Назовите страны в которых этот переход начался раньше с чем это связано
Промышленная революция
Промы́шленная револю́ция (промы́шленный переворо́т, Вели́кая индустриа́льная револю́ция) — это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике; переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения, начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века. Характерной чертой промышленной революции является стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.
Термин «промышленная революция» был введен в научный оборот французским экономистом Жеромом Бланки. [источник не указан 52 дня]
Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3—5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к индустриальному.
Содержание
Причины промышленного переворота
Промышленная революция началась в Великобритании в последней трети XVI века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.
Как полагает нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс, главными факторами промышленной революции в Англии были следующие [2] [3] :
Значительно меньшую или совсем незначительную роль в этом процессе, по их мнению, сыграли факторы, связанные с деньгами и наличием капитала. Исследования историков показали, что в подавляющем большинстве промышленные предприятия в период 1700—1850 гг. основывались представителями среднего класса (крестьянами, торговцами, ремесленниками), которые не прибегали ни к каким внешним источникам финансирования, а развивались за счет собственных средств или денег, взятых у родственников/знакомых [7] (см. также статью Первоначальное накопление капитала).
Среди других факторов, выделяемых экономическими историками, способствовать Промышленной революции могли также:
Инновации
История промышленной революции
В период XVII века Англия начала обгонять мирового лидера Голландию по темпам роста капиталистических мануфактур, а позже и в мировой торговле и колониальной экономике. К середине XVIII века Англия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла остальные европейские страны, располагая всеми необходимыми предпосылками для вступления на новую ступень общественно-экономического развития — крупное машинное производство.
Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Без второй первая просто невозможна в принципе, так как именно производственная революция в сельском хозяйстве обеспечивает возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный.
Паровой двигатель
Начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Великобритании во второй половине XVII века. Хотя само по себе подобное изобретение вряд ли бы что-то дало (необходимые технические решения были известны и раньше), но в тот период английское общество было подготовлено к использованию инноваций в широких масштабах. Это было связано с тем, что Англия к тому времени перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями и активным предпринимательским классом. Кроме того, Англия располагала достаточными финансовыми ресурсами (так как была мировым торговым лидером и владела колониями), воспитанным в традициях протестантской трудовой этики населением и либеральной политичоторой государство не подавляло экономическую активность.
Первой попыткой использования парового двигателя в промышленности считается водяной насос Томаса Севери, запатентованный в 1698 г. Но он не был успешным из-за частых взрывов бойлера и ограниченной мощности. Более совершенной была машина Томаса Ньюкомена, разработанная к 1712 г. [11] [12] По-видимому, Ньюкомен использовал ранее полученные экспериментальные данные Дени Папена, который изучал давление водяного пара на поршень в цилиндре и поначалу нагревание и охлаждение пара для возвращения поршня в исходное состояние производил вручную.
Насосы Ньюкомена нашли применение в Англии и других европейских странах для откачивания воды из глубоких затопленных шахт, работы в которых без них производить было бы невозможно. К 1733 г. их было куплено 110, из которых 14 — на экспорт. Это были большие и дорогие машины, очень неэффективные по современным стандартам, но они себя окупали там, где добыча угля обходилась сравнительно дешево. С некоторыми усовершенствованиями их до 1800 г. произвели 1454 штуки, и они оставались в употреблении до начала XX века. [13]
Наиболее известная из ранних паровых машин разработка Дж. Уатта была предложена в 1778 г. Уатт существенно усовершенствовал механизм, сделав его работу более стабильной. Одновременно мощность увеличилась примерно в пять раз, что дало 75 % экономию в себестоимости угля. Ещё более важные последствия имел тот факт, что на базе машины Уатта стало возможно преобразование поступательного движения поршня во вращательное, то есть двигатель теперь мог крутить колесо мельницы или фабричного станка. Уже к 1800 г. фирма Уатта и его компаньона Болтона произвела 496 таких механизмов, из которых только 164 использовались как насосы. Ещё 308 нашли применение на мельницах и фабриках, а 24 обслуживали доменные печи.
В 1810 г. в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось. [14]
Появление металлорежущих станков, таких как токарный, позволили упростить процесс изготовления металлических частей паровых машин и в дальнейшем создавать все более совершенные и для разнообразных целей. К началу XIX в. английский инженер Ричард Тревитик и американец Оливер Эванс совместили бойлер и двигатель в одном устройстве, что позволило далее использовать его для движения паровозов и пароходов.
Текстильная промышленность
В начале XVIII в. британская текстильная промышленность ещё была основана на обработке местной шерсти индивидуальными ремесленниками. Эта система называлась «коттеджной индустрией», так как работа выполнялась на дому, в небольших домиках-коттеджах, где проживали ремесленники со своими семьями. Требующее более тонкой обработки изготовление нитей из льна и хлопка в средневековой Англии широкого распространения не получило, поэтому текстиль из хлопка импортировали из Индии.
Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу. В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук, а в 1741 г. близ Бирмингема открылась фабрика, прядильную машину на которой приводил в движение ослик. Владельцы фабрики, Пол и Вятт, вскоре открыли новую фабрику близ Нортгемптона, оснащенную уже пятью прядильными машинами с полусотней челноков на каждой, которая работала до 1764 г. В 1771 г. в Кромфорде, Дербишир, начала работать прядильная фабрика Аркрайта, который поощрял изобретательство, и его машины были усовершенствованы, теперь они приводилась в движение водяным колесом. Кроме того, теперь кроме шерсти на новых машинах стало возможно обрабатывать и растительное волокно, импортируемое из Америки. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а ещё через 10 лет — 150 прядильных фабрик и на многих из этих предприятий работало по 700—800 человек. [15]
Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик и 9 машин — для шерстяных фабрик. [16] К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. В текстильной промышленности большую роль сыграл так называемый сельфактор, обеспечивший механизацию прядильных процессов.
Машиностроение
В средневековой Европе изготовлением механизмов занимались мастера часовых дел и изготовители навигационных и научных инструментов. Детали часовых механизмов даже использовали при изготовлении первых прядильных станков. Многие детали изготавливали из дерева плотники, поскольку металл был дорог и труден в обработке.
Среди других ремесел, требовавших высокоточной обработки металла, было изготовление замков. Одним из самых известных механиков, прославившихся в изготовлении замков, был Джозеф Брама. Его ученик Генри Модсли впоследствии работал для королевского флота и сооружал машины для производства шкивов и блоков. Это был один из первых примеров поточного производства со стандартизацией деталей.
Металлургия
Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле, и это потребовало развития металлургии. Главным достижением этой эпохи в металлургии была замена древесного угля, использовавшегося средневековыми кузнецами, на каменноугольный кокс. Его ввел в употребление в XVII в. Клемент Клерк и его мастера кузнечных дел и литья.
С 1709 г. в местечке Коулбрукдэйл Абрахам Дарби, основатель целой династии металлургов и кузнецов, использовал кокс для получения чугуна из руды в доменной печи. Из него поначалу делали лишь кухонную утварь, которая отличалась от работы конкурентов лишь тем, что её стенки были тоньше, а вес меньше. В 1750-х годах сын Дарби построил ещё несколько домен, и к этому времени его изделия были ещё и дешевле, чем изготовленные на древесном угле. В 1778 г. внук Дарби, Абрахам Дарби III, из своего литья построил в Шропшире знаменитый Железный мост, первый мост в Европе, полностью состоящий из металлических конструкций.
Для дальнейшего улучшения качества чугуна в 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования. Рост производства и улучшение качества английского металла к концу XVIII в. позволило Великобритании полностью отказаться от импорта шведского и российского железа. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы. [15]
С 1830 по 1847 г. производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828 г., втрое сократило расход топлива и позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, С 1826 по 1846 г. экспорт железа и чугуна из Великобритании увеличился в 7,5 раза. [18]
Транспорт
Огромное значение имело появление железных дорог. Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком. В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон, который в 1812—1829 гг. предложил несколько удачных конструкций паровозов. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования из Дарлингтона к Стоктону, открытой в 1825 г. После 1830 г. в Великобритании началось быстрое строительство железных дорог.
Роберт Фултон в 1807 году построил первый в мире пароход «Клермонт», который совершал рейсы по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани. В 1819 году американский пароход «Саванна» впервые пересек Атлантический океан, однако бо́льшую часть пути корабль прошёл под парусами, которые ещё долго сохранялись на пароходах в качестве вспомогательного движителя. Лишь в 1838 году (через 19 лет после «Саванны») английский пароход «Сириус» впервые пересёк Атлантический океан без использования парусов.
Связь
Первый электрический телеграф создал российский учёный Павел Львович Шиллинг в 1832 году. Впоследствии электромагнитный телеграф был построен в Германии — Карлом Гауссом и Вильгельмом Вебером (1833), в Великобритании — Куком и Уитстоном (1837), а в США электромагнитный телеграф запатентован С. Морзе в 1837 году. Большой заслугой Морзе является изобретение телеграфного кода, где буквы алфавита были представлены комбинацией коротких и длинных сигналов — «точек» и «тире» (код Морзе). Коммерческая эксплуатация электрического телеграфа впервые была начата в Лондоне в 1837 году.
В 1858 г. была установлена трансатлантическая телеграфная связь. Затем был проложен кабель в Африку, что позволило в 1870 году установить прямую телеграфную связь Лондон — Бомбей (через релейную станцию в Египте и на Мальте).
Химикаты
Промышленная революция сделала возможным промышленное производство некоторых наиболее востребованных на рынке химикатов, чем было положено начало развитию химической промышленности. Серная кислота была известна ещё в средние века, но получали её из окислов, образующихся при сжигании минеральной серы, в стеклянных сосудах. В 1746 г. Джон Ребук заменил их на более объемистые свинцовые, чем значительно увеличил производительность процесса.
Карбонат натрия использовали во множестве производственных процессов, в том числе для изготовления мыла, стекла, бумаги, а также в текстильной промышленности. Серная кислота кроме производства соды также находила применение для удаления ржавчины с металлических изделий и в качестве отбеливателя для тканей. Лишь к началу XIX в. Чарльз Теннант и Клод Луи Бертолле разработали более эффективный отбеливатель на основе хлорной извести. Фабрика Теннанта по производству нового отбеливателя в течение длительного времени оставалась крупнейшим в мире химическим предприятием.
Газовые фонари
Ещё одним достижением промышленной революции стало уличное освещение. Его появление в британских городах стало возможным благодаря шотландскому инженеру Уильяму Мердоку. Он изобрел процесс получения светильного газа путем пиролиза каменного угля, а также способы его накопления, транспортировки и использования в газовых фонарях. Первые газовые светильники были установлены в Лондоне в 1812-20 гг. Вскоре большая часть угля, добываемого в Великобритании, шла на нужды освещения, так как оно не только повышало комфорт и безопасность на городских улицах, но и способствовало удлинению рабочего дня на фабриках и заводах, ранее зависевших от освещения сравнительно дорогостоящими свечами и масляными лампами.
Промышленный переворот в России
Во второй четверти XIX века в России начался период подготовки к внедрению машинного производства в ведущих отраслях промышленности и транспорта, что явилось завершающим этапом создания предпосылок промышленной революции в России. Промышленная революция в России в конце первой половины XIX века носила крайне острый и противоречивый характер, что было обусловлено многообразием социально-экономических укладов огромной по территориальным масштабам страны. Развитие капиталистического уклада в России сопровождалось процессом разложения феодальных отношений и тормозящим влиянием господствующего на тот момент в России класса помещиков-крепостников. Промышленный переворот в России начался в 1830—1840-х годах, когда были созданы, практически с нуля, технически передовые для того времени текстильная и сахарная промышленность и началось техническое перевооружение металлургии. Но наиболее интенсивно индустриализация шла в периоды 1891—1900 гг., в 1920—1930-е годы и 1950—1960-е годы.
Cоциальные последствия
Урбанизация и перемены в социальной структуре
Быстро развивающаяся промышленность и обслуживающий сектор предоставляли множество новых рабочих мест. В то же время появление дешевых промышленных товаров вело к разорению мелких производителей и разорившиеся ремесленники становились наемными рабочими. Но главным источником пополнения армии наемных рабочих стали обнищавшие крестьяне, которые переселялись в города. Только с 1880 по 1914 год 60 млн европейцев переселились из деревень в города. Быстрый рост городского населения и внутренняя миграция в XIX веке стали практически повсеместно массовым явлением в Европе. Например, население Парижа с 1800 года по 1850 год выросло более чем на 92 %, население Манчестера с 1790 года по 1900 год увеличилось в 10 раз. В ряде стран городское население к началу XX века стало преобладающим (в Бельгии по переписи 1910 года оно составляло 54 %, в Великобритании (1911 год) — 51,5 %). В Германии в 1907 году оно составляло 43,7 %, во Франции в 1911 году — 36,5 % всего населения.
Быстрая урбанизация и рост числа наемных рабочих чрезвычайно обострили социальные проблемы. Пока центры фабричного производства были относительно небольшими, городской житель мог в дополнение к заработку на фабрике обрабатывать огород, а в случае потери работы наняться на ферму. Но с ростом городов таких возможностей становилось все меньше. Мигрировавшим в города крестьянам приходилось с трудом приспосабливаться к непривычным условиям городского быта. Как заметил Ф. Бродель, «жить в городе, лишиться традиционной поддержки огорода, молока, яиц, птицы, работать в огромных помещениях, терпеть малоприятный надзор мастеров, повиноваться, не быть более свободным в своих передвижениях, принять твердо установленные часы работы — все это в ближайшем будущем станет тяжким испытанием».
На протяжении XIX — начала XX века жилищные условия большинства наемных рабочих не отвечали элементарным санитарно-гигиеническим требованиям. В большинстве случаев их жилища были перенаселены. Если под перенаселением понимать проживание в каждой комнате, включая кухню, более двух человек, то в перенаселенных квартирах обитали: в Познани — 53 %, в Дортмунде — 41 %, в Дюссельдорфе — 38 %, в Ахене и Эссене −37 %, в Бреслау — 33 %, в Мюнхене — 29 %, в Кельне — 27 %, в Берлине — 22 % рабочих. Были перенаселены 55 % квартир в Париже, 60 % в Лионе, 75 % в Сент-Этьене. Была также распространена «сдача коек постояльцам», практиковавшаяся семьями, снимавшими квартиры. В Лондоне встречались объявления о сдаче части комнаты, причем мужчина, работавший днем, и девушка, работавшая прислугой в гостинице ночью, должны были пользоваться одной постелью. Современники в середине XIX века писали, что в Ливерпуле «от 35 до 40 тысяч населения живёт ниже уровня почвы — в погребах, не имеющих вовсе стока…».
До изобретения газового освещения продолжительность рабочего дня на предприятиях зависела от естественного освещения, но с появлением газовых горелок фабрики получили возможность работать в ночное время. Во Франции многие бумагопрядильные фабрики в 1840-х годах установили рабочий день в пределах 13,5-15 часов, из которых на отдых выделялось по получасу три раза за смену. На английских фабриках в 1820—1840-х годах рабочий день за вычетом трех перерывов для приема пищи (1 час на обед и по 20-30 минут на завтрак и ужин) длился 12-13 часов. Распространенной становилась работа по воскресным дням.
В промышленности начал массово использоваться женский труд и впервые в истории множество женщин начало трудиться вне дома. При этом на текстильных фабриках мужчины работали надзирателями и квалифицированными механиками, а женщины обслуживали прядильные и ткацкие станки и получали меньшую зарплату, чем мужчины. Внедрение машин позволяло использовать элементарно обученных, малоквалифицированных работников и поэтому повсеместным явлением также стал дешевый детский труд. В 1839 году 46 % фабричных рабочих Великобритании не достигли 18-летнего возраста. Официально признавалось: «Бывают случаи, что дети начинают работать с 4-х лет, иногда с 5, 6, 7 и 8 лет в рудниках».
Социальные протесты, проснувшееся чувство «социального стыда» за бедствия трудящихся, стремление уменьшить политическую нестабильность заставляли политиков выступать в поддержку разработки социальных программ для неимущих, государственного регулирования отношений между трудом и капиталом. [21]
По мнению исследователей Н.Розенберга и Л.Бирдцелла, «промышленная революция обозначила начало драматического периода улучшения в материальном положении западноевропейских и американских обществ, которое коснулось всех и каждого», а «романтическое представление о благополучной жизни работников в доиндустриальной Европе можно отвергнуть как чистую фантазию». [23]
Образование
Знания об инновациях распространялись разными путями. Работники, получившие квалификацию у одного нанимателя, могли затем перейти к другому. Такой способ повышения квалификации был весьма распространенным, в некоторых странах, таких как Франция и Швеция, отправлять работников на стажировку за границу даже было государственной политикой. Стажеры, как и сейчас, обычно вели записи о своих работах, дошедшие до наших дней как памятники эпохи.
Средневековые университеты в ходе промышленной революции также изменились, а их образовательные стандарты приблизились к современным. Кроме того, появились новые высшие учебные заведения, в частности, политехнические и специализированные институты и академии.
См. также
Литература
Ссылки
Примечания
Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)
Россия в мире. 11 класс
Конспект урока
по предмету «Россия в мире» для «11» класса
Тема: Промышленный переворот и становление индустриального Запада
Промышленный переворот – переход от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному.
Традиционное общество – общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способами социального регулирования, основанными на традициях
Индустриальное общество – общество с преобладанием в экономике промышленности, с машинизацией и автоматизацией производства, массовым производством товаром, высоким уровнем мобильности, урбанизацией, возрастанием государственного регулирования.
Индустриализация – создание крупной, технически развитой промышленности, значительное увеличение доли промышленности в экономике
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Промышленный переворот начался в Англии в последней трети ХVIII века. Потребности развития мануфактур способствовали ряду изобретении в области механики – прядильной машины, механического ткацкого станка, парового двигателя. Значительные технические открытия были сделаны и в XIX веке.
Первым современным станком из металла считается механический токарно-винторезный станок Генри Модсли. Станок заменил ручной труд в тех операциях, где требовалась точность.
В текстильном производстве большим прорывом стало изобретение Жозефом Мари Жаккаром станка, позволяющего изготавливать узорчатые ткани.
В 1842 году Джеймс Несмит сконструировал паровой молот, который позволял выковывать крупные металлические детали целиком.
Развитие машиностроения требовало всё больше металла. Английский инженер Генри Бессемер изобрел конвертер – вращающуюся печь для выплавки стали. Через жидкий чугун продувался сжатый воздух. Он окислял примеси, удаляя их из чугуна и превращая его в сталь.
Французский ученый Пьер Эмиль Мартен сконструировал печь, в которой выплавлялась сталь более высокого качества. Кроме того, в печь подавался не жидкий, как в конвертере, чугун, а твердый, что значительно облегчило процесс литья.
Сталь открывала новые возможности для увеличения прочности и мощности машин. А потому стремительно вытесняла железо и дерево. Уже в 1870-х гг. выплавка стали являлась важнейшим показателем промышленного потенциала страны.
Совершенствование станков и оборудования позволило повысить производительность труда и перейти к промышленному выпуску машин. Еще в XVIII веке в Англии начинается процесс замены мануфактур фабриками – крупными капиталистическими предприятиями. Как и на мануфактуре, здесь существовало разделение труда, но физический труд людей был заменен машинным. К началу 1860-х гг. в Англии существовало более 5 тыс. фабрик.
Сама природа производства в ту эпоху требовала большой концентрации производства. В последней четверти XIX века мелкие и средние предприятия стали поглощаться крупными компаниями. Зарождался монополистический капитализм.
Монополиями называют объединения капиталистов, которые сосредотачивают в своих руках производство или продажу какого-либо товара для того, чтобы установить свое господство в той или иной отрасли экономики. Господство монополий в экономике приходится на конец XIX – начало XX века.
В XIX веке происходят значительные изменения в области транспорта.
В 1807 году американский изобретатель Роберт Фултон построил пароход, получивший название «Клермонт». Пароход удачно прошел испытания на реке Гудзон. Разработал Фултон и подводную лодку, которую назвал «Наутилус», но ей в те годы не нашлось применения.
В 1819 году пароход «Саванна» проделал путь через Атлантику от Нью-Йорка до Ливерпуля всего за 20 дней. Морские плавания перестали зависеть от ветра. Усовершенствование водного транспорта способствовало росту миграции. С 20-х гг. XIX века началось массовое переселение европейцев на другие континенты. Большинство эмигрантов направлялось в США – «страну больших возможностей».
Наибольшее влияние на ускорение темпов промышленного переворота имело появление железнодорожного транспорта. Главная заслуга в этом принадлежит англичанину Джорджу Стефенсону. С 1814 г. он занимался строительством паровозов. Под его руководством в 1825 строилась железная дорога Дарлингтон-Стоктон. Первый паровоз «Блюхер» был построен для рудничной рельсовой дороги.
В 1830 году была построена железная дорога, длиной 50 км, соединяющая Манчестер и Ливерпуль. На этой дороге паровоз Стефенсона «Ракета» выиграл соревнование, развив скорость 48 км/ч.
Уже в 1860 году длина железнодорожных линий составила 110 тыс. км, а к концу XIX века – 790 тыс. км. В 1888 году между Парижем и Стамбулом начал курсировать знаменитый Восточный экспресс.
Промышленность вовремя и в достаточном количестве получала сырье и могла обеспечить бесперебойный сбыт продукции.
Родоначальником современного автомобиля считают созданный еще в 1769 году «дорожный локомотив» французского артиллерийского офицера Никола-Жозефа Кюньо – трехколесный тягач с паровым котлом и машиной. В 1803 году американский инженер Оливер Эванс пустил по улицам Филадельфии автомобиль с паровым двигателем, английский конструктор Ричард Тревитик сделал это в 1802 году в Лондоне. Его экипаж двигался с грохотом и чадом, пугая прохожих, за что его прозвали «пышущим дьяволом». Предложенные конструкции были слишком несовершенными и не создали конкуренции конной тяге.
В 1876 году в Германии был создан принципиально новый, лёгкий и мощный двигатель внутреннего сгорания. Недаром там же в 1886 году появились первые автомобили. Заслуга их изобретения принадлежит немцу Готлибу Даймлеру и Карлу Бенцу. В Европе почти сразу вспыхнула «автомобильная эпидемия».
Появление двигателя внутреннего сгорания дало мощный импульс развитию нефтедобычи и нефтепереработки. В 90-е годы «ископаемое топливо» начало доминировать во всемирном масштабе.
Последняя треть XIX века стала эпохой электричества, которое дало производству новую энергетическую базу. В 1882 году известный американский учёный Томас Эдисон построил первую в мире электростанцию для освещения городских улиц. Электрическое освещение стали активно использовать на предприятиях, на транспорте, а с 1895 г. и в работе кинопроекционного аппарата. Опыты учёных показали, что электроэнергию можно передавать на большие расстояния.
С конца 1830-х годов изобретатели разных стран включились в работу по созданию эффективной электрической лампочки. Наиболее успешными были опыты Павла Николаевича Яблочкова, Александра Николаевича Лодыгина и Томаса Эдисона.
В 1840-е гг. Сэмюэл Морзе сконструировал первое средство дальней связи – телеграф, которому нашлось применение и в диспетчерских пунктах железнодорожных станций, и в системе государственного управления. В середине столетия трансатлантический телеграфный кабель впервые связал Америку и Европу, позволив передавать информацию между континентами с невиданной ранее скоростью.
1876 года Александром Беллом был получен патент на изобретение телефона. Он на час опередил другого изобретателя Йлайю Грея.
Практически одновременно, в 1897 г., и, как принято считать, независимо друг от друга русский инженер Александр Степанович Попов и работающий в Великобритании итальянец Гулельмо Маркони изобрели радио. Вскоре его стали использовать в военном деле и различных областях хозяйственной деятельности.
Свои изобретения в области вооружения сделали Сэмюэль Кольт, создавший револьвер, Хайрем Мэксим, сконструировавший пулемет, Альфред Нобель – изобретатель динамита.
«Железный век» преобразил облик городов, быт человека, его труд, изменил представления людей о расстоянии, расширил поток информации. Строятся новые и растут старые города, появляется необходимость в общественном транспорте. В первой половине XIX века эту роль выполняли омнибусы – большие экипажи, следовавшие по определенному маршруту. В 1863 году в Лондоне открыли первую в мире подземную железную дорогу – метрополитен.
Строились туннели, каналы, мосты. Знаменитый Бруклинский мост в США был возведен на высоте 41 метр.
Немец Вернер фон Сименс изобрел электрический трамвай. Он был способен развивать скорость до 20 км в час, мощность двигателя равнялась 5 Квт, напряжение – 180 вольт. Первая электрическая трамвайная линия длиной 2,5 км соединила в 1881 г. пригород Лихтерфельд с Берлином.
С возникновением промышленной цивилизации рухнули вековые принципы жизненного устройства. В Средние века и в раннее Новое время место человека в общественной иерархии определялось при рождении. В эпоху промышленного переворота сформировалось общество, поощряющее инициативу и предприимчивость.
Сословное деление общества уходили в прошлое, увеличивалась численность буржуазии и рабочего класса. В XIX веке во главе крупной промышленности и банков стояли представители буржуазии, нажившие миллионные состояния.
В индустриально развитых странах рабочий класс был дифференцирован на группы: квалифицированные рабочие, которые часто имели образование, могли подняться по социальной лестнице до служащих и неквалифицированные рабочие, выполнявшие самую тяжелую работу. Широко использовался женский и детский труд.
В XIX веке формируется средний класс, куда включают мелкую буржуазию, служащих частных и государственных учреждений.
Таким образом, открытия и изобретения XIX века послужили основой для бурного развития промышленности ведущих стран мира и способствовали становлению крупного производства. Развитие машиностроения, новые изобретения в металлургии, переворот в транспорте и средствах связи, новые дороги, туннели, мосты – всё меняло жизнь человека.
Быстро растут города и численность городского населения. В ряде стран разрушается традиционная сословная структура, формируются новые социальные группы – классы. В экономической и политической жизни всё больше о себе заявляла буржуазия.
Индустриализация сопровождается модернизацией в политической сфере, изменениями вековых устоев и ценностей. В результате этого процесса происходит смена традиционного общества индустриальным.
Теоретический материал для углубленного изучения:
Условия труда рабочих в XIX веке
В 30-х гг. XIX в. рабочий день на предприятиях английской промышленности обычно длился 12-16 часов. Заработка едва хватало для поддержания жизни. Так, в 1838–1839 гг. в городе Аштон-андер-Лайн на средний недельный заработок семья ткача из четырёх человек могла купить 12 кг хлеба и больше ничего; между тем на квартирную плату и другие выплаты уходило более половины жалованья. За малейшие проступки с рабочих взимались штрафы. Условия труда, как свидетельствовали отчёты властей, вызывали многочисленные травмы, болезни и высокую смертность. На производстве царили нормы и правила казармы. «Любой рабочий, который будет застигнут разговаривающим с другими, поющим или свистящим, подвергается штрафу», указывалось в одном английском фабричном регламенте.
Работа детей хуже оплачивалась и была невыносимой. Так, в США в 1820 г. половину всех рабочих в текстильной промышленности составляли мальчики и девочки. Девяти- и десятилетние дети работали по 12-13 часов в день. Фабриканты сопротивлялись любым мерам по сокращению рабочего времени или ограничению применения детского труда, рассматривая это как посягательство на свободу предпринимательства. В 1833 г. британские владельцы шёлкопрядильных фабрик заявляли, что «если отнимут свободу заставлять работать детей всех возрастов по 10 часов в день, то этим остановят их фабрики».
Источник: Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Ч.1. Экономика и политика. М.: Аванта+, 2005. – С.123.
Субмарина для Наполеона
Во время войны Франции с Англией Роберт Фултон предложил правительству Франции построить подводную лодку. Он утверждал, что субмарины смогут снять блокаду берегов английским флотом, которая нарушала торговлю Франции. Предложение было одобрено. В 1798 году на реке Сене была испытана модель. Полноразмерную субмарину Фултона назвали «Наутилус». Корпус подводного корабля был склепан из медных листов: длина его была 6,3 м, ширина – 2 м. Благодаря сигарообразной форме снижалось сопротивление движению в воде.
На носу лодки выступала рубка с иллюминаторами для осмотра поверхности моря. На ней сверху размещался входной люк. Балластные цистерны крепились снизу корпуса. Они наполнялись и опорожнялись ручными насосами. «Наутилус» плыл под водой благодаря усилиям трех матросов, которые вращали гребной винт, расположенный за кормой. На поверхности моря матросы гребли веслами или поднимали складывающуюся мачту с парусом. Для изменения глубины погружения Фултон впервые установил на ней горизонтальные рули наподобие рыбьих плавников. Фултон предполагал, что будет возможно прикреплять к неприятельским кораблям мину с электрическим запалом, начиненную порохом. Он называл её «Торпедо», так называется морской электрический скат, поражающий добычу электрическим разрядом.
В 1800 году «Наутилус» испытали в гавани Гавра. В результате 20-минутного плавания он подорвал старую баржу.
Однако первый консул Франции Наполеон Бонапарт, готовясь к войне на суше, потребовал дальнейших ассигнований на армию, и в результате эксперименты Фултона прекратились.
Источник: «Кто первый построил подводную лодку?» [электронный ресурс]. URL: http://www.seapeace.ru/shippings/podvodnyi-flot/361.html (дата обращения 20.06. 2018)
Данное задание проверяет понимания процесса формирования индустриального общества, времени начала промышленного переворота в разных странах. На начало XIX века только одна страна уже вступила на путь индустриализации. Это Англия, где было сделано в конце XVIII – начале XIX века большинство технических открытий и где появились первые фабрики. Во Франции промышленный переворот начался в начале XIX века, США и Германия – это «страны второго эшелона» модернизации.
2. Заполните пропуски в тексте.
К концу XIX века изменился облик европейских и североамериканских городов. Жизнь людей становится более мобильной. В 1863 году в Лондоне открыли первую в мире подземную железную дорогу, которую по имени компании, строившей её, назвали (1.). В 1881 году по улицам Берлина начал курсировать первый (2.), изобретенный Э. Сименсом, а в конце XIX века немецкие ученые (3.) и (4.) независимо друг от друга создали автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Теперь не нужно было ждать долгие дни, пока важное письмо будет доставлено на другой конец света. Сэмуэл Морзе в 1840 г. запатентовал (5.), позволяющий отправлять сообщения с помощью специального кода.
3. Даймлер (или Бенц)
4. Бенц (или Даймлер)
Данное задание связано с повседневной культурой XIX века, на что указывают первые предложения. Для выполнения учитываем, что многие новации того времени мы используем до сих пор, а также используем ключевые слова, уточняющие формулировки. «Подземная железная дорога» и «Лондон» (т.е. внутри города) – определяем, что это метро или метрополитен. «Улицы Берлина», «Сименс» – речь идет о трамвае. «Двигатель внутреннего сгорания» и «Германия» укажет нам на изобретателей автомобиля К. Бенца и Г. Даймлера. А «специальный код» – азбука Морзе – в честь кого она названа.
Основная литература по теме урока:
Дополнительная литература по теме урока: