Науки помощницы истории и что они изучают
Вспомогательные исторические дисциплины
Вспомогательные исторические дисциплины – это предметы, изучающие определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников.
К вспомогательным историческим дисциплинам мы можем отнести следующие науки:
Палеография – вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография).
Дипломатика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические акты (юридические документы).
Она исследует древние документы дипломатического и юридического характера: грамоты, акты и тому подобные тексты и их оригиналы. Одна из её задач — отличать подложные акты от настоящих.
Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ. Генеалогия связана с геральдикой, дипломатикой и многими другими историческими дисциплинами. С начала XXI века, в связи с научным прогрессом, набирает популярность генетическая генеалогия, использующая анализ ДНК человека.
Геральдика – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики – группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур.
Сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.
Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов.
Историческая метрология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры — длины, площади, объёма, веса — в их историческом развитии. Часто единицы измерения не образовывали метрической системы, их относят к традиционным системам измерения. Историческая метрология изучает историю генезиса и развития различных систем измерений, названий отдельных мер, их количественных соотношений, устанавливает их реальные величины, то есть соответствия современным метрическим системам. Метрология находится в тесной связи с нумизматикой, так как у многих народов в прошлом меры веса совпадали с денежными единицами и имели одинаковое название.
Нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.
Общественные функции нумизматики: выявление нумизматических памятников культуры; изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих более углублённому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке.
Хронология – вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторически событий во времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности.
Историческая география – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития. На данный момент выделяется 8 секторов исторической географии:
— историческая физическая география (историческое землеведение) – самая консервативная отрасль, изучает изменения ландшафта;
— историческая политическая география – изучает изменения политической карты, государственного строя, маршруты завоевательных походов;
— историческая география населения – изучает этнографические и географические особенности распределения населения на территориях;
— историческая социальная география – изучает взаимоотношения общества, смену социальных слоёв;
— историческая культурная география – изучает духовную и материальную культуру;
— историческая география взаимодействия общества и природы – прямое (влияние человека на природу) и обратное (природы на человека);
историческая экономическая география – изучает развитие производства, промышленные революции;
Архивоведение – научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю.
Археология – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.
Этнография – часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.
Историческая информатика – вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает методику использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле.
Что такое история?
Как и многие другие слова в нашем языке, слово «история» имеет несколько значений. Это и рассказ о каком-либо случае, и сам такой случай. Это и вымышленные приключения, о которых повествуют писатели в своих книгах. В самом широком смысле история — возникновение и становление любого явления. Именно поэтому говорят об истории живой природы, Земли, Вселенной. Но в своем точном, изначальном смысле слово «история» в русском языке обозначает ход событий в жизни человеческого общества от прошлого к настоящему, а также науку, которая изучает эти события, их причины, взаимосвязи и последствия. Слово «история» происходит из греческого языка, где оно значило «расспрашивание», «исследование».
Греки называли историей узнавание о прошлом, установление фактов. Первым греческим историком был Геродот. Он много путешествовал и расспрашивал обо всем, что казалось ему любопытным. Затем полученные сведения он изложил в труде, который и назвал «История». Это не было научным исследованием в современном смысле, но Геродот оказался способен подвергнуть многое из того, что узнал, критической оценке.
Критический подход к фактам и стал основой развития исторической науки. Критическое отношение не означает насмешку над тем, что кажется непонятным, странным или забавным. Оно означает проверку и сопоставление разных фактов, в результате чего даже из кажущихся невероятными сведений можно получить верное представление о прошлом. Начиная исследование, историк, как правило, имеет собственное понимание того, что, как и почему происходило, и стремится найти доказательство своим предположениям.
Однако надписи на могилах, раскопки гладиаторских школ в Помпеях и другие находки показали, что гладиаторами часто становились свободные люди, поскольку эта опасная профессия давала высокие заработки и славу. Жили гладиаторы ничуть не меньше, чем обычные римляне, были людьми состоятельными, гастролировали по всей империи с представлениями и в почёте встречали старость. Причём высокий достаток, слава и свобода ждали и многих гладиаторов из числа рабов.
Исторические источники
Не менее разнообразны письменные источники: летописи, письма, дневники, надписи на различных предметах, деловые и хозяйственные документы, тексты законов, художественные и научные произведения. Многие тексты написаны на умерших языках с помощью давно забытых знаков. Чтобы их понять, требуется расшифровать и язык, и систему письменности, а это удаётся далеко не всегда. Некоторые тексты доходят до нас в поврежденном виде, другие содержат вольные или невольные ошибки своих авторов.
Задача историка — обнаружить эти ошибки и дать им объяснение. Некоторые ошибки возникают по вине переписчика, другие — как результат намеренного искажения хода событий. Примером подобной неверной информации являются древнеегипетские и хеттские тексты о битве при Кадеше. В этом сражении участвовали войска египетского царя Рамсеса II и хеттского Муваттали II. Египетские тексты рассказывают о победе Рамсеса, который, по словам своих летописцев, в одиночку разгромил хеттов. Хеттские документы приписывают победу Муваттали, говоря, что египтяне отступили от Кадеша, потерпев поражение. Сравнив свидетельства обеих сторон, историки пришли к выводу о том, что битва завершилась вничью, но каждая из стран-соперниц смогла извлечь из неё свою выгоду.
Кроме письменных источников о прошлом от имени его участников рассказывают и устные источники. Именно так — из личных рассказов участников и очевидцев событий — получали информацию самые первые историки. К этой же группе источников относят мифы, легенды, сказания, сказки, загадки, пословицы, то есть все, что передавалось и бытовало в устной форме. Один и тот же рассказ, миф, легенда нередко записывались разными людьми, в разные времена и в разных ситуациях, что необходимо учитывать при их изучении. Устные источники появляются и сегодня.
Учёные стараются фиксировать их максимально точно, используя современные электронные средства записи. Но текст обязательно дублируется на проверенном носителе информации — бумаге. Этнографические источники — исследования современных племён и народов, сохранивших первобытный образ жизни или его пережитки, — помогают понять, как вели себя люди прошлого, что могло, а что не могло существовать в далёкие времена.
Ещё одним видом источников исторических знаний являются исследования учёных-лингвистов. Лингвистика занимается изучением взаимосвязей языков, их происхождением, расшифровкой древних языков. Открытия лингвистов позволяют проследить происхождение и перемещение племен и народов, узнать об их образе жизни и хозяйстве.
Многие предметы, изучаемые историками, являются одновременно источниками разных типов. Глиняные таблички содержат тексты, которые можно прочитать, но они же расскажут о том, где брали глину, как её готовили и обжигали. Таблички из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала оказались обожженными дважды, что подтвердило факт грандиозного пожара, в котором погиб город Ниневия. Здания и сооружения древних Помпей — источники вещественные, но на них же находят надписи — граффити, сообщающие интересные и важные сведения о повседневной жизни горожан.
Науки – помощницы истории
Даже поиск источников требует, чтобы историкам помогали учёные других специальностей. Важнейшая из всех помощниц истории — археология. Археологи определяют места, которые могут стать источниками новых находок, проводят раскопки и описывают результаты.
Особым направлением археологии является экспериментальная археология. Она помогает узнать, как были изготовлены те или иные предметы, сколько на это требовалось времени и усилий, как использовали разные орудия труда. Чтобы узнать, как были сделаны древние предметы, археологи-экспериментаторы исследуют микроскопические следы на их поверхности. Затем изготавливают точные копии древних вещей и учатся их использовать. Правильность метода изготовления и применения вещи определяют по все тем же микроскопическим следам, которые должны совпадать с найденными на ископаемых предметах. Именно экспериментаторы помогли историкам понять, каким образом много тысяч лет назад хранили запасы зерна, как варили еду до появления глиняной посуды, как в глубокой древности люди смогли пересечь огромные пространства океана.
Из рук археолога находка часто попадает в руки реставраторов. Они восстанавливают первоначальный облик предмета, зачастую собирая его из мельчайших кусочков. Затем они консервируют древнюю вещь, то есть специальными средствами защищают находку от вредных воздействий света, воздуха, влаги. В реставрации часто нуждаются древние произведения искусства, стеклянные и керамические сосуды, без неё невозможно сохранить вещи из дерева, ткани, кожи, пролежавшие многие столетия в воде или влажной почве. Необходима реставрация и многим предметам из металла.
Как археологи приходят на помощь историкам, так самим археологам помогают представители других наук. Особенно важна эта помощь при установлении возраста находки. Физика, геология, химия помогают определить возраст земных пород, в которых обнаружены находки. Уточнить его можно с помощью специалистов, изучающих ископаемых животных (палеозоологии) и растений (палеоботаники). Все чаще при датировке останков людей, животных и растений на помощь приходят микробиологи, исследующие сохранившиеся клетки живой материи, и генетики, изучающие, как живые существа наследуют признаки своих предков.
Традиционными помощницами истории являются науки, которые так и называют — вспомогательные исторические дисциплины. Среди них — нумизматика, изучающая монеты и памятные медали. Начиная с VII в. до н.э., когда в Лидии появились первые монеты, их чеканило каждое государство. На монетах помещали важные для государства символы, изображения правителей, надписи. Находки монет позволяют давать приблизительную датировку всему, что найдено вместе с ними. К примеру, клад с монетами мог быть зарыт в землю не раньше того года, когда отчеканили самую молодую монету из него. В глубокой древности появились печати, с помощью которых удостоверяли подлинность документов. Оттиски печатей дают ценную информацию о хозяйственной жизни и позволяют уточнить датировку документов и событий. Печати и их оттиски изучает наука сфрагистика.
Палеография — ещё одна очень важная помощница историков. Она изучает внешний вид, материал, начертание знаков письменных источников, способы их нанесения. В разные времена люди писали на глине, папирусе, пергамене, камне, металле, шёлке и пальмовых листьях, на бумаге. Разными были и писчие инструменты, и почерки людей. Когда письменный документ является подлинным, все его внешние признаки относятся к одному времени. И если какой-то из них не соответствует всем остальным, возникает предположение о подделке, доказать или опровергнуть которое и помогает палеография.
Еще одна наука — хронология — занимается датировкой событий и изучает способы счёта лет, которые были у разных народов.
История. 5 класс
Конспект урока
Урок 1. История и её помощницы
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
История – это наука о жизни человека в прошлом.
Историография – специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторических наук.
Археология – это наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.
Вспомогательные исторические дисциплины – это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования.
Исторический источник – сохранившийся с прошлых времён до наших дней объект (запись, предмет, здание, сказание и т. д.), несущий в себе сведения (информацию) о жизни в прошлом.
Этнография – наука, изучающая происхождение, расселение народов мира, их бытовые и культурные особенности.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Само слово «история» – греческое. Им обозначали рассказы очевидцев о событиях. В этом значении оно до сих пор живёт в обиходной речи, мы говорим «со мной случилась такая вот история» или «я попал в неприятную историю». «Первым историком» называют Геродота (V в. до н. э.). Он видел смысл истории в том, «…чтобы… великие и дивные дела, эллинами и варварами совершенные, не остались бесславными». Другими словами, древние историки занимались сбором рассказов, а сама история – хранением памяти о событиях.
В наше время история – наука, изучающая прошлое. Главная задача исторической науки – попытаться воссоздать и понять ход событий. Однако реконструкции поддается только часть прошлого, отразившаяся в сохранившихся источниках. Поэтому все формы исторического знания содержат лишь большую или меньшую часть истины.
Сведения о прошлом историки получают из исторических источников. Именно они помогают нам отделить факты от выдумки.
Когда историк работает с источником, он сначала выясняет его происхождение: при каких обстоятельствах он возник. Затем устанавливает автора, выясняет: оригинал это или чей-то пересказ? Как он попал в руки историков? После этого учёный анализирует исторический источник, извлекая из него прямую информацию и косвенную. Прямая информация – это те сведения, которые автор вложил специально, целенаправленно. В то же время вольно или невольно автор наряду с этой прямой информацией передаёт косвенную. Косвенная информация – это то, что он передал из прошлого как бы “случайно”, попутно с прямой информацией.
Например, житель древнего Новгорода написал своему брату записку на бересте, и в ней попросил его одолжить 3 гривны. Прямая информация – сам факт просьбы, а косвенная – то, что новгородцы писали на бересте, выцарапывали буквы (а не писали попросил его одолжить 3 гривны.
Работа историка очень сложная. И на помощь приходят смежные, или вспомогательные дисциплины. Это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования. Например, вспомогательной дисциплиной является геральдика – наука о гербах, генеалогия изучает родственные связи, метрология – наука о единицах площади, длины, объёма. Кроме вспомогательных дисциплин существуют тесно связанные с историей отдельные науки. Это в первую очередь археология – наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам, и этнография – наука, изучающая происхождение, расселение народов мира, их бытовые и культурные особенности.
Как же работает ученый-историк? Сначала он определяет актуальный вопрос. Это может быть любое неизученное событие или явление, любое незнание или непонимание. После этого надо сформулировать цель своего исследования и выдвинуть рабочую гипотезу (научное предположение). После того, как стало ясно, что и зачем предстоит сделать, историк принимается за изучение работ предыдущих исследователей. Совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе называются историографией.
Учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников истории и культуры, называется музеем. В современном мире насчитывается около 100 тысяч музеев, но это цифра примерная, так как сосчитать все музеи мира просто невозможно – их бесчисленное множество.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть рисунок. Для каждого верного утверждения поставьте «1», для каждого неверного утверждения – «0».
Генеалогия – наука о гербах.
Хронология – наука об измерении времени.
Ономастика рассматривает денежные купюры как исторический источник.
Нумизматика –- наука, извлекающая информацию из монет.
Вспомогательные исторические науки и что они изучают
Содержание:
Конечно, каждое знание имело рождение и эволюцию, но это не обязательно означает, что историки используют это знание, чтобы установить, как происходили события. По этой причине существуют дисциплины, созданные для содействия развитию истории, и другие, более дифференцированные.
Кроме того, текущие процессы, связанные со знаниями, предполагают совместные усилия, в которых одновременно задействованы многие специальности. Для этой науки он попытается установить, какие из них наиболее прямые, а другие очень полезны.
Вспомогательные науки истории
1- Археология
Эта дисциплина, которая также связана с палеонтологией, использует остатки древних материалов для объяснения того, как жили культуры прошлого. Этот тип знания тесно связан с историей, потому что он предназначен для отчета о том, что произошло.
Окаменелости, гробницы, строения, инструменты, искусство и литература раскрывают социальные, культурные и художественные аспекты данного общества. Это позволяет восстановить свою цивилизацию, каковы были их обычаи и как жили их представители в то конкретное время.
2- География
Как часть известного мира, местоположение событий имеет жизненно важное значение с исторической точки зрения. Развитие живых существ и особенно человечества определяется местом, где они поселились и процветали.
История может относиться к самой Вселенной, формированию Земли и тому, как она возникла сегодня. Все это требует пространственного местоположения, чтобы понять, где произошли события, почему это место важно и как оно повлияло на последующие события.
3- Картография
Эта наука фокусируется на разработке точных карт территориальных и географических границ, которые могут иметь разные размеры.
Хотя это была одна из дисциплин, на которую технологии оказали наибольшее влияние, старые иллюстрации демонстрируют изобретательность, воображение и восприятие, которые были у человека в данный момент относительно нанесенных на карту регионов.
4- Стратиграфия
Эти знания, рожденные в геологии, основаны на классификации различных типов горных пород в слоях почвы.
Идентификация осадочных, магматических или метаморфических камней позволяет установить события, связанные с земной корой. С помощью археологии можно воссоздать географические условия, важные климатические и геологические события.
5- Хронология
Эта дисциплина направлена на установление фактов в хронологическом порядке; то есть точный момент, в который они произошли.
Это важно для точного определения исторических периодов, наиболее важных дат, датировки источников, контекста документов и других важных аспектов.
6- Демография
Также связанный с географией и социологией, он статистически определяет рост и развитие населения. Предоставляет данные о том, как численность населения увеличивается, сохраняется или уменьшается в конкретной стране или местности.
Для этого он основан на таких индексах, как рождаемость, смертность, заболеваемость, миграция, иммиграция, а также на целом ряде переменных, имеющих историческую ценность.
7- Этнология
Связанная с антропологией, эта дисциплина отвечает за классификацию, описание и выяснение рас народов, их образования и обычаев, которыми они обладают.
С исторической точки зрения важно знать весь путь или биографию этнических групп, кланов и семей, которые повлияли на их среду обитания, и наследие, которое она представляет для указанного сообщества.
8- Генеалогия
Связанная с этнографией, эта дисциплина относится к линии происхождения, которой следуют семьи, которые появлялись на протяжении всей истории. Это также относится к потомству, которое могло появиться в определенное время.
Это жизненно важно для изучения династий, родословных, королей и королев, кланов и семей, которые играли ведущую роль в своей местности или стране. Это также помогает узнать наших предков, как была передана их фамилия и как они достигли других широт.
9- Нумизматика
Считается старейшей из вспомогательных наук в истории, она связана с анализом медалей, монет и банкнот определенного периода или цивилизации.
Связанное с политическими и экономическими элементами, это исследование может рассматриваться описательно или теоретически в зависимости от контекста, который вы хотите использовать в качестве исторической справки.
10- Эпиграфия
В рамках литературного и филологического контекста эта наука стремится сделать известные и интерпретировать древние надписи на таких материалах, как камень, глина, гранит или в сохранившихся пещерах и храмах.
11- Палеография
В отличие от предыдущей, эта дисциплина рассматривает любой тип древнего текста для его правильной расшифровки с учетом исторического момента. Он также отвечает за сохранение, датировку и проведение систематического и критического изучения рассматриваемого письма.
Это может быть связано, в частности, с лингвистикой, библиотечным делом, папирологией или археологией. Это важно для изучения литературы, мысли и идей, передаваемых разными культурами, которым удалось выжить при различных обстоятельствах.
12- Геральдика
Эта наука, которая тесно связана с родословными и семьями с более ранних времен, относится к изучению изображений, представленных на гербах.
Он может быть ориентирован на фамилии, а также на страны, которые в какой-то момент подняли этот вид символа. В рассказе есть важные ссылки на ценности, которые их идентифицировали.
13- Дипломатический
Это еще одна дисциплина, изучающая документы, созданные на протяжении всей истории. Он не принимает во внимание, кем был автор, а скорее сосредотачивается на его внутренних и внешних качествах для правильной интерпретации и аутентичности.
Эти факторы включают язык, написание, формат, который он представляет, способ написания и другие элементы.
14- Скрытность
Помимо проверки его легитимности, он также принимает во внимание исторические обстоятельства, языковые условия и важность, которую он имел в событиях того времени.
15- Библиография
Ссылки на книги и тексты необходимы для любой науки, особенно когда дело касается воссоздания истории.
В качестве исследования процесса публикации и хранения книг в физической и цифровой форме он направлен на поиск наилучшего способа их восстановления. Это подразумевает облегчение консультаций, повышение доступности документов и использование стандартизированной системы.
16- Экология
Когда эта дисциплина понимается как взаимодействие человека с окружающей средой, его биологические отношения также содержат исторические нюансы. Фактически, его важность возросла из-за воздействия человеческой деятельности на окружающую среду.
Хотя это относительно недавняя ветвь, взаимодействия между живыми существами в их экосистемах восходят к созданию Земли. Эти проявления объясняют циклическое или культурное поведение, которое происходило на протяжении столетий.
17- Политические и юридические науки
Вместе с Законом эти науки составляют неотъемлемую часть исторического процесса народов, оказавших наибольшее влияние на мир. Избирательные процессы и эволюция законов идут рука об руку с формированием общества.
Помимо культурного, экономического или художественного контекста, нациям пришлось пройти трудный путь колонизации, независимости, революции, политических и правовых моделей, которые представляли те великие изменения, о которых говорит история.
18- Лингвистика
Хотя записи часто бывают неполными, развитие языков позволяет нам реконструировать обстоятельства или мысли той эпохи. Кроме того, он интегрирован во все формы общения, которые возникли в будущем человечества.
19- Философия
Многие считают ее матерью всех наук, поскольку она говорит о самой мысли, она занимает центральное место в идеологическом формировании цивилизаций. Включает дедукцию, интерпретацию, диалектику, этику, логику и многое другое.
В этот список можно включить множество дисциплин. Будь то все, что связано с искусством, литературой и музыкой, или более точными науками, такими как математика, физика, химия и биология.
Чтобы понять мир с исторической точки зрения, необходимо взвесить целый ряд знаний, которые взаимосвязаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга.
Ссылки
Дискриминация: причины, последствия и способы борьбы с ней
Отношения в ночной жизни: культурный анализ с гендерной точки зрения