Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки объясните что означают эти фразеологизмы

Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки объясните что означают эти фразеологизмы

Олимпиадные задания по русскому языку. 7 класс. Ответы.

Задание 1.

Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» и объясните свой выбор.

Бесценный, почвенный, мысленный, торжественный.

Количество баллов.

2 балла в случае указания обоих вариантов.

Ответ.

Возможны два варианта ответа.

Задание 2.

На основании какого признака вертолет получил свое название?

Количество баллов.

Ответ.

На основании способности лететь (взлетать) вертикально.

Задание 3.

Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что означают эти фрасзеологизмы..

Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.

Количество баллов.

Исправление ошибки – 1 балл.

Толкование фразеологизма – 1 балл.

Итого максимум – 8 баллов.

Ответ.

Делать из мухи слона – сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незначительному большое значение.

Два сапога пара – похожи друг на друга (обычно по своим качествам, свойствам, положению и т.п.); стоят друг друга, один другого не лучше.

Заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем-нибудь простом, не суметь найти выход из самого несложного затруднения.

Собаку съел – имеет большой опыт, навык, основательные знания в чем-либо.

Задание 4.

Количество баллов.

Ответ.

Одноклассники отметили, что Саша не знает о различиях между буквами – графическими знаками, которые предназначены для письменного обозначения звуков, и звуками – акустическими единицами речи.

Задание 5.

Учитель на уроке русского языка предложил ученикам объяснить значение слов. Правильно ли они это сделали? Если в толковании допущены ошибки, исправьте их.

Барышник – человек, который не работает, а ухаживает за барышнями.

Приказчик – тот, кто издает приказы.

Лапотник – медведь, у которого болят лапы.

Количество баллов.

Толкование одного слова – до 2 баллов, в зависимости от полноты и точности.

Ответ.

Приказчик – тот, кто занимается торговлей по доверенности хозяина магазина, выполняет его поручения торгового характера; служащий помещика, управлявший помещичьим хозяйством и исполнявший различные хозяйственные поручения.

Лапотник – тот, кто делает, продает лапти; тот, кто ходит в лаптях, крестьянин.

Задание 6.

Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» (с грамматической точки зрения) и объясните свой выбор.

Штаны, сени, носилки, иваси.

Количество баллов.

Ответ.

Иваси – несклоняемое существительное.

Задание 7.

Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в следующие слова: ровес..ник, сверс..ник. Какое слово произошло от слова верста? К какому словарю вы обратитесь за помощью для ответа на последний вопрос?

Количество баллов.

Ответ.

Этимологический словарь. (1)

Задание 8.

В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, — а люди вниз головой! Как их там зовут. Антипатии, кажется?» Что имела в виду Алиса, употребляя слово антипатии? Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли? Как называется словарь, который помог бы ей их назвать?

Количество баллов.

Свой вариант наименования – 1 балл.

Название словаря – 1 балл.

Итого максимум 3 балла.

Ответ.

Судя по употребленному слову антипатии с греческой приставкой анти (anti), обозначающей противоположность или враждебность чему-либо, Алиса могла иметь в виду, например, антилюдей, антиангличан.

Словарь антонимов фиксирует группировки слов с противоположным значением.

Задание 9.

Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? А Древней Руси?

Количество баллов.

Один ответ – 1 балл.

Итого максимум 2 балла.

Ответ.

В Древней Греции – от альфы до омеги. В Древней Руси – от аза до ижицы.

Задание 10.

Каким термином называют не только один из разделов лингвистики, но и раздел биологии, изучающий формы животного и растительного мира? Что изучает это раздел лингвистики?

Количество баллов.

Ответ.

Морфология (от греч. morhh? – форма и logos – слово, учение) изучает системы словоформ и механизмы их построения.

Задание 11.

Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный и морфологический разбор всех слов. Расставьте необходимые знаки препинания.

Кусодка нырво подзикала мызянаясь отпакать мылюту.

Количество баллов.

Итого максимум 19,5 балла.

Ответ.

подлеж. обст. сказуем. о б с т о я т е л ь с т в о

Кусодка нырво подзикала, мызянаясь отпакать мылюту.

мызян- а – я – сь – деепричастие несовершенного вида.(1+2=3)

мылют – (у) – существительное женского рода в форме единственного числа, винительного падежа. (2+1=3).

Задание 12.

В приведенном ниже рассказе от лица знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Как можно точнее перескажите его содержание в одном предложении от третьего лица.

Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пле(н,нн)ыми отправ…ли обратно в П…тербург. Но я решил уехать из Росси… и пок…тил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце пр…студилось отмороз…ло щеки и у него …делался насм…рк. А когда солнце пр…стуже(н,нн)о от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить как сильно я пр…дрог в своей к…рете.

Ответ.

Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пленными отправили обратно в Петербург. Но я решил уехать из России и покатил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце простудилось, отморозило щеки, и у него сделался насморк. А когда солнце простужено, от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить, как сильно я продрог в своей карете.

Возможный вариант пересказа. Вскоре после того как турки, отпустив Мюнхгаузена на свободу, вместе с другими пленными отправили его в Петербург, очень холодной зимой, когда даже солнце простужено, у него отморожены щеки и вместо тепла от него идет холод, барон в своей карете, совершенно продрогший, покатил на родину.

Количество баллов.

Орфограмма – 0,1 балл. Всего 1,2 балла.

Пунктограмма – 0,1 балл. Всего 0,4 балла.

Пересказ – до 10 баллов в зависимости от полноты. Снимается по 0,1 балла за каждую орфографическую, пунктуационную и грамматическую ошибку.

Источник

Задания муниципального этапа Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку

Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки объясните что означают эти фразеологизмы. Смотреть фото Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки объясните что означают эти фразеологизмы. Смотреть картинку Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки объясните что означают эти фразеологизмы. Картинка про Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки объясните что означают эти фразеологизмы. Фото Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки объясните что означают эти фразеологизмы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

Задания муниципального этапа

Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку

учитель русского языка и литературы

Максимальный балл за работу-50 баллов

Расставьте ударение в словах: облегчить, форзац, танцовщица, кремень, тигровый, сливовый, балует, завидно, пуловер, в туфлях.

Какие значения, не зафиксированные толковыми словарями, имеют в современной речи слова: зелёные, кинуть, мышка, стучать, тормозить, париться, забить.

Сформулировать словарное определение этих значений.

Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что означают эти фразеологизмы.

Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.

Почему в словах вратарь, звонарь, пахарь суффикс – АРЬ выделяется, а в слове секретарь нет?

В приведенном ниже рассказе от лица знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Как можно точнее перескажите его содержание в одном предложении от третьего лица.

Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пле(н, нн)ыми отправ…ли обратно в П…тербург. Но я решил уехать из Росси… и пок…тил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце пр…студилось отмороз…ло щеки и у него …делался насм…рк. А когда солнце пр…стуже(н, нн)о от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить как сильно я пр…дрог в своей к…рете.

Составьте предложения со словом язык так, чтобы оно выступало в роли разных членов предложения (форму слова можно изменять).

Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский называл слова определенной категории «словами-хамелеонами». Что это за слова? Почему ученый их так назвал? Приведите 2-3 примера таких слов.

Лебедь нас к тебе послала

И наказом наказала

Славный город твой хранить

И дозором обходить

1)Какое слово в «Сказке о царе Салтане» имеет иные грамматические признаки, чем в современном русском языке? Почему?

2)Подберите однокоренные слова к выделенному слову. Выделите в них корень.

ОблегчИть, фОрзац, танцОвщица, кремЕнь, тигрОвый, слИвовый, балует, завидно, полувер, в тУфлях

По 0, 5 балла за верный вариант

Делать из мухи слона – сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незначительному большое значение.

Два сапога пара – похожи друг на друга (обычно по своим качествам, свойствам, положению и т. п.); стоят друг друга, один другого не лучше.

Заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем-нибудь простом, не суметь найти выход из самого несложного затруднения.

Собаку съел – имеет большой опыт, навык, основательные знания в чем-либо.

(Исправление ошибки – 1 балл; толкование фразеологизма – 1 балл;

Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пленными отправили обратно в Петербург. Но я решил уехать из России и покатил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце простудилось, отморозило щеки, и у него сделался насморк. А когда солнце простужено, от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить, как сильно я продрог в своей карете.

Возможный вариант пересказа.

Вскоре после того как турки, отпустив Мюнхгаузена на свободу, вместе с другими пленными отправили его в Петербург, очень холодной зимой, когда даже солнце простужено, у него отморожены щеки и вместо тепла от него идет холод, барон в своей карете, совершенно продрогший, покатил на родину.

(5 баллов при отсутствии ошибок, за пересказ – 5 баллов; всего 10 баллов)

Язык – орган вкуса. (Подлежащее)

Положите таблетку под язык. (Обстоятельство)

Он владеет русским языком. (Дополнение)

Русский – мой родной язык. (Сказуемое)

Кушанья из языка вкусны и полезны. (Несогласованное определение)

комментарий – до 2 баллов ; по 1 баллу за пример ;

1) Слово Лебедь в сказке Пушкина употреблено как существительное женского рода, потому что Лебедь – заколдованная царевна.

2. В современном русском языке оно относится к существительным мужского рода.

(Определение слова – 1 балл; комментарий – 1 балл;

ответ на вопрос — 1 балл;

подбор одного однокоренного слова – 1 балл;выделение корня в слове – 1 балл; всего 5 баллов)

Список использованной литературы

1., Воронина язык. Подготовка к экзаменам и олимпиадам: задания и ответы.-М.:Дрофа,2005.

2. Орг по русскому языку. –М.:Просвещение,2004.

3., Подгаецкая и занимательно о русском языке. – М.: Просвещение, 2006.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *