Наука каббала что это такое простыми словами

Каббала для начинающих

Историк Ованес Акопян советует книги и лекции, которые помогут разобраться в том, что такое каббала

Наука каббала что это такое простыми словами. Смотреть фото Наука каббала что это такое простыми словами. Смотреть картинку Наука каббала что это такое простыми словами. Картинка про Наука каббала что это такое простыми словами. Фото Наука каббала что это такое простыми словамиИллюстрация к переводу и комментариям каббалистических текстов Кристиана Кнорра фон Розенрота «Kabbala Denudata». Германия, XVII век © Beinecke Rare Book & Manuscript Library

Каббала — это мистическое течение в иудаизме, по сути — способ читать и понимать Тору; в ее основе лежит представление о том, что текст Торы можно интерпретировать на четырех разных уровнях, высший из которых как раз и раскрывается посредством особенных мистических практик. В частности, особое внимание в каббале отводилось комбинаторике и интерпретации скрытой символики букв и слов.

Наука каббала что это такое простыми словами. Смотреть фото Наука каббала что это такое простыми словами. Смотреть картинку Наука каббала что это такое простыми словами. Картинка про Наука каббала что это такое простыми словами. Фото Наука каббала что это такое простыми словамиГравюра из трактата Стефана Михельшпахера «Каббала: зеркало искусств и природы в алхимии». 1615 год © Bayerische Staatsbibliothek

В каббале, безусловно, много эзотерического, что и объясняет ее привлека­тельность для стороннего наблюдателя, склонного к поиску тайных смыслов мироздания. Но важно сразу понять: увлечение каббалой современных звезд вроде Мадонны, школы «познания себя» и беллетристика, заполняющая соответствующие отделы в книжных магазинах, имеют с настоящей каббалой мало общего (и сильно мешают настоящим историческим исследованиям этого феномена).

Наука каббала что это такое простыми словами. Смотреть фото Наука каббала что это такое простыми словами. Смотреть картинку Наука каббала что это такое простыми словами. Картинка про Наука каббала что это такое простыми словами. Фото Наука каббала что это такое простыми словамиИллюстрация к переводу и комментариям каббалистических текстов Кристиана Кнорра фон Розенрота «Kabbala Denudata». Германия, XVII век © Wellcome Library

Несмотря на то что старейшие каббалистические тексты относятся к I–II векам нашей эры, классическая каббала возникла на юге Франции и в Испании в XII–XIII веках. На пер­вый взгляд, подобная география может показаться удивительной, однако именно в этих странах в Средние века сложились крупнейшие еврейские общины. Кроме иудаизма каббала вобрала в себя множество элементов философских и мистических учений, распространенных в начале первого тысячелетия, среди которых особенно выделяются гностицизм, неоплатонизм и пифагорейство. Эти влияния опреде­лили, в частности, каббалисти­ческое представление о структуре мироздания, которое разделено на 10 первичных элементов — сфирот. Учение об эмана­ции, то есть об излиянии божества в мир низших сфер, позаимствовано каббалистами из неоплатонизма.

В XIII веке в Испании образовалось несколько влиятельных школ. Здесь работали крупные мыслители (Авраам Абулафия, Моше бен Нахман), были написаны основные каббалистические трактаты, в числе которых знаменитая книга Зоар. Именно из Испании, где в Средние века потрясающим образом соединялись латинская, еврейская и арабская культуры, каббала начала свой путь по Европе. В XV–XVI веках она стала невероятно популярной уже среди христианских мыслителей, породив странное, на первый взгляд, явление «христианской каббалы».

Запутаться в хитросплетениях этого сюжета проще простого. Рекомендуемые ниже книги и лекции далеки, к счастью, от эзотеризма и помогут разобраться с каббалой хотя бы с исторической точки зрения.

Наука каббала что это такое простыми словами. Смотреть фото Наука каббала что это такое простыми словами. Смотреть картинку Наука каббала что это такое простыми словами. Картинка про Наука каббала что это такое простыми словами. Фото Наука каббала что это такое простыми словамиГравюра из трактата Стефана Михельшпахера «Каббала: зеркало искусств и природы в алхимии». 1615 год © Bayerische Staatsbibliothek

Эко, Борхес и другие

У многих интерес к каббале начался с художественной литературы, например с чтения рассказов Хорхе Луиса Борхеса или романов Умберто Эко, в первую очередь «Маятника Фуко». И неудивительно: мало того, что «Маятник Фуко» набит отсылками к разного рода оккультной литературе — алхимии, каббале, герметизму, — сама структура романа, разделенного на 10 частей, восходит к идее 10 сфирот каббалистов. Рассказ «Алеф» Борхеса воспроизводит распространенное в Средние века представление о микрокосме: Алеф, диаметр которого, по Борхесу, составляет всего 2 сантиметра, — это «великое в малом», настоящее отражение мироздания. Понятно, почему и сам Борхес говорит о «микрокосме алхимиков и каббалистов», — достаточно вспомнить об алхимическом гомункуле, отражении настоящего человека в миниатюре, который упоминается в «Фаусте» Гёте. Нечто сходное, только существенно бóльшее в размерах, представляет собой другой известный литературный «искусственный человек» — Франкенштейн. Наконец, в гениальном романе Густава Майринка «Голем» повествуется еще об одном искусственном существе, созданном из глины и оживленном при помощи каббалистических заклинаний, которое возрождается к жизни каждые 33 года.

Наука каббала что это такое простыми словами. Смотреть фото Наука каббала что это такое простыми словами. Смотреть картинку Наука каббала что это такое простыми словами. Картинка про Наука каббала что это такое простыми словами. Фото Наука каббала что это такое простыми словамиКаббалистический амулет от сглаза, изготовленный для Абрахама Элии, сына Белы. XVIII век © Wellcome Library

Гершом Шолем. «Основные течения в еврейской мистике»
(Москва; Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2004)

На упомянутых выше Эко и Борхеса сильное влияние оказали научные работы Гершома Шолема, выдающегося исследователя еврейской мистики, и, в частности, вот эта книга — действительно отличный выбор для первого знакомства с предметом. Вышедшая впервые более 70 лет назад, эта работа, подробно рассматривающая все еврейские мистические учения, в том числе и каббалу, кроме большого массива рассмотренных источников интересна тем, что в ней Шолем кардинальным образом разрывает с традицией изучения иудаизма, распространенной в XIX и начале XX века. Книгу Шолема от предшественников отличает то, что еврейская мистика предстает в «Основных течениях» не как мертвая структура, но как живая и постоянно изменяющаяся область знания. Нельзя, разумеется, пройти мимо самой персоны Шолема — друга Вальтера Беньямина и Мартина Бубера, коллеги Юнга и Элиаде по легендарному обществу «Эранос», любопытному междисциплинарному европейского кружку, более 70 лет изучавшему архаические и мистические традиции.

Наука каббала что это такое простыми словами. Смотреть фото Наука каббала что это такое простыми словами. Смотреть картинку Наука каббала что это такое простыми словами. Картинка про Наука каббала что это такое простыми словами. Фото Наука каббала что это такое простыми словамиКаббалистический амулет для благополучного разрешения родов, изготовленный для Эстер, жены Шабтая Хаима, сына Брунеты. XVIII век © Wellcome Library

Моше Идель. «Каббала: новые перспективы»
(Москва, Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2010)

После того как Гершом Шолем переехал из Германии в Израиль и начал преподавать историю еврейской мистики в Еврейском университете Иерусалима, это учебное заведение стало главным исследовательским центром по этому вопросу в мире. Наиболее выдающимся из последователей Шолема стал его ученик Моше Идель. Перу Иделя принадлежит множество работ, но, пожалуй, наиболее важной (а заодно и доступной русскоязычному читателю) следует считать книгу «Каббала: новые перспективы». В ней Идель не только показывает богатство и разнообразие каббалистической литературы, но затрагивает ряд важных методологических и культурологических вопросов, от тщательного разбора тенденций в изучении каббалы сначала в XIX, а потом и в XX веке до раздела о влиянии еврейской мистики на европейскую культуру. Для тех, чей интерес выходит за рамки общих работ, могут быть интересны исследования Иделя об одном из основоположников каббалы Аврааме Абулафии и о каббале в Италии в XIII–XVI веках.

Книга и лекция Эллиота Волфсона

Профессор Эллиот Волфсон принадлежит к, условно говоря, третьему поколению исследователей каббалы, которое было вдохновлено уже не столько Шолемом, сколько Иделем, и зачастую рассматривает уже более частные, но не менее важные проблемы. Тем же, кому языковой барьер не страшен, стоит присмотреться к работе Эллиота Волфсона о воображении в средневековой еврейской мистике («Through the Speculum That Shines: Vision and Imagination in Medieval Jewish Mysticism». Princeton: Princeton University Press, 1994). В ней американский профессор анализирует, каким образом средневековые еврейские ученые рассматривали сны и видения. Хотя объектом их интереса были, разумеется, эпизоды из Священного Писания, Волфсон показывает, как на формирование интерпретационных моделей влияла интеллектуальная среда.

Русского перевода у книги по-прежнему нет, однако не так давно Волфсон приезжал в Москву с лекциями. Одну из них — про сны в еврейской традиции — есть смысл посмотреть: в ней он вкратце пересказывает содержание своих работ. В рамках этого же лектория доступны некоторые выступления Иделя, правда, неполные.

Христианская каббала

Начиная с XV века еврейскую мистику стали адаптировать под христианские нужды. Ключевую роль в формиро­вании «христианской каббалы» сыграл один из крупнейших мыслителей итальянского Возрождения Джованни Пико делла Мирандола. Проникно­вение каббалы в христианскую среду было важным еще потому, что знание иврита открывало широкие возмож­ности для комментирования, а впо­следствии и перевода Священного Писания. Поэтому не стоит удивляться, что многие христианские каббалисты происходили из церковной среды, а один из них — Иоганн Рейхлин — считался главным знатоком иврита в Европе и был близок к Эразму Роттердамскому и другим гуманистам.

К сожалению, на данный момент почти все крупные гебраисты, занимающиеся Ренессансом, — итальянцы, и на англий­ский их работ переведено мало. Но выход все же есть. Книга Хаима Виржубски о Джованни Пико делла Мирандола («Pico della Mirandola’s Encounter with Jewish Mysticism». Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989) — практически образцовое исследование о том, как ренессансный христианский автор овладевал ивритом и знакомился с чуждым его культуре наследием. Кроме того, заслуживает внимания работа Брайана Огрена о реинкарнации в итальянской каббалистической литературе («Renaissance and Rebirth: Reincarnation in Early Modern Italian Kabbalah». Leiden: Brill, 2009) — книга, позволяющая понять пути проникновения каббалистических текстов в христианскую литературу и их адаптации даже в порой противоречивых контекстах. Но, конечно, стоит выучить итальянский — и тогда в христианской каббале вы будете разбираться идеально.

Наука каббала что это такое простыми словами. Смотреть фото Наука каббала что это такое простыми словами. Смотреть картинку Наука каббала что это такое простыми словами. Картинка про Наука каббала что это такое простыми словами. Фото Наука каббала что это такое простыми словамиДжованни Пико делла Мирандола © New York Public Library

Чего читать не стоит

Если вышеуказанный список не устраняет сомнений в том, что каббала — это не духовный суррогат, а важнейший феномен истории еврейской, а затем и христианской культуры и мистики, стоит составить список книг, которые читать нельзя ни при каких обстоятельствах.

Главное — не следует считать каббалу практикой, способной привести желающего к познанию основ мироздания. Такую точку зрения проводят как работы каббалистов вроде Михаэля Лайтмана, так и отсылки к каббале в популярной культуре. К сожалению, современные почитатели каббалы максимально упрощают ее сущность и предпочитают давать крайне простые ответы на бесконечно сложные вопросы. Поэтому было бы разумно обходить стороной стенды с книгами и фильмами Михаэля Лайтмана и его коллег по некоей Международной академии каббалы, которые поведают о том, что квантовая механика была предсказана каббалистами более трех тысяч лет назад («Каббала или квантовая физика»), посоветуют при помощи каббалы «найти партнера, место под солнцем, свою нишу в обществе» («Духовный поиск») или в лучших традициях теорий заговора заявят о каббале «две тысячи лет скрываемой от народа из-за страха перед неправильным использованием сил, более мощных, чем любая атомная бомба» («Богоизбранность»). Нельзя не поразиться предприимчивости этих граждан, но к каббале все это и правда не имеет никакого отношения.

Источник

Каббала: предание Божественное или человеческое?

Сокры­тое (при­над­ле­жит) Гос­поду Богу
нашему, а откры­тое – нам и сынам нашим до века,
чтобы мы испол­няли все слова закона сего. ( Втор.29:29 )

Вве­де­ние

Конец XX века стал для России вре­ме­нем заси­лья духов­но­сти, аль­тер­на­тив­ной Пра­во­сла­вию. Раз­лич­ные оккульт­ные тече­ния и секты активно про­па­ган­ди­руют свои идеи, выда­вая себя то за «истин­ное» хри­сти­ан­ство, то за «науч­ные» школы, то за некие тайные мисти­че­ские учения, откры­тые лишь узкой группе особо ода­рен­ных посвя­щен­ных. Об одном из таких учений и пойдет речь в данной работе.

Иску­ше­ние тайной всегда было боль­шим соблаз­ном для многих: жела­ние ощу­тить себя избран­ным, не таким как все, при­част­ным к зна­ниям, недо­ступ­ным про­фа­нам, толпе, – в основе таких устрем­ле­ний лежит гор­дыня. Еван­ге­лие ставит гор­дость в один ряд с безу­мием и бого­хуль­ством ( Мк.7:22 ). В Откро­ве­нии Иоанна Бого­слова мы читаем об анти­хри­сте: «И даны были ему уста, гово­ря­щие гордо и бого­хульно, и дана ему власть дей­ство­вать сорок два месяца» ( Отк.13:5 ). Но апо­стол Иоанн пишет, что «и теперь появи­лось много анти­хри­стов» ( 1Ин.2:18 ). Тра­ге­дия еврей­ского народа в отре­че­нии от своего Мессии: «Пришел к своим, и свои Его не при­няли» ( Ин.1:11 ). Отре­че­ние от Бога напра­вило иудеев на путь мисти­цизма явно язы­че­ского харак­тера, на ожи­да­ние нового лже­мис­сии, о кото­ром Иисус Хри­стос гово­рил: «Я пришел во имя Отца Моего, и не при­ни­ма­ете Меня; а если иной придет во имя свое, его при­мете» ( Ин. 5:43 ).

О чем данная работа? О каб­бале. Автор поста­вил перед собой несколько целей. Дать общее пред­став­ле­ние о каб­ба­ли­стике, иссле­до­вать ее с точки зрения хри­сти­ан­ского веро­уче­ния и отве­тить на основ­ной вопрос: может ли чело­век, при­зна­ю­щий авто­ри­тет Свя­щен­ного Писа­ния, быть каб­ба­ли­стом? Может ли хри­сти­а­нин стать каб­ба­ли­стом и остаться при этом хри­сти­а­ни­ном?

Что такое каб­бала?

Каб­бала1 (др.-евр., букв. – при­ня­тие; то есть вос­при­ня­тое пре­да­ние). Свет­ские рели­гио­веды опре­де­ляют данное поня­тие сле­ду­ю­щим обра­зом: «устная пере­дача рели­ги­оз­ных запо­ве­дей, быто­вав­ших у евреев до появ­ле­ния пись­менно зафик­си­ро­ван­ных зако­нов рели­гии»2. Для самих каб­ба­ли­стов«каб­бала есть ничто иное, как полная и доста­точ­ная инфор­ма­ция об осно­вах миро­зда­ния…»3. Каб­ба­ли­сты счи­тают, что Тора (Пяти­кни­жие Моисея) явля­ется жен­ским4 вопло­ще­нием Бога. Они ищут в ней четыре вида смысла: бук­валь­ный (пешат), мораль­ный (ремез), алле­го­ри­че­ский (дераш) и тайный (сод). Раввин Адин Штейн­зальц пишет: «…изу­че­ние скры­того смысла текста (Торы. – В.П.) и при­нято назы­вать Каб­ба­лой…»5. Каб­ба­ли­сты, прежде всего, изу­чают (сод) – тайный смысл Торы, при этом необ­хо­димо учи­ты­вать, что они интер­пре­ти­руют ее на осно­ва­нии своего духов­ного опыта, созда­вая соб­ствен­ные тол­ко­ва­ния Торы, кото­рые в боль­шин­стве слу­чаев не при­ни­ма­ется орто­док­саль­ными иуде­ями6. Раввин Адин Штейн­зальц про­дол­жает: «Еще одна не менее важная про­блема состоит в том, что от муд­реца тре­бу­ются отнюдь не только знания и интел­лект, но и нали­чие опре­де­лен­ного мораль­ного уровня. Есть целый спектр заня­тий, при­год­ность к кото­рым опре­де­ля­ется не только фор­маль­ными зна­ни­ями и про­фес­си­о­наль­ными навы­ками. Я не дове­рюсь судье, врачу, учи­телю, о кото­рых известно лишь то, что они вполне гра­мотны. По отно­ше­нию к Торе это тре­бо­ва­ние одно­значно: чело­век должен не только изу­чить напи­сан­ное в ней, но и жить в соот­вет­ствии с ее зако­нами…»7. Каб­балу, с точки зрения самих каб­ба­ли­стов, нельзя изу­чать ака­де­ми­че­скими мето­дами, ею нужно жить.

Время фор­ми­ро­ва­ния каб­ба­ли­сти­че­ского учения

На сфор­му­ли­ро­ван­ный в назва­нии главы вопрос нет одно­знач­ного ответа. Ученые счи­тают, что она воз­никла в Сред­ние века8. Сами каб­ба­ли­сты утвер­ждают: «каб­бала, как наука об окру­жа­ю­щем миро­зда­нии, ведет свое начало с древ­него города Месо­по­та­мии Ура Хал­дей­ского. Пре­да­ние того вре­мени повест­вует об исто­рии жителя Меж­ду­ре­чья – Авра­ама…»9. С этой точки зрения первым каб­ба­ли­стом был Авраам. Есть также мнение, что «каб­бала воз­никла с появ­ле­нием книги “Сефер Ецира”»10.

Каб­ба­ли­сти­че­ские книги

Первой книгой, в кото­рой была про­из­ве­дена запись каб­ба­ли­сти­че­ского учения, была «Сефир Иецира» («Книга фор­ми­ро­ва­ния»11 или «Книга тво­ре­ния»12), согласно с выво­дами науч­ных иссле­до­ва­ний, она была напи­сана при­мерно в VIII веке от Р.Х. Однако неко­то­рые каб­ба­ли­сты утвер­ждают, что ей уже более 1700 лет13. Ее автор учит, что основа всего сущего заклю­чена в 10 цифрах и 22 буквах еврей­ского алфа­вита. В 1280 году испан­ский каб­ба­лист Моше де Леон напи­сал книгу «Зогар» («Книга Сияния»)14, причем выдал свой труд15 за работу каб­ба­ли­ста II века рабби Шимона бар Йохаи. Книга «Зогар» — плод мисти­че­ского опыта Моше де Леона, в сущ­но­сти она явля­ется руко­вод­ством для меди­та­ций16, изло­жен­ным в поэ­ти­че­ской форме. В своей книге он описал соб­ствен­ные состо­я­ния созна­ния, пере­жи­тые им в про­цессе духов­ных прак­тик.

Авто­ри­те­тен ли субъ­ек­тив­ный мисти­че­ский опыт?

Каб­бала – это путь мисти­че­ского позна­ния Бога и она ори­ен­ти­ро­вана на инди­ви­ду­аль­ный17 духов­ный опыт, подобно всем мисти­че­ским уче­ниям. При этом нужно учи­ты­вать, что любой мисти­че­ский опыт не явля­ется само­удо­сто­ве­ря­ю­щим18. Такой опыт не явля­ется объ­ек­тив­ным, он явля­ется личным пере­жи­ва­нием мистика и поэтому не авто­ри­те­тен для окру­жа­ю­щих. Мисти­че­ский опыт не под­да­ется ана­лизу, так как глав­ный авто­ри­тет мистика – он сам, что при­знают и сами каб­ба­ли­сты, напри­мер Перли Бес­сер­ман пишет: «Иска­те­лям духов­ной истины при­хо­ди­лось просто сле­до­вать своей инту­и­ции, пола­га­ясь на веру и свой­ствен­ный еврей­скому духу праг­ма­тизм»19. Мисти­цизм при­во­дит к мощ­ному раз­ви­тию сек­тант­ского дви­же­ния, нали­чие кото­рого в своих рядах при­знают и сами каб­ба­ли­сты20.

Мисти­цизм – доста­точно рас­про­стра­нен­ное явле­ние, поэтому каб­ба­ли­сты не оди­ноки в своих мисти­че­ских иска­ниях: «Несмотря на раз­ли­чия веро­ва­ний, умствен­ного раз­ви­тия, пле­мени, вре­мени и места мисти­ков, жизнь их имеет чрез­вы­чайно много общего. Их опи­са­ния своей жизни пора­жают своим одно­об­ра­зием»21. Поэтому мистик – иудей близок мистику-языч­нику. Эта вза­и­мо­связь видна и из того, что каб­ба­ли­сты активно заим­ство­вали из язы­че­ства многие духов­ные прак­тики, о чем более подробно будет ска­зано ниже.

Научна ли каб­бала?

Раввин Адин Штейн­заль­цем утвер­ждает, что каб­балу нельзя счи­тать наукой: «…Ника­кие науки не уходят в каб­балу своими кор­нями. И если есть парал­лель, то абстракт­ная, при­ло­жи­мая ко всем обла­стям систе­ма­ти­че­ского знания»22. Инте­ресно, что другие каб­ба­ли­сты с ним не согласны: «Каб­ба­ли­сты утвер­ждают, что заня­тия по мето­дике каб­балы поз­во­ляют при­об­ре­сти новый, шестой орган чувств (выде­лено нами. — В.П.), назы­ва­е­мый ими экран или душа, кото­рым они иссле­дуют ощу­ща­е­мые в нем воз­буж­де­ния, ана­ло­гично тому, как рабо­тают наши пять орга­нов чувств. Эти ощу­ще­ния они запи­сы­вают, ана­ли­зи­руют, сум­ми­руют и сводят в единую систему. Причем, эти наблю­де­ния, так же как и наблю­де­ния в есте­ствен­ных науках, про­во­ди­лись веками и под­твер­жда­лись сот­нями иссле­до­ва­те­лей-каб­ба­ли­стов23. Все отли­чие иссле­до­ва­те­лей-каб­ба­ли­стов от иссле­до­ва­те­лей-некаб­ба­ли­стов только в том, что они иссле­дуют окру­жа­ю­щее посред­ством допол­ни­тель­ного органа ощу­ще­ний, кото­рый, в прин­ципе24, может обре­сти любой жела­ю­щий»25. Каб­бала не явля­ется наукой, так как ника­кие «шестые органы чувств» ака­де­ми­че­ской науке не известны. Что же каса­ется глав­ного кри­те­рия науч­но­сти – экс­пе­ри­мен­таль­ной про­ве­ря­е­мо­сти26, то апел­ли­ро­вать к нему каб­ба­ли­сты не могут, так как харак­тер откро­ве­ний, полу­чен­ных таким мето­дом, по своей сути явля­ется субъ­ек­тив­ным и неза­ви­си­мой оценке не под­да­ется.

Моно­те­и­стична ли каб­бала?

Рас­смот­рим учение каб­балы о Боге. Моше де Леон в своем труде «Зогар» писал: «Бог есть объ­еди­нен­ное единое. Все свя­зано со всем, вплоть до послед­него звена; боже­ствен­ная сущ­ность при­сут­ствует внизу так же, как и на верху, как в небе­сах, так и на земле. И нет ничего иного»27. Одним из посту­ла­тов каб­балы явля­ется утвер­жде­ние: «как наверху, так и внизу»28. Бог в своем непро­яв­лен­ном состо­я­нии назы­ва­ется Эйн Соф29. Он недо­сту­пен ни чув­ствам, ни вооб­ра­же­нию, и гово­рить о нем можно только как о небы­тии30. Бог откры­вает себя через серию про­яв­ля­ю­щихся в нис­хо­дя­щем порядке качеств. Каб­ба­ли­сты изоб­ра­жают эту кон­цеп­ция в форме «Древа Жизни», оно рису­ется в форме дре­вес­ного ствола, правая часть кото­рого счи­та­ется муж­ской, а левая – жен­ской (каб­бала счи­тает бога дву­по­лым31), с деся­тью вза­и­мо­свя­зан­ными вет­вями, на кото­рых рас­по­ла­га­ются сефи­рот. Сефи­рот (сефи­рот – им.пад., мн.ч.; им. пад., ед.ч. – сефира; этот термин пере­во­дят по-раз­ному – «сферы», «миры», «эма­на­ции» или «уровни созна­ния»)32, сефи­рот вопло­щают собой Божье тво­ре­ние, соеди­нен­ное «вели­кой цепью бытия», кото­рая про­тя­ну­лась непре­рывно от ничтож­ней­шего инерт­ного мине­рала до самого Эйн Соф. Каб­ба­ли­сты учат: «Бог ни с чем не связан и запол­няет собой Все­лен­ную. Из него исхо­дят (выде­лено нами. – В.П.) десять порож­де­ний, ангелы и люди, кото­рые фор­ми­руют струк­туру Древа жизни и пред­став­ляют аспекты боже­ствен­ного. Древо жизни пока­зы­вает про­ник­но­ве­ние боже­ствен­ного в мате­ри­аль­ный мир и путь, по кото­рому чело­век, не рас­став­шийся с плотью, может дойти до боже­ствен­ного»33. Из сефи­рот фор­ми­ру­ются про­об­разы зем­ного мира и чело­века – Адама-Кад­мона34. В соот­вет­ствии с уче­нием каб­балы: «Адам Кадмон – это духов­ный архе­тип мисти­че­ского «орга­низма», пер­во­на­чально про­ис­хо­дя­щий от сокры­того Бога в акте тво­ре­ния35. Чело­ве­че­ская душа, оза­ря­ю­щая чело­ве­че­ский орга­низм и состав­ля­ю­щая истин­ную его сущ­ность, есть отра­же­ние Света Эйн Соф, кото­рым про­ни­зан Адам Кадмон и весь кос­ми­че­ский поря­док, явля­ю­щийся источ­ни­ком реаль­но­сти и осно­вой ее един­ства»36. Каб­ба­лист явля­ется живым вопло­ще­нием сефи­рот в мире37. Всякая сотво­рен­ная вещь есть малое подо­бие все­лен­ной38. Чело­ве­че­ское тело создано по образу и подо­бию Бога39. Все сущее есть тело Бога40. Из пер­во­мира41 воз­ни­кают бриа (мир форм), иецира (мир анге­лов) и асиа (мир мате­рии). Чело­век (умом, душой, жиз­нен­ной силой) при­над­ле­жит ко всем трем цар­ствам. Перли Бас­сер­ман пишет: «…всякий мате­ри­аль­ный объект, вклю­чая тору и молитвы, состоит из два­дцати букв иврита, игра­ю­щих, по мнению совре­мен­ных каб­ба­ли­стов, ту же роль, что и нук­лео­иды в составе ДНК. Чело­век состоит из того же «веще­ства», что и сефи­рот…»42.

Какие вопросы воз­ни­кают при про­чте­нии всего выше­ска­зан­ного? Прежде всего, явля­ется ли сефи­рот тво­ре­нием или исхож­де­нием боже­ства? Если сефи­рот – «исхож­де­ние», то тогда каб­бала не имеет ника­кого отно­ше­ния к моно­те­изму, потому что, следуя ее логике, при­хо­дится сде­лать един­ственно воз­мож­ный вывод: при­рода боже­ства и мира тож­де­ственны. Эта идея про­ти­во­ре­чит моно­те­изму Свя­щен­ного Писа­ния, про­воз­гла­шая пан­те­и­сти­че­ский монизм, а не моно­те­изм. В таком случае Тора для каб­ба­ли­стов явля­ется не более, чем при­кры­тием для про­па­ганды учений чуждых биб­лей­скому откро­ве­нию. Заме­тим, что орто­док­саль­ный иуда­изм очень насто­ро­женно отно­сится к данной системе и даже отлу­чает неко­то­рых каб­ба­ли­стов от сина­гоги43.

Цели каб­ба­ли­сти­че­ского учения

Каб­ба­лист стре­мится к еди­не­нию с Богом, пони­мая под еди­не­нием полное рас­тво­ре­ние в Боге44. Хасид­ский веро­учи­тель XVIII века, извест­ный под именем Маггид из Межича, писал: «Чело­век должен оттор­гать свое «я» от тела до тех пор, пока не прой­дет через все миры и не станет единым с Богом, пока не рас­тво­рится цели­ком и пол­но­стью…»45. Данные идеи созвучны с инду­ист­ской систе­мой адвайта-веданты46. Это неуди­ви­тельно, если учесть тот факт, что учи­теля каб­балы не счи­тали для себя зазор­ным заим­ство­вать язы­че­ские прак­тики, напри­мер извест­ный каб­ба­ли­сти­че­ский мистик Абу­ла­фия изучал йогу47, активно вос­при­ни­мая ее идеи, кото­рые впо­след­ствии пере­нес в каб­балу.

Духов­ная прак­тика каб­балы

Осно­вой духов­ной прак­тики в каб­ба­ли­стике явля­ются меди­та­ции48. Выбор меди­та­тив­ных техник в ней огро­мен. Можно созер­цать биб­лей­ские стихи или повто­рять их вновь и вновь, счи­та­ется, что при таком дли­тель­ном созер­ца­нии и повто­ре­нии смысл стихов рас­кры­ва­ется для меди­ти­ру­ю­щего. Как счи­тают каб­ба­ли­сты, для духов­ного роста полезно зани­маться мыс­лен­ной визу­а­ли­за­цией пла­мени свечи, цветка, раз­лич­ных ланд­шаф­тов. Одна из люби­мых каб­ба­ли­сти­че­ских прак­тик заклю­ча­ется в вооб­ра­же­нии имма­нент­ного бога, пред­ста­ю­щего в форме «я» созер­ца­теля. Задача каб­ба­ли­ста – осво­бож­де­ние от разума, меша­ю­щего видеть сферу чистого бытия. Для того чтобы достичь этого осво­бож­де­ния, можно, напри­мер, непре­рывно про­из­но­сить какую-нибудь биб­лей­скую фразу вновь и вновь до тех пор, пока она не утра­чи­вает смысл49. Неко­то­рые прак­тики пред­пи­сы­вают каб­ба­ли­сту мыс­ленно пред­став­лять себя анге­лом. Вот как пишет об одной из духов­ных прак­тик каб­балы Абу­ла­фия: «Про­из­неси каждую букву Имени (тет­ра­грам­ма­тон – YHVH50. – В.П.) на долгом дыха­нии. Между двумя бук­вами не дыши, задер­жи­вай дыха­ние так долго, как смо­жешь, и делай пере­рыв только на одно дыха­ние. Выполни это со всеми бук­вами до единой. На каждую букву должно прий­тись два дыха­ния: первое – для того, чтобы как можно дольше под­дер­жи­вать дви­же­ние буквы при про­из­не­се­нии, второе – для отдыха в про­ме­жутке между бук­вами… Каждое дыха­ние <состоит из>вдоха и выдоха. Между выдо­хом и вдохом не про­из­носи слово губами: пусть дыха­ние и зву­ча­ние сами рож­да­ются на выдохе. Пред­став­ляй свои ноздри и рот в форме сегола (знака для огла­совки звука <э>). Чтобы выпол­нить это упраж­не­ние, нужно знать буквы наизусть»51. Каб­ба­ли­сты счи­тают, что, утра­чи­вая само­со­зна­ние в про­цессе выше­при­ве­ден­ных меди­та­ций, они сти­рают все гра­ницы между собой и объ­ек­том созер­ца­ния, бла­го­даря чему могут сами пре­вра­титься в Тору52. В каб­бале исполь­зу­ются тех­ники, подоб­ные йоги­че­ским мето­дам пра­на­ямы53. Аске­тизм54 не поль­зу­ется ува­же­нием среди каб­ба­ли­стов, но, напри­мер, немец­кие каб­ба­ли­сты – ашке­нази демон­стри­ро­вали свою любовь к богу, ката­ясь зимой голыми на снегу и погру­жа­ясь затем в ледя­ную воду, а летом обма­зы­вали свои тела медом, чтобы при­влечь жаля­щих пчел55. При этом учи­теля, кото­рые созда­вали меди­та­тив­ные прак­тики каб­балы, про­сла­ви­лись своими лже­про­ро­че­ствами, напри­мер, Абу­ла­фия объ­явил, что в 1290 году придет мессия56. Но, есте­ственно, каб­ба­ли­сты так и не дожда­лись его при­хода и про­ро­че­ство не осу­ще­стви­лось. Как мы знаем из Свя­щен­ного Писа­ния, это озна­чает, что пророк про­ро­че­ство­вал не от Бога а «по дер­зо­сти своей» ( Втор.18:22 ).

Харак­тер духов­ных прак­тик каб­балы пока­зы­вает, что она имеет мало общего с биб­лей­ским Откро­ве­нием и очень похожа на инду­изм. В част­но­сти, каб­ба­ли­сти­че­ские меди­та­ции схожи с инду­ист­скими, инду­изм учит: «Суще­ствует мно­же­ство мантр, кото­рые при пра­виль­ном отно­ше­нии к ним и повто­ре­нии ведут к выс­шему состо­я­нию…»57. Как видим, отно­ше­ние каб­ба­ли­стов к Торе очень напо­ми­нает отно­ше­ние индий­ских мисти­ков к ман­трам.

Явля­ется ли каб­бала одной из форм оккуль­тизма?

Каб­ба­ли­сты отве­чают на этот вопрос отри­ца­тельно: «…утвер­ждать, будто каб­бала есть не что иное, как оккуль­тизм, или что каб­ба­ли­сты были магами, обла­дав­шими вели­кими сверхъ­есте­ствен­ными спо­соб­но­стями, значит дис­кре­ди­ти­ро­вать всю тра­ди­цию еврей­ской духов­ной прак­тики»58. Мы допус­каем, что фор­мально это утвер­жде­ние истинно. Но те идеи, кото­рые каб­бала испо­ве­дует, близки, в первую оче­редь, именно оккуль­тизму. Попы­та­емся опре­де­лить то общее, что есть между оккуль­тиз­мом и каб­ба­лой.

Оба учения пре­тен­дуют на свою эли­тар­ность и доступ­ность только посвя­щен­ным. Связь оккуль­тизма и каб­балы при­знают сами оккуль­ти­сты, напри­мер зна­ме­ни­тая «посвя­щен­ная» Е.П. Бла­ват­ская пишет: «Оккульт­ные Науки – науки тайн при­роды – физи­че­ских, пси­хи­че­ских, мен­таль­ных и духов­ных; назы­ва­е­мые гер­ме­ти­че­скими и эзо­те­ри­че­скими нау­ками. На западе тако­вой можно назвать каб­балу (выде­лено нами. – В.П.)…»59. Пред­став­ле­ние о боге в каб­бале и оккуль­тизме сходно: «Бог – есть абсо­лют (Бытие и Не-Бытие), про­яв­ля­ю­щийся в веч­но­сти бес­смер­тием инди­ви­ду­а­ли­зи­ро­ван­ного бытия, исторг­ну­того из мрака Не-Бытия»60. Это опре­де­ле­ние вполне можно исполь­зо­вать и в рамках каб­ба­ли­сти­че­ского учения. Каб­ба­ли­сты могут ска­зать, что оккуль­ти­сты, в отли­чие от них, ставят иные цели. Но так ли это? Начнем с того, что оккуль­тизм пре­тен­дует на рели­ги­оз­ность: «Оккульт­ная наука по своей при­роде отно­сится к обла­сти рели­гии (выде­лено нами. – В.П.)…. Оккуль­тизм должен быть рели­ги­о­зен не только в теории и чув­ствах, но и на прак­тике, и должен иметь свой культ, так как ему при­хо­дится защи­щаться против самой страш­ной зло­твор­ной силы – силы неви­ди­мой, непод­чи­нен­ной про­стран­ству и вре­мени»61. Так же и каб­бала пре­тен­дует на то, что она явля­ется частью иуда­изма. Счи­тать, что все оккуль­ти­сты ставят перед собою задачу дости­же­ния каких-то сугубо мер­кан­тиль­ных целей, было бы очень серьез­ным упро­ще­нием. Напри­мер, та же Е.П. Бла­ват­ская, прежде всего, декла­ри­ро­вала цели духов­ного совер­шен­ство­ва­ния, об этом гово­рит и зна­ме­ни­тый девиз ее обще­ства: «Нет рели­гии выше Истины». У нас есть серьез­ные осно­ва­ния для того, чтобы про­во­дить парал­лели между оккуль­тиз­мом и каб­ба­ли­сти­кой, так как за раз­лич­ной тер­ми­но­ло­гией может стоять почти иден­тич­ное содер­жа­ние.

Может ли хри­сти­а­нин зани­маться каб­ба­лой?

Отве­чая на вопрос о смысле жизни, каб­ба­ли­сты пишут, что ответ на него «.. содер­жится лишь в одном источ­нике (выде­лено нами. – В.П.) – в науке Каб­бала, кото­рая в тече­ние многих веков была доступна лишь избран­ным»62. Каб­ба­ли­сты отвер­гают, как и все иудеи, Новый Завет63. Откры­вая же Свя­щен­ное Писа­ние, мы видим, что Бог хочет «…чтобы все люди спас­лись и достигли позна­ния истины» ( 1Тим.2:4 ). Хри­стос принес спа­се­ние всем, а не горстке избран­ных.

Изу­че­ние каб­балы невоз­можно без соблю­де­ния двух обя­за­тель­ных усло­вий: 1) пре­крас­ного знания иврита; 2) обя­за­тель­ного соблю­де­ния запо­ве­дей Торы. Каб­ба­ли­сты утвер­ждают: «Каб­бала, как вы, наде­юсь, уже поняли, явля­ется «над­строй­кой» на базисе иуда­изма. Зачем хри­сти­а­нину (или, паче того, ате­и­сту) изу­чать Каб­балу (если, конечно, он не зани­ма­ется срав­ни­тель­ным рели­гио­ве­де­нием)? С моей точки зрения, если неев­рей начал изу­чать Каб­балу, то закон­читься это изу­че­ние может только гиюром (пере­хо­дом в иуда­изм. – В.П.) — иначе он ничего в Каб­бале не понял»64. Пере­ход в иуда­изм озна­чал бы авто­ма­ти­че­ское отре­че­ние от Иисуса Христа:«…евреи…верят, что время мессии еще не насту­пило. Они, таким обра­зом, не при­знают цен­траль­ное поло­же­ние хри­сти­ан­ства о том, что Иисус из Наза­рета был Мес­сией…»65. Таким обра­зом, если хри­сти­а­нин не имеет цели отречься от Иисуса Христа и при­нять иуда­изм, то изу­чать каб­балу ему не имеет смысла, разве что в науч­ных целях.

Заклю­че­ние

Каб­бала несов­ме­стима с хри­сти­ан­ством. Она не имеет ника­кого отно­ше­ния к науке, моно­те­и­стич­ность ее содер­жа­ния, как мини­мум, спорна. В Свя­щен­ном Писа­нии мы можем найти пре­ду­пре­жде­ние: «Когда ты вой­дешь в землю, кото­рую дает тебе Гос­подь Бог твой, тогда не научись делать мер­зо­сти, какие делали народы сии: не должен нахо­диться у тебя про­во­дя­щий сына своего или дочь свою чрез огонь, про­ри­ца­тель, гада­тель, воро­жея, чаро­дей, оба­я­тель, вызы­ва­ю­щий духов, вол­шеб­ник и вопро­ша­ю­щий мерт­вых; ибо мерзок пред Гос­по­дом всякий, дела­ю­щий это, и за сии-то мер­зо­сти Гос­подь Бог твой изго­няет их от лица твоего; будь непо­ро­чен пред Гос­по­дом Богом твоим; ибо народы сии, кото­рых ты изго­ня­ешь, слу­шают гада­те­лей и про­ри­ца­те­лей, а тебе не то дал Гос­подь Бог твой» ( Втор.18:9-14 ). Учи­ты­вая, что каб­бала постро­ена на мисти­цизме, кото­рый выше­при­ве­ден­ные биб­лей­ские стихи отвер­гают, и помня о том, что каб­ба­ли­сты не брез­го­вали учиться у языч­ни­ков, можно смело утвер­ждать, что данное учение не только явля­ется чуждым биб­лей­скому Откро­ве­нию, но и уводит людей от истин­ного Бога, при­водя их к покло­не­нию «иным богам» ( Иер.25:6 ). Бог же предо­сте­ре­гает от этого: «Если же ты забу­дешь Гос­пода, Бога твоего, и пой­дешь вслед богов других, и будешь слу­жить им и покло­няться им, то сви­де­тель­ству­юсь вам сего­дня, что вы погиб­нете» ( Втор.8:19 ).

При­ме­ча­ния:

1 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 10.

2 Фило­соф­ский сло­варь. М., Рес­пуб­лика. 2001. С. 229.

3 Бааль Сулама. Суть науки каб­бала.

4 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 16.

5 Раввин Ишая Гиссер.Что такое каб­бала?

6 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 151.

7 Раввин Ишая Гиссер.Что такое каб­бала?

8Фило­соф­ский сло­варь. М., Рес­пуб­лика. 2001. С. 229.

9 Исто­ри­че­ский аспект науки каб­бала.

10 Лекция в Ашке­лоне 11.01.2001.

11 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 14.

12 Фило­соф­ский сло­варь. М., Рес­пуб­лика. 2001. С. 229.

13 Лекция в Ашке­лоне 11.01.2001.

14 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 14.

15 Инте­ресно, счи­та­ется ли ложь в каб­ба­ли­стике нрав­ствен­ным пре­пят­ствием на пути духов­ного воз­рас­та­ния?

16 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 15.

18 Гай­слер Норман Л. Энцик­ло­пе­дия хри­сти­ан­ской апо­ло­ге­тики. СПб., Библия для всех. 2004. С. 570.

19 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 81.

21 Минин П. Мисти­цизм и его при­рода. Киев. Пролог. 2003. С. 16.

22 Интер­вью Марины Туль­ской с рав­ви­ном Адином Штейн­заль­цем.

23 Логика дан­ного утвер­жде­ния несо­сто­я­тельна: в мисти­че­ских систе­мах важен не только сам факт нали­чия духов­ных пере­жи­ва­ний, но и их интер­пре­та­ция. Нетрудно пред­по­ло­жить, что спе­ци­ально под­го­тов­лен­ные уче­ники каб­ба­ли­стов видят то, к чему они под­го­тов­лены своими учи­те­лями.

24 Да, могут, но для этого им при­дется стать каб­ба­ли­стами, так как если резуль­тат науч­ного экс­пе­ри­мента не зави­сит от миро­воз­зре­ния экс­пе­ри­мен­та­тора, то в каб­бале миро­воз­зре­ние и духов­ная прак­тика всегда тесно свя­заны друг с другом.

25 Каб­бала как совре­мен­ное учение.

26 Фило­соф­ский сло­варь. М., Рес­пуб­лика. 2001. С. 353.

27 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 26.

28 Это один из глав­ных прин­ци­пов оккуль­тизма.

29 Учение каб­балы о Боге имеет много общего с систе­мой адвайта-веданты инду­изма. Поэтому нельзя гово­рить о каб­бале, как о биб­лей­ском учении, по сути каб­бала явля­ется одной из форм язы­че­ства.

30 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 27.

33 Каб­бала: сек­рет­ные или скры­тые тра­ди­ции?! мисти­цизм?!

34 Фило­соф­ский сло­варь. М., Рес­пуб­лика. 2001. С. 229.

35 Инте­ресно, каким обра­зом в созна­нии каб­ба­ли­ста сов­ме­ща­ется тво­ре­ние и исхож­де­ние боже­ства?

36 Фило­со­фия хаси­дизма / Два источ­ника суще­ство­ва­ния

37 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 51.

41 Фило­соф­ский сло­варь. М., Рес­пуб­лика. 2001. С. 229.

42 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 71.

43 Напри­мер, был отлу­чен Авраам Абу­ла­фия. См.: Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 150.

44 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 20.

46 См.: Пита­нов В.Ю. Идолы нео­ин­ду­изма: Шри Рамак­ришна и Свами Виве­ка­нанда.

47 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 40.

50 В латин­ской тран­скрип­ции – JHWH.

51 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 60–61.

57 Диме­швар Рам Ава­д­хута. Тантра пости­же­ния высшей реаль­но­сти. СПб., Обще­ство Веди­че­ской Куль­туры. 1992. С.68.

58 Бес­сер­ман П. Каб­бала и еврей­ский мисти­цизм. М., Гранд. 2003. С. 160–161.

59 Бла­ват­ская Е.П. Тео­соф­ский сло­варь. М., Сфера. 1993. С. 325.

60 Барле. Оккуль­тизм. Л., Про­ме­тей. 1991. С. 30.

62 Чем зани­ма­ется каб­бала.

63 Пил­кинг­тон С.М. Иуда­изм. М., Гранд. 1998. С. 32.

64 Алек­сандр Рыбалка. Каб­бала — кому и зачем ее изу­чать?

65 Пил­кинг­тон С.М. Иуда­изм. М., Гранд. 1998. С. 45.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *