Найди в интернете что означает понятие нумизматика филателия филуменистика
Филумения (филуменистика)
Если спросить у случайного прохожего, что коллекционирует филуменист, то правильный ответ можно услышать крайне редко. Все знают, что нумизмат собирает монеты, а филателист – марки, но вот с филуменистом будет сложнее. Его хобби менее популярно и также менее известно нежели нумизматика или филателия. Здесь «товарищем по несчастью» филуменисту будет например лепидоптерофил – коллекционер бабочек.
Так что же означает филумения?
Эпизодическое случайное использование огня древним человеком началось около одного миллиона лет назад, задолго до возникновения вида Homo Sapiens. Однако понадобились еще сотни тысяч лет, чтобы человек от случайного перешел к систематическому разведению и использованию огня. Этот важнейший этап в социальной эволюции произошел около 400 тысяч лет назад.
Освоение огня повлияло на рацион питания, безопасность, здоровье человека, изменило его поведение, образ жизни, расширило навыки и сферы занятий. На протяжении тысячелетний развивались и совершенствовались способы добывания огня путем выскабливания, выпиливания, высверливания, высекания и получения с помощью «огневого насоса».
Однако все эти способы были довольно трудоемкими, требовали серьезного навыка, немалого времени и разнообразных подручных материалов. Эволюция добывания огня непременно должна была привести к изобретению простого и быстрого способа извлечения огня при минимальных трудозатратах. Прав был поэт Андрей Вознесенский, сказавший еще в 1964 году, что «лень – двигатель прогресса». Первыми «лентяями» оказались китайцы. В VI веке в Китае появились палочки, покрытые серой. Однако китайцам еще не была известна взаимосвязь серы и трения, поэтому «рабы, несущие огонь», именно так назвали свое приспособление китайцы, использовались всего лишь для быстрого увеличения и распространения пламени.
В 1660-х годах в Гамбурге жил отставной военный Х. Брандт. Растранжирив приданное жены, он решил заняться алхимией и приступил к созданию «философского камня», который по представлениям того времени мог превращать свинец в золото. Однажды, проводя различные химические эксперименты с человеческой мочой, Брандт получил некое вещество, светившееся бледно-зеленым светом. Такой же свет излучали и пары этого странного вещества.
Алхимик восторжествовал. Ведь он решил, что вещество и есть тот самый философский камень. Но все дальнейшие эксперименты с полученным продуктом не дали даже грамма золота. Сам того не ведая, алхимик открыл не что иное как фосфор. И все-таки открытие Брандта принесло золото своему создателю. Ловкий немец показывал богачам за деньги свое «светящееся чудо». Но прошло еще много десятков лет пока люди не догадались использовать быструю воспламеняемость фосфора в утилитарных бытовых целях. Первооткрыватель спичек неизвестен. За право первенства борются химическая спичка француза Жана Шанселя, изобретенная им в 1805 году, и серные спички британского аптекаря Джона Уокера, появившиеся несколько позднее.
О спичках было известно А.С. Пушкину. В письме в начале ноября 1824 года Александр Сергеевич просил брата Льва прислать ему в Тригорское «серные спички». В России самовозгорающиеся палочки, привозимые из Европы, получили название спичек. Русское слово «спичка» известно с XIV века в значении – «тонкая деревянная палочка». Изначально спичками русские сапожники подбивали подошву сапогов.
В 1830-х годах появились фосфорные спички, изобретенные французом Шарлем Сориа и венгром Яношем Ирини. Тогда же на венской фабрике Иштвана Ремера спички стали паковать в коробки с наклеенной на них шершавой бумажкой (на клей сыпали песок или мелко толченое стекло). Производство спичек развернулось по всей Европе. В России фабрики по выпуску фосфорных спичек стали массово возникать только после отмены крепостного права, хотя первая спичечная мануфактура появилась еще в 1837 году в Петербурге.
Опыт промышленного производства фосфорных спичек показал, что оно очень опасно для здоровья работников фабрик. Вдыхая пары белого фосфора, человек получал множество тяжелых заболеваний и быстро умирал. В 1855 году шведы Г. Паш и Й. Лундстрем заменили опасный белый фосфор красным и производство спичек стало относительно безопасным. Шведские спички были просты в производстве и использовании, нетоксичны, и не самовоспламенялись так как фосфорные. Впоследствии красный фосфор в спичках был заменен другими химическими соединениями. Изобретение Паша-Лундстрема сделало спичку культовым объектом, распространившимся по всему миру. К началу ХХ века все спичечные фабрики перешли на производство именно «шведских спичек». Фосфорные спички были запрещены в соответствии с Бернской конвенцией 1906 года.
Со временем производители спичек стали использовать для извлечения прибыли не только сам производимый продукт, но и его упаковку. На коробках было достаточно пустого пространства, которое можно было эффективно использовать под разнообразную рекламу, как собственную, так и продавать рекламные площади производителям других товаров. Так постепенно спичечные коробки стали оформляться этикетками рекламного характера.
Коллекционирование спичечных аксессуаров, в первую очередь этикеток, началось практически сразу с появлением массового производства и распространения спичек в быту. В ХХ веке в странах мира стали возникать клубы и общества, объединявшие коллекционеров-филуменистов. Появились периодические издания филуменистической направленности, а также аксессуары для хранения и изучения коллекций. В СССР частное коллекционирование спичечных этикеток началось уже в 1920-30-х годах.
Первое общественное объединение советских филуменистов было организовано в 1957 году в Москве. Ныне это московский клуб филуменистов «Сувенир», выпускающий журнал «московский филуменист». В московских Люберцах работает «Музей спички». В Петербурге действуют филуменистический центр «Международный союз филуменистов», издающий специализированный журнал «Сфинкс», и клуб филуменистов «Невский факел». В сети Интернет можно найти сайты и форумы для коллекционеров-филуменистов.
Коллекционирование спичечных этикеток в СССР не оставалось без внимания государства. Большие серии можно было не выискивать в россыпях коробков, продававшихся магазинах или киосках, а купить целиком в составе специальных наборов. Существовали также подборки по 100 штук, включавшие как различные серии, так и одиночные выпуски. Причём «наборные» этикетки зачастую отличались от «оборотных» по цвету или по мелким деталям оформления.
Для советских коллекционеров, предпочитавших «цельные вещи», выпускались шикарные подарочные наборы, где спичечные коробки упаковывались в красочный короб. Ни одно значимое событие (годовщины Победы и Революции, Олимпиада-80, юбилеи художников, литераторов или городов) не обходилось без выпусков подобной сувенирной продукции. В наборах нашли отражение народные промыслы СССР, новинки техники и освоение космического пространства.
Тысячи филуменистов со всего мира объединены в The British Matchbox Label & Booklet Society (Британское общество спичечных этикеток). С 1939 года действует американское «Общество спичечных коробков Раткампа» («The Rathkamp Matchcover Society»), основанное коллекционером Генри Раткампом. RMS считается старейшей филуменистической организацией в мире, объединяющей коллекционеров не только США, но и других стран мира. Филуменистов Чехии объединяет Чешское общество филуменистов.
Коллекционированием спичечных этикеток увлекается лидер КПРФ Г.А. Зюганов. Спичечные этикетки стали первой коллекцией 12-й чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова, тогда ещё мальчишки (сейчас он, участвуя в международных выставках, входит в число известных мировых филателистов – коллекционеров почтовых марок). Сам Карпов в интервью «Российской Газете» поведал, что в те детские годы мечтой его товарищей было раздобыть полный комплект этикеток из сувенирного набора «Башни Кремля».
Большая заслуга в признании филумении как самостоятельного и серьезного направления коллекционирования принадлежит коллекционеру В.М. Богданову, одному из вдохновителей и организаторов советской филумении. Книга Богданова «Спичечные этикетки и их коллекционирование», вышедшая в 1970 году, была и остается актуальным теоретическим и практическим пособием для современных филуменистов.
Филумения – увлекательное занятие. Спичечные коробки и этикетки в не меньшей степени являются зеркалом эпохи, чем монеты и марки. Среди филуменистических артефактов встречаются настоящие раритеты, за которыми охотятся увлеченные коллекционеры со всего мира. В Советском Союзе коробок спичек стоил одну копейку. За самый маленький номинал можно было приобрести не только полезную в быту вещь, но и предмет весьма информативный, наполненный смыслом, просвещающий и воспитывающий. Несмотря на то, что сегодня спички всё реже и реже используются в нашей повседневной жизни, они не перестали быть предметом коллекционирования.