Назовите художника известного тем что нарисовал потолок сикстинской капеллы
Art Blog
О блоге
Здесь вы найдете статьи об искусстве, истории, книгах, биографии художников, посещенных мною выставках, музеях да и просто о том, что интересует меня в мире культуры и творчества.
Что может дать вам изучение искусства?
Познание и исследование искусства может дать вам не только знания, но и помочь обрести чувство прекрасного, привить художественный вкус, внутренне обогатить, научить наблюдательности, принести духовный рост и развитие своей личности.
Если это интересно вам, подписывайтесь на мой блог об искусстве 🙂
Контакты
Роспись потолка Сикстинской капеллы
Сикстинская капелла знаменита своими уникальными фресками, истинными произведениями искусства. Они были расписаны величайшими художниками эпохи Возрождения. Церковь построена по приказу папы римского Сикста IV. Имя которого и носит сама капелла. Она находится в Ватикане, древнейшем государстве Италии.
Роспись потолка Сикстинской капеллы принадлежит кисти гениального художника Микеланджело Буонаротти. Именно о его фресках я расскажу подробнее, о выбранных им сюжетах и их смыслах. Но для начала считаю нужным дать общее представление о капелле, которую расписывали не один Микеланджело, а целая группа художников. Каждому из них выделялось свое место в церкви.
Условно Сикстинскую капеллу можно разделить на несколько частей:
Роспись потолка Сикстинской капеллы охватывает огромные размеры: 4093 × 1341 см. Думаю, если поднять голову и взглянуть вверх на плафон, возникнет ощущение, схожее с головокружением от столь величественного масштаба…
Сикстинская капелла представляет собой самое выразительное художественное свидетельство о библейской истории спасения рода человеческого.
ATS Italia Editrice
Плафон Сикстинской капеллы
Роспись потолка Сикстинской капеллы выполнена в технике “чистой фрески” (buon fresco). То есть на свежую обмазку накладывались краски. Помимо этого способа Микеланджело писал еще по сухой штукатурке в технике fresco secco, которая использовалась только для ретушировании каких-либо деталей и написания медальонов у ног обнаженных юношей Ignudi. Способы фресковой живописи автор почерпнул во время обучения в мастерской Гирландайо во Флоренции.
Роспись потолка Сикстинской капеллы отняла у Микеланджело целых 4 года. Он работал в полном одиночестве. К написанию фресок его пригласил папа Юлий II в 1508 году. На тот момент художнику исполнилось 33 года. И у него не было опыта работы в технике фрески. Но он превзошел себя, упорно трудясь, и по окончании создал гениальное произведение искусства, живописно выполненное.
Микеланджело изложил историю спасения человечества: от Сотворения Мира до Грехопадения Адама и Евы и до появления надежды на искупление.
Это можно проследить, детально изучив фрески Сикстинской капеллы. В них достигнута определенная последовательность хронологических событий и логичность исполнения.
Центральная часть свода
Как уже было сказано выше, центральная часть плафона Сикстинской капеллы разделена на 9 сцен, взятых из Книги Бытия. Первые три повествуют о сотворении Мира. Следующие три – об истории Адама и Евы. Последние три – об истории Ноя.
“Отделение света от тьмы” – первый день Сотворения Мира. На ней изображен Саваоф, разгоняющий облака.
“Сотворение светил и растений” – сюжет разделенный на две части, в каждой из которых присутствует фигура Бога. Справа он представлен фронтально, чертя пальцем круги яркого солнца и бледной луны. Слева Творец изображается сзади. Это довольно частый прием написания фигур в эпоху Возрождения. Во фреске “Сотворение светил и растений” Саваоф творит планеты. Он представляется в образе могущественного и величественного Бога – создателя, свободно парящего в воздухе. Чувствуется Его творческая мощь.
“Отделение вод от земли” – третья фреска из первого цикла. В ней развевающаяся на ветру мантия придает композиции еще большее ощущение созидательного порыва Бога.
Каждый эпизод обрамлен обнаженными фигурами. Они символизируют человечество.
“Сотворение Адама” – прославленная во всем мире фреска. Главные герои картины протягивают друг к другу руки. Они едва касаются. Справа изображен Бог – Отец, окруженный бескрылыми ангелами. Справа – идеально выписанный Адам, лежащий на зеленой скале.
“И сотворил Бог человека по образу Своему” (Бытие 1, 27)
“Сотворение Евы” – необычная по своему исполнению фреска. Ева представлена нетрадиционно. Обычно художники изображали девушку, выходящей из ребра Адама. А здесь она выходит из скалы, протягивая с благодарностью и любовью руки Богу – Творцу и с открытым ртом. Вероятно, от удивления своего появления на свет.
“Первородных грех” – фреска разделенная на две части. Справа изображены Адам и Ева, изгнанные из рая. А справа – совершенный им грех. Эпизоды разделены древом Добра и Зла. Оно обвито дьяволом – искусителем, над которым летит Архангел Гавриил с мечом. Если обратить внимание на природу с разных сторон, можно заметить, что она сильно отличается. Справа земля высушенная, как в пустыне, а слева она пышет своим плодородием, обилием зелени, листьев. Подобные различия можно увидеть в телах героев. Формы тел Адама и Евы в Раю благородны (слева). Лица их не искажены страхом и ужасом, как это показано после изгнания. Обратите внимание на лицо Евы. Справа оно уродливо скорчено. Слева – миловидное и светлое. Чувствуете контраст? Да и тела (слева) кажутся уже весьма подряхлевшими.
Внутреннее духовное состояние отражается на физическом
Так считал Микеланджело
Пророки и Сивиллы
Великолепные фигуры семи Пророков и пяти языческих Сивилл сидят на могучих тронах. Их сопровождают ангелы или путти, подчеркивающие их пророческий дар – предвидеть будущее. Ведь именно Пророки и Сивиллы предсказали явление Христа. Это их и объединяет. Все фигуры находятся по бокам от центральной части плафона.
Пророки:
Сивиллы:
Слово “сивилла” в древности обозначало юную девушку, служительницу Аполлон – языческого божества, которая могла предвидеть будущее.
Для Микеланджело Сивиллы – символические фигуры, связующие мир прекрасной древней классики с христианством.
Треугольные паруса
В них помещены группы людей, которые находились в родстве с предками Христа. Паруса поддерживаются бронзовыми фигурами обнаженных юношей “Ignudi” и бычьими головами “Bucrani”. Это классический орнаментальный мотив, который напоминает нам о жертвоприношениях в древности.
Люнеты
Спускаясь глазами ниже, мы увидим полукруглые люнеты, в которых Микеланджело написал предков Христа. Автор следовал списку, входящему в состав Евангелия от Матфея (1: 1-17). Это так сказать “родословное древо” Христа. Без него не получилось бы воплотить наиболее полно замысел Микеланджело. А идея достаточно проста – “показать историю человечества как историю спасения. От самого первого человека, Адама, и его грехопадения до полного искупления”. Присутствие фигур предков, мне кажется, служат выразительным средством, как в литературе, так и в живописи. К слову сказать, Микеланджело был прекрасным поэтом и обладал даром рассказчика.
Распалубки
В четырех распалубках представлены эпизоды спасения народа Израиля.
С Богословской точки зрения эти эпизоды представляют различные варианты божественного плана спасения человечества, окончательно воплотившегося с приходом Сына Божия.
ATS Italia Editrice
Роспись потолка Сикстинской капеллы – это поистине уникальное произведение искусства. Мне кажется, единственное, наглядно рассказывающее во всей полноте историю Библии. Это логично выстроенное, живописно исполненное свидетельство Книги Бытия. По праву заслуживает оставаться увековеченным на долгие годы.
Роспись потолка Сикстинской капеллы. Микеланджело
Сикстинская капелла Микеланджело в Ватикане
Сикстинская капелла (Cappella Sistina) снаружи представляет собой ничем не примечательную церковную постройку 15 века на территории современного Ватикана. Однако, в стенах, облицованных песчаного цвета камнем, заключены истинные жемчужины эпохи Ренессанса – работы Микеланджело (Michelangelo Buonarroti), Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), Перуджино (Perugino), Пинтуриккио (Pinturicchio), Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio).
История
Сикстинская капелла была построена в 1475-1481 годах по распоряжению понтифика Сикста IV (Sisto IV) во славу успения Марии на небесах.
Место строительства церкви было избрано отнюдь не случайно. Ранее на этом месте в Риме находилась Великая капелла (Cappella Maggiore), которая принимала высочайшие конклавы католического духовенства. Грандиозная реконструкция устаревшей часовни была поручена архитектору Баччо Понтелли (Baccio Pontelli) и инженеру Джованнино де Дольчи (Giovannino de’ Dolci).
Руководитель строительных работ решил сохранить фундамент и часть нижнего яруса прежней постройки. За время строительства церковь получила 3 этажа, 2 из них — предназначались для нужд церкви, а верхний — галерея для несущих стражу солдат. Сама по себе капелла также представляет образец фортификационного зодчества: прямоугольное здание 20,7 м высотой, 40,9 м — длиной, 13,4 м — шириной. Крепкие стены и отсутствие изысков были продиктованы неспокойной обстановкой в раздробленной Италии эпохи Средневековья.
Росписи
Флорентийцы
Начало работам по украшению Сикстинской капеллы положил Перуджино, мастер умбрийской школы живописи. Он изобразил две картины из жития Христа и одну из Ветхого Завета. К 1480 году напряженные политические отношения между папой Сикстом IV и главой флорентийского Синьории Лоренцо Медичи Великолепного (Lorenzo de’ Medici) несколько потеплели.
В качестве жеста доброй воли Медичи посылает мастеров флорентийской школы: Боттичелли, Гирландайо, Козимо Россели (Cosimo Rosselli), а понтифик милостиво разрешает им расположиться в Риме и приступить к работам в Сикстинской капелле.
Флорентийцы, при поддержке Пинтуриккио и Бартоломео дела Гатта (Bartolomeo della Gatta) расписали стены новой церкви. Сюжеты 10 фресок были разработаны и утверждены вплоть до мелочей самим Сикстом IV. Особое внимание было уделено тому, чтобы композиции из Ветхого и Нового Заветов гармонично дополняли друг друга. Усилить впечатление от иконографических росписей удалось художнику Пьерматео д’Амелья (Piermatteo d’Amelia), который изобразил на своде храма в звездное небо.
Потолок
Вклад Микеланджело Буонарроти
В 1508 году понтифик пригласил Микеланджело Буонарроти для реставрации существующих росписей и нанесения новых. Целых 4 года (с 1508 по 1512) ушло у знаменитого мастер на украшение свода.
Примечательно, что Микеланджело на тот момент считался непревзойденным зодчим, в то время, как фрески были для него в новинку.
Современники скульптора усматривают в произошедшем происки конкурента Буонарроти — Донато Браманте (Donato Bramante). У Браманте был на примете собственный кандидат для создания фрески — Рафаэль Санти (Raffaello Santi).
Потолок Сикстинской капеллы — был настоящим вызовом для Микеланджело.
Помимо овладения новой художественной техникой, мастер должен был решать организационные вопросы. Как, например, установить леса под самый потолок и при этом не помешать проведению церковных обрядов? «Летящие леса», разработанные художником, крепились на специальных штырях к стенам церкви. При этом художник и его подмастерья оказались на необходимой высоте, а церковнослужители получили свободу передвижений.
Существуют разные домыслы, касающиеся работы Буонарроти под сводом капеллы. Некоторые источники гласят, что мастер работал лежа, при этом краски и штукатурка обильно осыпались на его лицо. На самом деле Микеланджело работал стоя, имея пространство для маневров. Однако напряженная работа под потолком часовни нанесла ущерб здоровью 33-летнего художника.
В довершение всех бед, влажные слои штукатурки, по которым велась работа красками, начали усиленно покрываться грибком. Мастер и его помощники сумели вывести новую формулу «интонако» — состава для пропитки штукатурки, который был устойчив к влажному римскому воздуху.
Несмотря на все превратности судьбы потолок Сикстинской капеллы украсили фрески, объединенные в единый иконографический цикл. Микеланджело изобразил картины, иллюстрирующие девять сцен из Книги Бытия. В миниатюрах свода можно рассмотреть «Отделение света от тьмы», «Жертвоприношение Ноя», «Сотворение Адама», «Грехопадение», «Изгнание из Рая».
Потолок Сикстинской капеллы имеет три ярко выраженных смысловых цепочки: сотворение Мира, Адам и Ева, тяготы человечества, лишенного Рая.
Рассмотрев каждую картину по отдельности можно проследить трансформацию живописи Буонарроти. Из-за большой высоты потолка художник отказался от мелких деталей и вычурных завитков в пользу более лаконичных и четких линий.
Сюжет каждой фрески лаконичен и емок, миниатюры заключены в декоративные рамки, выполненные из травертина. Огромная площадь потолка могла бы вызвать гнетущее впечатление, «давить» на прихожан, если бы не маленькие ухищрения мастера, искусственно разделившего огромный плафон на 47 частей. Небольшие картины и геометрические рамки создают небывалую глубину и детализацию фресок.
Папа Юлий II всячески подгонял Микеланджело, спеша поразить общественность шедевральной диковинкой. Заключительные фрески были написаны в сжатые сроки, однако мастерство художника позволило сохранить глубокое впечатление, производимое плафоном церкви. Также понтифик сетовал на то, что потолок смотрится бедновато, в виду отсутствия позолоты и лазури. Мастер в ответ возразил, что святые и сами были людьми небогатыми.
«Страшный суд» (Giudizio universale)
Четверть века спустя Сикстинская капелла вновь окажется в распоряжении Микеланджело. На этот раз будет создан еще более драматический шедевр — стеновая фреска, на которой изображен Страшный суд.
Масштабная картина, задуманная понтификами, требовала непростых решений. Во-первых, более ранние фрески, нанесенные на стену за алтарем храма, были принесены в жертву новому творению. Во-вторых, над верхней границей картины выложили 40-сантиметровый кирпичный козырек, который бы препятствовал оседанию пыли на поверхность стены.
Подготовив эскизы и закупив краски необходимого качества, Микеланджело приступил к работе в средине 1536 года. Четыре года ушло у художника на создание полной картины, за это время Буонарроти допустил до кистей и красок лишь одного своего помощника, и то для создания небесного фона. Все персонажи были выписаны исключительно рукой мастера.
Во время реставрации Сикстинской капеллы искусствоведы обнаружили, что вся фреска разделена на фрагменты (квадраты, выполненные за один день), число которых составило 450 шт!
Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Существуют записи о том, что папа Павел III был настолько поражен изображенной на стене капеллы картине, что пал на колени и предался горячей молитве. И для того были веские причины! Со стены часовни на посетителей взирали ангелы небесные, парящие в облаках, в центре картины были драматически изображен Иисус и дева Мария, в окружении блаженных. Нижний ярус представляет собой картину Конца времен: вестники Апокалипсиса трубят о Страшном суде, согрешившие спускаются в ад, а праведники восходят на небо.
Эта работа 60-летнего Микеланджело была настолько гениальной, что будоражила умы и сердца всех и вся.
Наряду с безграничным восхищением порождала она и недовольство. Так, кардинал Карафа (Carafa) и церемониймейстер Бьяджо да Чезена выразили крайнее негодование по поводу наготы библейских персон. Павел III и Буонарроти иронично и стойко парировали своим оппонентам.
Однако спустя 24 года цензура все же добралась до «неприличной» фрески и накинула покровы на святых и мучеников. Даниэле да Вольтера (Daniele da Volterra) приводил фреску в пристойный вид, за что получил прозвище «Штанописец». Являясь учеником и поклонником Микеланджело, художник постарался минимизировать свое вмешательство.
Реставрация
Плафон Сикстинской капеллы, а также стеновые фрески являются предметом несомненной гордости Ватикана, а также шедевром изобразительного искусства эпохи Возрождения. Понтификат заботится о сохранности своего достояния. Так, последняя реставрация росписей часовни заняла ни много ни мало — 14 лет, с 1980 по 1994 года!
Современная жизнь
На сегодняшний момент Сикстинская капелла все еще используется для конклавов, на которых избираются понтифики Ватикана. В остальное время часовня – музей Ватикана, посетить который стремятся паломники и туристы.
Мужской хор
Кроме того, Сикстинская капелла имеет мужской хор, известный под названием «папская капелла» (Capella Papale).
Хор имеет высокий статус в среде католических певческих коллективов. Слушать акапельное выступление высокого хора можно по большим церковным праздникам. Первый состав папской капеллы был организован еще при Сиксте IV. С тех пор, попасть в Сикстинский хор было делом великой чести, и приносило большой достаток. С 19 века полное название коллектива – Cappella musicale pontificia sistina.
Интересные факты и тайны
Интересные факты и тайны, касающиеся Сикстинской капеллой и личности ее автора, сплетаются в увлекательный сюжет. По прошествии 5 столетий остается только гадать, которая из бытующих легенд — правдива, а которая — сплошная выдумка. В 2006 году Константин Ефетов выпустил книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы», в которой попытался разобрать наиболее увлекательные загадки храма. Книга пережила несколько успешных переизданий и получила продолжение.
В фокусе исследования находится Буонарроти, согласившийся оставить ряды зодчих, чтобы с нуля овладеть навыкам работы с фресками. Автор задается вопросом, почему средневековый мастер столь неохотно привлекал помощников, предпочитая работать в одиночку. Также была озвучена мысль о том, что молодой Микеланджело тайно занимался изучением анатомии и внутреннего устройства человека, в частности хорошо изучил строение мозга.
Об этом художник не преминул намекнуть в потолочной фреске «Сотворение Адама». Создатель, окруженный ангелами, изображен в окантовке алой ткани, по своей форме удивительно напоминающей головной мозг человека. Положение рук творца, а также лица ангелов повторяют основные отделы мозга. Таким образом, Буонарроти заявляет о том, что человек был создан не просто абстрактным святым духом, а является порождением высшего разума.
Один и яростных критиков работы Микеланджело Бьяджо да Чезена был увековечен на фреске “Страшный суд”. Художник, который практически полностью расписал алтарную стену капеллы, в ответ на пристрастие к излишней наготе персонажей, изобразил поборника морали в гротескном образе Миноса, царя подземелий.
В отличии от бесстыдных праведников, Минос изображен, обмотанным вокруг бедер змеем, который поглощает его мужское достоинство.
Еще один интересный факт — мастер превыше всего ценил красоту обнаженной натуры и отдавал предпочтение мужскому телу. На всех фресках женские персонажи изображены с ярко выраженными атлетическими фигурами.
Где находится, как добраться, билеты, время работы
Адрес: Viale Vaticano, Cappella Sistina
Время работы: с понедельника по субботу, с 9:00 до 18:00, купить билет можно с 9:00 до 16:00.
Индивидуальные экскурсии: возможны только с официальным гидом. Искренне рекомендуем.
Билеты: Сикстинская капелла доступна по единому билету на посещение музеев Ватикана. Полный билет стоит — 16 евро, льготный — 8 евро. Чтобы миновать километровую очередь к кассе, можно приобрести билет на сайте касс Ватикана по пошаговой инструкции, уплатив дополнительные 4 евро за предзаказ.
Особенности посещения: фото и видеосъемка запрещены!
Какие шифры и секреты оставил Микеланджело в Сикстинской капелле: 7 фактов о величайшем шедевре
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Микеланджело не хотел иметь ничего общего с потолком Сикстинской капеллы
В 1508 году Микеланджело усердно трудился над мраморной гробницей Папы Юлия II. Это относительно малоизвестная историческая фигура, которая сейчас находится в римской церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Мастеру было тогда тридцать три года. Знаковый возраст. Юлий попросил художника украсить потолок Сикстинской капеллы фресками. Микеланджело отказался наотрез. Во-первых, он считал себя скульптором, а не художником. Во-вторых, у него не было никакого опыта работы с фресками. Микеланджело также очень торопился закончить гробницу. Он был увлечён работой даже невзирая на то, что ему сильно урезали плату. Впоследствии мастер всё же согласился расписать капеллу и следующие четыре года своей жизни он провёл сидя на строительных лесах с кистью в руке.
2. Вопреки распространённому мнению, Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу стоя
Когда люди представляют, как Микеланджело создавал свои легендарные фрески, большинство думает, что он это делал лёжа. На самом же деле художник и его помощники использовали специальные деревянные подмостки. Они позволяли им стоять прямо. Сам Микеланджело разработал совершенно уникальную систему платформ, которые крепились к стенам капеллы с помощью скоб. Образ гения, трудящегося над фресками, чудесно воплотили в фильмах «Агония и экстаз» 1965 года и «Микеланджело. Бесконечность» 2017 года.
3. Работа над Сикстинской капеллой была настолько неприятной, что Микеланджело даже написал стихотворение о своих ужасных страданиях
Микеланджело в процессе работы испытывал всё возрастающее недовольство и усталость. Своё невероятное физическое напряжение и чувство досады от этого проекта он описал своему другу Джованни да Пистойя.
4. Шедевр Микеланджело оказался очень стойким
Потолок Сикстинской капеллы, расписанный фресками, замечательно сохранился. Ведь после его завершения прошло целых пять веков! Пострадал лишь один небольшой участок: часть неба на панно, изображающая спасение Ноя во время Великого потопа. Часть штукатурки отвалилась после взрыва на соседнем пороховом складе в 1797 году. Несмотря на кажущуюся прочность потолка, эксперты весьма обеспокоены. Они утверждают, что миллионы людей, которые ежегодно посещают Сикстинскую капеллу, создают чрезвычайно серьёзные проблемы для здания.
5. Шедевр Микеланджело был тщательно отреставрирован в 1980-1990-х годах
В период с 1980 по 1999 год специалисты усердно реставрировали избранные произведения искусства в Сикстинской капелле. В их числе и фрески Микеланджело на потолке, а также его знаменитую фреску, известную как «Страшный суд». Её он создал в последние годы своей жизни.
Специалисты аккуратно отмыли слои грязи и копоти. Они весьма существенно осветлили и освежили цвета вековых картин. Эта реставрация также свела на нет работу Папы Пия IV, который приказал поместить фиговые листья и набедренные повязки на обнажённые тела, изображённые на фресках.
6. Самое известное панно на потолке Сикстинской капеллы может быть изображением человеческого мозга
7. Новые папы избираются в Сикстинской капелле
Сикстинская капелла была построена в 1470-х годах при папе Сиксте IV. Именно от него она и получила своё название. Это сооружение не просто самое популярное место туристического паломничества в Ватикане. Капелла исполняет невероятно важную религиозную функцию. Начиная с 1492 года в этом простом кирпичном здании проходили многочисленные папские конклавы. Кардиналы собирались, чтобы проголосовать за нового Папу. По специальной трубе на крыше часовни транслируются результаты конклава: белый дым указывает на избрание Папы, а чёрный дым указывает на то, что ни один кандидат ещё не получил большинства в две трети голосов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: