Навруз это за праздник что у мусульман
Навруз 2021: что за праздник, история, традиции и обряды, связь с равноденствием
Праздник Навруз (иногда его называют Новруз) отмечается 20–21 марта (в разных странах по-разному). Слово «навруз» в переводе с фарси (персидского языка) означает «новый день», или «обновление». Навруз — это Новый год по астрономическому солнечному календарю, который в момент весеннего равноденствия отмечали доисламские земледельческие народы, населявшие Азию и часть Европы.
В 2021 году весеннее равноденствие, когда день становится равным ночи, в Северном полушарии наступает в субботу, 20 марта, в 12:37 по московскому времени. Фактически, это и есть Навруз с исторической точки зрения. С религиозной точки зрения праздник Навруз ближе всего к зороастризму.
Навруз широко отмечают в странах, где есть значительная часть тюркского населения, а также там, где говорят на фарси. В государствах с преимущественно арабским населением, в также на Северном Кавказе этот праздник не получил распространения. В некоторых мусульманских странах отмечание Навруза запрещено.
На государственном уровне Навруз отмечают в Азербайджане, Албании, Афганистане, Иране, Иракском Курдистане, Индии, Киргизии, Македонии, Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане, Турции и в некоторых других странах. Из российских регионов Навруз широко празднуют в Поволжье, Татарстане, Башкирии, а также в некоторых местностях Дагестана.
Праздник настолько древний и самобытный, что по решению ЮНЕСКО он считается нематериальным культурным наследием человечества, а 21 марта отмечается Международный день Навруз.
История праздника
Миф, который лежит в основе праздника, — это традиционная для многих земледельческих народов легенда об умирающем и воскресающем боге. В зороастризме Навруз — это день, когда был похоронен древнеперсидский герой Сиявуш — сын легендарного царя Кей-Кавуса. Сиявуш пал жертвой клеветы и погиб от рук наемного убийцы. Однако его гибель стала началом новой жизни: там, где была пролита чистая кровь героя, выросла священная смоковница и распустился красный цветок невиданной красоты. Сиявуш в зороастризме считается символом верности, храбрости и чистоты, а его гибель — началом весеннего возрождения природы.
Навруз как Новый год стали отмечать во время равноденствия примерно с IV века до нашей эры, в доисламскую эру. После завоевания Азии и части Европы арабами, которые принесли туда мусульманскую веру, Навруз продолжали праздновать народы, принявшие ислам, но при этом сохранившие доисламские традиции.
Традиции Навруза
Поскольку Навруз — это отмечаемый весной Новый год, в этот праздник приняты многие ритуальные действия, символизирующее обновление: уборка жилища, расплата с долгами, избавление от ненужных вещей и так далее.
Навруз связан с приготовлением ритуальных блюд, которые состоят из строго определенных элементов. Самое известное блюдо Навруза — сумаляк (каша из проросшей пшеницы). Приготовление этого блюда сопровождается целым ритуалом, в котором участвует вся семья, при этом женщины танцуют и поют специальные песнопения. Сумаляк варят много часов во дворе в большом котле, куда помимо проросших зерен и других ингредиентов кладут небольшие камни, которые защищают праздничное блюдо от пригорания. «Поймать» в своей тарелке с сумаляком камушек считается удачей. Также ритуальным блюдом на Навруз считаются вареные вкрутую яйца — символ совершенства и жизни. Свечи и зеркала также неотъемлемая часть праздника.
В связи с пандемией COVID-19 традиционные «выездные» празднования Навруза, которые как правило проходят в больших городах (наподобие Масленицы) в 2021 году пройдут в урезанном формате.
Навруз: почему мусульмане Средней Азии празднуют языческий праздник
Исламские теологи все как один со ссылкой на священные религиозные тексты утверждают: Навруз (Ноуруз, Навруз-байрам) никакого отношения к их официальной религии не имеет. Подобные языческие отголоски былых верований присутствуют и в православии (празднование Масленицы с сожжением ее чучела, Иван Купала с прыганием юношей и девушек через костер и другие), и их также систематически пытаются отождествлять с христианством. Навруз с развеселой Масленицей и Иваном Купалой во многом схожи даже по форме и содержанию празднеств.
Отмечали еще до нашей эры
Как пишет известный исламский историк религии Мухаммад Алимчулов, Навруз, символизирующий начало весны (и Нового года), отмечается в начале второй декады марта, в период весеннего равноденствия. В переводе с персидского слово означает «новый день».
Считается, что Навруз стал официальным религиозным праздником зороастрийцев в Ахаменидской Империи (VI—IV века до н. э.), его отмечали народы, населяющие Великую Армению, Ассирию (Месопотамию), Кавказ, Персию и северо-восток Африки – еще до того, как эти территории были завоеваны захватчиками, исповедующими ислам. С веками отголоски языческих верований не утихли, и во многих странах, расположенных на месте бывшей Ахаменидской Империи, ислам продолжает сочетаться с языческими верованиями. Религиозные иерархи и правители государств относятся к этому симбиозу по-разному, но истовые мусульмане – одинаково неодобрительно.
Что это за праздник
У зороастрийцев культивировалось многобожие, они поклонялись собственно Заратустре, Ормузду («Богу Мудрому»), верили в Ашу (изначальный вселенский Закон добра и гармонии) и Дружду (антитезу Аши). Исповедовали культ огня (в Навруз полагалось перепрыгивать через костры, считалось, что огонь очищает от грехов). Распитие спиртного у зороастрийцев в этот праздник также было заведено.
Кандидат философских наук Айдын Али-заде, описывая особенности празднования Навруза, отмечает, что зороастрийцы переняли от индоариев ритуалы поклонения духам покойных предков, а огни у них имели особую иерархию. До сих пор в Иране и Средней Азии сохранились традиции отмечать Навруз – с факельными шествиями, песнями, прыганьем через костры и купанием в реке. Зороастрийцы в свое время к этому празднику специально проращивали семена злаковых растений, что и сегодня практикуется в среднеазиатских государствах, в Азербайджане и Иране. Также там сохранился ритуал, связанный с крашеными яйцами, символизирующими зарождение жизни – они присутствуют в Навруз на праздничном столе.
Почему праздник не исламский
Как и в православии, языческая «карта» в исламе «побивается» цитатами из мусульманских священных текстов, в которых четко прописана основа верования этой религии. Айдын Али-заде напоминает, что главными противоречиями, отторгающими данные отголоски зороастризма от ислама, являются единобожие и отрицание преклонения перед природными силами в одной из основных мировых религий.
«Чистый» ислам бескомпромиссен и синкретизму там не место. В сборниках хадисов пророка Мухаммада, в частности, говорится, что для мусульманина существуют только те праздники, которые появились в исламскую эпоху (в частности, Курбан и Ураза). Есть в этих текстах и описание диалога пророка и некоего мусульманина, хотевшего зарезать жертвенного верблюда. Человек поинтересовался у пророка, можно ли совершить данный ритуал именно на этом месте. На что Мухаммад спросил, не стояли ли здесь идолы и не совершались ли языческие ритуалы. Только получив отрицательные ответы, пророк дозволил зарезать животное, добавив: исполняя обет, нужно это делать во имя Аллаха. То есть ни в коем случае действия, одобряемые исламом, не должны корреспондироваться с языческими верованиями, чтобы не было искушения связывать их с идолопоклонничеством.
Более радикальное изречение пророка Мухаммада, прямо касающееся языческих верований, сводится к тому, что проклятие Аллаха ожидает каждого радетеля привносящих нововведения в ислам – то есть все неисламские праздники (Навруз тоже) суть неповиновение канонам этой религии.
В 70-х годах ХХ века предпринимались попытки официального запрета празднования Навруза в Иране, но они не нашли поддержки. Как нерелигиозный Новый год Навруз там отмечается до сих пор. Нет его в официальном календаре у иракских и сирийских арабов (в Сирии Навруз официально под запретом до сегодняшнего дня). В Турции этот праздник запрещали более 60 лет, до 1991 года. С 1992 года он празднуется 21 марта как народный, не имеющий отношение к религии, и этот день в стране не выходной.
Навруз – как празднуют самый древний Новый год?
Навруз – один из самых древних праздников мира, что сегодня отмечается рядом тюркских и иранских народностей
У тюркских и иранских народностей одним из самых главных праздников года на протяжении многих веков остаётся Навруз. Это древнейшее торжество, что сегодня отмечается в Казахстане, Малой и Средней Азии, Башкирии, Иране и ряде других стран.
Навруз приходится на день весеннего равноденствия, 21 марта, ведь этот праздник непосредственно связан с весной, силами возрождения и плодородия. Как утверждают историки, зародился Навруз не менее 5 тысяч лет тому назад. С чем же связан праздник? Какова его история? Какие традиции стали неотъемлемой частью Навруза?
История Навруза
Название праздника Навруз уже само по себе открывает суть этого торжества. В переводе с персидского оно значит “новый день”. Исследователи предполагают, что зародился Навруз ещё в период власти персидской династии Ахеменидов.
В ту пору был распространён зороастризм, а некоторые традиции праздника связаны с почитанием Заратустры. Принципом религии была свобода выбора человеком своего пути и принципов, что влекло за собой соответствующие поступки. Одни из первых упоминаний о Наврузе можно встретить в священной книге зороастрийцев «Авесте».
Непосредственно слово “Навруз” появилось в источниках лишь во II веке нашей эры, хотя, конечно, сам праздник отмечали и прежде. Накануне дня весеннего равноденствия персидские правители приносили дары солнцу, прося о плодородии своей земли и процветании страны.
Праздник Навруз в Туркменистане, 2020 год / turkmenportal.com
Суть Навруза
Сегодня Навруз празднует большинство народов тюркской и иранской групп. К ним принадлежат буддисты и незначительная часть христиан, однако в большинстве своём праздник отмечается мусульманами.
Именно поэтому сложилось мнение, что Навруз принадлежит к исламским праздникам, хотя это предположение неверно. Навруз зародился в те времена, когда ислам ещё не распространился на землях, где сегодня отмечают торжество. Более того, арабские народы, большинство представителей которых – мусульмане, Навруз не празднуют, а в Сирии это торжество находится под запретом.
Поскольку празднование Навруза широко распространено, можно встретить самые разные варианты его названия – Новруз, Наурыз, Нооруз и т.д. Согласно преданиям, в день 21 марта добрый дух одерживает победу над злыми зимними силами.
С этого момента весна вступает в свои права, а солнце приобретает всё больше сил. Сама суть этого праздника направлена на очищение от грехов и обид, Навруз призывает открыть сердце добру и любви, согласию и счастью.
Предания о празднике
С Наврузом связано немало преданий. В иранской мифологии сохранились легенды, описывающие появление праздника. Как гласят они, в этот день был похоронен герой Сиявуш, которого смертельно ранил туранец Афрасияб. Подробное описание предания можно встретить в поэме «Шах-намэ» Фирдоуси.
С тех пор этот день считается временем раскаяния и очищения – как духовного, так и физического. У разных народов принято стирать одежду перед Наврузом. Особенно это касается детских вещей, поскольку малыши наиболее восприимчивы к воздействию “дурного глаза”.
Ещё до появления ислама Навруз ассоциировался с предками и защитой рода. Люди обращаются к прежним поколениям, прося защитить их и воздавая почести. В старину Навруз отмечался в течение тринадцати дней, во время которых устраивали празднества, приглашали гостей, раздавали угощения детям. Юные девушки во время праздника нередко гадают на будущее, ведь верят, что Навруз может открыть тайну грядущих лет.
В Азербайджане угощают пахлавой, шекербурой и другими сладостями
© geckophotos / Getty Images
Традиции Навруза
Как и любой другой праздник, Навруз предполагает детальную подготовку. Самым важным аспектом считается расчёт с долгами, поскольку этот день – переход в новый период, а значит, ничто не должно “тянуть” к прошлому.
В преддверии Навруза хозяйки стремятся приготовить семь праздничных блюд. Компоненты для них должны быть в преимуществе растительными. Традиционным угощением на праздник стали выпеченные лепёшки, что готовят из пшеницы, проса, кукурузы и прочих злаков. Однако главным блюдом Навруза считается сумаляк, основой для которого становятся ростки пшеницы, предварительно пророщенные.
Пророщенные ростки пшеницы на весенний праздник Нового года – Навруз
© Adil Chelebiyev / Getty Images / canva.com
В разных странах существуют самые разные традиции празднования. К примеру, в Узбекистане гостей принято встречать словами-пожеланиями счастливого Навруза. Гость отвечает взаимным приветствием и желает добра хозяевам дома.
В Таджикистане на праздничном столе в Навруз можно увидеть не только традиционные блюда. Важнейшими элементами становятся зеркало, яйца и свеча, причём каждый из них символизирует один из аспектов праздника. Свеча ассоциируется со светом и огнём, освобождением от мрака, приходом тепла. Зеркало и яйца стали символом ухода старого и наступления нового года. Они необходимы, чтобы “уловить” этот момент.
В Азербайджане Навруз также начинается словами приветствия. Одним из главных праздничных блюд у азербайджанцев считается рыба с головой, фаршированная орехами и кишмишем. Хозяева предлагают гостям попробовать домашних сладостей, желая, чтобы наступивший год стал не менее ярким и “сладким”, чем эти угощения.
Праздничные угощения в Навруз / © geckophotos / Getty Images
Навруз неспроста называют самым древним Новым годом. Отмечать его во многих странах Азии стали ещё в далёком прошлом, много тысяч лет назад. С тех пор, как ни странно, традиции Навруза не претерпели существенных изменений. А сегодня этот праздник остаётся любимым многими народами, ведь он открывает людям надежду, веру в чудеса, способность примириться и лучше понять друг друга.
Навруз: история и традиции самого древнего праздника весны
В сентябре 2009 г. Навруз был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а в конце февраля 2010 г. 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта «Международным днем Навруза».
Праздник Навруз является одним из самых древних на Земле. Он был известен еще с дозороастрийских времен, его отмечали еще до VII века до н.э. В государстве Ахеменидов (VI-IV века до н.э.) и Сасанидов (III‑VII века н.э.) Навруз считался главным праздником. Древнегреческий историк Страбон писал об этом празднике: «В самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья (Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи) собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь».
По преданию, в этот день произошло много легендарных событий: «Заратуштра был избран богом, чтобы принести людям счастье», мифический царь Тахмурас «отправил в темницу злых дивов и безжалостных людей», а «Гоштосп, царевна Каетун и Джомосп приняли веру Маздаясна», т.е. зороастризм, и т.д. Зарождение Навруза также связывают с мифическим царем Джамшидом, на которого в этот день упали лучи солнца.
Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. Согласно ему, год начинался весной 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца.
Мусульманский лунный год начинается с месяца Мухаррам, то есть новый год наступает 1‑го числа месяца Мухаррам, который является первым месяцем мусульманского календаря.
В древние времена дата наступления Навруза определялась астрологами. Сейчас же их сменили астрономы, которые вычисляют дату прихода Навруза с точностью до минуты. В 2011 г. День весеннего равноденствия, т.е. когда Солнце пересечет небесный экватор и перейдет из южного полушария в северное, наступит 21 марта в 02.21 мск.
По старым тюркским легендам, этот день был днем, когда тюркский народ спасся из окружения. Иными словами, в этот день тюрки вышли из Эргенекона (территория, окруженная горами). Поэтому Навруз был принят тюрками, как начало Нового года и отмечается до настоящего времени.
Уходя своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, праздник не только пережил арабское завоевание, но и стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам. В СНГ его справляют как национальный татары, казахи, башкиры, киргизы, таджики, узбеки и многие другие народы.
Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов, связанных с магией, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающуюся природу.
Поэтому перед Наврузом хозяева стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его. Также перед праздником украшают дома, убирают мусор на улице.
Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения. В «среду радости» (последнюю среду перед Наврузом) на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов.
Кроме того, в праздничный вечер с наступлением Навруза принято подслушивать разговоры соседей через окна или двери, и в зависимости от услышанного приятного или неприятного разговора определять, насколько удачен или неудачен будет наступающий год как для подслушивающих, так и для хозяев.
Магические семь предметов и продуктов на столе становятся символическим даром Солнцу, которое, принимая этот дар, должно позаботиться о богатом урожае.
Кроме того, на столе ставится зеркало и зажигают по числу членов семьи свечи, которые нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Обязательно большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца. В древности каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи. Сейчас эта символика утеряна, но традиция осталась.
После охлаждения блюдо подается к столу. При этом считается, что по изображению, которое проявится на поверхности сумалака, определяют, что сулит новый год, а само блюдо наделяет людей физическими и духовными силами.
Пришедшим на праздник гостям хозяин протягивает блюдо с едва проросшим зерном, поедание которого символизирует приобщение к возрождению всего живого.
Праздничный ритуал не ограничивается сладким, добрым застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. До позднего вечера продолжается веселье и смех, а утром праздник продолжается, хотя уже и не с той пышностью, а просто в домашнем кругу.
В древние времена Навруз праздновали 13 дней. В конце торжеств люди выходили в поле, где и встречали Новый год. Такова была примета. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой, в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие.
Эта традиция сохранилась в Иране, где празднование Навруза длится обычно в течение 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахрйаран Навруз (шахский Навруз), а тринадцатый день как Сизда‑бедар («Тринадцатое вне дома»).
Люди вместе со своими родственниками проводят 13-й день весны на лоне природы, как бы примиряясь с природой. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие. И таким образом связанные с наступлением Нового года празднества заканчиваются посещением вечно живой природы и размышлением о знамениях сотворения.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
История праздника
Считается, что этому празднику более трех тысяч лет. Международным он официально стал лишь в 2009 году, когда ЮНЕСКО включила его в список нематериального культурного наследия человечества.
Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря.
Обычно Навруз Байрам отмечается в день весеннего равноденствия. В этот день солнце находится в созвездии Овна, а по представлениям древних, весь мир был сотворен именно в момент восхода солнца из головы Овна, и в это время происходило отделение света от тьмы, дня от ночи, добра от зла.
Согласно историческим данным Навруз родился в одной из областей Ирана – Хорасане, которая расположена на северо-востоке страны. Предположительной датой рождения праздника, является дата, удаленная от нынешней на 3000 лет назад. В те же времена на территориях Ирана и сопредельных стран начало распространятся земледелие.
Этот праздник напрямую связан с зороастризмом. Навруз – праздник землепашцев, он связан с годовым циклом и календарем землепашцев.
Этот древний праздник символизирует на Востоке окончание зимы и обновление и пробуждение природы.
Происхождение этого праздника уходит своими корнями в дописьменную эпоху истории человечества. Официальный статус он приобрел в Ахеменидской Империи, как религиозный праздник зороастризма. Продолжает повсеместно отмечаться и после исламских завоеваний, вплоть до настоящего времени.
Многие считают Навруз исламским праздником, однако следует отметить, что на территории Ближнего Востока Навруз празднуется только представителями тех народов, которые проживали там до прихода арабов, распространения Ислама и возникновения Арабского Халифата.
Навруз, например, не празднуется арабами в Ираке. В Турции с 1925 года по 1991 год официально его празднование было запрещено. В Сирии празднование Навруза запрещено до сих пор.
Как и у христиан, многие обряды связаны с язычеством, поэтому и Навруз чисто мусульманским праздником назвать нельзя. В этот день принято встречать весну, накрывать стол и загадывать желания.
Традиции и обычаи
Обряды Традиции празднования весеннего равноденствия лишь в незначительной степени варьируются из одной страны в другую, а также из региона в регион. Немного по-разному произносят его названия жители различных государств. Так, в Иране это Ноуруз, в Афганистане – Новруз, в Иране и Турции – Невруз.
От нашего Нового года этот праздник имеет значительное отличие. Его отмечают не ночью, а при свете дня. Однако, как и у нас, это событие семейное. При наступлении торжественного момента все должны находиться дома за праздничным столом. Вся семья непременно собирается вместе, чтобы встречать Навруз. Традиции предусматривают присутствие на праздничном столе, кроме кушаний, семи предметов. При этом их названия должны обязательно начинаться на букву «с». В их перечень входит рута (сэпанд), зелень пророщенных зерен (сабэн), чеснок (сир), яблоки (сиб), уксус (сэрке), тимьян (сатар), дикие оливки (синджид). Посреди стола обязательно находится большой каравай, именуемый сангаком, имеется здесь и сосуд с водой, в которой плавает зеленый лист, а также тарелки, на которых лежат крашеные яйца.
Традиции Навруза также пришли к нам из древности, они символизируют обновление и вход в «новую» жизнь. До наступления праздника нужно расплатиться со всеми долгами, убрать жилище и вокруг него, а также приготовить специальные праздничные блюда.
Это происходит по специальному ритуалу, который включает в себя составление хафт-сина и хафт-шин-а. Хафт-син состоит из семи элементов, названия которых начинаются с буквы «С» в персидском алфавите. Хафт-шин также состоит из семи элементов, названия которых начинаются с буквы «Ш» в персидском алфавите. Это знаменитый сумаляк (блюдо из проросшей пшеницы), сипанд, сирке (уксус), сэмени, сабзи (зелень) и некоторые другие продукты, в основном растительного происхождения.
Также на стол принято ставить зеркало, свечи и крашеные яйца. Эти предметы имеют символическое значение: свеча — огонь, оберегающий человека от злых духов. Яйцо и зеркало символизируют завершение старого года и наступление нового.
13 день Навруза
Празднование Нового года завершается днем на 13-й день Навруза Все должны выйти из дому или выехать за город, или на окраину села и провести весь день на лоне природы и этим освободиться от невзгод числа «13», которое считается «невезучим». Люди как бы стараются оставить в поле всевозможные невзгоды, которые могут случиться за год, а к вечеру возвращаются домой.
До наступления навруза каждый вторник вечером отмечаются «дни стихий»: день воды, огня, воздуха, земли, в соответствии с учением Авесты о видах зарождения жизни.
Каждая из предстоящих четырех недель – а вернее, четырех сред – посвящена одной из четырех стихий и называется соответственно, хотя названия иногда отличаются, в зависимости от региона. Четыре предшествующие празднику среды называются Су Чершенбе (среда на воде), Одлу Чершенбе (среда на огне), Торпаг Чершенбе (среда на земле) и Ахыр Чершенбе (последняя среда).
Самой важной среди этих сред считается последняя – ахыр чершенбе ахшамы (последний вторник последней недели года), когда разворачиваются главные события. Этот день насыщен различными обрядовыми действиями и преследуют цель обеспечить благополучие себе, своей семье и в наступающем новом году, освободиться от всех бед и отвратить от себя и семьи неприятности и другие невзгоды. Все это в руках Аллаха, а не огня и глупых суеверных обрядов, которыми Сатана ввел в заблуждение, заставив поклоняться себе.
Ахыр чершенбе ахшамы (последний вторник последней недели года) отмечался с особой торжественностью. По поверью, если он совпадал с днем наступления Новруза, год ожидался особенно удачливым.
Огнепоклонники предают пламени священного огня свои мольбы. Язычники молятся, чтобы огонь защитил их от врагов и духов. Огонь является в их глазах олицетворением жизни. «Пусть у тебя потухнет костер» – было самое сильное проклятье в этих местах.
В общем, язычество (ширк) во всех проявлениях, которое берет свое начало из древности. Жители Междуречья, по свидетельствам древнегреческого летописца Страбона, собирались на Навруз в «Храме огня». Этим и объясняется широко распространенный сегодня обычай разжигать в дни празднования Навруза костры на улицах.