Назовите что является начальным этапом управления профессиональными рисками
Оценка профессиональных рисков: новые правила в 2021 году
Специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда
Начало 2021 года было шоком для каждого специалиста по охране труда. В силу вступили 40 новых правил по охране труда, которые заменили собой более сотен действовавших ранее нормативных актов. При этом уменьшение правил ОТ не смягчило требований к работнику и работодателю. Практически в каждых правилах прописана обязательность применения дополнительных мер безопасности в соответствии с результатами оценки профессиональных рисков.
Скачайте образцы:
Оценка профессиональных рисков в 2021 году: что изменилось в нормативной базе
Мы являемся свидетелями сдвига парадигмы в сторону риск-ориентированного подхода в охране труда. 95% новых правил содержат указание на необходимость не только проведения оценки профессиональных рисков, но и требования по применению их результатов.
Оценка профессиональных рисков в 2021 году перешла из области теории в практическое действие. Теперь при выполнении требований новых правил по охране труда, работодатель не только должен провести оценку профессиональных рисков (это даже не обсуждается), а принять конкретные действия по применению ее результатов.
Таблица. Требования к оценке профрисков в правилах по охране труда в 2021 году
Подробнее об изменениях законодательной базы по охране труда прочитайте в нашей статье: Новые правила по охране труда на 2021 год: обзор НПА
Еще до начала выполнения работ с повышенной опасностью необходимо учесть результаты оценки рисков. Поэтому результаты оценки рисков обязательно оформите в виде карты оценки рисков и доведите не только для работников, но и для разработчиков планов производства работ (ППР) и выдающих наряд.
Пример
Монтажнику выдают одежду согласно типовым нормам. Но в правилах по охране труда при работе на высоте указано, что работодатель в зависимости от результатов оценки рисков должен принять меры по минимизации рисков. В компании необходимо разработать карту оценки рисков и передать ее в техническую службу работодателя для принятия дополнительных мер.
Образец карты проведения оценки профессиональных рисков
Если работников в подразделении много, сделайте сводную карту по всем рабочим местам. В карте оценки рисков нужно указать меры по снижению воздействия опасностей. В зависимости от того, какие меры перечислены в карте оценки рисков, нужно разрабатывать улучшенные нормы выдачи спецодежды, приобретение дополнительных средств индивидуальной или коллективной защиты.
Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:
Если по результатам СОУТ на рабочих местах установили наличие вредных (опасных) условий, работодатель обязан провести мероприятия, чтобы улучшить условия труда работников, снизить уровень профессионального риска и воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. В случае, если сделать это невозможно из-за характера или условий деятельности предприятия, то проводить работы без обеспечения работников соответствующими средствами коллективной и индивидуальной защиты запрещается.
Работы, связанные с риском для жизни и здоровья работников, можно поручать только наиболее квалифицированным, опытным работникам, прошедшим специальную профессиональную подготовку. В статье 196 ТК РФ указано, что работодатель сам определяет, кому из сотрудников нужно повышать квалификацию. Поэтому сам работодатель принимает решение в пользу подготовки работников на наиболее опасные рабочие места.
Оценка уровней профессиональных рисков силами работодателя
Требования к проведению оценки профессиональных рисков установлены статьей 212 ТК РФ. Работников и кандидатов необходимо ознакомить с рисками по их должности. Если риски являются неприемлемыми с точки зрения соискателей, они вправе найти другое, более безопасное место работы.
Работодатель обязан провести оценку рисков на предприятии:
Многие специалисты по охране труда могут спросить, зачем же проводить оценку рисков, если уже проведена спецоценка. Всё очень просто. Во время спецоценки идентифицируют факторы, но не проводят оценку вероятности того, что фактор может привести к травме, острому или хроническому заболеванию, или к гибели. Если при приеме на работу человек узнает, что его рабочее место имеет высокую степень риска, у него есть выбор — принять этот риск, или искать другое место работы.
Одна из важнейших задач работодателя на этапе перехода к новой законодательной базе по охране труда — просмотреть и применить результаты уже проведенной оценки рисков. Для новых организаций и ИП-работодателей нужно срочно организовать оценку профрисков.
В соответствии с абзацами 7, 21-23 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации и в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 года новых правил по охране труда, специалисты по ОТ должны:
Методы оценки профессиональных рисков
Для оценки профессиональных рисков применяют любую методику, указанную в ГОСТ, в международных стандартах, а также авторские методики российских и зарубежных специалистов по техносферным рискам.
Пример методик, которые может применять компания для оценки профрисков:
➤ Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011
Официально он действовал до 1 марта 2020 года и описывал 31 метод для идентификации и оценки профрисков. Отмена этого документа не является основанием для того, чтобы не применять действующие методики, указанные в нем, а также не является основанием почерпнуть из этого документа полезные рекомендации.
Совет эксперта: ГОСТ является документом для добровольного применения. Указывать отмененный ГОСТ в разделе «Порядок оценки рисков» Положения о СУОТ будет некорректным, поэтому просмотрите методики в нем, которые актуальны для вашей организации и являются действующими.
➤ ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».
Этот госстандарт определяет порядок оценки рисков вне зависимости от выбранной методики. Методик проведения оценки рисков много, но принцип оценки один и тот же: на входе — объективная информация о фактических условиях труда, а на выходе — план экстренных действий по исключению рисков (отказа от опасных работ) или по минимизации (компенсирующие меры). Этот ГОСТ также является добровольным документов, пока его не закрепят в локальном нормативном акте.
Совет эксперта: рекомендуем передать разработку раздела о проведении оценки рисков в организацию, которая будет проводить у вас оценку рисков. Если будете проводить оценку рисков сами, руководствуйтесь этим ГОСТ и выбирайте методику, которая решит ваши задачи.
Главные условия, которые обязан соблюдать работодатель при оценке уровней профессиональных рисков:
Как оценить уровни профессиональных рисков на предприятии: пошаговый алгоритм
1 этап. Идентификация рисков
Источниками информации для выявления опасностей служат:
Кроме анкет, источниками информации для идентификации рисков могут быть данные статистической информации по травматизму и профзаболеваемости, данные производственного контроля, анализ должностных инструкций и стандартных операционных процедур (проекты производства работ, технологические карты и технические регламенты).
Рекомендация эксперта: все работники организации заполняют анкеты, в которых отмечают частоту и вероятность того, что опасность возникает редко, часто, или постоянно. На основе анализа источников информации нужно сформировать реестр идентифицированных опасностей, подлежащий регулярной и своевременной актуализации.
2 этап. Определение вероятности и частоты наступления ущерба
На втором этапе Реестр обрабатывают чтобы выяснить, какой ущерб может быть причинен, если опасность произойдет. Для этого экспертная группа, состоящая из членов комиссии по проведению рисков может самостоятельно или с привлечением внешнего эксперта установить напротив каждой опасности степень тяжести полученного повреждения здоровью.
Для правильной оценки рисков нужно установить качественные значения вероятностей наступления ущербов: низкая, средняя и высокая. При этом вероятность исхода, не связанного с наступлением ущерба, оценивают как среднюю.
Низкая — в должностных инструкциях отсутствует необходимость проведения операций, манипуляций, при которых характерна конкретная опасность. Поэтому опасность не должна возникнуть вообще.
Например, в реестре опасностей указана опасность укуса животного. При этом на рабочем месте и в рабочем пространстве (в том числе территории) данными с пульта видеонаблюдения не зафиксировано ни одного случая появления животного.
Средняя — наступление риска возможно при грубом нарушении работником требований охраны труда, стандартных операционных процедур, технологических карт и регламентов, или выполнение трудовых обязанностей, не включенных в должностную инструкцию, по которым работник не обучен, не имеет необходимую квалификацию и допуск.
Высокая — наступление риска возникновения опасности характерно для указанной должности и обусловлено технологией выполнения работ.
Например, во время СОУТ установили, что на работника воздействует такой фактор, как шум, и определили на рабочем месте вредные условия труда подкласса 3.1. А в ходе оценки профрисков установили, какова вероятность того, что работник потеряет слух.
3 этап. Оценка расчет рисков
На третьем этапе оценки рисков полученные данные по вероятности наступления угрозы и тяжести ее последствий рассчитывают для того, чтобы установить уровень риска по каждой опасности, а также интегрированный риск. Затем производят ранжирование — от опасности с высоким риском к низкому риску.
Для определения степени риска необходимо провести расчет. Для этого последовательно выполняют следующие операции:
Путем сложения рисков для каждой идентифицированной опасности на рабочем месте определяют общий риск.
4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению уровня риска и контроля его исполнения
На этом этапе заканчивается процесс непосредственно оценки, и наступает завершающий этап — этап принятия решения о снижении риска или отказа от него (исключение из технологической цепочки) и замену на приемлемый уровень риска. Это этап разработки плана мероприятий по снижению рисков.
По завершению работ по оценке профессиональных рисков, разрабатывают, утверждают и доводят до работников следующие локальные нормативные акты:
Все выявленные (идентифицированные) опасности должны быть учтены при проведении инструктажей на рабочем месте и стажировке.
Все средства индивидуальной защиты нужно выдавать, а средства коллективной защиты устанавливать с учетом выявленных опасностей.
5 этап. Управление оцененными рисками
Поскольку оценка рисков не является самоцелью, основным этапом является именно управление оцененными рисками. Принятие мер по снижению уровней профессиональных рисков или их исключению — вот такая задача стоит перед работодателем.
После вступления в силу приказа о применении результатов оценки профессиональных рисков, комиссия проводит работу по информированию работников о риске повреждения здоровья. Для этого нужно внести изменения в программу инструктажа на рабочем месте, программу вводного инструктажа, а также разместить материалы оценки профессиональных рисков в разделе «Охрана труда» — «Оценка профессиональных рисков на рабочих местах» на официальном сайте.
Какое наказание грозит, если не провести оценку профрисков
Статус оценки рисков существенно повысился после того, как процедуру указали в правилах по охране труда, являющихся нормативным правовым актом, прошедшим регистрацию в Минюсте России. Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП трактует непроведение и неприменение результатов оценки рисков как нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в иных НПА Российской Федерации.
Штраф для компании составит до 80000 рублей, а для ИП или должностного лица организации — до 5000 рублей.
Проведение оценки профессиональных рисков у специалистов
Не каждый даже самый опытный специалист по охране труда способен лично провести оценку рисков. Да, он может организовать работу, но для проведения оценки нужна командная работа. Особенно это касается производственных предприятий и крупного бизнеса. Советуем к такой сложной задаче, как оценка профрисков, привлекать внешних экспертов или направлять членов своей внутренней комиссии на обучение. Грамотно провести оценку профрисков в вашей компании вы можете здесь >>>
Помните, что у сторонней организации по проведению оценки рисков есть очевидное преимущество — свежий, независимый взгляд на проблемы предприятия. Профессионалы из специализированной организации по охране труда «заточены» на оценку, владеют различными методиками, постоянно повышают квалификацию, участвуют в круглых столах, в конференциях.
Чтобы избежать претензий инспектора ГИТ, доверьте проведение рисков опытным профессионалам. Прочитайте нашу статью Оценка профессиональных рисков: какую компанию привлечь.
Управление профессиональными рисками и обеспечение безопасных условий труда
Понятия «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками»
Понятия «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками» закреплены в статье 209 Трудового кодекса РФ:
Законодателем данные понятия внесены в трудовое законодательство в связи с реформированием системы управления охраной труда, т.е. переходом от реагирования на страховые случаи постфактум к управлению рисками повреждения здоровья работников. Создание и внедрение всеобъемлющей, сквозной системы управления профессиональными рисками позволит аффективно управлять системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, охватывая все рабочие места вне зависимости от размера и формы собственности организации.
Суть реформирования системы управления охраной труда заключается:
Система управления профессиональными рисками нацелена:
Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается, а положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере груда – Министерством труда и социальной защиты населения Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В настоящее время при оценке и управлении профессиональными рисками следует ориентироваться на:
Основные принципы управления профессиональными рисками
К основным принципам управления профессиональными рисками относятся:
1. Принцип профилактики неблагоприятных событий
При выборе комплекса мер профилактики профессиональных рисков в соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) следует руководствоваться следующими приоритетами:
Меры профилактики профессиональных рисков включают также:
2. Принцип минимизации последствий нежелательных событий
Принцип минимизации последствий нежелательных событий (реализовавшихся опасностей) состоит в предупреждении аварийных ситуаций, готовности к ним и к ликвидации их последствий.
Разработанные мероприятия по реализации данного принципа должны:
Основные методы обеспечения безопасности условий труда
Основными методами обеспечения безопасности условий труда работников являются:
Перечисленные принципы, методы и мероприятия являются элементами системы управления профессиональными рисками, которая представляет необходимую компоненту системы управления охраной труда в любой организации независимо от ее организационно-правового статуса и формы собственности.
Успешное применение системы управления профессиональными рисками зависит от способностей организации реализовать принятые управленческие решения в данной области.
В обязательном порядке система управления профессиональными рисками должна предусматривать активное взаимодействие работодателя, работников и других заинтересованных сторон в улучшении условий труда и сохранении здоровья работающих.
Назовите что является начальным этапом управления профессиональными рисками
от 12 февраля 2009 года N 85
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ О УПРАВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ
2. Отделу охраны и экспертизы условий труда совместно с государственным учреждением «Республиканский центр охраны труда» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики опубликовать и довести Методические рекомендации до сведения работодателей.
3. Рекомендовать обучающим организациям по охране труда, расположенным на территории Чувашской Республики, включить Методические рекомендации в перечень выдаваемой слушателям литературы.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Л.И.Рулькову.
Утверждены
приказом Министерства
здравоохранения
и социального развития
Чувашской Республики
от 12.02.2009 N 85
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ
Социальная политика, которая проводится сегодня Правительством России, нацелена на увеличение продолжительности жизни россиян, сокращение смертности в трудоспособном возрасте. Человек должен почувствовать себя и свое здоровье защищенным в повседневной жизни. Значительная часть жизни проводится на работе, потому состояние здоровья граждан находится в прямой зависимости от условий и охраны труда на предприятии.
Травматизм на производстве и профессиональные заболевания, а также общая заболеваемость работников не могут быть спутниками бизнеса, экономического и социального развития государства. Без здоровья людей у предприятия и государства в целом нет будущего.
Сегодня нет профессий, которые полностью исключали бы производственные риски. В силу профессиональных особенностей у работников, занятых на производствах с вредными для здоровья условиями труда, достаточно высокий процент риска развития заболеваний.
По данным Минздравсоцразвития России 80% рабочих мест на предприятиях России характеризуются вредными условиями труда, около 18% всех проблем, связанных со здоровьем работающих, приходится на стресс, депрессию и беспокойство.
Нынешняя Россия динамично развивается по всем отраслям промышленности, выходя на мировые стандарты. Причем стандартизация подразумевает все стороны производственной деятельности, в том числе в области безопасности труда. Для того, чтобы соответствовать современным международным требованиям во всех областях, отдельно взятым предприятиям необходим в первую очередь пересмотр принципов управления и создание новых систем менеджмента, базирующихся на основных международных стандартах (в области качества, экологической безопасности, промышленной безопасности и гигиены труда, социальной ответственности).
Главным моментом при построении современной системы управления охраной труда становится переход от системы ликвидации последствий аварий, несчастных случаев на производстве к системе оценки производственных рисков, что позволяет повысить эффективность профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Несмотря на снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости проблема улучшения условий и охраны труда в республике и в России в целом остается актуальной. Для ее решения требуется целенаправленный комплексный подход с использованием инновационных технологий по управлению профессиональными рисками, основанных на международных стандартах и принципах менеджмента.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ
1.1. Понятие и сущность профессионального риска
Прежде чем обозначить общепринятые (специалистами) определения риска, приведем определения, данные толкователями русского языка. Это, безусловно, будет способствовать пониманию термина на интуитивном уровне.
1) возможность опасности, неудачи;
2) действие наудачу в надежде на счастливый исход.
В толковом словаре русского языка под ред. Д.Ушакова даются следующие определения риска:
1) возможность, опасность. Действие наудачу в надежде на счастливую случайность;
2) возможный убыток или неудача в коммерческом деле;
3) опасность, от которой производится страхование имущества.
Термин «риск» обычно используют только тогда, когда существует возможность негативных последствий. Применительно к аспектам безопасности последствия всегда негативные. Последствия могут быть выражены количественно или качественно.
Риск всегда связан с еще не случившимся, но потенциально возможным небезопасным случаем. Риск (в данном контексте) всегда связывается с точно установленной (идентифицированной) опасностью, а однозначная идентификация опасности является неотъемлемым начальным этапом процесса оценки риска.
Под индивидуальным риском понимают частоту возникновения поражающих воздействий определенного вида (обычно вызывающих смертельное поражение человека) в определенной точке пространства.
Знание индивидуального риска не позволяет судить о масштабе катастроф, однако в силу того, что в его определение входят пространственные координаты, именно этот показатель наиболее часто используется за рубежом как мера потенциальной опасности промышленного предприятия (например, при задачах зонирования территории, прилегающей к потенциально опасным объектам).
1.2. Оценка профессиональных рисков
Сегодня на федеральном уровне ведется планомерная работа по оценке имеющегося опыта в области анализа профессиональных рисков, а также поиску новых подходов к оценке профессионального риска с целью их дальнейшего внедрения в практику для предотвращения воздействия на работающих вредных и опасных факторов трудового процесса и производственной среды.
Объектом изучения профессиональных рисков в организации служит рабочее место. Здесь на работника с различной долей вероятности могут воздействовать факторы риска химической, физической и биологической природы, а также трудового процесса (тяжесть и напряженность труда).
Эргономика и оценка риска должна охватывать все основные его составляющие: хранение и обращение с материалами; ручной инструмент; усовершенствование дизайна рабочего места; освещение; состояние и требования к помещениям; контроль над опасными субстанциями и агентами; состояние оборудования, станков, машин и механизмов; их соответствие государственным нормативным требованиям и требованиям травмобезопасности; создание условий для охраны здоровья; организацию работы. Изучение этих направлений является требованием времени.
Безопасность и ее уровень аналогичным образом должны оцениваться и планироваться. Именно по этой причине результаты оценки риска должны быть положены в основу постановки целей и задач в области промышленной безопасности и охраны труда на предстоящий период с последующим планированием мероприятий по достижению указанных целей и задач. Главной отличительной особенностью подобного подхода является то, что в первую очередь планируется реализация тех мероприятий, которые должны принести максимальный эффект при минимальном вложении затрат. Кроме того, должны измениться подходы и к распределению финансовых средств между различными производственными участками и видами оборудования. Приоритет должен отдаваться наиболее опасному с точки зрения риска оборудованию.
Профессиональные риски: как самостоятельно и быстро провести оценку с использованием автоматизации процессов
С введением в действие новой редакции Трудового Кодекса РФ (с 01.03.2022) работодатели не смогут упустить оценку профессиональных рисков из виду, так как в главу 36 «Управление охраной труда» добавили ст. 218 «Профессиональные риски», и теперь это обязательное требование к исполнению. До этого требование содержалось в Типовом положении о системе управления охраной труда и соблюдалось не всеми работодателями. В новой статье все опасности делятся на категории в зависимости от причин возникновения рисков травмирования и рисков получения профзаболеваний.
Мнение эксперта по охране труда в компании «Первый Бит», Анны Козыренко по отличию Специальной оценки условий труда (СОУТ) от Оценки профессиональных рисков (ОПР) и этапам проведения оценки профессиональных рисков.
Отличия СОУТ от ОПР:
Оценка профессиональных рисков – это не единоразовая процедура. В будущем основанием для пересмотра ОПР будет ввод новых должностей, модернизация технологий производства или оборудования. С течением времени также нужен будет и пересмотр всех карт.
Важно! В отличие от СОУТ, которую можно провести в течение 12 месяцев с начала использования нового технологического процесса, оценка профессиональных рисков должна пройти до его начала.
Этапы проведения Оценки профессиональных рисков
1) Создание комиссии.
«В комиссию лучше включать руководителей, имеющих непосредственное отношение к производственным процесса (главный инженер, главный технолог, руководители подразделений). Конечно же в комиссии будет Специалист по охране труда, промышленной безопасности. В составе комиссии должно быть не менее 3 участников.»
2) Разработка Положения об управлении и оценке рисков (пункты 33 и 36, Приказа Минтруда №438н).
«В Положении должна быть прописана вся процедура проведения оценки и управления рисками.»
3) Идентификация опасностей (пункты 34-35, Приказа Минтруда №438н).
Для определения можно использовать опросники или чек-листы. На этом этапе нам нужно привлечь руководителей подразделений и самих работников, так как специалист по ОТ не может в полной мере знать обо всех рисках на рабочих местах. В свою очередь Специалист по ОТ может использовать информацию по СОУТ, а также по причинам и обстоятельствам, которые ранее приводили к несчастным случаям, микроповреждениям.
4) Расчет уровня рисков по выявленным опасностям (пункты 37, Приказа Минтруда № 438н). В зависимости от выбранной методики оценки рисков, производим расчет уровня рисков. Перед расчетом нужно определить шкалы оценки, они могут быть различными: шкала вероятности, шкала тяжести, шкала оценки значимости.
5) Оформление карт идентификации опасностей и оценки рисков. Для того, чтобы задокументировать расчет уровней рисков необходимо заполнить Карту рисков. В карте будет указан окончательно выявленный уровень риска по конкретной должности/рабочему месту/подразделению. Карта рисков в дальнейшем и будет подтверждением того, что вы провели оценку профрисков.
Важно! Обязательно будет необходимо ознакомить работников с существующими профрисками и их уровнями, это требование новой статьи ТК РФ 216.2.
6) Управление рисками (пункты 36, Приказа Минтруда № 438н).
Недостаточно просто оценить риски необходимо их корректировать и управлять, для этого составляют план мероприятий.
Что нужно отразить в Плане мероприятий по снижению уровня профессиональных рисков?
7) Ознакомление работников с рисками. Ознакомить работников нужно с разработанным Положением об управлении и оценке рисков и Картами идентификации опасностей и оценки рисков – это необходимо сделать для всех работников в организации, а также ознакомлять всех вновь поступающих на работу).
Важно! Информация об оценке профессиональных рисков должна присутствовать во всех программах обучения по охране труда (инструктажи, обучение по охране труда и при проверке знаний).
8) Повторная переоценка рисков (пункты 38(д) Приказа Минтруда № 438н).
Срок переоценки рисков работодатель устанавливает самостоятельно, поэтому они должны быть прописаны в Положении.
Оценка профессиональных рисков в программе “Охрана труда”
Подсистема «Управление рисками» позволяет автоматизировать процессы идентификации профессиональных рисков, оценки рисков и планирования деятельности по управлению рисками.
Программа позволяет выбрать предпочтительную методику Оценку профессиональных рисков. Всего в программе их сейчас 3:
В методике «ГОСТ Р 12.0.010-2009» значение риска на рабочем месте по опасности рассчитывается как произведение значений тяжести и вероятности, разделенное на сумму значений вероятности по всем опасностям на данном рабочем месте, а общий риск как сумма значений риска по всем опасностям.
В методике «Произведение значений тяжести и вероятности» значение риска на рабочем месте рассчитывается как произведение тяжести и вероятности, а общий риск как среднее значение риска на рабочем месте.
В методике «Матричный способ» значение риска на рабочем месте определяется путем сопоставления соответствующих значений тяжести и вероятности возникновения опасности, установленных в Шкале оценки значимости риска.
Программа “Охрана труда” позволяет: