Научный принцип предполагающий что все социальные явления причинно обусловлены

Научный принцип предполагающий что все социальные явления причинно обусловлены. Смотреть фото Научный принцип предполагающий что все социальные явления причинно обусловлены. Смотреть картинку Научный принцип предполагающий что все социальные явления причинно обусловлены. Картинка про Научный принцип предполагающий что все социальные явления причинно обусловлены. Фото Научный принцип предполагающий что все социальные явления причинно обусловлены

Методологический принцип детерминизма является одновременно и основополагающим принципом философского учения о бытии. Термин детерминизм происходит от латинского слова determine (“определяю”) и означает, что объяснить явление, значит, открыть факторы, которые его порождают и определяют, т. е. его причины (или детерминанты) или другими словами как обязательная определяемость всех вещей и явлений в мире другими вещами и явлениями. В соответствии с этим принципом любые события влекут за собой определенные следствия и в то же время представляют собой следствие из некоторых других событий, совершавшихся ранее.

Детерминизм зародился в глубокой древности. В древнегреческой философии первым высказал мысль о всеобщности причинно-следственной связи Левкипп: ”Ни одна вещь не возникает беспричинно. ”.

Первые зачатки детерминистических взглядов можно найти в сочинениях Демокрита и его последователей. Демокрит понимал принцип детерминизма механистически, отождествляя причинность и необходимость. Все, что происходит в мире, не только причинно обусловлено, но и необходимо, неизбежно. Он отвергал объективное существование случайности, говоря, что человек называет событие случайным, когда не знает (или не хочет узнать) причины события. Такой детерминизм в дальнейшем развивается Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Р. Декартом, Ж. Ламетри, П. Гольбахом и другими философами Нового времени.

Впервые принципы детерминизма были чётко сформулированы П. Лапласом в 1775 году. Концепция детерминизма, по Лапласу, предполагает однозначность и предопределённость будущего, это вытекает из признания жёсткой причинно-следственной связи между событиями и явлениями и отрицания объективной случайности. Он исходит из постулата, согласно которому из знания начальных причин можно всегда однозначно вывести следствия.

Лапласовский детерминизм оказался непригодным для описания поведения сложной системы, например, живого существа, популяции, человека. Биологические, социологические, экономические законы не имеют той строгости, что законы механики, но это не означает, что нужно отказываться от них. Причиной этой нестрогости принято считать невозможность учета всех факторов, влияющих на систему.

Новый этап в развитии детерминизма открыла научная революция XVII века. Сотворенная человеком машина выступила как модель объяснения и человека, и природы. От представления об организме как машине (отсюда – учения о рефлексе, ассоциации, аффекте и др.) детерминистская мысль перешла к формуле “человек–машина”.

В середине XIX века возник новый–биологический–детерминизм. Тогда же начали укрепляться представления о социальной сущности сознания человека (Маркс). Марксизм показал, что существует особая форма детерминации явлений сознания, обусловленная зависимостью человека от действия социальных сил. В рамках диалектического материализма причинно-следственная связь понимается, как объективная связь, отражаемая сознанием благодаря деятельности человека, но она есть всего лишь момент всемирной взаимозависимости, звено в цепи развития материи. Диалектический детерминизм рассматривает все известные формы взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственного причинного характера. Сюда включаются функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодетерминация частей и целого и др.

Если раньше детерминизм делал акцент на телесных, физических (внешние раздражители, процессы в мозгу) причинах психических явлений (восприятие, память, внимание и др.), то теперь экспериментальные научные данные показывали, что эти психические явления сами служат причиной поведения и подчинены собственным законам.

Идея детерминизма сильна тем, что предполагает определенную закономерность хода событий. Они возникают и сменяют друг друга не хаотически и произвольно, но только под действием факторов, которые доступны разумному объяснению и опытной проверке.

Опираясь на надежную информацию о причинах, можно предсказать, какие изменения они произведут, например, в организме, в психическом строе человека. Благодаря же такому прогнозу можно в известных пределах обрести власть над психическим процессом, управлять им, изменить его ход.

Много нового внесла в принцип детерминизма современная научно-техническая революция. Прежде всего это связано со способностью машин (компьютеров) выполнять те интеллектуальные операции, которые раньше считались атрибутом лишь человеческого мозга.

1. Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов. Детерминизм есть отношение, характеризующее зависимость вещей от любых факторов.

3. Тезис о многообразии принципов детерминации и существовании непричинных отношений.

4. Тезис о закономерности или регулярности отношений обуславливания.

Причина и следствие

Понятие причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и развития. С точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется как один из видов связи, а именно как генетическая связь между явлениями, при которой одно явление при наличии определенных условий с необходимостью порождает другое. С точки зрения принципа развития причинность определяется так: всякое изменение и тем более развитие, т. е. изменение в сторону появления нового качества, имеет свою причину и следствие.

Критерии причинных отношений:

· порождение или производство, субстанциональный характер причинной связи;

· временная асимметрия. Причина предшествует следствию. Процесс причинения необратим. В то же время факт постоянного предшествования по времени не есть критерий причинности (лето-осень);

Но понимание причины и следствия равно используются для характеристики одновременно протекающих событий, явлений, примыкающих друг к другу во времени, и явлений, для которых следствие зарождается в недрах причины. Иногда они разделены временным интервалом и связаны между собой через цепь промежуточных звеньев.

Причины и следствия относительны во всех своих проявлениях. Соответственно и логические определения причин и следствий, отражающие смысл этих понятий, могут быть только относительными.

Причины и следствия являются причинами и следствиями только друг относительно друга. Соответственно, и определения понятиям: причина и следствие; должны формироваться по такому же принципу.

Причина предшествует следствию, а следствие следует за причиной. Поэтому:

— ПРИЧИНА, ЭТО ФОРМИРОВАНИЕ СЛЕДСТВИЯ;

— СЛЕДСТВИЕ, ЭТО ОТРИЦАНИЕ ПРИЧИНЫ.

Итак, все причинно-следственные процессы в мире вызваны не односторонним действием, а основывается, по крайней мере, на отношении между двумя взаимодействующими предметами, и в этом смысле причинность должна рассматриваться не просто как вид связи, а и как тип взаимодействия.

Условия оказывают влияние на следствие опосредовано, через причину. Причина есть возможность события, а условия превращают или не превращают ее в реальность.

Второй тип классификации строится на основе способов проявления причинной связи, которые подразделяются на динамические (однозначные) и статистические (вероятностные) (Квантовая механика, информационные взаимодействия).

Случайность и необходимость

Важным вопросом для любой теории детерминизма является вопрос о статусе категории случайности. Суть проблемы заключается в следующем. Если принимать принцип причинности, что для концепции философского детерминизма обязательно, то и случайные явления следует считать причинно обусловленными. Но обязательным признаком причинной связи является необходимость, следовательно, случайность тоже носит необходимый характер и объективное противопоставление необходимости и случайности лишается смысла.

Рассматривая понятия «случайность» и «необходимость», можно разграничить две области их применения. Во-первых, эти понятия могут быть отнесены к объективной реальности и рассматриваться как свойства материи вообще, вне зависимости от нашего восприятия и знаний. Такую область применения понятий «необходимость» и «случайность» можно назвать объективной или онтологической. Во-вторых, эти понятия могут быть отнесены к теории познания и рассматриваться как критерии оценки событий и явлений в объективном мире, применяемые для его изучения и познания. Эту область применения понятий «необходимость» и «случайность» можно условно назвать субъективной или гносеологической.

Исторически категории необходимости и случайности возникли как следствие размышления о человеческой судьбе, божественном провидении, свободе воли, о предопределенности или стихийности всего человеческого бытия. Освободились от такого этического толкования, прежде всего с успехами науки, в частности теории вероятностей. Существовали разное понимание необходимости и случайности. Одни говорят «чему быть, того не миновать», т. е. в жизни все предопределено или судьбой (античность), или богом (христианство), или всей системой взаимодействия явлений.

С позиций детерминизма (Демокрит) случайность трактуется как чисто субъективное понятие, при помощи которого мы обозначаем то, причины чего пока еще не знаем. Как только мы узнаем причину явления, оно перестает быть случайным. Однако та случайность, причина которой познана, не перестает от этого быть случайностью, наличие причины необязательно связано с необходимостью. Все события так или иначе причинно обусловлены, но это не значит, что случайности нет.

В диалектическом материализме необходимости приписывается относительный характер: “Необходимость проявляется в конечной природе как относительная необходимость, как детерминизм. Относительная необходимость может быть выведена только из реальной возможности, это значит: существует круг условий, причин, оснований и т. д., которыми опосредуется эта необходимость.”1

Таким образом, все необходимые черты рассматриваемого явления определяются к существованию совокупностью внутренних существенных связей, а случайные черты рассматриваемого явления определяются к существованию варьирующимся кругом внешних связей.

Отсюда можно сделать вывод, что различие необходимого и случайного в диалектическом материализме фактически определяется выбором круга условий, который осуществляет сам познающий субъект, и носит в первую очередь гносеологический характер.

Таким образом, все необходимые черты рассматриваемого явления определяются к существованию совокупностью внутренних существенных связей, а случайные черты рассматриваемого явления определяются к существованию варьирующимся кругом внешних связей.

Возможность и действительность

Категория “возможность” рассматривается в паре с категорией “действительность”, причём, обычно философы подчёркивают примат в этой паре категории “действительность”.

Когда реализуется одна из возможностей, другие либо исчезают, либо кардинально меняются, приобретая новые качества. Например, в лотерее разыгрывается один автомобиль, до покупки билетов все потенциальные покупатели имели равную возможность выиграть этот автомобиль, но как только выигрышный билет уже куплен, то у новых покупателей билетов нет ни малейшего шанса выиграть главный приз.

Таким образом, категория “возможность” подчёркивает одно из будущих состояний действительности, которое через определённый промежуток времени либо будет реализовано, либо исчезнет.

Прежде всего, нужно ответить на вопрос, что, значит, существовать «в возможности», ибо ведь ясно, что мы не имеем права говорить, что нечто существует исключительно в возможности. С другой стороны, имея перед собой ничто, мы не можем применить к нему понятие «в возможности». Так, например, металлическая руда есть в возможности статуя. Но если из нее не будет ничего изготовлено, и она решительно ни в чем не изменится по сравнению с тем, как она существует сейчас, то она и остается той же самой рудой. Однако этот модус существования свойственен руде уже в настоящем, а не в будущем; каким же образом руде можно приписать стремление стать чем-то иным по сравнению с тем, как она существует сейчас? Поэтому нельзя сказать, что руда существует «в возможности».

Следовательно, все то, что существует в возможности, как нечто иное, должно быть обозначено, как нечто, «могущее вызвать к жизни что-либо иное по сравнению с самим собой». При этом явление, порождающее это иное, может само или продолжать свое существование, или же погибнуть, как бы принося себя в жертву вновь возникающему. Ведь далеко не одно и то же руда, существующая в возможности, как статуя, или вода, существующая в возможности, как руда, или, наконец, воздух, существующий в возможности, как огонь.

Имеем ли мы право называть статую существующей «в действительности», противопоставляя при этом статую в действительности статуе в возможности, а не относя выражение «в действительности» к тому субстрату, который мы обозначили статуей в возможности.

Все же другое, что существует «в возможности», приобретает, переходя в действительность, другой образ, и это обстоятельство мы выражаем тем, что называем это бытие, по отношению к действительности, бытием в возможности.

Источник

Шпаргалка по общей психологии (2 стр.)

Различным оказывается отражение и на разных этапах каждого данного акта познания, в процессе перехода от незнания к знанию, от неполных, неглубоких знаний к всесторонним существенным, от чувственного познания к логическому, абстрактному. В этом случае изменение отражения протекает в гностическом плане. У животных вообще не существует познавательного отношения к действительности.

Сознание человека является активным отражением объективной действительности, но уровень и характер этой активности качественно иные. Психическое отражение обеспечивает животным приспособление к внешним условиям, животные лишь более или менее полно могут использовать то, что дает природа.

Активное преобразование действительности доступно человеку потому, что он познает объективные законы ее и в соответствии с ними определяет цели своей деятельности. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая, как закон, определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю.

Активность человеческого сознания, характеризуемая творческим преобразованием действительности и целенаправленностью, является второй чертой, отличающей сознание человека от психики животных.

Отражение мира в форме познания его существенных связей и отношений является четвертой отличительной особенностью сознания человека от психики животных.

5. Принципы, структура и задачи психологии

Принцип детерминизма. Этот принцип означает, во-первых, что все психические явления, как и психика в целом, понимаются как вторичное образование, как явления, причинно обусловленные объективной действительностью, как отражение этой действительности. Во-вторых, этот принцип означает, что все психические явления рассматриваются как обусловленные деятельностью мозга. В-третьих, данный принцип предполагает при изучении психических явлений обязательное установление причин, которые вызвали эти явления.

Генетический принцип, во-первых, выражается в том, что все психические явления рассматриваются как постоянно количественно и качественно изменяющиеся и развивающиеся. Во-вторых, этот принцип означает, что правильная и полная характеристика любого психического явления возможна только в том случае, если одновременно выясняются характерные его особенности в данный момент, история или причины возникновения психического явления, возможные перспективы его последующих изменений.

Единство сознания и деятельности. Суть данного принципа заключается в том, что деятельность понимается как условие возникновения, фактор формирования и объект приложения сознания человека. Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание есть регулятор поведения и действий человека. Единое рассмотрение сознания и деятельности в психологии находит свое выражение и в том, что они всегда изучаются как присущие социально и исторически определенной личности.

Структура психологии. Психологическая наука на современном этапе развития представляет собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин. Отдельные области психологии тесно связаны между собой.

Можно выделить следующие области психологии (в основу классификации положен объект психологического изучения):

1) общая психология исследует наиболее общие закономерности психической деятельности взрослого нормального человека;

2) возрастная психология изучает закономерности психического развития человека, становление различных психических процессов и психических свойств личности;

3) педагогическая психология исследует психологические основы обучения и воспитания, психологические закономерности обучения и воспитания и непосредственно связана с возрастной психологией;

4) юридическая психология изучает проблемы, связанные с психологическими аспектами следствия, анализа свидетельских показаний, требований к допросу и т. д.;

5) военная психология занимается психологией человека в военной обстановке в условиях боя, высокой меры опасности.

6. Принципы построения психологических исследований

Объективность изучения психических явлений. Этот принцип означает, что при изучении психических явлений всегда следует стремиться к установлению материальных причин их возникновения. В силу этого данный принцип требует, чтобы любые психические явления рассматривались в единстве с теми внешними причинами и внутренними условиями, в которых они возникают и проявляются. Построение психологических исследований в соответствии с принципом объективности означает практическую реализацию одного из основных принципов психологии – принципа детерминизма – причинной обусловленности психических явлений.

Принцип объективности требует также изучения человека в процессе его деятельности, так как о психических особенностях человека можно судить только по его реальным поступкам. Исходя из этого принципа необходимо изучать психические явления как в наиболее типичных, так и нетипичных для данного человека условиях. Только в таком случае можно всесторонне охарактеризовать человека и не упустить ничего существенного. Всестороннему анализу должны быть подвергнуты все полученные факты, в том числе противоречащие друг другу. Противоречивые факты должны привлечь особенно пристальное внимание, их ни в коем случае нельзя просто отбросить, а обязательно следует либо найти им объяснение, либо провести дополнительное изучение.

Аналитико-синтетическое изучение личности. В психическом облике каждого человека есть что-то общее, характерное для всех людей данной эпохи. Одновременно с этим люди, живущие в государствах с различными социальными системами, имеют специфические черты, отражающие общественные отношения, существующие в данном обществе. Так, мы специально говорим об особом облике советского человека, сложившемся в условиях развитого социализма. В то же время каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность.

Существование в личности каждого человека общего, особенного и индивидуального делает необходимым руководствоваться аналитико-синтети-ческим принципом при построении исследований.

Изучение психических явлений в их развитии – важный принцип построения психологических исследований.

Объективный мир находится в постоянном движении и изменении, и поэтому отражение его не может быть застывшим, неподвижным. Постоянное изменение психики как отражения изменяющейся действительности требует изучения психических явлений в их развитии.

Если непрерывно изменяются, развиваются психические явления, то это обязательно должно быть предусмотрено и при построении любого исследования, направленного на их всестороннее изучение.

7. Методы сбора фактического материала

Принципы психологического исследования реализуются в тех методах, которые используются для сбора фактического материала о психической деятельности человека. Выбор того или иного метода всегда определяется предметом и задачами конкретного исследования. Наиболее широко применяются следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов деятельности, анкета, тесты.

Метод наблюдения. Метод наблюдения – целенаправленное изучение на основе восприятия действий и поступков личности в различных естественных ситуациях.

Наблюдение ведется в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности человека. Очень важно, чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не знали об этом, так как в противном случае может исчезнуть естественность их поведения. Важно, чтобы исследователь сам не стал причиной изменения в поведении испытуемых. Он не должен вмешиваться в деятельность испытуемых и как-либо воздействовать на изучаемое психическое явление. Чтобы обеспечить выполнение этого условия, исследователь часто сам включается в те виды деятельности, которыми заняты испытуемые, проводя так называемое включенное наблюдение.

Сохранение естественности психических проявлений – первое требование к наблюдению как к методу научного исследования.

Метод эксперимента. Основным методом психологии, как и других наук, является эксперимент. Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.

Создавая определенные условия, исследователь получает возможность, во-первых, очень четко знать те факторы, которые действовали вмомент возникновения и протекания изучаемого психического явления. Во-вторых, устанавливать причины психических явлений за счет раскрытия влияния того или иного из созданных условий. Это достигается путем последовательного изменения одного из условий при сохранении неизменными всех остальных. В-третьих, повторять опыт и таким образом накапливать количественные данные, на основе которых можно судить о типичности или случайности психических явлений.

Имеются два вида психологического эксперимента: лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент может проводиться как с использованием аппаратуры, так и без нее, но с применением специально разработанных экспериментальных материалов.

В естественном эксперименте в отличие от лабораторного сохраняется содержание обычной деятельности человека, но создаются условия, при которых обязательно вызывается изучаемое явление.

Источник

Причинность как принцип научного объяснения Принцип детерминизма: от античного к механистическому и вероятностному

При постановке и решении проблем детерминации психического так или иначе встает вопрос о философско-методологической трактовке причинности. Однако этих трактовок в истории развития человеческой мысли было множество.

В досократовский период в философии античного мира понятия причины и начала не были разведены. Так, Анаксагор (первая половина V в. до н. э.) предполагал, что Вселенной движет Ум («нус» по-гречески). Ум и организует порядок в мире, и движет миром, и познает мир. Дуалистическая позиция этого философа проявилась в предположении, что как субстанция нус входит в состав только живых существ, устройство которых позволяет ему в разной степени проявляться, и движения душевного и телесного не следует смешивать. Сократ (470-399 до н. э.) разочаровался в Анаксагоре, потому что увидел, что «умом он не пользуется вовсе и не указывает настоящих причин упорядоченности вещей, а ссылается на всякие там воздухи, эфиры, воды и множество других нелепых вещей» (цит. по кн.: Соколова, 1995, с. 49). То есть Ум как причина появляется там, где неизвестной оказывается естественная причина.

Античность дала ряд вариантов в понимании детерминизма (атомистический, телеологический и др.), из которых линии Демокрита, автора первых психологических сочинений (вторая половина V в. до н. э.), и Аристотеля (384-322 до н. э.), автора трактата «О душе», оказались наиболее тесно связанными. В эпоху античности действовал постулат о нераздельности души и тела. Тем самым не было необходимости строить отдельно представление о детерминации для мира внешнего и мира психических реалий. В материалистической трактовке устройства Вселенной Демокритом не нашлось места сверхъестественным силам, поскольку все подчинено необходимости, понятой как цепь причинно-следственных отношений.

У Демокрита на организм механически действовали потоки атомов. Ощущения же происходили благодаря истечению от предметов тонких пленок, отражаемых влажной частью глаза благодаря встречным атомным потокам. Для Платона познание должно было стать не чувственным, а только умственным; рациональность его задана возможностью использования универсальных схем мышления, но эта «рациональность» заключалась в «припоминании» душой истинных сущностей, которые не представлены в видимом мире. Оставляя в стороне историко-психологический ракурс проблемы связи возможностей познания с пониманием человеческой души, продолжим рассмотрение возникновения общих представлений о детерминизме.

Аристотель разделил причины, описывающие мир природных тел и жизнь живых существ. Его прабиологическое (в терминологии А. Петровского и М. Ярошевского) детерминистское воззрение предполагало действие некой «конечной», или «целевой», причины как отличающей целесообразность, присущую живому организму. Распространение этого понимания на все сущее, т. е. на все явления в мире в целом, получило название телеологии.

Телеологизм противопоставляли детерминизму. В Средние века в учении Августина душа была наделена спонтанной активностью, которая «движется в Боге». Было завершено индетерминистское понимание причинности как целесообразности.

Индетерминизм означал в первую очередь неподчиненность движений души законам материального мира, в Средние века он стал означать принципиально иную их детерминацию — божественным провидением. Человек выступал лишь его носителем.

В период до оформления классической картины мира, принявшей форму механистического детерминизма, разрабатывались варианты предмеханистического детерминизма.

Механистический детерминизм превалировал в принципах научного познания в Новое время — с XVII до середины XIX в., — сменившись формами биологического детерминизма. Однако остановимся на двух его основных аспектах: линейной и статистической детерминации в едином причинно обусловленном мире. Здесь важным понятием выступило также физикалистское понимание причинности.

Положенная в основу классической картины мира причинность называется физикалистской причинностью, поскольку отражает взаимодействия в физическом мире, причем понятом в рамках классического естествознания, где господствовала ньютоновская картина мира.

Физикалистская причинность предполагает влияние одних материальных условий (факторов) на другие исходя из предположений о законах, отражаемых в обобщенных или так называемых универсальных высказываниях, проявление которых и служит основанием причинных высказываний.

При этом в Новое время произошло удвоение в понимании причинной детерминации. С одной стороны, причина заложена в необходимости, связываемой с проявлением закона как логической координации, в рамках которой находят свое детерминистское объяснение эмпирические закономерности. С другой стороны, проявление этой необходимости реализуется в связи с причинно-действующими условиями, где в качестве воздействия выступает фактор, названный позже причин- но-действующим условием (и впоследствии — «независимой переменной»). Осуществление воздействий на изучаемый процесс — проявление активности исследователя в рамках реализации экспериментального метода, о чем мы будем говорить в следующей главе. Фиксация следствий как эмпирически проявляемых изменений — основа реконструкций закона или прорыва мысли к теоретическим обобщениям.

Позже соотношение индивидуального — частного и общего — закономерного было переосмыслено в представлении о вероятностном детерминизме. Учитывая множественность понимания детерминизма и вероятности, ограничимся наиболее представленным в классических картинах мира понятием лапласовского детерминизма. Забегая несколько вперед, обратимся к идеям великого французского математика, написавшего «Опыт философии теории вероятностей» (вышел в 1814 г.). Мы опускаем при этом становление самого предмета теории вероятности, поскольку обсуждаем ее только в контексте методологического значения введения понятия неопределенности для эмпирических наук на этапе классической картины мира.

В подходе П. С. Лапласа (1749-1827) вероятность рассматривалась как связанная с неполнотой знания, т. е. в качестве характеристики познания, а не мира. Вхождение вероятностных методов в науку стало стимулом для изменения понимания детерминизма, а также философского представления о самих вероятностях. В постнеклассический период развития физики роль вероятности возросла до фундаментального принципа: «Нам необходимы не только законы, но и события, которые привносят в описание природы элемент радикальной новизны. » [Пригожин, 2000, с. 12]. Но уже и в предшествующие периоды вероятность не отождествлялась с незнанием, о чем можно говорить применительно к разным способам включения статистики, основанной на вероятностных представлениях, в научные исследования природы. Пока же приведем историческую справку о включении вероятностных представлений в осмысление деяний человека.

В XVIII в. появились первые работы по использованию статист!: ческого материала в сфере описания социальных явлений. Немецкий военный пастор И. Зюсмильх гак определил предмет в названии своей работы, вышедшей в 1761 г.: «Божественный порядок в изменениях человеческого рода, т. е. основательное доказательство Божественного провидения и промысла по отношению к роду человеческому из сравнения родившихся и умерших, бракосочетавшихся и родившихся, в особенности же из постоянного соотношения родившихся мальчиков и девочек, и т.

X. Вольф написал в предисловии к этому труду, что он является «опытом, показывающим, как теория вероятностей может применяться к явлениям человеческой жизни» (цит. по кн.: Купцов, 1976, с. 55).

В следующем веке бельгийский ученый А. Кетле (1796-1874), статистик, математик, астроном и социолог, ученик Лапласа и друг Пуассона, показал на статистическом материале, почерпнутом из отчетов уголовных органов Франции, Бельгии и Англии, сенсационную закономерность количественного состава преступлений (1829 и 1831 гг.). Он впервые осмыслил не как проявление Божественного промысла, а как детерминируемое природой людей совершение ими деяний, подчиняющихся законам, как и все в природе. Его «Социальная физика» предполагала построение социальной науки по образу классической физики, где действуют динамические законы. Не выдвинув ни одной новой философской идеи, Кетле вошел в историю как утвердивший возможность эмпирического исследования и точного математического анализа закономерностей в поведении людей. В биологии Ф. Гальтон (1822— 1911) и К. Пирсон (1857-1936) — философ-позитивист и математик — распространили исследования изменчивости и статистические методы на изучение биометрики и наследственности.

В последующем Дж. Ст. Милль в своей «Системе логики» оценил наследие Кетле как устранение главного аргумента против существования законов истории. До сих пор признание того, что человек действует в согласии со своими целями, желаниями и волей, служило основанием позиции индетерминизма. После работ Кетле статистические законы стали описывать законообразность, т. е. детерминированность произвольных действий людей. Причинность, причем в лапласовском ее понимании, стала распространяться на социальные явления.

Согласно старому механистическому пониманию детерминизма, которого придерживался великий французский математик, все в мире подчиняется причинному обусловливанию и действию динамических законов.

Для XIX в. завоеванием стало утверждение о том, что действия человека не произвольны в том смысле, что они причинно обусловлены, хотя их причины гораздо труднее раскрыть, чем в мире физическом. Так, в концепции свободы воли французского интуитивиста А. Бергсона детерминированность поступка при свободе выбора была связана со всем предшествующим личностным развитием человека. Таким образом, человек, будучи свободным от законов внешнего мира, не может оказаться свободным от самого себя — его действия внутренне детерминированы всей линией его жизни. Современная психология дает другие трактовки самодетерминации. Но мы останавливаемся на методологическом значении вероятностных представлений для науки.

Основанием преобразования понятия о детерминации послужило изменение представлений о вероятности и случае.

Во-первых, в книге А. О. Курно (1801-1877), французского фило- софа-идеалиста, математика и экономиста, «Основы теории шансов и вероятностей» (1843) была обсуждена проблема неадекватности законов механики для «живых существ, обладающих мышлением и нравственностью». Утверждалась последовательность причин и следствий для любого ряда событий. Но главное, было онтологизировано представление о случайном событии: независимые причинные цепочки событий иногда пересекаются. Эти пересечения и дают то, что мы называем случаем, или случайностью. Таким образом, понятие случайного события перестало противоречить лапласовскому представлению о детерминизме.

Во-вторых, воздействующая причина стала дополняться целевой, и целесообразность как принцип рациональности дополнил классическую картину мира. Согласно Курно, введение представлений о вероятности на основе указанного понимания случайности позволяет распространять причинный взгляд на все события неживой и живой природы. Регулярность или нерегулярность выступили при этом указаниями на закон и случайность. Однако был рассмотрен и такой тип вероятности, который не относится к компетенции математики и связан с интуитивной ориентировкой человека в жизни и науке. Тогда он был назван «философским». В последующем при переосмыслении законов Милля он вошел и в закон индукции (как новая его трактовка).

В работах английского биолога Ч. Р. Дарвина (1809-1882) было положено начало причинному объяснению как достижению целесообразности. Последующая смена лозунга на «Да здравствует эволюция!» изменило отношение к случаю (и случайности). «Теория, в которой ставится задача описать закономерный процесс эволюции, объяснить удивительную гармонию живой природы, по мнению многих, принципиально не могла опираться на вероятностно-статистическую основу» [Купцов, 1976, с. 118]. В последующем дарвинизм опирался не только на противоположность случайного целесообразному. Но нас в данном случае интересовал только один аспект — вклад признания объективной вероятности и случайности как не противоречащих картине мира с однозначной детерминированностью явлений.

Следующим этапом утверждения вероятностного понимания причинной детерминации стало обнаружение в больших совокупностях сложных объектов закономерного действия регулярных причин (в меньших совокупностях затемняемых действиями причин нерегулярных).

То есть отличием статистического закона стало понимание его как проявляемого только в совокупности явлений. Поскольку человек обычно имел дело с индивидуальными явлениями, он не мог видеть многочисленных закономерностей, раскрываемых с помощью специальных мер только в совокупностях. Но и это не изменяло основного принципа лапласовского детерминизма.

Специально обсуждалась также проблема, можно ли считать статистические законы эмпирическими. К концу XIX в. ответ стал звучать как отрицательный: в статистической закономерности случайности нивелируют друг друга и выделяется только общая для них тенденция. Предсказание касается, таким образом, поверхности явлений, а не внутренних причин изучаемых процессов. По мнению одного из лидеров неопозитивизма Р. Карнапа (1891-1970), попытка формулирования общественных законов в статистических терминах прямо связана с недостаточным знанием детерминации социальных явлений изнутри.

Линейное понимание причинности в концепции детерминизма, восходящей к картине мира, построенной на принципах механистического материализма, и вероятностный детерминизм были представлены во множестве психологических теорий, а также психофизиологических.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *