Назовите единственное что не сможет дать вам персональный бренд сдо
Зачем вам личный бренд?
Бренд – это не что иное как материальный актив человека или компании.
Создав однажды себе имя, став популярным в определенной области, сфере и поддерживая, развивая свой Бренд, вы будете иметь благодарную аудиторию, которая будет расти. Причем расти не только количественно, но и качественно. Развиваясь как личность, вы будете влиять определенным образом на своих последователей, читателей и они будут развиваться вместе с вами. У такого Бренда большие долгосрочные перспективы, и в том числе, финансовые.
Личный Бренд – это образ, который появляется у людей при упоминании вашего имени. Когда мы слышим определенные названия брендов одежды, магазинов, машин, у нас возникает определенный образ. И так же с людьми. Поэтому очень важно понять, какой образ вы создаете, что вы будете транслировать в этот мир, какие ценности.
Сейчас лучшее время, чтобы заняться проектом под названием «Мой личный бренд». И здесь есть минимум 4 причины.
2. Не так давно началась Эпоха Водолея. Что это означает? Это означает, что пришло время для раскрытия своих талантов, способностей. Стали доступны многие образовательные программы, появились специалисты, эксперты, готовые делиться своими знаниями. То есть наступило время обмена информацией и ее активного совместного использования. Это время расцвета для многих из нас.
Узнать свое предназначение и двигаться в этом направлении.
4. Создание персонального бренда – это очень творческий процесс. Он предполагает развитие у каждого человека различных навыков – умение правильно представлять себя, написания статей, книг, публичного выступления, записи видео. Создавая свой бренд, вы «растете», развиваетесь как личность. А это очень ценно.
Почему вам нужен личный бренд + мануал для ленивых
Многие морщат нос от фразы «личный бренд». Перед их глазами сразу возникает картинка веселого пустоголового продажника, который впаривает себя всем вокруг без необходимости. Но это не так. Поделюсь своим мнением, почему личный бренд важен для айтишников и расскажу, как его поддерживать даже минимальными усилиями.
Я почти два года занимаюсь продюсированием авторских образовательных программ для IT-специалистов. Работаю я преимущественно с людьми, которые осознают, зачем им нужна добавочная стоимость. Наши преподаватели хотят не только передавать знания и быть часть коммьюнити, но и поднабрать баллов в свой гудвилл.
Тем не менее, не все эксперты, которые приходят в нашу школу преподавать, понимают, что им даст подобное самопродвижение, какая от этого польза и как правильно продвигаться. Начнем с главного.
Если лень читать, у меня есть видео на эту тему
Зачем нужен личный бренд
1. Он облегчает поиск вас как специалиста HR-у или рекрутеру. Вас проще найти, сложно потерять и невозможно отказать.
Я думаю, что HeadHunter уже становится, как Одноклассники, для совсем дубовых ребят. Рекрутеры давно не живут в одном HH, и при поиске кандидатов он не занимает первое место.
2. Личный бренд позволяет обрасти связями, а нетворкинг – наше все. Как минимум, жизнь становится интереснее, а главное – вы собираете полезные контакты.
3. Впечатление – вещь сильная.
Вы ведь ищите людей в соцсетях прежде, чем с ними встретиться? Я не встречала ни одного человека, который не серфит в фейсбуке или LinkedIn перед встречей. Даже если вы такой уникальный, рекрутер или руководитель подразделения потенциального партнера/работодателя будет вас искать. Поэтому личный бренд – это возможность заранее задать тон вашему образу и повысить вероятность настроить на свою строну в каких-то вопросах.
Это только основные причины задуматься о личном бренде, у вас могут быть еще какие-то свои. Например, у кого-то просто может чесаться ЧСВ, а кому-то интересно побыть блогером.
Конечно, не стоит думать, что все это даст вам +300% выхлопа в части дополнительной стоимости, но пользу вы получите в любом случае. Тем более, что
Личный бренд – это не сложно
Чтобы его поддерживать, вам даже не нужно дуться и носить пиджаки (если только вы не метите в определенные круги).
А самое приятное заключается в том, что ради него не обязательно даже напрягаться. Порой достаточно простых действий, чтобы просто поддерживать определенный имидж и демонстрировать свою активность, но об этом чуть позже.
А что часто случается так, что личный бренд формируется сам собой, нужно просто направлять и корректировать этот процесс. Например, один мой знакомый занимается дистрибьюцией американского софта для инженеров в России. По работе он вынужден много выступать и обучать людей, поэтому поневоле растет его узнаваемость среди потенциальных клиентов. Личный бренд сам за ним пришел и ему остается лишь корректировать свои соцсети, чтобы получать адекватные предложения от рекрутеров и предложения по сотрудничеству.
Отношение к личному бренду
А сейчас расскажу, на какие группы я делю айтишников в плане отношения к теме личного бренда (найдите себя).
1. Ребята, которые любят крайности.
«Ерунда это все, пустословы, аррргхх!» — говорят одни. «Я – звязда!» — говорят другие. Эта статья не для них. Первым в принципе невозможно угодить, а вторым нужны немного другие инструменты.
2. Вы осознаете пользу, но чувствуете, что это не для вас. Вам некогда, вы не понимаете, что можно сделать, и вообще светиться для вас сложновато.
В основном я встречаю именно таких ребят. Им просто не хочется из-за всего этого напрягаться. Они не любят вести соцсети, но при этом хотят сделать свой цифровой образ приличным для профессиональной сферы, настраивающим на правильный лад. Если это про вас, читайте дальше. Я расскажу, как вести личный бренд не напрягаясь.
3. Ребята, которые хотят себя показать, активные, динамичные, коммуникабельные. Их цель не просто почистить свой образ, а управлять им конкретно.
Если вы такой (такая) и уже ведете личный бренд, то эта статья для вас простовата. А если только собираетесь, но не знаете, с чего начать, то вот вам мануал.
Соцсети и GitHub
Банально? Да. Но давайте к сути.
1. Рекрутеры в IT – это машины по подбору и хантингу. Они часто не врубаются в смысл того, что в резюме, и просто ищут какие-нибудь метрики, чтобы хоть как-то вас оценить.
В таком случае важны ключевые слова в ваших постах и… подписчики на GitHub. На одной из конференций услышала от рекрутера: «Если у вас на гитхабе один подписчик – хорошо, два – лучше, три и более – вас надо брать».
Я рекомендую не пренебрегать этим и выкладывать все, что у вас есть.
2. «О боже, опять соцсети!» Скорее всего и аккаунты у вас закрыты.
Не парьтесь. Если вам лень и некогда, делайте это СУХО. Например, вы были на конфе, ходили там, ели булочки, слушали умных людей и попались фотографу. Возьмите фотку, запостите в LinkedInи напишите «Конференция» + название. ВСЕ. Вот ваш личный бренд.
Еще пример: серфили по новостям, понравилась заметка из вашей профобласти – репостните. Это минимальные усилия, которые вас нисколько не утомят, но при этом помогут задать тон вашему цифровому образу.
Часто возникает вопрос, стоит ли удалять нелепые и личные фотки. Тут все зависит от степени их нелепости и личности. Показывать свою жизнь – не плохо. Это может ваша семья, жизнь в путешествии, отпуск. А вот сабантуй с однокурсниками наверно лучше спрятать, только если они не с гуру вашей области.
Конференции
Попробуйте податься на профессиональную конференцию. Поверьте, если ваша тема откровенно не очень, вас и так не допустят. Комитеты обычно работают очень профессионально, там сидят умные люди. Они не просто обсудят с вами тему, но и дадут предложения, расскажут, как подготовиться. После коррекции и обсуждения темы, вы готовите план. Снова обсуждаете с ними. Потом готовите речь и так далее, до репетиции.
Конференции – это большая площадка и сильный нетворкинг с относительно отлаженными процессами. И на большинстве конференций выступления бесплатны, а супер-классным спикерам вообще оплачивают проживание и перелет. Выступать на конференциях весело и совсем не больно, хоть по началу и страшно. Рекомендую.
Преподавание
Моя любимая часть. Лет 15 назад еще существовало мнение, что преподают одни люди, а работают другие. Сейчас же есть возможность сделать образование более точечным и «правильным» по меркам практиков, сконцентрированном на опыте и «реальной» жизни. Онлайн-школы позволяют совместить две роли и направить студента на путь истинный, показать ему, так сказать, реальную жизнь.
Когда я опрашивала наших преподавателей, почему они преподают, все как один указывали также на нетворкинг и повышение узнаваемости в своей области.
Студенты часто обращаются к ним со своими рабочими задачами и просятся на консультацию. А ведь в нашей школе студенты – это не маленькие мальчики и девочки, которые «получают путевку в жизнь». Это как правило бородатые дяди и серьезные тети, которые порой занимают руководящие места и даже могут предложить вам проект или «замолвить словечко».
Мое выступление на тему проблем в образовании и зачем крутым спецам учить других (за качество извиняюсь)
При этом преподавание – не такое сложное ремесло, как кажется на первый взгляд. Онлайн-курсы в любых школах никогда не ведутся полностью одним преподавателем. Как правило, есть один разработчик курса и остальные, кто просто преподает и проверяет ДЗ.
Начать можно с простого – взять одни-два урока, чтобы вкусить и понять суть. И не стоит переживать, что не получится. В OTUS, например, имеется штатный методист, который помогает подготовиться к уроку и даже есть специальный курс для преподавателей. Мы понимаем, что эксперт далеко не всегда способен преподавать, поэтому помогаем адаптироваться.
Ну если все совсем окажется плохо, то вас просто не допустят к уроку, так что вы ничем не рискуете.
А самые продвинутые ребята создают свои авторские курсы, что приносит им не только контакты, но дает мощный бонус в копилку личного бренда. И следующая за этим ступень – это создание своего комьюнити или, по-простому, ведение блога.
Ведение блогов
Блог позволяет формировать личный бренд, управлять им, отвечать на выпады СМИ, делиться своим мнением о разных событиях, учить других людей.
Но в ведении блога есть одна загвоздка: это подходит только упертым, трудолюбивым и тем, кто любит себя показывать. Ведь будут такие трудности, как поиск тем, регулярность постов, анализ, что заходит, а что нет, продвижение… А если при этом кто-то напишет, что вы не очень, а ваши посты унылы? А если еще и обоснует? А если таких много? В общем, с этим надо работать. Работать с мнениями и ошибками людей.
Если вас все это не пугает, то блог – это очень хорошее поле работы, хорошее хобби, которое реально масштабировать в дополнительный проект. Реально, но не легко, на это нужно время. Темы наработаются, стиль придет, маркетинг тоже.
Начать, в любом случае, просто: выбираете удобную площадку, интересную тему и пишите-пишите-пишите (ну или снимаете-снимаете-снимаете).
Заключение
Личный бренд нужен не только тем людям, которые хотят о себе заявить, это прежде всего вопрос чистоты цифрового следа и первого впечатления о себе. А если вы айтишник с амбициями, то личный бренд вам попросту необходим.
Поддерживать личный бренд можно разными способами – от простого постинга фоточек с конференций до преподавания и ведения блогов. Все зависит от того, сколько времени вы готовы этому уделять. Даже ленивые люди могут оставаться привлекательными в глазах рекрутеров и потенциальных партнеров.
Если у вас остались вопросы, задавайте в комментариях. А если понравилась статья, то можно и плюсануть. Спасибо за внимание!
Что такое личный бренд и как он помогает в карьере
Правда ли, что с его помощью можно продвигать бизнес, обзавестись связями и получить работу мечты?
Если меня спросят, у кого взять консультацию по развитию Instagram, я отвечу: «У Митрошиной». А если спросят, к кому обратиться за созданием обучающей рассылки, я скажу: «К Максиму Ильяхову».
Пользовалась ли я услугами этих людей? Нет. Но я слежу за их проектами и проникаюсь идеями, которые они транслируют через свои каналы. Яркий признак сильного личного бренда — когда специалиста рекомендуют не только клиенты.
Если этот феномен не кажется впечатляющим, то может убедить статистика:
Коммерческий редактор,
SMM-специалист и консультант по продвижению бизнеса в digital-среде. Пишет об интернет-маркетинге и управлении.
Личный бренд — это…
Узнаваемый и обсуждаемый образ в кругу потенциальных клиентов, у которого две основных характеристики: охват и репутация. Охват не обязательно должен быть большим — достаточно, чтобы знали в профессиональном сообществе и среди целевой аудитории. А вот репутация должна быть хорошей — без этого большой охват пойдёт только во вред.
Личный бренд строится из навыков, личных качеств, стиля, принадлежности к компании и транслируемых идей. То есть всего того, с чем человек-бренд ассоциируется у других. «Ричард Брэнсон», «Стив Джобс», «Марк Цукерберг» сразу рождают в голове образы и ряд ассоциаций: Цукерберг — Facebook, молодой гений; Стив Джобс — Apple, чёрная водолазка, дурной характер; Брэнсон — Virgin, смелость, новаторство.
Зачем нужен личный бренд
Люди прислушиваются к экспертам и стремятся работать с лучшими. Дизайны «Студии Артемия Лебедева» пользуются спросом и имеют высокий ценник не потому, что они объективно самые лучшие на рынке. А в том числе потому, что Артемий работает над личным брендом и тем самым продвигает свой бизнес.
Когда и кому он нужен
Личный бренд ― это один из инструментов продвижения бизнеса, а также человека — как надёжного специалиста. Он помогает зарабатывать больше при тех же усилиях: продукт, услуга или время стоят дороже, а привлекать клиента дешевле. Среди тысяч людей с похожими предложениями скорее выберут того, чей личный бренд покажется клиенту убедительнее.
Личный бренд особенно важен при высокой конкуренции.
Неправда, что сильный бренд нужен только медийным личностям — политикам, актёрам, спортсменам или шоуменам. Он пригодится также:
Когда не стоит заниматься продвижением личного бренда
Однако персональный брендинг не панацея. Не стоит возлагать на него слишком много надежд и браться за этот инструмент только потому, что «конкуренты так делают».
Сейчас это тренд: одни увлечённо продвигают себя, другие учат, как это делать. Но мало кто спрашивает, а зачем личный бренд конкретно ему. Тем более он создаётся не на пустом месте, нужна основа: достижения, умение себя преподнести, время и, желательно, хороший бюджет на раскрутку.
Когда развивать личный бренд не стоит | Когда — стоит |
---|---|
Нет профессиональных достижений и планов совершать мощные прорывы в карьере | Человек — эксперт и готов это доказывать |
Нет желания тратить время, хочется получить результат уже через пару месяцев | Есть понимание, что на развитие личного бренда может уйти больше года |
Нет цели, хочется развивать личный бренд, потому что так делают другие | Есть конкретные цели и задачи, с которыми может помочь личный бренд |
Нет знаний, как строить личный бренд, и нет желания тратить деньги/время на обучение | Есть понимание, каких знаний и навыков не хватает, и есть время/деньги на обучение и консультации у специалистов |
Человек вспыльчив и любит поспорить в комментариях. Часто на эмоциях говорит лишнее, после чего приходится извиняться | Человек умеет аргументированно и вежливо отстаивать точку зрения. Прежде чем высказаться, всегда убеждается, что информация достоверна |
Представители сильного персонального бренда
Если говорить про мировой рынок — это Джефф Безос, Эллен Дедженерес, Джек Ма, Ким Кардашьян, Опра Уинфри. Они успешные и известные в своей области люди, которые сумели развить и продать свой имидж. Их приглашают на интервью и съёмки, к ним прислушиваются, с ними сотрудничают мировые бренды. В России на слуху Олег Тиньков, Ксения Собчак, Андрей Малахов, Ольга Бузова, Анастасия Ивлеева, Юрий Дудь.
Что объединяет этих людей? Они активно ведут соцсети или выступают на телевидении, совершают смелые поступки и делают смелые заявления, развиваются в профессиональном плане и постоянно наращивают аудиторию. У состоявшихся людей-брендов есть чему поучиться. Как? Просто следить за их жизнью, социальными сетями и проектами, а успешные действия учитывать при продвижении своего личного бренда.
Можно ли развивать Я-бренд с плохой репутацией
Со скверной репутацией мало шансов развить по-настоящему эффективный личный бренд.
Хотя у этого правила есть исключения. Взять, например, «Человека года» по версии GQ — блогера и музыканта Моргенштерна. Скандальный исполнитель оскорбляет фанатов, высмеивает русский рэп и злоупотребляет алкоголем, но при этом получает огромные гонорары за выступления, сотрудничает с брендами и даёт интервью Дудю.
При этом другим звёздам достаточно сделать репост сомнительной новости или высказать непопулярное мнение, чтобы получить волну критики. Достаточно вспомнить Регину Тодоренко, которая высказалась по поводу домашнего насилия в прямом эфире — зрители восприняли её слова так, будто она обвиняет в насилии жертв. Это подхватили СМИ, журнал Glamour лишил её титула «Женщина года», а бренды отменили контракты на рекламу.
Или взять скандал между Олегом Тиньковым и «Немагией». После обыска и уголовного дела с банком перестали сотрудничать в Versus — популярном проекте по организации рэп-баттлов. Многие другие тоже отказались от контрактов и демонстративно разрезали карты «Тинькофф Банка» в своих роликах. А вся история началась с нелестного высказывания банкира: «Они все, ***** (блин), блогеры, за бабки мать родную продадут».
Конечно, репутацию можно восстановить, но осадок останется. Главное — говорить и делать всё честно. Если общество уличит во лжи, потребуется много усилий, чтобы вернуть доверие.
Нужен ли он, чтобы работать по найму
Быть «безымянным» сотрудником, частью компании — совершенно нормально, но личный бренд может вывести на новый уровень. Если специалист становится узнаваемым, его может заметить начальство, появятся полезные связи, будет больше уважения со стороны коллег и партнёров. Также может прийти приглашение из компании покрупнее.
Если же человек только думает искать работу, то персональный бренд может компенсировать отсутствие какого-либо навыка. Сегодня многие ищут сотрудников с сильным личным брендом и хорошей репутацией, а не только с безупречным резюме.
Два ярких примера, когда компании наняли известных людей на основании их личного бренда: Илья Прусикин — креативный директор «Связного», Сергей Шнуров — генеральный продюсер RTVI.
Как создать личный бренд: 5 шагов
Мы можем любить или ненавидеть инфлюэнсеров, но факт остается фактом: их влияние легко измерить объемами продаж и скачками в годами не менявшихся статистических данных. К примеру, фирменные наклейки создателя гастрономического проекта «СысоевFM» Александра Сысоева стали настоящим знаком качества для отечественных ресторанов. Вместе с Натальей Полуяновой, соосновательницей агентства Brandme, помогающего в построении личного бренда экспертам и предпринимателям, мы попробовали разобраться, кто и как становится брендом и какие шаги нужно предпринять для достижения цели, а также поговорили с теми, кто уже в этом преуспел.
В основе всего лежит целеполагание — оно как фундамент, без которого ничего не построить. Чтобы понять, развивать ли свой личный бренд, стоит определиться с целями и своей ролью. Кто вы — эксперт, предприниматель, блогер?
Эксперт. Если человек стремится привлекать клиентов к себе как специалисту или к своему проекту, он выбирает роль эксперта. Экспертиза может быть какой угодно — от ухода за растениями до когнитивной психологии.
Предприниматель. Привлечь интерес к собственному бизнесу, «освежить» знания о нем поможет развитие личного бренда СЕО компании или ее официального представителя. Потребители осознанно подходят к выбору продукта, поэтому им важно понимать, кто стоит за брендом, компанией, рестораном. Люди стали выбирать банк, исходя из симпатии к основателю (Олег Тиньков), ресторан — ориентируясь на личность шефа (Владимир Мухин, White Rabbit), услуги — по принципу «лица бренда», которому доверяют (Федор Овчинников, владелец сервиса «Додо Пицца»). Иметь такого фронтмена стремится любой b2c-бизнес. Александр Сысоев (гастрономический проект «СысоевFM») тоже считает, что к продукту гораздо больше доверия, когда за ним стоит живой человек, который признает ошибки и всегда на связи. «Человеку действительно нужен человек, и личный бренд в аспекте развития какого-то проекта очень помогает вести дела», — говорит Сысоев.
Блогер. Блогеры бывают разные, как и их цели: транслировать «жизнь мечты» или продвигать социально значимую миссию, реализовывать себя и свои творческие замыслы или ездить бесплатно в пресс-туры. Но их объединяет одно — все они получают деньги за рекламу, которая часто выступает основным источником дохода либо «стартовым капиталом» для других инструментов заработка: мерча, онлайн-курсов и.т д. Режиссер Анна Радченко основала онлайн-академию, где, исходя из личного опыта, рассказывает, как творческим специалистам продвигать себя: «Нужно заглянуть внутрь себя и понять, о чем вам будет кайфово говорить каждый день, чем бы вы и так занимались, даже если бы никто за это не платил и никто за вами не наблюдал». По словам Анны, это то, что нужно сделать в самом начале.
Создание личного бренда — это как «воронка продаж». Сначала деньги не нужны, зато потом, когда втянешься, открывай бумажник. Но перед тем как делать какие-либо вложения, необходимо понять, чем вы отличаетесь на рынке и в чем ваша ценность. Строить свою коммуникацию и уникальную эстетику можно на чем угодно: на идее, собственных ценностях, образе жизни, внешности, окружении, тотемном животном.
Курчавые волосы Ильи Варламова, сопровождающая Влада Лисовца ультрамодная мама, трехэтажный мат Артемия Лебедева — все это не только запоминающиеся атрибуты людей-брендов, но и трансляция определенных идей. Если заглядывать в будущее, именно на этих ценностях и атрибутах будет строиться собственный мерч или логотип компании, которые неизбежно ждут успешно превратившуюся из личинки личного бренда бабочку.
Рассуждать о собственных достоинствах сложнее всего, поэтому можно спросить своих близких или уже лояльных клиентов, за что первые вас любят, а вторые выбирают. Обязательно наберется столбик достоинств на страницу формата А4. Так делала журналистка и блогер Ася Долина: выписывала свои сильные и слабые стороны на листок, проходила курсы по повышению тех или иных скиллов, спрашивала подписчиков, как они видят ее со стороны. «Я научилась спокойно и с доверием воспринимать их оценки, — говорит Ася, — потому что секрет успеха в химии, которая происходит между тобой и твоими людьми, неважно, сколько их — тысяча или 100 тысяч. Мне кажется, каждый успешный блогер держится на этой химии, но у каждого она индивидуальна».
Ася Долина,
журналистка, ведущая программ
в «Голос Америки»
«Публичный блог в Instagram я начала вести в 2018 году. К этому моменту несколько моих подруг стали развиваться как блогеры и показали своим примером, что могут стать альтернативой медийным площадкам. Для меня блог был также способом справиться с личными переживаниями и переездом в другую страну. Я очень быстро поняла, что личные, откровенные тексты получают большой отклик. Я раскрываю в блоге острые темы психологического насилия, феминизма, гендерной несправедливости по отношению к женщинам, а также пишу легкие тексты о счастье, любви и жизни в Большом яблоке. В какой-то момент я объединила все тексты в рамках одного аккаунта в Instagram. Для меня в первую очередь это способ самовыражения, хотя он и приносит мне некоторый доход».
Разобравшись со стилем, подачей, идеями и экспертизой, стоит подумать, какие каналы задействовать и какие из них вам ближе всего, заранее проанализировав, где, предположительно, может находиться ваша аудитория.
В своих онлайн-лекциях Анна Радченко делает упор на термин «экосистема продвижения» и рассказывает, почему сегодня важно задействовать разные платформы, таким образом не держа все яйца в одной корзине. Поэтому сама она ведет не только Instagram, хотя считает его очень удобным инструментом, но и осваивает территорию подкастов, отмечая, что если Цукербергу что-то взбредет в голову, связь с аудиторией останется через другой канал.
Что делать, если человек хочет заявлять о себе как о профессионале и самовыражаться, но, например, считает Instagram и Facebook рассадниками лицемерия? Всегда можно выбрать другой акцент. Например, сделать упор на выступлениях и public speaking, посещать релевантные мероприятия, быть анонимным в Telegram, вести ироничный Twitter — вариантов масса, и, разумеется, не имеет смысла себя ломать.
Александр Сысоев,
основатель гастрономического проекта «СысоевFM»
«Не могу сказать, что я как-то строил личный бренд. Ко всем своим проектам я относился как к хобби, но максимально вкладывая всего себя. Думаю, что правила создания личного бренда для всех едины: делать нужные и качественные вещи для людей, стараться фокусироваться на одной сфере и быть искренним — фальшь и погоня за деньгами видны сразу».
Федор Елютин,
создатель независимой театральной компании «Импресарио»
«Когда я делал свой первый проект Remote Moscow, то не думал, что стану основателем театральной компании, которая будет привозить потрясающие европейские спектакли в Россию. И уж тем более не думал о том, что развиваю личный бренд. Произошел ряд обстоятельств, встреч, знакомств, квантовых провидений, и в какой-то момент я назвал себя Импресарио. Люди с похожим вкусом стали рекомендовать мои проекты другим — на этом, собственно, и держалась вся моя маркетинговая стратегия».
Емкая презентация себя и своего проекта — это must have XXI века. Здесь должно работать все: от слаженно выстроенного, цепляющего визуала, соответствующего заявленной ценности, до знаменитого elevator pitch при личной беседе. И даже если вас разбудят ночью, речь должна от зубов отскакивать. Также действует «правило трех постов» — последние три поста всегда должны отражать и транслировать ваши идеи так, чтобы заходящий к вам в профиль мог за десять секунд понять, «о чем» вы.
На этом этапе начинается самое веселое: походы на выступления, ивенты, тусовки — в общем, туда, где может находиться потенциальная аудитория или аудитория похожего на вас «лидера мнений». Если вы изначально активный человек, имеющий много друзей, включая уже существующих друзей-инфлюэнсеров, то они могут вас рекомендовать, знакомить с другими, вы можете сделать коллаборацию, в конце концов. Не стоит забывать об активности в Сети — комментировать других лидеров мнений, вступать в дискуссии, писать ироничные замечания, которые будут собирать много лайков, — так российские знаменитости упражнялись в чувстве юмора в аккаунте Леди Гаги, чтобы привлечь к себе внимание.
Большую роль играет ваше постоянное окружение и подбор людей в собственную команду. Федор Елютин уверен, что без хорошего, надежного круга единомышленников персональный бренд не имеет смысла: «Каким бы ты замечательным ни был, за тобой должна стоять команда людей, которые верят в тебя и твой проект».
Если со всеми предыдущими этапами вы справились успешно, время открывать кошелек. Даже самый талантливый или везучий лидер мнений в какой-то момент начинает работать с рекламой. Когда есть эти самые десять хороших постов, можно пробовать таргетинг, кросс-промоушен — обмениваться рекламой с похожими на вас блогерами, платить раскрутившимся лидерам мнений за вашу рекламу и, наконец, нанять продюсера по продвижению личных брендов или обратиться в блогерское агентство. Анна Радченко советует следовать известному подходу «продавать, не продавая», о котором первым заговорил бизнес-тренер Гари Вайнерчук. Это значит быть видимым, транслировать ценности и давать информацию, интересную аудитории. А когда вы станете медиаплощадкой, через нее на вас сами будут выходить клиенты, СМИ, партнеры. «Я, как и любой творческий человек, никогда не любила продавать себя. Но мне близок подход Вайнерчука», — комментирует Анна. О техниках продвижения она узнала из онлайн-курсов Хилари Рэшфорд, и когда у блога было около 40 тыс. подписчиков, стала привлекать специалистов под конкретные задачи — таргетированная реклама, менеджмент.
Тысячеликий герой
Для поиска своего места на рынке популярно использовать юнгианскую систему архетипов. Ее же отчасти применил Джозеф Кэмпбелл в «Тысячеликом герое» для описания мифологических персонажей. Идея в том, что есть ряд архетипов, и каждый человек так или иначе принадлежит к одному из них, а часто — к нескольким. Тем не менее преобладать будет один архетип — на него и стоит сделать упор, используя дополнительные как палитру. Чем лучше человек понимает свою суть, тем ярче строит аутентичный образ и, соответственно, личный бренд. Используя свой архетип, можно легко писать истории, а сторителлинг — сердце любого контента. Всего архетипов 12: Невинный, Искатель, Мудрец, Славный малый, Любовник, Шут, Родитель, Творец, Правитель, Герой, Бунтарь, Волшебник.
Если у человека ярко выражен архетип героя, ему важно транслировать информацию с позиции первенства: говорить о своих достижениях и цифрах, о том, какие вызовы он бросает самому себе и обществу и как их преодолевает. Если преобладает архетип бунтаря, он должен рвать шаблоны, разоблачать, говорить правду, у него всегда свой путь и свое мнение. Аудитория в таком случае будет тянуться соответствующая, то есть с такими же преобладающими архетипами, что и у вас, поскольку вы будете близки по духу.
Про контент
Даже если человек очень талантлив, но ему тяжело выбраться из своей скорлупы, он мало чего добьется. Активность и энергия, трудолюбие, отношение к развитию себя как к работе приносит плоды в виде отличного контента и классных идей. Как утверждает Ася Долина, исходя из собственного опыта развития блога, к таланту и индивидуальности должны прилагаться труд и дисциплина. Также, по словам Аси, важно быть «включенным», чувствовать дух времени и быть сверхчувствительным к тому, что происходит вокруг. «Пора перестать обесценивать «диджитальный» образ жизни. Многие возводят «аналоговость» в какую-то невероятную ценность, но сейчас другое время, и мы должны идти с ним в ногу. Чтобы строить личный бренд, нужно быть готовым жить в интернете», — делится мнением Ася.
Анна Радченко тоже считает, что труд — всему голова и без него никакой «магии» не случится. А хороший, искренний контент всегда найдет себе дорогу. «Да, сейчас много блогеров, но даже если все дома на первой линии раскуплены, на второй и третьей еще остались отличные дома с видом», — говорит Анна.
Успех в эпоху успеха
Создание личного бренда — тренд, на который невозможно не обратить внимания. Это проект, где главную роль играем мы сами: мы и есть проект. Единица, которую быстрее заметят на рынке труда, ваш продукт, который выберут среди сотен тысяч других. Чем более вы активны, тем интереснее может складываться карьера и быстрее процветать бизнес. Необязательно вписываться в ставшие пресловутыми «блогерские каноны» и публиковать посты строго по расписанию, быть чрезвычайно активным и комментировать каждую публикацию других инфлюэнсеров, можно вообще регулировать свою вовлеченность, главное — помнить, что страница в соцсети уже давно стала вторым лицом и через нее можно как минимум наладить отличный нетворкинг. И отдача не заставит себя ждать.
В случае с блогом Аси Долиной успех, как она полагает, измеряется количеством откликов аудитории: «Когда мне приходит больше 100 абсолютно живых личных писем от людей, которые не знают меня лично, появляется ощущение, что я делаю что-то важное». Александр Сысоев видит секрет успеха построения личного бренда в систематичности и постоянном улучшении: «Многие люди начинают делать достойные вещи, но через один—три месяца «сдуваются». Либо, достигнув определенных высот, останавливаются. Всегда нужно двигаться вперед, даже если кажется, что все и так отлично». Федор Елютин считает, что в мире нет постоянства: «Сейчас такое время и ситуация, что все, что я говорю на данный момент, может не иметь никакого смысла через два месяца. Для меня это возможность посмотреть на ситуацию по-новому и, может быть, вообще тотально изменить то, чем я занимаюсь и кто я есть». Продюсер Наталья Полуянова говорит, что с каждым годом (а то и месяцем) становится все тяжелее быть «индивидуальным», производится колоссальный объем контента, на фоне которого сложно быть замеченным. Но если вы находите свою большую идею, появляется масса энергии и творчества: «Я желаю каждому найти такой огонь — когда есть это пламя, все остальное не существует», — заключает она.
Анна Радченко,
режиссер музыкальных клипов и рекламы
«Когда я переехала в Лондон, то начала вести блог на английском, чтобы налаживать знакомства. Тогда я увлеклась лекциями Гари Вайнерчука, который одним из первых начал говорить о личном бренде. В какой-то момент для меня стало очевидным, что у русской аудитории большой голод до информации, поэтому перевела блог на русский. Я полностью согласна, что профессиональный успех не всегда связан с медийностью и тем более с наличием подписчиков. Но количество глаз, которые на тебя смотрят, способствует более широкому распространению знаний о тебе как о крутом профессионале».