Назовите главные признаки цивилизации как ступени развития человеческого общества чем одна история
Назовите главные признаки цивилизации как ступени развития человеческого общества чем одна история
Подробное решение параграф Вопросы к главе 1 по истории Россия в мире для учащихся 10 класса, авторов Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., В.А. Рогожкин Базовый уровень 2013
1. Назовите главные признаки цивилизации как ступени развития человеческого общества. Чем одна цивилизационная общность людей отличается от другой?
– деление общества на группы и появление государства;
– наследственная собственность на землю;
– появление городов и монументальных сооружений;
– научные знания, изобретения, открытия.
Каждая цивилизацонная общность имеет неповторимое своеобразие. Они отличаются друг от друга по системам ценностей, обычаям, культуре, производственной технологии, своей морали и философии.
2. На чем основывалось утверждение философа К. Ясперса, что «Азия. хронологически представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди»?
Потому что именно в Азии появились практически все первые цивилизации, за исключением египетской (Древний Вавилон, Древний Китай и Индия).
3. Каким образом природно-климатические условия обусловили в древности особенности развития хозяйственной жизни и направленность социально-политических процессов у народов Азии и Средиземноморья?
Мягкий климат Азии и Средиземноморья позволил быстрее перейти от присваивающего хозяйства к производящему, что способствовало переходу к оседлому образу жизни.
В Азии, благодаря теплому климату и наличию крупных рек, которые ежегодно разливались, развивалось ирригационное земледелие. В свою очередь создание и использование системы ирригационных сооружений потока воды, подаваемой на поля, строительство оборонительных укреплений требовали коллективных усилий многих людей. Для организации таких работ требовалась сильный руководитель и многочисленный штат чиновников. Постепенно на Востоке сложилась особая форма государства — деспотия, где власть и собственность были неразделимы. Правитель, обладавший абсолютной властью, являлся и верховным собственником всей земли. Права правителя на все подвластные ему земли закреплялись законами, религиозными традициями и обычаями. В древневосточных государствах практически не существовало частной собственности. Знатному человеку по наследству передавалась государственная должность с соответствующими закрепленными за ней правами и привилегиями (включая и получение продуктов с определенных земель).
В древневосточных деспотиях формировался централизованный аппарат управления, который контролировал всю жизнь страны. Законы и традиции определяли место каждого социального слоя (и человека, к нему относящегося) внутри своеобразной социальной пирамиды. На вершине этой пирамиды находился правитель. Степень близости к нему определяла положение, обязанности, права и привилегии чиновников. Основная масса населения доступа к власти не имела.
Природно-климатические условия Средиземноморья также отличались мягкой, влажной зимой и теплым, жарким, сухим летом. Но в Средиземноморье не было крупных рек и широких долин, что толкало жителей к занятию ремеслами и морской торговлей. Это привело к тому, что в отличие от стран Востока, здесь власть не была сконцентрирована только в руках землевладельческой знати. А значит, не было условий для возникновения деспотии. Верховная власть в государстве принадлежала народному собранию, в котором могли участвовать все полноправные граждане. Собрание принимало законы, избирало правителей, заключало мир или объявляло войну. Хотя решающее слово в большинстве полисов принадлежало родовой знати, простые граждане также могли влиять на принятие важнейших государственных решений.
Таким образом, природно-климатические условия Азии способствовали развитию ирригационного земледелия и становлению деспотия, в то время как в Средиземноморье развивались торговля и ремесла и возникла демократия, для которой было характерно широкое участие граждан в государственных делах.
4. Какие главные перемены произошли в жизни народов Западной Европы в раннее Средневековье?
— переход от подсечного земледелия к двуполью;
— в германских племенах соседская община пришла на смену родовой, произошел переход к частной собственности;
— возникновение варварских государств (франков, остготов, вестготов, кельтов и др.);
— принятие христианства варварскими племенами;
— начало формирования феодальной собственности.
5. Какую роль играла государственная власть в жизни древних и средневековых обществ Востока? Чем эта роль отличалась в странах античного мира и в странах раннесредневековой Европы? К какому типу общества (восточному или западному), по вашему мнению, следует отнести Византию? Обоснуйте свою точку зрения.
Государственная власть в жизни древних и средневековых обществ Востока играла главенствующую роль. Правитель на Востоке обладал абсолютной властью. Права правителя на все подвластные ему земли закреплялись законами, религиозными традициями и обычаями. После возникновения ислама государственная власть объединилась с духовной и правитель страны продолжал обладать абсолютной властью в государстве. Такое государство называется теократическим.
Для античного мира было характерно ограничение власти правителя государства народом, точнее гражданами страны. Народ избрал руководителей, участвовал в принятии законов и иных важных для государства вопросов. Позже в раннесредневековых странах значение государственной власти возросло, а институт гражданства исчез, но все же правитель не обладал абсолютной властью. Власть правителя страны чаще всего ограничивалась королевским советом, а также представителями церкви, которые имели не меньшее влияние, чем светская власть. Глава западной церкви успешно претендовал не только на духовную власть над всеми христианами, но и на верховенство над светскими владыками — королями, герцогами и князьями.
Я думаю, что Византию по значению государственной власти можно отнести к восточному типу общества. Император обладал сильной, почти абсолютной властью. Он назначал чиновников и военачальников, контролировал сбор налогов, лично командовал армией. Родовая знать не имела в Византии того влияния, которое было у нее в странах Западной Европы. Византийские императоры полностью подчинили себе церковь. Императоры беззастенчиво вмешивались в церковные дела и влияли на назначение патриарха.
6. Докажите, что именно христианство стало основой сформировавшейся в Западной Европе средневековой цивилизации.
В основу средневековой цивилизации Западной Европы легло христианство, потому что именно христианская церковь в период крушения Западной Римской империи осталась единственной организованной силой. В эпоху постоянных войн, упадка морали церковь выступала в качестве хранительницы культуры, защитницы ценностей порядка и милосердия. Ее служители словом Божьим и силой смиряли самых непокорных, самых необузданных варварских вождей. Об этом свидетельствуют сохранившиеся на страницах средневековых рукописей легенды, повествующие о тревогах и бедах той эпохи. Христианство внушало всем верующим людям единые правила поведения, представления о добрых и дурных поступках.
Грамотные деятели церкви зачастую были единственными помощниками варварских королей, которые могли вести учет расходов и доходов, государственную переписку и хроники, прославлявшие деяния своих патронов. Принадлежность к христианской церкви объединяла варварские государства, часто враждовавшие друг с другом.
Религия и церковь заполняли всю жизнь человека средневековой эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Монополизировав в обществе культуру, науку, грамотность церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Христианство стало важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в средние века оно превратилось в одну из мировых религий.
7. Составьте синхронистическую таблицу: «Основные события в Европе и на Ближнем Востоке в V—XI вв.».
476 – падение Западной Римской империи;
Кон. V—VIII в – возникновение и существование варварских королевств в Западной Европе;
527 – 565 – правление императора Юстиниана, укрепление позиций Византийской империи;
Первая половина VII в. – возникновение ислама;
VII—X вв. – возникновение и существование Арабского халифат
800 г. – коронация Карла Великого;
843 г. – Верденское соглашение о разделе империи Карла Великого;
962 – Образование Священной Римской империи;
1054 г. – раскол христианства на православие и католицизм;
1066 – победа Вильгельма Завоевателя под Гастингсом, начало нормандского завоевания Англии;
Кон. X — нач. XI в. Вступление Европы в эпоху феодальной раздробленности.
8. Почему, по вашему мнению, арабам удавалось успешно теснить Византию, постепенно захватывая земли империи?
Я считаю, что арабам удавалось успешно теснить Византию потому что,
во-первых, Византия вела частые изматывающие войны с Ираном, что привело к ослаблению позиций обеих стран;
во-вторых, арабы были сплочены единой религий – исламом, согласно которому считалось, что мусульманин, погибший во время джихада, сразу попадал в рай. Победить фанатичных воинов было очень трудно;
в-третьих, мусульмане разрешали завоеванным народам жить по законам своих религий (за исключением язычников), и таким образом не вызывали сильного отторжения местными народами.
Что такое цивилизация
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В век высоких технологий не принято задумываться о том, что было в далеком прошлом.
Многим кажется, что человек всегда был таким разумным, как сейчас и мог также масштабно создавать свою культуру (вторую природу) как сейчас.
Однако миллионы лет люди жили в дикости и не имели цивилизации в отличие от наших современников. Сегодня мы узнаем, что такое цивилизация, какими признаками она обладает и сколько ее видов принято выделять в науке.
Цивилизация — это.
Цивилизация (от лат. civilis – государственный, гражданский) — это определенная стадия развития человеческого общества, которая отражает достижение некоторого уровня социальности.
Уровень социальности выражается в способности создавать культурные ценности, обеспечивать саморегуляцию посредством социальных норм, жить в относительной независимости от природы и ряде других признаков.
Существуют иные подходы к определению цивилизации:
В числе первых ввел в научный оборот понятие цивилизация шотландский ученый Адам Фергюсон. Он предложил собственную периодизацию всемирной истории, состоящую из трех стадий: дикость, варварство и цивилизация.
С началом XX столетия этот подход утратил поддержку в научных кругах, а ему на смену пришло циклическое понимание истории, которое отдает предпочтение цивилизации как локальной форме существования.
Признаки цивилизации
При определении перехода от архаичного периода к цивилизации большое значение имеют признаки, на основании которых обозначается появление нового формата жизни общества.
Важную роль в решении этого вопроса сыграл английский ученый Гордон Чайлд, выделивший следующие признаки цивилизации:
В 1959 году после научной дискуссии в Чикаго было принято решение обобщить эти признаки и свести к трем основным — строительство городов и монументальных сооружений, а также изобретение письменности.
Важным признаком цивилизации можно считать культурную самоидентификацию людей, олицетворяющих себя с тем или иным сообществом.
Она постоянно изменяется, что приводит к сдвигу цивилизационных границ. Вспомним, как менялось понятие гражданин Рима. Сначала это были исключительно обитатели Вечного города, а во времена империи в эту категорию включили жителей многочисленных провинций, поэтому парфяне, ливийцы или египтяне также могли считаться римлянами.
Виды цивилизаций
Современная наука не выработала единого подхода к пониманию видов цивилизации, поэтому существуют подходы различных ученых, которые по-своему определяли типологию.
Всего выделил 21 цивилизацию, в числе которых православная христианская в России.
Они независимы друг от друга и проходят все стадии от зарождения до гибели. В концепции Шпенглера 9 цивилизаций от египетской, вавилонской и индийской до зарождающейся русско-сибирской.
Он рассматривал ее как биологический организм и считал, что период жизни ограничен 1200—1400 годами. Данилевский выделил 10 цивилизаций, среди которых римская, греческая, индийская, китайская, египетская, славянская и другие.
По его мнению, в будущем военные столкновения приобретут новый формат — они будут вестись не между странами, а между культурами. Он выделил 5 типов цивилизаций, называя их государствами:
Чем цивилизации отличаются от выделенных классиками марксизма (что это?) формаций можно узнать здесь:
Западная и восточная цивилизации
В общемировом масштабе выделяют цивилизации Востока и Запада. Несмотря на географическое название между ними существуют глубинные культурно-исторические различия, что нередко приводило и приводит к противостоянию.
Как писал Р.Киплинг:
Запад есть запад, восток есть восток
Не встретиться им никогда.
Лишь у подножья Престола Божья
В день страшного суда.
Западная цивилизация представляет собой мир рациональных людей, стремящихся подчинить природу. Они ставят во главу угла свободу личности и неприкосновенность ее собственности. Основу экономики составляют рыночные отношения.
В соответствии с принципами демократии (что это?) человеку дается право участвовать в политике и бороться за свои права. Запад в любой период своего существования стремится к прогрессу и развивается поступательно.
Восточная цивилизация характеризуется эмоционально целостным восприятием действительности. Она нацелена на гармоничные взаимоотношения с природой и созерцание окружающего мира.
Приоритет в развитии отдается подчинению интересов личности обществу и государству.
В политической сфере доминирует идея сильного государства в форме восточной деспотии. В духовном плане преобладает традиционность, стремление к воспроизведению подобных ценностей, а развитие общества имеет цикличный характер.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
Сейчас появляется все больше групп населения, которые умышленно отказываются от благ цивилизации, называя большинство достижений злом и отходом от истоков. На мой взгляд, это очень узколобое мышление.
Если наука изобрела вредный пластик, это еще не значит, что нужно отказаться от вакцины, гигиены и других здравых вещей. Во всем нужен баланс без крайностей, а еще не помешает поднять уровень культуры.
Все эти характеристики цивилизаций из разряда астрологических прогнозов, особенно, что касается восточной цивилизации, которая якобы живёт в гармонии с природой, хотя по уровню всяких загрязнений в окружающую среду восток впереди планеты всей.
Иван: с западной еще сложнее. Ее и цивилизацией назвать трудно, ибо агрессия Запада, проявляемая на протяжении столетий, никак не вяжется с этим гуманистическим понятием.
Восточная цивилизация — это слишком общее понятие, неужели кто-то думает, что менталитет русского человека ближе к менталитету китайца, а не француза или англичанина.
Если взять шкалу Кардашева, то наша цивилизация находится на самом низшем уровне развития, можно сказать, мы ещё первобытные люди.
Несмотря на все достижения человечества, думаю, мы сильно переоцениваем свое влияние на планету. Кроме того, проблемы с экологией вполне решаемы, было бы желание.
Думаю, что цивилизация началась с того момента, как человек обрёл разум и неважно, что люди тогда жили в пещерах, всё равно это была цивилизация, пусть и примитивная.
Помогите, пожалуйста, с историей, 10 класс.
1) Назовите главные признаки цивилизации как ступени развития человеческого общества.Чем одна цивилизационная общность людей отличается от другой?
2) Каким образом природно-климатеческие условия обусловили в древности особенности развития хозяйственной жизни и направленность социально-политический процессов у народов Азии и Средиземноморья?
3) Какую роль играла государственная власть в жизни древних и средневековых обществ Востока? Чем эта роль отличилась в странах античного мира и в странах ранеевосточной Европы? К какому типу общества (восточному или западному), по вашему мнению, следует отнести Византию? Обоснуйте свою точку зрения.
Докажите, что именно христианство стало основной сформировавшейся в Западно Европе средневековой цивилизацией.
1) Назовите главные признаки цивилизации как ступени развития человеческого общества.Чем одна цивилизационная общность людей отличается от другой?
2) Каким образом природно-климатеческие условия обусловили в древности особенности развития хозяйственной жизни и направленность социально-политический процессов у народов Азии и Средиземноморья?
3) Какую роль играла государственная власть в жизни древних и средневековых обществ Востока? Чем эта роль отличилась в странах античного мира и в странах ранеевосточной Европы? К какому типу общества (восточному или западному), по вашему мнению, следует отнести Византию? Обоснуйте свою точку зрения.
Докажите, что именно христианство стало основной сформировавшейся в Западно Европе средневековой цивилизацией.
1) Назовите главные признаки цивилизации как ступени развития человеческого общества.Чем одна цивилизационная общность людей отличается от другой?
2) Каким образом природно-климатеческие условия обусловили в древности особенности развития хозяйственной жизни и направленность социально-политический процессов у народов Азии и Средиземноморья?
3) Какую роль играла государственная власть в жизни древних и средневековых обществ Востока? Чем эта роль отличилась в странах античного мира и в странах ранеевосточной Европы? К какому типу общества (восточному или западному), по вашему мнению, следует отнести Византию? Обоснуйте свою точку зрения.
Докажите, что именно христианство стало основной сформировавшейся в Западно Европе средневековой цивилизацией.
Цивилизация как этап развития человеческого общества
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие цивилизации в рамках социологического анализа
Понятие «цивилизация» стало активно использоваться, начиная с ХVIII в. До появления существительного использовалось глагол «цивилизовать» и причастие «цивилизованный». В «Общем словаре» А.Фуретьера в 1690 зафиксировано глагол «цивилизовать» как утверждение определенных норм. В 1757 г.. Термин используется маркизом де Мирабо в работе «Друг законов», под которым понимается смягчения нравов и знания, которые для этого используются. Впоследствии различия в толковании термина углубляются.
Обобщая различные подходы к определению категории цивилизация, приходим к выводу, что под цивилизацией в глобальном понимании чаще всего предполагается высшая стадия развития общества.
Исследование и развитие теорий цивилизации в гуманитарных науках
Содержание понятия «цивилизация» в значительной степени определяется тем, как оно соотносятся с понятием «культура». В истории общественной мысли существует несколько основных подходов к проблеме соотнесения понятий «культура» и «цивилизация»: Во-первых, это фактическое отождествление культуры и цивилизации (Ф. Гизо, Т. Бокль). Цивилизация рассматривалась как вся совокупность культурных достижений человечества. Во-вторых, это понимание цивилизации как проявления культуры. Н. Данилевский, А. Тойнби рассматривали историю человечества как иаку, состоящий из нескольких территориально локализованных (обособленных друг от друга) цивилизаций, в своем существовании проходят определенные этапы культурного развития.
Готовые работы на аналогичную тему
В отличие от них такие исследователи, как Л. Морган и другие вваалы, что цивилизация представляет собой совокупность результатов культурного развития, присущих определенному этапу истории человечества.
Третий подход базировался на фактическом противопоставлении культуры и цивилизации (О. Шпенглер, Н. Бердяев). Цивилизация понималась как конечная стадия культурного развития, знаменует собой гибель культуры как творческого процесса. Если в начале культурного процесса царит дух жизненной творчества, то на его последней стадии остается только результат этого творчества, воплощения в совокупности материальных средств существования, не имеет ничего общего с настоящей культурой.
Из всех приведенных подходов наиболее привлекательно выглядит второй, поскольку он позволяет отличить цивилизацию от культуры; подчеркивает родство цивилизации и культуры.
Стадиальные теории цивилизаций определяют ее как единственный прогрессивный процесс развития человечества, выделяя определенные стадии – локальные цивилизации. Сторонниками такого подхода является, в частности, российский исследователь Ю. Яковец. Он рассматривает цивилизацию как «определенную стадию в циклическом развития общества в целостности элементов, составляющих ее».
Самое распространенное выделение 7 мировых циклов-цивилизаций, объединенных в три суперцикла:
Теории локальных цивилизаций
Теоретики локальных цивилизаций изучали большие сообщества, которые сложились исторически, и занимали определенную территорию, имели ограниченный период жизнедеятельности и свои особенности культурного развития.
Исследователь А. Тойнби насчитал сорок семь локальных цивилизаций трех поколений и пять живых цивилизаций начале ХХ века. В своей работе он категорически отрицал идею о единстве цивилизации, аргументом в защиту этого мнения является то, что «западная цивилизация положила начало всей экономической унификации».
Мир состоит из сравнительно большого количества самодостаточных цивилизаций, между которыми достаточно мало общего. Сначала А. Тойнби выделил из общего числа 21 цивилизацию, но позже в процессе изучения пришел к выводу что их не больше 13.
По его мнению, это развитие цивилизации выглядел так:
Профессор Гарвардского университета С. Хантингтон исследовал роль цивилизационного фактора в международных отношениях и утверждал, что классическая теория международных отношений логично объясняла международные отношения до конца XX в.
Однако после разрушения биполярной системы, уровня конфликтогенности современной системы международных отношений повысился, «Государства сотрудничают и создают союзы с государствами с подобной культурой и чаще бывают в конфликте со странами из других культурных кругов».
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 18 10 2021
Цивилизация
Содержание
Появление термина
Попытку установить время появления термина одним из первых предпринял французский историк Люсьен Февр. В своей работе «Цивилизация: эволюция слова и группы идей» учёный пришёл к выводу, что впервые термин в напечатанном виде появляется в работе «Древность, разоблаченная в своих обычаях» (1766) французского инженера Буланже.
Когда дикий народ становится цивилизованным, ни в коем случае не следует считать акт цивилизаций законченным после того, как народу даны четкие и непререкаемые законы: нужно, чтобы он относился к данному ему законодательству как к продолжающейся цивилизации. Тем не менее оба автора отмечают, что до приобретения термином социально-культурного значения (как стадии культуры, противопоставленной дикости и варварству) оно имело юридическое значение — судебное решение, которое переводит уголовный процесс в разряд процессов гражданских — которое со временем было утрачено. Такую же эволюцию (от юридического значения к социальному) слово проходило и в Англии, однако там в печатном издании оно появилось спустя пятнадцать лет после публикации книги Мирабо (1772). Тем не менее обстоятельства упоминания этого слова [прим. 1] указывают на то, что слово ещё ранее вошло в обиход, что также объясняет быстроту его дальнейшего распространения. Исследование Бенвениста указывает на то, что появление слова civilization (разница в одной букве) в Великобритании было практически синхронным. В научный оборот его ввёл шотландский философ Адам Фергюсон, автор сочинения «An Essay on the History of Civil Society» (в русс. пер. «Опыт истории гражданского общества») (1767), где уже на второй странице отметил [7] : Путь от младенчества к зрелости проделывает не только каждый отдельный индивид, но и сам род человеческий, движущийся от дикости к цивилизации. Not only the individual advances from infancy to manhood, but the species itself from rudeness to civilization. И хотя Бенвенист оставил открытым вопрос об авторстве термина, о возможном заимствовании Фергюсоном понятия из французского лексикона или из ранних трудов его коллег, именно шотландский учёный впервые использовал понятие «цивилизация» в теоретической периодизации мировой истории, где противопоставил его дикости и варварству. С этого времени судьба данного термина тесно переплелась с развитием историософской мысли в Европе. Цивилизация как стадия общественного развитияПериодизация, предложенная Фергюсоном, продолжала пользоваться большой популярностью не только в последней трети XVIII в. но и на протяжении почти всего XIX в. Её плодотворно использовали Льюис Морган («Древнее общество»; 1877) и Фридрих Энгельс («Происхождение семьи, частной собственности и государства»; 1884). Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историюИзучение локальных цивилизацийВ XIX веке европейские историки, получив первые сведения о восточных обществах, пришли к выводу, что между обществами, находящимися на стадии цивилизации, могут существовать качественные различия, что позволило им говорить не об одной цивилизации, а о нескольких цивилизациях. Впрочем, представления о культурных различиях между европейской и неевропейскими культурами появились ещё раньше: к примеру, российский исследователь И. Н. Ионов трактует заявления итальянского философа Джамбаттисты Вико (1668—1744) о том, что «император китайский в высшей степени культурен», как зародыш представлений о существовании особой китайской цивилизации, а значит, и о вероятной множественности цивилизаций. Тем не менее, ни в его работах, ни в сочинениях Вольтера и Иоганна Готфрида Гердера, выражавших идеи, родственные идеям Вико, понятие цивилизация не было главенствующим, а понятие локальная цивилизация не употреблялось вообще. [11] Впервые термин локальная цивилизация появился в работе французского философа Шарля Ренувье «Руководство к древней философии» (1844). Спустя несколько лет свет увидела книга французского писателя и историка Жозефа Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853—1855), в которой автор выделил 10 цивилизаций, каждая из которых проходит свой собственный путь развития. Возникнув, каждая из них рано или поздно погибает, и западная цивилизация не является исключением. Однако мыслителя совершенно не интересовали культурные, социальные, экономические различия между цивилизациями: его волновало лишь то общее, что было в истории цивилизаций, — возвышение и падение аристократии. Поэтому его историософская концепция имеет косвенное отношение к теории локальных цивилизаций и прямое — к идеологии консерватизма. Идеи, созвучные работам Гобино, излагал и немецкий историк Генрих Рюккерт, который пришёл к выводу, что история человечества — это не единый процесс, а сумма параллельно протекающих процессов культурно-исторических организмов, которые невозможно расположить на одной линии. Немецкий исследователь впервые обратил внимание на проблему границ цивилизаций, их взаимовлияния, структурных отношений внутри них. Вместе с тем Рюккерт продолжал рассматривать весь мир как объект воздействия Европы, что обусловило наличие в его концепции реликтов иерархического подхода к цивилизациям, отрицание их равноценности и самодостаточности. [11] Первым на цивилизационные отношения взглянуть через призму не европоцентрического самосознания удалось русскому социологу Николаю Яковлевичу Данилевскому, который в своей книге «Россия и Европа» (1869) противопоставил стареющей европейской цивилизации молодую славянскую. Русский идеолог панславизма указывал, что ни один культурно-исторический тип [прим. 3] не может претендовать на то, чтобы считаться более развитым, более высоким, чем остальные. Западная Европа в этом отношении не представляет исключения. Хотя эту мысль философ не выдерживает до конца, порой указывая на превосходство славянских народов над своими западными соседями.
Критерии выделения цивилизаций, их количествоЦиклы цивилизацийНа этапе развития складывается и развивается целостный социальный порядок, отражающий базисные ориентиры цивилизационной системы. Цивилизация формируется как определённая модель социального поведения индивида и соответствующей структуры общественных институтов. [19] Расцвет цивилизационной системы связан с качественной завершённостью в её развитии, окончательным складыванием основных системных институтов. Расцвет сопровождается унификацией цивилизационного пространства и активизацией имперской политики, что соответственно символизирует остановку качественного саморазвития общественной системы в результате относительно полной реализации базовых принципов и перехода от динамичного к статичному, охранительному. Это составляет основу цивилизационного кризиса — качественного изменения динамики, движущих сил, основных форм развития. [19] На этапе угасания цивилизация вступает в стадию кризисного развития, крайнего обострения социальных, экономических, политических конфликтов, духовного разлома. Ослабление внутренних институтов делает общество уязвимым для внешней агрессии. В итоге цивилизация погибает или в ходе внутренней смуты, или в результате завоевания. [19] КритикаИсторик-востоковед Л. Б. Алаев отмечает, что все критерии выделения цивилизаций (генетический, природный, религиозный) крайне уязвимы. А раз отсутствуют критерии, то невозможно сформулировать и понятие «цивилизации», которое до сих пор остаётся предметом споров, как и их границы, и количество. Кроме того, цивилизационный подход апеллирует к понятиям, выходящим за рамки науки, и как правило связанным с «духовностью», трансцендентностью, судьбой и т. д. Всё это ставит под вопрос собственно научность учения о цивилизациях. Учёный отмечает, что аналогичные ему идеи обычно поднимают на щит элиты стран периферийного капитализма, предпочитающие вместо отсталости говорить о «самобытности» и «особом пути» своих стран, противопоставляющие «духовный» Восток «материальному, загнивающему, враждебному» Западу, провоцирующие и поддерживающие антизападные настроения. Российским аналогом таких идей является евразийство. [23] Этнолог В. А. Шнирельман также пишет, что в цивилизационном подходе акцент делается на культуре, и в силу расплывчатости и сложности этого понятия чёткие критерии выделения цивилизаций установить тоже невозможно. Нередко при установлении границ цивилизаций руководствуются националистическими идеями. Беспрецедентную популярность цивилизационного подхода в постсоветской России (в том числе и в научных кругах) учёный объясняет кризисом идентичности, охватившим общество после распада СССР. Особую роль в этом сыграли, по его мнению, широко известные построения Л. Н. Гумилёва. Расцвет популярности цивилизационного подхода в России совпал с периодом доминирования неоконсервативных, националистических и неофашистских идеологий. Западная антропология к тому времени от учения о цивилизациях уже отказалась и пришла к выводу об открытом и бессистемном характере культуры. [24] Российский историк Н. Н. Крадин так пишет о кризисе теории цивилизации на Западе и её возросшей популярности на территории постсоветских стран: В настоящее время (2011 год) свою деятельность продолжает «Международное общество сравнительного изучения цивилизаций (англ.) русск. », которое проводит ежегодные конференции и осуществляет выпуск журнала «Comparative Civilizations Review».
|