Навигационные пломбы что это
Электронные навигационные пломбы ГЛОНАСС
У одного производителя пищевой продукции до склада покупателя не доехала фура со жвачкой. Ущерб превысил не только цену транспортного средства с прицепом, но даже превзошел сумму, если бы в этом же грузовике перевозились телевизоры. Этого бы не случилось, или груз в результате смогли бы найти полицейские, будь на автомобиле электронная навигационная пломба со спутниковым сообщением.
Цифровые способы защиты груза
Электронные системы защиты и слежения за грузом помогают автоматизировать процесс перевозки и мониторинга. Цифровые способы позволяют получить точную информацию о передвижении товара, чем обеспечивают надежность и контроль перевозки. Для реализации этих задач используются следующие приспособления:
Каждое из перечисленных устройств устанавливается на контейнеры, вагоны, фуры или цистерны. При использовании традиционной пластмассовой пломбы удается лишь установить факт вскрытия. Цифровые же аналоги определяют координаты перевозимого груза, чтобы человек мог принять необходимые меры.
Что такое пломба ГЛОНАСС
Пломба ГЛОНАСС – это электронное приспособление, определяющее и передающее по спутниковой связи координаты объекта, на котором оно установлено. Внешне прибор выглядит как коробка, умещается в ладони. Оснащен запирательным тросом. Устанавливается на двери фуры, вагона, контейнера.
Прибор «следит» за расположением объекта, целостностью устройства и другими данными, которые постоянно передает на диспетчерский пункт. Комплектация пломбы:
Модемы с назначенной пользователем периодичностью передают с пломбы, имеющей уникальный номер, бинарный сигнал, в котором заложена информация о манипуляциях с объектом. Двухсистемный приемник постоянно отслеживает через ГЛОНАСС и GPS местоположение груза, хронометр фиксирует время передачи данных. Приемный модуль LPWAN контролирует все привязанные к нему пломбы, собирает информацию и передает диспетчеру.
Пломба ГЛОНАСС
Предназначение
Главное предназначение цифрового средства мониторинга – наиболее полный контроль перемещения товаров в режиме реального времени и предотвращение хищения продукции. Электронная пломба GPS/ГЛОНАСС имеет плюсы:
Онлайн-слежение за движением, например, контейнера, снижает издержки и расходы на безопасность без потери производительности предприятия.
Нормативно-правовые документы
Установка и снятие электронных пломб ГЛОНАСС регламентируется нормативно-правовыми документами, разработанными, Правительством, Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральной таможенной службой. Главным документом является Приказ Минтранса РФ от 14.01.2020 г. № 13, регулирующий транзитные перевозки через Россию всех видов грузового транспорта, предусматривающие использование идентифицирующих пломб.
Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2019 года № 1877 с тремя приложениями предъявляет требования к самим устройствам. В документе описываются нормативы технического обеспечения пломб, а также способы их установки.
Те, кто устанавливает цифровые маяки на объекты, также могут опираться на Приказ Министерства транспорта РФ от 29 мая 2019 г. № 155. Он предъявляет требования к условиям применения запорно-пломбировочных устройств.
Согласно статье 28 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», каждый вагон должен пломбироваться. На электронные пломбы этот свод правил также распространяется. Федеральный закон от 28.12.2013 № 395-ФЗ содержит всю необходимую информацию об «ЭРА-ГЛОНАСС».
ЭРА ГЛОНАСС
Требования к операторам электронных пломб
Установкой электронной пломбы занимается оператор пломбирования. Он действует в соответствии с нормативными актами Министерства транспорта Российской Федерации. Реализацией навигационных приборов подобного типа занимаются специализированные организации, имеющие лицензию Минтранса.
При этом фирма должна быть зарегистрирована на территории России. Важно, чтобы она имела в распоряжении не менее 15 тысяч пломб отечественного производства, а также техническое обеспечение, способное одновременно собирать информацию не менее чем с 80 тысяч машин, вагонов, контейнеров и т.д.
У компании также должен быть рабочий сайт, чтобы перевозчики могли взаимодействовать с системой, и колл-центр, работающий 24/7 и вещающий на русском и английском языках. Когда автомобиль транзитом проходит по территории Российской Федерации, на него могут обязать установить пломбы ГЛОНАСС в пунктах пропуска. В первую очередь это связано с перевозкой санкционных товаров.
Ставить прибор или нет, решают Ространснадзор или сотрудник ФТС. Процесс занимает не более 5 минут. Водителю выдается учетный талон, этот пропуск необходимо сохранить до выезда из России.
К сведению. Для пересечения российской границы с оператором пломбирования необходимо связываться примерно за два часа до подъезда к пропускному пункту.
Тестирование навигационных пломб
Проверка устройств заключается в исследовании надежности и функциональности работы приспособлений. Производители проводят тестирование электронных пломб, работающих в системе ГЛОНАСС, по следующим параметрам:
Отечественные изделия успешно проходят тестирование. Большинство уже проверено на транзите санкционных продуктов из Украины в Казахстан через Россию.
Навигационные пломбы «Стерх» и «Сириус»
Электронная пломба российского производства «Стерх», работающая со спутниками ГЛОНАСС, а также казахская «Сириус» тестировались одними из первых. Прибор из России был сопряжен с IT-инфраструктурой «ПЛАТОН».
«Сириус» производит инженерно-промышленный концерн «Страж». Устройства передают данные на ЭВАК – казахский аналог ГЛОНАССа. Установка «Сириуса» на запорные механизмы дверей фуры занимает не больше минуты. Это время тратится на затягивание троса и дистанционную активацию устройства. Причем интерфейс понятный, а управление доступно с мобильного телефона.
Навигационные пломбы «Сириус»
«Стерх» – более тяжелая пломба. Вес превышает предшественника на 700 граммов (1,2 против 0,5 кг). Отличается тем, что трос необходимо несколько раз продевать через запоры створок объекта. При этом дополнительно пломбу крепят нейлоновыми стяжками, чтобы предотвратить тряску устройства.
В результате установка «Стерха» занимает порядка 15 минут. Кроме того, по результатам исследования выявилось, что отечественная разработка хуже справляется с воздействием окружающей среды – воды, грязи и пыли.
НА ЗАМЕТКУ. Загрязнение во время тестирования «Стерха» приводило к ложному срабатыванию экстренного сигнала и сбою при передаче данных.
Интеллектуальный комплекс «Биглок»
Компания «Страж» выпустила еще одно силовое механическое запорно-пломбировочное устройство – «БигЛок», которое, по словам производителей, превосходит все остальные разработки в этой области. Приспособление эксплуатируется на протяжении почти 5 лет. В создании прибора принимали участие ведущие специалисты (около 10 лет), купили устройства уже сотни логистических компаний.
Интеллектуальный комплекс «Биглок»
«БигЛок» дистанционно контролирует состояние запирательного механизма в режиме реального времени. Кроме того, выносные датчики прибора следят за грузом и передают информацию на диспетчерский пункт, если ситуация вышла из-под контроля.
К сведению. «БигЛок» передает данные по трем каналам и за секунды выявляет нарушение целостности. Устанавливается на штатные места, предусмотренные конструкцией объекта.
Преимущества и недостатки пломб ГЛОНАСС
Главное преимущество пломбы ГЛОНАСС – автоматизированный контроль перемещения грузов и определение местонахождения объекта. Пользователю удается оперативно принимать меры по предотвращению воровства товара или возникновения другой внештатной ситуации.
Тем не менее, отдельно пломбы ГЛОНАСС могут только фиксировать факт нарушения целостности. Без дополнительных гаджетов функционал прибора снижается.
Преимущества | Недостатки |
Определение координат автомобиля и груза с точностью до 5 метров | Электронная система может выйти из строя |
Удаленное отслеживание маршрута | Интерфейс, требующий обучения работы с ним |
Контроль движения и стоянки машины, состава, контейнера | Необходимость иметь дополнительные технические мощности и программное обеспечение |
Понимание того, как используется автомобиль водителями | Работа с другими цифровыми приспособлениями для раскрытия функциональности |
Автоматизация документооборота и формирования отчетов | Дополнительные материальные расходы |
Современные технологии снижают влияние человеческого фактора на производственные процессы. Установка навигационных пломб реализует возможности, которые до появления таких приборов считались недоступными. Пользователи полностью контролируют перемещение товара, не переживая за целостность и сохранность.
На все фуры из Польши теперь ставят пломбы — дальнобойщики рассказали, как устроен процесс
В последние недели дальнобойщикам, которые въезжают или выезжают из Беларуси через Литву и Польшу, приходится непросто. Сперва из-за закрытия польского пункта пропуска «Кузница» увеличилась очередь на выезд из нашей страны — время ожидания в некоторых случаях составляло семь-восемь дней. А сейчас очередь появилась и на въезд в страну — все из-за того, что на фуры начали вешать навигационные пломбы. Сложнее всего ситуация в пункте пропуска «Козловичи»: некоторым водителям пришлось ждать оформления приборов по шесть-семь часов. Zerkalo.io пообщалось с водителями и рассказывает, как происходит оформление и выдача приборов.
Синий прибор — это и есть навигационная пломба
О чем идет речь?
Напомним, белорусское правительство решило: все ввозимые автотранспортом с территории Польши в Беларусь товары в обязательном порядке должны оснащаться спутниковыми навигационными пломбами. Постановление вступило в силу с 8 декабря.
Для литовского направления такое же решение действует уже несколько месяцев — с 30 августа. Кроме того, с 8 декабря правительство в два раза подняло тариф на услуги установки пломбы и ее отслеживания — до 10 базовых величин (290 рублей).
Литовские и польские перевозчики недовольны этими инициативами.
Нововведение не касается грузов, которые следуют транзитом через Литву из Калининграда в Россию, а также тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, проезд которых предусматривает наличие специального разрешения.
Пломба — это навигационное устройство, которое позволяет в режиме реального времени наблюдать за передвижением транспорта. Услугу оператора по отслеживанию грузовиков осуществляет РУП «Белтаможсервис».
Козловичи. «Вешают пломбы на все подряд фуры»
На этой неделе дальнобойщик Алексей везет груз из Германии в Россию. В пятницу вечером мужчина приехал к польскому пункту пропуска «Кукурыки» на границе в Беларусью. Очередь из машин была небольшая — метров 500. Польскую сторону он прошел как обычно, а вот в родном пункте пропуска «Козловичи» застрял на несколько часов из-за очереди на оформление навигационной пломбы.
— Я понял, что творится что-то неладное уже когда парковался: чтобы найти место я сделал по стоянке два круга, а раньше сразу можно было стать. Захожу в зал оформляться: там темно от людей! Все толпятся, протиснуться не могут, только слышно с разных сторон: «Разрешите, простите, дайте пройти», — говорит водитель.
— Подошел, как обычно, в первое окно к сотруднице таможни: там работали с документами минут пять. Потом девушка посылает меня в окна «Белтаможсервис» (БТС) — на оформление документов для опечатывания моего полуприцепа навигационной пломбой.
Водитель недоумевает: загрузка была в Германии, почему ему тоже нужна пломба?
По телефону колл-центра «Белтаможсервис» сообщили, что навигационные пломбы устанавливают на грузовики, которые едут из любой страны, но при этом пересекают территорию Польши или Литвы. При этом на порожний и другой транспорт (например, легковой) устройства также могут устанавливаться — решение об этом принимает таможенная служба.
— В восемь окон БТС выстроились огромные живые очереди. Ждать пришлось долго — моя очередь подошла часа через четыре, потом стоял в кассу час, оттуда снова в окно БТС, потом на улицу и снова в окно. Как шарик — туда-сюда. Люди стояли и возмущались, мол, по какому праву. А в ответ их коллеги из Беларуси отвечали: какое вы право и закон вы тут мечтаете найти?
Сколько действий и каких пришлось сделать Алексею, чтобы опломбировать полуприцеп:
По словам Алексея, в общем сложности на все процедуры и ожидание ушло шесть-семь часов.
— К счастью, моя пломба активировалась нормально. Но были коллеги, у которых устройство не подключалось к системе слежения, им приходилось задерживаться, чтобы сотрудники БТС устранили эту проблему.
Пока Алексей ждал в очереди, то просматривал профильные водительские чаты в мессенджерах — дальнобойщики возмущались из-за вынужденного долгого ожидания, вызванного необходимостью устанавливать навигацию. Мужчины сбрасывали фото и видео коллапса, который творился в зале.
— Снимать и сдавать пломбу мне надо будет на границе Беларуси и России. Предполагаю, что и на эту процедуру будет очередь.
Так в минувшую пятницу выглядела часть зала в пункте пропуска «Козловичи», где оформляют навигационные пломбы
Еще один водитель, Вадим, ехал через Козловичи в Беларусь этой ночью. В сопредельном пункте пропуска время ожидания оформления заняло у него полчаса. На белорусской стороне — около четырех часов. Причем на таможенном оформление очереди практически нет — все стояли за пломбами.
Мужчина отметил один нюанс: на право получения пломбы нужна доверенность от фирмы. Так как постановление по этим устройствам вступило без предварительного информирования, у многих водителей этого документа просто не оказалось при себе.
— Водители обращались в свои фирмы, доверенности им делали и присылали. Они проходили распечатанные, без оригинальных печатей. Но чуть позже, когда информация уже распространилась, эти документы начали присылать еще до заезда на оформление.
Берестовица. «Толпа водителей, и у всех протестное настроение»
Сергей гоняет легковые машины из Германии в Беларуси, работает он на ипэшника. В Европу он едет как командированный, на маршрутке, а обратно — на автомобиле, который покупает заказчик. Легковушка, которую своим ходом гонит белорус, оформлена как груз и имеет CMR-накладную.
— Оформляться на границе я всегда еду вместе с дальнобойщиками, разве что в колейке (очереди из фур — Zerkalo.io) не стою. А вот в терминале приходится ждать. Раньше времени уходило не больше часа, а прошлой ночью ожидание в Берестовице растянулось часов на шесть — оказалось, на мой автомобиль тоже надо вешать навигационную пломбу. Правда, я не понял почему — я же не осуществляю международные перевозки грузов, — рассказал мужчина.
Сперва Сергей постоял в тех же очередях, в которых стоят дальнобойщики. С кассой тоже были проблемы — она закрывалась на длительные перерывы и водителям приходилось просто ждать, когда она снова заработает. Потом водитель пошел с сотрудником БТС устанавливать прибор на машину.
Так как машина выезжать из Беларуси не будет, ее загнали на склад временного хранения (СВХ) на таможне. Там с авто должны снять навигационную пломбу и закрыть перевозку (закончить рейс). Но прошло уже несколько часов, а сотрудник таможни все не идет.
По словам водителя, собралась толпа водителей, «и у всех протестное настроение».
По информации дальнобойщиков, колейка в сторону Беларуси к пункту пропуска «Козловичи» значительно подросла. 11 декабря в 15.45 она растянулась примерно на 20 км.
Привалка. «Очередь небольшая, но три часа на пломбу ушло»
Еще один белорусский дальнобойщик, Алексей, сегодня ночью пересекал границу со стороны Литвы, через пункт пропуска «Привалка».
— На литовском направлении уже несколько месяцев вешают пломбы, поэтому нет такого аврала, как на границе с Польшей — немного набили руку. Да и в Привалке поток машин меньше, чем в Козловичах. Но я уверен — если людей машин станет больше, то и здесь будет ад, — рассказал водитель.
У Алексея на оформление и получение пломбы ушло около трех часов. Схема оформления была такая же, как описана выше еще одним Алексеем из пункт пропуска «Козловичи». Наш собеседник убежден, что с границы можно было бы выехать и побыстрее, при правильной организации работы службы БТС, но «окна вечно закрывались на перерывы и пересменки».
— То менялись сотрудники БТС, то в кассе, то люди, которые вешают пломбы. Считаю, что больше всего была задержка из-за кассы. БТС работал через два окна, а оплата идет через одно окно, получается «бутылочное горлышко». Эти 290 рублей за пломбу можно оплатить через ЕРИП, но не у всех есть белорусские банковские карты — многие перевозчики иностранцы и им надо стоять в кассу.
Экономия или необходимость: для чего нужны навигационные пломбы
Государственный таможенный комитет Беларуси активно внедряет практики, которые позволяют перевозчикам максимально удобно пересекать границы, рассказал заместитель председателя ГТК Андрей Большаков.
Одним из таких проектов является использование таможенных пломб: они помогают оперативно отследить маршруты большегрузов. Планируется, что эта система станет единой на всей территории ЕАЭС.
Мера борьбы с COVID-19
«В Беларуси система была создана с нуля менее чем за два года. Острая необходимость в активизации работ по ее внедрению в промышленную эксплуатацию возникла в середине 2020 года, когда электронное отслеживание автомобилей применялось как одна из мер борьбы с распространением коронавирусной инфекции», – рассказал Большаков.
По его словам, сейчас вопросы применения навигационных пломб регулируются каждым из государств-членов ЕАЭС самостоятельно.
Также с 2018 года на площадке Евразийской экономической комиссии ведется работа над проектом соглашения о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок, где будут закреплены единые правила применения навигационных пломб на всей территории союза. Его планируется подписать уже в этом году.
Когда ставят навигационные пломбы
Как отметил зампред ГТК, устройства устанавливают при въезде фур, которые занимаются международными перевозками, на территорию Беларуси в 12 республиканских автомобильных пунктах таможенного оформления. Здесь же пломбы и снимают при выезде из ЕАЭС.
По три таких пункта находятся на границах с Украиной и Польшей, два – с Латвией и четыре – с Литвой. Запускается навигационное устройство с помощью специального мобильного приложения.
«Белорусская система отслеживания позволяет применять любые виды навигационных пломб. При тестировании системы до ее введения в промышленную эксплуатацию были апробированы навигационные пломбы различных производителей, которые приобретались национальным оператором», – подчеркнул Большаков.
Всего с начала реализации проекта (с июня 2020 года) на территории Беларуси осуществлено более 70 тысяч перевозок с применением специальных пломб.
Из чего состоит пломба
Белорусские таможенники используют электронную навигационную пломбу, которая состоит из электронного блока многоразового применения и элемента пломбирования. Как пояснил зампред ГТК, в отдельных случаях при перевозках по территории республики, совместно с навигационной пломбой применяют специальное крепежное приспособление. Его разработал национальный оператор Беларуси в соответствии с требованиями таможенников.
Для чего нужны навигационные пломбы?
«Навигационные пломбы применяются при выявления признаков несоблюдения законодательства, а также при неоднократном нарушении перевозчиком правил транзита товаров. Также они позволяют сокращать количество мер таможенного контроля в пунктах пропуска за счет направления товаров под такой пломбой для контроля внутрь страны», – подчеркнул Большаков.
При этом он обратил внимание на то, что пломба не приобретается перевозчиком в собственность. Это услуга, которую оказывает национальный оператор перевозчику. Тариф составляет пять базовых величин (на сегодня это 29 белорусских рублей – Sputnik), включая налог на добавленную стоимость.
Экономия есть?
Большаков пояснил, что использование навигационных пломб вызвало заинтересованность у перевозчиков. Дело в том, что это менее затратный способ контроля за автомобилями.
Например, при транзите товара под сопровождением от Бреста до белорусско-российского участка государственной границы республики стоимость такой услуги составит порядка 300 долларов США. Фактически это в шесть раз больше, чем в случае перевозки под навигационной пломбой, добавил заместитель председателя ГТК.
Что использовать – навигационные устройства или таможенное сопровождение – решает перевозчик, исходя из финансовых и временных затрат.
Будут ли устанавливать пломбы на легковой и пассажирский транспорт
В ЕАЭС ведется работа по подготовке проекта соглашения о единой системе таможенного транзита товаров на территории союза.
В документе, кроме прочего, предполагается урегулировать вопросы, когда процедура транзита начинается и (или) завершается на территории третьих стран, в том числе и в отношении перевозок, которые выполняются с применением навигационных пломб.
Тем не менее, устанавливать на пассажирский международный транспорт или легковые автомобили такие устройства пока не планируют.
Как работают пломбы?
Навигационные пломбы работают с системой глобального позиционирования – GPS.
«Маячок передает информацию в специальную систему, которая имеет отношение к перевозке товаров и находится под таможенным контролем. Она представляет собой программное обеспечение для удаленного наблюдения за электронными навигационными пломбами, установленными на фуры и контейнеры», – рассказал Большаков.
В системе реализованы основные функции:
Планируется, что в будущем система отслеживание транзита распространится по всей территории ЕАЭС и поможет бороться с недобросовестными перевозчиками. А пока – начало положено.
Транзиту — зеленый свет: «умная» пломба откроет «санкционке» границы РФ
Россия начнет финальную стадию отработки системы отслеживания перевозок санкционных товаров в третьи страны. Благодаря электронным навигационным пломбам каждый грузовик или железнодорожный контейнер будет виден в режиме онлайн. В тестовом режиме транзит «санкционки» планируют разрешить с 1 июля, рассказал заместитель министра транспорта РФ Алексей Семенов. Это позволит увеличить грузопоток через российскую территорию почти в полтора раза. После 2020 года электронная система контроля может быть распространена по всей территории ЕАЭС, что позволит заложить основы для создания «зеленого коридора» Европа–Азия. Логистическим компаниям и их клиентам навигационные устройства помогут следить за сохранностью грузов, а также ускорить прохождение таможенных процедур.
«Санкционка» поедет по России
Система транзитных перевозок через территорию России санкционных товаров с применением электронных навигационных пломб находится на финальной стадии отработки, сообщил заместитель министра транспорта Российской Федерации Алексей Семенов.
Сейчас система интегрирована с «Платоном». Прорабатывается интеграция с информационными системами (ИС) Федеральной таможенной службы (ФТС) и Минсельхоза, а также с такими ИС, как ЕГАИС (контроль алкогольного рынка) и «Меркурий» (электронная ветеринарная сертификация), пояснили в Минтрансе.
На полях выставки TransRussia прошла презентация системы и электронной навигационной пломбы для крупнейших логистических компаний. Был продемонстрирован сервис мониторинга с доступом к данным о перевозке для предпринимателей.
Использование электронных пломб в перспективе может быть распространено на все транзитные грузы, что поможет создать безбарьерную среду для перевозки товаров через территорию России, пояснили в Минтрансе. После 2020 года устройства могут быть легализованы на всей территории ЕАЭС (Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Армения).
С 2014 года действует запрет не только на ввоз в Россию ряда продовольственных товаров из европейских стран, присоединившихся к санкционному режиму против РФ, но и на транзит такой продукции. По оценкам Минтранса, перевозка «санкционки» через территорию нашей страны увеличит объем транзита на 40% — до уровня 2013 года.
Сейчас ведомство прорабатывает необходимые нормативно-правовые акты, а также обсуждает нюансы запуска системы в рамках созданной при Минтрансе рабочей группы с грузоперевозчиками. Внедрение новой системы обеспечит развитие транспортного потенциала страны, а также рост объема экспортных услуг, считают в министерстве.
Пломба от проверок
Осенью 2018 года система отслеживания грузов с помощью электронных навигационных пломб уже проходила пилотное тестирование при перевозках между Россией и Казахстаном. В нем принимала участие ФТС России, а оператором с российской стороны выступала компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС).
–– Система отслеживания –– полностью российская разработка, в которой используется действующая контрольная инфраструктура госсистемы «Платон». Она включает следующие элементы: программное обеспечение, электронные навигационные пломбы, мобильные терминалы (смартфоны или планшеты) и центр обработки данных, –– пояснил «Известиям» генеральный директор РТИТС Антон Замков.
Он добавил, что технология и пломба показали свою эффективность в ходе эксперимента на территории стран – участниц Евразийского экономического союза (Россия и Казахстан). Навигационная пломба также проходила тестирование на автодорогах внутри РФ и на железнодорожных маршрутах Москва–Владивосток, Ангарск–Смоленск при экстремально низких температурах.
–– Всего было проведено 146 перевозок. Эксперимент подтвердил перспективы использования навигационных пломб при транзитных перевозках, в частности для повышения качества таможенного контроля, –– рассказал замначальника отдела ФТС Михаил Бубело.
Во время тестирования, по его словам, отрабатывались различные нештатные ситуации: отклонение от маршрута, попытки вскрытия и прочее.
ФТС направила отчет об эксперименте в правительство РФ.
Первый замглавы аппарата правительства Сергей Приходько отмечал, что российская сторона удовлетворена результатами эксперимента, проведенного с Казахстаном. «Имеется большой потенциал в создании единой системы отслеживания транзитных перевозок в ЕАЭС. С учетом разной технической готовности партнеров намерены двигаться в этом направлении последовательно и поэтапно», –– говорил он.
Система позволила контролирующим органам в режиме реального времени через личные кабинеты отслеживать движение грузовиков по России и международным странам, определять сохранность груза в пути, выявлять и оперативно отрабатывать факты нарушений при транзитных перевозках, отметили в РТИТС. Вместе с тем эксперимент показал необходимость полноценной интеграции информационных систем ФТС и системы оператора.
Участвовавшие в эксперименте логистические компании также положительно оценили новую систему мониторинга перемещения грузов.
–– Мы сделали несколько десятков рейсов с пломбами. Инструмент удобный, –– рассказал директор ЗАО «Рустранс-Спедишн» Кондратий Гайкевич. –– Главное новшество заключается в соглашении с ФТС. Когда мы намеренно разрезали трос, находясь в Тульской области, то понимали, что (вследствие несанкционированного вскрытия контейнера. –– «Известия») на место уже выехали сотрудники таможни и полиции.
Предприниматель подчеркнул, что наличие такого инструмента контроля, интегрированного с системой ФТС, поможет избежать спорных ситуаций на границе. Пломба гарантирует, что контейнер не вскрывался на всем пути следования.
–– Бывает трудно объяснить Россельхознадзору на границе Смоленской области, что яблоки в кузове –– это сербские фрукты, направляющиеся в Монголию, а не польские –– в Москву. Наличие такого инструмента помогло бы избавить и водителя, и инспектора от диалога с неясным финалом, –– сказал бизнесмен.
Он добавил, что многие клиенты компании после эксперимента заинтересовались навигационными пломбами и захотели использовать их для того, чтобы следить за сохранностью грузов.
Лучше старых двух
Устройство имеет особенности, отличающие его от аналогов, в том числе китайского производства, сказал «Известиям» Антон Замков.
Прежде всего, по его словам, это возможность интеграции сервиса с действующими инфосистемами ФТС и контролирующих органов, а также системой «Платон» и национальными операторами пломбирования стран ЕАЭС. Кроме того, пломбы российской разработки позволяют загружать в память устройства сопроводительные документы, в том числе грузовую таможенную декларацию (для международной перевозки). Их можно скачать через Bluetooth. Для того чтобы к информации не получили доступ третьи лица, она защищается средством криптографической защиты информации (СКЗИ).
–– Еще один важный нюанс –– юридическая значимость хранимой на пломбе информации, –– отметил Антон Замков. –– Устройство закрывает грузовое пространство, обеспечивает его неприкосновенность, а также регистрирует все события, происходящие с опломбированным объектом.
По словам Антона Замкова, в отличие от аналогов, российская навигационная пломба –– многоразовое устройство, что значительно снижает эксплуатационные расходы.
Управляющий директор ГК «Совтрансавто» Владимир Тян отметил, что система помимо контроля сохранности груза позволит решить и другие задачи. В частности, вести электронный документооборот и использовать пломбы в качестве «весового сертификата» (замыкание происходит в момент контрольного взвешивания).
–– Важно, что данные, хранящиеся в навигационном устройстве, при этом становятся юридически значимыми. Это позволит, к примеру, опровергнуть недостоверные сведения системы весового контроля, –– сказал он.
Помимо этого, использование беспроводных датчиков (вскрытия, объема, температуры, света и прочего), по его словам, позволит грузоотправителям независимо от перевозчика контролировать условия транспортировки продуктов, в том числе и скоропортящихся.
В ходе эксперимента возникло несколько неудобств, по словам Кондратия Гайкевича. Речь о времени на установку и демонтаж электронной пломбы на складах временного хранения (СВХ) — чтобы попасть туда, нужно было делать крюк, — а также отсутствии креплений на прицепах. В РТИТС сообщили, что время на установку можно сократить путем навешивания пломбы на погранпереходах. В целом процедура установки и снятия устройства будет занимать менее 10 минут.
Первый шаг к «зеленому коридору»
По словам исполнительного директора Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольги Федоткиной, системой уже заинтересовались ритейлеры и товаропроизводители.
–– Внедрение электронного документооборота и использование инструмента передачи юридически значимых данных о местонахождении и сохранности грузов необходимы представителям бизнеса, –– считает она.
Внедрение госсистемы отслеживания грузоперевозок обеспечит создание новых транзитных маршрутов через территорию России, сделает их привлекательнее для перевозчиков, полагает председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли Борис Рыбак.
По его словам, внедрение сервиса –– первый шаг к созданию цифровых транспортных коридоров, а также единого доверенного цифрового пространства внутри страны и интеграцию его с ЕАЭС, а в последующем и ШОС.
Эксперты отмечают, что в сочетании с электронным документооборотом и едиными правилами игры для логистических компаний сервис поможет обеспечить лидерство России при формировании быстрого «зеленого коридора» между Европой и Азией.