Наука мораль религия образование гениальность истина что
Наука мораль религия образование гениальность истина что
Задание 2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Наука; мораль; религиям духовная культура; искусство.
В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.
связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.
Основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности.
Выражена в объективно-предметной форме.
Удовлетворяет первичные потребности человека
совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.
Основана на творческом типе деятельности.
Выражена в субъективной форме.
Удовлетворяет вторичные потребности человека
Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях: книгах, картинах, орудиях труда и т. д. Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей, тем не менее, полагает, что оно всё же существует.
Таким образом, мы видим, что все перечисленные понятия являются формами духовной культуры.
Духовная подсистема общества: наука, религия, образование, искусство, мораль
Духовная подсистема общества имеет достаточно сложную структуру, основными частями которой являются институционально-субъектнаяи ценностно-регулятивная подсистемы. Социальные институты– это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально-значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих и социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.Институционально-субъектная подсистемавключает в себя непосредственных участников духовной деятельностиили духовного производства, т.е. деятельности в сфере производства новых знаний (наука) и их распространения (образование), в сфере формирования личности (воспитание) и распространения идеалов (искусство, религия) и т.п. Продукты духовной деятельности представляют собой определенные
абстрактно-логические или чувственно-эмоциональные образы, которые включаются в те или иные духовные образования, формы общественного сознания. Характерной особенностью подсистем духовной системы общества является институциализация профессиональной духовной деятельности.
Наука– это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.
Основные стороны бытия науки:
1) процесс получения нового знания,
2) объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему;
3) социальный институт со своей инфраструктурой (научные учреждения, профессиональные объединения ученых, финансы, научное оборудование, система научной информации);
4) особая область человеческой деятельности и важнейший элемент культуры.
Культура. Наука. Образование. Религия. Искусство. Мораль
План темы:
I. Культура
1.1 Понятие «культура»
1.2 Основные формы культуры
1.3 Разновидности культуры
II. Наука
2.2 Функции современной науки
2.3 Научное познание и его особенности
2.4 Уровни научного познания
2.5 Формы научного познания
2.6 Методы научного познания
2.7 Социальные науки. Особенности и виды
III. Образование
3.1 Понятие «образование»
3.2 Функции образования
3.3 Общие тенденции в развитии образования
3.4 Формы образования
IV. Религия
4.1 Понятие «религия»
4.2 Признаки религии
4.3 Ранние формы религии
4.4 Религии в современном мире
4.5 Признаки мировых религий
4.6 Функции религии
V. Искусство
5.1 Понятие «искусство»
5.3 Функции искусства
VI. Мораль
6.2 Особенности норм морали
Культура.
В широком смысле | Исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей |
В узком смысле слова | Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности |
В масштабе отдельного общества различают три формы культуры: элитарную, народную, массовую, а также и две её разновидности: субкультуру и контркультуру.
Основные формы культуры.
Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моды оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.
О массовой культуре (встречается в ЕГЭ):
📍отличается наибольшей распространенностью и динамичностью;
📍характеризуется лозунгом «искусство ради прибыли»;
📍действует как механизм «внушения и заражения»;
📍массовая культура является порождением технического прогресса;
📍массовая культура способна оказывать существенное влияние на фрмирование общественного сознания, ценностных ориентаций;
📍адаптирует социально значимую информацию на языки обыденного понимания неподготовленных к тому людей;
📍создается выполняющими заказы профессионалами, специалистами, подчиняющимися законам производства;
📍осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта;
Об элитарной культуре (встречается в ЕГЭ):
📍отличается замкнутостью, доступностью лишь незаурядным людям;
📍характеризуется девизом: «искусство ради искусства»;
📍опережает на десятилетия уровень восприятия среднеобразованного человека;
📍для понимания элитарной культуры ее потребитель должен владеть особым языком искусства;
📍элитарная культура характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов;
📍значение элитарной культуры заключается в апробации того, что через годы станет общедоступной классикой;
Разновидности культуры.
О субкультуре (встречается в ЕГЭ):
✓ характеризуется определенной изоляцией от иного культурного слоя;
✓ объединяет людей в конкретные общности;
✓ выступает промежуточным звеном между личностью и обществом;
О контркультуре (встречается в ЕГЭ):
✓ создает альтернативные формы общественного бытия;
✓ формируется под влиянием потребности человека в самоуважении;
✓ является своеобразной революцией в сфере социальных ценностей;
О культуре (встречается в ЕГЭ):
📍чем шире оказывается комплекс освоенных личностью культурных достижений человечества, тем выше уровень ее культурного развития;
📍повышение уровня культуры порождает у личности новые и более сложные потребности и интересы;
📍культура формируется, сохраняется и развивается благодаря человеческой деятельности;
📍критериями деления культуры на материальную и духовную служат цель производства и ее продукт (результат);
📍культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса;
📍носителями культуры могут быть как общество в целом, таки отдельный человек;
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Являясь подсистемой более сложной системы – общества, наука испытывает на себе определенное воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.
Функции современной науки.
📍 Культурно-мировоззренческая: помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры;
📍 Познавательно-объяснительная: осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития;
📍 Прогностическая: осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению;
О науке (встречается в ЕГЭ):
📌 наука представляет собой особую систему знаний о природе, обществе, человеке;
📌наука является не только видом деятельности, но и социальным институтом;
📌 наука осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития человечества;
📌 наука исследует объективные законы и закономерности, действующие в природе и обществе;
📌 наука обладает инструментальным характером;
📌 наука формирует систему логически упорядоченных знаний;
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания.
✔︎ Объективность добываемого знания;
✔︎ Развитость понятийного аппарата (категориальность);
✔︎ Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
✔︎ Высокий уровень обобщения знаний;
✔︎ Использование специальных способов и методов познавательной деятельности
Уровни научного познания.
Формы научного познания.
📌 Научный факт (отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. описание посредством некоторого языка) – эмпирический уровень
📌 Эмпирический закон (объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами) – эмпирический уровень
📌 Проблема (осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа) – теоретический уровень
📌 Гипотеза (научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании) – теоретический уровень
📌 Теория (наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности) – теоретический уровень
Методы научного познания.
Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение (эмпирика);
Единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация (теоретический уровень);
Анализ, синтез, дедукция (доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер), индукция (путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение), аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация (универсальные методы);
С переходом к новому времени начинается становление естественных наук, которые изучают универсальные и всеобщие связи, господствующие в мире природы;
В эпоху индустриальной цивилизации происходит становление социального и гуманитарного знания.
Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы, поскольку без человека нет общества, но и человек не может существовать без общества.
Особенности общественных наук.
🔻 Субъект и объект познания совпадают;
🔻 Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания;
🔻 Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание: это служение истине как ценности, как правде;
🔻 Сложность объекта познания – общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии;
🔻 В процессе изучения общества можно говорить об установлении только относительных истин, поскольку общественная жизнь очень быстро изменяется;
🔻 Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент;
Важнейшие социальные науки.
О научном познании (встречается в ЕГЭ):
📍чувственный опыт в рамках научного познания полностью подчинен рациональному началу;
📍научное познание нацелено на получение знания, максимально очищенного от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений и знаний, которые могу найти применение в будущем;
📍научное познание предметно и обращено к процессам и явлениям, существующим объективно;
📍для научного познания характерна воспроизводимость результата в одних и тех же условиях;
📍для научного познания характерна доказательность выдвинутых положений;
📍для научного познания характерен особый язык, четко фиксирующий значение понятий;
📍научное познание может сделать предметом исследования любой феномен, изучать все в человеческом мире, но с точки зрения его закономерностей и причин;
📍отличительной чертой научного познания является его стремление к объективности и доказательности;
Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Основной путь получения образования – обучение и самообразование, т.е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Функции образования.
📍 Экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности);
📍 Социальная (социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование – важнейший канал социальной мобильности);
📍 Культурная – использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей;
Общие тенденции в развитии образования.
📚 Демократизация системы образования – доступность образования;
📚 Рост продолжительности образования;
О непрерывности (встречается в ЕГЭ):
✓ укрепление способности адаптированной к общественным преобразованиям;
✓ расширение профессиональных знаний и навыков;
✓ содействие выполнению социальной роли в процессе жизнедеятельности;
О гуманизации (встречается в ЕГЭ):
✓ реализация установки на сотрудничество учителя и ученика;
✓ учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника при выборе методов обучения;
✓ предоставление учащимся возможности выбора форм обучения;
✓ переход к субъект-субъектным отношениям между учителем и учеником;
✓ использование в процессе обучения здоровьесберегающих технологий;
✓ сосредоточение усилий на нравственном воспитании человека;
О гуманитаризации (встречается в ЕГЭ):
✓ повышение роли истории и литературы в образовательном процессе;
Об интернационализации (встречается в ЕГЭ):
✓ проведение обмена между учащимися разных стран;
Формы образования.
Об образовании встречается (в ЕГЭ):
📌 образование представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими сторонами, как обучение, воспитание и развитие;
📌 целью образования является передача постоянно умножаемого опыта и знаний человечества от поколения к поколению;
📌 общие цели и задачи образования связаны с социокультурными и духовными ценностями, идеалами общества;
📌 под образованием понимается целенаправленный процесс и результат усвоения систематизированных знаний и способов познавательной деятельности;
📌 образование как социальный институт призван обеспечить социальную стабильность и интеграцию общества;
📌 основным путем получения образования в настоящее время является обучение в системе образовательных организаций;
О тенденциях развития современной школы (встречается в ЕГЭ):
✳︎ использование телекоммуникационных сетей глобального масштаба;
✳︎ гуманитаризация образования;
✳︎ интеграция образовательных систем;
Религия – вера в сверхъестественное, совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность; одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей;
Главные признаки религии.
✔︎ вера в сверхъестественное – центральная мировоззренческая позиция и психологическая установка всех религий;
✔︎ организованное поклонение высшим силам;
✔︎ стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала;
Вера выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.
Религия – это не только комплекс представлений, верований, доктрин, но и культ, ритуалы и иные формы практического воплощения веры.
Ранние формы религии.
🔆 тотемизм (поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику);
🔆 фетишизм – религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата;
🔆 анимизм – выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы
Религии в современно мире.
🔆 родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;
🔆 национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм, индуизм и др.;
🔆 мировые религии: буддизм, христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм);
Признаки мировых религий.
✔︎ огромное число последователей во всем мире;
✔︎ эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);
✔︎ пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания);
✔︎ космополитичность, носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств;
Функции религии.
✳︎ компенсаторная (терапевтическая);
Достаточно развитые религии имеют и свою организацию – церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины;
Церковь – социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
О религии (встречается в ЕГЭ):
📍религия сплачивает людей в единое сообщество, стабилизирует его и поддерживает определенный социальный порядок;
📍религия обеспечивает социальную защиту, поддержку и психологическую разгрузку;
📍религия позволяет сохранять и передавать культурные ценности и нормы;
📍специфическим для религии как формы духовной культуры является вера в реальность чуда;
📍религия укрепляет действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль;
📍как социальный институт религия характеризуется набором определенных ценностей, норм и поведенческими образцами;
📍возникновению и существованию религии во многом способствуют способность человека к воображению, возможность сознания абстрагироваться;
📍в структуру религии обычно включают религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации;
📍религия восполняет недостаток знаний людей о мире, помогает человеку в его духовных исканиях;
Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.
Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Все многообразие жизни людей отражается в искусстве в виде художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений;
Форма бытия искусства – художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета – знака, который передает людям соответствующую художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
Виды искусства: архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада.
Специфика искусства как формы художественного познания.
📌 образность и наглядность;
📌 специфические способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов;
📌 большая роль в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта;
Функции искусства.
✳︎ гедоническая (наслаждение)
Об искусстве (встречается в ЕГЭ):
✔︎ искусство воздействует на чувства и эмоции людей;
✔︎ содержание, которое несет искусство, ориентирует людей в системе общественных ценностей, дает возможность выбрать для себя жизненные ориентиры;
✔︎ границы между отдельными видами искусства не абсолютны, нередко они сочетаются иди взаимопроникают друг в друга;
✔︎ отличается образным освоением действительности;
✔︎ характеризуется большой ролью в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта;
✔︎ восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности;
✔︎ нет главных и второстепенных искусств, но каждый вид обладает своими сильными и слабыми сторонами в сравнении с другими;
✔︎ искусство формирует эстетические вкусы, способности и потребности человека;
✔︎ в искусстве реальность переплетается с вымыслом;
✔︎ искусство служит для обобщения индивидуального опыта и его выражения через иные формы индивидуального;
✔︎ искусство всегда предполагает воздействие на мировоззрение и поведение людей;
✔︎ искусство учит видеть мир сквозь призму образности;
Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
Моральные требования и представления.
🔻 моральные качества человека
🔻 морально-психологические механизмы внутреннего контроля
Особенности норм морали.
✔︎ формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении;
✔︎ исполняются в силу привычки, внутренних побуждений;
✔︎ их реализация не нуждается в организованной принудительной силе
✔︎ дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы;
✔︎ регулируют отношения, подконтрольные и не подконтрольные государству;
✔︎ регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого;
Функции морали.
✳︎ конститутивная (установленный, утвердившийся)
О морали (встречается в ЕГЭ):
✔︎ не имеет четко очерченных границ: она присутствует в любом общественном явлении;
✔︎ творцами, носителями и защитниками морали являются все общество и каждый его член;
✔︎ для моральной оценки на первое место выходит мотив поведения;
✔︎ мораль — это совокупность поддерживаемых общественным мнением норм;
✔︎ мораль выражает оценку поступков с позиций добра и зла;
✔︎ мораль регулирует общественные отношения подконтрольны и неподконтрольные государству;
✔︎ мораль представляет собой особый способ духовного освоения человеком действительности;
✔︎ мораль предполагает способность человека свободно выбирать линию поведения и умение следовать этому идеальному порядку;
✔︎ мораль служит средством духовного сплочения и совершенствования общества посредством выработки норм и ценностей;
✔︎ особенность морали заключается в том, что она позволяет оценить поведение человека в каждой конкретной ситуации;
✔︎ мораль требует от человека определенного поведения;
О развитии норм морали (встречается в ЕГЭ):
табу — обычай — традиция — моральное правило
Об элементах духовной сферы жизни общества и их основных функциях (встречается в ЕГЭ):
📍формирование эстетических вкусов и потребностей человека — искусство;
📍воссоздание окружающей действительности в развитых формах человеческой чувственности — искусство;
📍создание условий для социальной мобильности человека или социальной группы — образование;
📍формирование способности самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности — образование;
📍восстановление в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности — искусство;