Найдите и исправьте ошибки в предложениях объясните в чем состояла ошибка
Задания с ответами» Олимпиада по русскому языку в 9 классе».Школьный этап.
Школьный этап олимпиады
по русскому языку 9 класс
Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Объясните, в чем состояла ошибка и какие изменения вы внесли.
А . Он посоветовал журналисту написать статью про то, которое бы вызвало удивление и привлекло внимание.
Б. Еще больше меня ввела в неизведанность встреча автора со старушкой.
В. Каждый тоскует о том, что он не имеет или потерял, но забывает о том, что он имеет или получил вместо утерянного.
Г. Вопреки неблагоприятной метеорологической сводки, мы решили продолжать поход.
Д. С утра было холодно и ветрено, и Серафима Петровна одела теплую кофту и завернулась в пуховый платок.
Кажется, что ей не больше шестнадцати лет.
Кажется,ей не больше шестнадцати лет.
В него вступают, и его поддерживают, он завязывается и идет, но может прерваться.
Б . Её строят и создают, ей предаются, ею можно обольщаться, тешиться и даже жить.
В . В него вступают, он обостряется и ослабевает, его избегают и улаживают, урегулируют и прекращают.
Г . Перед ней стоят или ее выдвигают, ее можно затрагивать и на нее указывать, ее решают и ставят, или она встает сама.
Д . Его можно обнаружить и проявить, заметить, направить и поддержать, чтобы не пропал, его открывают и зарывают в землю, перед ним преклоняются.
Е . Его производят, создают и вызывают, кто-то может за ним гоняться, а кто-то – его добиваться, что-то может его дать, он может быть положительный и грандиозный, шумовой и дешёвый.
4. Охарактеризуйте языковую ситуацию, описанную Пушкиным в приведенном отрывке из романа «Евгений Онегин». Объясните значение выделенного слова.
Быть может, на беду мою,
Красавиц новых поколенье.
Журналов вняв молящий глас.
К грамматике приучит нас;
Стихи ведут в употребленье;
Но я…Какое дело мне?
Я верен буду старине.
Неправильный, небрежный лепет,
Неточный выговор речей
По-прежнему сердечный трепет
Произведут в груди моей;
Раскаяться во мне нет силы,
Как прошлой юности грехи,
Как Богдановича стихи.
5. В старину заготовка осиновых чурок для изготовления ложек и прочих мелких деревянных изделий считалось простым занятием, почти что бездельем. Так и появился в русском языке фразеологизм. Вспомните, какой, что он означает. Подберите синонимичные фразеологизмы.
6. Замените подчеркнутые слова из правого столбика синонимами из левого столбика и запишите полученные словосочетания согласно правилам орфографии и грамматики.
… н…ц…атива актер, участвующий в смешных пьесах
… нц…дент внезапное столкновение взглядов
Пр…ц…дент его заслуги призрачны
К…нф…ренция международный съезд
К…нфе(с,сс)ия национальное своеобразие
К…нгре(с,сс) не стоит создавать дурного примера на будущее
К…мпр…ми(с,сс) неприятное происшествие
К…(л,лл)…рит создалось обманчивое впечатление
К…(л,лл)…рийность принадлежал к другому вероисповеданию
И(л,лл)юзия прогрессивные взгляды
… д…логия энергетическая ценность продукта
7. Сделайте «подстрочный перевод» четверостишия из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», расставьте знаки препинания, подчеркните члены предложения. О чем идет речь в этом отрывке?
Прошло сто лет и юный град
Полнощных стран краса и диво
Из тьмы лесов из топи блат
Вознесся пышно горделиво.
8. В тексте из предыдущего задания найдите слово с двумя нулевыми морфемами.
9. Какими членами предложения является глагол в неопределенной форме в следующих предложениях?
Учитесь выразительно читать вслух.
Желание говорить правду похвально.
Все стали весело смеяться.
Пойдем на реку купаться.
10. Прочтите слово тир . Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе:
Жили-были старик и старуха.
11. Коля получил задание: выделить корни в однокоренных словах в отрывке из стихотворения. Вот как он это сделал. Прав ли Коля? Сформулируй ответ в 2-3 предложениях.
Лет ят они в жаркие страны,
12. Угадайте, о каких произведениях идет речь. Назовите их авторов.
Рассказчик узнает некую историю от двух героев: от первого только предысторию, от второго – развязку отношений. Все герои – офицеры в отставке.
Сначала мы узнаем историю жизни и смерти героя, а потом слышим от него рассказ об этом.
Время в этом произведении течет то хронологически, то скачкообразно, то абсурдно, то останавливается, то течет вспять.
В черновых рукописях рассказчик обращался к своему внуку с записками, а потом к обыкновенному читателю с нравственными назиданиями и размышлениями о чудных обстоятельствах.
Это произведение пародирует два знаменитых литературных сюжета: европейский и русский.
13. Пушкинские герои часто меняют прежний образ жизни, становясь как бы «самозванцами». Кто из них станет:
14. Какие герои русской литературы видят вещие сны или «сны в руку»? Перечислите героев и их сны.
15.Напишите литературоведческую статью «Поэма».
Время выполнения работы – 3,5 часа
Б. Еще больше усилила загадочность ситуации(меня заинтриговала) встреча автора со старушкой.
В. Каждый тоскует о том, чего он не имеет, или о том, что потерял, но забывает о том, что он имеет или получил вместо утерянного.(Грамматическая ошибка. Союзные слова управляются глаголами и должны ставиться в верных падежах. Не имеет ( чего?) – глагол требует родительного падежа, потерял (что?) – требует винительного, эти глаголы не могут иметь общего дополнения.)
Г. Вопреки неблагоприятной метеорологической сводке, мы решили продолжать поход. (Грамматическая ошибка. Предлог вопреки употребляется с дательным падежом существительных.)
Д. С утра было холодно и ветрено, и Серафима Петровна на дела теплую кофту и завернулась в пуховый платок. (Речевая ошибка. Слово одеть значит покрыть одеждой кого-то, не себя. На себя вещи надевают.)
Первое предложение сложноподчинённое с придаточным изъяснительным; второе – простое. Односоставное, безличное, осложненное вводным словом. Отсутствие союза во втором предложении разрушает подчинительную связь слова кажется с остальными словами (кажется что?) и переводит его в разряд вводных.
Бить баклуши. Баклушами называли эти чурки. Синонимы: валять дурака, лодыря гонять.
Его заслуги иллюзорны
Не стоит создавать прецедента
Принадлежал к другой конфессии (вероисповеданию)
Пришли к компромиссу
| Полнощных стран краса и диво|, (приложение)
Северных стран красота и чудо.
места несогл. места несогл
Из тьмы лесов, из топких болот
Вознесся пышно, горделиво.
Вознесся пышно, горделиво.
Речь идет о Санкт-Петербурге, построенном на болотистых берегах Невы.
Вознесся. Если сравнить эту форму мужского рода с формами женского и среднего, а также с формой множественного числа (воз+нес+л+а+сь – воз+нес+л+о+сь – воз+нес+л+и+сь), обнаруживается значимое отсутствие суффикса прошедшего времени и окончания: воз+нес+ǿ+ǿ+ся.
2)Учитесь выразительно читать вслух.10 баллов
3)Желание говорить правду похвально.
Звук – это элемент произнесенного слова, а буква – элемент написанного слова. Произнесение слова тир можно представить [т’ир]. Таким образом, в предложении [т’ ] не встречается ни разу; [и] – три раза; [р] – один раз.
Данные слова не являются однокоренными. К однокоренным со значением «нестись, передвигаться по воздуху» относятся слова летят, перелетные, улетать. Слово лето обозначает «самое теплое время года, следующее за весной».
Повесть Пушкина «Выстрел»;
Поэма Лермонтова «Мцыри»;
Повесть Гоголя «Записки сумасшедшего»;
Повесть Пушкина «Капитанская дочка»;
Повесть Пушкина «барышня-крестьянка» пародирует драму Шекспира «Ромео и Джульетта» и повесть Карамзина «Бедная Лиза».
Лиза Муромцева из повести «Барышня-крестьянка»;
Алеко из романтической поэмы «Цыганы»;
Дубровский из одноименного романа;
Отрепьев из трагедии «Борис Годунов» и Пугачев из повести «Капитанская дочка».
Простаков из комедии Фонвизина «Недоросль»;
Гринев из повести Пушкина «Капитанская дочка;
Татьяна Ларина из романа Пушкина «Евгений Онегин»;
Светлана из одноименной баллады Жуковского;
Городничий из комедии Гоголя «Ревизор» и др.
Поэма (от греческого poiema – творение) – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. В поэме соединились черты двух литературных родов – лирики и эпоса. Основными чертами этого жанра является наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание к внутреннему миру лирического героя