Назовите характерные отличия внешнеполитического курса ссср в послевоенные годы чем новая стратегия
Внешняя политика СССР в послевоенные годы
Изменения на международной арене
Внешнеполитическая деятельность Советского государства во второй половине 40-х годов совершалась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел дипломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе.
В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии. Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры.
В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). На него возлагалась координация действий компартий государств народной демократии, которые стали называть себя социалистическими. В документах совещания был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря — империалистический и демократический, антиимпериалистический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государственного руководства СССР. Эти взгляды нашли отражение, в частности, в работе И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В работе содержался также вывод о неизбежности войн в мире до тех пор, пока существует империализм.
Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии, Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашение с Китаем предусматривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтверждалось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатические отношения с государствами, получившими независимость в результате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны).
Начало холодной войны
Одной из форм проявления холодной войны стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Североатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира.
Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40—50-х годов в связи с корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-Демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию И. В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операциях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных дипломатических переговоров.
СССР и страны Восточной Европы
Одним из ведущих направлений внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация — Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г.— ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы.
Основные направления взаимоотношений между СССР и восточно-европейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.
Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Бол1а-рией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.
Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х — начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.
Особенности внешнеполитического курса СССР в 1950-60-е гг.
Студентам необходимо акцентировать внимание на том, что реформаторский курс, проводимый хрущевской администрацией внутри страны, нашел свое отражение и во внешней политике.
Ее новая концепция была сформулирована на ХХ съезде КПСС и включала два основных принципа:
1) переход к политике мирного сосуществования государств с различным общественным строем.В плане реализации этого курса были возобновлены отношения с ведущими европейскими, североамериканскими и азиатскими государствами.
2) признание многовариантности путей построения социализма (в том числе через приход компартий к власти в результате мирной парламентской борьбы) с одновременным подтверждением принципа «пролетарского интернационализма» (т.е. помощь, практически безвозмездная, международному коммунистическому, национально-освободительному движению, а также социалистическим странам – с негласным правом вмешательства в их внутренние дела там, где для этого имелась возможность).
Здесь следует остановиться на тех мероприятиях, которые осуществил СССР для укрепления лагеря социализма (улучшение отношений с Югославией, работе по координации народно-хозяйственных планов соцстран в рамках СЭВ, созданию ОВД и т.д.).
Важно выделитьпротиворечивость внешнеполитического курса СССР:
а) с одной стороны, СССР выступал за:
— налаживание отношений с западными странами,
— установление моратория на ядерные взрывы,
б) с другой,
— вмешивался во внутренние дела западных стран оказывая, политическую, финансовую помощь рабочему и коммунистическому движению в этих государствах (идея подготовки и осуществления «мировой революции» не давала покоя);
— энергично развертывал новые военные программы оснащения армии и флота межконтинентальными ракетами с ядерными боеголовками, атомными подлодками и т.д. (продолжая политику «холодной войны»).
Пиком противостояния между мировыми системами капитализма исоциализмаявился «Карибский кризис» осени 1962 г.
в)другой узел противоречий между СССР и Западомсуществовал по проблеме отношений с государствами «третьего мира», число которых множилось в условиях распада колониальной системы. Москва стремилась распространить свое влияние на эти страны, одновременно оказывая им помощь в борьбе за независимость и в то же время делалось все, чтобы увлечь социалистической идеологией («идея мировой революции» не давала покоя).
При подведении итогов реформаторской деятельности Н. С. Хрущева, следует остановиться на противоречивости его преобразований:
— да, были уничтожены наиболее одиозные черты сталинской эпохи, общество пережило тотальную «встряску», которая пробудила критическое мышление, желание перемен,
— но те изменения, которые в обществе произошли, оказались либо недостаточными, либо ошибочными, не могли решить назревшие проблемы.
Нарастание кризисных явлений в советском обществе во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг.
Рассматривая четвертый вопрос, студентам следует обратить внимание на борьбу двух тенденций (либеральной и консервативной) в общественном развитии страны.
Либеральная тенденциябыла напрямую связана с периодом правления Н. С Хрущева, развенчанием культа личности И. В. Сталина, «оттепелью». К середине 60-х годов она стала затухать, но ее влияние сказалось на проведении экономических реформ этого периода.
Консервативная тенденция, которая стремилась утвердить в обществе «стабильность», одерживает победу и к началу 80-х гг. страна погружается в глубокий кризис.
В течении 60 – 80-х гг. во главе страны находился Л. И. Брежнев, который возглавлял КПСС, а затем и Президиум Верховного Совета СССР. Опираясь на бюрократию, он стремился к консервативной политической жизни.
Студентам следует обратить внимание, что разработка реформ в экономике СССР началась в последние годы правления Н. С. Хрущева и проведение реформ продолжалось в первые годы прихода Л. И. Брежнева квласти. Инициатором реформ стал Председатель Совета Министров А. Н. Косыгин, который выступал за внедрение экономических стимулов в промышленности и сельском хозяйстве, проведение реформ.
Можно выделить три основных положения хозяйственной реформы, изложенные А. Н. Косыгиным в докладе «Обулучшении управления промышленности» на сентябрьском 1965 г. пленуме ЦК КПСС.
Обратите внимание на то, что реформа проводилась медленно, при сопротивлении партийно-хозяйственного аппарата. Но даже частичное реформирование привело к улучшению экономических показателей:
— повысились темпы роста производства,
— привлечены дополнительные ресурсы для выполнения задания и увеличения прибыли,
— восьмая пятилетка оказалась лучшей в послевоенный период.
События 1968 г. в Чехословакии показали советскому руководству, что экономические реформы неотделимы от политических. Началось свертывание реформы.
Студентам енобходимо выяснить, почему реформа потерпела неудачу, остановившись на уровне предприятий, не затронув верхние эшелоны управления и конкретного работника.
Вместе с реформированием промышленности, руководство страны предприняло попытку реформирования сельского хозяйства.
Так же как и в промышленности, реформа сельского хозяйства была половинчатой, так как сохраняла административные очаги управления, лишь дополняя их экономическими (снижался план обязательных закупок, вводились повышенные цены на сверхплановые закупки, снимались ограничения с личных подсобных хозяйств).
Но эти полумеры в сочетании с низкой трудовой дисциплинойи минимальной заинтересованностью в труде крестьян не привели к кардинальным изменениям в сельском хозяйстве. Оно становится все более убыточным. Суммы, которые государство вкладывало в село были меньше, изымаемых из него. Проблема обеспечения населения страны продуктами из экономической превращалась в политическую.
Заканчивая рассмотрение данного вопроса, необходимо подчеркнуть, что реформы середины 60-х годов в промышленности и сельском хозяйстве, были проявлением либерального курса, попыткой ослабить административно-командную систему, которые закончились победой умеренно-консервативного курса руководства страны во главе с Л. И. Брежневым.
Изучая вопрос о нарастании кризисных явлений в советском обществе в 70-е первой половине 80-х гг. студент должен заострить внимание на том, что это наиболее сложный период в послевоенной истории страны, когда накапливались нерешенные проблемы, страна погружалась в кризис.
Необходимо рассмотреть предпосылки этого явления. В 1987 г. впервые был озвучен термин «механизм торможения». Он был характерен и для стран Восточной Европы. Экстенсивные факторы развития себяисчерпали. Страны Запада, благодаря научно-технической революции, вступили в стадию перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Основным ресурсом становится информация.
В отличие от стран Запада, СССР пропустил новый научно-технический этап развития, преобладала стратегия количественного роста. В основе экономики СССР по прежнему оставался военно-промышленный и топливно-энергетический комплексы, потребительский рынок не обеспечивался, что приводило к диспропорции в развитии экономики.
Студенту следует уяснить, что попытки выхода из сложившейся ситуации ничего не меняя в самой системе, привели к увеличению численности бюрократии и усилению пассивности народа.
Необходимо указать, что существовали и субъективные причины«механизма торможения»: прежде всего негативные явления в деятельности КПСС, «культ» первого лица в партии, что сформировало в обществе двойную мораль.
Застойные явления проявлялись как в экономической, социальной, так и политической сферах. Как проявлялись они на практике?
Изучая проблему сопротивления тоталитарной системе, необходимо рассмотреть состояние идеологической сферыв данный период. Руководство КПСС, понимая нереальность построения коммунизма, сосредотачивает идеологическую работу на пропаганде достижений социализма. В 1967 г. Брежнев выдвинул концепцию «развитогосоциализма». Существующий порядок был объявлен достижением прогресса, в агитации и пропаганде упор делался на новые достижения социализма, в обществе создавалась иллюзия стабильности и успеха.
Разрыв слов и действительности в обществе вызвал внутреннее сопротивление части интеллигенции, появилась духовная оппозиция. Поясните, в чем проявлялся критический потенциал?
Обучающимся следует познакомиться с феноменом диссидентства – оппозиционного движения 70-х гг. и ответную реакцию партийно-государственных структур виде ужесточения внутренней политики.
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1331 ; Мы поможем в написании вашей работы!
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1945-1953 ГОДАХ
Внешнеполитический курс Советского Союза в послевоенные годы, ознаменовавшийся переходом к политике «холодной войны» и формированием социалистического блока государств.
Начало «холодной войны» и гонки вооружений
В феврале 1947 года американский президент Гарри Трумэн развил позицию Черчилля в своем послании к конгрессу (оно получило название «доктрины Трумэна»). В нем определялись две стратегические задачи по отношению к СССР: задача-минимум – не допустить дальнейшего расширения сферы влияния Советов и его коммунистической идеологии (доктрина сдерживания социализма), задача-максимум – заставить социализм уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма). Каковы же были конкретные шаги для достижения этих целей? Была определена необходимость оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы, поставив их тем самым в зависимость от США («план Маршалла»); создать военно-политический союз этих стран во главе с США (блок НАТО появился в 1949 году, туда вошли США, Великобритания, Франция, Канада, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Норвегия, Исландия, Португалия); разместить у границ СССР сеть военных баз США; поддержать антисоциалистические силы внутри стран советского блока; в крайнем случае, использовать свои вооруженные силы для вмешательства во внутренние дела стран социалистического лагеря.
Создание социалистической системы государств
Действия СССР по созданию социалистического блока государств были адекватными мерам, предпринимаемым США. Советский Союз по окончании войны способствовал утверждению социалистических порядков в Польше, Болгарии, Югославии (хотя та вышла из-под контроля СССР в 1948 году благодаря своему лидеру Иосифу Броз Тито), Албании, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Восточной Германии, Северном Вьетнаме, Северной Корее, Китае. Он развернул широкомасштабную помощь странам «народной демократии», для чего в 1949 году был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Уже после смерти Сталина, в 1955 году СССР объединил часть этих стран в военно-политический союз – Организацию Варшавского Договора (ОВД). Советы активно помогали компартиям в капиталистических странах, способствовали росту национально-освободительного движения и созданию стран «социалистической ориентации».
Противостояние двух систем
Противоборство двух систем капитализма и социализма проявилось на судьбе побежденной Германии: в 1949 году произошел окончательный раскол страны на ФРГ (Западная Германия), куда вошли зоны оккупации США, Великобритании и Франции, и ГДР (Восточная Германия), куда вошла советская зона оккупации.
Так начиналась эпоха «холодной войны», продолжавшаяся до распада СССР в 1991 году.
История России
§ 34. Новый стратегический курс Кремля
Советский фактор в Восточной Европе. К весне 1947 г. прохладные отношения между СССР и США перерастают в открытый конфликт. К тому времени в Европе послевоенная разруха не была преодолена. Миллионы людей голодали, не имели работы. Опасаясь в этих условиях распространения влияния коммунизма на страны Западной Европы, США выдвинули идею экономической помощи Европе. 12 марта 1947 г. президент США Г. Трумэн произнёс в американском Конгрессе речь, вошедшую в историю как доктрина Трумэна. В ней он заявил, что США впредь готовы поддерживать все страны, правительства которых могут противостоять «советской угрозе». С этого времени Запад, обеспокоенный советизацией Восточной Европы, начинает общий поход против коммунизма. Его главным инструментом становится «план Маршалла», названный так по имени государственного секретаря США Дж. Маршалла.
5 июня 1947 г. США провозгласили программу помощи европейским странам, более других пострадавшим от фашистской агрессии. Официальной целью была стабилизация социально-экономической ситуации в Европе, неофициальной — уменьшение влияния Советского Союза в Восточной Европе и включение Западной Германии в свой блок. Условием получения помощи было её подконтрольное использование и право США определять уровень и направление экономической политики каждой страны-получателя.
Дискуссия
1. Выясните, каковы были людские и материальные потери стран Европы, пострадавших от фашистской агрессии. Оцените условия предоставления американских кредитов с точки зрения национальных интересов стран, нуждавшихся в помощи.
2. Выясните, каковы были экономические и политические последствия «плана Маршалла» в странах, согласившихся на помощь США.
Вложив в осуществление плана 12,4 млрд долларов, США смогли стабилизировать ситуацию в Западной Европе. В апреле 1949 г. в Вашингтоне был подписан Североатлантический договор (НАТО), оформивший западный военно-политический союз, в который вместе с США вошло 11 государств.
В ответ на эти действия для укрепления контроля над странами Восточной и Центральной Европы СССР воссоздал Информационное бюро коммунистических партий (Коминформ).
При активной помощи Москвы коммунистические и просоветские режимы устанавливаются в Польше, Румынии, Венгрии и Чехословакии. В 1949 г. победой коммунистов завершается многолетняя борьба за власть в Китае. Для проведения в этих странах социально-экономических преобразований по советскому образцу СССР предоставил им в 1945—1952 гг. огромную материальную, финансовую и военную помощь на общую сумму в 15 млрд рублей (3 млрд долларов).
С установлением в Восточной Европе и Юго-Восточной Азии просоветских режимов формируется основа для создания социалистического лагеря. В 1949 г. для координации экономического сотрудничества со странами, получившими название стран «народной демократии», создаётся Совет экономической взаимопомощи. В то же время в этих странах начинаются чистки и преследования политических лидеров, позиции которых расходились с мнением Сталина.
Попытка лидера Югославии И. Тито в 1948 г. отстоять своё право на независимую от Москвы политическую линию стала причиной затяжного советско-югославского конфликта.
Таким образом, объективно реализация «плана Маршалла» способствовала дальнейшему оформлению биполярной структуры мира: разделению его на две противостоящие друг другу части — Восток и Запад.
В 1948 г. впервые с момента окончания Второй мировой войны мир оказался на грани Третьей мировой войны.
Летом 1948 г. в Лондоне западные страны принимают решение о строительстве сильного западногерманского государства, которое явилось бы главным препятствием для продвижения коммунизма на Запад. Итогом берлинского кризиса стало дальнейшее обострение конфронтации двух систем и появление двух Германий — ФРГ и ГДР.
Летом 1950 г. «холодная война» вновь едва не переросла в «горячую». На этот раз местом опасного столкновения двух блоков стал Дальний Восток. С окончанием мировой войны Корея, бывшая колония Японии, разделённая по 38-й параллели на советскую и американскую зоны оккупации, становится источником напряжённости. После ухода оккупационных войск и коммунистическое правительство Ким Ир Сена, и проамериканское южнокорейское правительство диктатора Ли Сын Мана претендуют на власть над всей Кореей.
25 июня 1950 г. войска Северной Кореи пересекли 38-ю параллель и вскоре распространили свой контроль на значительную часть территории юга Кореи. Однако в сентябре 1950 г. войска 15 стран во главе с США под флагом ООН высадили десант в тылу армии КНДР. На стороне Северной Кореи выступили войска Китая. Война перешла в затяжную фазу, грозя перерасти в новую мировую войну. Шла она с переменным успехом. Однако президент Трумэн не хотел из-за Кореи воевать ни с Китаем, ни тем более с СССР. Сталин также не желал столкновения с США. В результате мирных переговоров, начатых 9 июля 1951 г., было подписано перемирие на основе статус-кво.
В ходе корейской войны в СССР были радикально пересмотрены экономические планы. Ещё больший упор был сделан на развитие тяжёлой индустрии и военно-промышленного комплекса. «Холодная война» доводит до невиданных размеров милитаризм в политике и США, и СССР. Ставка на силу, угроза её применения становятся для США и для СССР главным инструментом в международной политике.
Вопросы и задания
1. Как вы понимаете название этого пункта параграфа — «Советский фактор в Восточной Европе»? Как вы оцениваете его роль в регулировании международного положения в первое послевоенное десятилетие?
2. Есть ли, на ваш взгляд, разница в понятиях «советский фактор в Восточной Европе» и «социалистический лагерь»? Свой ответ поясните.
3. Проанализируйте причины международных кризисов в 1948 и 1950 гг. Почему, по-вашему, мир не скатился в пропасть Третьей мировой войны?
4. Назовите характерные отличия внешнеполитического курса СССР в послевоенные годы. Чем новая стратегия была обусловлена и к каким последствиям привела страну, Европу, мир в целом?
67 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
67 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
Поражение стран континентальной оси в войне коренным образом изменило соотношение сил в мире. СССР превратился в одну из ведущих мировых держав, без которой не решался ни один вопрос международной жизни.
Однако господство и могущество США за годы войны выросло еще больше. Это позволило американской администрации начать отход от соглашений военной поры.
Все это вело к тому, что в советско-американских отношениях наступила полоса резкого охлаждения.
Чтобы не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР, представителями стран Запада намечался широкомасштабный комплекс мер.
Так, в марте 1946 г. бывший премьер-министр Англии У. Черчилль произнес в Фултоне (США) речь, в которой призвал к сдерживанию СССР, представляющего угрозу для западной демократии.
В Западной Европе, оккупированной американскими и английскими войсками, стали формироваться основы социально-экономической и политической структуры по образцу западных. Большое значение в связи с этим имело принятие администрацией США в 1947 г. «плана Маршалла», суть которого заключалась в возрождении западноевропейской экономики благодаря предоставлению финансовой помощи и новейших технологий из-за океана, а также обеспечению политической стабильности и военной безопасности (решению этой задачи стал способствовать блок НАТО, созданный в 1949 г.).
Одновременно в странах Восточной Европы, оккупированных советскими войсками, складывалась социально-политическая система, аналогичная сталинской модели государственного социализма. Создание дружественных политических режимов в Восточной Европе стало основной целью внешней политики советского руководства в первые послевоенные годы.
В 1945–1948 гг. СССР заключил двусторонние договоры с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией. Эти страны также создали военную структуру – организацию Варшавского договора (ОВД) и экономическую – Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).
Мир оказался разделенным на две противостоящие группировки с различной идеологической направленностью. Главной осью конфронтации в послевоенном мире на долгое время стали отношения между двумя сверхдержавами – СССР и США. Особенно обострились взаимоотношения между ними во время войны в Корее (1950–1953 гг.).
Сложными в этот период были отношения СССР с Югославией. В 1948 г. она прекратила отношения с СССР.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
1. Внешняя политика СССР
1. Внешняя политика СССР «Холодная война». Послевоенное 8-летнее развитие СССР шло в ожидании третьей мировой войны. Ее угрозу определила фултонская речь У. Черчилля. 5 марта 1946 г. отставной премьер-министр Великобритании от собственного имени выступил в Вестминстерском
§ 34 – 35. Внешняя политика СССР
§ 34 – 35. Внешняя политика СССР Укрепление международных позиций. Разрыв внешнеполитической блокады СССР начался с Генуэзской конференции (1922), в которой участвовало 29 государств. Западные страны требовали от России компенсации в сумме 18 млрд руб. золотом, утраченных в
§ 26. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР
§ 26. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР УКРЕПЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЗИЦИЙ. Разрыв внешнеполитической блокады СССР после установления дипломатических отношений с Германией в 1922 г. привел к его международному признанию. К началу 1923 г. Советский Союз имел своих представителей уже в 12
11.6. Внешняя политика СССР
11.6. Внешняя политика СССР Победа советских войск в битве под Москвой ускорила складывание антигитлеровской коалиции, основным ядром которой являлись три великие державы – СССР, США и Великобритания.Первые шаги по созданию военно-политического союза государств и
54. Внешняя политика СССР в годы перестройки
54. Внешняя политика СССР в годы перестройки На рубеже 1987–1988 гг. возникает новая внешнеполитическая доктрина, получившая название «новое политическое мышление». Основными принципами нового внешнеполитического курса были:1) отказ от фундаментального вывода о расколе
Тема 19. СССР в послевоенные годы (1945–1953)
Тема 19. СССР в послевоенные годы (1945–1953) 19.1. Внешняя политика СССР и международные отношения в послевоенном мире. «Холодная война» Решающий вклад Советского Союза в победу антигитлеровской коалиции над фашизмом привел к серьезным изменениям на международной
Внешняя политика в 20—30-е годы
Внешняя политика в 20—30-е годы К началу 20-х годов Советская Россия находилась в международной изоляции. За исключением приграничных стран (Польша, Латвия, Литва, Эстония, Персия и Афганистан), ни одна крупная европейская держава не признавала правительство большевиков. С
63 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ
63 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ После оккупации в 1939 г. Германии всей Чехии Советский Союз оказался в крайне сложной ситуации.Переговоры военных миссий Англии, Франции и СССР оказались безуспешными. А. Гитлер, уже принявший решение о начале войны с Польшей,
4. Внешняя политика СССр
4. Внешняя политика СССр 4.1. Укрепление статуса СССР как великой державы. После 1945 г. Советский Союз стал признанной великой державой на международной арене. Число стран, установивших с ним дипломатические отношения, увеличилось с 26 в довоенный период до 52.Превратившись в
Тема 78 Внешняя политика СССР в годы «перестройки»
Тема 78 Внешняя политика СССР в годы «перестройки» ПЛАН1. Изменения во внешней политике.1.1. Основные приоритеты во внешнеполитической деятельности СССР.1.2. Концепция «нового политического мышления».2. Проблема «Восток – Запад» в международных отношениях.2.1.