Научные войска в армии что это
Сила есть, ума – палата. Кто служит в научных ротах Минобороны РФ и чем они там занимаются?
В России продолжается осенняя призывная кампания, которая в этом году бьет рекорды по числу молодых людей, добровольно изъявивших желание отслужить в Вооруженных Силах. Тем не менее, есть и такие, которые бы и хотели отдать долг Родине, но боятся растерять за год службы свой интеллектуальный потенциал. Особенно это касается молодых ученых технических специальностей. Теперь таким можно не бояться и попробовать себя в качестве военнослужащего научной роты. С командиром одного из таких подразделений – научной роты Воздушно-космических сил РФ майором Сергеем Скворцовым встретился ведущий рубрики «Оборона и безопасность» Евгений Салтыков, чтобы из первых уст узнать, чем занимаются научные роты и служащие в них бойцы.
Расскажите, для начала, кем вы командуете, что за люди служат в научных ротах?
В подразделении, которым я командую, проходят военную службу выпускники лучших технических вузов России. Это уже взрослые ребята, которые окончили институт либо с красным дипломом, либо с высоким средним баллом. Что особенно хотелось бы подчеркнуть, все они добровольцы, поскольку принцип добровольности прописан в положении о научных ротах. Эти люди считают своим долгом отслужить в Вооруженных силах РФ и поскольку у них высшее образование, они могут максимально себя реализовать в этом стремлении, проходя службу в научной роте и своей научной работой содействовать укреплению обороноспособности нашей страны. Поэтому у них даже должность называется: «оператор научной роты».
Представители каких специальностей на данных момент проходят службу в вашей роте?
На сегодняшний день в нашей научной роте служат представители 14 технических вузов из 19 российских регионов. Специальности разные – физико-математические, программисты, мехатроники, есть теплоэнергетики. Их направленность связана напрямую с космической отраслью и теми средствами вооружения, которые сейчас стоят на боевом дежурстве.
Насколько тяжело попасть в научную роту? Говорят там у вас конкурс чуть ли не как в ведущие вузы страны?
Желающих действительно много. В определенный момент конкурс может составлять и 100 человек на место. Но если говорить об этом призыве, то на сегодняшний момент на 30 мест в роте под установленные требования подходят 140 человек из списка, которые предоставили военкоматы. Это те специалисты, тематика научных исследований которых подходит под утвержденную в этом году программу научных изысканий для моего подразделения.
На что направлены эти исследования, они как-то сочетаются с предметом работы оборонных предприятий?
И насколько эти исследования успешны?
На сегодняшний день научным ротам было присуждено 16 правительственных наград, четыре из которых получила моя рота. Одними только операторами нашей научной роты за год опубликовано более ста работ в Высшей аттестационной комиссии и зарегистрировано более 80 рационализаторских предложений и шесть заявок на патенты. То есть ребята по научной деятельности довольно нагружены.
Сколько всего сейчас научных рот?
На данный момент их восемь, что почти сопоставимо с числом родов и видов войск, существующих в системе Вооруженных Сил России. На стадии формирования сейчас находится еще три научные роты. Запускается также новый проект — научно-производственная рота. Два таких подразделения сейчас готовятся к запуску. Их комплектование основано на несколько иных принципах.
То есть получается, что вы работаете только с уже сложившимися специалистами, а если вдруг захочет к вам школьник-гений, например, программист или человек с ограниченными способностями. Сможет ли он попасть на службу в вашу роту?
Вообще в положении о научных ротах прописано, что минимальный порог призыва в подразделение – студент третьего курса. Но я считаю, что если к нам придет гений, а мы очень часто выступаем на открытых площадках, таких как ярмарки вакансий и так далее, и он докажет, что по своему уровню он находится в одном ряду с выпускником МГТУ им. Баумана, то в любом правиле может быть исключение. Что же касается людей с ограничениями по здоровью, то у нас уже есть такой пример. Молодой человек из Братска написал письмо Министру обороны РФ. Сергей Кужугетович его рассмотрел и передал в комиссию, которая после прохождения определенного экзамена допустила этого молодого человека к службе в научной роте.
Кстати, в какой физической форме приходят служить в научные роты? Обычно мало кто из подобных ребят может похвастаться развитой мускулатурой…
Да, обычные представления о «ботаниках» именно такие – физически неразвитые, щупленькие, но умненькие. Не могу сказать, что все приходят именно такими, однако определенная доля таких ребят есть. Но в программах подготовки операторов научной роты оптимально сбалансированы умственные и физические нагрузки, благодаря которым они наращивают свои физические возможности. Если кто-то приходит в роту и не может подтянуться на перекладине ни одного раза, то уходя, они все подтягиваются минимум 10 раз. А вообще у меня сейчас есть ребята, которые подтягиваются 37 раз, жмут от груди штангу весом 160 килограммов и бегут 3 км в полной выкладке за 11 минут.
Какого рода задачи они могут решать в течение службы?
Например, оператор может получить персональную задачу на разработку какого-то блока космического аппарата, начиная с математического либо теоретического обоснования его необходимости. Затем делается исследование, представляется опытный образец. Если за время этой работы срок службы по призыву оператора-разработчика истекает, то руководствуясь правилом преемственности, разработка передается оператору следующего призыва. Тот уже формирует техническое задание для этого блока, задействует более 20 предприятий, делает заказы и затем уже собирает этот блок в лаборатории. Примерно так и проходит их служба. Благодаря сложившимся в роте условиям оператор за время своей службы посещает три-четыре научные конференции, десять-одиннадцать выставок, мы показываем этих людей и под многих из них предприятия делают целевые проекты. У большинства ребят сейчас идет персональная материальная надбавка от оборонных компаний, которые заинтересованы в них как в своих будущих специалистах.
Бывает ли так, что после прохождения срочной службы оператор научной роты решает остаться в Вооруженных Силах РФ? Учитывая их образование такие люди должны получить офицерское звание?
Верно. Они получают звание лейтенанта и направляются для прохождения дальнейшей службы в НИИ Министерства обороны РФ. Таких от общего числа примерно четверть. А конкретно у меня из 60 человек 40 остаются трудоустроенными на предприятия ОПК. И это еще один из функциональных бонусов существования научных рот – мы отбираем элиту в ведущих технических вузах, работаем с ними в Вооруженных Силах, а потом предлагаем эту элиту предприятиям оборонно-промышленного комплекса.
7 мифов о службе в научной роте
Примерно полтора года назад я принял решение пройти службу в армии. На тот момент мне почти исполнилось 26, за плечами был диплом о высшем образовании с квалификацией «инженер информационных систем и технологий», аспирантура без защиты диссертации, а также опыт предпринимательской деятельности в сфере IT и работы в системе российского образования. Официальных оснований для отсрочки от военной службы не оставалось, и передо мной встал выбор, с которым сталкиваются многие молодые люди призывного возраста – «переждать» полтора года, по сути, скрываясь от военкомата, либо честно исполнить долг перед Родиной. Выбрал я, конечно, второе. С конкретным направлением определился достаточно быстро: в сети активно обсуждались недавно созданные в вооружённых силах специальные подразделения – научные роты. Поскольку у меня имелся значительный опыт научно-исследовательской работы, то я подал заявку и практически сразу получил подтверждение. С этого момента началась моя армейская история.
Сразу замечу – армия оказалась совсем не той, что мне представлялась. Она оказалась намного лучше. Проблема в том, что армейская служба в целом, и в научных ротах в частности, окутана плотной завесой разнообразных мифов и стереотипов, разобраться в которых человеку, не прошедшему эту школу, достаточно сложно.
Научные роты сегодня находятся в информационной повестке региональных и федеральных СМИ – интерес к ним со стороны потенциальных кандидатов не спадает. В основном для них написан этот текст. Надеюсь, он поможет принять взвешенное и единственно верное решение. Для этого, в первую очередь, я попытаюсь развеять самые распространенные мифы о военной службе в научных ротах, опираясь исключительно на собственный опыт. Но вначале надо разобраться с общими стереотипами о службе в армии.
Об «армейской мифологии»
В 2000 году на экраны страны вышла комедия Романа Качанова «ДМБ». Фильм моментально стал «народным хитом», а сценарий Ивана Охлобыстина, филигранно вобравший в себя лучшее из армейского фольклора, тут же был разобран на цитаты. Одна из моих любимых:
— А я тогда присягу принимать не буду!
— Эх, дружок, молод ты… Не ты выбираешь присягу, а присяга выбирает тебя!
Наблюдать за перипетиями судьбы героев фильма, которых таки выбрала присяга, увлекательно и местами очень смешно. Но именно что – наблюдать. Стать таким «героем» в реальной жизни никому, из посмотревших кино, откровенно не хотелось.
У моего поколения, родившегося в конце восьмидесятых, представления о военной службе формировались отрывочно и крайне сумбурно: отцы служили в армии государства, уже не существующего на карте мира, старшие товарищи из семей соседей призывались в девяностые – тяжелейшее для страны время, которое, к большому сожалению, соответствующим образом отразилось на общем состоянии вооруженных сил. Картина службы по призыву складывалась из обрывков советских анекдотов в стиле «копать от забора и до обеда», и большого количества народных историй, пересказанных «из уст в уста»: от совершенно идиотских, вроде покраски гарнизонной травы и строительства генеральских дач, до откровенно пугающих – про неуставные взаимоотношения, ставшие причиной ужасных трагедий. Щедро сдобренная однотипными газетными заголовками об армейских инцидентах начала двухтысячных – эта картина выглядела одновременно глупо и страшно. Армия представлялась местом, где совершенно точно не может оказаться нормальный человек. Родители делали все возможное и невозможное, чтобы их сыновья никогда в жизни не столкнулись с армейской действительностью, поэтому не удивительно, что со временем в обществе сформировалось расхожее мнение: «служить в армию идут либо бедные, либо дураки».
Вектор общественного сознания начал меняться несколько лет назад – Вооруженные Силы Российской Федерации значительно преобразились, оставив в прошлом большую часть системных проблем. Тем не менее, борьба с укоренившимися стереотипами в отношении военной службы продолжается, и научные роты в этой борьбе – мощнейшее «оружие» формирования позитивного имиджа армии России, поражающее деструктивную «армейскую мифологию» также точно, как ракетный комплекс «Калибр» уничтожает базы террористов в Сирии.
Миф 1. «Научные роты не нужны армии»
Тем не менее, «научные роты» – это не PR-проект, каким его часто пытаются представить некоторые СМИ. Научные роты, в первую очередь – один из эффективных кадровых механизмов, значительно способствующих модернизации российской армии.
Как известно, одним из ключевых векторов армейских реформ, заданных руководством страны, является совершенствование оборонно-промышленного комплекса – соответствующая федеральная целевая программа, рассчитанная на период до 2020 года, была принята одновременно с Российской государственной программой развития вооружений на 2011-2020 годы.
Основой развития оборонно-промышленного комплекса, позволяющей поддерживать рост ключевых показателей эффективности, является системная работа с кадрами. Ключевой задачей в данном аспекте является привлечение квалифицированных инженеров в сферы производства, тесно связанные с оборонно-промышленным комплексом.
В этой связи становятся актуальными вопросы о кадровой поддержке передовых научно-исследовательских проектов в сфере развития высокотехнологичных наступательных и оборонительных вооружений, а также формирования системного подхода к созданию концептуально новых «мозговых центров» в структуре российской армии, которые решали бы две задачи:
1. Проведение актуальных военно-научных исследований в интересах Минобороны России.
2. Привлечение компетентных кадров в структуры Вооруженных Сил Российской Федерации и оборонно-промышленного комплекса, занимающиеся перспективными военными разработками.
Одним из подходов, позволяющих значительно приблизиться к решению данных задач, является механизм создания на базе научно-исследовательских организаций и высших военно-учебных заведений Минобороны России принципиально новых структурных подразделений – научных рот. Идея их создания была высказана Министром обороны Российской Федерации генералом армии С.К. Шойгу на встрече с представителями российского научного сообщества в МГТУ им. Баумана весной 2013 года.
Новым подразделениям были определены следующие задачи: участие в научно-исследовательской работе, решение прикладных задач в интересах Минобороны России, подготовка научных кадров для военно-научного и оборонно-промышленного комплексов Российской Федерации.
Подразделение, в котором я проходил военную службу – научная рота ВВС России, дислоцирующаяся на базе Военно-воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, было создано одним из первых. Основной задачей операторов научной роты ВУНЦ ВВС «ВВА» (так официально именуются военнослужащие в данном подразделении) стало осуществление прикладных научных исследований по приоритетным и перспективным направлениям развития и применения Военно-воздушных сил Российской Федерации.
Как видно из особенностей сложившейся конъюнктуры – задачи, решаемые научными ротами, являются крайне актуальными, и в полной мере соответствуют глобальным вызовам, стоящим сегодня перед вооруженными силами. Благодаря данным подразделениям компетентные и квалифицированные выпускники гражданских вузов могут применить свой научный потенциал в решении конкретных инженерных задач по повышению обороноспособности нашего государства.
Миф №2. «В научных ротах служит исключительно “золотая молодежь”»
Если под «золотой молодежью» понимать молодых людей, «чью жизнь и будущее, в основном, устроили их влиятельные и высокопоставленные родители», то указанный тезис, конечно, совершенно не соответствует действительности. При этом одна особенность у военнослужащих научных рот есть – все они являются талантливыми выпускниками лучших вузов страны. Со мной в одном призыве служили выходцы из МАИ, МФТИ, МИФИ, МГТУ им. Баумана и других серьезных технических вузов – очень талантливые и высококвалифицированные инженеры.
Попасть на службу в научную роту действительно сложно, но исключительно – за счет высоких требований, предъявляемых к кандидатам (далее указаны требования, предъявляемые к кандидатам на прохождение военной службы по призыву в научной роте ВУНЦ ВВС «ВВА»):
1. Граждане РФ мужского пола в возрасте 19-27 лет, не проходившие военную службу.
2. Категория годности по состоянию здоровья – не ниже Б-4 (части связи, радиотехнические части).
3. Не рассматриваются кандидатуры категорий граждан, указанных в 4-5 абзацах пункта 5 статьи 34 Федерального закона 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
4. Наличие высокой мотивации кандидата проходить военную службу по призыву в научной роте.
5. Соответствие профиля и специализации кандидата научным направлениям ВУНЦ ВВС «ВВА» (математики, физики, программисты, электротехники и т.п.).
6. Склонность к научной деятельности и наличие определенного научного задела (участие в конкурсах, олимпиадах, наличие научных публикаций и трудов).
7. Средний балл диплома ВПО – не ниже 4, 5.
В подробностях процесс подачи заявки на отбор в научную роту ВВС России описан на сайте: http://академия-ввс.рф/научная-рота/
Миф 3. «Служба по призыву и научные исследования несовместимы»
Как уже отмечалось, научные роты – это совсем необычные военные подразделения. Исходя из специфики, стоящих перед операторами научных задач, им предоставлен максимальный «армейский комфорт».
Во-первых, операторы проживают не в казармах, а в достаточно комфортабельном общежитии. В каждой комнате, рассчитанной на четырех военнослужащих, имеется ЖК-телевизор, для нужд операторов доступны два компьютерных класса, две комнаты отдыха (с питьевой водой, чаем\кофе и свежей прессой), библиотека, спортивный уголок с тренажерами и душевые. Порядок на всей территории поддерживается в идеальном состоянии.
Во-вторых, в целях повышения эффективности деятельности операторов научной роты в рамках выполняемых научно-исследовательских работ, за каждым военнослужащим закреплен научный руководитель из числа научно-педагогического состава ВУНЦ ВВС «ВВА», имеющий ученую степень, ученое звание и практический опыт выполнения научных исследований. С каждым из операторов составляется индивидуальный план научной работы на год, который отражает как основные направления деятельности, так и ключевые показатели эффективности, которые выражаются в количестве (и качестве) опубликованных научных работ, докладов на научно-практических конференциях, свидетельствах о регистрации ПО, патентов и так далее. Все предельно измеримо и прозрачно.
В-третьих, распорядок дня оператора научной роты позволяет в полной мере реализовать свой научный потенциал в течение года службы. На мой взгляд, дисциплина имеет крайне позитивное влияние на эффективность исследовательской деятельности. С понедельника по четверг распорядок дня в подразделении выглядит следующим образом: утром – подъем, зарядка, завтрак, утренний осмотр и убытие к научным руководителям; в обеденное время – прием пищи и отдых, после – продолжение работы с научными руководителями; вечером – индивидуальный или коллективный спорт, ужин, отдых (мы обычно смотрели кино, читали, продолжали заниматься по своим научным направлениям в компьютерных классах), после 21:00 – вечерняя прогулка, поверка и отбой. В пятницу – день изучения общевойсковых дисциплин, в субботу – парко-хозяйственный день и возможность убыть в увольнение в соответствии с графиком, в воскресенье – выходной и, опять же, возможность убыть в увольнение.
Как показывает практика – такой военный тайм-менеджмент крайне продуктивно влияет на самоорганизацию и планирование научной деятельности.
Миф №4. «За год невозможно достичь каких-либо значимых результатов в науке»
Подход к использованию исследовательского потенциала военнослужащих научных рот выстроен таким образом, что каждый вновь прибывший оператор продолжает исследования, начатые его предшественником. Акцент на преемственность позволяет не «изобретать велосипед», а сосредоточиться на решении конкретных исследовательских задач под эгидой научного руководителя. Свою исследовательскую работу операторы ведут также в рамках НИР различных категорий, активно участвуют в конференциях и научно-технических конкурсах.
Среди направлений научных исследований, по которым работают операторы научной роты ВВС России, наиболее актуальными являются:
• Математическое и компьютерное моделирование метеорологических объектов для решения прикладных задач метеорологического обеспечения полетов
• Исследование методов и средств защиты информации и информационных ресурсов от несанкционированного доступа и разрушающего информационного воздействия
• Разработка программно-моделирующих комплексов силовых установок боевых летательных аппаратов и исследование динамики движения самолетов
• Разработка программных средств определения статистики распределения уровней помех на входе РЭС в динамике конфликта с наземными комплексами РЭБ
• Экспериментально-расчетные исследования обработки многоканальной многочастотной информации в цифровых радиолокационных системах
• Объектно-ориентированное моделирование аэрометрических систем маневренных самолетов и процесса эволюции опасных метеоусловий по радиолокационным данным
• Разработка программно-методического обеспечения исследований радиофизических характеристик радиопоглощающих материалов и покрытий
• Разработка имитационных моделей средств наземного обеспечения полетов
• Разработка программных комплексов исследования объектов авиационного вооружения и методики определения параметров негативных электромагнитных воздействий
Со времени создания научной роты ВВС России ее операторами было опубликовано более 200 статей в научных журналах и сборниках научно-практических конференций, оформлено более 15 заявок на выдачу патентов на изобретение, зарегистрировано более 35 программных продуктов и 45 рационализаторских предложений.
Операторы научной роты ВВС России становились победителями и призерами различных научно-технических конкурсов, среди которых Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи «НТТМ», Московский международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед», Международная выставках средств обеспечения безопасности государства «Interpolitex», Международный военно-технический форум «Армия России».
Лично я за время службы опубликовал 5 научных статей (в т.ч. в изданиях ВАК), выступил с докладами на 7 научных мероприятиях и зарегистрировал программный продукт, который презентовал Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами Российской Федерации В.В. Путину и председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву на выставке достижений научных рот в рамках Международного военно-технического форума «Армия России 2015».
Миф №5. «Дедовщина и неадекватные командиры»
Пресловутая армейская «дедовщина», а также низкоквалифицированный офицерский состав остались далеко в прошлом. Практически все офицеры, с которыми мне довелось общаться за время службы – активно занимались спортом и вели здоровый образ жизни (с тотальной неприязнью вредных привычек), чем подавали пример многим военнослужащим по призыву.
Командный состав научной роты ВВС России был подобран с учетом специфики задач, стоящих перед подразделением – все офицеры являлись научными сотрудниками Военно-воздушной академии, имели опыт участия в научных конференциях и олимпиадах, среди них были призеры конкурсов научных работ и лауреаты премий Правительства Российской Федерации. Естественно, ни о каком рукоприкладстве, либо неуважительном отношении со стороны офицеров к военнослужащим по призыву и речи быть не могло. Вся коммуникация строилась подчеркнуто профессионально и уважительно.
Что касается отношений между сослуживцами, то в подразделении выстроена система наставничества – начиная с «курса молодого бойца» военнослужащие старшего призыва во всем помогают «младшим» товарищам: учат, как правильно нести службу в суточном наряде, подшивать подворотничок, выполнять упражнения по строевой подготовке и т.д. В научном плане осуществляется схожее кураторство. Через полгода младший призыв становится старшим, и уже сам помогает вновь прибывшим ребятам вникнуть во все детали военной службы. Понятие «дедовщины» в научной роте полностью отсутствует. Никаких происшествий за время моей службы между сослуживцами не случилось – умные люди всегда найдут выход из любой конфликтной ситуации.
Миф №6. «В научные роты набирают “ботаников”»
С легкой руки средств массовой информации это утверждение сегодня стало крайне популярно. На самом деле это, конечно, не так. Многие из ребят, служивших со мной в научной роте, имели спортивные разряды, некоторые были кандидатами в мастера спорта, в том числе по боевым искусствам. Практически все во время службы, так или иначе, начинают приучать себя к интенсивным занятиям спортом и значительно подтягивают свою физическую форму. Ежедневные пробежки, зарядка и походы в тренажерный зал этому способствуют.
Помимо прочего, военнослужащие научной роты так же, как и другие солдаты российской армии, несут службу в суточных нарядах, ездят на стрельбы, осваивают необходимые материалы по военной подготовке. Служба в научной роте – это не альтернативная, а самая что ни на есть военная служба.
Что касается направлений набора, то в нашем подразделений служили не только программисты. Научная рота ВВС России включает в себя три взвода:
1. Взвод моделирования гидрометеорологических процессов и явлений, разделения воздуха высокого и среднего давления.
2. Взвод развития и совершенствования конструкций летательных аппаратов, авиационных двигателей, пилотажно-навигационных и радиолокационных комплексов.
3. Взвод информационных технологий, прогноза развития программного и технического обеспечения; радиоэлектронной борьбы со средствами противника и оценки снижения заметности и защиты информация в АСУ.
Как видно из специфики взводов – реализовать свой научный потенциал на ниве военной службы могут инженеры широкого спектра направлений.
Миф №7. «Служба в армии – это “потеря года жизни”»
Служба в армии бывает разной, с разными задачами и возможностями, которые она предоставляет военнослужащим по призыву. Научные роты в данном плане – уникальный кадровый механизм, благодаря которому талантливые выпускники гражданских вузов могут заключить контракт с Минобороны России, чтобы после службы по призыву продолжить научные исследования уже в офицерском звании. Студенты, уже начиная со второго курса, могут проектировать свою профессиональную траекторию с учетом дальнейшего прохождения службы в российской армии: выбирать соответствующие направления для своих курсовых и дипломных работ, а по выпуску из вуза – идти на службу в научную роту, чтобы после стать офицером вооруженных сил и продолжать свою научную карьеру в сфере развития оборонно-промышленного комплекса. С учетом уровня заработной платы офицерского состава, а также условий, которые предоставляются военнослужащим – данное направление сегодня представляется крайне перспективным.
В среднем из каждого призыва продолжают военную службу по контракту около 30%. Ребята получают назначения в различные подразделения, занимающиеся научно-прикладными исследованиями по их профилю. Мои сослуживцы, заключившие контракт, очень довольны и не жалеют о своем выборе.
Возвращаясь на полтора года назад – если бы у меня спросили, сделал бы я этот выбор снова, зная, что представляет собой российская армия, то я бы, не сомневаясь, ответил «да». Для меня это был крайне важный опыт, как для молодого ученого, так и для защитника Отечества, и я совершенно точно могу рекомендовать всем, кто по тем или иным причинам колеблется в принятии решения о прохождении военной службы – сделать этот выбор в пользу армии. За год вы получите массу возможностей для самореализации, а самое главное – сможете внести реальный вклад в обеспечение обороноспособности нашего государства.