Назовите основные виды монополий в чем их отличия

Виды монополий

Что такое монополия

Монополия — рыночная структура, при которой на рынке существует крупная компания или предприятие-монополист, осуществляющее тотальный контроль над производством или сбытом определенной продукции.

У компании-монополиста есть исключительные права на производство, торговлю и другие виды деятельности. Как правило, предприятие-монополист производит уникальную продукцию и не имеет конкурентов.

Причины возникновения монополии

Основная причина создания монополии заключается в стремлении бизнесмена или группы бизнесменов извлечь максимальную выгоду из своей деятельности, получить максимальную прибыль.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Дополнительными причинами, которые влияют на появление монополий, являются:

Характерные черты монополий

Основные характеристики монополии:

Виды монополий

Существует несколько видов монополий:

Естественная монополия

Естественная монополия возникает тогда, когда компания представляет собой единую сбытовую организацию в рыночной структуре, где нет конкуренции по причине технологических или других особенностей. Долгосрочные издержки минимальны, при условии, что одна фирма снабжает весь рынок, и возникновение монополии в этой отрасли логично и обосновано.

Естественные монополии — это, как правило, отрасли коммунального хозяйства: водо-, тепло-, газо-, электроснабжение.

В России ярким представителем монополии на железнодорожном рынке перевозок является компания РЖД.

Искусственная монополия

Искусственную монополию создают путем объединения нескольких предприятий. Слияние компаний позволяет избежать острой конкуренции на рынках товаров и услуг.

При создании искусственной монополии применяются следующие методы для устранения конкурентов:

В экономике существует несколько разновидностей искусственно созданных монополий:

Открытая монополия

Открытая монополия — временная ситуация, существующая в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

Открытую монополию часто путают с олигополией.

Олигополия — это тип рынка с несовершенной конкуренцией, на котором присутствует крайне малое количество фирм-конкурентов.

Ярким примером могут служить «Airbus» и «Boeing» в производстве самолетов.

Государственная монополия

Закрытая монополия создается с помощью государства. Поэтому другое ее название — государственная. Она заключается в создании законодательных актов, при помощи которых определяется:

Государственные монополисты защищены от конкурентов законом.

Чем опасны монополии

Монополии несут в себе следующие негативные моменты:

Источник

Монополия, её виды и формы. Признаки монополии

Сам термин «монополия» известен довольно хорошо. Существует несколько типов монополии. Чтобы отнести монополию к одному из видов — надо знать все признаки монополии, и ее особенности.

Термин монополия имеет греческое происхождение и переводится как «один продаю». В экономике его применяют для обозначения особой отраслевой структуры или конкурентных позиций отдельных экономических субъектов. Сегодня этот термин часто используют в широком смысле, отождествляя монополизм с любой рыночной властью.

Например, в том случае, когда говорят об антимонопольной политике, имеют в виду государственное регулирование не только чистых «стопроцентных» монополистов, но и другие формы доминирования на рынке, влияния на рыночные цены. Микроэкономисты предпочитают использовать его в буквальном понимании, поэтому, чтобы отличать широкое значение от узкого, для первого применяют термин «несовершенная конкуренция», для второго — «чистая монополия».

Виды монополий

На практике выделяют следующие виды монополий:

Естественная монополия

Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.

Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Смотреть фото Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Смотреть картинку Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Картинка про Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Фото Назовите основные виды монополий в чем их отличия

При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.

Искусственная монополия

Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.

Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.

При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:

Открытая монополия

Открытая монополия – это рынок единственного поставщика.

При открытой монополии существует временная ситуация, которая образуется в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

Таким образом, открытая монополия характерна для компаний, которые предлагают новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.

Государственная (закрытая) монополия

Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:

Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.

При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.

Формы монополий

На практике выделяют следующие формы монополий:

Причины появления естественных монополий:

Сферы естественных монополий

Случайная – временное превышение спроса над предложением. Она может возникнуть в период, когда другие конкуренты ещё не освоили производство той или иной продукции

По степени защищённости государством

Закрытые (юридические) – монополии, которые регулируются государством. Сюда относятся:

По форме собственности

Признаки чистой монополии

Чистая монополия – это крайне редкое явление.

Производство находится под контролем одного продавца, который олицетворяет собой всю отрасль. Сам продукт уникален по своим свойствам и у него нет даже близких по значению аналогов. Для покупателя это значит: или покупать товар, или вообще обходиться без него.

Производитель сам определяет цену, а покупатель на нее соглашается.

Вход в отрасль закрыт для новых фирм.

Чистая монополия существует только при наличии естественных или искусственных барьеров.

Главные признаки монополии в экономике

Товары естественной монополии незаменимы. Любая монополия в экономике имеет ряд специфических черт, которые отличаются ее от всех видов конкуренции и объясняют ее особое положение на рынке. Монополия может быть естественной или искусственной, но в любом случае она должна соответствовать нескольким особым признакам:

Существование только одной компании, поставляющей на рынок товары или услуги. Эта компания может сформироваться с помощью больших вложений капитала на протяжении длительного промежутка времени, как, например, сеть железных дорог в России. Естественно, никакая новая организация не сможет вложить столько же, чтобы стать сильнее монополиста и быстро покрыть все затраты.

Товар или услуга является настолько специфическим, что для него не существует никаких аналогов. Потребителю остается только соглашаться на условия, выставляемые монополистом или вообще отказываться от предлагаемого им блага. Монополист имеет возможность самостоятельно устанавливать цену.

В условиях конкуренции цена формируется за счет соответствия спроса и предложения, поэтому она быстро меняется. Компания-монополист в любое время может диктовать свои условия, в естественных монополиях в ценообразовании большую роль играет государство. Монополист сам контролирует весь объем услуг или товаров, предоставляемых в данной отрасли. То есть он формирует не только цену, но и предложение, регулируя их соотношение по своему усмотрению.

Монополия: понятие, виды

В экономической теории есть такое понятие, как теория монополии.

В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

— С точки зрения рыночной структуры монополия — это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью. Таким образом, монополия — это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.

— С точки зрения рыночного поведения теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклама). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

— С точки зрения рыночных итогов теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:

— крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств

— система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством

— монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов)

— при естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага

— нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

Признаки монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция – это такая форма организации рынка, в которой предполагают черты совершенной конкуренции, но и имеются отдельные черты, характерные для чистой монополии.

К признакам, сближающим эту модель с моделью совершенной конкуренции можно отнести:

Означает присутствие значительное количества небольших по размеру фирм (обычно несколько десятков), в отличие от сов.кон-и, где количество фирм исчисляется сотнями и тысячами. Тем не менее такое количество достаточно, чтобы:

1) Исключить возможность сговора;

2) Отдельная фирма имеет относительную возможность влиять на цену;

3) Отдельная фирма могла не учитывать возможную реакцию других на её действия;

Означает относительно свободное проникновение и выход из рынка монополистической конкуренции вследствие достаточно большого числа фирм небольших по величине, что делает невозможным создание искусственных барьеров в большинстве случаев.

Однако, в отличие от сов.конкуренции, при которой наблюдается абсолютная свобода входа, при монополистической конкуренции за счет возможности применения неценовых факторов (реклама, упаковка) появление барьеров все же возможно.

Признак, сближающий модель монополистической конкуренции с чистой монополией.

Означает различение продукции по любому из признанных покупателями параметру. Параметры дифференциации можно разделить на две группы:

1) Действительные параметры предполагают различия в физических и химических свойствах товара: например, зубная пата одной фирмы, но с разными химическими добавками (основание ценовой конкуренции)

2) Искусственные параметры:

(Основание неценовой конкуренции)

Дифференциация продукта является причиной того, что спрос имеет (-) наклон, как на продукцию монополиста.

Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Смотреть фото Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Смотреть картинку Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Картинка про Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Фото Назовите основные виды монополий в чем их отличия

Признаки олигополии

В олигополии продукция может быть как однородной (классическая олигополия), так и неоднородной (дифференцированная олигополия).

Небольшому числу продавцов противостоит множество мелких покупателей. Это означает, что каждый из покупателей в отдельности не оказывает влияние на цены. С другой стороны, поведение каждого из олигополистов может оказать существенное влияние на цены.

Означает, что возможность входа на рынок варьируется от полностью блокированного (2 дуонолиста вступили в сговор и поделили рынок пополам) до совершенно свободного (при большом количестве олигополистов модель олигополии начинает напоминать модель совершенной конкуренции).

Преимущества и недостатки монополий

Достоинства монополии заключаются в следующем:

К недостаткам монополии можно отнести:

Антимонопольное законодательство

Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе, а именно:

Поэтому правительства государств стараются ограничить появление монополий с помощью введения антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.

При этом специальные государственные органы:

Источник

Монополия

Монополия – это рыночная структура, при которой крупная компания осуществляет контроль над производством и сбытом одного или нескольких видов товара, продукции.

То есть монополист на рынке обладает исключительным правом производства, торговли и других видов деятельности.

При монополии на рынке нет конкуренции, и функционирует только одна фирма-монополист.

Фирма-монополист производит уникальную, не имеющую аналогов продукцию и защищена от выхода на рынок других компаний.

Причины создания монополий

Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.

Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:

установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;

значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;

укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;

политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Характерные черты монополии

Характерные черты монополии заключаются в следующем:

вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;

компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;

производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;

производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;

покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.

Виды монополий

На практике выделяют следующие виды монополий:

государственная (закрытая) монополия.

Естественная монополия

Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.

При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.

Искусственная монополия

Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.

Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.

При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:

спекуляция ценными бумагами.

Открытая монополия

Открытая монополия – это рынок единственного поставщика.

При открытой монополии существует временная ситуация, которая образуется в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

Таким образом, открытая монополия характерна для компаний, которые предлагают новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.

Государственная (закрытая) монополия

Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:

субъект монополии (монополиста);

товарные границы монопольного рынка;

формы контроля и регулирования его деятельности;

компетенцию контролирующего органа.

Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.

При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.

Формы монополий

На практике выделяют следующие формы монополий:

Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;

Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;

Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов.

Преимущества и недостатки монополий

Достоинства монополии заключаются в следующем:

Лидирующее положение на рынке компании, позволяющее ей диктовать свои условия.

Наибольшая устойчивость по отношению к экономическим кризисам.

Крупные монополисты имеют достаточно средств для совершенствования производства, в результате чего повышается его эффективность и возрастает качество выпускаемых товаров.

Увеличение объемов производства и последующее снижение издержек и ресурсных затрат.

К недостаткам монополии можно отнести:

▪ Возможность производителя возложить компенсацию издержек производства товара на их потребителей за счет увеличения отпускной цены.

▪ Получение монополистом дополнительной прибыли путем снижения качества выпускаемой продукции.

▪ Отсутствие научно-технического прогресса при производстве из-за отсутствия конкурентов на рынке.

Антимонопольное законодательство

Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе, а именно:

отсутствию стимула развивать новые технологии;

не эффективному расходованию ресурсов;

не справедливому распределению доходов.

Поэтому правительства государств стараются ограничить появление монополий с помощью введения антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.

При этом специальные государственные органы:

предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков;

следят за уровнем конкуренции на рынке.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

Назовите основные виды монополий в чем их отличия

Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Смотреть фото Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Смотреть картинку Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Картинка про Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Фото Назовите основные виды монополий в чем их отличия

Что такое монополия: понятие, характеристики и виды

В экономике монополия (от греческих μονο — один и πωλέω — продаю) — это рыночная модель, в которой только одна фирма поставляет продукт, не имеющий близких заменителей.

Это специфическая модель рыночной экономики, которая характеризуется ТРЕМЯ признаками, свидетельствующими о том, что на рынке имеет место быть: (1) ОДИН производитель, (2) УНИКАЛЬНЫЙ товар, (3) жесткий КОНТРОЛЬ за ценами со стороны производителя.

Компания, обладающая монополией, называется монополистом. Совершенная конкуренция и монополия — два крайних случая рыночной структуры.

Совершенная конкуренция характеризуется ценообразующим поведением, монополии же обладают значительной рыночной властью, которая позволяет им диктовать цену, значительно превышающую их предельные издержки.

Благодаря обширным барьерам для входа монополист может получать положительную экономическую прибыль даже в долгосрочной перспективе.

Характеристики

Тремя определяющими характеристиками монополии являются: (1) наличие только одного продавца (и нисходящая кривая спроса), (2) отсутствие близких заменителей (и низкая эластичность спроса) и (3) очень высокие барьеры для входа.

#1. Кривая спроса монополиста и предельный доход

Поскольку монополист является единственным производителем, его кривая спроса является кривой рыночного спроса, то есть, как показано на графике ниже, предельный доход монополиста меньше его цены.

Предельный доход монополиста (MRM) задается следующим уравнением:

MRM = P + Q x (ΔP/ΔQ)

Приведенное выше уравнение говорит, что когда монополист увеличивает свои продажи на одну единицу, он потенциально может увеличить доход на P. Однако из-за нисходящей кривой спроса он должен снизить свою цену и на все остальные единицы.

Оба эти фактора приводят к падению предельного дохода монополиста.

Кривая предельного дохода монополиста обычно представляет собой прямую линию, которая находится на полпути ниже его кривой спроса, как показано на графике:

Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Смотреть фото Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Смотреть картинку Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Картинка про Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Фото Назовите основные виды монополий в чем их отличия

#2. Нет близких заменителей

Важно, чтобы продукт, предлагаемый монополистом, не имел близких заменителей, иначе потребители могли бы переключиться на продукты-заменители, если бы монополист попытался повысить цену, и это исключило бы возможность монополиста взимать высокие цены.

#3. Высокие барьеры для входа

Монополисты, как правило, получают положительную экономическую прибыль, которая мотивирует другие фирмы выходить на рынок и иметь кусок пирога тоже. Вот почему высокие барьеры на пути проникновения важны для существования и выживания монополии.

Барьеры могут существовать из-за законов и правил (таких как патенты, авторские права и прочие), доступ к критическим природным ресурсам или вследствие экономических явлений, таких как экономия на масштабе и так далее.

Но почему одни рынки легко монополизировать, а другие не так просто? Это зависит от ряда факторов, в том числе эластичности спроса на продукт, наличия эффекта масштаба, контроля над ключевым ресурсом, наличия правовых барьеров и так далее.

Виды монополий. Естественные монополии

Принять различать три основных вида монополий, отличающихся по условиям их возникновения: (1) естественная монополия, (2) государственная монополия (другое название – закрытая монополия), (3) открытая монополия.

Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Смотреть фото Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Смотреть картинку Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Картинка про Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Фото Назовите основные виды монополий в чем их отличия

Ежели технологически или по другим причинам экономически выгоднее и с точки зрения конечного потребителя эффективнее пребывание на рынке лишь одного крупного производителя, принято вести речь о естественной монополии.

Естественные монополии складываются сами по себе, без вмешательства государства, в силу сложившихся исторических и экономических условий.

Типичными примерами естественных монополий являются организации водоснабжения, коммунальные предприятия, железные дороги и некоторые другие.

Государственные (закрытые) монополии

Если же государство преднамеренно или «по неразумению» чинит законодательные или иные преграды для вступления в отрасль или сегмент рынка тем или иным категориям производителей, значит, мы имеем дело с государственной монополией.

При государственной монополии именно государство решает, кто станет предприятием-монополистом (субъектом монополии), какие виды товаров и в каком количестве будут произведены, по каким ценам и кому они будут продаваться.

Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Смотреть фото Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Смотреть картинку Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Картинка про Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Фото Назовите основные виды монополий в чем их отличия

Ярчайшим примером государственной монополии является горнодобывающая компания «Де Бирс», захватившая ключевые южноафриканские алмазные рудники, благодаря чему на протяжении долгих десятилетий оказывает определяющее влияние на стоимость алмазов во всем мире…

Наиболее распространенными формами ограничений для выхода на рынок являются (1) лицензирование и (2) выдача патентов. Число и тех, и других едва ли поддается счету.

Если вести речь о Соединенных Штатах, то там лицензированию подлежат буквально все сколь-нибудь распространенные виды профессий (начиная от — понятное дело — врачей, заканчивая обслуживающим персоналом гостиниц, водопроводчиками и таксистами).

Количество видов лицензируемой деятельности там давно перевалило за полтыщи.

Примерно то же самое можно сказать и о патентах, удостоверяющих право изобретателя осуществлять контроль за использованием своего изобретения. Сроки действия патентов могут разниться (в тех же США – 17 лет, в России — 20).

Именно патенты обеспечили бурное развитие компаниям, обладающим мировой известностью: Coca-Cola, General Electric, Microsoft, Panasonic.

Открытые монополии

Наиболее «демократичный» вид монополии – открытая монополия. Эту роль играют компании-первопроходцы, выходящие на рынок с чем-то невиданным и доселе не производимым (например, Apple со своей линейкой гаджетов).

Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Смотреть фото Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Смотреть картинку Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Картинка про Назовите основные виды монополий в чем их отличия. Фото Назовите основные виды монополий в чем их отличия

Разумеется, статус «открытая монополия» носит временный характер. Как только конкуренты разберутся, что да к чему, и выйдут на рынок с аналогами продукта, открытая монополия растворится в воздухе столь же стремительно, как и возникла.

Примеры

В следующей таблице приведены некоторые реальные примеры монополий на американском и некоторых других рынках:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *