Назовите основные черты культуры древней руси в чем проявилось влияние различных
Культура Древней Руси
Общая характеристика культуры Древней Руси
Древнерусская культура восходит корнями к моменту образования государства и проходит свой путь вплоть до татаро-монгольского нашествия. Культура Древней Руси развивалась в период с X по XIII в. и была напрямую связана с социальной, политической и экономической ситуацией в обществе.
Главная характеристика данного этапа развития государства – это земледелие, обусловившее неторопливое развитие культуры в целом. Вместе с тем главная роль в видении мира принадлежала христианству, которое активно развивалось в государстве на тот момент. Все творения приписывались Божьим заслугам, а любая деятельность творческих людей пропадала в тени религии.
Выделяют два этапа развития культуры Древней Руси, которые появились в разные периоды ее становления:
Первоначально древнерусская культура развивалась достаточно быстро, в связи с чем Русь именовалась одним из самых развитых государств. Об этом говорят два источника, послужившие данной тенденции процветания культуры:
После того, как в 988 г. Русь стала христианской, и религия стала одним столпов на которых держится государство, активное развитие получили философия, литература, зодчество, язык, образование и политика. После принятия христианства и при проведении новых реформ начали появляться школы и библиотеки, которые повлияли на рост грамотности населения.
В X веке Кирилл и Мефодий, которые были двумя православными монахами, придумали первый русский алфавит, что позволило распространить образование не только в высшем обществе, коим являлись духовенство, князья и знать, но и сделать его доступным для всех остальных – купцов, ремесленников, пользовавшихся им в быту.
Литература Древней Руси
Исторически развитие литературы в Древней Руси принято делить на два этапа:
Больше влияние на развитие литературы Древней Руси оказали религиозные тексты, которые переводили и переписывали с греческого и латыни. Авторы Древней Руси придерживались только христианской трактовки своих мыслей, т.к. религиозное мировоззрение доминировало на этой территории.
Все книги писали на пергаменте от руки, владеть ими могли лишь состоятельные слои общества.
Важной частью древнерусской культуры были фольклор и устная поэзия, благодаря которым информация в обществе передавалась из поколения в поколение.
Архитектура Древней Руси
Архитектурное искусство также получило большой импульс во времена возникновения христианства. Каменные здания сменили деревянные постройки. Создавали их не только греческие мастера, но и русские. Все здания старались строить в однообразной стилистике. Постепенно росло число храмов, церквей и соборов.
Живопись Древней Руси
Религия также оказала значительное влияние на искусство живописи. Так, в X веке на Руси появился новый жанр, перенятый у Византии – иконопись. Иконы писали на деревянных досках с помощью натуральных красок. Обычно изображали Богоматерь, Иисуса и разнообразных святых.
Как зарождалась культура Руси
Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связаны с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие «культура» входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям – хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государства, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты – одни для Поднепровья, другие – для Северо-Восточной Руси и т. д.
На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем, как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным, международным, влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских словен, других восточнославянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, – угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами.
В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т. е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие образцы и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.
Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных культурных традиций было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам.
Долгие годы русская культура – устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло – развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит, и представления о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.
Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек – на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, – так и не смогло преодолеть языческих истоков русской культуры. Долгие годы на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего Средневековья.
Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры (например, сочинениях церковных авторов) мы видим совершенно светские, мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей. И не случайно, что вершина духовного достижения Древней Руси – гениальное «Слово о полку Игореве» – все пронизано языческими мотивами, о чем мы еще скажем ниже.
Эта открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привели к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже вылившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств. Несмотря на политические трудности, на местные особенности, это все равно была единая русская культура Х – начала XIII в. Монголо-татарское нашествие, последующий окончательный распад русских земель, их подчинение соседним государствам надолго прервали это единство.
История России
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Особенности древнерусской культуры
В латинском языке слово «культура» использовалось для обозначения процесса возделывания земли. Несколько позже оно отождествляется с такими терминами, как «образование», «воспитание», «развитие» и «почитание». Граждане Древнерусского государства искусно владели плугом и бороной, пользовались гончарным кругом и ткацким станком, собственноручно изготовляли предметы обихода. Но были ли ремесла единственной основой культуры Древней Руси? Конечно же, нет. Собираясь долгими зимними вечерами вокруг ткацкого станка или прялки, простые крестьяне слагали и рассказывали удивительные сказки, песни, поэмы. По мере увеличения свободного времени за счет разделения обязанностей и появления профессиональных работников (гончаров, ткачей, кузнецов, ювелиров), появились художники, резцы по дереву, мастера по созданию уникальных украшений. Все они также стали профессионалами своего дела.
Главной особенностью культуры Древней Руси стало испытанное ею внешнее влияние, без которого не возникло бы тех замечательных произведений искусства, которыми до сих пор восхищаются современные мастера. Значительное воздействие на особенности формирования Древнерусской культуры рассматриваемого периода, оказали:
Не следует, однако, думать, будто во всем подражали византийцам, русские мастера создавали собственные шедевры. Главная тема бытовой и духовной культуры народов Древней Руси – патриотизм. В каждой поэме или каждом сказе людей призывали к объединению. Это было главной особенностью в развитии древнерусской культуры.
Устное народное творчество
К устному народному творчеству Древней Руси относят:
Они передаются из уст в уста посредством рассказа. Древнерусский фольклор появляетсяпрежде письменности и становится единственным способ передачи нужной информации.
Русскому народу, проживавшему в далеком от нас 8 веке, были не чужды понятия верности, любви, дружбы, трепетного отношения к родному дому. Все это проявлялось в песнях, сказках, пословицах и поговорках. Популярной была любовная лирика. Обрядовые и свадебные песни Древней Руси были наполнены печалью и верой в лучшее (пелись во время сбора или посадки урожая, на праздничных гуляниях или в семейном кругу за прялкой для привлечения достатка). Трогательные песни поют на окраинах русских дорого скоморохи и баяны (бродячие певцы). Они же рассказывают путникам былины [1] и сказания Древней Руси.
Излюбленными былинными героями были:
Богатыри стояли на страже Русской земли, обороняли от любых опасностей, в том числе и тех, что были связаны с происками нечистой силы [2] (былина «Илья Муромец и Соловей разбойник»). Образ богатырей в былинах Древней Руси собирательный, он сложился под влиянием рассказов о подвигах, как простых воинов, так и русских князей.
Главными героями сказок Древней Руси были животные и птицы, простые крестьяне, княжеские сыновья и молодые отроки. Рассказы об их приключениях передавались из уст в уста многими поколениями русских людей. Фольклор и древнерусская литература тесно связаны, былинные мотивы проявляются во многих древнерусских летописях. Мифы и былины Древней Руси записали на бумагу и в таком виде они дошли до наших дней.
Богатыри, В.М. Васнецов
Появление письменности: первые книги, распространение грамотности
О появлении письменности на Руси известно еще до принятия христианства, но простые люди активно используют ее для своих нужд лишь ближе к началу X века. Создателями славянской азбуки становятся братья Кирилл и Мефодий. По имени первого из братьев, русский алфавит называют кириллицей.
Литературные сочинения: летописи и летописцы
В XI веке основными жанрами Древнерусской литературы стали:
Первыми по-настоящему литературными произведениями стали русские летописи. Первая русская летопись называлась «Повесть временных лет». Ее написал монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Он же стал первым русским летописцем. Примерный год написания – 1113. При создании летописи Нестор опирался на известные ему произведения своих предшественников и различные документы (договор Руси с Византией и т.п.). Как и многих его соплеменников, Нестора интересует происхождение русской земли и княжеской власти. В своем сочинении он рассказывает об образовании Древней Руси, строительстве Киева, первых князьях, отношениях нового государства с соседями.
Летописи пользовались большим спросом у читающего населения Руси. Сюжеты и герои русских летописей близки народу. Популярными в это время становятся также различные жития святых и поучительные обращения (Слово).
Жития становятся еще одним жанром древнерусской литературы и источником информации о чудодейственных делах, совершенных святыми («Житие Бориса и Глеба»). Первые такие произведения принадлежат перу все того же Нестора. Русские летописцы уделяют много внимания князьям и значительным их деяниям.
Наиболее известный памятник древнерусской литературы–«Слово о Законе и Благодати». Его автор – Илларион (митрополит Киевский). Поводом для создания «Слова» стало окончаниепостройки оградительного вала вокруг Киева. В поучении Илларион прославляет христианскую веру, Владимира Красное Солнышко, как крестителя Руси и Ярослава Мудрого, как продолжателя его дела. Илларион возвеличивает Русское государство, подчеркивает особую его значимость для всего христианского мира.
Не менее известным литературным произведением было «Поучение детям» Владимира Мономаха, в котором князь предстает справедливым и сильным правителем.
Зодчество: древние соборы и храмы
Зодчество в Древней Руси, как искусство сооружения различных построек с соблюдением требований удобства и красоты, развилось уже у восточных славян. Основными материалами для постройки первых памятников культуры Древней Руси были дерево и камень.
Самым доступным для славян строительным материалом было дерево (строения возводятся из деревянных бревен). Дерево легко обрабатывать, нехватки в нем славяне никогда не испытывали (густые леса покрывали земли Новгородского и Владимиро-Суздальского княжеств). Из дерева строились избы крестьян, терема князя и бояр, крепостные стены. Традиционно все строения имели несколько ярусов, их украшали башенки и терема. Отдельные здания соединялись между собой переходами, клетями и сенями. Деревянное зодчество Древней Руси продолжило развиваться в 13-14 вв.
Первые значительные каменные строения появляются только к концу 10 в. В основном это храмы и крепости. Храмы древней Руси заслуживают особого внимания историков. В 989 г. Владимир Красное Солнышко закладывает фундамент церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Чтобы построить храм, князь выделил деньги из своей казны (десятую часть дохода), из-за чего церковь долгое время назвалась Десятинной. Она получилась по-настоящему грандиозной. Выстроили ее из кирпича, перемешанного с камнем. Для украшения использовали резной мрамор.
В 11-12 веке камень используют повсеместно. Самым знаменитым строением того времени становится Софийский собор в Новгороде. Этот памятник русского зодчества удалось сохранить и в наши дни. Этот Новгородский храм Древней Руси имеет всего 5 куполов. Его стены известняковые, а внутренняя часть украшена фресками.
Первые храмы Древней Руси сосредоточили в себе несколько видов искусства – непосредственно зодчество, изобразительную живопись и обрядовость.
Изобразительное искусство
Основной художественной культуры Древней Руси была настенная живопись – фрески, мозаики, иконы. Домонгольская фресковая живопись Древней Русисохранилась не в полной мере. Мозаика в храмах Древней Руси частично обнаружена в Софийском соборе Новгорода. Самой древней из икон считается Богоматерь Владимирская, относящаяся к XI в. Богоматерь нарисована в умиленной позе, она нежно прижимает к себе младенца Иисуса Христа. Автором иконы по преданию является евангелист Лука. Иконопись Древней Русистала образцом подражания для иконописцев последующих эпох
Древнейшая Новгородская икона называлась «Ангел Златые власы». Ее создали на рубеже 12 века. Еще одна не менее известная икона – «Устюжское Благовещение». Ее также написали в Великом Новгороде.
Картин в современном понимании еще не существует, но это не мешает говорить о высоком уровне культурного развития. Влияние Византии, христианства и даже запада на культуру Древней Руси обогатило ее, но позволило сохранить некую самобытность, которой лишены культуры многих других стран.
Словарь
1. Былина – рассказ о прошлом в форме стихотворения. Основная идея – прославление подвига русского воина (богатыря).
2. Нечистая сила – демоны, духи, все негативное, что есть в мире и рассматривается людьми, как зло.
3. Челядь – зависимое население в Древней Руси (прислуживали князю). Иногда челядью звали обедневших родственников князя, не имевших дома и живших за счет его подачек.
4. Миниатюры – небольшие картинки, иллюстрирующие текст.
5. Устав – древнейшая форма кириллицы, правила, применяемые при написании рукописного текста.
6. Береста – особым образом обработанная кора березы, использовавшаяся вместо бумаги. Берестяные грамоты были найдены при раскопках Древнего Новгорода.
7. Летопись – жанр литературы, представляющий погодовое изложение исторических событий с подробным их описанием.
8. Житие – литературное описание жизни и деятельности людей, причисленных православной церковью к лику святых.
9. Фреска – разновидность живописи, при которой картина пишется водяными красками по мокрой штукатурке.
11. Грифон – крылатое мифическое существо с туловищем льва и головой орла.
Культура Древней Руси
Древнерусская культура формировалась и развивалась под влиянием ряда факторов, оказавших на неё огромное влияние. Главными ее особенностями являются синтетичность и открытость. Культура Древней Руси развивалась как результат взаимного влияния, а позже и слияния культур различных племенных союзов – полян, вятичей, радимичей и др. Отразилось в ней и влияние соседних народов – как ближайших, таких, как угрофинны и балты, так и заморских – варягов, византийцев, иранских племен.
Однако наиболее мощное воздействие на формирование древнерусской культуры оказала Византия, будучи наиболее развитым государством раннего средневековья, ведь славяне поддерживали с ней тесные отношения – как торговые, так и военные. Причем Древняя Русь, заимствуя культурные достижения других народов, адаптировала их к собственным традициям, подвергала духовной переработке.
Культура Древней Руси и феномен двоеверия
Культура Древней Руси развивалась на протяжении веков как языческая. Религиозные верования славян формировали специфическое мировоззрение, особое отношение к природе и обществу. Так, славяне-язычники, считая себя частью природы, перед стихийными силами которой равны все, не понимали, почему один человек должен занимать более высокое положение, чем другой. Поэтому при формировании раннефеодального Древнерусского государства язычество было вытеснено христианством, которое смогло идеологически обосновать бурные перемены в обществе, консолидировать его. Правда, в 980 г. Владимир попытался реформировать традиционное язычество, учредив культ его верховного бога – Перуна, но и реформа не сделала эту веру опорой княжеской власти и регулятором общественных отношений.
После принятия христианства развитие культуры стало идти по иному руслу. Ведь крещение Руси означало не только то, что стали распространяться грамотность, церковное зодчество, иконопись и т.д. Новая вера меняла мировоззрение людей, формировала новые ценности, новый взгляд на жизнь. Одновременно с этим язычество не исчезло в один момент, оно в какой-то степени ушло на второй план, в тень, продолжая оказывать существенное воздействие на развитие древнерусской (теперь уже христианской) культуры. Итогом такого влияния языческих верований на христианство стало так называемое двоеверие, когда христианские и языческие обряды и традиции шли бок о бок. Будучи примерными христианами, в бытовых ситуациях жители Руси часто продолжали придерживаться языческих традиций и обрядов.
Рассмотрим в качестве примера ситуацию с именами людей. В пору язычества человеку давалось имя, которое хранили в тайне, и оно известно было лишь близким родственникам, а чужие знали человека по прозвищу. Считалось, что колдун может навести порчу на человека, узнав его подлинное имя. Прозвище же не позволяло идентифицировать его обладателя, и сил зла можно было не опасаться. Для большей же гарантии безопасности прозвище могло быть отталкивающим, уничижительным, чтобы злодеи не обратили внимание на столь малозначительную личность. Именно поэтому младший, любимый сын в сказках – Дурак.
После принятия христианства человеку также давали два имени – церковное и языческое, к которому часто добавлялось еще и прозвище. Например, Владимир Красное Солнышко был в крещении Василием, Ярослав Мудрый – Георгием. ПВЛ так свидетельствует о данной практике:
«Преставися князь Михаил, зовомый Святополк.
Родися у Святослава Ольговича сын, и нарекоша ему имя в святом крещении Георгий, а мирьски Игорь».
Двоеверие проявлялось также и в том, что некоторые христианские святые в народном представлении отождествлялись с языческими божествами. Таковы:
Христианство также признало некоторые языческие праздники и обычаи, например, Масленицу, Святки, поминовение усопших, весьма похожее на языческую тризну, причем молодая русская церковь сама узаконивала их, чтобы психологически облегчить переход бывших язычников к христианству.
Рис. 1. Семён Кожин. Масленица. Проводы зимы
Так аскетическая византийская церковная культура наполнялось новым содержанием. Зачастую многие духовные сочинения древнерусских авторов содержат светские, мирские рассуждения, а «Слово о полку Игореве» вообще пронизано языческими мотивами, хотя относится к концу XII в.
Рис. 2. Борис и Глеб. Икона из Савво-Вишерского монастыря, XIII — начало XIV века.
Автор фото: Testus
Культура Древней Руси: письменность и литература
Бесспорно, что в основе любой культуры лежит письменность. Одним из древнейших свидетельств, что в Древней Руси письменность существовала до принятия христианства, является так называемая «Гнёздовская надпись», относящаяся к началу Х в. Кроме того, на славянском языке дублировались русско-византийские договоры начала и первой половины Х в. А еще в 60-е гг. IX в. славянский просветитель Кирилл, находясь в Херсонесе, ознакомился с Евангелием, написанным «русскими буквами».
Позже именно Кирилл и его брат Мефодий составили единую славянскую азбуку, основанную, очевидно, на принципах уже существовавшего славянского письма, унифицировав его. Но бурное распространение письменности, грамотности началось в Древней Руси после крещения. При церквях, а позднее и в монастырях стали открываться школы, особенно в правление Ярослава Мудрого.
На древнеславянский язык стали переводить греческие и болгарские книги не только церковного, но и светского содержания. Постепенно, к XI – XII вв., грамотность очень широко распространяется среди князей и бояр, купцов, значительной части богатых горожан. О практически массовой грамотности горожан свидетельствуют как находки берестяных грамот в Новгороде и других городах, так и надписи-граффити, нацарапанные на стенах церквей, очевидно, во время богослужений.
Рис. 3. Граффити на стене Софийского собора, Киев
Подобные граффити обнаруживают при реставрационных работах. Оставляли их и князья, и рядовые горожане. Известен автограф молодого Владимира Мономаха на стене Софийского собора в Киеве «Ох, тяжко мне».
После христианизации на Руси началось летописание. Первая летопись, по мнению А. Шахматова, была составлена в Киеве в конце 30 гг. XI в. Этот так называемый Древнейший свод в 1073 г. продолжил, вероятно, иеромонах Киево-Печерского монастыря Никон Великий. Затем игумен этого монастыря Иоанн составил в 1093-1095 гг. так называемый Начальный свод – «Временник, иже нарицается летописание Руськых земель и земля Русьская…». Именно этот текст стал основой знаменитой ПВЛ – «Повести временных лет», наиболее ранней дошедшей до нас в полном объеме летописи.
Так и случилось, но Ярославу не понравилось, как Нестор отразил деятельность Святополка, и летописание было отнято у печерских монахов и передано в Выдубицкий монастырь. Игумен этого монастыря Сильвестр (Селивестр) составил новый летописный свод в 1116-1118 гг. В результате восхваления Святополка из летописи исчезли, зато были описаны все заслуги Ярослава. К сожалению, уже в то время проявлялась политическая ангажированность деятелей культуры – князь осыпал милостями того летописца, который представлял его деятельность в выгодном свете.
Однако основной текст несторовой летописи остался неизмененным и дошел до нас в виде позднейших списков – так называемых Лаврентьевской, Ипатьевской и Радзивилловской летописей. Древнейшей датированной летописью является Лаврентьевская, созданная в 1377 г. монахом Лаврентием.
Рис.4. Страница из Лаврентьевской летописи
Более половины этой летописи занимает ПВЛ, далее идет повествование о событиях в Южной Руси (1110-1161 гг.) и во Владимиро-Суздальской Руси (1164-1304 гг). Ипатьевская летопись была обнаружена Н. М. Карамзиным в Ипатьевском соборе под Костромой, а Радзивилловская названа по имени первого известного владельца.
По мере того, как Древняя Русь испытывала все нарастающую политическую раздробленность, летописание тоже стало дробиться. Практически каждое крупное княжество создавало свои летописи, отражая в них деятельность своих князей. Однако во многих летописных сводах непременной частью была ПВЛ. Да и традиции общерусского летописания не забывались. В частности, в начале XIII в. киевский летописец составил очередной свод, отразив события не только родного княжества, но и соседних Черниговского, Суздальского, Рязанского и других. А Владимиро-Суздальский летописный свод, относящийся тоже к началу XIII в., описал историю Древней Руси от киевского легендарного князя Кия до Всеволода Большое Гнездо.
Древнерусская литература
Дело в том, что в это время Византия попыталась воздействовать на Русь, руководить ею не только в религиозном, но и в политическом плане. Но это уже была Русь Ярослава Мудрого, Русь, заявившая о себе на международном уровне. Иларион высказывает протест против попыток Византии осуществить давление на Киев. Повествуя о Руси до принятия христианства, он говорит, что Русь была
«…ведома и слышима во всех концах земли».
Во второй половине XI в. монах Иаков развил идеи Илариона в литературно-публицистическом произведении «Память и похвала Владимира». Тогда же были написаны «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси», «Сказание о Борисе и Глебе».
XII в. обогатил древнерусскую литературу новыми жанрами – появились «Поучения» и «Хождения». Так, «Поучение детям» Владимира Мономаха стало одной из популярных книг Древней Руси. Произведение пронизано верой в торжество добра, опирается на христианские ценности. А сподвижник Мономаха игумен Даниил основал жанр хождений, создав «Хождение игумена Даниила в святые места». Рукопись рассказывает о путешествии ко гробу Господню – трудном пути сначала до Константинополя, оттуда по Эгейскому морю на остров Крит, далее в Палестину до Иерусалима.
В конце XII – начале XIII вв. написаны «Слово» и «Моление» Даниила Заточника, где в форме обращения к князьям автор размышляет о смысле жизни, дает образ идеального правителя.
Рис. 5. «Моление Даниила Заточника». Рукопись
Личность Заточника загадочна, одни исследователи считают, что это мог быть епископ Кирилл Туровский, конфликтовавший с Андреем Боголюбским, другие представляют его то холопом, то дворянином, а по мнению Д. С. Лихачева, Заточник – своеобразный интеллигент Древней Руси. Также образ идеального человека, отвергающего тщеславие и властолюбие, рисует киевский митрополит Климентий Смолятич в «Послании» священнику Фоме.
Но наиболее яркое литературное произведение Древней Руси – это, бесспорно, «Слово о полку Игореве». В нем сочетаются рассказ о мужестве русских воинов, плач по погибшим, призыв к единству Русской земли, размышления о месте Руси в окружающем мире, мировой истории. «Слово» — это поэтическое выражение эпохи Древней Руси, ее душа.
Вам будет интересно
Архитектура Древней Руси развивалась под влиянием христианства. Изначально Русь была страной деревянного зодчества. От изб…
Деньги были уже в Древней Руси. В начале XI в (1016 г.) князь Ярослав Мудрый…
Одним из сложных вопросов истории Древней Руси является вопрос о ее социальной структуре. Он до…
Древнерусское государство периода IX-XII вв. было одним из крупнейших в Европе. Внешняя политика и международные…
Кодификатор ЕГЭ по истории п.1.2.1 предусматривает знать, какими были занятия, общественный строй и верования восточных…