Навои что за страна
Навои (город)
Навои́ (узб. Navoiy ) — город в Узбекистане, административный центр Навоийской области.
Население — 131,0 тыс. жителей (2010).
Содержание
Географическое положение
Город расположен в долине Зарафшана, в 360 км к юго-западу от Ташкента (450 км по дороге).
Климат
Климат резко-континентальный сухой.
Население
1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 1999 | 2007 | 2010 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
3 000 | 10 000 | 61 000 | 84 300 | 107 000 | 117 600 | 125 800 | 131 000 |
Национальный состав — 73,2% узбеки, 16,5% русские, 1,3% казахи, 9% другие национальности. [3]
История
Город Кермине был одним из известных средневековых городов Центральной Азии.
По данным автора Х века Наршахи Кермине был родиной многих литераторов и поэтов. Была поговорка, по которой город Кермине в древности носил название Бадгиа-и-хурдак (Буквально «кувшинчик»). [4]
Город Кермине входил в состав Бухарского ханства.
В период правления бухарских эмиров Абдулахада и Алим-хана здесь была построена их летняя резиденция. Абдулахадхан проводил большую часть времени в Кермине и был здесь похоронен.
В 1958 году в районе посёлка Кермине при строительстве горно-металлургического комбината был основан новый город Навои. Название он получил в честь поэта Алишера Навои.
Первый золотой слиток на комбинате был выплавлен в 1970 году, позднее было налажено также производство серебра. Навои обладает неплохой инфраструктурой. В городе много интересных мест, которые всё же нельзя назвать достопримечательностями.
В Навои выпускают различную продукцию, но создавался этот город исключительно для нужд военно-промышленного комплекса. Первоначально комбинат создавался исключительно как урановый. В 1965 году был основан другой центр комбината — Зарафшан.
Большинство интересных мест расположено не на территории города, а за его пределами, особенно на территории т.н. свободной экономической зоны «Навои».
Одним из излюбленных мест отдыха горожан и туристов, которые приезжают сюда и в близлежащие города, является Южный парк, на территории которого расположились стадион, плавательный бассейн, кинотеатры. Кроме того, совсем недавно был построен Северный парк, который гораздо больше по площади, чем Южный, и назван парком им.Алишера Навои.
Примечания
Экономика
Достопримечательности
К вопросу: Какое отношение имеет Алишер Навои к Узбекистану и где его Родина? Часть 1
В конце 80-х годов ХХ века вдохновленный идеями «перестройки» я начал исследовать суфийские взгляды Навои и обнаружил что, в рукописных источниках очень многие моменты жизни Алишера Навои не сходятся с описаниями В.Бартольда и последующих исследователей Навои. Я решил перепроверить ссылки прежних ученых и сверить насколько точно они излагали сведения и интерпретировали их. Каково же было мое удивление, когда перед моими глазами начали рушиться «железобетонные стены», прочно осевшие в наших мозгах представления о жизни великого поэта и государственного деятеля. Мною был подготовлен ряд статей. Но к сожалению, ни одна редакция журналов и газет не осмеливалась публиковать их. Публикация означала признание прежней методологии подхода к личности, а схему биографии поэта утратившим силу. Мои взгляды посчитали вызовом старшему поколению –столпам навоиведения. Мне не оставалось ничего, кроме как делиться своими открытиями в кругу молодых ученых и друзей.
Только после приобретения независимости Узбекистана в 1991 году появилась возможность публиковать накопившиеся около десятка статей, которые стали сенсационными и обсуждались чуть ли не во всех аудиториях высших учебных заведений. И вот спустя 27 лет опять пришлось вернуться к этой теме: все таки поэтом какого народа вправе считаться Навои и что связывает его с узбекским народом. К этому подтолкнуло меня опубликованная 20 июля 2018 года статья в интернет –издании «Фергана.ру» под заголовком «Визирь на службе у народа. Как Алишер Навои стал советским узбекским поэтом», автор которого научный сотрудник Института Востоковедения РАН Артем Космарский. Он прикрываясь под предлогом рецензирования некой статьи корейского советолога Борам Шина явно пытался внести раскол между двумя народами. «Собака лает, а караван проходит», так гласит народная мудрость. Кажется попытка не удалась. Но тем не менее, я решил ответить на нарочито «непонятные» вопросы, поставленные крайне в пренебрежительном тоне.
Интерес к личности Навои берет начало еще в его эпоху и не прекращается и по сей день. В XIX веке с появлением не многочисленных работ в западной ориенталистике возрос бурный интерес к жизни и творчеству Алишера Навои. По большому счету акцент делался на его меценатской деятельности как государственного мужа и заслугах в развитии тюркского языка и литературы. Библиотекари описывающие восточные рукописи с особым вниманием обращались к произведениям Алишера Навои, оставляя свои ремарки об отличительных чертах поэта. В энциклопедиях начали отводить отдельное место для Алишера Навои. Несомненно, причиной появления интереса к Навои среди русских востоковедов были сведения миссионеров занимавшихся в Средней Азии сбором материалов в период подготовки вторжения России с целью колонизации земель междуречья, т.е. территории между Амударьей и Сырдарьей. В сведениях нередко упоминалось имя Алишера Навои, о высокой почитаемости его личности и популярности его произведений среди узбеков. Уровень образованности населения в городах несколько удивляла чужестранцев. Действительно, чуть ли не в каждой второй семье хранились рукописи со стихами Навои и бережно хранились наряду с Кораном и другими священными книгами.
Никитский особо подчеркивает, что этот язык блестяще выразился в творчестве Алишера Навои. Он не сомневался в том, что корни поэта уходят в этот край, а джагатайский язык не что иное как староузбекский язык, существовавший за много веков до Амира Тимура в землях, включающих в себя Самарканд, Хиву, Андижан, Шахрисябз и Бухару. Захириддин Мухаммад Бабур в своем «Бабур-наме пишет что, народ Андижана говорил на том языке на котором писал Алишер Навои, подчеркивая что его родным наречием был андижанский диалект.
Навои и Узбекистан
Амир Тимур и предки Алишера Навои
Стало быть, предки Навои были ближайшими персонами дворца Амира Тимура, а как свидетельствуют историки, конкретно история сближения предков Навои и Султана Хусейна Бойкары восходит к второму сыну Амира Тимура (1336-1405) Умаршайху (1356-1394). Известно, что Амир Тарагай, отец Амира Тимура (умер в 1360) был родом из Шахрисябза, ныне ( город Шахрисябз Кашкадарьинской области Узбекистана), а мать Тегина Хотун (умерла в 1353 г.) родом из Бухары. По истории тимуридов, имеется несколько исторических трактатов, где приводятся ценные сведения о его походах. В них четко указано, что период с 1362 года по 1370 год был периодом борьбы Тимура за трон Мовароуннахра.
Автор: Шухрат Сирожиддинов, навоивед, доктор филологических наук, профессор
Что посмотреть в Навои
Навои – самый молодой город в Республике Узбекистан. Его основали в 1958 году как промышленный центр. Такая история населенного пункта отпугивает туристов: им представляется горизонт в трубах, смог и тяжелый воздух. Но здесь есть на что взглянуть: в 8 км от города расположен поселок Кармана, который в Средние века был важной точкой на карте Средней Азии, и назывался Кермине. Да и транспортная доступность Навои позволяет сделать его начальной или конечной точкой путешествия.
Расположение на карте
Навои построили на берегу реки Зеравшан, название которой переводится как «золотоносная, разбрасывающая золото». В 140 км выше Навои по течению Зеравшан расположен город Самарканд. Ташкент находится в 360 км к северо-востоку от Навои, а Бухара – в 89 км по прямой, или в 115 км по автодороге.
Знаковые места
Основные достопримечательности Навои расположены не в самом городе, а в его окрестностях. Добраться до них труда не представляет: можно воспользоваться маршрутным такси, а можно взять машину.
Урочище Сармышсай (Сармишсай)
Когда-то здесь жили первобытные люди. Археологи нашли могильники и поселения бронзового века, а наскальные рисунки и искать не пришлось, самые новые видно и так. В Сармишсае их не менее 5 000. Самые древние относятся к XV тысячелетию до нашей эры, самые свежие – к XVIII веку нашей эры. Большая часть изображений принадлежит к III тысячелетию до нашей эры – бронзовому веку, и рубежу эр – раннему железному веку, когда на территории современного Узбекистана жили скифские племена.
Площадь памятника – около 20 км2 скал и проходов между ними. Практически все ровные поверхности, включая средних размеров булыжники, вросшие в почву, заполнены рисунками. Животные, люди, арабская вязь – на камнях Сармишсая смешались эпохи. Посмотрите на фото, такой коллекцией петроглифов по праву может гордиться любая страна.
Попасть в урочище непросто: самый удобный вход занимает территория детского лагеря, а через нее туристов не пускает охрана. Поэтому поездку туда лучше планировать с организованной группой. «Дикари» на территорию все равно попадают, и это добавляет работы сотрудникам музея-заповедника: после таких гостей петроглифы приходится реставрировать, отмывая их от аэрозольной краски. В парке можно ходить только по проложенным маршрутам, останавливаться – на оборудованных смотровых площадках. Это обеспечивает сохранность как местных растений (среди них 27 видов встречаются только в этом ущелье и больше нигде), так и самого памятника: периодически самые ценные изображения пытаются украсть.
В Самисшае водятся среднеазиатские кобры – вид, который до 1994 года был занесен в Международную Красную книгу как вымирающий, а сейчас его статус неизвестен, поскольку неясно, сколько особей осталось в природе. Заходят туда и кызылкумские горные бараны, которых в природе осталось около 200.
Мавзолей Мир Саид Бахром
В Кармане, в 8 км от Навои, расположен самый маленький мавзолей в Республике Узбекистан. Принадлежит он Мир Саид Бахрому, происходившему из Сасанидов – династии правителей Персидской империи. Народная молва, кроме образованности, приписывала ему способность творить чудеса. Больше об этом человеке ничего точно неизвестно.
Туристов привлекают не только легенды о Мир Саид Бахроме. Уникальны архитектура и отделка мавзолея. На фото запечатлеть его невозможно, только фрагментами. Вживую мавзолей гораздо красивее. Это квадратное здание с куполом. Вход оформлен в виде арки. Внутри находится надгробье из мрамора, накрытое полотном, украшенным золотным шитьем. Арками здание украшено и изнутри. Они отделаны терракотовыми вставками и орнаментом из дерева.
Наружная отделка – резной кирпич, терракотовые узоры, гирих (геометрический орнамент), да и сама форма здания имеют признаки скорее персидской, чем тюркской архитектуры. Это и неудивительно: предположительно, здание построено в 1020 году, и мавзолей – одно из трех старейших зданий Узбекистана. Древнее только мавзолей Саманидов в Бухаре и мечеть Дигаррон в кишлаке Хазора. Здание нуждается в реставрации, которая в последний раз проводилась здесь в 1976 году и с тех пор здание заметно обветшало.
Мавзолей и мечеть Касым-шейха
Мавзолей Касым-шейха находится на другом конце Карманы относительно предыдущего памятника. В комплекс входят ханаку – общежитие для паломников, и две хазиры – гробницы, стоящие вне мавзолея, под открытым небом. Дата постройки комплекса – 1571 год.
Касым-шейх Азизан Карминаги – настоятель суфийского ордена Яссавия. Он родился в 1500, а умер в 1578 или 79 году.
Касым-шейх стал знаменитым благодаря своей миротворческой деятельности в период междоусобной борьбы за власть в Мавераннахре – междуречье Сырдарьи и Амударьи. Он спас гарем (семью и слуг) Абдулла-хана II во время осады крепости Кермине войсками сразу трех соседних территорий – Самарканда, Ташкента и Туркестана.
Изначально здание мавзолея было медресе, которое основал сам Касым-шейх. Существует традиция: умершего основателя медресе хоронят на его территории. Так во дворе духовного училища появилась хазира, под которой покоился его основатель.
Хан не забыл заслуг Касым-шейха, и через год после смерти верного сподвижника посетил его могилу. Он повелел выстроить здесь ханаку для паломников, а затем здесь начали хоронить и самых достойных из последователей Касым-шейха. В конце XVI века была построена мечеть со сводчатыми порталами, которая входит в комплекс сейчас. Последнее захоронение в мавзолее произведено в 1910 году, здесь лежит последний эмир Бухары Абд ал-Ахад.
В комплекс входит музей с коллекцией из 2 тысяч предметов.
Караван-сарай Рабат-и Малик
Чуть за Карманой в сторону Бухары, по дороге в аэропорт Навои, стоят величественные ворота. Это – остатки дворца царей династии Караханидов Рабат-и Малик («Царская крепость»), построенный в XI веке. Масштабы сооружения эпохи раннего Средневековья поражают. Хотя до нас дошли всего лишь украшенная резным ганчем часть фасада и башня, они вполне способны передать впечатление, которое возникало у средневекового путника, впервые видящего дворец. Внутренние здания не сохранились, но археологи утверждают, что здесь было применено уникальное инженерное решение: здесь сумели построить гигантский купол, стоявший на спаренных разнодиаметровых колоннах, установленных по углам восьмиугольника.
Караван-сараем памятник называется потому, что действительно выполнял эту функцию: после падения династии Караханидов дворец постепенно приходил в запустение, и в XVIII веке из сарая (дворца) стал караван-сараем – гостиницей для купцов с элементами рынка. Это было удачное решение: дворец строился как укрепление, а богатым купцам было чего опасаться в Кызылкуме.
Ещё в XIX веке целы были 15-метровые башни цитадели, можно было увидеть и всю крепость. Но во время строительства Навои памятник разрушили окончательно – по счастью, предварительно проведя археологические исследования. Благодаря археологам сегодня мы знаем о строении, которое, дойдя до нашего времени, могло бы стать одним из величайших памятников Востока, сравнимым с Тадж-Махалом.
Храм преподобного Сергия Радонежского
Православный храм в Узбекистане – не редкость, они есть в каждом крупном городе. А в построенном при СССР Навои храма не было, тогдашняя градостроительная политика не предполагала возведения церквей. И вот в 1991 году было принято решение о строительстве, в 1994 году церковь была заложена, а в 2002 пятикупольный храм с колокольней был освящен. Промышленность и инфраструктура
Своим существованием город обязан в первую очередь Навоийскому горно-металлургическому комбинату. Это одно из десяти крупнейших в мире предприятий по производству цветных металлов – золота и урана. Расположены здесь и самый крупный производитель цемента в Узбекистане – «Кызылкумцемент», химический комбинат «Навоиазот», Навоийская ГРЭС, которая снабжает электричеством весь вилоят (область).
Город изначально строился как промышленный центр, и инфраструктура здесь закладывалась изначально под то, чтобы обеспечить инженеров, рабочих, преподавателей и их детей всем необходимым.
Транспортные узлы
Навои – небольшой город, но в нем есть собственный международный аэропорт, откуда можно улететь как в Ташкент и другие узбекские города, так и в Москву через Домодедово. Есть в городе и железнодорожный и автовокзал.
Численность проживающих
На начало 2020 года в Навои проживало 122 300 человек. Из города происходит отток населения: по сравнению с 2017 годом людей стало меньше на 12 000, а с 2009 – на 34. По сравнению с другими городами здесь довольно высокая доля русскоязычного населения – более 16%, но она постепенно снижается: как и во всём Узбекистане, доля коренного населения постепенно растет.
Образование
В городе есть все уровни образования. Высшие учебные заведения представлены педагогическим и горным институтами. Есть несколько лицеев и колледжей, среди которых важное место занимают горный и медицинский.
Заключение
Навои стоит в местности с богатой историей. На этой земле в Средние века вершились судьбы центральноазиатских государств. Основатели нового города не стали трогать древний поселок, сохранив для нас уникальные архитектурные достопримечательности Карманы.
Город назван в честь знаменитого узбекского философа и поэта Алишера Навои. Одна из важнейших его заслуг – развитие чакатайского языка, предшественника современного узбекского. Перу Навои принадлежат не только авторские поэмы, но и переводы классических произведений персидских авторов на язык, понятный его современникам-узбекам.
Навои, Узбекистан
Чем заняться в Навои – туры и достопримечательности
Навои – настоящий оазис в степи. Это самый молодой город страны, строительство, которого началось по решению правительства республики в 1958 году. Свое название город получил в честь великого узбекского поэта ученого и государственного деятеля Алишера Навои.
Город имеет важное экономическое значение, и является крупным индустриальным центром западной части Узбекистана. Можно сказать, что город стал своего рода форпостом освоения пустыни.
Хотя город и молод, эта местность и окрестности нынешнего города Навои, имеет богатую историю, в глубокой древности здесь проходил Великий Шелковый путь. Также в результате археологических раскопок в этих местах были найдены многочисленные доказательства существования здесь очагов культуры древних саков, хорезмийцев, бактрийцев.
А в 45 километрах от Навои находится ущелье Сармыш – «самая большая каменная картинная галерея на Земле», где на территории длиной в два километра находится около 4 тыс. петроглифов. Здесь же были найдены странные рисунки, изображающие «древних астронавтов», кроме того, в загадочном ущелье периодически происходят аномальные явления, и эта территория вызывает большой интерес у исследователей уфоцентра.
Алишер Навои
Фото Все
Алишер Навои — биография
Алишер Навои — поэт, философ, общественный, государственный деятель писал на двух языках – тюркском и фарси (персидском). Его называют родоначальником литературы народов Центральной Азии.
Особое отношение к Алишеру Навои сложилось в Узбекистане, где его считают отцом-основателем литературного языка. Навои был выдающимся поэтом, мыслителем, общественным, государственным деятелем. Высокообразованный поэт творил на двух языках – тюркском и персидском. Он жил в XVI веке, но его афоризмы, произведения до сих пор не утратили своей актуальности.
Детство и юность
Этого человека многие народы Центральной Азии считают своим земляком, относятся к нему с глубоким уважением. Мудрецы и поэты всегда пользовались большим расположением у простого народа. Алишер Навои не стал исключением.
В истории сохранились точные сведения об имени и происхождении великого поэта. Его полное имя – Низомиддин Мир Алишер. Мальчик родился под созвездием Водолея в феврале 1441 года в Герате. В тот период именно Герат считался столицей провинции Хорасан. Последняя входила в состав Мавераннахра, государства, основателем которого стал Амир Тимур.
Алишер Навои
Происхождение поэта до сих пор не дает покоя его соотечественникам, другим заинтересованным ученым. Некоторые считают Алишера потомком уйгурских сказителей (бакши). Есть иная версия – многие ученые полагают, что предками Навои были представители монгольского племени барласов, к которому принадлежал и сам Тимур.
Вторая версия имеет большее право на жизнь. Она объясняет, по какой причине отец Навои занимал высокую должность при дворе Тимуридов. Его звали Гиясиддин Кичкине, он был просвещенным человеком, представителем древней династии. Известно и о двух дядюшках Алишера, один из которых был поэтом, другой – знаменитым музыкантом, каллиграфом.
Алишер, сын высокопоставленного чиновника, жил вместе со своим отцом во дворце правителя Хорасана. С царевичем Хусейном Байкарой, который приходился внуком Омар-шейху, сыну Тимура, их связывала давняя дружба. Оба мальчика посещали медресе, оба увлекались гуманитарными науками, поэзией, литературой.
Способности к творчеству у Навои проявились рано. В пятнадцатилетнем возрасте он писал стихи, которым мог позавидовать любой взрослый поэт. В этом виде творчества многое зависит от наставника. Учителем способного юноши был суфий Джами, известный персидский поэт, увлекающийся мистицизмом. После, в течение трех лет, с 1466 по 1469 год, юный поэт учился в медресе других городов – Мешхеда и Самарканда.
Государственная и общественная деятельность
В Самарканде он занимался изучением многих наук – логики, математики, философии. Когда в родном Герате произошла перестановка во власти, престол Хорасана занял Хусейн Байкара, Навои вернулся сюда. По приглашению султана Хусейна он занял должность визиря, с 1472 года стал носить титул эмира. Байкара прекрасно понимал, что людей с такими способностями, как у Алишера, нужно привлекать во власть.
Алишер Навои с султаном Хусейн Байкара
Так у молодого султана появился верный соратник, который оказывал ему поддержку при проведении многих реформ. Но более всего Навои был полезен в делах культуры родного города, которая во время его нахождения у власти переживала настоящий расцвет. Байкара и сам был талантливым поэтом, писал стихи, подписывая их вымышленным именем Хусайни. Султан с большим уважением относился к деятельности ученых, поощрял творчество поэтов, художников, музыкантов.
Во время правления Навои в столице Хорасана возникло несколько творческих сообществ, состоящих из поэтов, историков, музыкантов, каллиграфов, художников. Он заботился о сооружении мечетей, за время правления Алишера их число увеличилось более чем на 20 зданий. Строители возвели 10 ханаков, в которых жили суфии, было построено и несколько мавзолеев. Не забывал Навои о светской жизни, заботился о благоустройстве города, построил 20 водоемов, несколько дамб, 16 мостов.
Большое внимание визирь уделял реставрации старинных зданий. В годы его правления была восстановлена Соборная мечеть Герата, построенная в XIII веке. Строители в этот период возводили прекрасные здания, каллиграфы украшали их великолепной вязью. Визирь Навои был очень деятельным человеком, он прекрасно понимал, что материальное положение земляков зависит от уровня развития ремесла. Он заботился о развитии ткачества, ковроделия, о процветании гончарного, ювелирного искусства. За несколько лет Герат стал процветающим, высоко развитым центром Востока.
Мечеть Хазрат Алишер Навои
Алишер занимался благотворительностью. Он был далеко не бедным человеком и, не жалея, тратил собственные средства на возведение различных построек для общественных нужд. Визирь проводил благотворительные акции для малоимущих. Он закупал, раздавал одежду, продукты нуждающимся, делал для бедняков обеды.
В биографии Алишера есть противоречивые сведения. Есть информация о том, как визирь ушел в отставку, стал заниматься поэзией. В других источниках современники чиновника утверждают, что и после отставки он не покинул султана, оказывая тому посильную помощь в управлении государством.
По разному трактуют назначение Навои на должность наместника Астрабадской области Хорасана. Это случилось в 1487 году. Некоторые эксперты утверждают, что в тот период между султаном и визирем возникли разногласия, чиновник был отправлен в ссылку. Есть иная версия – управление сложной областью было фактом особого доверия Байкары к успешному подчиненному и другу.
С тех пор прошло слишком много времени, выяснить правду не представляется возможным. Но уже через год всемогущий визирь полностью удалился от государственных дел. Он мечтал вплотную заняться развитием своего поэтического тдара и наконец-то нашел для этого время. Алишер поселился в Герате, целиком отдался творчеству.
Творческая деятельность
Поэт писал на двух языках под двумя псевдонимами. Для тех, кто говорил на тюркском языке, он выбрал творческое имя Навои, что значит «мелодичный». Для персидских любителей поэзии он творил под именем Фани, что в переводе означает «бренный». Перу этого автора принадлежит более трех тысяч газелей (лирических стихотворений). Эти произведения в дальнейшем поэт объединил в диваны – так называются специальные сборники.
Пятерица Алишера Навои
Наибольшую популярность заслужила «Хамса», которую еще называют «Пятерицей», состоящая из пяти поэм. Это произведение является данью уважения к Низами Гянджеви, персидскому поэту, написавшему свою «Пятерицу» за несколько веков до Алишера.
В «Пятерицу» Навои включил поэмы «Лейли и Меджнун», «Семь планет», «Фархад и Ширин», «Стена Искандера», «Смятение праведных». Все части «Пятерицы» были написаны в разное время. «Смятение праведных», известное с 1483 года, по тематике является социально-философским произведением. Навои поднимает множество проблем, от которых страдают простые граждане государства. Он говорит о произволе знатных людей, феодальных войнах, угнетении малоимущих, оценивает эти явления с точки зрения морали порядочного человека.
Через год Навои стал автором двух романтических поэм – «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин». Он создал эти произведения по мотивам народных сказаний. Здесь автор воспел высокие чувства, затронул множество проблем – говорил о религии, социальном неравенстве, бедности. В четвертой поэте «Семь планет» поэт в завуалированной форме критикует некоторых представителей Тимуридов.
В «Стене Искандера» Алишер рассказывает читателям об Александре Македонском, его жизни и завоеваниях. Полководец был известен на востоке под другим именем, его называли Искандер Зулькарнайн. После «Пятерицы» литератор занялся историческими и биографическими трудами. Он стал автором «Истории пророков и мудрецов», «Истории иранских царей», «Истории правителей Аджама», написал «Пятерицу смятенных», биографическую книгу о своем наставнике Джами.
Его сборник «Сокровищница мысли» создан из четырех циклов – «Чудес детства», «Редкости юности», «Диковин средних лет», «Назиданий старости». Здесь более 2600 газелей, представляющий яркий образец лирики выдающегося поэта. Здесь много цитат, афоризмов, крылатых выражений. Навои умел облекать мудрые мысли в яркие, незабываемые образы.
Газели Навои кратки, но удивительно образны. Таким же прекрасным языком поэт творил и на фарси. Он создал три сборника стихов на этом языке. Названия книг – «Диван Фани», «Шесть необходимостей», «Четыре сезона года». Навои завершил свою творческую деятельность двумя произведениями – поэмой «Язык птиц» (1499), трактатом «Возлюбленный сердец» (1500).
Личная жизнь
У поэта, принявшего добровольную аскезу, никогда не было жены и детей. Но в молодости он мечтал о семье, а все свои силы бросил на карьерный рост из-за особых обстоятельств. Народные сказания гласят, что в юности поэт со своим знатным другом Байкарой любили одну девушку Гули. Алишер, очень чуткий, высоконравственный человек, сам, без какого-либо давления со стороны, попросил красавицу стать женой его друга.
Но сам он всю жизнь любил Гули, высокое чувство давало ему вдохновение для творчества. При этом поэт всегда сочувствовал одиноким людям. Образованный, воспитанный Навои трудно сходился с людьми. Он требовал безусловного уважения к себе и прекращал дружбу, если не видел этого уважения. Многие современники не понимали его, считали слишком высокомерным.
Причина смерти
Поэт скончался в январе 1501 года в Герате. Перед этим он долго болел, жил настоящим отшельником в келье своего суфийского наставника.