Научно техническая революция что это
Научно-техническая революция
Нау́чно-техни́ческая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.
Научно-техническая революция в узком смысле — коренная перестройка технических основ материального производства, начавшееся в середине XX в., на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.
В основе многих выдвинутых ныне теорий и концепций, объясняющих глубинные изменения в экономической и социальной структурах передовых стран мира, начавшиеся в середине XX в., лежит признание нарастания значения информации в жизни общества. В связи с этим говорят также об информационной революции.
Содержание
История
Э. Тоффлер выделяет три «волны» в развитии общества:
Признанный классик теории постиндустриализма Д. Белл выделяет три технологических революции:
Белл утверждал, что, подобно тому, как в результате промышленной революции появилось конвейерное производство, повысившее производительность труда и подготовившее общество массового потребления, так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, обеспечивающее соответствующее социальное развитие по всем направлениям.
А. И. Ракитов выделяет пять информационных революций в истории человечества [источник?] :
Составные части НТР
Современная эпоха НТР наступила в 40-50-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие её главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.
Для прогресса современной науки и техники характерно комплексное сочетание их, революционных и эволюционных изменений. Примечательно, что за два — три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных, постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования факторов производства и выпускаемых изделий. Новые крупные научные открытия и, изобретения 70-80-х годов породили второй, современный, этап НТР. Для него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых материалов, биотехнология. Их развитие предопределяет облик производства в конце ХХ — начале XXI вв.
Научно техническая революция что это
Составные части НТР
Эпоха НТР наступила в 40-50-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие ее главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.
Содержание
Научные революции
Первая научная революция 17 в.
Вселенная от атомов до человека — совокупность неделимых и неизменных частиц, взаимосвязанных силами тяготения, мгновенное действие сил в пустом пространстве. Любые события предопределены законами классической механики. Мир, все тела построены из твердых, однородных, неизменных и неделимых корпускул — атомов. Основа механистической картины мира: движение атомов и тел в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Свойства тел неизменны и независимы от самих тел. Природа — машина, части которой подчиняются жесткой детерминации. Синтез естественнонаучного знания на основе редукции (сведения) процессов и явлений к механическим.
Механическая картина мира дала естественно научное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Ее недостаток — исключение эволюции, пространство и время не связаны. Экспансия механической картины мира на новые области исследования (химия, биология, знания о человеке и обществе). Синонимом понятия науки стало понятие механики. Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с механистической картиной мира и к середине 19 в. она утратила статус общенаучной.
Вторая научная революция кон. 18 в. — 1 половина 19 в.
Третья научная революция кон. 19 в. — середина 20 в.
Об относительной истине и условности научного знания писал американский физик Ричард Фейман:
НТР (расшифровка-научно-техническая революция) – это бурный скачок в развитии техники, науки, который радикально преобразовал производительные силы.
В ходе НТР наука превратилась в мощный производственный фактор. Это способствовало переходу индустриального общества в постиндустриальное.
Значение понятия и основные черты НТР
В эпоху научно-технической революции происходит скачкообразное развитие науки, техники, которые существенно меняет производственные силы. Начало этого процесса приходится на середину 20 века.
Основные черты (составные части) НТР такие:
Опережающее развитие науки и превращение ее в производительную силу. Особенно заметно это в развитых странах, где возрастают денежные траты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские виды деятельности. Наука является катализатором совершенствования производства и мощной социальной силой.
Изменения в технической базе промышленности. Для НТР характерно применение робототехники, ЭВМ, внедрение новейших технологий, применение нетрадиционных источников энергии. Производительность труда повышается за счет квалифицированных работников.
Изменения в структуре производства. В нем растет часть промышленного производства. Особое значение в развитии промышленности имеет наукоемкое машиностроение.
Усложнение управления производственными процессами.
Этапы НТР
Принято различать 2 этапа развития НТР.
На первом этапе (с 1940 до конца 1960-х гг.) происходит бурное развитие индустриальных стран. В это время на Западе и в СССР распространяются транзисторы, телевизионные вычислительные машины, спутниковые системы и проч. Происходит освоение космоса.
Промышленные роботы на заводе Mercedes-Benz
На втором этапе (с 1970-х гг. и до сегодняшнего дня) происходит стремительное развитие микропроцессоров, производственных роботов, оптоволоконных сетей и информационных технологий.
Некоторые исследователи выделяют третий этап НТР, который начался с массовым внедрением нанотехнологий в производство. Четвертого этапа НТР нет.
На сегодняшнем этапе прослеживаются такие основные направления:
сокращение энергоемкости и ресурсоемкости производства;
повышение производительности труда;
повышение наукоемкости производства;
освоение новых материалов и видов энергии;
образование новых отраслей промышленности;
изменение в структуре занятости.
БМВ Vision next 100
Результаты научно-технической революции в XX веке
Развитие логистики, расширение знаний о Земле.
Повышение мобильности человека.
Обострение экологических проблем.
Использование Интернета для проведения исследований.
Открытость и доступность информации.
Доступность и открытость научных теорий и идей.
Дифференциация знаний об обществе.
Изменения в социальной структуре населения, приводящие к девиантному (отклоняющемуся от общепринятого) поведению.
Использование достижений науки для исследования экосистем, их очищения.
Внедрение экологичных материалов, широкое использования вторичного сырья.
Развитие нетрадиционной энергетики из возобновляемых источников.
Загрязнение окружающей среды из-за бесконтрольного использования природных ресурсов.
Исчерпание запасов полезных ископаемых.
Исчезновение видов животных и растений.
Изменение климата из-за повышения выбросов парниковых газов.
Накопление токсичных отходов, пластика в окружающей среде.
Широкое распространение социальных сетей.
Повышение уровня социальной защиты благодаря внедрению цифровых и интернет-технологий.
Изменение социальной структуры, социальных связей и связанный с этим риск развития одиночества и возникновения суицидов.
Активное развитие глобализационных процессов, влияющих на воспроизводство населения.
Быстрое распространение городов и городского стиля жизни, упрощение доступа населения к основным достижениям научно-технического прогресса.
Стремительное увеличение количества и размеров городов, численности городского населения и связанное с этим обострение экологических проблем.
Депопуляция в развитых странах и в России.
Стремительное старение населения, снижение процентной доли молодежи.
Повышение производительности труда ведет к росту благосостояния населения.
Это улучшает уровень жизни, делает ее более интересной.
У человека появляется возможность работать на дому в сфере информационных технологий.
Автоматизация и роботизация производства неизбежно приводят к росту безработицы.
Глобализация приводит к уязвимости мирового хозяйства.
Рост благосостояния населения неизбежно приводит к истощению природных ресурсов.
Применение последних результатов научных исследований повышает результативность диагностики.
Развитие генной инженерии повышает риск возникновения смертельно опасных болезней, биоразнообразия, снижают резистентность организма к инфекциям.
Идея клонирования человека противоречит его сущности и нарушает главные нравственные принципы.
Научно-техническая революция в корне изменила жизнь человека, улучшив качество его жизни. Вместе с тем она привела к загрязнению окружающей среды, исчерпанию природных ресурсов. Разумное использование ее достижений снижает риски для человечества.
Научно-техническая революция
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства.
В ходе Научно-технической революции, начало которой относится к середине 40-х годов 20 века, бурно развивается и завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. Научно-техническая революция изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой.
Научно-техническая революция является закономерным этапом человеческой истории *, характерным для эпохи перехода от капитализма к коммунизму. Она представляет собой мировое явление, но формы её проявления, её течение и последствия в социалистических и капиталистических странах принципиально различны.
Научно-техническая революция — длительный процесс, который имеет две главные предпосылки — научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке Научно-технической революции сыграли успехи естествознания в конце 19 — начале 20 веков, в результате которых произошёл коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Этот переворот В. И. Ленин назвал «новейшей революцией в естествознании» (см. ПСС, т. 18, с. 264). Она началась открытием электрона, радия, превращения химических элементов, созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовала собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей.
Революционный сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х годах наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистические государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта согласованное взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления последующих общенациональных научно-технических исследовательских программ.
Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений. Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-й половине 50-х годов под влиянием успехов СССР в изучении космоса и советского опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегосударственных органов планирования и управления научной деятельностью. Усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве. В 50-х годах создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом Научно-технической революции. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения элементарных логических функций человека, а в перспективе — переход к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ — принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе производства.
На современном этапе своего развития Научно-техническая революция характеризуется следующими основными чертами.
1) Превращением науки в непосредственную производительную силу в результате слияния воедино переворота в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до её производственного воплощения.
2) Новым этапом общественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу развития общественного производства.
3) Качественным преобразованием всех элементов производительных сил — предмета труда, орудий производства и самого работника; возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и трудоёмкости продукции: приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме «замещает» затраты на сырьё, оборудование и рабочую силу, многократно окуная расходы на научные исследования и технические разработки.
4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли творческих элементов; превращением процесса производства «. из простого процесса труда в научный процесс. » (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, т. 46, ч. 2, с. 208).
5) Возникновением на этой основе материально-технических предпосылок преодоления противоположности и существенных различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, между непроизводственной и производственной сферой.
6) Созданием новых источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами.
7) Огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления общественным производством; гигантским развитием средств массовой коммуникации.
8) Ростом уровня общего и специального образования и культуры трудящихся; увеличением свободного времени.
9) Возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем, роли общественных наук и идеологической борьбы.
10) Резким ускорением общественного прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты, возникновением так называемых экологических проблем и необходимостью в связи с этим научного регулирования системы «общество — природа».
Наряду с основными чертами Научно-технической революции можно выделить её главные научно-технические направления: комплексная автоматизация производства, контроля и управления производством; открытие и использование новых видов энергии; создание и применение новых конструкционных материалов. Однако сущность Научно-технической революции не сводится ни к её характерным чертам, ни тем более к тем или иным даже самым крупным научным открытиям или направлениям научного и технического прогресса. Научно-техническая революция означает перестройку всего технического базиса, всего технологического способа производства.
Научно-техническая революция создаёт предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер человеческой деятельности: теоретического познания закономерностей природы и общества (наука), комплекса технических средств и опыта преобразования природы (техника), процесса создания материальных благ (производство) и способов рациональной взаимосвязи практических действий и различных видов деятельности (управление).
Превращение науки в ведущее звено в системе наука — техника — производство не означает низведения двух других звеньев этой системы до пассивной роли лишь воспринимающих импульсы, идущие к ним от науки.
Общественное производство является важнейшим условием существования науки, и его потребности по-прежнему служат главной движущей силой её развития. Однако, в отличие от предшествующего периода, к науке перешла наиболее революционизирующая, активная роль. Это находит выражение в том, что на основе результатов фундаментальных науч. исследований возникают принципиально новые отрасли производства, которые не могли бы развиться из предшествующей производственной практики (атомные реакторы, современная радиоэлектронная и вычислительная техника, квантовая электроника, открытие кода передачи наследственных свойств организма и др.). В условиях Научно-технической революции сама практика требует, чтобы наука oпeрежала технику, производство, а последнее всё больше превращалось в технологическое воплощение науки.
Усиленно роли науки сопровождается усложнением её структуры. Этот процесс находит выражение в бурном развитии прикладных исследований, проектно-конструкторских и опытно-конструкторских работ как звеньев, связывающих фундаментальные исследовании с производством. Возрастающая взаимосвязь различных процессов и явлений усиливает значение комплексного подхода к любой крупной проблеме, междисциплинарных исследований. В связи с этим стало особенно необходимо тесное взаимодействие естественных, технических и общественных наук, развивающееся в социалистических странах как одно из конкретных выражений органического соединения преимуществ социализма с достижениями Научно-технической революции.
Возникли специальной дисциплины, изучающие закономерности развития, условия и факторы повышения эффективности самой научной деятельности (см. Науковедение).
Научно-технический переворот революционизирует сельскохозяйственное производство, превращая сельскохозяйственный труд в разновидность индустриального труда. Одновременно деревенский уклад жизни всё более уступает место городскому. Рост науки, техники и промышленности способствует интенсивной урбанизации, а развитие средств массовой коммуникации и современного транспорта способствует интернационализации культурной жизни.
В процессе Научно-технической революции в новую фазу вступают отношения общества и природы. Перед человечеством во весь рост встала задача сохранения и научного регулирования среды своего обитания.
В ходе Научно-технической революции существенно изменяется содержание труда главной производительной силы — трудящихся **. Научно-техническая революция предъявляет возрастающие требования к профессиональным знаниям, организационным способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному уровню работников, повышает роль моральных стимулов и личной ответственности в труде. Наряду с увеличением объёма обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодической переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда.
Масштабы и темпы изменений в производстве и общественной жизни, которые несёт с собой Научно-техническая революция, с небывалой до сих пор остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более полного предвидения совокупности их последствий как в сфере экономики, так и в социальной сфере, их влияния на общество, человека и природу.
Подлинным носителем Научно-технической революции выступает рабочий класс, ибо он является не только главной производительной силой общества, но и единственным классом, заинтересованным в последовательном, полном развитии Научно-технической революции. При капитализме, борясь за своё социальное освобождение, за ликвидацию капиталистических отношений, рабочий класс одновременно добивается развития Научно-технической революции в интересах всех трудящихся.
Необходимым условием полного развития Научно-технической революции является социальное освобождение трудящихся, создание неограниченного простора для всестороннего развития человека, которое может быть обеспечено только в процессе построения коммунизма.
Успехи науки и техники в 1-й половине 20 века могли перерасти в Научно-техническую революцию лишь при определенном уровне социально-экономического развития общества. Научно-техническая революция стала возможной благодаря высокой степени развития производительных сил и обобществления производства.
Ленин подчёркивал, что за каждым коренным техническим переворотом «. неизбежно идет самая крутая ломка общественных отношений производства. » (ПСС, т. 3, с. 455). Научно-техническая революция преобразует производительные силы, но их коренное изменение невозможно без соответствующего качественного преобразования общественных отношений. Как промышленная революция конца 18 — начала 19 веков, заложившая основы материально-технической базы капитализма, нуждалась для своего осуществления не только в коренном техническом преобразовании производства, но и в глубоком преобразовании социальной структуры общества, так и современная Научно-техническая революция требует для собственного полного развития не только преобразования технологии производства, но и революционного преобразования общества. Глубоко обнажив несовместимость свободного развития современных производительных сил с капиталистическим способом производства, Научно-техническая революция усилила объективную необходимость перехода от капитализма к социализму и тем самым стала важным фактором мирового революционного процесса. Научно-техническая революция «. стала одним из главных участков исторического соревнования между капитализмом и социализмом. » (Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 303).
Всемирный характер Научно-технической революции настоятельно требует развития международного научно-технического сотрудничества, в том числе и между государствами с различным социальным строем. Это диктуется главным образом тем обстоятельством, что целый ряд последствий Научно-технической революции выходит далеко за национальные и даже континентальные рамки и требует объединения усилий многих стран и международного регулирования, например, борьба с загрязнением окружающей среды, использование космических спутников связи, разработка ресурсов Мирового океана и т. д. С этим связана взаимная заинтересованность всех стран в обмене научно-техническими достижениями (см. Глобальные проблемы).
Современная наука и техника могут эффективно развиваться лишь при условии скоординированной экономики, планового распределения ресурсов в масштабе государства, требуют управления всей сложной системой социально-экономических процессов в интересах всего общества. Однако капиталистический способ производства не может создать таких условий. Отдельные крупные капиталистические фирмы достигают успешной постановки научно-исследовательских и опытно-конструкторской работ, эффективного внедрения новой техники и технологии, продиктованного необходимостью конкурентной борьбы. Известное расширение функций капиталистического государства в результате его срастания с монополиями, попытки государственного программирования и регулирования позволяют временно ослаблять наиболее острые противоречия, которые лишь накапливаются и углубляются. Поддержка государством тех или иных направлений науки и техники способствует их успехам, но, поскольку такое вмешательство преследует интересы монополий, военно-промышленного комплекса, научно-технический прогресс приобретает в капиталистических странах одностороннее направление, а его результаты часто противоположны интересам общества и провозглашённым целям, приводят к огромному расточительству научно-технического потенциала. Капитализм не может преодолеть стихийный характер общественного производства и использовать огромную силу кооперации, планирования и управления в масштабах всего общества, устранить основное противоречие — между производительными силами и производственными отношениями, общественным характером производства и частным характером присвоения.
Капиталистическое общество ограничивает возможности, открываемые Научно-технической революцией для развития самого человека, а зачастую обусловливает их реализацию в уродливой форме (стандартизация образа жизни, «массовая культура», отчуждение личности).
Для социалистической системы Научно-техническая революция является естественным продолжением коренных социальных преобразований. Мировая система социализма сознательно ставит Научно-техническую революцию на службу социальному прогрессу. В условиях социализма Научно-техническая революция способствует дальнейшему совершенствованию социальной структуры общества и общественных отношений, создаёт условия для повышения общекультурного и научно-технического уровня трудящихся и тем самым является важнейшим средством всестороннего развития личности.
Истолкование сущности и социальных последствий Научно-технической революции является полем острой борьбы марксистско-ленинской и буржуазной идеологий.
Первоначально буржуазно-реформистские теоретики пытались истолковать Научно-техническую революцию как простое продолжение промышленной революции или же как её «второе издание» (концепция «второй промышленной революции»). По мере того как своеобразие Научно-технической революции становилось очевидным, а её социальные последствия необратимыми, большинство буржуазно-либеральных и реформистских социологов и экономистов встали на позиции технологического радикализма и социального консерватизма, противопоставляя в своих концепциях «постиндустриального общества», «технотронного общества» технологическую революцию социальной, освободительному движению трудящихся. В качестве ответной реакции многие «новые левые» на Западе заняли противоположную позицию — технологического пессимизма в сочетании с социальным радикализмом (Г. Маркузе, П. Гудмен, Т. Роззак — США, и др.). Обвиняя своих противников в бездушном сциентизме, в стремлении поработить человека посредством науки и техники, эти мелкобуржуазные радикалы называют себя единственными гуманистами, призывают к отказу от рационального знания в пользу мистики, религиозного обновления человечества. Марксисты отвергают обе эти позиции как теоретически несостоятельные. Научно-техническая революция не в состоянии разрешить экономические и социальные противоречия антагонистического общества без радикальных социальных преобразований общества на социалистических началах. Наивными и утопичными являются также левацкие представления, согласно которым можно якобы построить справедливое общество посредством одних лишь политических средств, без Научно-технической революции.
Обострение противоречий капитализма в связи с Научно-технической революцией вызвало на Западе широкое распространение так называемой «технофобии», т. е. враждебности к науке и технике как среди консервативно настроенной части населения, так и среди либерально-демократической интеллигенции. Несовместимость капитализма с дальнейшим развитием Научно-технической революции получила превратное идеологическое отражение в социально-пессимистических концепциях «пределов роста», «нулевого роста». Многочисленные социальные прогнозы такого рода свидетельствуют, однако, не о наличии каких-то объективных «пределов роста», а о пределах капитализма как общественной формации и о пределах экстраполяции как метода предвидения будущего.
Основоположники марксизма-ленинизма неоднократно указывали, что коммунизм и наука неотделимы, что коммунистическое общество будет обществом, обеспечивающим полное раскрытие способностей всех своих членов и полное удовлетворение их высокоразвитых материальных и духовных потребностей на основе высших достижений науки, техники и организации. Как для победы коммунизма необходимо максимальное использование возможностей Научно-технической революции, так и Научно-техническая революция нуждается для своего развития в дальнейшем совершенствовании социалистических общественных отношений и их постепенном перерастании в коммунистические.
Д. М. Гвишиани, С. Р. Микулинский.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
* — «…Научно-техническая революция является закономерным этапом человеческой истории…» — В своем увлечении объективными историческими закономерностями марксисты-ленинцы брежневской «эпохи застоя» практически пришли к полному отрицанию человеческой воли как реального фактора, воздействующего на развитие. Тем не менее, в те же годы (1983 года издания цитируемого словаря) многократно наблюдались события, прямо противоположные заявленным закономерностям. Например, в Китае в 50-60-е годы мы видели следующую картину: при возведении колоссальных плотин и на других масштабных строительствах использование механической (даже не автоматической – всего лишь механической техники) сокращало количество рабочих мест для миллионов работников, нуждающихся в трудовом участии в этом строительстве и в заработке. Поэтому в Китае при планировании подобных строек намеренно не использовалась техника, дабы дать работу максимальному числу соискателей.
Однако ошибочное преувеличение роли научно-технической революции, так сказать, в сторону преувеличения позволяет нам предполагать столь же ошибочное преуменьшение – поскольку субъективный фактор действует в обе стороны. Так, перевод той же автосборочной промышленности на автоматы-роботы, которые полностью заменяют на сборке рабочих, вызван вовсе не неким объективным процессом замещением живого труда машинным, а стремлением хозяев и управляющих корпорациями опробовать на наиболее трудозатратном производстве такую форму организации труда, которая бы полностью исключала из процесса человека. Опыт этот ценен не в чисто экономическом плане, а лишь в перспективном – как возможно будет обходиться вовсе без рабочих после сокращения населения Земного шара с 7,5 миллиардов человек до 100 миллионов. Мотив у экспериментаторов тут вовсе не экономический и не научный, а, скорее, чисто сатанинский.
** — «…В ходе Научно-технической революции существенно изменяется содержание труда главной производительной силы — трудящихся…» — Уж сегодня-то [2021 год] нам наглядно показали, что происходит по мере развития техники с трудящимися вообще и с рабочим классом в частности. Из США производство в основном вынесли за пределы страны – в Азию. В России же трудящиеся не востребованы, так как основным доходом «правящего класса» стали нефть и газ, для добычи и прокачки которых большого количества наёмных рабочих не требуется.
Научно-техническая революция и общественный прогресс, М., 1969; Современная Научно-техническая революция. Историческое исследование, М., 1972; Современная Научно-техническая революция в развитых капиталистических странах: экономические проблемы, М., 1971; Гвишиани Д. Μ., Μикулинский С. Р., Научно-техническая революция и социальный прогресс, «Коммунист», 1971, № 17; Афанасьев В. Г., Научно-техническая революция, управление, образование, М., 1972; Научно-техническая революция и социализм, М., 1973; Человек — наука — техника, [M., 1973]; Борьба идей и Научно-техническая революция. Сборник статей, Л., 1973; Социализм и наука, М., 1981; Научно-техническая революция и противоречия капитализма, М., 1981.