Наушники с костной проводимостью что это такое
Наушники с костной проводимостью: что это и как они работают?
Последние несколько лет беспроводные наушники уверенно держатся в трендах. Особое место в их среде занимают гаджеты на основе костной проводимости.
Если еще пару-тройку лет назад наушники с костной проводимостью были редкостью, то сегодня выбор очень широк. Их выбирают спортсмены, тренирующиеся на открытом воздухе, некоторые пользователи с нарушениями слуха и простые любители нестандартных технологий.
Что такое наушники с костной проводимостью?
Наушники с костной проводимостью держатся на скулах человека. При этом звуковые волны, исходящие из динамиков, воздействуют не на барабанную перепонку: они посылают вибрации через челюстную кость сразу во внутреннее ухо, минуя полость среднего уха.
Технология на удивление стара: она появилась в слуховых аппаратах еще в 1920-ых годах, когда Хьюго Гернсбек изобрел ософон – первый слуховой аппарат с костной проводимостью. В настоящее время технология вышла за рамки медицинского применения и стала служить на пользу широкой аудитории. Поскольку такая гарнитура не загораживает слуховой проход, пользователь способен слышать звуки окружающей среды, а этот фактор может иметь первостепенное значение в городской среде.
Как работает костная проводимость?
Ушные раковины – лишь малая часть сложной акустической системы в организме человека. Чтобы понять, как организм воспринимает звук, нужно иметь хотя бы общее представление об анатомии уха. Посмотрите на картинку ниже.
Обычно звуковые волны поступают через проход в ушной раковине, достигают барабанной перепонки, заставляют ее сокращаться и передавать вибрацию дальше. Наушники с костной проводимостью тоже передают звуковые волны при помощи вибрации, но через череп: волны проходят по височной кости прямо в улитку, минуя барабанную перепонку, молоточек, наковальню и стремя. Потом запускаются те же процессы, что и при обычном способе восприятия звука. Вибрация заставляет микроскопические волоски улитки (стереоцилии) двигаться. Эти движения запускают ряд химических реакций, в организме выделяются специальные вещества нейромедиаторы, которые стимулируют слуховой нерв. По слуховому нерву импульс отправляется в мозг, а мозг в свою очередь интерпретирует его как звук. Все эти процессы занимают доли секунды.
Кость лучше передает низкочастотные звуки, чем высокочастотные, поэтому мы часто удивляемся, каким непривычно звонким кажется наш собственный голос в записи.
Наушники с костной проводимостью отличаются от обычных затычек и беспроводных гарнитур в первую очередь тем, что не вставляются непосредственно в ушные раковины. Поскольку звук поступает в органы слуха не традиционным путем, эти наушники могут быть настоящим спасением для тех, кто страдает нарушениями слуха из-за травм барабанной перепонки.
Какие наушники с костной проводимостью самые лучшие?
Если вы искали в интернете Bluetooth-гарнитуру на основе костной проводимости, вам наверняка попадалась продукция компании AfterShokz. Данный бренд контролирует большой сегмент рынка наушников с костной проводимостью. Предлагаем познакомиться с тремя лучшими продуктами.
AfterShokz Aeropex
Цена: 13 990 рублей
Aeropex – флагманская гарнитура Aftershokz, наиболее долговечная благодаря классу пыле/влагостойкости IP67. Она не боится погружения в воду на глубину до метра на срок не более получаса. Это не лучший вариант для плавания, потому что в нем отсутствует встроенное хранилище под музыку, но защита будет очень кстати, если вы уроните наушники в ванну или бассейн.
Встроенный микрофон можно использовать для приема вызовов в режиме громкой связи. Время работы соответствует среднему значению автономности у беспроводных наушников – 8 часов непрерывного прослушивания. Управлять воспроизведением можно двумя способами: посредством многофункциональной кнопки или через голосовые команды Google Assistant. В гаджете используется прошивка на основе энергоэффективного Bluetooth 5.0.
AfterShokz Air
Данная спортивная гарнитура отличается компактным и легким исполнением. На поверхность нанесены светоотражающие полоски, благодаря которым участники дорожного движения будут видеть вас в темное время суток. Модель рассчитана на 6 часов воспроизведения, при экономном расходе можно растянуть полный заряд и на неделю. В Air используется Bluetooth 4.2, этим и объясняются ухудшенные показатели автономности по сравнению с Aeropex. Встроенный микрофон обеспечивает качественную передачу звука при голосовой связи. Гарнитура получила слабый класс защиты IP55. Брызг воды и капель дождя она не боится, но в ванну ее лучше не ронять.
AfterShokz Trekz Titanium
Многие обладатели наушников с костной проводимостью начинают свое знакомство с данной технологией именно с модели AfterShokz Titanium. Характеристики скромные по всем фронтам: IP55, Bluetooth 4.1 и всего 6 часов автономной работы. Улетной эту гарнитуру не назвать, но она поможет оценить, насколько технология привлекательна для вас, и готовы ли вы потратиться на модель более высокого класса.
Часто задаваемые вопросы о наушниках с костной проводимостью
Необычная технология породила много вопросов и ошибочных суждений.
Безопасны ли наушники с костной проводимостью для слуха?
Да. Наушники с костной проводимостью абсолютно безопасны для здоровья. Можно сказать, они приносят меньше вреда, чем традиционные гарнитуры-вкладыши, поскольку не вставляются в ушной канал: у вас в ухе точно не застрянет силиконовая насадка, и вы не занесете в ухо вместе с грязной амбушюрой какую-нибудь инфекцию. Также наушники на основе костной проводимости идеально походят для бега и спортивных занятий на открытом воздухе, ведь помимо музыки вы будете слышать все, что происходит вокруг – звуки транспорта, голоса прохожих, команды тренера, а значит сможете вовремя отреагировать на обстановку. Разумеется, чтобы музыка не перекрывала окружающие звуки, не следует выставлять громкость на максимум.
Могут ли наушники с костной проводимостью быть причиной шума в ушах?
Да. Как и любая гарнитура, наушники с костной проводимостью могут вызывать шум или звон в ушах. Это довольно распространенное расстройство, оно носит название нейросенсорная тугоухость или тиннитус. При тиннитусе происходит повреждение стереоцилий во внутренней части уха, что ведет к потере способности воспринимать высокочастотные звуки. Повредить стереоцилии можно не только травмой головы, но и постоянной стимуляцией громкими звуками. Так что угроза оглохнуть из-за частого прослушивания громкой музыки реальнее, чем кажется.
Могут ли наушники с костной проводимостью быть причиной головных болей?
Да. Наши виски очень чувствительны к давлению, поэтому ношение любого головного приспособления может вызывать дискомфорт. В большинстве случаев человек быстро привыкает к новым наушникам и перестает их замечать, однако длительное ношение все равно способно спровоцировать ощущение тяжести в голове и боль. Это касается всех видов гарнитур – шлемов, накладных наушников, миниатюрных затычек.
Можно ли носить наушники с костной проводимостью вместе с очками?
Да. Для гарнитуры всегда можно подобрать такое положение, в котором она не будет задевать оправу. То же относится и к головным уборам: в холодную погоду вам не нужно выбирать, что надеть – шапку или наушники с костной проводимостью.
Как сделать наушники с костной проводимостью звука дома за 5 минут и разбор популярных заблуждений об этой технологии
Мы изрядно пишем о технологии костной проводимости на страницах Geektimes:
и за это время вместе в с вами видели, как возникла эта технология, как и кому она помогает в медицине и почему она «перекочевала» в нишу потребительских наушников и гарнитур. Однако как продавец я часто сталкиваюсь с довольно странными вопросами от клиентов из серии, не вредно ли для мозга, не раздробит ли мой череп или комментариями типа: да это обычные наушники, просто звук сильно идет и все слышно…
Сегодня я постараюсь разобрать все популярные заблуждения о гарнитурах с костной проводимостью звука и расскажу вам, как за 5 минут создать свой наушник на базе этой технологии в домашних условиях, чтобы вам не приходилось верить мне на слово.
Костная проводимость звука
Технология передачи звука к внутреннему уху через кости черепа, которая широко применяется и людьми с нарушениями слуха, и без показаний. Если совсем упрощенно, то наша звуковоспринимающая система устроена таким образом, что звуковые волны сперва проходят наружный слуховой проход, а затем вызывают колебания улитки — части внутреннего уха, которая отвечает за слух.
При костной проводимости звука звуковые волны декодируются и трансформируются в вибрации, которые отправляются напрямую к внутреннему уху, в обход наружного слухового прохода, выступая как бы в качестве «барабанной перепонки».
Нередко костную проводимость звука связывают исключительно с медициной, и долгое время, по большому счету, только там она и применялась. Проще говоря, все нарушения слуха принято делить на две большие группы:
Как следствие, пациентом с кондуктивной тугоухостью могли быть показаны устройства: наушники, слуховые аппараты с технологией костной звукопередачи.
В связи с этим, Заблуждение первое: Костная проводимость — какая-то новая технология, еще не опробованная и широко не применяемая
Это не так. Появление технологии связывают с именем великого музыканта Бетховена, который, по легендам, писал музыку, потеряв слух. На самом деле слух он потерял не окончательно и сохранил частичную способность слышать внутренним ухом. Во время работы он использовал специальные трубки и тросы, которые прислонял к височной кости или закусывал зубами с одного конца, а другим прислонял к музыкальному инструменту.
Кстати о зубах. Не малую роль в развитии и осмыслении данной технологии сыграли именно стоматологи, обратив внимание на связь между «потеря зубов — ухудшение слуха». Однако еще задолго до современных исследований на эту тему, в середине 20 века был введен в обиход термин «Остеоинтеграция (Оссеоинтеграция)», и во многом благодаря результатам исследований в этой области появились в 1970-х годах имплантируемые слуховые аппараты костной проводимости.
Речь идет о процессе регенерации живой кости вокруг имплантируемого материала, и в результате ряда исследований наибольшей «уживчивостью» характеризовался титан, что тогда — в 1970-х позволило существенно улучшить качество стоматологических услуг, как минимум, а в дальнейшем определило на долгое время метод вживления слуховых аппаратов.
Речь в первую очередь идет о костных слуховых аппаратов BAHA.
Модели состояли из 3-х частей, одна из которых — как раз титановый штифт. На самом деле имплантируемые модели оказались достаточно сложными в плане «монтажа», и с начала процесса вживления до окончательного полноценного функционирования аппарата могли пройти долгие месяцы, и нередкими были случаи, когда титан не приживался.
Несмотря на столь давнюю историю костная проводимость для большинства людей была и остается диковинкой. И связано это еще и с тем, что поражения слуховой системы на уровне внутреннего уха куда более частые. Так что совсем не удивительно, когда анонсированная в Google Glass костная проводимость в дужке была принята с удивлением и широко обсуждалась в прессе.
В связи с этим, заблуждение второе: это опасно для мозга и это вообще раздробит мой череп
Презентуя нашу продукцию на выставках, я сотни раз слышал вопрос: «А это не опасно», который возникал после первого прослушивания наших наушников. Дело в вибрации, которая для тех, кто сталкивается впервые с костной проводимостью, необычна.
Сказать надо следующее: как и любые другие наушники, наушники с технологией костной проводимостью могут влиять на слух в сторону ухудшения, и с этим никто ничего и никогда не сможет поделать. Но использование костных девайсов гораздо менее опасно, нежели обычных, так как звук «обращается» к менее чувствительному органу и более защищенному, чем наши барабанные перепонки.
Череп это также не раздробит, и если бы это — было «побочной реакцией», то мы бы все давно уже были безголовыми. Дело в том, что звук собственного голоса мы слышим именно внутренним ухом. Кстати, во время костной проводимости лучше воспринимаются низкие частоты, потому и собственный голос кажется нам чуть более низким, чем потом — на записи, например. Попробуйте заткнуть уши и прочитать, скажем, какой-нибудь стих. Если в финале голова на месте, то и в будущем — все будет в порядке.
Однако подобный метод — не единственный способ испытать в домашних условиях это «чудо», и сейчас я напомню вам, как сделать наушник с костной проводимостью звука в домашних условиях за пять минут. Или за 10, если у вас есть паяльник и изолента.
Исходя из конструктивных особенностей наушников и гарнитур данного типа, «источником» вибрации в них является пьезоэлемент, который преобразует звук в механические колебания. Поэтому для начала я выбрал самый дешевый пьезозуммер без генератора.
Затем мне потребовались обычные наушники, ножницы и — в моем случае — два крокодильчика.
1. Разобрать пьезоэелемент
2. Обрезать наушники
3. Скрестить (в моем случае) синеватый и красный провод
4. Скрестить два медных провода
5. Скрестить черный провод пьезоэлемента с синеватым и красным
6. Скрестить красный провод пьезоэлемента с медной парой
Итак, прощаемся с наушниками и берем звукоизлучатель.
Излучатель тоже надо вынуть из «коробки», после чего он станет выглядеть так:
Затем оголяем провода и скручиваем их между собой.
После чего цепляем крокодильчики или паяем. На самом деле не важно, какую пару, куда цеплять: черный с цветными или красный с цветными. Важно, чтобы цветные и медные были скручены отдельно. Я сделал, как в пункте 5 и 6.
Затем включаете музыку и прикладываете пластинку к голове. Чтобы исключить эффект недоверия, так как звук из этого «динамика» вы расслышите и до того, как поднесете его к черепу, изловчитесь заткнуть уши.
Также уточню, что все наши дешевые пьезоизлучатели высокочастотные, и потому качество моего «наушника» демонстрационное в большей степени, однако все достаточно разборчиво, в чем вы сможете убедиться, поддавшись на этот эксперимент.
В связи с этим, еще один вопрос, на который мне приходилось часто отвечать: технология нигде не прижилась, и вы ее мне пытаетесь «впихнуть»
Миф, который возник из-за недостаточного просвещения и малого ассортимента потребительской электроники такого типа. На самом деле технология костной проводимости звука нашла применение в самых разных областях человеческой деятельности, а в некоторых уже даже обозначилась конкуренция. Перечислю некоторые.
Ключевая особенность гарнитур и наушников с технологией костной проводимости: они позволяют не закрывать ушные раковины, и человек остается восприимчивым к звукам окружающей среды, при этом четко различая то, что ему говорят/поют в наушниках. По этой причине такая технология широко применяется в военном оборудовании, что позволяет лучше концентрироваться и быть внимательным к командам извне и внешним обстоятельствам.
Как уже говорилось, костная проводимость используется в медицине при определенных типах нарушений слуха у взрослых и детей. Широко применяются аналоговые и цифровые слуховые аппараты имплантируемого типа — у взрослых или слуховые аппараты с оголовьем у детей.
Особенности конструкции костюма аквалангиста не позволяют использовать обычные системы сообщений, поэтому в этом случае для общения применяются девайсы с использованием технологии костной проводимости. Одним из создателей такой конструкции, к моему удивлению, был бренд Casio.
Все по той же причине — открытые уши — технология стала использоваться в спортивных гарнитурах, что позволяло бегать или кататься на велосипеде и с музыкой, и с открытыми ушами, а так как большинство таких девайсов оснащалось микрофоном, то и доступ к телефону во время занятий спортом переставал быть необходим: ответить на звонок можно было кнопкой с девайса.
В обычной жизни такие наушники вытесняют устройства Hands free, и особенно привлекательными они стали для автомобилистов, что позволяет им также и слушать музыку, и отвечать на звонки, и контролировать ситуацию на дорогах.
И если на медицинской арене самым громким именем, наверное, по сей день остаются BAHA, а в охранных системах на память приходит Kenwood, то безапелляционным лидером и эталоном для подражателей на рынке гарнитура остается компания Aftershokz.
Так как Medgadgets является официальным партнером Aftershokz в России, я коротко напомню о том, что они делают. Компания специализируется на потребительских гарнитурах с технологией костной проводимости, и в настоящее время в линейке две модели:
Также стало известно, что в начале года следует ожидать новую версию:
Компания презентовалась на одном из CES, и сегодня неизменно присутствует в прессе в качестве одних из лучших наушников для спорта или лучшим вариантов гарнитур с технологией костной проводимости.
Приглашаю посмотреть на беспроводную версию наушников — Aftershokz Bluez2
Девайс продается в коробке, и внутри, кроме шаушников, вы найдете чехол для них, «дополнительное оголовье», пару маленьких светоотражателей-наклеек и провод для зарядки.
Сама коробка оформлена на английском, но благодаря понятной символике, ее прочтение не составляет труда, и любой, кто возьмет ее в руки без проблем догадается, что там — именно наушники.
Внешне они представляют собой цельную, несгибаемую конструкцию, по краям которой располагаются источники звука и микрофоны.
Микрофонов — несколько. И их количество продиктовано конструктивными особенностями наушников такого типа, чтобы лучше различать ваш голос. При этом в Aftershokz используется специальная интеллектуальная технология «отсеивания» посторонних шумов.
Откровенно говоря, дизайн устройств такого типа очень замкнут, так как они в прямом смысле «на»-ушники и крепятся, благодаря тому, что дужки перекидываются на уши, источники звука фиксируются на скулах, оставляя уши открытыми.
Кнопка, которую вы видите, активна, и с ее помощью можно, например, ответить на звонок. Вообще надо сказать, что позиционируя себя как безопасные наушники для спорта, Aftershokz вынесли все необходимые элементы управления на корпус девайса, чтобы во время бега или поездки на велосипеде меньше отвлекаться на телефон.
В некоторых случаях для лучшего крепления на голове можно использовать «дополнительное оголовье» — силиконовую как бы прослойку, которая, как уже говорилось, прилагается.
Дизайн Bluez2 существенно переосмыслен относительно первой версии. Те же кнопки «ушли» с затылка, удобно расположившись сбоку. За ними следом отправился аккумулятор, что сильно сказалось на балансе наушников и комфорте при ношении.
Динамики также слегка модернизировали:
Aftershokz Bluez2 синхронизируется с устройствами с помощью Bluetooth, не требуя никаких дополнительных приложений или настроек.
Обратите внимание, что никаких «дырочек» на динамиках нет:
Однако звук вам слышен:
И в связи с этим, еще одно заблуждение, которое я слышал от наших клиентов: это просто звук близко к ушам и поэтому все слышно
Это не так. Прежде, чем изрезать на опыты штук 6 наушников, я последовательно прикладывал динамики к скулам и височным костям, затыкая уши. Ничего не слышно!
Кстати, учитывая области применения, следует добавить и еще одно заблуждение относительно «спасительных» качеств наушников с технологией костной проводимости.
Они не заменяют слуховой аппарат, так как звук никак не усиливается дополнительно. И хотя в некоторых случаях при абсолютно здоровом внутреннем ухе их использование слабослышащим позволит слушать музыку, смотреть фильм или общаться по телефону, в обычной жизни при устных диалогах наушники, разумеется, бесполезны.
В финале я продублирую ссылки на наши посты по этой теме, которые приводил ранее:
А также напомню тем, кто захочет купить продукцию Aftershokz в Medgadgets, что для читателей Geektimes у нас действует специальный код GEEK, который дает скидку 7% на весь каталог наших товаров.
Хочется верить, что был вам полезен и
Всего доброго!
Костная проводимость в кругу меломанов: от истоков до наших дней
Добрый день, уважаемые читатели. Сегодня хотелось бы рассказать вам о таком феномене, как костная проводимость звука. Рассуждения о подобного рода гарнитурах в сообществах аудиофилов негласно считаются в известной степени дурным тоном, однако из песни слов не выкинешь.
Проблема снисходительного отношения к наушникам с КП отчасти заключается в том, что под них все еще толком не сформирована своя категория. Рынок «Bone Conductions» лишь к 2024 году должен перешагнуть отметку оборота в полмиллиарда долларов. Таким образом, наушники с костной проводимостью при сравнении неминуемо сталкиваются с классическими моделями, а не со своими собратьями по технологии.
Другой момент: как мне указали, отчет, из которого я заимствовал цифры, несколько занижает значения. Тут я сошлюсь на своего ближайшего друга Леонида, который работает со многими крупными брендами электроники, а потому имеет доступ к их цифрам.
По его словам, оборот только одного из брендов — Aftershokz, лидера текущего рынка наушников с костной проводимостью — за 2018 год как минимум покрыл всю отчетную цифру, а стало быть на другие бренды из документа не пришлось никаких продаж.
Впрочем, этой гипотезе тоже можно верить. Я, например, последние упоминания о наушниках с костной проводимостью от Panasonic встречал года три назад, но без особого позиционирования их в ассортименте.
Иными словами, на текущем рынке по сути есть один игрок, который противостоит обычным наушникам и получает все оплеухи от слушателей. И не всегда справедливо. Например, если бы мы имели с десяток крупных имен, то они спокойно бы сопоставлялись между собой, не влезая в основной рынок — и все было бы чинно-благородно.
Что думают читатели Stereo
Прошел год с последней более или менее основательной беседы на портале, где обсуждались кое-какие тонкости. Мнения не то, что бы поделились, но из комментариев наиболее точно передающим, чего вообще стоит ждать от таких гарнитур, я бы назвал этот.
Здесь автор достаточно точно попал в определение, которым я сам бы наделил эти наушники — они, скажем так, жанровые. То есть восприятие качества звука сильно разнится в зависимости от того, что конкретно играет.
Полагаю, что подобная ситуация характерна для любых излучателей звука. Безусловно, неплохо было бы иметь некие эталонные наушники, с которыми можно было бы сравнивать весь рынок, но пока — увы.
Чаще же всего негативные отзывы, которые я встречал в сети, были достаточно поверхностными и абстрактными: «да это вообще не наушники» или «плохой звук». С первым, конечно, спорить проще всего: если уж на то пошло, это все прочие наушники — не наушники, а «вокругушники» (полноразмерные) или «вушники» (если речь о капельках). Костные-то как раз надеваются именно на уши.
А с определением «плохой звук» разбираться всегда сложнее. Например, комментарий выше относится к моделям Aftershokz линейки Trekz, и там ко всем прочим особенностям пьезокерамического динамика добавляется SBC-кодек, который имеет не самую лучшую, скажем так, пропускную способность.
В современной модели костной гарнитуры Aeropex стоит кодек Qualcomm QCC3024. Вторая проблема — конечно, индивидуальное восприятие. Быть же объективным в тестах КП-наушников почти невозможно.
Скажем, есть портал RTings, который разложил по полочкам упомянутые выше AIR, но на каждую такую полочку добавил тезис о том, что скорее всего классическая аппаратура для тестов тут неуместна, потому что на такие пьезодинамики она не рассчитана.
Строение наушников Aftershokz
Затея логичная, так как это попытка без личных характеристик описать возможности наушников, но в целом она дает сбой и очень напоминает соответствующую картинку о равных условиях для всех.
Себя лично я бы относил не к аудиофилам, а к меломанам, которые в целом готовы на компромиссы, лишь бы что-то играло фоном. Причем мой музыкальный вкус достаточно прост: Наутилус, Высоцкий, Башлачев, Песняры, Самоцветы.
Это примерно проясняет, какие требования к звуку я могу предъявлять. И для меломанов фоновый звук во время их обычных занятий, воспринимаемый через кости, достаточно хорош. С чем не согласен человек, полагаю, значительно более требовательный — пользователь Tess, который, например, не готов мириться с такой передачей.
Возможно, важно учитывать и такой нюанс при первом прослушивании, как будущая модель использования. Об этом предлагаю порассуждать чуть подробнее.
Костная проводимость — для спорта
Условия, в которых производители предлагают использовать наушники с костной проводимостью — это спортивные мероприятия.
Основная особенность таких наушников в том, что они не закрывают уши, а это в свою очередь повышает безопасность, так как человек продолжает реагировать на окружающие звуки, сигналы автомобилей и т.п.
Безусловно, ориентация в пространстве сохраняется не на 100%, что подтверждено исследованием, однако критические звуки вроде громкого сигнала автомобиля различимы, и на них можно своевременно среагировать.
Сосредоточенность же и концентрация в условиях бега или велотренировки — на других факторах. Мало кто выходит на пробежку с целью насладиться кристальным звучанием любимых песен. И, напротив, чтобы создать условия для прослушивания люди тратят годы, деньги, выверяют по миллиметру расстояние от колонки до колонки.
Вот и выходит: нужна ли вам мотивирующая музыкальная поддержка на час-полтора или нет. Если нужна, то костная проводимость — неплохой выбор. Изначально наушники такого плана создавались как средство, повышающее осведомленность об окружающей обстановке. Это средство умеет извлекать музыку и покрывает весь стандартный слышимый диапазон: 20–20 000 Гц, — во что, кстати, зря не верит, например, Rodomir.
Восприятие диапазона тоже зависит от некоторых особенностей. Звук в твердых телах хоть и способен распространяться, но затухает там быстрее, чем в воздухе, а потому слышимость зависит и от строения кости, и от того, на какое место вы накладываете динамик. Слушать-то можно хоть через локоть, но тогда о «20–20 000», конечно, говорить уже не придется.
Проблема же безопасности, которую призывают решать, на самом деле стоит достаточно остро. На Западе, конечно, острее, но по нашей статистике аварий и несчастных случаев с участием пешеходов и велосипедистов тоже можно сделать кое-какие выводы.
Бывшие союзные республики обсуждают и вводят ограничение в ПДД на использование наушников. В России что-то подобное обсуждалось в 2016 году и касалось прицельно велосипедистов.
Мой личный опыт таков, что капельками я пользуюсь только в транспорте, переходя же дорогу и просто во время прогулки стараюсь уши держать открытыми, потому что теперь еще и самокаты всякие.
Надо отметить, что и производители классических массовых ушей о безопасности так или иначе думают. В качестве одного из примеров можно привести функцию аудиопрозрачности, которая благодаря Apple скоро станет на слуху.
У Samsung в IConX это работало, например, таким образом: пользователь мог активировать внешний микрофон, который захватывал и усиливал звуки улицы, пропуская их поверх музыки. Мне для восприятия показалось сложным, когда все в одну дырку.
Но безопасность — прежде всего!
Звук не на первом месте
Для того, чтобы понять, почему производитель так долго не инвестировал в качество звучания, надо немного покопаться в истории костной проводимости как способа восприятия.
История же начинается издавна. Впервые на такой способ восприятия обратили внимание еще в 1500-х годах. Джероламо Кардано (его именем назван карданный вал) в книге De Subtilitate описывает способ восприятия звука через зубы, закусив деревянный предмет. Первое более или менее основательное диагностическое описание приходится на конец того века: в 1589 году Капивачи подвел стальной стержень к музыкальному инструменту.
Принцип его эксперимента заключался в том, что если человек слышит звук таким образом, то поражение находится на уровне барабанной перепонки. Если не слышит — поврежден слуховой нерв.
С тех пор и почти до наших дней костная проводимость существовала исключительно в контексте медицины. И костные аппараты как единственный способ слышать не сильно заморачивались над качеством того, как именно звук доходит до человека.
Следующий значительный этап развития — концепция безопасности. Если механическая костная проводимость (первые патенты были еще в 1880 году) могла быть достоянием публики (скажем, известны специальные веера для театров), то электрическая, в первую очередь, заинтересовала армию.
И не в том смысле, конечно, что бравый вояка мог и музычку послушать, и звуки природы. Скорее, он мог и получать команды руководства, и контролировать неприятеля. Опять же, согласимся заочно, что особых претензий к частотным характеристикам не было.
И лишь в последние лет 15 они появились, и за этот короткий срок наушники стали звучать приемлемо для массового пользователя. Так что если на секунду задуматься, то те же Aftershokz совершили революцию в этой области.
Ну и в качестве шутки, мне всегда льстила мысль о Бетховене, чье имя связывают с костной проводимостью: когда он начал терять слух, то прикладывал специальные трубки к височной кости.
А так как он — не последнее имя в музыкальном сообществе, и его все устраивало, то с чего бы и мне возмущаться?
Специальные устройства для слуха из музея Бетховена
Опасно для здоровья и нет басов
Большая часть критики — спорная, сложная, с нюансами, на которые один слушатель не ответит другому никогда. Однако наиболее часто сталкиваешься с двумя положениями о костной проводимости: «это опасно для здоровья» и «нет баса».
Про здоровье пояснить проще. Восприятие звука через кости относится к естественным особенностям нашего организма, и звук собственного голоса мы воспринимаем по большей части именно так — что, к слову, обеспечивает разницу при прослушивании себя на записи. Если человек заткнет уши, то слышать себя не перестанет, и раз уж головы наши до сей поры не взорвались, то нет смысла опасаться и дальше.
Люди, которые обещают некроз тканей от костной проводимости правы лишь отчасти. Я в свое время пристально перерыл базу NCBI, чтобы понять, насколько вредным может быть использование именно пассивных наушников. Ни насколько. Ни одного серьезного документа или исследования мне найти не удалось. По поводу же некрозов и прочих страхов — тут вот какая история. Речь с высокой долей вероятности идет о слуховых аппаратах на базе костной проводимости.
Их устройство отличается от устройства наушников, и они в основной массе все еще имплантируемые. Вначале вживляется титановый штифт в кость черепа. Несмотря на то, что титан — лидер по приживаемости, в ряде случаев проходит гладко не все. Ткани вокруг штифта действительно могут омертветь и т.п.
Но это речь о хирургическом вмешательстве, которое к потребительскому опыту отношения не имеет. В пользу безопасности говорят и такие косвенные факты, как активное проникновение технологии в детскую медицину (AdHear, Oticon), где обычно не принято так рисковать, как со взрослыми.
Справедливости ради надо отметить и обратную сторону: одно время считалось, что прослушивание музыки в костных наушниках куда безопаснее — причем мнение бытовало и в популярной литературе. Например, в книге «Компьютер для людей с ограниченным возможностями».
Это тоже не совсем так, и сегодня медицина уравнивает вред для слуха обычных наушников и костных. Выходит, что наушники с КП не безопаснее, но и не опаснее обычных наушников для прослушивания.
С басовитостью все чуть сложнее. На мой взгляд, правильнее говорить, что в таких наушниках не отсутствует бас, но бас в большей степени ощущается, нежели слышится. Та самая вибрация, колебания, которые ощущаются на низких частотах — это в общем-то он и есть. По этому поводу есть разногласия — опять же из серии «да кому это надо».
Не могу сказать, что это фантастическая киллер-фича, но могу сказать, что такая особенность западным рынком имеется в виду. Есть проекты — например, Woojer или SubPac — конкурентное преимущество которых как раз в подобном виброотклике.
По замыслу создателей, это дает эффект «3D-музыки», человек может почувствовать во время прослушивания дрожание, как на настоящем концерте. В наушниках же это происходит из-за особенностей излучателя.
Костная проводимость на рынке
Согласно отчету, наиболее перспективными направлениями, где востребованы наушники с костной проводимостью, являются спорт, медицина и «другое». Про другое расскажу отдельно, поскольку о первых двух пунктах уже сказано достаточно.
Единственным дополнением тут может служить то, что софтово вроде как появилась возможность дооптимизировать потребительские гарнитуры до уровней слуховых аппаратов. Один из примеров — приложение Petralex, но сам я его не тестировал и утверждать не буду.
Из ключевых игроков массовых имен не много: Panasonic, Motorola. Реальный же лидер рынка один — это компания Aftershokz, известная, впрочем, и на Stereo по обсуждениям и по новостям. Занимается она исключительно гарнитурами с костной проводимостью звука, так что анонс OptiShokz (очки эти у меня есть) пока все еще на стадии анонса.
Своей основной аудиторией до текущего года они считали бегунов, велосипедистов, триатлонистов, а в 2019 к ним должны присоединиться пловцы из-за модели-плеера XTrainerz.
Любопытно, кстати, что свою историю компания на начальном этапе продвижения в массы аналогично пыталась связать с медициной. Скажем, один из громких совместных проектов с Microsoft — помощь людям с ограниченными возможностями.
Что касается Aftershokz
Откровенно говоря, я выступаю кем-то вроде блогера, увлекаюсь современными гаджетами и по долгу службы, и по зову сердца.
С костной проводимостью познакомился давно, а Aftershokz слушаю с первых моделей.
Мне сложно оставаться беспристрастным особенно после того, как я коротко перечислил свои музыкальные предпочтения. Другое дело, что я не совсем разделяю и мнения других блогеров из серии «кристальный звук». Но утверждения типа «вокал в музыке и подкастах чист» звучат честно.
По текущей флагманской линейке я прочитал порядка 10 обзоров и понимаю, что объективное мнение сформулировать сложно, так что мне ближе и справедливее показался материал CNet.
Его суть в том, что они сравнивают предыдущую модель с новой — и это реально небо и земля. В целом, могу подтвердить, что по состоянию на сегодня ни в дорогих, ни в дешевых сегментах (мой опыт — это в том числе и наушники с алиэкспресс) конкурентов по качеству звука нет.
По-прежнему любой обзор будет отмечать, что низкие частоты — не самая сильная их сторона, но там это (насколько это приемлемо) опять-таки чуть компенсируется виброоткликом. Один мой знакомый с куда более лучшим слухом характеризует ассортимент как «серединно-ориентированные».
Будущее за костной проводимостью?
Рынок устройств с костной проводимостью достаточно большой, но на потребительском рынке они участвуют только в нише спортивных наушников. В целом, идея и концепция повышения безопасности вне помещения — понятна и должна бы беспокоить людей.
Думаю, что в будущем скорее сформируется общий рынок «безопасных» наушников, где существенная роль будет отведена КП. Сейчас наушники открытого типа уже создаются (Sony), плюс появляются занятные технологии типа аудиопрозрачности (Samsung, Apple). Так что есть куда расти.
Если же говорить про сегодняшний день, то применение технологии в остальной электронике уже подыскивается, и появляются довольно странные проекты. Например, браслет для часов, который позволял бы слушать информацию через палец. Или аналогичное кольцо.
Но объективно все это крутится пока возле головы, поэтому в большей степени меняются формы устройств, нежели концепции и содержания. Очки-наушники — пожалуйста. Кроме OptiShokz есть и еще несколько вариантов, в том числе Zungle.
Что слушать, подойдут ли, и какие вообще итоги?
В итоге, я хотел бы донести мысль, что к нынешнему дню такие наушники уже не требуют суперснисхождения. Слушать в них можно абсолютно все, но надо быть готовым к тому, что какая-то музыка вас удивит, а какая-то порадует. Сравнивать же их с обычными наушниками — это все равно что сравнивать электронную книгу с бумажной.
Тут можно справедливо заметить, что какая бы ни была книга, а потребляемая на выходе информация — одна и та же. Тогда просто представьте, что вы читаете «Фауста» в переводе Пастернака и Холодковского. Информация та же, объем полный, но у каждого свои особенности.
Наименее детализированные композиции вроде поп-музыки в костных наушниках уже давно не вызывают недоумения и звучат реально хорошо. Плюс — это все-таки массовый продукт, который имеет и достоинства, и недостатки продукта массового, так что уместны ли тут наши мужские комментарии про «не те ощущения»?
Подойдет ли этот формат персонально вам — скорее зависит от вашего характера. Ведь как уже упоминалось, некоторые пользователи не согласны с этим мириться даже отчасти, в то время как некоторые вполне адаптировались, нашли приемлемый жанр и с удовольствием пользуются.