Назовите элементы единого учебного комплекса в чем заключается их взаимосвязь
Учебные элементы — как способ реализации информационной образовательной технологии модульного обучения в курсе информатики
Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю. (китайская пословица)
Что реально означает использование информационных технологий в образовательном процессе?
Информационные технологии сегодня интегрируют компьютерные и традиционные средства обучения, позволяют выбирать индивидуальные пути обучения, повышают эффективность обучения и способствуют развитию способностей учащихся.
Несколько лет я изучала возможности реализации технологии модульного обучения в курсе информатики. Учитывая интегрирующее значение информационной среды образовательного процесса на уроках информатики, следует отметить, что наиболее продуктивно модульный принцип обучения реализуется на основе современных информационных технологий. Только информационные технологии позволяют в наибольшей степени обеспечить мобильность и вариативность индивидуальной и групповой учебно-познавательной деятельности на основе систематической работы учащихся с компьютером, который используется на уроках информатики как средство обучения, объект изучения и инструмент практической деятельности.
Учебно-познавательная деятельность учащихся в модульном обучении осуществляется через учебные элементы.
Учебный элемент (УЭ) – это автономный учебный материал, предназначенный для освоения элементарной единицы знания и умения, используемый для самообучения или обучения учащихся под руководством учителя.
УЭ создается как проблемно-деятельностная практическая работа по решению поставленной задачи с учетом индивидуально-личностных качеств учащихся. Тема УЭ формулируется как вопрос-проблема и обычно начинается со слова “Как …” (“Как осуществить поиск в базе данных?), “Как заполнить двумерный массив?” и т.д.).
УЭ оформляется на бумажных или магнитных носителях, в зависимости от задач, которые они решают. Их использование на уроке характеризуется рядом особенностей:
Применение УЭ обеспечивает гибкую организацию учебного процесса, позволяя учителю варьировать их последовательностью. Например, если учащиеся пропустили урок, работа в группе может быть организована так: один учащийся выполняет новый УЭ, другие работают с теми, которые пропустили.
Для осуществления постоянного контроля и самоконтроля за ходом обучения каждый УЭ содержит раздел “Проверка достижений”, который служит для определения результативности каждого шага в обучении.
Информационные технологии позволяют разработать систему тестов, но одних только тестов достижений недостаточно для контроля за формированием более крупных умений.
Для решения этой задачи я применяю такие формы контроля, которые позволяют производить обобщение и систематизацию знаний по теме или разделу. К ним относятся:
Каждый учащийся, работая с УЭ, выполняет различные теоретические и практические задания. Файлы с выполненными на компьютере проблемно-деятельностными практическими работами, сообщениями, проектами он записывает в папку личных достижений, хранящуюся на магнитном носителе. Регистрация оценок выполненной работы (самооценка и оценка учителя) осуществляется в электронном дневнике, который также находится в этой папке.
Использование электронной папки личных достижений позволяет получать рефлексивно отображенное каждым учащимся содержание усвоенного учебного материала.
Структура урока, построенного на работе с учебными элементами: (этапы урока)
1. Вводный инструктаж.
На этом этапе учитель:
2. Ориентация в учебном элементе.
На этом этапе учащиеся:
3. Выполнение учебного документа.
На этом этапе учащиеся:
4. Оценка достижений и проверка результатов работы с учебным элементом.
На этом этапе проверки достижений учащиеся:
УЭ не являются единственным средством реализации целей урока. Они должны работать в комплексе с другими дидактическими материалами:
(Приложение1. Примеры учебных элементов.)
В результате обучения через УЭ происходит значимое положительной изменение в личностных характеристиках учащихся по таким показателям как способность к творческому мышлению, успешность освоения нового вида деятельности за компьютером, уровень организованности, адекватности самооценки учащегося проявленным индивидуальным познавательным возможностям.
Учебные элементы
Учебный элемент – структурный элемент модуля, раскрывающий один из важных элементов содержания.
— оформляется в виде отдельного документа на бумажном или электронном носителе;
— включает ориентировочную часть (цели, информационные ресурсы), информационную часть (основное содержание), диагностическую часть (тесты и учебные задания), рефлексивную часть (анкета для оценки достижений)
2. Структура учебного элемента
3. Связь частей учебного элемента
4. Организация информационной части учебного элемента
При создании материалов для дистанционного обучения очень важно рационально организовать информационную часть учебного элемента. Самым нерациональным способом представления информации является, пожалуй, текст, поскольку в нем информация не структурирована.
Можно назвать следующие способы структурирования информации:
4.1. Сравнение разных способов представления информации
Сделаем это на примере представления информации о дистанционном обучении.
Текстовый способ представления информации
Принципиальным в идее ДО является переход от принятого в традиционных видах образования (как очном, так и заочном) «движения учащихся за знаниями» к «движению знаний к учащимся». Использование методов ДО позволяет получать качественное образование в отдаленных районах, реально учиться без отрыва от основной работы, обучать лиц с физическими недостатками, значительно снизить транспортные расходы для получающих образование и т. д. Использование современных средств электронных коммуникаций позволяет обеспечить с умеренными финансовыми затратами контакт между учащимся и преподавателем, удаленными друг от друга на сотни или тысячи километров.
Табличный способ представления информации
«Движение учащихся за знаниями»
«Движение учащихся за знаниями»
«Движение знаний к учащимся»
Полный отрыв от основной работы
Частичный отрыв от основной работы
Без отрыва от работы
Доступность образовательных услуг ведущих учебных центров
Низкий уровень доступности
Средний уровень доступности
Высокий уровень доступности
Графический способ представления информации
Представление информации с использованием списков
Использование методов ДО позволяет:
— получать качественное образование в отдаленных районах,
— реально учиться без отрыва от основной работы,
— обучать лиц с физическими недостатками,
— значительно снизить транспортные расходы для получающих образование и т. д.,
— обеспечить с умеренными финансовыми затратами контакт между учащимся и преподавателем, удаленными друг от друга на сотни или тысячи километров.
Сравнительный анализ разных способов представления информации позволяет сделать вывод о том, что графический и табличный способы являются более эффективными, т. к. представляют информацию в более структурированном и систематизированном виде, делают ее более наглядной.
4.2. Преимущества графических схем и таблиц
Почему именно графические схемы или табличный способ представления информации играют важную роль в самообучении?
· с использованием графических схем можно представить тему целиком, увидеть выбранную проблему «с высоты птичьего полета»;
· графика помогает наглядно и понятно для себя и других представить структуру информации;
· когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи;
· повышается мотивация, окружающим легче воспринимать идеи проекта: человеческого мозгу всегда нужны графические образы;
с использованием схем можно «пораскачивать» свое мышление, сделать его более гибким, подвижным, избавиться от зашлакованности, стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.
В литературе также называются следующие преимущества графического представления информации:
· точность восприятия, запоминания и переработки информации лица, принимающего решения.
· агрегирование большого числа характеристик, что приводит к поддержке представления информации об объектах повышенной сложности.
4.3. Виды графических схем
С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи).
· «застенографировать» те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы размышляете над какой-либо задачей.
· оформить информацию так, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на «языке мозга».
Пример ментальной карты
В центре ментальной карты – основная проблема – Признаки дистанционного обучения. На боковых ветвях обозначены три основные признака с пояснительными картинками, на вспомогательных веточках каждый из признаков конкретизируется.
Ментальная карта в данном случае позволила систематизировать и конкретизировать информацию.
Составление ментальной карты
1) Для создания карты используются белые листы бумаги формата А4 или А3
2) При создании карты целесообразно использовать цветные шариковые ручки, карандаши или фломастеры (как минимум три цвета)
3) Для начала необходимо выделить тему, проблему или предмет для отображения в центре карты. Можно использовать пояснительный рисунок
4) От центрального изображения проводятся линии (ветви) к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения и слова.
5) Линии, идущие от слов, раскрывающих главные идеи, должны быть более тонкими.
6) Необходимо широко использовать рисунки для обеспечения лучшего раскрытия идей и положений.
7) Сначала следует оформить основные идеи, а затем уже их редактировать, перестраивать карту с тем, чтобы сделать ее более понятной и красивой.
На данном графе в верхнем прямоугольнике Основная тема. В нижних прямоугольниках глаголы, которые раскрывают содержание основного понятия, в нижних прямоугольниках конкретизация понятия для каждого глагола.
Способ создания денотатного графа:
1. Выделение ключевого слова или словосочетания.
2. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
3. Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т. д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия). Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — «веточки».
4. Соотнесение каждого слова — «веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т. д.
Виды денотатных графов
Денотатные графы могут быть положительными и отрицательными. При выстраивании денотатного графа следует учитывать позитивные характеристики, эталонные, существенные признаки понятия, что является содержанием положительного графа, и отрицательные моменты (антиподы, «подводные течения»), которые тоже являются составляющими этого же самого понятия и представляют своего рода препятствия на пути реализации позитивного. Эти существенные признаки выстраиваются в отрицательный граф.
Схема «Рыбьи косточки»
Схемы (диаграммы) «фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммы Ишикава.
Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.
Этот вид схем широко используется в менеджменте, так как позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие идеи. На такой схеме можно зафиксировать любое количество идей, ее часто используют на этапе проведения мозгового штурма.
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть явления. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания. Факты позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.
Использование схемы Фишбоун позволяет уточнить проблему, выявить причины ее возникновения, а также ключевые факты.
Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий.
Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления).
Требования к элементам учебно-методического комплекса (умк) по предметам
ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕМЕНТАМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (УМК) ПО ПРЕДМЕТАМ
Под школьным учебно-методическим комплексом (УМК) в дидактике понимают систему дидактических средств обучения по конкретному предмету, создаваемую в целях наиболее полной реализации образовательных и воспитательных задач, сформулированных в программах по предмету и служащую для развития личности учащихся. Центральное место в этом комплексе отводится учебнику.
Составные части (элементы) УМК.
Элементами учебно-методического комплекса (УМК) являются:
1. Материалы, определяющие содержание, объем курса, порядок его
изучения и преподавания:
— методика обобщающего типа и т. п..
2. Материалы, содержащие собственно курс, средства закрепления и средства контроля:
— учебно-нормативные (учебники, примерный тематический план и др.);
— обеспечивающие дифференцированный подход к обучению на едином базовом уровне общего среднего образования (практикумы, книги для чтения, словари, справочники, определители, пособия для обобщающего повторения) и др;
— обеспечивающие углубленное изучение предмета с выходом на развитие способностей и интересов личности учащегося (лабораторные работы повышенной трудности, факультативные курсы, практикумы, задачники и т. п.);
3. Материалы, обеспечивающие технологическую сторону учебно-воспитательного процесса:
— натуральные объекты, приборы, модели, макеты, плакаты;
— средства для диа-, кино, видео-техники.
4. Учебно-методические материалы, рассчитанные на преподавателей.
Состав УМК может определяться в плане сужения относительно оптимума: в форме учебника, методики обучения и наиболее необходимых средств обучения.
В комплекс к учебнику входят:
1. Справочник — в котором систематически излагается весь, подлежащий усвоению учениками за время обучения теоретический материал.
2. Рабочая тетрадь для самостоятельной работы учащихся — в котором могут даваться тексты для наблюдения и анализа фактов; задания и вопросы, требующие от каждого ученика обобщения изучаемых явлений и т. д.
3. Материалы для учителя — в которых дается примерное тематическое планирование, содержится система рекомендаций об организации занятий на уроке с применением комплекса. Значительное место отводится в этих материалах текстам упражнений, предназначенным для выполнения учеником с использованием рабочей тетради.
4. Материалы для самопроверки (дидактические средства) — они даются в кадрах диафильмов, в таблицах, справочнике. В них содержатся правила, тексты для самоконтроля, образцы последовательности рассуждений практических действий, задачи для самостоятельного решения.
Комплекс для учащихся может содержать такие основные средства обучения, как:
— рабочая тетрадь на печатной основе, карточки-задания для
самостоятельной работы учащихся, в котором могут даваться тексты для наблюдения, анализа фактов; задания и вопросы, требующие от каждого ученика обобщения изучаемых явлений;
— справочник, в котором систематически излагается весь подлежащий усвоению за время обучения теоретический материал, материалы для самопроверки;
— таблицы и экранные пособия (диафильмы, диапозитивы), в которых даются материалы для самопроверки, содержатся правила, тексты для самоконтроля, образцы последовательности рассуждений при выполнении практических действий и т. п.;
— чертежные и измерительные инструменты, приборы ;
— сборник задач и упражнений;
— обучающие компьютерные программы, электронные учебники.
УМК для учащихся должен обеспечивать:
— формирование и развитие всех компонентов и сторон учебной деятельности школьников для полноценного усвоения ими программы, овладения умениями и навыками;
— наличие средств обучения и правильную последовательность их использования применительно к этапам, методам обучения и формам организации работы с учащимися;
— учет особенностей и качественных различий восприятия и уровня сформированности знаний, умений и навыков школьников на каждом году обучения;
— возможность организации и управления учебной деятельностью учащихся со стороны учителя:
— учет особенностей современного урока;
— методическое обеспечение учебной деятельности для создания условий, необходимых и достаточных для:
а) самостоятельного усвоения учащимися содержания учебной задачи,
б ) осуществления широкого набора учебных действий и фиксации их
результатов,
в) осознанного контроля и самоконтроля, оценки и самооценки,
г) быстрой ориентации в учебнике.
Необходимым условием реализации этих требований является опора на такие свойства активной учебной деятельности, как:
— инициативность в учебной работе;
— определенный уровень сосредоточенности и напряжения умственных и физических сил, необходимый для достижения познавательных результатов.
Общие требования к элементам учебно-методического комплекса для учителей.
В системе методических пособий необходимо внедрить идеи оптимального выбора методов, форм и средств обучения. Все типы методических пособий призваны содействовать повышению доступности преподавания, устранению перегрузки школьников учебной работой.
Достижение этой цели обеспечивают краткость, точность, ясность и живость изложения, совершенствование методического аппарата. Стиль и язык методических пособий должны быть более доступными, позволяющими педагогам лучше учесть конкретные условия и возможности, свои собственные сильные стороны.
Пособия необходимо лучше иллюстрировать, используя цветные фотографии, схемы, диаграммы, занимательные мультипликации и т. п.
По функциональным особенностям различают:
1. Пособия, посвященные теории изучаемого предмета, предполагающие:
— усиление методологического анализа тех или иных научных проблем;
— раскрытие межнаучных связей при описании конкретных научных проблем, включая открытия на стыках наук;
— отражение новейших достижений науки и техники.
2. Пособия по общим вопросам методики, в которых предполагаются:
— раскрытие задачи повышения научного и идейного уровня изучения данного предмета, пути усиления практической направленности преподавания, мировоззренческого воспитания учеников;
— расширение возможностей учителей в выборе оптимальных методов, форм и средств обучения, в применении компьютеров в обучении;
— рекомендации о методах и подходах к преодолению причин отставания школьников в учебе, выявлении их интересов;
— рекомендации о формировании у учеников общеучебных умений и навыков: навыков работы с книгой, приемов самостоятельной учебно-познавательной деятельности и самоконтроля в процессе учения, специальных практических умений;
— отражение межпредметиых связей.
3. Пособия по методике изучения отдельных тем и разделов предполагают.
· Учет и использование рекомендаций современной дидактики об интенсификации и оптимизации учебно-воспитательного п роцесса, применении их в единстве, при этом
а) способами интенсификации обучения являются:
—увеличение объема усвоения учебного материала;
— ускорение темпа обучения;
—внедрение активных, форм организации учебного процесса (семинары, собеседования, учебные дискуссии, практикумы, экскурсии, конкурсы, встречи и др.);
—использование новейших технических средств обучения, включая компьютер и др.
б) способами оптимизации учебного процесса являются:
—комплексное планирование задач образования, воспитания и общего развития школьников при изучении данной темы;
—отбор оптимального содержания материала для уроков по их научности, объему и доступности;
—выбор оптимальных методов, форм и средств обучения и контроля;
—дифференцированный подход к ученикам разной успеваемости;
—строгое нормирование объема и сложности домашних заданий, предупреждающее перегрузку учеников.
• Учет основных функций элементов УМК, содействующих эффективности организации учебной деятельности учащихся. При этом элементы УМК должны:
1. На этапе подготовки школьников к усвоению новых знаний способствовать повышению их самостоятельности в:
—процессе группировки фактов:
—приведении в готовность определенной совокупности ранее усвоенных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения нового материала.
2. В процессе ознакомления с новым материалом — содействовать активизации познавательной деятельности каждого ученика при восприятии и осмысливании нового материала:
—прививать умения наблюдать, находить существенные признаки;
—самостоятельно в результате поиска формулировать выводы;
—обосновывать свои практические действия;
—способствовать повышению развивающей роли упражнений;
— обеспечивать умственную активную работу учащихся;
— совершенствовать практические действия в процессе упражнений;
— способствовать сокращению времени на выполнение заданий тренировочного характера, репродуктивного характера;
— прививать умения проверять, оценивать результаты своей учебной деятельности;
— способствовать применению усваиваемого материала в творческой деятельности.
• Учет педагогических и методических требований, таких, как:
1. Наличие заданий, самостоятельное выполнение которых повышает познавательную активность школьников в процессе подготовки к усвоению нового материала и требующих:
— воспроизведения необходимых сведений;
— группировки и выявления в правилах существенных признаков:
— сопоставления незнакомого материала с ранее изученным;
— накопления данных, необходимых для постановки познавательной задачи;
— создания поисковых ситуаций, побуждающих к активной умственной и практической деятельности, с соблюдением требования посильности заданий для учащихся.
2. Наличие заданий, самостоятельное выполнение которых повышает познавательную активность школьников в процессе ознакомления их с новыми правилами, понятиями, законами, и требующих:
— активного наблюдения, ознакомления с фактическим материалом, понимания его особенностей;
— соотнесения ранее усвоенного материала с вновь овладеваемым;
— анализа фактического материала, сравнения, нахождения сходств, различий, выявления существенных признаков, характеризующих новое понятие, правило;
— практического применения теоретических положений, обоснования своих действий, проверки правильности выполнения заданий.
3. Наличие заданий, выполнение которых прививает учащимся умения обосновывать свои практические действия в процессе пробных и тренировочных упражнений, требующих:
— закрепления знаний учащихся, выработку у них умений и навыков;
— применения усвоенных знаний, умений, навыков в разных ситуациях, в новых условиях, при решении новых задач и т. п.
4. Наличие заданий, требующих от учащихся повторения приобретенных знаний, умений и навыков в связи с усвоением нового материала, нацеливающих учащихся на:
— самостоятельное применение системы виутритемных правил, понятий, на их синтезирование, на проведение обобщений более высокого порядка;
— проведение сравнения изучаемого материала с повторяемым, самостоятельное установление смысловых ассоциаций между ними, упрочение знаний, умений и навыков по темам;
— формирование у учащихся умений самостоятельно делать более сложные межтемные выводы.
5. Наличие заданий творческого характера, формирующих у учащихся сложные умения, умения излагать письменно свои мысли, увеличивающих удельный вес самостоятельной деятельности, творческой активности учащихся.
Требования к дидактическим материалам для самостоятельной работы учащихся.
Дидактический материал для самостоятельной работы учащихся:
— не повторяет вопросы-задания и упражнения учебника;
— рассчитан на индивидуализированную работу учащихся;
— учитывает особенности развития и интересы школьников;
— повышает активность дидактических функций пособий;
— повышает эффективность применения компонентов УМК;
— обязателен в организации учебно-воспитательного процесса по реализации содержания образования по данному предмету.
Одним из основных элементов УМК являются таблицы, которые содержат:
— предметные и сюжетные картины, схемы-модели различных установок, оборудований
— группы сюжетных картинок, слов и т. п.,
— связные тексты варьирующие материал применительно к содержанию учебника, программы, значительно обогащающие информацию, задающие целостное представление об объекте.
Основное назначение таблиц состоит в том, чтобы:
— вести с классом фронтальную работу, подготавливающую учащихся к самостоятельной работе;
— учить детей связно и последовательно рассуждать по содержанию сюжетных картин, групп предметных картинок, схем-моделей;
— упражнять индивидуально учащихся под контролем учителя;
— подготавливать всех учащихся к восприятию нового материала на уроках;
— помогать демонстрировать учащимся и закреплять у них правильные представления под контролем учителя, который получает обратную информацию о качестве усвоения;
— организовать внимание учащихся к главным моментам урока;
— усилить активную деятельность учащихся с разным уровнем подготовки;
— создавать условия для воздействия учителя на личность ученика.
Тетрадь «а печатной основе (рабочая тетрадь)
По организации самостоятельных работ они предназначены для работы:
— фронтальной (общеклассной), при которой ученики самостоятельно выполняют одно и то же задание;
— групповой (3-6 человек), когда учащиеся выполняют задание небольшой группой;
— парной, когда школьники выполняют задание вдвоем;
— индивидуальной, при которой каждый ученик выполняет свое задание;
— дифференцированной, когда задания, учитывают особенности учащихся, способность их к учению.
По направленности рабочие тетради, в основном, предназначены для самостоятельной работы: репродуктивной и продуктивной.
Задачами рабочей тетради являются:
— детальное раскрытие содержания и объема учебного материала, предусмотренного программой;
— выделение основного из содержания материала;