Навья косточка что такое

Навья

Навья косточка что такое. Смотреть фото Навья косточка что такое. Смотреть картинку Навья косточка что такое. Картинка про Навья косточка что такое. Фото Навья косточка что такое

Ма́вки (на́вки) — славянские мифические существа, имеют много сходств с русалками; у украинцев — мавки, майки, нейки, у болгар — навяки или навы, у словинцев мавье, навье, мовье.

Название произошло от старославянского «мав» — мертвец.

Мавками становятся малолетние дети, умершие без крещения или задушенные матерями, мертворождённые. Также мавкой может стать ребёнок, умерший на Русальной неделе. Считаются, что таких детей забирают русалки, уносят их к себе в воды, где превращают их в мавок. Поверье позднее, христианизированной Руси.

Их представляют в виде детей или дев с длинными волосами, в белых сорочках. Особенностью внешнего вида Мавок является отсутствие кожного покрова на спине, в результате чего сзади у них можно было видеть все внутренности. По этой причине их также называют «не имеющие спины».

По представлениям словинцев, Мавки летают по воздуху в виде больших черных птиц с большими клювом и когтями, которыми они задирают людей до смерти.

Если на них брызнуть водой и сказать «Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа», они обращаются в ангелов и оказывают своему благодетелю большие услуги. Это может произойти только в течение семи лет, после того, как ребенок превратился в мавку. Если же в течение семи лет мавку никто не покрестит, то она навсегда остается мавкой.

Защитой от мавок по народным поверьям служит чеснок, хрен и полынь.

Мавки в искусстве

Пусть покойник мирно спит;
Есть монаху тихий скит;
Птице нужен сок плода,
Древу — ветер да вода.
Я ж гляжу на дно ручья,
Я пою — и я ничья..
Что мне ветер!
Я быстрей!
Рот мой ягоды алей!
День уйдет, а ночь глуха,
Жду я песни пастуха!
Ты, пастух, играй в трубу,
Ты найди свою судьбу,
В сизых травах у ручья.
Я лежу — и я ничья.

Источник

Навьи

Навья косточка что такое. Смотреть фото Навья косточка что такое. Смотреть картинку Навья косточка что такое. Картинка про Навья косточка что такое. Фото Навья косточка что такое

В одном захолустном селе сторож при церкви был колдун и чернокнижник. Жена с ним много лет прожила, а про то не знала. Но вот почуял он приближение смерти и, жалея своих домашних, приказал жене:

— Я скоро помру, но ты ни в коем случае не оставайся при мне ночевать, а уходи в деревню.

Да разве баба послушается! Никуда она не пошла и осталась в церковной сторожке, где они и жили на отшибе от села, при церкви. А на лавке лежал покойный сторож.

В полночь проснулся ее сынок и говорит:

— Мама! Тятька глаза открыл!

— Полно, дитятко, спи, — отвечала мать, которая умаялась за день.

— Тятька с лавки встает.

— Полно тебе, дитятко, перекрестись да спи.

И тут мальчик закричал истошно:

— Ой, мама! Тятька идет к нам!

Хозяйка открыла глаза и видит: покойник и вправду встал и, скрестивши руки на груди, с оскаленными зубами, идет к ним. Не зная, что делать, женщина обратилась с молитвой о помощи к Алексею, Божьему человеку, во имя которого была построена церковь. И в тот же миг явился перед ней старец в светлом одеянии, с жезлом в руках, и сказал:

— Не бойся, раба божия!

Покойник при его появлении тотчас упал на пол и остался недвижим. Но до самого утра старец стоял между ним и тем углом, в который забились женщина с сыном. Утром он исчез, наказав, чтобы колдуна в этот же день похоронили и не забыли вбить в его могилу три осиновых кола.

Так люди и сделали.

Смерть своего не отдаст

Был у одной девушки жених, да пошел на заработки и сгинул неведомо где. Прочие его уж и похоронили, а она все ждала, и вот наконец пошла к колдунье, узнать, что с ним. Колдунья погадала и говорит:

— Вот тебе корешок, с которым всякого пропавшего можно найти, хоть на этом свете, хоть на том. Пойди к реке в новолунье и там на излучине огонь разведи. Выйдет тридцать три водяных беса, а потом еще один — с ним и говори. — И научила ее, что дальше делать.

Пошла девушка, куда было велено, развела костер, ждет. Вышли тридцать три водяных беса, а потом еще один.

— Чего тебе надобно? — вопрошает бес.

— Жениха ищу пропавшего. Помоги моему горю.

— Отдай корешок, тогда помогу.

Отдала ему девушка корешок, и в то же мгновение оказался перед нею пропавший жених. Стала она его целовать-миловать, а тот словно от сна пробудился, никак понять не может, где он и что с ним. Девушка расспрашивает, почему пропадал, а он ничего не помнит.

Повела его домой, только сели за стол, возвращение праздновать, начала она вино наливать в рюмку, а из бутылки рекой течет и остановиться не может. Глядь, это уже не вино, а вода. И хлынуло ее столько, что унесло жениха прочь в реку. Потом-то оказалось, что он утонул в своих странствиях, вот река за ним и пришла. И как бы девица ни старалась, воротить его навсегда было нельзя, ибо нет мертвому места на живой земле.

П. Бутурлин. Навий день. Радуница

Ярило кликнул клич — и зерна под землей

Проснулись, и поля ковром зазеленели.

К касаткам в дивный край, где зреет рожь зимой,

Донесся вечный зов — касатки прилетели!

Промчался дальше он! И в этой мгле седой,

Где в вечном холоде чудовищной метели

Тоскует мертвый люд по горести земной,

Он резко прозвенел, как ночью звук свирели…

И стала от него Морена вдруг без сил,

И вихорь душ к земле и к жизни улетает,

К земле, где в Навий день народ среди могил

С радушной песнею покойников встречает

От золотой зари до золотых светил.

Навьи — древнейшее название мертвецов. Происходит оно от индоевропейского слова, которое означало вид погребального обряда или реку, по которой плывут в царство мертвых. Навь — тот свет. По-чешски «нава» — могила. До сих пор в народе бытует странное выражение, от которого мурашки по коже бегут: «В нави зрети» — то есть ожидать смерти или оказаться на пороге смерти. Одна из самых страшных лихорадок, дочерей проклятых Иродовых, называется Невея — явное созвучие со словом навьи. Впрочем, есть обнадеживающая пословица: «И из навий встают«, — то есть никогда не стоит терять надежду. Радуница, день поминовения усопших, называется «навий день» и «навьи проводы». В «Повести временных лет» эпидемия в Полоцке приписывалась мертвецам, которые скачут по улицам на незримых конях и уничтожают всех живых: «Навьи побиват полочан«, — то есть мертвецы поражают народ стрелами — разносчицами чумы.

Навьи требуют самого почтительного к себе отношения от людей. В старину топили для них баню в Чистый четверг Пасхальной недели, приглашая покойников мыться. Вообще этот день именовали Навий велик день, Пасха мертвецов: навьи незримо служили в церквах праздничную службу. Навьим днем называли и Радуницу, родительский день, когда обязательно ходили на кладбище, захватив с собой еду и питье, — ими делились с покойниками.

Скажем, нельзя париться в бане после полуночи: в эту пору приходят на свой шабаш навьи. Но уже коли забрел в баньку запоздалый купальщик, надобно быть настороже: как услышишь за спиною тихий шепот, как увидишь куриные следы, вдруг возникшие на золе у печки, — быстренько осеняй себя крестом и беги в чем есть, хоть бы и вовсе нагишом, не то настигнут навьи, отнимут душу… Ну а чтобы задобрить их, надобно непременно оставить после себя в бане хоть обмылочек, хоть немножко воды на дне шайки — пусть придут покойнички, пусть потешатся в баньке, как при жизни тешились!

В Радуницу нельзя перелезать через заборы, не то в ступне начнет расти «навья косточка». Это мертвая кость, одна из мелких косточек ступни или пясти, иногда несколько выступающая под кожей; она вырастает у комля пальца, через которую проходит сухожилие, сгибающее пальцы. По поверью, она бывает причиной смерти, беды, никогда не гниет в трупе и появляется оттого, что человек этот в Навий день перелезет через забор.

Обычно навьи представляются большекрылыми хищными птицами, иногда нападающими на человека, поэтому в бане на золе и можно иногда обнаружить трехпалые следы, напоминающие птичьи.

Иногда навьи являются живым в образе навного (намного) — вредоносного духа, который наваливается на спящего человека и терзает его так, что утром обнаруживаются на теле синяки и кровоподтеки. Горе такому бедолаге — вскорости он непременно захворает, а то и умрет.

Источник

Форум Магии и Волшебства

Портал для обмена опытом и общения с единомышленниками

Использование в магии костей ( навья кость)

Описание: Обсуждение кладбищенских обрядов, правила работы на кладбище, закупы, откупы и подношения Хозяину и Хозяйке кладбища и тд.

Отсутствует в описании :Ритуально-техническая часть.

#1 Диана29 » 30 августа 2019, 19:37

#2 Странник » 31 августа 2019, 2:44

#3 Лампочка » 1 сентября 2019, 23:24

#4 Элла » 2 сентября 2019, 13:21

#5 Странник » 3 сентября 2019, 11:17

#6 Черный монах » 3 сентября 2019, 20:02

#7 Странник » 3 сентября 2019, 21:56

#9 Рената » 4 сентября 2019, 10:26

#10 Minerva » 4 сентября 2019, 11:11

#11 Лампочка » 4 сентября 2019, 12:54

#12 Странник » 4 сентября 2019, 13:54

#13 Deva » 4 сентября 2019, 14:03

#14 Лунная » 5 сентября 2019, 10:06

#15 Deva » 7 сентября 2019, 22:49

#16 13-й » 12 сентября 2019, 12:44

#17 Веретник » 13 сентября 2019, 10:31

Deva с уважением плюсуюсь под каждым словом. Навья косточка что такое. Смотреть фото Навья косточка что такое. Смотреть картинку Навья косточка что такое. Картинка про Навья косточка что такое. Фото Навья косточка что такое

Некромаг легко может направить энергетику смерти в нужный орган в теле, для умерщвления больных клеток. Не видящим потоки смерти не рекомендую. Это надо делать со знанием дела, иначе можно случайно умертвить не то, что надо и чел ослабнет и попадет в могилу в краткие сроки.

Источник

Смерть как разделение души и тела. Тело в его отношении к смерти (ноги, руки, глаза, ногти, волосы, навья кость и др.). Представления о душе. Душа, дух, пара, тень, мерка, двойник

Мы говорили о погребальном обряде как обряде перехода Необходимо выяснить, как, собственно, представляет обряд человека, совершающего этот переход: какая часть его существа уходит в мир «дедов» или «душ» — и какая должна быть предана земле, уничтожена. Речь идет о смертном и бессмертном в человеческом существе как это представляется в традиционной славянской картине мира. Одна из функций обряда состоит в окончательном разделении этих частей, души и тела, которое начинается с «выхода» души из тела (см, далее об особых актах, призванных помочь этому выходу в случае «трудной смерти»). В древнейших формах обряда мы встречаем действия, которые можно определить как «убийство тела умершего», уничтожение смертной части человека В позднейшем обряде такого рода обрядовое уничтожение — точнее, порча тела (перерубанне и т. п.) — распространяется только на «нечистых», «ходячих» покойников.

Традиционные представления о теле очень сложны. Мы коснемся только некоторых из них, существенных для обряда. В теле как смертной половине человека, сохранение которой после кончины вредоносно и опасно для живых (ср. характерный термин «заложного» — блг. плътеник), обрядовые действия и поверья выделяют некоторые части как «бессмертные» — или, что то же, уже при жизни принадлежащие смерти. Это прежде всего касается костей, волос, ногтей, зубов. Особенно отмечены обрядовыми действиями ногти. По отсутствию ногтей узнается вампир; во время обмирания душа уходит под ноготь; ногти собираются и полагаются в гроб. «Мертвые встанут после трубы Михаила, выгребаясь из могил ногтями, собранными при жизни» (орл [Трунов 1869, 41]); «Ногти нельзя бросать небрежно, бросать в печь. Следует класть остриженные ногти за пазуху: когда на том свете заставят собирать срезанные при жизни ногти — найдешь их при себе» (витеб. (Никифоровекий 1897, 78J); «Волосы и ногти берегут в особом месте, так как на том свете в каждом волоске потребуют отчет. Некоторые тотчас сжигают их» (сев. [Бурцев 1902, II, 163]). Обширный материал поверий, связанных с ногтями и волосами (см. [Успенский 1982,110]). Что касается зубов и костей, их связь с загробным миром отражает медицинская магия: заговоры от зубной боли, как известно, апеллируют к «мертвому телу» (и к месяцу); мотивация многих поминальных действий — «от ломоты костей», «не то будут кости ломить».

Обрядовые действия выделяют также пятки (ноги) и мизинец руки, обычно левой. «Колдунам подрезают пятки и туда набивают щетины», сарат. [Зеленин 1914-1916,1252]; пяток (или ног) покойного касаются, чтобы не бояться (чтобы забыть) (с-рус); в «жартах з трупом» бьют по пяткам и щекочут; в «забавах при вмэрци» участников игр бьют по пяткам (например, игра «коваль») (ясел. [Гнатюк 1912, 210 и др.]); пятки отрезают, чтобы «не повампирился» [Пирински край, 416; Доб-руджа 1974,290]. Тема пяток и ног, видимо, связана с мотивом пути и хождения[39].

С семантикой пути-ног связаны обрядовые предписания погребальной обуви. Один из ее терминов босовички (костр. [Смирнов 1920, 104]) как будто подтверждает мнение А. Фишера о том, что изначально славяне хоронили умерших босыми (объяснение этому можно косвенным образом увидеть в «железных башмаках» волшебной сказки, не износив которых герой не достигает цели)[40]. Ср. запрет ходить босыми при мертвеце [там же, 8]. Известен, однако, и противоположный обычай: в гроб кладут еще и запасную пару обуви [там же, 12]; а также компромиссный: бедных кладут в чулках, богатых — в черевичках (курск. [Гнатюк 1912,411]). «Смягченный» вариант босоты—обувь без подков, «чтоб тихо ходить» (снят, [там же, 329]). В некоторых современных вариантах обряда обувь должна быть особой — «бареточки» (влад. [Завойко 1914,93]), в других — обычной и даже соответствующей сезону: «Зимой смекают валенки положить, летом тапочки» (арханг., запись Т. А. Тюриной)[41].

Руки-ноги. Обрядовые установления выделяют руки и пальцы (особенно мизинец). «У опиря душа в левом мизинце» (снят. [Гнатюк 1912, 300], за палец тянут, чтобы «вочи заслипиць» (закрыть глаза); мизинцем умершего сводят «червоные пятна» (родимые) (гом. [Се-дакова 1983, 25]), лечат зубную боль. Ср. интерпретацию В. Я, Проппа: «Отрубление пальца — знак смерти» [Пропп 1946, 78]. См. широко распространенный славянский обычай перевязывать (связывать) руки и ноги покойника (красными) лентами. Символика рук и ног, акцентированная обрядовыми действиями, вероятно, универсальна: «Рука человека — начало его, а конец — пята его» (3 Ездры, 6,10]. Возможно, с этой символикой связаны гипертрофированные руки человеческих изображений на архаических славянских стелах (см. [Белецкая 1978,179][42].

Также обрядовыми актами и терминологией («вóчи промывáцъ», «вóчи заслипúцъ» и др.) выделены глаза. Известны древнейшие славянские стелы с изображением глаз или глаз, превращающихся в листья растений [Толстой 1985, 86]. Глаза в этом случае, как и рука (см. выше) — метафора всего человека. О символике глаз и зрения, выраженной также и в том, что самое частое наказание за неурочное прядение, тканье, шитье, плетение, витье — слепота [Успенский 1982, 176-177], см. ниже.

С такими «нетленными» частями тела, как ногти и волосы, связана и навья кость. Аналогичные славянским представления о навьей кости известны балтийской традиции. Навья кость (калуж., ворон.), нáвить кость (курск.), навья косточка (смол.), новская кость (ряз.), иначе нáростенъ (чернит.), мертвая кость, сухая кость, могильная кость (костр.) может обозначать: косточку плюсны; подкожный жировой шарик, опухоль, затвердение, нарост на коже. Ее свойство — не гнить в могиле и не обладать чувствительностью в живом теле. Она появляется в результате нарушения запретов, связанных с похоронами и поминками: если лазить через ограду во вторник Фоминой недели (поминальной) [Зеленин 1914-1916, 577]; если работать в Новской вторник [Семенов 1898, 231]; если в окно посмотреть на мертвеца, а потом взяться рукой за какую-либо часть тела [Абрамов 1905, 549]; если перейти дорогу похоронной процессии [Гнатюк 1912,413]. Излечивается она также путем контакта с «загробьем»: могильной землей с могилы тезки [Смирнов 1920,24]. Ср. невидимую кость, заключенную в кошке, которая делает человека невидимкой (Бурцев 1902, 73), и по-другому воплощающую мотив видимости-невидимости: кость, черезкоторую можно увидеть дедовна поминках(полес- [ПА-74]).

Оппозиция видимого/невидимого, важнейшая для славянских представлений жизни/смерти, существенна для определения души, духа. пара, сянки — бессмертного начала в человеке по славянским поверьям. Душа, как и души — ‘умершие’, прежде всего невидима Она может скидываться, припадать в какое-то существо (из круга животных, птиц и насекомых с хтонической символикой): в коня, в синюю утку, в зеленую муху, в бабочку, в птицу или какой-то род птиц особенно[43], в мышь (см. запись автора в Полесье, как при глубоком сне учеловека из горла выбегает мышь [Седакова 1983, 256]), в лум, кривое дерево, нагнувшееся над водой [Богатырев 1919,279], в скрипучее дерево [Никифоровекий 1897,131]. Но в теле живого человека она скрыта: см. укр. косов. сукровище — ‘душа’ [Гнатюк 1912,253]. Этимологическая семантика славянского кровь (кры, *kru-) ‘скрытое’, указывает на возможность отождествления души и крови (или нахождения ее внутри крови, совпадающее с библейской традицией) именно по признаку тайного, невидимого, скрытого. Ср. польск: jesli dusza jest, to krew zyva [Moszynski 1967,599].

Сложен вопрос о единственности или множественности представления души у славян. Довольно часто встречаются парные названия для невидимой части человека: душа и дух («Одним духом живут разбойники, душа их уже вызвана в ад», купян. [Иванов 1900]); душа и пара («Бо як не прыйдешь на Купала, так выйде з тебе душа и пара»), душа и сянка (при глубоком сне сянка уходит, блг. [Мариноз 1981, 322): душа и ангел умершего (до 40-го дня ангел умершего остается в доме [Бурцев 1902, П. 136]). Одно из этих двух начал может отсутствовать у определенных существ: у нечестивых (как в приведенном выше примере); у женщин (у женщин только голик [Moszynski 1929, II299] «у бабы не душа, а пар» [Куликовский 1890,49]);у некрещеных, у скота. В противоположность иерархии «духа» а «души» в церковной доктрине, народные представления высшим принципом считают душу: именно ее недостает «неполноценным» живым существам. Дух. дыхание имеет значениеприблизительно жизненной силы: «Уяго саусим духу нима», т. е. он близок к смерти [Демидович 1896,2,135].

Сложно выяснить отношения души и тени (блг. сянка, укр. тiнь блр. мара тень умершего [Moszynski 1967, П, 586]). По своей семантике тень близка отражению (см. магические действия с отражением, запреты видеть свое отражение в том или ином случае: например, повсеместно распространенный обычай завешивать зеркала в доме умершего сразу же после смерти)[45].

Славянский материал дает возможность говорить о росте человека (т.е. мерке, снятой с него) как варианте тени и отражения: см. многочисленные обрядовые действия с меркой, направленные на ее уничтожение или, наоборот, сохранение для магического потребления, например, в пчеловодстве и др.; интересен западноукраинский материал, где мерку воплощает свеча в рост покойного, карп, сточок (подробнее см. словарную статью «Гроб») см. также в необрядовую магическую медицину, связанную с меркой: «во время припадка падучей (которая имеет название божье)тулье к. — ср. божя ‘смерть’) бального измеряют ниткой. В сырой земле копают могилу на полтора аршина Разрывают на больном рубаху и вместе с этой ниткой хоронят» [Бурцев 1911,26].

Можно, как нам кажется, предложить объяснение этих двух душ как низшей (тень, рост, отражение, дух) и высшей (душа); соответственно, одной, близкой к телу и являющейся как бы его образом, обобщением, жизненным принципом — и другой, относящейся к сфере «бессмертного» или «смерти». «Первая» душа, тень, двойник, мерка, уничтожается в ходе обряда, как и тело. Оставшись в области живых, она превращается в воплощение самой смерти. Или иначе, она должна последовать за душой (ср.: после второго захоронения уходят и душа и сянка [Маринов 1981,321]). Трудно умирающий человек раздваивается (блг. комр. разполовява се). Интересен термин пара ‘душа’ (другие значения: ‘пар’, «влажный воздух’; ‘слово’ — «ни пары з уст» [Даль]; ‘призрак, ходящий по кладбищу, белый туман, который ударит того, кто его встретит’, полес [ПА-76]). Как дух, душа, термин этот, связанный со значением ‘воздух’, «дыхание'[46], позволяет предположить и другую, если не научную, то народную этимологию, связывающую его с омонимом пара ‘двойка, чет’. В таком случае в паре оказалось бы отраженным представление души как двойника, несомненное в случае тени и отражения. В. Я. Пропп описал представление смерти в архаическом сознании как похищения, причем «похититель души — одна из душ мертвеца» [Пропп 1946,229].

Сербские исследователи сообщают о древней идее двух душ, доброй и злой, для каждой из которых создается посмертный дом на могиле: для доброй — в головах, для злой — меньший в ногах (или же: для доброй — справа, для злой — слева) [Дудич. 1995,97-98].

Как бы то ни было, неопределенность представлений о душе и ее составе в позднейших славянских поверьях не позволяет настаивать на какой-то одной окончательной интерпретации. Можно отметить только дурное значение удвоенности души или жизненной силы: из них следует посмертное хождение — ср. такие термины заложных, как укр. горл, дводушник, двудомных, атакже представление об опасности тех, у кого два чуловiчка (два зрачка) в глазах (= две души) закарп. [Богатырев 1971, 712], o двужильных (людяхили лошадях, которые после смерти тянут за собой других).

Семантика двух (точнее, двух на месте одного) вообще связана в поверьях со смертью; см. запреты, неисполнение которых грозит смертью: нельзя мести пол в два веника; нельзя двоим макать вместе в солонку; нельзя крестить двух детей в одной купели (один из этой пары умрет) (костр. [Смирнов 1920,3]). Два яйца в день у курицы — к смерти кого-нибудь из домашних, витеб. [Никифоровский 1897,169]. Один из способов избавиться от навьей кости: «Когда двое едут на одной лошади верхом, подстеречь и сказать: „Вас двое, возьмите к себе третью — навью кость«»[Ворон, сб., 298]. Ср. архаическое поверье о двух домовых в каждом доме (полес. [Атлас, 120]). Семантика двух (пары) связана с привычной ассоциацией чета и смерти в предписаниях обряда (иногда настаивающего на чете — блюд, исполнителей акта и т.п.; иногда, напротив, запрещающего чет: «коб не до пары»,полес). В церковных православных обрядах за упокой ставится четное число свечей, во здравие — нечетное.

Сначала и до конца погребальный обряд в своих действиях направлен на осуществление окончательного раздела души и тела: с актов, облегчающих «выход души» при агонии, до «проводов души» в 40-й день. См. конкретное действие вытрясения души: «вытрясают душу: трясут гроб на пороге, при выносе, в сенях, в воротах, в поле, при вносе в церковь и выносе» (Юхновский у. Смол. губ. [Добровольский 1894,307]).

Источник

Навья кость

Однажды в порыве откровенности моя подруга Жанна показала мне фотографию. С нее на меня смотрела какая-то страшная женщина.

Я спросила:
— Это твоя родственница? Есть сходство.

Жанна рассмеялась:
— Нет. Это я. Что, не слишком похожа?

Я недоверчиво покачала головой:
— Ты, наверное, была очень больна? Рак?
— He-а. Ну, слушай.

И однажды я набрела на старого мужика, который торговал всяким хламом. Среди прочего на прилавке лежала бусина-кулон на кожаном шнурке. На ней был выгравирован какой-то символ. Я стала спрашивать у старика, что это значит. Он пожал плечами:
— Откуда я знаю? Эту бусину моя внучка нашла у бабки, нашей соседки Агриппы. Бабка померла, ее комната нам отошла. Вот, решил продать.

Цена была маленькой, я купила украшение и повесила на шею.

Вскоре ко мне подошел наш главный по сквоту, Ладо, и сказал:
— Жанна, ребята шепчутся, что ты заразная. Может, спидозная?

Я вспыхнула:
— Ты же знаешь, что я только с тобой была!

Ладо смущенно опустил глаза:
— Ну, когда это было. Короче, Жанна, тебе надо съехать!

Я скривилась, словно от удара. Но какие у меня были варианты?

Бабка с минуту постояла молча, принюхиваясь. Потом проскрипела:
— Что надо, проходимец?
— Вот жиличку тебе привел. Хорошая девушка.
— Чую, что хорошая. Только забедовала, несет от нее гнилью могильной.

Бабка буркнула:
— Чего стоишь, проходи. Денег мне с тебя не надо, будешь мне по хозяйству помогать. Моя последняя помощница как раз недавно съехала. У нее теперь другой путь, другие уроки.

Странная бабка словно читала меня. Я прибралась в квартире, приготовила ужин, накормила Лидию. И мы разошлись по комнатам. Я не могла уснуть. Слушала, как Лидия бродит по комнате, что-то бормочет. Пахло чем-то сладковатым, одуряющим.

Я вскочила с кровати, вынула из шкатулки с безделушками костяную бусину. Дала Лидии. Она пощупала ее, понюхала:
— Точно, Грипкина. У нее знак был особый, магическая печать. Вот он на этой бусине и есть. Откуда она у тебя? Ты не Грипкина кровь, у нее был другой запах.

Тогда я и рассказала Лидии, откуда у меня эта бусина.

Жанна замолчала, глаза ее заблестели. Она отвернулась, потом тряхнула головой и весело сказала:
— Лидия ненавидела слезы. Она считала, что ими горю не поможешь. Только глаза угробишь. А глаза все-таки нужно беречь, хотя они и видят меньше души.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *