Навык и компетенция в чем разница
Компетентность — понятие, примеры, отличия от «компетенции»
Слово «компетентность» часто встречается в текстах резюме и описаниях вакансий. При этом многие люди умудряются использовать его неправильно, несмотря на его распространённость. Давайте же разберёмся, что такое компетентность, какой она бывает, почему так важна и откуда берётся.
Что такое компетентность?
Компетентность – это наличие знаний, навыков и опыта, которые необходимы для эффективного и качественного выполнения работы в определённой сфере деятельности. Это понятие включает не только специализированные навыки и знания, но и способность правильно организовывать рабочий процесс, принимать рациональные решения и предвидеть их последствия.
Термин «компетентность» образован от латинского слова competens, которое можно перевести как «подходящий», «способный» или «приспособленный».
Компетентность специалиста проявляется как в работе, так и в общении с коллегами, поэтому важно, чтобы все люди в рабочем коллективе обладали этим качеством. При этом необходимый набор знаний и навыков определяется не столько сферой деятельности, сколько профессиональными обязанностями конкретного специалиста. И для успеха любой компании важно, чтобы в процессе найма новых сотрудников к ним предъявлялся адекватный набор требований.
Отличия компетентности от «компетенции»
Слова «компетентность» и «компетенция»часто путают. Давайте разберёмся, чем отличается их смысл, чтобы всегда употреблять их правильно. Для начала стоит уточнить, что разные авторы по-разному подходят к трактовке этих понятий, но обобщенно можно сформулировать их определения следующим образом:
Компетентность характеризует, насколько сотрудник подходит для выполнения работы. А компетенция говорит о том, может ли он заниматься определёнными вопросами. Если сотруднику не хватает компетентности, он просто не справится с работой или сделает её некачественно. Если же определённая деятельность не входит в обязанности или круг полномочий сотрудника, тогда говорят, что эта деятельность вне его компетенции.
Свою трактовку этих двух понятий предлагает российский учёный Андрей Хуторской. Он считает, что компетенция – это совокупность качеств личности (навыков, знаний, опыта), связанных с определённой сферой деятельности. А компетентность он предлагает определять как наличие у человека компетенции для осуществления конкретной деятельности.
Виды и примеры компетентности
В разных сферах жизни компетентность может подразумевать разные наборы качеств. В связи с этим выделяют несколько её видов:
Ни один из этих видов компетентности нельзя недооценивать. От каждого из них зависит, каких успехов сможет достичь индивид в разных сферах своей жизни и насколько счастлив он будет.
Профессиональная компетентность
Чаще всего подразумевается именно этот вид компетентности. Это характеристика того, насколько эффективно и качественно индивид способен справляться со своими рабочими обязанностями. При этом существует 6 разных видов профессиональной компетентности:
1. Индивидуальная. Это знания и навыки человека, а также его персональное отношение к работе (дисциплинированность). К этому виду относятся такие характеристики как:
2. Деловая. Это навыки, связанные с ведением дел, профессиональным общением, накоплением и использованием связей. Этот вид компетентности включает такие характеристики как:
3. Управленческая. Это навыки, необходимые сотрудникам, занимающим руководящие должности, и тем, кто принимает серьёзные решения, затрагивающие большое количество других сотрудников. Данный тип компетентности включает такие свойства личности как:
4. Лидерская. Отчасти этот вид компетентности похож на предыдущий, но при этом подразумевает, что человек способен управлять командой. Сюда входят такие качества личности как:
5. Функциональная. Это совокупность профессиональных навыков, специфичных для конкретного вида деятельности. К примеру, если речь о веб-разработчике, то его функциональная компетентность подразумевает знание JavaScript, HTML, CSS и ряда других технологий. Этот вид подразумевает такие качества как:
6. Основная. Это сопутствующие умения, которые полезны в любой деятельности (их часто называют модным термином «гибкие навыки» или soft skills). Сюда входят такие качества и способности как:
Иногда говорят также о социальной или коммуникативной компетентности – способности общаться с окружающими. Также в отдельный вид иногда выделяют эмоциональную компетентность – способность контролировать и понимать собственные эмоции, а также учитывать эмоции собеседника.
Как формируется компетентность?
Если говорить о профессиональной компетентности, то основой для её формирования является профильное образование. В зависимости от сложности сферы деятельности может требоваться высшее или профессионально-техническое образование. В некоторых случаях достаточно профессиональных курсов.
Дальнейшее повышение уровня компетентности достигается за счёт опыта работы и самообразования. Кроме того, очень важно, насколько человеку нравится его работа, а также то, насколько хорошо он справляется с ней на текущий момент и насколько сложные задачи ему достаются. Формирование профессиональной компетентности – это долгий процесс, в котором можно выделить такие этапы как:
Фундамент для профессиональной компетентности закладывается нашими педагогами. В дальнейшем всё зависит от того, сколько сил мы сами готовы уделять саморазвитию и самоактуализации. Поэтому когда говорят о профессиональной компетентности, обычно имеют в виду не столько рабочие навыки, сколько личностные качества человека.
Статья «Навыки и компетенции 21 века»
Навыки и компетенции 21 века
Мир меняется, меняется человек, меняются задачи образования. Современный человек должен обладать такими навыками, которые помогают ему организовывать собственную жизнь, делать ее эффективной, интересной, комфортной. То есть обладать навыками XXI века. В первые в истории учитель и школа перестали быть для ребенка авторитетом. Все то, что рассказывает учитель, ребенок может гораздо быстрее получить из других источников прямо в процессе урока. То, что знает учитель информатики, может проигрывать тому, что знает кто-то из его учеников. И так далее.
Мир меняется очень стремительно. И если хочешь выжить, нужно уметь адаптироваться, уметь меняться. Технологии меняются очень быстро и мы должны готовить человека, который способен не просто выживать, а быть успешным и счастливым в этом меняющемся мире. Сегодня знания и даже навыки устаревают достаточно быстро, поэтому подход на основе компетенций является наиболее перспективным.
Готовясь к докладу, я столкнулась с тем, что одно и тоже понятие называлось по разному: грамотность, навыки, компетенции, знания, поэтому хочу разграничить эти понятия.
Таким образом, под навыками 21 века подразумеваются личностные качества человека, готового жить в быстром, меняющемся, интересном, но сложном и непредсказуемом мире, в условиях высоких технологий и социальной активности.
Существует несколько теорий компетенций или навыков 21 века.
Эти умения принято называть Soft Skills (гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции) в противовес Hard Skills — «жестким» профессиональным навыкам.
На всемирном экономическом форуме в Давосе определили 10 ключевых компетенций, которыми должен обладать каждый востребованный сотрудник:
решать комплексные задачи;
работать в команде;
распознавать эмоции других людей и свои собственные, управлять ими;
формировать суждения и принимать решения;
ориентироваться на клиента;
быстро переключаться с одной задачи на другую
В нашей стране специалисты от образования сократили Давосскую десятку до системы из четырех ключевых навыков, которая получила название «Система 4К»:
критическое мышление (Critical Thinking);
координация (Coordinating With Others).
Для многих преподавателей эти навыки XXI века являются чем-то самим собой разумеющимся, необходимым для качественного образования. И, ведь, правда. Наверняка, многие из вас сразу подумали: «Хм, а ведь я давно использую эти самые навыки на своих занятиях. Что же в них удивительного?»
Ведь каждый преподаватель хочет, чтобы его ученики:
были способны выполнять задания самостоятельно, а также работать в паре/группе в высокотехнологичной передовой атмосфере.
были готовы к взаимодействию с преподавателем и другими учащимися.
были способными к гибкому и креативному мышлению.
Подробнее о каждом из четырех «К».
Креативность позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Человек с развитой креативностью становится творцом. Он может генерировать идеи и развивать начинания других людей. Преодоление трудностей превращается для него в увлекательную головоломку.
Гибкие навыки формируются задолго до того, как человек начинает карьеру. Это значит, что участие в их развитии должна принимать и школа.
На выходе мы хотим получить портрет нового человека, благополучного человека, человека с определенными ценностями, который способен развивать и экономику, и науку и другие отрасли».
Итак, современный человек будет обладать
1) определенными личностными качествами: лидерство, умение работать на результат, умение работать в команде, умение добиваться успеха;
2) компетенциями: такими как критическое мышление, творчество;
Почему концепция «навыков XXI века» выглядит именно так, и чем навыки ХХI века отличаются от традиционного набора знаний?
СОВРЕМЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНЦИЯ» И «НАВЫК» (обзор по материалам российских и зарубежных исследований)
Соколова Евгения Ивановна кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков естественно-технических специальностей и направлений Института иностранных языков Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск, Российская Федерация) esokolova@mail.ru |
Ключевые слова: компетенция компетентность грамотность жесткие и гибкие навыки | Аннотация: целью статьи является рассмотрение изменений в области ключевых компетенций (по материалам отечественной и зарубежной литературы), представленных в хронологическом порядке. Изменения рассматриваются с двух позиций ‒ исследователей и практиков. В обзоре описывается новая парадигма образования, соответствующая условиям постиндустриального общества. Отмечается, что с изменением объективных реалий основной деятельностной компетенцией в образовательном процессе выступает не когнитивная компетенция для той или иной специальности, а аккумулированный в процессе обучения опыт, объем и качество которого зависят от способности анализировать ситуацию и отвечать на непосредственные вызовы реальной жизни. На новые объективные требования система образования откликается тем, что на смену освоения узкой специальности приходит междисциплинарное обучение, основанное на всестороннем изучении явления (phenomen on based learning), формирующее способность к креативному мышлению, а также развитие метакогнитивнных навыков, то есть умение не столько применять полученные знания, сколько создавать новые знания за счет мышления, коммуникации и саморефлексии. Требования к квалификации (перечень усвоенных знаний и умений) заменяются на требования к компетентности как способности принимать верные решения в динамичных процессах, организовывать деятельность других или свою работу в команде. Отмечается, что компетенции, принятые в Совете Европы в конце прошлого века, требуют нового наполнения, поскольку изменились объективные условия. Проводится анализ использования разных терминов для обозначения понятий «навыки ΧΧΙ века», «жесткие / гибкие навыки», «универсальные действия», «компетенция», «грамотность», «навык». |
MODERN ESSENCE OF THE CONCEPT «COMPETENCY» AND «SKILL» (review on Russian and foreign research publications)
Sokolova Evgenia I. PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Foreign Languages for natural-technical specialties and areas of the Institute of Foreign Languages Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation) esokolova@mail.ru |
Keywords: competency literacy hard/soft skills universal actions | Abstract: the article deals with evolution and current essence of the concept «competency» and «skills» on the base of Russian and foreign research reviews. Moreover, these changes are considered from two positions ‒ researchers and practitioners. The review describes a new paradigm of education corresponding to the conditions of a post-industrial society. It is noted that with a change in objective realities, the main activity competence in the educational process is not the cognitive competence for a particular specialty, but the experience accumulated in the learning process, the volume and quality of which depends on the ability to analyze the situation and respond to the immediate challenges of real life. The educational system responds to new objective requirements by replacing the development of a narrow specialty with interdisciplinary learning, learning based on a comprehensive study of the phenomenon (phenomen on based learning), which forms the ability to creative thinking, as well as the development of metacognitive skills, that is, the ability not so much to apply the knowledge gained how much to create new knowledge through thinking, communication and self-reflection. Requirements for qualifications (a list of acquired knowledge and skills) are replaced by requirements for competence as the ability to make the right decisions in dynamic processes, organize the work of others or work in a team. It is noted that the concept «competency» accepted in European Council at the end of the last century calls for rethinking due to new reality. The analysis of the term use for naming «XXI century skills», «hard/soft skills», «universal actions», «competency», «literacy», «skill» is described. |
Специалисты в области развития персонала и корпоративного управления начали искать, описывать и пытаться измерять ключевые компетенции еще в 50-х гг. прошлого века – набор качеств и навыков специалиста, определяющих успешность в той или иной деятельности. Известны пять ключевых компетенций, принятых Советом Европы в 1999 г., ‒ политические и социальные компетенции, владение устной и письменной коммуникацией, цифровые компетенции и способность непрерывного обучения в контексте как профессиональной, так и социальной жизни [1].
На основе этих компетенций в рабочих программах учебных дисциплин планируется развитие таких компетенций, как универсальные (общекультурные), общепрофессиональные и профессиональные. Но с момента формулирования и принятия этих компетенций прошло более двух десятков лет. Мир изменился ‒ процессы глобализации трансформировались, появились новые характеристики современного мира: нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность (на английском языке существует акроним VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity). Меняются и представления об образовании ‒ стратегически важным становится философия модернизации содержания образования и школьной практики, которая позволит обеспечить не только высокие традиционные образовательные результаты, но и формирование универсальных компетенций, необходимых для успеха в современном мире.
В 2012‒2013 гг. было опубликовано форсайт-исследование будущего высшей школы в России до 2030 г., которое явилось одним из первых масштабных исследований на эту тему (Сибирский федеральный университет). В нем приняли участие 730 экспертов из 39 крупных городов России и 79 российских университетов [3; 5].
В исследовании рассматривалась новая парадигма образования, соответствующая условиям постиндустриального общества. Индустриально-рассредоточенное производство постиндустриального общества существенно сложнее и динамичнее, нежели индустриально-сосредоточенное. Соответственно, требуется иной тип образованных людей, способных ставить и решать задачи в рамках полифункциональной деятельности. При этом основной деятельностной компетенцией выступает не когнитивная компетенция для той или иной специальности, а аккумулированный в процессе обучения опыт, объем и качество которого зависят от способности анализировать ситуацию и отвечать на непосредственные вызовы реальной жизни. На новые объективные требования система образования откликается тем, что на смену освоения узкой специальности приходит междисциплинарное обучение, основанное на всестороннем изучении явления (phenomen on based learning), формирующее способность к креативному мышлению, а также обеспечивающее развитие метакогнитивнных навыков, то есть умение не столько применять полученные знания, сколько создавать новые знания за счет мышления, коммуникации и саморефлексии. Требования к квалификации (перечень усвоенных знаний и умений) заменяются на требования к компетентности как способности принимать верные решения в рамках динамичных процессов, организовывать деятельность других или свою работу в команде. Стандартные образовательные программы становятся подчиненными элементами индивидуальной образовательной траектории, для реализации которой человек погружается в различные институциализированные (колледж, университет, повышение квалификации, дополнительное образование) и неинституциализированные (самообразование, образовательный туризм, деятельность сетевых сообществ, пробное трудоустройство и т. д.) формы образования. Новые условия требуют, чтобы компетенции базировались не на знаниевом компоненте (hard skills), а на гибких навыках (soft skills). Описание различий между когнитивными и гибкими навыками приведены в таблице 1.
Различие между жесткими и гибкими навыками
The difference between hard and soft skills
Жесткие навыки | Мягкие навыки |
Работа с техникой | Работа с людьми |
Связаны с конкретной профессией | Универсальны |
Приобретаются в процессе обучения | Врожденные или приобретенные с опытом |
Уровень владения определяется сертификацией | Уровень владения не поддается количественным измерениям |
Связаны с левым полушарием мозга | Связаны с правым полушарием мозга |
Выводы экспертов, принявших участие в форсайт-исследовании будущего высшей школы в России до 2030 г. на базе Сибирского федерального университета, неутешительны: «Система образования не готова широким фронтом перейти на гибкие специальности и продуцировать “компетентных работников”, поскольку недостаточно преподавателей – носителей таких компетенций, имеющих опыт разработки и реализации исследовательских, инновационно-технологических, предпринимательских, социальных и иных проектов».
Мнения зарубежных идеологов образования, исследующих развитие компетенций, коррелируют с выводами форсайт-проекта. В частности, отмечается, что в постиндустриальном обществе востребованы не знаниевые компетенции, а гибкие навыки общего характера ‒ умение работать в команде, креативность, реакция на вызовы реальной жизни и т. д. Такие навыки являются предпочтительными и для работодателей, поэтому многие индустриальные компании занимаются исследованием процесса обучения в постиндустриальном обществе. Так, компания BCG (Boston Consulting Group) на мировом экономическом форуме в Давосе представила отчет о глобальной конкурентоспособности 2015, раскрывающий навыки и компетенции XXI в. [15].
В докладе сформулированы три категории образовательных результатов: грамотности, компетенции, навыки. Категория «грамотность» (literacies) раскрывается как вербальная, математическая, культурная, научная, цифровая, финансовая грамотности. Вторая категория ‒ компетенции, так называемые 4К ‒ коллаборация, коммуникация, критическое мышление и креативность. Третья категория ‒ это навыки: любознательность, упорство, инициативность, уверенность в собственных силах (табл. 2).
Некоторое недоумение вызывает категория «навыки», в которую включено то, что мы привыкли называть свойствами личности ‒ любознательность, упорство, инициативность, уверенность в собственных силах. Возможно, включение таких свойств обусловлено тем, что их можно развивать, то есть в какой-то мере обучать совершенствованию этих качеств.
Категории образовательных результатов (по исследованиям компании BCG)
Categories of educational outcomes (according to the BCG research)
Грамотности | 4 К (компетенции) | Навыки |
Вербальная | Коллаборация | Любознательность |
Математическая | Коммуникация | Упорство |
Культурная | Критическое мышление | Инициативность |
Научная | Креативность | Уверенность в собственных силах |
Цифровая |
На Давосском форуме в 2016 г. [16] термин «компетенция» с подачи компании BCG принял еще более расширительное значение и стал означать набор качеств и навыков, определяющих успешность в той или иной деятельности. Эти компетенции получили название «компетенции 2020», поскольку определяли десять самых востребованных компетенций к 2020 г. (табл. 3).
Десять навыков, необходимых для успешной деятельности
в рамках Четвертой индустриальной революции
Ten skills needed to be successful in a post-industrial society
2015 | 2016 |
Комплексное решение проблем | Комплексное решение проблем |
Координация действий с другими | Критическое мышление |
Управление людьми | Креативность |
Критическое мышление | Управление людьми |
Взаимодействие, ведение переговоров | Координация действий с другими |
Контроль качества | Эмоциональный интеллект |
Сервис-ориентация | Составление суждений и принятие решений |
Составление суждений и принятие решений | Сервис-ориентация |
Активное слушание | Взаимодействие, ведение переговоров |
Креативность | Когнитивная гибкость |
Сравнительный анализ данных (см. данные предыдущего Давосского форума), в частности, указывает на передвижение таких компетенций, как критическое мышление и креативность на более высокие позиции, а, к примеру, активное слушание как навык станет неактуальным к 2020 г., зато его заменит более высокий уровень личностной вовлеченности – эмоциональный интеллект.
Интересное и глубокое исследование представлено проектом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Будущее образования и навыков: Образование 2030» (Future of Education and Skills: Education 2030) [6]. Проект частично построен на основе методологии проекта «Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся» (Programme for International Student Assessment) PISA [12], а также использует наработки Международного мониторингового исследования качества школьного математического и естественно-научного образования TIMMS (Trends in Mathematics and Science Study) [17].
Целью проекта является исследование и прогноз возможного будущего образования в мире до 2030 г. В рамках проекта исследуются компетенции детей, которые в настоящий момент обучаются в начальной школе, а к 2030 г. будут представлять основную часть населения ‒ людей, вступающих в рабочий возраст.
Со стороны России проект выполнял Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в составе международного консорциума и при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка [8].
Меняющийся и нестабильный мир представляет вызов для системы образования как в России, так и в других странах. В докладе проанализировано более 180 национальных и международных рамок компетентностей и «навыков XXI века», включая доклады Европейской комиссии, ОЭСР, ЮНЕСКО, Всемирного экономического форума, проектов «Оценка и развитие навыков XXI века» (ATC21S), «Партнерство по обучению в XXI веке» (P21), доклад En Gauge и др. [4].
Был исследован термин «компетенция», т. к. термины, обозначающие компетенции, часто пересекаются, но редко совпадают полностью, а большое количество синонимов приводит к путанице понятий.
Для четкого разделения множества терминов в исследовании был предпринят ряд шагов. Во-первых, предстояло понять, есть ли существенные различия при использовании разных терминов для обозначения «навыков XXI века»: ключевые компетенции, «мягкие» / «гибкие» навыки и пр. Исследователи пришли к выводу, что существенных различий выявить не удалось. Представленные термины подразумевают универсальные способности, не ограниченные конкретной задачей или ситуацией. Поэтому в качестве базового предложен термин «универсальные компетентности» (key competencies).
Во-вторых, было проанализировано множество прилагательных, дополняющих термины «компетентность» и «грамотность»: финансовая, гражданская, математическая, вычислительная, правовая, экологическая, культурная, информационная, цифровая, предпринимательская, физическая, эмоциональная и др., чтобы ответить на вопрос, являются ли «грамотность» и «компетентность» синонимами. По мнению авторов проекта, ответ на этот вопрос отрицательный.
В-третьих, исследователи попытались разобраться с важными понятиями, которые не укладывались в рамки отписанного выше двушагового анализа. Это умения решать задачи (problem solving), принимать решения (decision making) и умение учиться (learning to learn).
Чтобы сделать второй и третий шаги, авторам нужно было дать рабочее определение компетентности, отделив ее от грамотности [7]. Компетентность ‒ это набор индивидуальных способностей. Она состоит из знаний, навыков и деятельностных установок, которые мобилизуются в определенном контексте для решения конкретной задачи.
Грамотность в традиционном узком смысле слова относится к приобретению и применению способности читать, писать и считать (так называемых «3Rs» (Reading, wRiting, aRithmetic). В современном узком смысле грамотность ‒ способность общаться с миром, понимать его сигналы, обрабатывать информацию. Ниже приведена таблица соотношения компетенций, компетентностей и грамотностей (табл. 4).
Новая модель компетенций (из доклада ВШЭ)
New competency model
Ориентированы на решение задач | Компетенция, компетентность: способность эффективно «включать» (бегло выбирать и использовать наиболее подходящие здесь и сейчас) знания, навыки, установки и ценности для решения задач, в т. ч. в новых ситуациях | Используются в разных контекстах (domain-general) | Компетентность мышления | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компетентность взаимодействия с другими | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компетентность взаимодействия с собой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Базовая инструментальная грамотность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с информацией | Грамотность: способность понимать, интерпретировать, использовать и создавать текстовую и визуальную информацию в различных формах, контекстах и для различных задач (в основе – знаковые системы) | Ограничены определенной сферой (domain-specific) |
По результатам опроса (в мире) | По результатам опроса (в Пермском крае) |
1. Умение решать сложные задачи | 1. Клиентоориентированность |
2. Критическое мышление | 2. Тайм-менеджмент |
3. Креативность | 3. Умение решать сложные задачи |
4. Управление людьми | 4. Информационная грамотность |
5. Координация | 5. Активное обучение |
6. Эмоциональный интеллект | 6. Устная коммуникация |
7. Принятие решений | 7. Критическое мышление |
8. Клиентоориентированность | 8. Когнитивная гибкость |
9. Умение вести переговоры | 9. Принятие решений |
10. Когнитивная гибкость | 10. Эмоциональный интеллект |
В декабре 2017 г. на конференции «Революционная трансформация HR-2018» Т. Е. Ананьева, директор по развитию «Апостроф-медиа», преподаватель НИУ-ВШЭ и Moscow Advanced Communication School представила 10 ключевых компетенций, которые будут максимально востребованы в ближайшем будущем (табл. 7). Уровень их развития будет определять конкурентоспособность человека на рынке труда, а для компании это будет означать максимально эффективное управление имеющимся человеческим капиталом [2].
10 ключевых компетенций
Ten key competencies
Компетенция 1. Системное мышление | Мышление, которое охватывает систему целиком, формирует ее из отдельных элементов и позволяет видеть, как конкретные изменения влияют на совокупность ключевых процессов. От фрагментарного восприятия к системному |
Компетенция 2. Межотраслевая коммуникация | Развитие междисциплинарного подхода и за счет «метапереноса» способность обеспечивать развитие внутри своей области |
Компетенция 3. Управление проектами и процессами | Понимание принципов, подходов и навыки их применения на практике |
Компетенция 4. Работа с ИТ-системами | Освоение различных ИТ-систем, которые систематизируют работу и процессы |
Компетенция 5. Клиентоориентированность | Развитие эмоционального интеллекта |
Компетенция 6. Работа с людьми и работа в команде | Развитие эмпатии и навыков работы в команде |
Компетенция 7. Работа в условиях неопределенности | Умение работать в ситуации, когда постоянны только изменения |
Компетенция 8. Мультикультурность и открытость | Развитие умения находить язык с другими людьми, принимать их и использовать их возможности для решения задач бизнеса |
Компетенция 9. Осознанность | Осознанность позволяет развивать навык рефлексии, делать сознательный выбор, понимать свои особенности и возможности окружающих |
Компетенция 10. Коммуникация | Глобальный бизнес требует навыков глобальной коммуникации |
Особое внимание в российских и зарубежных публикациях уделяется формированию так называемых мягких навыков (soft skills), предлагается также термин «надпрофессиональные навыки». Учитывая, что эти навыки важны для любого актора в современной картине мира, по нашему мнению, можно предложить термин «метапрофессиональные навыки».
В одном из последних исследований на тему навыков и компетенций, предпринятом российскими учеными, представлена динамика публикаций по базе данных Web of Science начиная с 1975 г. [9]. Приведенные в статье статистические данные позволяют выявить тенденции и проблемы формирования softs kills в России и за рубежом. По данным исследования, первая публикация о формировании softs kills в базе данных Web of Science появилась в 1993 г. Всего в этой базе опубликовано 123 статьи, посвященных данной теме. В 2018 г. издана 21 статья, что составило 17 % от общего количества работ соответствующей направленности. В 2017 г. было размещено 19 статей (16 % от указанного показателя). В период с 1975 г. по настоящее время ученые из США опубликовали 26 статей (21 %), из Англии – 15 статей (12 %), Германии – 14 (11 %), России – 11 (9 %), Австралии – 10 (8 %).
Максимум работ указанной проблематики из США зафиксирован в 2011 г. Пик исследовательского внимания к soft skills в Великобритании пришелся на 2011 и 2014 гг., а к 2019 г. количество статей снизилось и составило лишь 2 %. В Германии повышение интереса к проблеме вырабатывания надпрофессиональных навыков наблюдалось в 2016 г. (2,4 % публикаций).
Первая статья из Германии, посвященная интересующему нас явлению, зарегистрирована в 1996 г., из Англии – в 1997 г., из США – в 1998 г., из России – в 2014 г. Процентное преобладание российских исследований по обозначенной тематике (20 %) зафиксировано в период с начала 2017 г. по март 2019 г., тогда как в тот же временной отрезок количество статей европейских и британских исследователей составило лишь по 6–8 % (Испания – 6,6 %; Германия – 8,8 %, Англия – 8,8 %). В 2017 г. в России было опубликовано 16 % статей по вопросам формирования soft skills; в Австралии, Германии, Италии – по 10 %.
Анализ приведенных данных показывает, что российская педагогическая наука, имеющая схожие с зарубежной педагогикой тенденции развития, в последние годы проходит те же стадии, которые другие страны прошли ранее.
Косвенным доказательством этому утверждению служит количество упоминаний в открытых интернет-источниках понятия «мягкие навыки». Так, на 15.08.21 были получены следующие результаты (табл. 8).
Частотность публикаций по развитию мягких навыков
Frequency of publications on the soft skills development
РАЗВИТИЕ МЯГКИХ НАВЫКОВ | |
Источники на русском языке: | |
Статьи | 4 180 000 |
Другие материалы (обучение, тренинги) | 8 610 000 |
Англоязычные источники: | |
Статьи | 103 000 |
Другие материалы (обучение, тренинги) | 361 000 000 |
Из таблицы видно, что практическое внедрение обучения навыкам выше в англоязычных источниках, но публикаций в виде статей количественно больше на русском языке, видимо, в русскоязычной педагогической науке все еще изучается теоретическая база, тогда как в англоязычных странах идет широкое внедрение обучения надпрофессиональным, или мягким, навыкам.
Зарубежные исследователи [11] относят мягкие навыки как к чертам характера (свойствам личности), так и к навыкам межличностного общения, которые влияют на то, насколько хорошо человек взаимодействует с другими. Термин «мягкие навыки» охватывает широкий спектр навыков, таких как работа в команде, креативное мышление, эмпатия.
Развитие автоматизации, роботизации и искусственного интеллекта приводит к увеличению доли рабочих мест, где ключевыми являются мягкие навыки, которыми важно овладевать специалистам любой профессии. Исследование, проведенное Deloitte Access Economics [10], предсказывает, что к 2030 г. на профессии, требующие мягких навыков (учителя, врачи, социальные работники), будут приходиться две трети всех рабочих мест. И, наконец, в зарубежных публикациях [14] отражены попытки обучения мягким навыкам, пронизывающие всю систему образования, но особенно важные в вузовском образовании. В статье подчеркивается, что современные образовательные программы опираются на обучение жестким навыкам, тогда как трудно переоценить обучение мягким навыкам в современном мире. Таким образом, преподаватели должны найти способы интегрировать мягкие навыки в текущее обучение. Выделяются общие принципы, которым нужно следовать в обучении мягким навыкам ‒ групповая работа, независимые исследования в рамках преподаваемой дисциплины, тайм-менеджмент, презентации. Делая сильный акцент на групповой динамике, преподаватели могут имитировать рабочую среду, в которой окажутся студенты по окончании учебного заведения или бросив учебу ради работы.
Главным недостатком всех представленных исследований, на наш взгляд, является разнородная система дефиниций по таким понятиям, как компетенции, компетентность, грамотность, навыки. В результате каждая группа исследователей предлагает свои определения, которые приводят к неясности и нечеткости изложения. Некоторые из замечаний были отмечены по ходу статьи.
Наиболее логичным и четко структурированным, по нашему мнению, является исследование «Будущее образования и навыков: Образование 2030» (Future of Education and Skills: Education 2030) [6], поскольку в нем представлены самые современные подходы к сущности понятий «компетенция», «грамотность», «навыки». Три универсальных компетентности (мышления, взаимодействия с другими и с собой), два вида грамотности (инструментальная и контекстная) и множество предметных (профессиональных) компетентностей составляют основу рамки (сети) компетенций в предлагаемом подходе. Первые четыре ее компонента универсальны по контексту своего применения и ориентированы на решение задач в различных сферах жизни.
Рассматривая мягкие навыки в аспекте будущего, где, по прогнозам, огромное влияние будет иметь искусственный интеллект, автоматизация и роботизация рабочих мест, необходимо отметить, что мягкие навыки сложно автоматизировать, поскольку это производные от эмоционального интеллекта. На основании этого утверждения можно сделать вывод, что в ближайшем будущем мягкие навыки станут более востребованными.
Кроме того, надпрофессиональные навыки могут служить общей площадкой для обучения как гуманитариев, так и студентов, изучающих точные и естественные науки. Наличие таких навыков, как умение работать в команде, креативность, эмпатия, важно для всех обучающихся, поскольку им придется жить в мире, где постоянны только изменения.
В настоящее время намечаются две противоположные тенденции, в полном соответствии с диалектическим законом единства и борьбы противоположностей, а именно: процесс технологизации (автоматизация, роботизация, развитие искусственного интеллекта) и гуманизации (развитие эмоционального интеллекта, проявлением которого и являются мягкие навыки). Системе образования придется меняться в соответствии с меняющимися требованиями объективной реальности.
- Как понять что мужчина постоянно думает о тебе
- Как понять что черепаха в спячке