Навигация что это значит

Навигация

В течение многих веков термин навигация означал совокупность указанных значений. В XX веке, с развитием науки и техники, появлением воздушных судов, космических кораблей — новых объектов навигации, появились смысловые значения термина. Теперь, в общем смысле, навигация — процесс управления некоторым объектом (имеющим собственные методы передвижения) в определённом пространстве передвижения. Состоит из двух основных частей:

Виды навигации

Виды навигационных систем

Полезное

Смотреть что такое «Навигация» в других словарях:

НАВИГАЦИЯ — (лат. navigatio, от navis корабль) 1) мореплавание. 2) наука об управлении кораблем. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НАВИГАЦИЯ 1) искусство управления кораблем в открыт. море; 2) время года, в… … Словарь иностранных слов русского языка

навигация — раздел науки о способах проведения морских, воздушных судов и космических летательных аппаратов из одной точки пространства в другую. Эта задача решается методами и приборами мореходной, воздушной и космической навигации, которые позволяют… … Географическая энциклопедия

НАВИГАЦИЯ — (Navigation) 1. Один из основных разделов науки кораблевождения, излагающий основания для вождения и определения на карте места корабля в море по береговым предметам или по счислению. Основными приборами для этой цели служат компас и лаг. Особую… … Морской словарь

НАВИГАЦИЯ — (лат. navigatio от navigo плыву на судне), 1) наука о способах выбора пути и методах вождения судов, летательных аппаратов (воздушная навигация, аэронавигация) и космических аппаратов (космическая навигация). Задачи навигации: нахождение… … Большой Энциклопедический словарь

НАВИГАЦИЯ — НАВИГАЦИЯ, комплекс способов, которыми определяют местонахождение судна или летательного аппарата и его маршрут. Используются пять основных методов: навигационное счисление пути (регулярная фиксация пройденного расстояния и направления и… … Научно-технический энциклопедический словарь

Навигация — в информационных технологиях процесс вождения пользователя по логически связанным данным. Навигация осуществляется в два этапа: 1 поиск объектов из области интересов; 2 маршрутизация в рамках ассоциативно связанных объектов. По английски:… … Финансовый словарь

навигация — кораблевождение, передвижение, судоходство, мореплавание, судовождение, мореходство Словарь русских синонимов. навигация 1. см. судовождение. 2. см … Словарь синонимов

НАВИГАЦИЯ — НАВИГАЦИЯ, навигации, мн. нет, жен. (лат. navigatio). 1. Судоходство, мореплавание (мор.). Мелкие реки недоступны для навигации. 2. Период времени, когда возможно судоходство. Открытие навигации. Навигация на Волге длится до 9 месяцев. 3.… … Толковый словарь Ушакова

Навигация — Психология выбора объекта эстетического восприятия в художественной виртуальной реальности, Н. на новом уровне возрождают ауру экзистенциалистской «пограничной ситуации»: трудности путешествий в усложнившемся виртуальном мире рождают атмосферу… … Энциклопедия культурологии

НАВИГАЦИЯ — НАВИГАЦИЯ, и, жен. 1. Наука о вождении судов и летательных аппаратов. Школа навигации. Воздушная н. Межпланетная (космическая) н. 2. Время, в течение к рого возможно судоходство, а также само судоходство. Начало, конец навигации. Н. открыта. |… … Толковый словарь Ожегова

НАВИГАЦИЯ — жен. плаванье, мореплаванье, мореходство, судоходство; наука мореплаванья, кораблевожденье, знание определять точку, место корабля на карте и придти оттуда лучшим путем в назначенное место. Навигационный, к навигации относящийся. Навигационное… … Толковый словарь Даля

Источник

Навигация – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Ищешь, что значит слово навигация? Пытаешься разобраться, что такое навигация? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «навигация» в словарях русского языка

Навигация это:

Навига́ция (, от — «плыву на судне»):

В течение многих веков термин навигация означал совокупность указанных значений. В XX веке, с развитием науки и техники, появлением воздушных судов, космических кораблей — новых объектов навигации, появились новые смысловые значения термина.

Навигация

2.Временной период года, когда по климатическим условиям в какой-либо местности осуществляется судоходство. II ж.Научная дисциплина, занимающаяся вычислением пути корабля и способов определения места корабля в море.

Навигация

( лат. navigatio)
1) мореплавание, судоходство;
2) раздел науки кораблевождения, изучающий методы вождения судов в морях, океанах, по рекам (морская и речная н.), летательных аппаратов тяжелее и легче воздуха в воздушном пространстве (воздушная н., см. также аэронавигация ) или космических кораблей в межпланетном космическом пространстве с помощью спец. автоматических систем (космическая н.);
3) период времени, когда по климатическим условиям возможно судоходство.

Навигация

ж.
1) Судоходство, мореплавание.
2) Время года, когда по климатическим условиям судоходство возможно.
3) Научная дисциплина, занимающаяся вычислением пути корабля и способов определения места корабля в море.

Навигация

жен. плаванье, мореплаванье, мореходство, судоходство; наука мореплаванья, кораблевожденье, знание определять точку, место корабля на карте и придти оттуда лучшим путем в назначенное место. Навигационный, к навигации относящ. Навигационное время, лето, мореходная, судоходная пора.

Навигация

1. мореплавание, судоходство;

2. раздел науки кораблевождения, изучающий методы вождения судов в морях, океанах, по рекам (морская и речная н.), летательных аппаратов тяжелее и легче воздуха в воздушном пространстве (воздушная н., см. также аэронавигация) или космических кораблей в межпланетном космическом пространстве с помощью спец. автоматических систем (космическая н.);

3. период времени, когда по климатическим условиям возможно судоходство.

Навигация

Навигация

время, в течение которого возможно судоходство Н. открыта. навигация наука о вождении судов и летательных аппаратов Школа навигации. Воздушная н. Межпланетная (космическая) н.

Навигация

(лат. navigatio, от navigo — плыву на судне),
1) наука о способах выбора пути и методах вождения судов, летательных аппаратов (воздушная навигация, аэронавигация) и космических аппаратов (космическая навигация). Задачи навигации: нахождение оптимального маршрута (траектории), определение местоположения, направления и значения скорости и других параметров движения объекта. В навигации используют астрономические, радиотехнические и другие методы.
2) Период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство.

Навигация

навигация ж.
1) Судоходство, мореплавание.
2) Время года, когда по климатическим условиям судоходство возможно.
3) Научная дисциплина, занимающаяся вычислением пути корабля и способов определения места корабля в море.

Навигация

навигации, мн. нет, ж. (латин. navigatio).

1. судоходство, мореплавание (мор.). Мелкие реки недоступны для навигации.

2. Период времени, когда возможно судоходство. Открытие навигации. Навигация на Волге длится до 9 месяцев.

3. Искусство и наука вести судно (мор.). Школа навигации.

4. То же, что аэронавигация (нов. авиац.).

Навигация

(лат. navigatio; англ. navigation) —
1) мореплавание, судоходство;
2) период времени, когда по климатическим условиям возможно судоходство.

Навигация

Навигация

Где и как употребляется слово «навигация»?

Кроме значения слова «навигация» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «навигация».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «навигация» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «навигация»

Работа не была особенно сложной – благодаря современной системе навигации управление парусником превращалось в сплошное удовольствие.

Особое внимание было уделено системе спутниковой навигации и связи.

Он стал работать подручным у отца, молотобойцем в кузнице, а с началом навигации поступил на работу кочегаром на землечерпалку.

Источник

Значение слова навигация

Словарь Ушакова

навиг а ция, навигации, мн. нет, жен. (лат. navigatio).

1. Судоходство, мореплавание (мор.). Мелкие реки недоступны для навигации.

2. Период времени, когда возможно судоходство. Открытие навигации. Навигация на Волге длится до 9 месяцев.

3. Искусство и наука вести судно (мор.). Школа навигации.

4. То же, что аэронавигация (неол. авиац.).

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

2) время года, в течение которого река или морской порт доступны для судоходства (навигационный период).

Военно-морской Словарь

Историко-этимологический словарь латинских заимствований

1) Судоходство, мореплавание;

2) период времени, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство;

3) наука о способах выбора пути и методах вождения судов, летательных и космических аппаратов.

лат. navigatio «судоходство, мореплавание». Заимств. из польск. navigacja в том же знач. (Фасм., III, 34).

Употребляется с Петровской эпохи. Впервые фиксируется в Сл.Кург. (402) в значений «кораблеплавание». Ср.: БАС, VII, 71.

Термин навигация уже в ХVIII в. начинает употребляться в значении, еще не фиксируемом словарям – «раздел науки кораблестроения, изучающей методы вождения судов», напр.: «В математическом классе содержится математика частная и прикладная; до первой надлежит геометрия и аналисис, до второй – механика и астрономия с географией и навигацией» (Ломоносов, Проект переустр. Академии, Х, 89). Приводится в Сл.Сокол.(I, 1490). В первой трети XIX в. словом навигация стали обозначать и сам «период времени, когда по климатическим условиям возможно судоходство» (Сл.Ушак., I, 313). Во второй половине ХХ в. термин навигация стал употребляться в аэронавтике и космонавтике (СИС 1979, 327- 328).

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

1. Судоходство, мореплавание, а также время года, когда они возможны.

2. Наука о вождении судов или летательных аппаратов.

* Учебник по навигации. *

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: кораблевождение, передвижение, судоходство, мореплавание

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

НАВИГАЦИЯ, и, ж.

1. Наука о вождении судов и летательных аппаратов. Школа навигации. Воздушная н. Межпланетная (космическая) н.

2. Время, в течение к-рого возможно судоходство, а также само судоходство. Начало, конец навигации. Н. открыта.

| прил. навигационный, ая, ое. Навигационные приборы. Н. период. Навигационные сигналы.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— отдел кораблевождения (см.), заключающий изложение способов определения места корабля на море, пользуясь компасом и лагом (см.). Определить место корабля на море, значить нанести на карту ту точку, в которой корабль в данный момент находится. Пользование для этой цели компасом может быть двоякое: 1) при плавании в виду берегов, заметив по компасу направления на два предмета, напр. маяка, показанных на карте, и проложив их на ней, получают место корабля. Направление, по которому предмет усматривается с корабля, называется пеленгом этого предмета, и вышеуказанный способ — определением места по пеленгам. 2) По компасу замечают направление, по которому корабль идет, называемое курсом корабля, а по лагу определяют или скорость хода, или же пройденное расстояние от исходной точки; отложив от этой точки на карте по замеченному курсу переплытое расстояние в масштабе карты, получают на ней ту точку, в которую корабль пришел. По известному курсу, переплытому расстоянию и широте и долготе исходной точки можно определить вычислением широту и долготу той, куда корабль пришел. Такой расчет называется счислением, графические же приемы определения места — прокладкой. Для морских карт употребляется исключительно меркаторская проекция по следующей причине: исправив, как будет указано ниже, показания компаса, получают угол между меридианом и направлением пути корабля — этот угол называется истинным курсом корабля. Когда корабль идет тем же истинным курсом, то он описывает на поверхности земного шара кривую, пересекающую все меридианы под одним и тем же углом. Такая кривая называется локсодромией, а так как постоянно приходится наносить на карту путь корабля, то и принята такая система проекции, где локсодромия изображается прямой линией. Такое условие требует, чтобы все меридианы изображались параллельными между собой прямыми. Первоначально сеть морских карт составлялась так: вообразив описанный около земного шара цилиндр, касающий его по экватору, продолжают плоскости всех меридианов до пересечения с этим цилиндром, развернув который на плоскость получают на ней систему равноотстоящих параллельных прямых, изображающих меридианы, и прямую к ним перпендикулярную, изображающую экватор. Чтобы изобразить параллели — на старинных картах проводили прямые, параллельные экватору в таком же расстоянии одна от другой как и на шаре, спрямляя дугу меридиана между экватором и наносимой параллелью. Карты, построенные по такой проекции, употреблялись до 1600-х годов и назывались плоскими. В 1568 г. Герард Меркатор издал карту, на которой расстояния между параллелями шли увеличиваясь по мере удаления от экватора, меридианы же изображались системой равноотстоящих параллельных прямых, но он не дал никаких объяснений этой системы проекции. В 1590 г. англичанин Эдвард Райт (Edward Wright) в сочинении: «Certain errors in navigation detected and corrected» объяснил, что употребление плоских карт ведет к ошибочному определению места и что для составления сети морских карт с системой меридианов, изображаемых параллельными прямыми, надо для нанесения параллели не спрямлять дугу меридиана между ней и экватором, а рассчитывать это расстояние особым способом. Сущность его соображений состоит в следующем. Пусть abсd (черт. 1) есть весьма малый прямоугольник, начерченный на поверхности шара и ограниченный дугами ab и cd двух смежных параллелей и дугами ас и bd двух смежных меридианов.

На плоской карте (черт. 2) этот прямоугольник изобразится прямоугольником a 1 c 1 b 1 d 1, который не будет подобен abсd, ибо стороны ас = bd = a 1 c 1 = b 1 d 1, сторона же a 1 b 1 = ef дуге экватора между теми же меридианами, значит изображение получается растянутым по параллели, и угол d 1 a 1 c 1 будет больше угла dac, значит — проложив на такой карте линию a1d’ под углом равным dac, считали бы себя в точке d’ а не в d 1 и сделали бы в долготе ошибку d 1 d’.

eQ 1— ek 1‘ + k 1k 2‘ + k 2k 3‘ +. + kn -1b 2 = h (Sec0 + Sec( ech ) + Sec( ec 2 h ) +. + Sec(φ — h ) = φ / n (Sec0 + Sec(φ / n ) + Sec(2 φ / n ) +. + Sec([( n — 1) φ ]/ n ).

Можно приближенно брать h— 1′, тогда

M (φ) = 1′[Sec0° + Sec1′ + Sec2′ +. + Sec(φ — 1)’].

Эта величина M (φ), показывающая выраженное в минутах экватора расстояние по меридиану карты от экватора до параллели широты φ, называется меридиональными частями этой широты. Для вычисления меридиональных частей служит точная формула

которая получается, предполагая n бесконечным и взяв предел соответствующей суммы. Чтобы выразить М (φ) в минутах экватора, а не в долях радиуса, предыдущую величину надо умножить на 10800/π или же умножить обыкновенный Log tg(π /4+ φ/2) на число 7915,70. Чтобы избавить от этого вычисления, составлены таблицы меридиональных частей для всех широт от 0 до 90° через каждую минуту. Карты, составленные по такой системе проекций, и называются меркаторскими. На море все расстояния измеряются морскими или итальянскими милями; длина мили равна длине одной минуты экватора = 6080 фт. В Н. сжатием земли пренебрегается, так что считают ее за шар и длину меридиана — равной длине экватора. Из самого способа составления меркаторской карты видно, что масштаб ее в разных широтах различный, поэтому, чтобы на карте всегда иметь и масштаб и удобно было бы измерять число миль расстояний, разбивают боковую рамку карты между проведенными параллелями через 1′, т. е. итальянскую милю, или же на более крупные части, если масштаб слишком мелок, верхняя же нижняя рамка разбивается также через 1′: эти деления равны одной миле на экваторе, или одной минуте: по долготе на данной параллели. Компас на корабле не дает истинного курса, и показания его требуют поправок: 1) от действия судового железа стрелка компаса отклоняется от магнитного меридиана на некоторый угол, зависящий от курса и называемый девиацией (см.). Этот угол считается от северной части магнитного меридиана до направления северной части компасной стрелки, или, как говорят, северной части компасного меридиана к В (О) или З (W), сообразно чему и девиация называется Остовой или Вестовой. 2) Магнитный меридиан не совпадает с географическим, а составляет с ним угол, называемый склонением, которое считается от северной части географического меридиана до северной части магнитного к О или к W. 3) Когда корабль идет под парусами бейдевинд, т. е. когда его курс составляет острый угол с направлением ветра, то направление перемещения корабля не совпадает с направлением его диаметральной плоскости, т. е. с показанием компаса, а уклоняется под ветер и составляет с диаметральной плоскостью угол, называемый дрейфом. При ходе под парами или под парусами, но не бейдевинд, дрейфа не бывает. Получение по замеченному показанию компаса истинного курса корабля или истинного пеленга предмета называется исправлением румбов и по простоте своей достаточно выясняется на одном примере: пусть при ветре компасный курс корабля SSO, дрейф 1 /2 румба, девиация на этом курсе 15° Ost, склонение компаса 5° W. Найти истинный курс корабля.

Пусть линия AN (черт. 3) представляет истинный меридиан; отложив влево 5°, получают магнитный меридиан AN1, отложив от которого вправо 15° получают компасный меридиан AN2; отложив от AN2 10 румбов (112 1 /2 °) или от AS2 6 румбов (67 1 /2 °), получают направление линии AD1, по которой корабль правят, идет же он по линии AD, отклоненной от AD1 на 1 /2 румба (5 1 /2 °) вправо, так как ветер дует слева. Истинный курс корабля есть угол

NAD = 112 1 /2° + 15° — 5° + 5 1 /2° = 128° = SO 52°.

Подставляя сюда величины Аb 1, с 1b1 и проч., определенные из треугольников Аb 1 с 1, и проч., имеем:

(1). AD = Δ φ 0 = ADCosk = lCosk

Если AB выражено в милях, то Δ φ 0 получится тоже в милях, а так как морская миля равна 1′, то Δ φ 0 и представит разность широт точек А и В в минутах. Разность долгот Δ λ 0 точек А и В есть дуга экватора EF, заключенная между меридианами этих точек. Так как AB разделено на равные части, то и

Также разность долгот точек с 1 и с 2 равна

где M(φ 1) и М( φ 0) суть меридиональные части, соответствующие широтам φ 1 и φ 0; разность их M(φ 1) — M(φ 0) называется меридиональной разностью широт. Вместо этой точной формулы разности долгот (2) берут для плаваний меньших 200 — 300 миль другую приближенную — именно сумму:

заменяют такой суммой:

(3). Δ λ 0 = ABSinkSec[(φ 0 + φ 1)/2] = lSinkSec[(φ 0 + φ 1)/2]

Величина АВSink называется отшествием, само же АB — плаванием; таким образом получаем следующиe три основные формулы счисления:

I. разность широт = плавание.Cos (курса).

II. отшествие = плавание.Sin (курса).

III. разность долгот = отшествие. Sec (средней шир.) = (мерид. разн. шир.).tg (курса), причем все эти величины получаются в минутах, когда плавание выражено в морских милях. При вычислении разности широт и разности долгот и отшествия надо обращать внимание на наименование курса, т. е. разность широт будет к N, если курс NО или NW четверти, и к S при курсах SO и SW четвертей, разность же долгот и отшествие будут к О при курсах NО и SO четверти и к W при курсах NW и SW четвертей. Для вычисления разности широт и отшествия по данному плаванию и курсу составлены таблицы, где по аргументам плавание и курс прямо находят соответ. разность широт и отшествие. Вычислив по форм. I, II и III разность широт и разность долгот и зная широту и долготу отшедшего пункта А, сейчас же находим и широту и долготу пришедшего пункта В. Если корабль менял свой курс, так, что его истинные курсы были напр. k1, k2. ki и плавания им соответствующие l1, l2. li, то не вычисляют координат промежуточных точек, т. е. где корабль менял свой курс, а прямо координат пришедшего пункта. Это вычисление выполняется так: по данным l1, k1; l2, k2;. li, ki, находят соответствующие этим плаваниям и курсам частные разности широт и отшествия. Взяв затeм сумму всех разностей широт к N и сумму всех разностей широт к S, вычитают из большей суммы меньшую и получают так наз. генеральную разность широт, приписывая ей наименование большей из вышеупомянутых сумм. Это и будет разность широт φ 1 — φ 0 пришедшего и отшедшего пунктов, вычислив ее и зная φ 0, находят и φ 1. Совершенно также взяв суммы всех частных отшествий к О и к W и вычтя из большей суммы меньшую, получают так наз. генеральное отшествие, которому приписывают наименование большей из этих двух сумм. По этому генеральному отшествию и средней широте по форм. III вычисляют так наз. генеральную разность долгот, присоединив которую к долготе λ 0 отшедшего пункта, получают долготу λ 1 — пришедшего. Разность долгот может быть вычислена и иначе: по генеральной разности широт и генеральному отшествию вычисляют так наз. генеральный курс и генеральное плавание, т. е. такой курс и такое плавание, которым соответствовали разность широт и отшествие, равные вышеупомянутым генеральной разности широт и генеральному отшествию; это будет тот курс, который прямо ведет из отшедшего пункта в пришедший, а плавание, ему соответствующее, равно расстоянию этих пунктов по локсодромии. Пусть R есть генеральная разность широт, P — генеральное отшествие, К — генеральный курс и L — генеральное плавание, то из форм. I и II и сделанного определения видно, что:

tgК = P/R и L = R/CosK — = — P/SinK.

Δ λ 0 = [M(φ 1) — M(φ 0)]tgK

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *