Навигация семьи что это

«Навигация семьи, имеющей ребенка с расстройствами аутистического спектра, в условиях деятельности муниципального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

В статье описаны действия родителей, имеющих ребенка с РАС, желающих получить поддержку специалистов в вопросах воспитания ребенка в условиях конкретного муниципального образования с использованиемресурса ППМС центра

Просмотр содержимого документа
««Навигация семьи, имеющей ребенка с расстройствами аутистического спектра, в условиях деятельности муниципального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»»

«Навигация семьи, имеющей ребенка с расстройствами аутистического спектра, в условиях деятельности муниципального центра

психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

В настоящее время одной из наиболее актуальных социальных проблем становится проблема социализации детей с расстройствами аутистического спектра далее – РАС, в том числе, вопросы обучения и воспитания данной категории детей.

Решение данного вопроса невозможно без активного и непосредственного участия родителей, которые, столкнувшись с данной проблемой ребенка, тоже нуждаются в различных видах помощи, в том числе, зачастую и в психотерапевтической поддержке.

Важно учитывать, что родителям приходится сталкиваться со многими трудностями, связанными с проявлениями в поведении и эмоциях ребенка, начиная с собственного непонимания разлада в поведении ребенка, реакций окружающих и, как следствие, вторичной аутизации семьи. Родители зачастую не обладают ресурсами (материальными, эмоциональными, временными и прочее), не имеют необходимых знаний, а тем более навыка эффективного (помогающего) взаимодействия с ребенком.

Появление в семье ребенка с РАС приводит к изменениям на всех уровнях функционирования семьи. Жизнь семьи начинает отклоняться от маршрута семьи, имеющего норморазвивающегося ребенка. Аутистическое расстройство является всепроникающим не только для ребенка с РАС, но и для семейной системы (родителей, сиблингов, старшего поколения, родственников 2-3 степени родства), шансов сохранить функциональность семьи, в момент появления в ней ребенка с РАС, нет. Постановка диагноза (чаще всего этот момент является границей изменяющей жизнь семьи на «до и после») запускает все группы факторов, нарушающих функционирование семьи (личностные нарушения члена семьи, нарушение личностного общения, смещение ролей членов семьи и т.д.), что ведет к нарушению всех функций семьи (воспитательной, эмоциональной, хозяйственно-бытовой и других).

Все семьи, воспитывающие детей с РАС, сталкиваются с необходимостью прохождения определенных этапов функционирования семьи и каждый член семьи должен пройти этот этап, понять и принять свою роль на этом этапе (принятие диагноза ребенка, определение своей роли в семье, поддержание функционирования семьи, трансформация собственных ценностей).

В целом, семья сталкивается с множеством трудностей информационного, юридического, социального, психологического, психолого-педагогического характера и нуждается в поддержке социума в решении сложных вопросов воспитания и социализации проблемного ребенка. Существующая ситуация в обществе, связанная с включением данной категории детей в социальное взаимодействие, говорит о недостаточной готовности к социальных институтов к данному процессу.

Возникающее противоречие, связанное, с одной стороны, с потребностью семьи, имеющей ребенка с РАС, в получении всесторонней поддержки, и реальность организации работы с семьями, имеющими такого ребенка в России, создают дополнительные сложности в нормализации жизни семьи, воспитывающей ребенка с расстройствами аутистического спектра.

С определенными сложностями сталкиваются и специалисты: своеобразие семьи, в которой живет такой ребенок; недостаточная личностная и профессиональная готовность взаимодействовать с детьми данной категории;

напряжение, возникающее у воспитателей и учителей, столкнувшихся с необходимостью взаимодействовать и обучать ребенка с РАС; недостаточность подготовленных специалистов, способных оказывать эффективную помощь семье; отсутствие целостной системы комплексного сопровождения ребенка данной категории.

Одним из вариантов решения вопросов оказания помощи семье данной категории в описанной выше ситуации может послужить перечень вероятных действий, которые могут помощь родителям сориентироваться в тех возможностях, которые существуют в конкретном муниципальном образовании для получения поддержки в вопросах воспитания ребенка с РАС.

Ниже предложен пример навигации семьи в рамках деятельности конкретного ППМС центра (МБУОО центр «Диалог» города Новочеркасска (далее – центр)).

Результат консультации подлежит анализу, по итогам которого определяется круг задач дальнейшего взаимодействия с семьей. Включение ребенка с РАС в работу, направление, формы и объем помощи будет определяться с учетом ресурса семьи. Чем выше готовность семьи к участию в совместном решении проблемы, тем больше вариантов работы с ребенком может быть использовано. Следующим этапом работы является этап диагностики: изучение эмоционально-поведенческих особенностей ребенка в ходе непосредственного взаимодействия в присутствии родителя со специалистом (в нашем варианте, это учитель-дефектолог, специализирующийся на работе с детьми данной категории) «здесь и теперь», а также сбор информации об особенностях ребенка в других социальных ситуациях (использование беседы, опросников). Диагностико-коррекционный этап продолжается 12 занятий, в ходе которого специалист на основе обобщения всей информации определяет навык, необходимый к формированию, проводит пробы, показывает родителю варианты взаимодействия, использует форму работы в триаде «родитель-ребенок-специалист». Параллельно с данной работой может вестись консультативный процесс с родителями (семьей) педагогом-психологом с целью решения личностных и семейных проблем, сопряженных со структурой нарушения детского развития (РАС). По завершении этапа родитель (семья) включается в последующее консультативное сопровождение с выдачей рекомендаций по особенностям взаимодействия в течение полугода и программой выработки навыка у ребенка. Далее работа может проводиться в формах, выработанных по соглашению сторон, исходя из локальных актов центра, регламентирующих вопросы организации коррекционной помощи.

Таким образом, работа с родителями в центре может быть представлена в следующем виде:

Источник

О проекте «Семейная навигация»

С апреля 2018 года Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан совместно с Государственным комитетом Республики Башкортостан по делам юстиции реализуется проект «Семейная навигация». Основная цель данного проекта – профилактика разводов путем внедрения примирительных технологий.

Навигация семьи что это. Смотреть фото Навигация семьи что это. Смотреть картинку Навигация семьи что это. Картинка про Навигация семьи что это. Фото Навигация семьи что это

С апреля 2018 года Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан совместно с Государственным комитетом Республики Башкортостан по делам юстиции реализуется проект «Семейная навигация». Основная цель данного проекта – профилактика разводов путем внедрения примирительных технологий.

Семейная медиация – это одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей, нейтральной, беспристрастной стороны — медиатора, который помогает конфликтующим членам семьи конструктивно обсуждать существующий между ними разногласия.

С кризисами в семейных отношениях сталкивается большинство пар. По разным оценкам, критические периоды приходятся на 1, 3 и 5 год супружеской жизни, когда для выхода из кризисов семейной жизни супругам не достает коммуникативных и личностных навыков. Однако следует помнить, что переломные моменты можно преодолеть и что успешное прохождение кризиса способствует благоприятному развитию семьи. Если же решение внутрисемейных вопросов вызывает трудности, на помощь приходит семейная медиация.

Медиатор способствует обсуждению потребностей каждого из супругов, нацелен на совместный поиск и самостоятельное нахождение решений. По окончанию процедуры медиации заключается соглашение, которое содержит столько пунктов, сколько необходимо для наиболее эффективного обеспечения потребностей каждой из сторон.

Предварительная запись на семейную медиацию производится по общереспубликанскому телефону психологической поддержки 8 (800) 347 5000. С апреля 2018 года информационные встречи с медиатором посетили 73 человека, 15 пар решили начать процедуру медиации.

Источник

Проект»Семейный отдых и путешествия»

Проект»Семейный отдых и путешествия»

Актуальность проекта:

Совместный отдых семьи – это удивительная возможность всей семьи побыть вместе, узнать друг друга лучше и сблизиться. Семейный отдых – шанс для родителей лучше понять собственного ребенка, увидеть и услышать, чем он живет. Совместный отдых способствует укреплению дружбы, доверия между родителями и детьми. Если проводить свободное время неординарно, то яркие впечатления обеспечены всей семье. Совместный отдых играет важную роль в воспитании детей. Счастливые воспоминания из детства сохраняются на всю жизнь. Так зарождаются семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение и формируют семейные ценности.

Цель проекта: пропаганда ценности семьи и теплых родственных взаимоотношений, а также создание благоприятных условий для семейного
отдыха и, таким образом, объединение семей.

Задачи проекта:

Вид проекта: творческий.

Участники проекта: воспитатели группы, дети разновозрастной группы и родители.

Предполагаемый результат проекта:

— Презентация на тему: «Отдыхаем всей семьей»

Содержание проекта

Подготовительный этап:

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

– подбор литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);

-анкетирование родителей «Как вы проводите свой отпуск»

-беседа с детьми «Как прошел выходной день»;

-подготовительная работа с родителями детей;

–организация развивающей среды в группе.

— подбор репродукций художественных картин на тему отдыха.

Основной этап:

-рассмотрение картин и плакатов на тему отдых с семьей.

— проведение бесед с родителями о значимости совместного семейного отдыха;

− планируемые беседы с детьми «как я провел выходной день»;

−подвижные игры на природе «Воробушки и автомобиль», «Зайцы и волк»;

-Пальчиковые игры «Семья», «Этот пальчик».

− рисование с детьми и родителями на тему : семейный отдых;

− создание альбома «Вот так мы отдыхаем», презентации.

Заключительный этап:

– анализ результатов проекта.

План реализации проекта

Подготовительный этап

2.Знакомство с художественной литературой (А.С. Пушкин «Ветер по морю гуляет. » (из «Сказки о царе Салтане. »);

3.Выставка детской художественной литературы о путешествиях

5.Рассматривание картинок, иллюстраций и семейных фотографий в свободной деятельности.

Основной этап

7.Пальчиковые игры «Семья» ( Приложение 7)

Заключение

В ходе проведенных мероприятий и занятий, дети разновозрастной группы получили знания о том, что такое «отдых с семьей» и «путешествия», как нужно вести себя на отдыхе, рассмотрели картинки каким бывает отдых. У детей сформировались такие понятия как «Путешествие», «Карта», «Море».

Родители поняли, почему так необходимо отдыхать именно с детьми, и ознакомились с правилами поведения на отдыхе с детьми. Использование разных форм работы с родителями позволило значительно повысить уровень знаний родителей об организации семейного отдыха, от роли семьи в воспитании ребенка, значение семейного отдыха в укреплении здоровья, приобщения к здоровому образу жизни, обогащении представлений ребенка об окружающем мире.

Анкетирование показало, что большинство родителей любят отдыхать со своими детьми. Больше половина опрошенных отдыхают вместе с детьми каждые выходные, чуть меньше 1-2 раза в месяц (что не очень хорошо), 90% родителей предпочитают отдых на природе, а также отдых дома. Некоторые из родителей обсуждают совместный отдых вместе, в некоторых семьях решение принимает один член семьи. Самое дальнее расстояние, на которое возили ребенка составляет чуть больше 1000 км.

И очень хорошо что 90% родителей довольны отдыхом со своим ребенком.

Источник

Когда семья — опора: мнение столичного психолога

1 апреля 2021 года

Навигация семьи что это. Смотреть фото Навигация семьи что это. Смотреть картинку Навигация семьи что это. Картинка про Навигация семьи что это. Фото Навигация семьи что это

Какая она — семья, дающая опору каждому ее члену? Детям, которые в ней вырастают и уверенно идут в мир, пожилым родственникам, всегда знающим, что по отношению к ним есть уважение, забота, понимание и принятие. Вспомните известное всем высказывание Л. Н. Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Но не только счастье дает опору. В жизни любой семьи бывают непростые моменты. Важно то, как близкие люди переживают сложности, проблемы. Подробнее об этом рассказала руководитель филиала «Северо-Восточный» Московской службы психологической помощи населению Наталья Лучина.

Уважать и принимать друг друга

По словам психолога, все семьи проходят определенные этапы — стадии развития. Например, семья на стадии «Диады» это когда два любящих человека решают быть единым целым, как говорится, «и в горе, и в радости». И важно, чтобы при объединении не только любовь, страсть, но взаимное уважение были основополагающими. Тогда супруги чувствуют рядом человека, жизнь с которым полная, счастливая.

Очень важно, если мы говорим о семье как опоре, полное принятие супруга с его ценностями, вкусами, взглядами. Иногда муж и жена абсолютно разделяют взгляды, вкусы, потребности, а порой они могут различаться. «Например, жена любит посещать театры, выставки — это ее потребности в саморазвитии, включенности во внешнюю, так называемую светскую жизнь. Потребности мужа — в уединении, просмотре фильмов, в чисто мужских увлечениях, таких как охота, рыбалка. Конечно, совместные увлечения дают максимальное единение, но если мы говорим об опоре, которую так важно ощущать в зыбком мире, то принятие, уважение, понимание — это то, что при общении с близким человеком дарит нам чувство стабильности и комфорта. Важно понимать и принимать тот факт, что разности нас должны не разделять, а обогащать, и походы на выставку картин об охоте — вариант совмещения на первый взгляд вещей из разных плоскостей», — рассказывает психолог.

Одни на всех ценности

Но в семье для ее стабильности должны быть и единые, четкие, разделяемые всеми ее членами общечеловеческие и семейные ценности, а также единые взгляды на родительско-воспитательные функции.

И тогда дети, появившиеся на свет в такой семье, с первых дней будут ощущать любовь, доверие, привязанность, безопасность, стабильность, сплоченность ее членов.

Дети, которые уверены в том, что семья — это их базис, опора, более успешны, а главное — счастливы в этом мире. «Если ребенок знает, что он значим, любим, его интересы не осуждаются, то он обязательно будет тянуться к своим родителям, делиться с ними радостями и проблемами, и тогда семья будет выполнять свою главную функцию — давать чувство душевного тепла, возможность получать эмоциональную поддержку, душевный комфорт и утешение в трудную минуту», — отмечает Наталья.

Когда семья неполная

Несколько сложнее ситуация неполных семей. Чаще это одинокая мама, которая должна соло выполнять родительские функции и быть для ребенка единственной опорой.

Но и здесь возвращаемся к тем важным основам — принятию, взаимопониманию и поддержке между членами семьи и, что немаловажно, поддержке себя, собственных увлечений, желаний. Важно не включать внешне обвиняющую позицию, а создать внутри семьи мир — со своими правилами, традициями, радостными ритуалами.

В расширенных семьях, где совместно проживают несколько поколений, есть множество плюсов и есть и некоторые минусы. Там очень важно соблюдение личных границ, несмешивание ролей — например мама / бабушка и все те же взаимоуважение, принятие и любовь.

Важно уважать старших членов семьи, учитывать их возрастные особенности, но немаловажно и уважительное отношение к младшему поколению.

Часто в подобных семьях возникают сложности у так называемого среднего звена. В психологических статьях в последнее время появился новый термин: «сандвич». И эта значимая прослойка, которая «должна растить детей и заботиться о стариках», порой сама нуждается в дополнительных силах и опорах. Важно, чтобы на большом корабле под названием «Семья» были четкие правила, конкретные договоренности, принятие индивидуальности всех членов и единство.

Навигация семьи что это. Смотреть фото Навигация семьи что это. Смотреть картинку Навигация семьи что это. Картинка про Навигация семьи что это. Фото Навигация семьи что это

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Семейные центры Москвы. Что это такое и как они работают?

20 марта 2020 года

Навигация семьи что это. Смотреть фото Навигация семьи что это. Смотреть картинку Навигация семьи что это. Картинка про Навигация семьи что это. Фото Навигация семьи что это

Возможно, еще не все жители Москвы знают о том, что в нашем городе практически в каждом районе работают семейные центры, куда может обратиться за помощью любая семья с детьми, постоянно проживающая в столице.

Семейные центры — это подведомственные Департаменту труда и социальной защиты населения учреждения, оказывающие различные социальные услуги. Это помощь психологов и педагогов, правовая и экономическая поддержка, услуги по организации досуга, медиации, развивающие занятия для детей. Здесь работают клубы, программы и проекты для подростков и так далее. О работе семейных центров города рассказывает специалист по социальной работе семейного центра «Родник» Майя Физицкая.

«В любой семье может случиться разлад, непонимание, ссора между детьми и родителями. В этом случае обязательно надо обратиться в семейный центр вашего района, который всегда можно узнать по светящейся вывеске с бело-оранжевыми ромашками с названием „Мой семейный центр“. Здесь вас внимательно выслушает специалист по социальной работе, предложит помощь психолога, а также проконсультирует обо всех услугах, которые вы бы могли получить», — говорит Майя Физицкая.

Бывает, что семейная ссора заходит слишком далеко, и вы уже на грани развода. Здесь вам на помощь придет служба медиации, которая создана при семейных центрах Москвы. Грамотные специалисты помогут урегулировать конфликт с учетом интересов всех сторон, найдут решение, которое удовлетворит всех участников спора, помогут избежать судебных разбирательств.

Наряду с этим в семейных центрах работают юристы, оказывающие детям и родителям консультационную и социально-правовую помощь в рамках российского законодательства. Основной принцип работы семейных центров — это сохранение семейных традиций, налаживание внутрисемейного взаимопонимания и детско-родительских отношений.

В наших центрах можно получить помощь и социально-экономического характера. Потратили много денег на лекарства, сломался холодильник, электроплита, котел отопления? Или есть другие причины, по которым вы попали в трудную жизненную ситуацию? В такой ситуации можно написать заявление на получение продуктовой или вещевой помощи, товаров длительного пользования. Затем сотрудники центра выйдут к вам на дом для составления акта материально-бытового обследования. Далее комиссия выносит решение о нуждаемости.

В семейном центре «Родник» большое внимание уделяется социальной адаптации семей через организацию их культурного досуга.

В нем обслуживаются девять районов Северо-Восточного административного округа Москвы, и в каждом из них действуют программы и проекты для подростков, работают клубы, куда молодежь может приходить как к себе домой. Дети сами планируют свое пространство, свободно общаются в коворкинг-зоне, весело проводят время, играют в игры, смотрят фильмы, готовятся к участию в интеллектуальных марафонах.

Например, большой популярностью у молодежи пользуется проект «ПРОДворики»: задания в виде ребусов и головоломок, связанных с историей и названием улиц района. В ходе игры ребята ищут спрятанные артефакты или предметы старины, заодно узнавая много нового и интересного о своем районе.

Профориентация — еще одно из важнейших направлений в работе с подростками. Дети проходят тренинги и мастер-классы по выбору профессий, им дается возможность попробовать себя в разных направлениях, определиться со своим будущим. Профориентационные мероприятия проходят в основном при содействии специализированного центра занятости «Моя карьера».

Определиться с будущим и расширить кругозор подросткам помогает проект «Все вопросы взрослому». В рамках проекта организуются встречи с известными людьми, медийными личностями, достигшими успеха в различных сферах. Во время встречи подростки задают вопросы, активно беседуют с приглашенным, с интересом слушают его жизненную историю пути к успеху. Проект реализуется с мая 2019 года, за это время на встречу с подростками были приглашены байкеры «Моторы ВВЦ», победитель телевизионного проекта «Последний герой», группа «Город 312», журналистка Мария Баркар, историк Роман Чикин, популярные блогеры, музыкальный коллектив школы барабанщиков BaraBanDDrive.

В семейном центре «Родник» найдется занятие для детей любого возраста. Под руководством психолога здесь проводятся уникальные развивающие уроки для детей от полутора до семи лет в рамках программы «Академия детства», направленные на профилактику задержки психического развития путем формирования 10 видов интеллекта. Дети распределяются по группам от трех до четырех, от четырех до пяти и от пяти до семи лет. Занятия проводятся в веселой игровой форме. Особое внимание уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в плане развития мелкой моторики, познавательных функций, коммуникативных способностей.

И, наконец, в летний период в нашем центре для детей и подростков работает программа активного оздоровительного отдыха «Московская смена». Это незаменимая помощь работающим родителям. Ведь дети приходят к нам на весь день, получают трехразовое питание, посещают экскурсии, гуляют в парках города, общаются, приобретают новых друзей, играют в игры, участвуют в интересных познавательных мероприятиях.

Навигация семьи что это. Смотреть фото Навигация семьи что это. Смотреть картинку Навигация семьи что это. Картинка про Навигация семьи что это. Фото Навигация семьи что это

Навигация семьи что это. Смотреть фото Навигация семьи что это. Смотреть картинку Навигация семьи что это. Картинка про Навигация семьи что это. Фото Навигация семьи что это

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *