Навуходоносор 2 чем прославился
Навуходоносор II: царь Вавилона
В VI веке до н. э. Древний Вавилон переживал последний расцвет. Царь Набопаласар начал возрождение державы, а его сын Навуходоносор достиг еще больших успехов.
Нововавилонское царство: Набопаласар и его войны
В VI веке до н.э. Вавилон в последний раз стал великой державой. Один за другим им правили семь царей из Халдейской династии, но самую большую память о себе оставил Навуходоносор II.
Будущий царь Навуходоносор был сыном царя Набопаласара. Имя царевича означало – «Набу, храни моего сына». Имена царей Халдейской династии часто содержали имя бога Набу. Например, младший брат Навуходоносора звался Набушимулишир («Набу, да славится имя его»).
Род Набопаласара не мог похвастаться древностью и происхождением от великих царей прошлого. Основатель династии не скрывал своей худородности.
При жизни Набопаласара Навуходоносор и его младший брат участвовали в символической закладке храма, названного «Домом – основанием неба и земли». Во время обряда наследник Набопаласара нес корзину с вином, смешанным с елеем, а Набушимулишир нес мотыгу для закладки первого камня. «Дом – основание неба и земли» был достроен уже после смерти Набопаласара, о чем сообщил в своей царской надписи Навуходоносор.
В 607 году до н.э. царевич Навуходоносор сопровождал отца в военном походе против государства Замуа. Вскоре Набопаласар вернулся в Вавилон, а его наследник продолжил войну самостоятельно. За три месяца он сжег много вражеских крепостей, захватил добычу и пленных.
В 605 году до н.э. царевич Навуходоносор разбил египтян и отвоевал город Кархемиш. Победа был полной, и многие египетские воины погибли во время бегства. Царские надписи гласили, что ни один египтянин не вернулся в свою страну. С обеих сторон в этой войне сражались греки-наемники. Поэт Алкей писал, что его брат Антименид воевал за Навуходоносора.
Царевич расширил границы Вавилонии на запад. Тогда же в вассальных землях были взяты заложники. В их числе оказался иудейский праведник Даниил, история которого описана в Ветхом Завете.
После войны Навуходоносор остановился в Сирии, куда ему доставили весть о смерти Набопаласара. С небольшой свитой царевич вернулся в Вавилон, где был возведен на престол.
При жизни отца Навуходоносор взял в жены Амиитис, дочь царя Мидии Астиага. Позже появилась легенда, что Навуходоносор, чтобы сделать приятное своей жене, приказал разбить знаменитые Висячие сады.
Царь Навуходоносор: построение империи
Получив признание своих прав в столице, Навуходоносор отправился обратно в Сирию. Царь должен был продолжить войны отца. В следующем году он пошел войной на город Аскалон, отказывавшийся подчиниться его власти. Царь легко взял город. Хотя «Вавилонская хроника» писала о разрушении Аскалона вавилонянами, город существовал и в следующие годы – Навуходоносор обошелся с врагом относительно мягко.
В 601 году до н. э. Навуходоносор повел свои армии против Египта, давнего врага Вавилона. Битва на границе Страны фараонов была долгой и тяжелой и, похоже, закончилась ничьей. В итоге Навуходоносор повел армию назад, но и фараон Нехо не решился его преследовать. После неудачи в Египте Навуходоносору пришлось подавить восстание в Иудее, и в 597 году до н.э. он занял Иерусалим. Правитель Вавилона оставил в городе царя Седекию, который вынужден был подчиняться власти Навуходоносора.
Войны продолжались. В 595 году до н.э. Навуходоносор должен был отправиться к восточным пределам своей страны, на которые вновь напали горцы. Правитель Вавилона со своей армией остановился на берегу Тигра, и вражеский царь, испугавшись, покинул пределы Вавилонского царства.
Вавилон Навуходоносора
Вавилон. Фото: https://jrcasals.artstation.com/projects/25NVv
В период правления Навуходоноссора тысячелетний Вавилон превратился в крупнейший город Древнего Востока с населением около двухсот тысяч человек. Город стал мощной крепостью, окруженной несколькими рядами стен. По велению царя было возведено множество новых сооружений; три из них стали поистине легендарными: висячие сады Семирамиды, зикурат Э-темен-анки («Вавилонская башня») и ворота Иштар, с ведущей к ним дорогой процессий. Последний памятник дошел ло нас если не в оригинале, то в виде достаточно к нему близком.
Ворота Иштар, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин
История данного экспоната чрезвычайно интересна. Она связана с именем немецкого археолога Роберта Кольдевея (1855-1925), который долгое время мечтал подтвердить существование Вавилона Навуходоносора, известного по древним текстам. Эта его мечта осуществилась на рубеже XIX и XX веков.
Гертруда Белл. Роберт Кольдевей, 1914
Он начал работы в Вавилоне в марте 1899 года. В отличие от Ботта и Лэйярда, Кольдевей представлял себе историю города, развалины которого были скрыты под землей, и поэтому проводил раскопки достаточно целенаправленно. Вскоре он обнаружил колоссальную стену (часть Дороги процессий), вдоль которой в метровых слоях щебня находились многочисленные обломки глазурованных рельефов.
На руинах Вавилона. Раскопки Кольдевея, ок. 1900 года
На небольшом участке длиной в восемь метров, была найдена почти тысяча фрагментов. Так как по расчетам Кольдевея общая длина рельефов равнялась примерно тремстам метрам, он писал в одном из писем: «Я рассчитываю найти по меньшей мере 37 000 обломков. Неплохие перспективы после четырнадцати дней раскопок!».
На месте раскопок можно было понять только общие планы стен и башен, все остальное представляло собой осыпавшуюся кашу из кусков камней, кирпичей и керамики. Их просеивали, сортировали, упаковывали в пронумерованные по местам находок ящики, и отсылали в Берлин. И уже не отдельные обломки, а ящики исчислялись тысячами. Только представьте себе объем этой гигантской головоломки, многие кусочки которой наверняка отсутствовали, и вы поймете какой сложной была задача воссоздания вавилонских рельефов.
Бык с ворот Иштар, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин
Воссоздание передней половины ворот Иштар и двух фрагментов дороги процессий велось по натурным макетам, в новых залах Пергамского музея, специально построенных для этой цели.
Уменьшенный макет Дороги процессий и ворот Иштар. Пергамский музей, Берлин
Кольдевей принимал в реконструкции ворот активное участие, но завершена эта работа была уже после его смерти. Новые экспонаты музея представили публике в 1930 году.
Фрагмент Дороги процессий. Пергамский музей, Берлин
Мне захотелось представить, как могла бы выглядеть эта знаменитая дорога двадцать шесть веков назад, и я сделал ее фото-реконструкцию на основе снимков из Пергамского музея.
Вавилон. Дорога процессий и ворота богини Иштар. Фото-реконструкция (кликабельно).
Дорога была вымощена огромными каменными плитами, на нижней стороне каждой из которых высечена надпись: «Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Я вымостил каменными плитами из Шаду эту дорогу процессий к храму великого бога Мардука. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь».
Сирруш с ворот Иштар, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин
Сами ворота были посвящены богине Иштар, которая имела для вавилонян сразу несколько ипостасей: она была богиней плодородия, плотской любви, войны и распрей. Ее священным животным являлся лев, чье изображение было повторено по обеим сторонам Дороги процессий 120 раз. В вавилонском пантеоне Иштар была олицетворением планеты Венеры. Это одна из самых древних богинь человечества, почитавшаяся еще у шумеров (как Инанна), потом ее имя трансформировалось в Иштар (у аккадцев), Астарту (у финикийцев), Афродиту (у греков), Венеру (у римлян).
Иштар-«Венера», IV в.до н.э. Лувр, Париж
В аккадской мифологии Иштар имела много любовников, но эта страсть была и её проклятием, и проклятием тех, кто становился её фаворитами: «Горе тому, кого Иштар почтила! Непостоянная богиня обращается с её случайными любовниками жестоко, и несчастные обычно дорого платят за оказанные им услуги.»
«Королева ночи» (Иштар?). Красочная реконструкция вавилонской статуэтки XVIII в.до н.э. из Британского музея.
Источник: https://www.ancient.eu/article/658/the-queen-of-the-night
Дворец, который вечно неудовлетворенный Навуходоносор постоянно продолжал расширять, был настоящим чудом с богатейшими украшениями и многоцветными барельефами из глазурованного кирпича. Царь утверждал, что он построил его за пятнадцать суток и эта версия передавалась из поколения в поколение на протяжении столетий как абсолютно достоверная.
Фрагмент дворцовой стены, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин
Реконструкция входа в тронный зал дворца
Последний снимок взят мною из ролика, созданного в 2013 году сотрудниками канадского университета для Королевского музея Онтарио. Это своего рода «полет» по трехмерной реконструкции Вавилона, которая, на мой взгляд, дает самое лучшее представление о городе времен Навуходоносора.
Прежде чем дать ссылку на сам ролик, приведу посекундную привязку к показу главных сооружений и несколько комментариев.
Геродот причислил сады к чудесам света, но по современным меркам это было достаточно скромное сооружение. Навуходоносор взял в жены мидийскую царевну Амитис, выросшую в гористой и зеленой Мидии (ныне это Иран). Чтобы порадовать жену, скучавшую в пыльном и плоском Вавилоне, царь приказал развести на ступенчатых террасах сады, постоянно орошаемые подающейся снизу водой. Они и получили эпитет «висячих», по видимому из-за неточности в переводе с греческого. А в истории имя Амитис оказалось смешанным с именем ассирийской царицы Семирамиды, жившей на 200 лет раньше нее. Так и образовалось название садов, в котором два слова из трех неверны.
Объемная реконструкция Вавилона выполненная для Королевского музея Онтарио
Долгие века в Месопотамии строили из кирпичей, высушенных на солнце, которые под воздействием ветра и времени довольно быстро разрушались. Поэтому от строений ранних эпох не осталось почти никаких следов, кроме полу-рассыпавшихся холмов. Навуходоносор стал применять при постройке настоящий кирпич, обожженный в печах. Но от его построек осталось почти так же мало, как от предшествующих, правда уже по другой причине: на протяжении столетий местное население смотрело на их развалины как на своего рода каменоломни и брало там крепкий кирпич для своих нужд. Многие селения и даже города в окрестностях бывшего Вавилона целиком выстроены из кирпичей, на которых стоит клеймо Навуходоносора. Можно сказать, он прочно вошел в историю.
Навуходоносор, чем прославился?
Имя Навуходоносора встречается в Библии свыше 90 раз; около трети упоминаний относится к сложившимся вокруг него легендам, где его образ порою смешивается с образом другого царя — Набонида
Эти легенды разрабатывались и дополнялись в Аггаде. В исламе Навуходоносор (Бухтанасар) рассматривается (вслед за библейской пророческой литературой) в первую очередь как «бич Господень», призванный карать согрешившие народы.
Образ Навуходоносора, заимствованный в основном из Библии, широко представлен в мировой литературе, живописи и музыке(опера Дж. Верди «Набукко»).
Это о Навуходоносоре Втором.
При Навуходоносоре Вавилония превратилась в процветающую страну. Это было временем полного возрождения, экономического расцвета и культурного развития. Навуходоносор находился уже в гораздо лучших условиях, чем его отец. Он получал дань, которая раньше шла в Ниневию, а потому не имел недостатка в рабочих руках и не должен был бороться за независимость. Его войны только увеличивали его материальные средства и доставляли вереницы пленных — даровых работников. Поэтому он оставил Вавилон совершенно обновлённым, и современные археологические раскопки обнаруживают почти исключительно его следы.
Стены Вавилона. Ворота Иштар. Реконструкция
Царь возвёл новый дворец на месте временного, построенного Набопаласаром и пришедшего в негодность. «Кроме обновления городов, храмов богов и богинь, возложил я руки, чтобы выстроить дворец для жилища моего величества в Вавилоне», — гласит надпись в Вади Брисса. Он выстроил его из такого материала, что, несмотря на постоянные разрушения и расхищения для построек современного города Хилле, большая часть фундамента уцелела до сих пор. Платформа была поднята на три метра над почвенной водой, а стена, окружающая весь комплекс помещений, была в несколько метров толщиной, и была облицована эмалированными кирпичами с пёстрыми орнаментами. Не довольствуясь этим дворцом, занимавшим пространство более четырёх десятин, царь застроил ещё прилегающий с севера участок такой же величины, употребив на это, по уверению его надписи и Бероса, всего пятнадцать дней. Тронная зала имела стены, украшенные цветной эмалью — пальметтами и изображениями колонн.
La vue Parisienne
Page Summary
Вавилон Навуходоносора
« previous entry | next entry »
Apr. 20th, 2018 | 08:01 pm
Вавилонское царство достигло вершины своего могущества в VI веке до н.э. при Навуходоносоре II. Этот царь прославился как удачливый завоеватель, который покорил Иудею и взял Иерусалим, изгнал египтян из Малой Азии, успешно сражался с эламитами, населявшими территорию современного Ирана. Благодаря библейским легендам имя Навуходоносора стало синонимом безжалостного завоевателя, но для самой Вавилонии его правление было временем экономического расцвета и культурного возрождения после долгого трехвекового подчинения соседней Ассирии.
Вавилон. Фото: https://jrcasals.artstation.com/projects/25NVv
В период правления Навуходоноссора тысячелетний Вавилон превратился в крупнейший центр Древнего Востока с населением около двухсот тысяч человек. Город стал мощной крепостью, окруженной несколькими рядами стен. По велению царя было возведено множество новых сооружений; три из них стали поистине легендарными: висячие сады Семирамиды, зиккурат Э-темен-анки («Вавилонская башня») и ворота Иштар, с ведущей к ним дорогой процессий. Последний памятник дошел до нас если не в оригинале, то в виде, достаточно к нему близком, увидеть его можно в Пергамском музее Берлина.
Ворота Иштар, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин
История этого экспоната чрезвычайно интересна. Она связана с именем немецкого археолога Роберта Кольдевея (1855-1925), который долгое время мечтал подтвердить существование Вавилона Навуходоносора, известного по древним текстам. Эта его мечта осуществилась на рубеже XIX и XX веков.
Гертруда Белл. Роберт Кольдевей, 1914
Археолог начал работы в Вавилоне в марте 1899 года. В отличие от своих коллег Ботта и Лэйярда, искавших совершенно неизвестную в их время Ниневию, Кольдевей представлял себе историю Вавилона, знал и место, где были скрыты под землей развалины города. Поэтому он проводил раскопки достаточно целенаправленно и довольно быстро обнаружил две колоссальных параллельных стены (часть Дороги процессий), вдоль которых в метровых слоях щебня находились многочисленные обломки глазурованных рельефов.
На руинах Вавилона. Раскопки Кольдевея, ок. 1900 года
На небольшом участке стены длиной в восемь метров была найдена почти тысяча фрагментов. Так как по расчетам Кольдевея общая длина рельефов на стенах равнялась примерно тремстам метрам, он писал в одном из писем: «Я рассчитываю найти по меньшей мере 37 000 обломков. Неплохие перспективы после четырнадцати дней раскопок!».
На месте руин можно было понять только общие планы стен и башен ворот, которые замыкали дорогу, все остальное представляло собой осыпавшуюся кашу из кусков камней, кирпичей и керамики. Их просеивали и сортировали; куски кирпича с нанесенными на них рисунками упаковывали в пронумерованные по местам находок ящики, и отсылали в Берлин. И уже не отдельные обломки, а ящики исчислялись тысячами. Только представьте себе объем этой гигантской головоломки, многие кусочки которой наверняка отсутствовали, и вы поймете какой сложной была задача воссоздания вавилонских рельефов.
Бык с ворот Иштар, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин
Воссоздание двух стен дороги процессий и передней половины ворот Иштар и велось по натурным макетам, в новых залах Пергамского музея, специально построенных для этой цели.
Уменьшенный макет Дороги процессий и ворот Иштар. Пергамский музей, Берлин
Кольдевей принимал в реконструкции ворот активное участие, но завершена эта работа была уже после его смерти. Новые экспонаты музея представили публике в 1930 году.
Фрагмент Дороги процессий. Пергамский музей, Берлин
Мне захотелось представить, как могла бы выглядеть эта знаменитая дорога двадцать шесть веков назад, и я сделал ее фото-реконструкцию на основе снимков из Пергамского музея.
Вавилон. Дорога процессий и ворота богини Иштар. Фото-реконструкция (кликабельно).
Дорога была вымощена огромными каменными плитами, на нижней стороне каждой из которых высечена надпись: «Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Я вымостил каменными плитами из Шаду эту дорогу процессий к храму великого бога Мардука. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь».
Сирруш с ворот Иштар, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин
Сами ворота были посвящены богине Иштар, которая имела для вавилонян сразу несколько ипостасей: она была богиней плодородия, плотской любви, войны и распрей. Ее священным животным являлся лев, чье изображение было повторено по обеим сторонам Дороги процессий 120 раз. В вавилонском пантеоне Иштар была олицетворением планеты Венеры. Это одна из самых древних богинь человечества, почитавшаяся еще у шумеров (как Инанна), потом ее имя трансформировалось в Иштар (у аккадцев), Астарту (у финикийцев), Афродиту (у греков) и превратилось в Венеру у римлян.
Иштар-«Венера», Нововавилонское царство, IV в.до н.э. Лувр, Париж
В аккадской мифологии Иштар имела много любовников, но эта страсть была и её проклятием, и проклятием тех, кто становился её фаворитами: «Горе тому, кого Иштар почтила! Непостоянная богиня обращается с её случайными любовниками жестоко, и несчастные обычно дорого платят за оказанные им услуги.»
«Королева ночи» (Иштар?). Красочная реконструкция вавилонской статуэтки XVIII в.до н.э. из Британского музея.
Источник: https://www.ancient.eu/article/658/the-queen-of-the-night
За воротами Иштар начиналась дворцовая площадь. Дворец, который вечно неудовлетворенный Навуходоносор постоянно продолжал расширять, был настоящим чудом с богатейшими украшениями и многоцветными барельефами из глазурованного кирпича. Царь утверждал, что он построил его за пятнадцать суток и эта версия передавалась из поколения в поколение на протяжении столетий как абсолютно достоверная.
Фрагмент дворцовой стены, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин
Реконструкция входа в тронный зал дворца
Последний снимок взят мною из ролика, созданного в 2013 году сотрудниками канадского университета для Королевского музея Онтарио. Это своего рода «полет» над трехмерной моделью Вавилона, которая, на мой взгляд, дает самое лучшее представление о городе времен Навуходоносора.
Прежде чем дать ссылку на сам ролик, приведу посекундную привязку к показу главных сооружений и несколько комментариев.
Геродот причислил сады к чудесам света, но по современным меркам это было достаточно скромное сооружение. Навуходоносор взял в жены мидийскую царевну Амитис, выросшую в гористой и зеленой Мидии (ныне это Иран). Чтобы порадовать жену, скучавшую в пыльном и плоском Вавилоне, царь приказал развести на ступенчатых террасах сады, постоянно орошаемые подающейся снизу водой. Они и получили эпитет «висячих», по видимому из-за неточности в переводе с греческого. А в истории имя Амитис оказалось смешанным с именем ассирийской царицы Семирамиды, жившей на 200 лет раньше нее. Так и образовалось название садов, в котором два слова из трех не соответствуют тогдашней реальности.
Объемная реконструкция Вавилона выполненная для Королевского музея Онтарио, Канада
Долгие века в Месопотамии строили из кирпичей, высушенных на солнце, которые под воздействием ветра и времени довольно быстро разрушались. Поэтому от строений ранних эпох не осталось почти никаких следов, кроме полу-рассыпавшихся холмов. Навуходоносор стал применять при постройке настоящий кирпич, обожженный в печах. Но от его построек осталось почти так же мало, как от предшествующих, правда уже по другой причине: на протяжении столетий местное население смотрело на их развалины как на своего рода каменоломни и брало там крепкий кирпич для своих нужд. Многие селения и даже города в окрестностях бывшего Вавилона целиком выстроены из кирпичей, на которых стоит клеймо Навуходоносора. Можно сказать, он прочно вошел в историю.