Навья косточка что такое
Навья
Ма́вки (на́вки) — славянские мифические существа, имеют много сходств с русалками; у украинцев — мавки, майки, нейки, у болгар — навяки или навы, у словинцев мавье, навье, мовье.
Название произошло от старославянского «мав» — мертвец.
Мавками становятся малолетние дети, умершие без крещения или задушенные матерями, мертворождённые. Также мавкой может стать ребёнок, умерший на Русальной неделе. Считаются, что таких детей забирают русалки, уносят их к себе в воды, где превращают их в мавок. Поверье позднее, христианизированной Руси.
Их представляют в виде детей или дев с длинными волосами, в белых сорочках. Особенностью внешнего вида Мавок является отсутствие кожного покрова на спине, в результате чего сзади у них можно было видеть все внутренности. По этой причине их также называют «не имеющие спины».
По представлениям словинцев, Мавки летают по воздуху в виде больших черных птиц с большими клювом и когтями, которыми они задирают людей до смерти.
Если на них брызнуть водой и сказать «Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа», они обращаются в ангелов и оказывают своему благодетелю большие услуги. Это может произойти только в течение семи лет, после того, как ребенок превратился в мавку. Если же в течение семи лет мавку никто не покрестит, то она навсегда остается мавкой.
Защитой от мавок по народным поверьям служит чеснок, хрен и полынь.
Мавки в искусстве
Пусть покойник мирно спит;
Есть монаху тихий скит;
Птице нужен сок плода,
Древу — ветер да вода.
Я ж гляжу на дно ручья,
Я пою — и я ничья..
Что мне ветер!
Я быстрей!
Рот мой ягоды алей!
День уйдет, а ночь глуха,
Жду я песни пастуха!
Ты, пастух, играй в трубу,
Ты найди свою судьбу,
В сизых травах у ручья.
Я лежу — и я ничья.
Навьи
В одном захолустном селе сторож при церкви был колдун и чернокнижник. Жена с ним много лет прожила, а про то не знала. Но вот почуял он приближение смерти и, жалея своих домашних, приказал жене:
— Я скоро помру, но ты ни в коем случае не оставайся при мне ночевать, а уходи в деревню.
Да разве баба послушается! Никуда она не пошла и осталась в церковной сторожке, где они и жили на отшибе от села, при церкви. А на лавке лежал покойный сторож.
В полночь проснулся ее сынок и говорит:
— Мама! Тятька глаза открыл!
— Полно, дитятко, спи, — отвечала мать, которая умаялась за день.
— Тятька с лавки встает.
— Полно тебе, дитятко, перекрестись да спи.
И тут мальчик закричал истошно:
— Ой, мама! Тятька идет к нам!
Хозяйка открыла глаза и видит: покойник и вправду встал и, скрестивши руки на груди, с оскаленными зубами, идет к ним. Не зная, что делать, женщина обратилась с молитвой о помощи к Алексею, Божьему человеку, во имя которого была построена церковь. И в тот же миг явился перед ней старец в светлом одеянии, с жезлом в руках, и сказал:
— Не бойся, раба божия!
Покойник при его появлении тотчас упал на пол и остался недвижим. Но до самого утра старец стоял между ним и тем углом, в который забились женщина с сыном. Утром он исчез, наказав, чтобы колдуна в этот же день похоронили и не забыли вбить в его могилу три осиновых кола.
Так люди и сделали.
Смерть своего не отдаст
Был у одной девушки жених, да пошел на заработки и сгинул неведомо где. Прочие его уж и похоронили, а она все ждала, и вот наконец пошла к колдунье, узнать, что с ним. Колдунья погадала и говорит:
— Вот тебе корешок, с которым всякого пропавшего можно найти, хоть на этом свете, хоть на том. Пойди к реке в новолунье и там на излучине огонь разведи. Выйдет тридцать три водяных беса, а потом еще один — с ним и говори. — И научила ее, что дальше делать.
Пошла девушка, куда было велено, развела костер, ждет. Вышли тридцать три водяных беса, а потом еще один.
— Чего тебе надобно? — вопрошает бес.
— Жениха ищу пропавшего. Помоги моему горю.
— Отдай корешок, тогда помогу.
Отдала ему девушка корешок, и в то же мгновение оказался перед нею пропавший жених. Стала она его целовать-миловать, а тот словно от сна пробудился, никак понять не может, где он и что с ним. Девушка расспрашивает, почему пропадал, а он ничего не помнит.
Повела его домой, только сели за стол, возвращение праздновать, начала она вино наливать в рюмку, а из бутылки рекой течет и остановиться не может. Глядь, это уже не вино, а вода. И хлынуло ее столько, что унесло жениха прочь в реку. Потом-то оказалось, что он утонул в своих странствиях, вот река за ним и пришла. И как бы девица ни старалась, воротить его навсегда было нельзя, ибо нет мертвому места на живой земле.
П. Бутурлин. Навий день. Радуница
Ярило кликнул клич — и зерна под землей
Проснулись, и поля ковром зазеленели.
К касаткам в дивный край, где зреет рожь зимой,
Донесся вечный зов — касатки прилетели!
Промчался дальше он! И в этой мгле седой,
Где в вечном холоде чудовищной метели
Тоскует мертвый люд по горести земной,
Он резко прозвенел, как ночью звук свирели…
И стала от него Морена вдруг без сил,
И вихорь душ к земле и к жизни улетает,
К земле, где в Навий день народ среди могил
С радушной песнею покойников встречает
От золотой зари до золотых светил.
Навьи — древнейшее название мертвецов. Происходит оно от индоевропейского слова, которое означало вид погребального обряда или реку, по которой плывут в царство мертвых. Навь — тот свет. По-чешски «нава» — могила. До сих пор в народе бытует странное выражение, от которого мурашки по коже бегут: «В нави зрети» — то есть ожидать смерти или оказаться на пороге смерти. Одна из самых страшных лихорадок, дочерей проклятых Иродовых, называется Невея — явное созвучие со словом навьи. Впрочем, есть обнадеживающая пословица: «И из навий встают«, — то есть никогда не стоит терять надежду. Радуница, день поминовения усопших, называется «навий день» и «навьи проводы». В «Повести временных лет» эпидемия в Полоцке приписывалась мертвецам, которые скачут по улицам на незримых конях и уничтожают всех живых: «Навьи побиват полочан«, — то есть мертвецы поражают народ стрелами — разносчицами чумы.
Навьи требуют самого почтительного к себе отношения от людей. В старину топили для них баню в Чистый четверг Пасхальной недели, приглашая покойников мыться. Вообще этот день именовали Навий велик день, Пасха мертвецов: навьи незримо служили в церквах праздничную службу. Навьим днем называли и Радуницу, родительский день, когда обязательно ходили на кладбище, захватив с собой еду и питье, — ими делились с покойниками.
Скажем, нельзя париться в бане после полуночи: в эту пору приходят на свой шабаш навьи. Но уже коли забрел в баньку запоздалый купальщик, надобно быть настороже: как услышишь за спиною тихий шепот, как увидишь куриные следы, вдруг возникшие на золе у печки, — быстренько осеняй себя крестом и беги в чем есть, хоть бы и вовсе нагишом, не то настигнут навьи, отнимут душу… Ну а чтобы задобрить их, надобно непременно оставить после себя в бане хоть обмылочек, хоть немножко воды на дне шайки — пусть придут покойнички, пусть потешатся в баньке, как при жизни тешились!
В Радуницу нельзя перелезать через заборы, не то в ступне начнет расти «навья косточка». Это мертвая кость, одна из мелких косточек ступни или пясти, иногда несколько выступающая под кожей; она вырастает у комля пальца, через которую проходит сухожилие, сгибающее пальцы. По поверью, она бывает причиной смерти, беды, никогда не гниет в трупе и появляется оттого, что человек этот в Навий день перелезет через забор.
Обычно навьи представляются большекрылыми хищными птицами, иногда нападающими на человека, поэтому в бане на золе и можно иногда обнаружить трехпалые следы, напоминающие птичьи.
Иногда навьи являются живым в образе навного (намного) — вредоносного духа, который наваливается на спящего человека и терзает его так, что утром обнаруживаются на теле синяки и кровоподтеки. Горе такому бедолаге — вскорости он непременно захворает, а то и умрет.
Форум Магии и Волшебства
Портал для обмена опытом и общения с единомышленниками
Использование в магии костей ( навья кость)
Описание: Обсуждение кладбищенских обрядов, правила работы на кладбище, закупы, откупы и подношения Хозяину и Хозяйке кладбища и тд.
Отсутствует в описании :Ритуально-техническая часть.
#1 Диана29 » 30 августа 2019, 19:37
#2 Странник » 31 августа 2019, 2:44
#3 Лампочка » 1 сентября 2019, 23:24
#4 Элла » 2 сентября 2019, 13:21
#5 Странник » 3 сентября 2019, 11:17
#6 Черный монах » 3 сентября 2019, 20:02
#7 Странник » 3 сентября 2019, 21:56
#9 Рената » 4 сентября 2019, 10:26
#10 Minerva » 4 сентября 2019, 11:11
#11 Лампочка » 4 сентября 2019, 12:54
#12 Странник » 4 сентября 2019, 13:54
#13 Deva » 4 сентября 2019, 14:03
#14 Лунная » 5 сентября 2019, 10:06
#15 Deva » 7 сентября 2019, 22:49
#16 13-й » 12 сентября 2019, 12:44
#17 Веретник » 13 сентября 2019, 10:31
Deva с уважением плюсуюсь под каждым словом.
Некромаг легко может направить энергетику смерти в нужный орган в теле, для умерщвления больных клеток. Не видящим потоки смерти не рекомендую. Это надо делать со знанием дела, иначе можно случайно умертвить не то, что надо и чел ослабнет и попадет в могилу в краткие сроки.
Смерть как разделение души и тела. Тело в его отношении к смерти (ноги, руки, глаза, ногти, волосы, навья кость и др.). Представления о душе. Душа, дух, пара, тень, мерка, двойник
Мы говорили о погребальном обряде как обряде перехода Необходимо выяснить, как, собственно, представляет обряд человека, совершающего этот переход: какая часть его существа уходит в мир «дедов» или «душ» — и какая должна быть предана земле, уничтожена. Речь идет о смертном и бессмертном в человеческом существе как это представляется в традиционной славянской картине мира. Одна из функций обряда состоит в окончательном разделении этих частей, души и тела, которое начинается с «выхода» души из тела (см, далее об особых актах, призванных помочь этому выходу в случае «трудной смерти»). В древнейших формах обряда мы встречаем действия, которые можно определить как «убийство тела умершего», уничтожение смертной части человека В позднейшем обряде такого рода обрядовое уничтожение — точнее, порча тела (перерубанне и т. п.) — распространяется только на «нечистых», «ходячих» покойников.
Традиционные представления о теле очень сложны. Мы коснемся только некоторых из них, существенных для обряда. В теле как смертной половине человека, сохранение которой после кончины вредоносно и опасно для живых (ср. характерный термин «заложного» — блг. плътеник), обрядовые действия и поверья выделяют некоторые части как «бессмертные» — или, что то же, уже при жизни принадлежащие смерти. Это прежде всего касается костей, волос, ногтей, зубов. Особенно отмечены обрядовыми действиями ногти. По отсутствию ногтей узнается вампир; во время обмирания душа уходит под ноготь; ногти собираются и полагаются в гроб. «Мертвые встанут после трубы Михаила, выгребаясь из могил ногтями, собранными при жизни» (орл [Трунов 1869, 41]); «Ногти нельзя бросать небрежно, бросать в печь. Следует класть остриженные ногти за пазуху: когда на том свете заставят собирать срезанные при жизни ногти — найдешь их при себе» (витеб. (Никифоровекий 1897, 78J); «Волосы и ногти берегут в особом месте, так как на том свете в каждом волоске потребуют отчет. Некоторые тотчас сжигают их» (сев. [Бурцев 1902, II, 163]). Обширный материал поверий, связанных с ногтями и волосами (см. [Успенский 1982,110]). Что касается зубов и костей, их связь с загробным миром отражает медицинская магия: заговоры от зубной боли, как известно, апеллируют к «мертвому телу» (и к месяцу); мотивация многих поминальных действий — «от ломоты костей», «не то будут кости ломить».
Обрядовые действия выделяют также пятки (ноги) и мизинец руки, обычно левой. «Колдунам подрезают пятки и туда набивают щетины», сарат. [Зеленин 1914-1916,1252]; пяток (или ног) покойного касаются, чтобы не бояться (чтобы забыть) (с-рус); в «жартах з трупом» бьют по пяткам и щекочут; в «забавах при вмэрци» участников игр бьют по пяткам (например, игра «коваль») (ясел. [Гнатюк 1912, 210 и др.]); пятки отрезают, чтобы «не повампирился» [Пирински край, 416; Доб-руджа 1974,290]. Тема пяток и ног, видимо, связана с мотивом пути и хождения[39].
С семантикой пути-ног связаны обрядовые предписания погребальной обуви. Один из ее терминов босовички (костр. [Смирнов 1920, 104]) как будто подтверждает мнение А. Фишера о том, что изначально славяне хоронили умерших босыми (объяснение этому можно косвенным образом увидеть в «железных башмаках» волшебной сказки, не износив которых герой не достигает цели)[40]. Ср. запрет ходить босыми при мертвеце [там же, 8]. Известен, однако, и противоположный обычай: в гроб кладут еще и запасную пару обуви [там же, 12]; а также компромиссный: бедных кладут в чулках, богатых — в черевичках (курск. [Гнатюк 1912,411]). «Смягченный» вариант босоты—обувь без подков, «чтоб тихо ходить» (снят, [там же, 329]). В некоторых современных вариантах обряда обувь должна быть особой — «бареточки» (влад. [Завойко 1914,93]), в других — обычной и даже соответствующей сезону: «Зимой смекают валенки положить, летом тапочки» (арханг., запись Т. А. Тюриной)[41].
Руки-ноги. Обрядовые установления выделяют руки и пальцы (особенно мизинец). «У опиря душа в левом мизинце» (снят. [Гнатюк 1912, 300], за палец тянут, чтобы «вочи заслипиць» (закрыть глаза); мизинцем умершего сводят «червоные пятна» (родимые) (гом. [Се-дакова 1983, 25]), лечат зубную боль. Ср. интерпретацию В. Я, Проппа: «Отрубление пальца — знак смерти» [Пропп 1946, 78]. См. широко распространенный славянский обычай перевязывать (связывать) руки и ноги покойника (красными) лентами. Символика рук и ног, акцентированная обрядовыми действиями, вероятно, универсальна: «Рука человека — начало его, а конец — пята его» (3 Ездры, 6,10]. Возможно, с этой символикой связаны гипертрофированные руки человеческих изображений на архаических славянских стелах (см. [Белецкая 1978,179][42].
Также обрядовыми актами и терминологией («вóчи промывáцъ», «вóчи заслипúцъ» и др.) выделены глаза. Известны древнейшие славянские стелы с изображением глаз или глаз, превращающихся в листья растений [Толстой 1985, 86]. Глаза в этом случае, как и рука (см. выше) — метафора всего человека. О символике глаз и зрения, выраженной также и в том, что самое частое наказание за неурочное прядение, тканье, шитье, плетение, витье — слепота [Успенский 1982, 176-177], см. ниже.
С такими «нетленными» частями тела, как ногти и волосы, связана и навья кость. Аналогичные славянским представления о навьей кости известны балтийской традиции. Навья кость (калуж., ворон.), нáвить кость (курск.), навья косточка (смол.), новская кость (ряз.), иначе нáростенъ (чернит.), мертвая кость, сухая кость, могильная кость (костр.) может обозначать: косточку плюсны; подкожный жировой шарик, опухоль, затвердение, нарост на коже. Ее свойство — не гнить в могиле и не обладать чувствительностью в живом теле. Она появляется в результате нарушения запретов, связанных с похоронами и поминками: если лазить через ограду во вторник Фоминой недели (поминальной) [Зеленин 1914-1916, 577]; если работать в Новской вторник [Семенов 1898, 231]; если в окно посмотреть на мертвеца, а потом взяться рукой за какую-либо часть тела [Абрамов 1905, 549]; если перейти дорогу похоронной процессии [Гнатюк 1912,413]. Излечивается она также путем контакта с «загробьем»: могильной землей с могилы тезки [Смирнов 1920,24]. Ср. невидимую кость, заключенную в кошке, которая делает человека невидимкой (Бурцев 1902, 73), и по-другому воплощающую мотив видимости-невидимости: кость, черезкоторую можно увидеть дедовна поминках(полес- [ПА-74]).
Оппозиция видимого/невидимого, важнейшая для славянских представлений жизни/смерти, существенна для определения души, духа. пара, сянки — бессмертного начала в человеке по славянским поверьям. Душа, как и души — ‘умершие’, прежде всего невидима Она может скидываться, припадать в какое-то существо (из круга животных, птиц и насекомых с хтонической символикой): в коня, в синюю утку, в зеленую муху, в бабочку, в птицу или какой-то род птиц особенно[43], в мышь (см. запись автора в Полесье, как при глубоком сне учеловека из горла выбегает мышь [Седакова 1983, 256]), в лум, кривое дерево, нагнувшееся над водой [Богатырев 1919,279], в скрипучее дерево [Никифоровекий 1897,131]. Но в теле живого человека она скрыта: см. укр. косов. сукровище — ‘душа’ [Гнатюк 1912,253]. Этимологическая семантика славянского кровь (кры, *kru-) ‘скрытое’, указывает на возможность отождествления души и крови (или нахождения ее внутри крови, совпадающее с библейской традицией) именно по признаку тайного, невидимого, скрытого. Ср. польск: jesli dusza jest, to krew zyva [Moszynski 1967,599].
Сложен вопрос о единственности или множественности представления души у славян. Довольно часто встречаются парные названия для невидимой части человека: душа и дух («Одним духом живут разбойники, душа их уже вызвана в ад», купян. [Иванов 1900]); душа и пара («Бо як не прыйдешь на Купала, так выйде з тебе душа и пара»), душа и сянка (при глубоком сне сянка уходит, блг. [Мариноз 1981, 322): душа и ангел умершего (до 40-го дня ангел умершего остается в доме [Бурцев 1902, П. 136]). Одно из этих двух начал может отсутствовать у определенных существ: у нечестивых (как в приведенном выше примере); у женщин (у женщин только голик [Moszynski 1929, II299] «у бабы не душа, а пар» [Куликовский 1890,49]);у некрещеных, у скота. В противоположность иерархии «духа» а «души» в церковной доктрине, народные представления высшим принципом считают душу: именно ее недостает «неполноценным» живым существам. Дух. дыхание имеет значениеприблизительно жизненной силы: «Уяго саусим духу нима», т. е. он близок к смерти [Демидович 1896,2,135].
Сложно выяснить отношения души и тени (блг. сянка, укр. тiнь блр. мара тень умершего‘ [Moszynski 1967, П, 586]). По своей семантике тень близка отражению (см. магические действия с отражением, запреты видеть свое отражение в том или ином случае: например, повсеместно распространенный обычай завешивать зеркала в доме умершего сразу же после смерти)[45].
Славянский материал дает возможность говорить о росте человека (т.е. мерке, снятой с него) как варианте тени и отражения: см. многочисленные обрядовые действия с меркой, направленные на ее уничтожение или, наоборот, сохранение для магического потребления, например, в пчеловодстве и др.; интересен западноукраинский материал, где мерку воплощает свеча в рост покойного, карп, сточок (подробнее см. словарную статью «Гроб») см. также в необрядовую магическую медицину, связанную с меркой: «во время припадка падучей (которая имеет название божье)тулье к. — ср. божя ‘смерть’) бального измеряют ниткой. В сырой земле копают могилу на полтора аршина Разрывают на больном рубаху и вместе с этой ниткой хоронят» [Бурцев 1911,26].
Можно, как нам кажется, предложить объяснение этих двух душ как низшей (тень, рост, отражение, дух) и высшей (душа); соответственно, одной, близкой к телу и являющейся как бы его образом, обобщением, жизненным принципом — и другой, относящейся к сфере «бессмертного» или «смерти». «Первая» душа, тень, двойник, мерка, уничтожается в ходе обряда, как и тело. Оставшись в области живых, она превращается в воплощение самой смерти. Или иначе, она должна последовать за душой (ср.: после второго захоронения уходят и душа и сянка [Маринов 1981,321]). Трудно умирающий человек раздваивается (блг. комр. разполовява се). Интересен термин пара ‘душа’ (другие значения: ‘пар’, «влажный воздух’; ‘слово’ — «ни пары з уст» [Даль]; ‘призрак, ходящий по кладбищу, белый туман, который ударит того, кто его встретит’, полес [ПА-76]). Как дух, душа, термин этот, связанный со значением ‘воздух’, «дыхание'[46], позволяет предположить и другую, если не научную, то народную этимологию, связывающую его с омонимом пара ‘двойка, чет’. В таком случае в паре оказалось бы отраженным представление души как двойника, несомненное в случае тени и отражения. В. Я. Пропп описал представление смерти в архаическом сознании как похищения, причем «похититель души — одна из душ мертвеца» [Пропп 1946,229].
Сербские исследователи сообщают о древней идее двух душ, доброй и злой, для каждой из которых создается посмертный дом на могиле: для доброй — в головах, для злой — меньший в ногах (или же: для доброй — справа, для злой — слева) [Дудич. 1995,97-98].
Как бы то ни было, неопределенность представлений о душе и ее составе в позднейших славянских поверьях не позволяет настаивать на какой-то одной окончательной интерпретации. Можно отметить только дурное значение удвоенности души или жизненной силы: из них следует посмертное хождение — ср. такие термины заложных, как укр. горл, дводушник, двудомных, атакже представление об опасности тех, у кого два чуловiчка (два зрачка) в глазах (= две души) закарп. [Богатырев 1971, 712], o двужильных (людяхили лошадях, которые после смерти тянут за собой других).
Семантика двух (точнее, двух на месте одного) вообще связана в поверьях со смертью; см. запреты, неисполнение которых грозит смертью: нельзя мести пол в два веника; нельзя двоим макать вместе в солонку; нельзя крестить двух детей в одной купели (один из этой пары умрет) (костр. [Смирнов 1920,3]). Два яйца в день у курицы — к смерти кого-нибудь из домашних, витеб. [Никифоровский 1897,169]. Один из способов избавиться от навьей кости: «Когда двое едут на одной лошади верхом, подстеречь и сказать: „Вас двое, возьмите к себе третью — навью кость«»[Ворон, сб., 298]. Ср. архаическое поверье о двух домовых в каждом доме (полес. [Атлас, 120]). Семантика двух (пары) связана с привычной ассоциацией чета и смерти в предписаниях обряда (иногда настаивающего на чете — блюд, исполнителей акта и т.п.; иногда, напротив, запрещающего чет: «коб не до пары»,полес). В церковных православных обрядах за упокой ставится четное число свечей, во здравие — нечетное.
Сначала и до конца погребальный обряд в своих действиях направлен на осуществление окончательного раздела души и тела: с актов, облегчающих «выход души» при агонии, до «проводов души» в 40-й день. См. конкретное действие вытрясения души: «вытрясают душу: трясут гроб на пороге, при выносе, в сенях, в воротах, в поле, при вносе в церковь и выносе» (Юхновский у. Смол. губ. [Добровольский 1894,307]).
Навья кость
Однажды в порыве откровенности моя подруга Жанна показала мне фотографию. С нее на меня смотрела какая-то страшная женщина.
Я спросила:
— Это твоя родственница? Есть сходство.
Жанна рассмеялась:
— Нет. Это я. Что, не слишком похожа?
Я недоверчиво покачала головой:
— Ты, наверное, была очень больна? Рак?
— He-а. Ну, слушай.
И однажды я набрела на старого мужика, который торговал всяким хламом. Среди прочего на прилавке лежала бусина-кулон на кожаном шнурке. На ней был выгравирован какой-то символ. Я стала спрашивать у старика, что это значит. Он пожал плечами:
— Откуда я знаю? Эту бусину моя внучка нашла у бабки, нашей соседки Агриппы. Бабка померла, ее комната нам отошла. Вот, решил продать.
Цена была маленькой, я купила украшение и повесила на шею.
Вскоре ко мне подошел наш главный по сквоту, Ладо, и сказал:
— Жанна, ребята шепчутся, что ты заразная. Может, спидозная?
Я вспыхнула:
— Ты же знаешь, что я только с тобой была!
Ладо смущенно опустил глаза:
— Ну, когда это было. Короче, Жанна, тебе надо съехать!
Я скривилась, словно от удара. Но какие у меня были варианты?
Бабка с минуту постояла молча, принюхиваясь. Потом проскрипела:
— Что надо, проходимец?
— Вот жиличку тебе привел. Хорошая девушка.
— Чую, что хорошая. Только забедовала, несет от нее гнилью могильной.
Бабка буркнула:
— Чего стоишь, проходи. Денег мне с тебя не надо, будешь мне по хозяйству помогать. Моя последняя помощница как раз недавно съехала. У нее теперь другой путь, другие уроки.
Странная бабка словно читала меня. Я прибралась в квартире, приготовила ужин, накормила Лидию. И мы разошлись по комнатам. Я не могла уснуть. Слушала, как Лидия бродит по комнате, что-то бормочет. Пахло чем-то сладковатым, одуряющим.
Я вскочила с кровати, вынула из шкатулки с безделушками костяную бусину. Дала Лидии. Она пощупала ее, понюхала:
— Точно, Грипкина. У нее знак был особый, магическая печать. Вот он на этой бусине и есть. Откуда она у тебя? Ты не Грипкина кровь, у нее был другой запах.
Тогда я и рассказала Лидии, откуда у меня эта бусина.
Жанна замолчала, глаза ее заблестели. Она отвернулась, потом тряхнула головой и весело сказала:
— Лидия ненавидела слезы. Она считала, что ими горю не поможешь. Только глаза угробишь. А глаза все-таки нужно беречь, хотя они и видят меньше души.