Назови меня своим именем что это означает
«Назови меня своим именем»: Рецензия Киноафиши
В 1983 году, где-то в Италии, на окружённой фруктовым садом вилле, родилась одна из самых нежных и красивых историй любви. Элио (Тимоти Шаламе) – семнадцатилетний парень из образованной семьи, где говорят на итальянском, французском и английском языках. Оливер (Арми Хаммер) – молодой и мужественный ассистент из Америки, который приезжает в дом профессора, отца Элио, чтобы провести там лето. Он красив и уверен в себе, возможно, слегка надменен со своим «увидимся» в конце каждого разговора. И он тут же вызывает у юноши запутанные и сильные чувства, которые поначалу он выразить не в силах…
Кадр из фильма «Зови меня своим именем»
Прогремевшую на фестивалях ленту «Зови меня своим именем» снял режиссёр прошлогоднего «Большого всплеска» Лука Гуаданьино. Не самая лестная критика обрушилась на его предыдущий фильм, который вопреки фантастическим актёрам (всё такой же неземной Тильде Суинтон и пляшущему Рэйфу Файнсу), а также роскошным пейзажам, не мог похвастаться сильным сценарием. Но в этот раз ему удалось собрать воедино все компоненты успешного кино, не исключая цепляющий сюжет. И тут даже излюбленная режиссёром Тильда Суинтон оказалась не обязательной.
Кадр из фильма «Зови меня своим именем»
Гуданьино удалось создать настоящий рай на экране: с соответствующими пейзажами, расслабленностью его обитателей, проводящих досуг, занимаясь исключительно приятными вещами вроде солнечных ванн, ежеминутных купаний, поеданий сочных персиков и катания на велосипеде по живописным улочкам Италии. Героев, определённо, ждёт взаимная любовь, боль разлуки превратится в ностальгическую улыбку, родители тебя примут, а использованная с целью получения опыта подружка без тени обиды простит. Экранную идиллию не сможет разрушить ничто. Она тут же прорывается прямо под кожу, райская атмосфера ослепляет и остаётся внутри таким же тёплым и нежным воспоминанием, каким по сути является сама картина.
Кадр из фильма «Зови меня своим именем»
«Зови меня своим именем» – это фильм-пробуждение. Главный герой впервые испытывает влечение, в нём в первый раз пробуждается сексуальность и расцветает желание. Эротика заполняет всё пространство. Но это не та эротика, о которой вы думаете, услышав это слово. Она заключена в неловких прикосновениях, долгих взглядах, затянувшемся молчании, в крепких, но при этом чувственных объятиях и в случайно оброненных фразах. Короткие сцены сменяют одна другую, превращаясь в мимолётные мгновения, которые остаются внутри на всю жизнь. И вместе с главным героем пробуждается и зритель, которому даётся самый красивый способ вытащить из памяти собственные воспоминания о некогда впервые возникшем чувстве. Гуаданьино специально оставляет множество недосказанности, давая возможность насладиться моментом на чувственном, отчасти экстрасенсорном уровне и погрузиться во внутренний мир своего героя.
Кадр из фильма «Зови меня своим именем»
Самое потрясающее, чего удалось достичь режиссёру, это то, что он решил не ставить в сердце истории конфликт о принятии героем и окружающими его ориентации. Вместо этого он саму историю превратил в настоящее человеческое сердце, охваченное страстью и волнением. Здесь не важен пол героев и не имеют значения их сексуальные предпочтения, это универсальный сюжет, который мог случиться с каждым. Гуаданьино придаёт этой истории очень тонкие очертания, вырисовывает настоящее чувство, неважно между кем произошедшее. Лишь только в конце он говорит на тему принятия и следования зову сердца, вложив в уста отца Элио (Майкл Стулбарг) самые мудрые слова, которые необходимо услышать от родителя каждому ребёнку. И в завершение история наделяется ещё одним смыслом – о великом значении передачи опыта поколений.
Кадр из фильма «Зови меня своим именем»
Практически вторым сценарием картины становится музыка, которая удачно подчёркивает внутреннее состояние героев. В одной сцене Элио играет Баха в нескольких интерпретациях, при помощи музыки объясняясь с Оливером, в другой звучат мелодии композитора Суфьяна Стивенсона. Именно его композиция играет в финальной сцене у камина, где молодому актёру Тимоти Шаламе удаётся достичь настоящего волшебства в актёрской игре. Конечно, и Арми Хаммер открыл новые грани своего таланта, однако Шаламе продемонстрировал нечто невероятное. Практически весь фильм камера следует за ним, и именно от лица Элио мы наблюдаем за практически непроницаемым Оливером, как и он гадая, что же тот испытывает.
Кадр из фильма «Зови меня своим именем»
В итоге перед нами открывается совсем не стандартная гей-драма, а кусочек настоящего рая, который способен послужить удовольствием всем тем, кто ещё помнит свою первую любовь. До российского проката фильм вряд ли доберётся по вполне понятным причинам, но его всё ещё есть шанс увидеть в рамках фестивалей.
Кадр из фильма «Зови меня своим именем»
Расписание и покупка билетов на фильм «Зови меня своим именем»
Call me by your name
Режиссер: Лука Гуаданьино
Италия, Франция, Бразилия, США, 2017 год
Лето 1983 года. Северная Италия. Семья профессора греко-римской культуры Перлмана (Майкл Сталберг) живет на итальянской вилле, переполненной книгами, классической музыкой, гостями и интересными разговорами за ужином. Каждый год в гости к профессору, его жене и сыну Элио (Тимоти Шаламе) приезжает очередной студент-аспирант, который на протяжении шести недель будет занимать комнату Элио, писать диссертацию и помогать Перлману с его научной работой. Этим летом к Перлманам приезжает божественного вида американец Оливер (Арми Хаммер), каждое движение которого будет говорить о том, как уверенно и комфортно он чувствует себя в любой ситуации и в собственном теле.
17-летний Элио сначала с удовольствием будет раздражаться на самоуверенного гостя, пока не поймет, что за иронией и неприязнью он пытается даже от самого себя скрыть интерес к Оливеру, который очень быстро перерастет в незнакомые подростку влечение и страсть. Когда Элио полунамеками, наконец, решится сказать Оливеру «хочу тебя так, что жить не могу», выяснится, что за уверенным американским фасадом скрывается человек, сам на протяжении нескольких недель пытавшийся разобраться в своих чувствах. А дальше будет пусть и не вечный, но абсолютный рай с итальянским солнцем, абрикосовым соком и спутанными ногами двух античных статуй – Оливера и Элио, Элио и Оливера.
Фильмы об однополых отношениях зачастую посвящены не только чувствам между двумя героями, но и препятствиям, которые эти отношения либо укрепляют, либо, наоборот, разрушают на корню. Учитывая то, что в мире до сих пор полно мест, где гомосексуализм – преступление, и даже в либеральных странах немало найдется людей, которые не могут смириться с легализацией однополых браков, такие фильмы, конечно же, нужны. Но режиссер Лука Гуаданьино, сам не скрывающий своей гомосексуальности, снимает фильм не столько о гомосексуальных отношениях, но о любви, страсти, сексуальном влечении и желании как об универсальных чувствах, которые могут обрушиться всем своим ошеломляющим весом хоть на двух мужчин, хоть на мужчину и женщину, хоть на женщину и женщину, – и переживать эти чувства они будут совершенно одинаково, вне зависимости от пола их партнеров.
Говорить такие вещи куда проще, чем делать кино без злодея, который будет вставлять палки в колеса главным героям и добавит необходимого для картины драматизма. В одном из интервью Гуаданьино даже рассказывал, как к нему подходили спонсоры картины и уточняли: «Кто же у тебя будет агрессором?» или «А не могли бы вы из матери сделать главного злодея?» Режиссер лишь разводил руками и говорил, что его фильм не об этом.
Благодаря стараниям самого Гуаданьино и сценариста Джеймса Айвори, который изначально и должен был снимать «Зови меня своим именем», картина превращается в детальное повествование о том, как случайный взгляд превращается в чуть менее случайное прикосновение и совсем уже неслучайные слова, чувства и действия. 21-летнему Тимоти Шаламе, ожившей древнегреческой статуе, можно уже сейчас вручать номинацию на “Оскар” за то, как он не играет даже, а переживает первое большое чувство и впервые понимает, как можно узнавать себя через другого человека, постепенно превращаясь в него. Отсюда и фраза Оливера «Назови меня своим именем, и я назову тебя своим»: в момент наивысшей близости, которая наступает не всегда и не со всеми, когда спутываются не только ноги и руки, но даже имена и жизни, границ между двумя людьми совсем не остается. И Арми Хаммер, который сначала хотел отказаться от роли Оливера из-за ее невероятной уязвимости, играет лучшую роль в своей карьере, показывая, как самоуверенный Оливер сбрасывает свои божественные доспехи и превращается в легко ранимого, чувствительного и совершенно счастливого Оливера-Элио.
Несмотря на то, что в «Зови меня своим именем» нет злодеев, родители Элио показывают мастер-класс по принятию и поддержке своего ребенка таким, какой он есть, и вся жаркая итальянская природа, кажется, живет в унисон с чувством Оливера и Элио, отношения эти заканчиваются по причинам, которым сложно что-то противопоставить: их разделяют расстояние и время. Впрочем, те, кто читал книгу, на которой основан этот фильм, знают, что отношения остаются в памяти и в сердце отнюдь не из-за их продолжительности, и даже шесть летних недель могут превратиться в вечную параллельную жизнь. И когда после просмотра «Зови меня своим именем» вам захочется вернуться в летний рай 1983 года, знайте, что во всех книжных магазинах есть одноименный роман Андре Асимана, а Арми Хаммер уже записал его аудиоверсию.
Рецензия на фильм «Назови меня своим именем» |«Call Me by Your Name»
Начало 80-х годов, крохотный городок Б. На границе Италии и Франции, залитый солнечным светов и зеленью. Американский еврей профессор Перлман, долгие годы живущий на два дома между Штатами и Европой, его красавица и умница супруга, француженка, и их единственный сын Элио коротают свои летние дни в итальянском поместье. Семейство безупречно: нет ни финансовых проблем (они богаты, принадлежащий им дом красив, семью обслуживает небольшой штат прислуги, с которой все на короткой ноге), ни классовых или социальных противоречий — Перлманы успешны, все как на подбор, умны, и совершенно лишены снобизма. Они придерживаются традиций — но не кондовых, придуманных за сотни лет до них обычаев еврейства, американизма или итало-французской католической культуры — нет, свои традиции они создают сами. Например, каждый год семья принимает в своей летней резиденции на полтора месяца очередного аспиранта, который помогает профессору с бумагами, взамен получая гостеприимство уютного дома, кусок беззаботного лета и советы записного умницы старшего Перлмана по своей научной работе.
Подросток Элио каждый год на шесть недель уступает свою спальню очередному гостю, перебираясь в комнатушку давно усопшего деда, общается с многочисленными гостями и постояльцами (это очень открытый дом, где каждый день ждут гостей, не имея представления, кто — это может быть — к столу могут пригласить и случайных туристов, забредших на территорию поместья), преодолевая свою интровертность; расшифровывает классическую музыку, обсуждает с родителями литературу XVI века, занимается плаваньем, совершает пробежки по променаду и увлеченно читает книги, много книг. Элио очень умён, не по годам, но летом 1983 года ему семнадцать, и вчерашний книжный мальчик понимает, что в жизни есть вещи, более важные, чем пьеса Баха и рассуждения Монтеня. Знакомая с детства соседка Марсия вдруг начинает смотреть на него совсем иным взором, а очередной летний гость, выходя из такси, роняет безразлично- резкое: «Пока!» вместо привычно-вежливого «До свидания!». Ещё он, этот новый житель спальни Элио, Оливер, оказывается 24-летним рослым и атлетичным американцем, уверенным в себе, интеллектуально адекватным (у Перлманов высокие стандарты, эта семья даже дома легко изъясняется на трёх-четырёх языках и цитирует классиков в оригинале), в чем-то варварски простым, а в чём-то загадочным, как улыбка Моны Лизы. Юный Перлман заинтригован.
Что будет дальше, можно описать в двух или в двухстах абзацах. Спойлеров можно не бояться, поскольку даже я, читавший книгу несколько раз за одиннадцать месяцев, смотрел фильм, затаив дыхание, — историю любви проспойлерить сложно. Кинокартина «Call Me by Your Name» работает на десятках уровней, — как адаптация гениальной книги, как самостоятельное кинопроизведение, как мелодрама про первую любовь и как драма о разлуке, как арт-фильм и как эталонная картина о чувствах, как свидетельство того, каким может быть идеальный мир, и как самое эротичное произведение искусства 2017 года, которое при этом оказалось практически пуританским. Тут есть много всего: и рассказ о том, как интеллект служит лучшей прививкой от предубеждений, и повесть взросления, и столь необходимый портрет того, какими должны быть настоящие родители. А ещё — про любовь, любовь и ещё раз любовь. И про пробуждение чувств, и про смятение, охватывающее тебя при этом (хоть тебе семнадцать, хоть двадцать четыре), и про желание, и про страсть. И здесь удивительный антагонист — никто-то, и даже не что-то (типа социальных норм, закоснелых традиций или вездесущего общественного мнения), — враг тут само время. И — это так удивительно и освежающе. И так, верно. Время уносит все — и юность, и остроту момента, и самоотверженность. Мы все становимся старше, мы все теряем свой блеск (и мы сами, и то, что с нами происходило) с течением времени, и мы все безоружны перед ходом часов. Каждая секунда уносит нас от знакомого счастья к совершенно неведомому будущему. Последним прибежищем останется память. И даже она подводит. Со временем.
Как произведение киноискусства, «Call Me by Your Name» — почти безупречный шедевр. Книга гениальна сама по себе, но фильм стоит особняком — отдавая первоисточнику должное, картина гордо возвышается самостоятельным достижением.
И, наконец, актёрская игра, точная, как клавиши пианино, так любимого Элио, — ни одной фальшивой ноты. Режиссура, операторская работа, монтаж, адаптированный сценарий, арт-дирекция, актер, актер второго плана, — все здесь прекрасно и очень умно. Очень, очень умно — как сами Перлманы и их гость Оливер. Ничего лишнего. Сдержанно там, где надо, изобильно там, где это требуется. Саундтрек прекрасен — и, кроме безусловной классики, здесь три гениальных трека Суфьяна Стивенса, звучащее идеально в каждой сцене, где они заняты. Эта совершенно настроенческая картина практически без сюжета (мальчик встречает мальчика, они влюбляются, они расстаются — вот весь сюжет и это не спойлеры). Однако снята с такой любовью к людям, чувствам, ностальгии, красивых видам природы, и самой любви, если угодно, — да еще и филигранно сыгранная не самым очевидным, но мощнейшим актерским составом, — что потенциальный ливень наград вполне оправдан. Все, что делают актеры в кадре, то, как они живут в этой роли — это чистой воды чудо.
Рецензия на «Назови меня своим именем» Андре Асимана
«Имена вещей, будучи словами древнего языка,
открывают истинную природу этих вещей,
а не описывают их внешние проявления, заметные каждому»
(с) К. Паолини, «Эрагон»
«Это словно возвращаться домой, словно возвращаться домой после долгих лет среди троянцев и лестригонов, словно возвращаться домой, где все люди вокруг такие же, как ты, где люди знают, они просто знают, что такое возвращаться домой, как будто все встает на свои места, и ты внезапно осознаешь, что за прошлые семнадцать лет все, что ты делал, – это возился с ошибочными комбинациями»
(с) А. Асиман, «Зови меня своим именем»
Копирую пост с моей страницы. (Предыдущий раз случайно удалила)
Назови меня своим именем.
С оглядкой на это название книги уже не кажется таким и странным. История двух людей, воспаривших над зоной комфорта, отдав свою скорлупу, сковывающую движения, другому человеку и тем самым слившись воедино становится той самой квинтэссенцией «чистой» любви, которую воспевал греческий философ.
Остается только поблагодарить Андре Асимана (или Акимана, но я чисто ради созвучия с одним книжным элементом предпочту и дальше использовать первый вариант) за то, что он позволил мне прочувствовать ту гамму фа диез, которой трепетала моя душа на протяжении тех часов, что я сидела с его книгой.
Андре Асиман «Назови меня своим именем»
Роман Андре Асимана «Назови меня своим именем» стал важным литературным событием середины 2000-х, но на русском языке появился только в 2019 году после выхода экранизации, имевшей большой успех и отмеченной «Оскаром». Эта печальная история любви 17-летнего юноши и молодого человека 24 лет на фоне итальянского лета в 1980-х выходит далеко за рамки жанровой литературы и поднимает затрагивает болезненные темы отчужденности (в силу сексуальных предпочтений, этнической принадлежности или других причин), одиночества, утраты.
Андре Асиман
Американский прозаик, литературовед, профессор Нью-Йоркского университета и исследователь творчества Марселя Пруста — Андре Асиман не раз в жизни чувствовал себя изгоем. Он выходец из иудейской семьи, проживавшей в Александрии (Египет) с 1905 года, но вынужденной покинуть страну во время антисемитской истерии и погромов середины 1960-х годов. Андре был тогда подростком, но вполне осознавал причины скоропалительного переезда в Рим, а после него в Нью-Йорк.
Там Андре Асиман получил научную степень в области литературоведения, защитив диссертацию, посвященную творчеству Марселя Пруста. Помимо него писатель отмечает, что большое влияние на него оказали Достоевский, Тургенев и Лоуренс Даррелл. Первая книга Асимана вышла в 1995 году — «Из Египта» — относится скорее к мемуарам, чем к художественной литературе и описывает репрессии против евреев и депортацию 1950-60-х годов. В каком-то смысле «Назови меня своим именем» продолжает тему заданную мемуарами.
В недавних интервью Асиман говорил, что выбор однополой пары для сюжета не был преднамеренным решением — писатель не задумывался о том, насколько такая тема может быть табуирована в некоторых обществах. Из этого и происходит, по мнению критиков, неповторимое очарование романа: естественная убежденность автора в том, что любовь не разграничивается на «правильную» и «запретную» помогла создать непринужденную историю, в которой совершенно не важен пол героев.
Асиман написал продолжение романа — «Найди меня» с теми же персонажами, но уже много лет спустя — оно вышло в США через 10 лет после первой книги, а на русском оба тома стали доступны почти одновременно.
«Назови меня своим именем» сюжет
Италия, 1980-е годы. Повествование ведется от лица повзрослевшего Элио — в то лето ему было 17, и внезапная любовь изменила его на всю жизнь. У обоих главных героев еврейские корни, что при первом знакомстве заставляет их выделить друг друга. Отец Элио исследователь-антрополог, каждое лето он приглашает на свою виллу молодых ученых: погостить, обменяться идеями, поработать над диссертацией в расслабленной обстановке итальянского лета.
Читайте «Назови меня своим именем» онлайн — в тот год на виллу отца Элио приехал 24-летний американец Оливер. Он производит впечатление беззаботного и несколько отстраненного человека, и поначалу кажется Элио практически инопланетянином. Он вызывается показать гостю окрестности в надежде завоевать расположение этого загадочного молодого ученого. Элио очень не уверен в себе и пребывает в постоянном нервном напряжении — незадолго до того он осознал свою бисексуальность, но еще не примирился с этим новым обстоятельством своей жизни и боится осуждения окружающих. Шаг за шагом они влюбляются и погружаются в бурный короткий роман. За этим следует неизбежная разлука. Но они остаются где-то на периферии жизни друг друга, периодически встречаясь раз в несколько лет.