Наука и что она изучает таблица по обществознанию
Таблица по обществознанию «Наука» 8 класс
Таблица «Связь Истории государства и права России с другими общественными науками».
Науки, с которыми связана История государства и права России
История России дает не только информацию о периодизации развития нашего государства, но и в общих чертах характеризует развитие всех сфер общества (как составной части государства).
Эта взаимосвязь помогает реализовать принцип исторической и правовой преемственности в изучении дисциплины.
Теория государства и права
Общее – то, что обе науки занимаются изучением становления и развития государства и права. ТГП дает теоретическую основу для изучения становления государства и права в России, а История государства и права России на практике изучает институты государства и права отдельной страны.
Историко-правовая наука абстрагируется от догосударственной эпохи развития человечества, она занимается лишь тем периодом, когда начинает зарождаться государственность у народов, населяющих сегодня Россию.
Историю государства и права интересуют конкретные правовые и политические явления, но прежде всего она исследует фактический материал для установления общих межотраслевых закономерностей, выявляющих общие тенденции развития государства и права.
Но есть и существенное различие.
Конституционное право изучает область права, регулирующую общественный и государственный строй России, а также развитие конституционных идей, норм и институтов, уделяя основное внимание изучению норм действующего Основного закона.
В данном случае связь конституционного права и истории государства и права России, заключается в том, что происходит обмен информацией по развитию конституционных идей, истории становления Основного закона, становление основ государственного строительства.
Изучается становление отдельной отрасли права в отдельной стране.
Гражданское право дает теоретическую основу для изучения истории отечественного права, а История государства и права России изучает практические вопросы развития цивилистики в России.
Изучается становление отдельной отрасли права в отдельной стране.
Уголовное право дает теоретическую основу для изучения истории отечественного права, а в рамках истории отечественного права прослеживается историческая практика использования институтов уголовного права в России.
История государства и права зарубежных стран
История России – часть мировой истории. Россия как государство-часть мира. Российское право –часть мировой системы права.
Однако, если история государства и права России изучает возникновение и развитие государства народов России с древнейших времен и до наших дней, то история государства и права зарубежных стран исследует становление и эволюцию государства и права за пределами российских границ.
История политических и правовых учений
Между этими науками происходит обмен теоретическими и практическими моментами, связанными с государством и правом.
Глубоко понять сущность происходящих в настоящее время государственно-правовых явлений возможно лишь на базе освоения истории развития государства и права. Изучение истории государства и права дает возможность всесторонне оценить современное государство и право, прогнозировать их развитие.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Какие бывают науки?
Наукой древности, или протонаукой, была философия. Античные философы стремились познать мир в его единстве. Кроме того, знания об окружающем мире не были столь полны, как сейчас, поэтому наука не разделялась на области. Однако поток информации, которая преобразовывалась в знания, все время рос. И неизбежно из общего знания об окружающем мире стали выделяться отдельные науки, создаваться учебные дисциплины и научные специальности. Назвать их все в рамках этой статьи просто невозможно. Перечислим только основные.
Сегодня науки принято разделять на гуманитарные, общественные, естественные и технические. Также существуют точные науки, к которым относят математику, физику, химию.
Общественные и гуманитарные науки исследуют человека, его духовную, умственную, нравственную, культурную и общественную деятельность. Они часто пересекаются или даже отождествляются друг с другом, а также противопоставляются естественным и точным наукам.
К общественным и гуманитарным наукам относятся следующие.
История изучает деятельность человека в прошлом. Поэтому выделяют истории отдельных периодов, например Древнего мира. Средних веков, Нового времени. Есть истории различных стран и регионов, например Востока.
Этнография считается частью исторической науки. Она изучает народы и другие этнические образования, их состав, культурно-бытовые особенности, расселение.
К историческим наукам относится и археология.
Интересно, что понятия «фалеристика», «нумизматика», «бонистика» обозначают также и коллекционирование медалей, монет и денежных знаков соответственно, но их следует отличать от одноименных наук, хотя коллекционеры часто бывают истинными знатоками в своих областях.
Культурология исследует культуру в целом. Кстати, наука тоже является частью культуры, но ей посвящена отдельная область — науковедение.
Филология — группа наук, которые изучают культуру того или иного народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Филология делится на классическую и современную. Классическая изучает латынь и древнегреческий язык, а также другие древние языки. К современной филологии относятся, например, славистика, романо-германская филология и т.д.
С филологией тесно связано литературоведение, изучающее художественную литературу.
Лингвистика, или языкознание, — наука о языках. Она может использовать методы точных наук — к примеру, математики, поэтому существует такая дисциплина, как математическая лингвистика.
Юриспруденция — наука, изучающая свойства государства и права.
Политология — наука о политике.
Социология — наука об обществе.
Экономическая география — наука о территориальной организации экономической жизни общества.
Особое место занимает философия, которую называют наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Хотя есть устойчивое мнение, что философия не относится к наукам, а является особой формой познания мира — рефлексией, то есть размышлениями, над истоками культуры, предельными вопросами бытия. Надо сказать, что в древности под философией понимались все естественные и гуманитарные науки. В наши дни к ней относятся такие области, как этика, которая изучает мораль и нравственность, и эстетика — учение о сущности и формах прекрасного. Философией также называют методологические основы науки в целом и отдельных ее отраслей.
Естественные науки — разделы знания, которые отвечают за изучение естественных явлений, то есть внешних по отношению к человеку, природных. К естественным наукам относят математику, хотя она чаще рассматривается как точная наука, а также физику, химию, астрономию, физическую географию, биологию и медицину.
Математика — группа наук, которая изучает величины, количественные отношения и пространственные формы. У этой науки существует множество способов классификации. Например, в школе изучают арифметику, элементарную алгебру, элементарную геометрию, теорию элементарных функций и элементы анализа. В высших учебных заведениях на нематематических факультетах изучают высшую математику, которая включает высшую алгебру и математический анализ.
Гораздо более разнообразны дисциплины этой науки, изучаемые на математических специальностях. Это и теория вероятностей, и функциональный анализ, и теория чисел, и топология, и многое другое. Вообще же математику называют царицей наук, и не зря. Математические методы незаменимы во множестве наук, от физики до лингвистики. Не зря ведь великий философ Иммануил Кант сказал: «В каждом отделе естествознания есть лишь столько настоящей науки, сколько в нем математики».
На заседаниях ученого совета физик Дж. Гиббс обычно молчал. Но однажды велось обсуждение, чему посвятить больше занятий в университете: математике или языкам. И тогда Гиббс заговорил. Он сказал: «Математика — это язык!»
Физика — наука о простейших и вместе с тем наиболее общих законах природы, о материи, ее структуре и движении. Она сильнее всех других наук связана с математикой и делится на множество областей, таких как механика, атомная физика, физика твердого тела, жидкостей и элементарных частиц, квантовая физика и др. Существуют и науки, находящиеся на стыке различных областей знания, например химическая физика, геофизика и биофизика.
Астрономия — наука о Вселенной, которая изучает происхождение, развитие, строение и движение небесных тел.
Физическая география — система наук, которые изучают географические оболочки Земли. К ним относятся климатология, география почв, океанология и др.
Геология — наука о составе, строении и закономерностях развития нашей планеты.
Геоморфология — наука о рельефе.
Областью геоморфологии является карстоведение — наука о карсте, процессах и формах рельефа, которые развиваются в растворимых в воде горных породах.
Химия — это наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях, происходящих в результате взаимодействия, а также о законах, которым эти превращения подчиняются. Химия имеет множество отраслей, среди которых самые значительные — это неорганическая и органическая химия, аналитическая, физическая, коллоидная, квантовая химия и др. Биохимия — синтез двух наук: химии и биологии. Она изучает химический состав живых клеток и организмов, а также происходящие в них процессы.
Биология — система наук, изучающая живые организмы и их взаимодействие с окружающей средой. К биологии относится целый ряд наук, из которых назовем лишь основные.
Ботаника изучает растения. Она подразделяется на такие области, как альгология (наука о водорослях), дендрология (наука о деревьях), палеоботаника (наука об ископаемых растениях), палинология (наука о пыльце ископаемых растений) и др. Зоология изучает животных. В ней выделяют, например, арахнологию — науку о пауках, фелинологию — науку о домашних кошках, кинологию — науку о собаках и многие другие отрасли.
Генетика занимается изучением наследственности и изменчивости организмов.
Физиология — наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем.
Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
С биологией тесно связана медицина — система знаний и практических мер, целью которых являются диагностика, лечение и профилактика заболеваний. К ней относятся такие теоретические и практические области, как анатомия и физиология человека, медицинская генетика и биохимия, кардиология и неврология, эндокринология, хирургия и терапия. В медицине используются знания некоторых других наук — физики, химии, психологии.
К техническим относятся науки, которые исследуют технику и явления, важные для ее развития. Среди технических наук можно назвать архитектуру, информатику, электротехнику, ядерную энергетику, материаловедение, электротехнику и многие другие.
Единство наук
100 000 лет назад первые люди двинулись на север из глубин Африки, чтобы расселиться по всей Земле. Тайны их путешествия, растянувшегося на тысячелетия, а также особенности современных народов помогают раскрыть геногеография и этногеномика. Эти удивительные науки функционируют во взаимосвязи сразу нескольких наук — генетики, истории, этнографии, географии. Действительно, самые интересные открытия делаются при сотрудничестве разных наук — ведь мир и природа едины.
Курьезы в науках
Вексиллология и геральдика иногда сталкиваются с курьезными случаями. Так, на гербе и флаге Иркутска и Иркутской области изображен фантастический хищный зверь с бобриными лапами. Оказывается, в конце XVIII в. на иркутском гербе присутствовало изображение тигра, местное название которого — бабр. Оно и было упомянуто в описании этого геральдического символа. Во второй половине XIX в. все российские гербы создавали и утверждали заново. Художник был родом из европейской части России и не понял, кто такой бабр, поэтому нарисовал сказочного зверя, напоминающего бобра. Он украшает герб Иркутска и сегодня.
Понятие «наука». Функции науки. Классификация наук.
Содержание:
↑ Понятие «наука»
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.
Структурные элементы науки:
Основная продукция: понятия, законы, теории.
Результатом научной деятельности является формирование научной картины мира, те. представление или «образ» мира, основанный на достижениях различных наук.
↑ Классификации наук
Постоянно развитие общества стало толчком к появлению фундаментальных наук, которые в свою очередь разделились на множество прикладных.
Фундаментальные науки представляют собой систему всех основных положений и комплекса знаний о предметах и явлениях материального и духовного мира.
Вся совокупность наук систематизируется в три большие группы отраслей знания:
↑ Модели развития научного знания
Современные учёные предлагают несколько моделей развития научного знания.
Постепенное развитие науки | Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа учёного должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников |
Развитие науки через научные революции | Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм*». |
Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания | За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость |
Развитие через интеграцию научного знания | Строить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук |
Парадигма* (от гр. — пример, образец) — господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определённое воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.
↑ Функции науки
Наука выполняет в обществе ряд важнейших функций:
Краткие таблицы по обществознанию.
ТАБЛИЦА 1. ОБЩЕСТВО
Сферы жизни общества
включает в себя создание материальных благ
включает в себя взаимосвязи между людьми во всем их многообразии и развитии
включает в себя отношения власти и подчинения, а также управление обществом
включает в себя создание и освоение духовных благ
Экономические ресурсы (источники производства благ)
Политическая культура (нормы политического поведения)
Субъекты духовной деятельности
Науки, изучающие общество
Классические общественные науки
Исследует познание человеком мира
изучает закономерности организации хозяйственной жизни общества
изучает возникновение и изменение различных связей между людьми
исследует сферу управления обществом, становления и развития отношений власти в обществе
Ключевые категории: бытие, познание, объективное, субъективное, форма и содержание и т.д.
Ключевые категории: собственность, рынок, деньги, экономические блага и т.д.
социальная система, социальная норма и т.д.
власть, государство, идеология, политические интересы, политическая система
ТАБЛИЦА 2. Признаки общества
Выполнен на основании обобщения исторического опыта Европы)
Социалистическое общество как переходная ступень к коммунистическому обществу
Реализуется на основании обобщения исторического опыта человечества
Приспособление к природному годовому циклу
Действительность воспринимается через веру в харизматический, божественный идеал
Обожествление сил природы (язычество)
Общественное сознание сосредоточено на постижении высшего смысла, духовного совершенства
Общественное сознание устремлено на повышение комфортности жизни, рыночная экономика
малые народы Сибири
Современная арабо-мусульманская цивилизация
Цивилизация средневековой Европы
Цивилизация Нового времени
ТАБЛИЦА 3. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества (по Д. Беллу)
Первое по времени, возникает вместе с возникновением общества вообще
В настоящее время начинает развиваться в США, Японии и ряде стран Западной Европы
Отсутствие государства или существование отдельных государств, стремление государств к самоизоляции, господство традиционных ценностей и патриархальный уклад жизни
Существование государства, сосуществование отдельных государств
Глобализация, существование как национальных государства, так и надгосударственных органов власти
Человек зависит от сил природы
Человек интенсивно овладевает силами природы
Человек властвует над силами природы
Влияние на природу:
примитивное, легко восполняемое природой. Производство малоотходное или безотходное: скотоводство или земледелие. Промышленная обработка минимальна или вообще отсутствует. Религиозные запреты на загрязнение
Влияние на природу:
освоение и активное преобразование природы, которая не в состоянии справиться с антропогенным влиянием. Развитие промышленности. Появление искусственных материалов
Влияние на природу:
активное законосообразное освоение природы. Нивелирование антропогенного влияния на природу. Минимизация загрязнения окружающей среды, безотходное производство
Цель общества: поддержать существование человека как вида
Цель общества: производство товаров массового потребления
Цель общества: добыча, обработка и хранение информации
Экстенсивное развитие, распространение человечества и сбор природных богатств с большей территории
Развитие понимается как интенсификация использования природных богатств и бесконтрольное развитие техники
Развитие понимается как развитие техники на основе научных достижений и углубление понимания законов природы
Основные отношения – между человеком и природой
Основные отношения – между человеком и природой
Основные отношения – между людьми
ТАБЛИЦА 4. Разделение труда в исторической перспективе
Направление исторического развития общества
ТАБЛИЦА 5. Социальные институты
Примеры социальных институтов:
Социальные институты первобытнообщинного строя (род, большая семья) базируются на жестко предписанных ритуалах и обычаях поведения, как правило, религиозного характера; современные социальные институты характеризуются большей независимостью от морали, приятием нонконформизма
ТАБЛИЦА 6. Нормы, регулирующие общественные отношения
привычные формы поведения, имеющие нравственное значение.
Нравы – те нормы поведения людей, которые бытуют в некотором обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Следованием нравам общества санкционируется только формами духовного воздействия (общественная оценка)
Исполнение норм морали санкционируется только формами духовного воздействия (общественная оценка)
совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством в виде свода законов. Базируется на идее правосудия
ТАБЛИЦА 7. Целостность современного мира, его противоречия
Глобальные проблемы современности
Все и каждый испытывает влияние:
! последствий ядерных взрывов и техногенных катастроф;
! истощения озонового слоя и увеличение радиоактивного облучения;
! распространения СПИДа, наркомании, алкоголизма;
! исчерпания невосполнимых природных ресурсов;
! межнациональных войн, отсутствия толерантности и взаимоуважения в межгосударственных делах;
! удлинения срока жизни, изменения набора типичных болезней, резкого помолодение болезней;
! оперирования массовым сознанием путем дозирования информации.
ТАБЛИЦА 8. Глобальные проблемы человечества
Проблемы, возникающие во взаимоотношениях между социальными группами и государствами
Проблемы взаимоотношений человека с природой
Проблемы, возникающие между отдельными членами общества и обществом в целом
скрываемая вражда блоков (по национальному, финансовому или религиозному признаку), которая ведет к конфронтации и системе локальных конфликтов;
резкое различие уровней общественно-экономического развития и уровня благосостояния населения, что ведет к антагонизму высокоразвитых и низкоразвитых стран
техногенное загрязнение окружающей среды;
проблемы использования общественных богатств (мирового океана, космического пространства)
проблемы здравоохранения, длительности и комфортности жизни;
численность населения, ее взрывоподобный рост за последние сто лет;
проблема ведения здорового образа жизни в связи с понятием «здоровье человечества»;
проблема нормального психического развития личности
ТАБЛИЦА 9. Факторы, определяющие появление
Взаимодействие человека с природой носит следующие формы:
Знания о природе пока недостаточны для адекватного влияния на природу.
Человечество обладает достаточными техническими средствами, чтобы породить техногенную катастрофу.
Быстрый рост численности населения.
Взрывоподобный рост влияния человечества на природу.
Выходы из создавшейся ситуации:
развитие безотходного производства;
международное взаимодействие в области охраны окружающей среды.
ТАБЛИЦА 10. Компоненты понятия «человек»
ТАБЛИЦА 11. Понятия «субъект» и «объект» применительно к человеку
То, на что направлена познавательная, трудовая или иная деятельность субъекта
Носитель предметно-практической деятельности и познания.
Субъектом деятельности может быть как индивид, так и группа людей. Субъект – это источник активности, направленной на нечто вовне субъекта или внутри него. Субъект деятельности можно иначе назвать деятелем
Объектом деятельности может выступать:
человек (в процессе обучения и воспитания, в процессе изучения);
Человек выступает как субъект деятельности:
в процессе научного познания;
в процессе воспитания и социализации, часто не замечая своего влияния;
в процессе трудовой деятельности, изготовляя предметы и орудия труда;
занимаясь различными формами искусства (театр, живопись, музыка, архитектура и т.д.)
ТАБЛИЦА 12. Формы воззрения на мир
объяснение генезис и движения всего сущего и в том числе человека как части мира.
через введение представления о некоем божественном начале:
через познание законов природы и экстраполяцию их на прошлое и будущее
которое в современных условиях утрачивает сакральный смысл
которое в современных условиях сохраняет сакральный смысл
люди и боги являются частями мира и живут по его законам
иерархия сфер, главой которых является бог; любое явление определяется его связью с богом
научная модель вселенной и человека (изменяется по мере накопления научных данных)
человек = божественное + физическое
человек = социальное + биологическое
изучение отношений между богом (богами) и человеком
изучение отношений между человеком и миром
является практическим руководством к действию, основной определенного типа поведения, ценностей, убеждений
не содержит четкого кодекса поведения
содержит четкий кодекс поведения
ТАБЛИЦА 13. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Потребности в поддержании жизнедеятельности организма:
тепло (одежда – в холодном климате), жилище;
Потребности в связи с некоторой группой (группами) людей:
самореализация, общественное признание;
принятость в социальные группы;
общение (с людьми и предметами искусства);
Потребности в познании:
поиск смысла жизни;
ТАБЛИЦА 14. СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Степень развития способностей зависит от:
трудолюбия, настойчивости, целеустремленности, условий жизни (помощь семьи и государства).
Уровни обладания способностями: «способности», «талант», «гениальность».
Способности могут быть развиты только в процессе тренировки, использования.
Способности определяют почти все аспекты жизнедеятельности конкретного человека, – его образование, профессию, круг общения, образ жизни, физическое и психическое здоровье.
Развитие способностей позволяет человеку повышать свой социальный статус, способствуют повышению самооценки и (часто) уровня жизни.
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
ТАБЛИЦА 15. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНОГО ТЕРМИНА «КУЛЬТУРА»
определенная система материальных и духовных ценностей, форм и результатов человеческой деятельности;
способ функционирования общества, создаваемый в процессе социально-преобразующей деятельности людей;
возделывание, воспитание (от лат. cultura);
совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных материальных носителях, и передаваемых последующим поколениям;
исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях;
степень развития человека как субъекта духовно-практической деятельности;
мера развития человеческой природы.
ТАБЛИЦА 16. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕРМИНА «КУЛЬТУРА»
определенной исторической эпохи (например, античная культура, культура эпохи Возрождения);
народностей или наций (культура майя);
специфической сферы деятельности (культура общения, культура труда);
археологическая (совокупность археологических памятников определенного места);
речи (соответствие индивидуальной речи нормам данного языка, умение использовать коммуникативные средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи).
ТАБЛИЦА 17. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И КУЛЬТУРЫ
1. Каждая личность вносит вклад в культуру общества. Отдельные личности и группы личностей (например, религиозные группы, научные и художественные школы) создают новые материальные и духовные ценности. Общество в целом навязывает личности культура, то есть каждый из членов общества прививает отдельной личности культуру. Например, старшие члены общества сохраняют культуру путем передачи ее младшим членам общества.
ТАБЛИЦА 18. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ИСКУССТВО»
Форма сознания, специфический род духовно-практического освоения мира как органическое единство созидания, познания, оценки и человеческого общения.
Практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей.
Художественное творчество в целом.
Специализированная эстетическая деятельность.
Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.
ТАБЛИЦА 19. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ
Культура общества в целом
(господствующая в обществе)
противопоставляемые традиционной культуре в качестве более перспективной культуры
(преступные) культуры – совокупности нескольких негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующие в качестве культуры преступного слоя общества.
Устойчива в среде молодежи нижних слоев общества.
Важно : наличие и качество противоправной деятельности, система сигналов (одежда, прическа, жаргон и т.д.)
(могут быть как негативными, так и позитивными) – автономные целостные образования внутри традиционной культуры, определяющие стиль жизни и мышления ее носителей, отличающиеся своими нормами и ценностями. Часто ориентированы на досуг.
Важно : система сигналов принадлежности к группе (прическа, одежда, досуг, манера поведения, отношение к наркотикам, жаргон)
трансформированные профессиональным мышлением системы ценностей традиционной культуры, получившие своеобразную мировоззренческую окраску.
Важно : система сигналом (профессиональный жаргон, профессиональные знания и навыки, манера поведения).
Выделяются по месту и времени существования.
Могут быть официальными (комсомольцы) и неофициальными (рейверы)
Существует в профессиональных средах (например, врачебная)
ТАБЛИЦА 20. структура духовной сферы общества