — В своем увлечении объективными историческими закономерностями марксисты-ленинцы брежневской «эпохи застоя» практически пришли к полному отрицанию человеческой воли как реального фактора, воздействующего на развитие. Тем не менее, в те же годы (1983 года издания цитируемого словаря) многократно наблюдались события, прямо противоположные заявленным закономерностям. Например, в Китае в 50-60-е годы мы видели следующую картину: при возведении колоссальных плотин и на других масштабных строительствах использование механической (даже не автоматической – всего лишь механической техники) сокращало количество рабочих мест для миллионов работников, нуждающихся в трудовом участии в этом строительстве и в заработке. Поэтому в Китае при планировании подобных строек намеренно не использовалась техника, дабы дать работу максимальному числу соискателей.

Однако ошибочное преувеличение роли научно-технической революции, так сказать, в сторону преувеличения позволяет нам предполагать столь же ошибочное преуменьшение – поскольку субъективный фактор действует в обе стороны. Так, перевод той же автосборочной промышленности на автоматы-роботы, которые полностью заменяют на сборке рабочих, вызван вовсе не неким объективным процессом замещением живого труда машинным, а стремлением хозяев и управляющих корпорациями опробовать на наиболее трудозатратном производстве такую форму организации труда, которая бы полностью исключала из процесса человека. Опыт этот ценен не в чисто экономическом плане, а лишь в перспективном – как возможно будет обходиться вовсе без рабочих после сокращения населения Земного шара с 7,5 миллиардов человек до 100 миллионов. Мотив у экспериментаторов тут вовсе не экономический и не научный, а, скорее, чисто сатанинский.

** — «…В ходе Научно-технической революции существенно изменяется содержание труда главной производительной силы — трудящихся…» — Уж сегодня-то [2021 год] нам наглядно показали, что происходит по мере развития техники с трудящимися вообще и с рабочим классом в частности. Из США производство в основном вынесли за пределы страны – в Азию. В России же трудящиеся не востребованы, так как основным доходом «правящего класса» стали нефть и газ, для добычи и прокачки которых большого количества наёмных рабочих не требуется.

Научно-техническая революция и общественный прогресс, М., 1969; Современная Научно-техническая революция. Историческое исследование, М., 1972; Современная Научно-техническая революция в развитых капиталистических странах: экономические проблемы, М., 1971; Гвишиани Д. Μ., Μикулинский С. Р., Научно-техническая революция и социальный прогресс, «Коммунист», 1971, № 17; Афанасьев В. Г., Научно-техническая революция, управление, образование, М., 1972; Научно-техническая революция и социализм, М., 1973; Человек — наука — техника, [M., 1973]; Борьба идей и Научно-техническая революция. Сборник статей, Л., 1973; Социализм и наука, М., 1981; Научно-техническая революция и противоречия капитализма, М., 1981.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *