Назовите участников проектной деятельности в чем заключаются их интересы
Участники проекта и столкновение их интересов в контексте проектного менеджмента
Теоретические основы участников проекта
Участниками проекта (от английского – «project stakeholders») называют физические и юридические лица, интересы которых связаны с претворением в жизнь проекта.
Исходя из типов проекта, возможно участие от одного до десятков или даже нескольких сотен участников (рисунок 1).
Виды участников проекта
В данной статье, мы бы хотели перечислить основные виды участников проекта:
Во внутренней среде организации инвестором проекта может являться спонсор, как правило, состоящий в числе руководства организации и выделяющий разные виды ресурсов для реализации проекта, а также оказывающий влияние создание команды проекта.
В случае, когда заказчик не является инвестором, он обладает правами владеть, пользоваться и распоряжаться итогами проекта на период и в пределах полномочий, которые установлены договорными отношениями и соответствуют российскому законодательству.
Основными обязанностями менеджера проекта можно назвать:
Другими участниками, которые заинтересованы в данном проекте (стейкхолдеры), можно назвать поставщиков, подрядчиков, консультантов, руководство материнской организации и прочих. Внутри компании заинтересованными сторонами можно назвать также ее работников, если проект подразумевает проведение организационных преобразований
Конфликты интересов участников проекта
Стоит принимать во внимание, что между заинтересованными сторонами могут происходить конфликты интересов, приводящие к неэффективной реализации проекта, а иногда и к его остановке на стадии зародыша (рисунок 2).
Неполнота выявления заинтересованных сторон и учета их интересов является важным фактором, который может негативно повлиять на процесс и итоги реализации проекта. Поэтому стоит внимательно относиться к таким факторам как:
Крупный добывающий холдинг – градообразующее предприятие – запланировал проект, который позволит снизить затраты. Целевые показатели менеджеров высшего уровня находились в полной зависимости от осуществления данного проекта. Это звучало как требование ключевых акционеров. Проект подразумевал сократить четыре сотни рабочих мест с целью улучшения коэффициента сменности и доли трудозатрат в стоимости готового продукта. В то же время, профсоюз сотрудников вел переговоры о повышении размера заработной платы персоналу. Переговоры повлекли за собой увеличение платы труда на 15%. Однако, учитывая демографическую ситуацию в регионе, ликвидация четырех сотен рабочих мест приведет к ухудшению материального положения более 1600 человек. В данный конфликт пришлось вмешаться государству, а поставщики товаров и услуг для домашнего потребления, предвкушая повышение заработной платы, повысили цены на 7-10% от первоначальной цифры.
Чаще всего, участники проекта занимаются выполнением различных функций на различных этапах проектного цикла, и их роль в претворении проекта в жизнь также может подвергаться изменениям в зависимости от стадии.
Участники проектов
Участники проекта – физические и\или юридические лица, которые непосредственно вовлечены в реализацию проекта, либо чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта.
По степени вовлеченности в проект можно выделить три группы участников:
Как правило, основными участниками проекта являются:
В компании, инициировавшей проект, могут выделяться роли инициатора и/или спонсора (куратора) проекта.
Инициатор проекта – это сотрудник, который идентифицирует потребность в проекте и вносит «предложение» об инициации проекта. Этот человек может быть представителем любого функционального подразделения или уровня внутри или вне организации.
Спонсор проекта назначает менеджера проекта и обеспечивает ему необходимую поддержку.
Менеджер проекта (руководитель проекта)- лицо, ответственное за управление проектом. Менеджер проекта несет ответственность за достижение целей проекта в рамках бюджета, в срок и с заданным уровнем качества.
Руководитель проекта обеспечивает ежедневное управление проектом, командой проекта, в разрезе всех основных управленческих функций (управление по срокам, затратам, рискам и др.). В зависимости от размера проекта, менеджер проекта может получать поддержку со стороны администратора проекта, или команды поддержки (офиса проекта).
Возможными участниками проекта в зависимости от его типа, вида, сложности и масштаба могут быть:
Контрактор (генеральный контрактор) – сторона или участник проекта, вступающий в отношения с заказчиком, и берущий на себя ответственность за выполнение работ и услуг по контракту – это может быть весь проект или его часть.
Субконтрактор – вступает в договорные отношения с контрактором или субконтрактором более высокого уровня. Несет ответственность за выполнение работ и услуг в соответствии с контрактом.
Органы власти – стороны выдвигающие и поддерживающие экологические, социальные и другие общественные и государственные требования, связанные с реализацией проекта.
Потребители конечной продукции – юридические и физические лица, являющиеся покупателями и пользователями результата проекта, определяющие требования к производимой продукции и оказываемым услугам, формирующие спрос на них.
Менеджер проекта – ключевая фигура в управлении проектом
Ответственность и состав полномочий менеджера проекта определяется контрактом с Заказчиком и/или уставом проекта (для внутренних проектов).
Руководитель проекта обычно выполняет следующие функции:
Менеджер проекта должен понимать и уметь анализировать интересы ключевых участников и особенности окружения проекта.
Команда проекта и команда управления проектом
Для достижения целей проекта менеджер создает специальные организационные структуры: команду проекта и команду управления проектом. Успех всего проекта во многом зависит от эффективности функционирования данных организационных структур.
Команда проекта – временная организационная структура, объединяющая отдельных специалистов, группы и/или организации, привлеченные к выполнению работ проекта и ответственные перед руководителем проекта за их выполнение.
Команда проекта создается целевым образом на период осуществления проекта. Она может включать как внутренних, так и внешних исполнителей и консультантов. Существуют разные подходы к формированию команды проекта (например, матричные структуры), отличающиеся по формам привлечения исполнителей и реализации власти менеджера проекта.
Команда управления проектом объединяет членов команды проекта, которые непосредственно вовлечены в управление проектом и принятие управленческих решений. От умения менеджера проекта определить и привлечь к руководству проектом необходимых специалистов зависит снижение рисков проекта и потенциальных проблем.
Менеджеры и члены команды (исполнители) отчитываются перед менеджером проекта и несут ответственность за реализацию запланированных работ и результатов (ответственность может варьироваться от отдельного выделенного результата (документа, решения) до завершенного подпроекта). Важно с самого начала суммировать опыт всех членов команды для решения возможных проблем проекта. В крупных проектах, менеджер проекта может собрать небольшую команду ключевых сотрудников, каждый из которых отвечает за собственную подкоманду (структурированную по пакетам работ или по подпроектам).
Необходимо, чтобы каждый сотрудник, работающий на проекте, имел четко определенные:
Проектный офис
В крупных проектах могут выделяться администратор и офис проекта, оказывающие поддержку менеджеру проекта по сбору и обработке информации и выполнению управленческих функций.
«Проектный офис может оперировать в широком диапазоне задач, начиная от поддержки менеджеров проектов в форме тренингов, программного обеспечения, шаблонов, и вплоть до несения ответственности за результаты проекта» (PMBoK).
В зависимости от вида и назначения проектный офис может занимать соответствующее положение в организационной иерархии, как на уровне близком к руководству компании, так и на уровне руководства отдельных крупных подразделений.
Офисы поддержки отдельных проектов или программ довольно часто создаются для масштабных, сложных проектов и программ с целью централизации и оптимизации процессов управления проектом и подпроектами. Подобные проектные офисы (штабы проектов) являются частью систем управления конкретными проектами и их необходимость, как правило, не вызывает сомнений. Функции офиса могут включать интеграцию календарных и финансовых планов подпроектов, обеспечение контроля и координации деятельности менеджеров подпроектов, поддержку коммуникаций, документооборота, управление изменениями и контроль качества.
Проектные офисы на уровне отдельных подразделений организации также встречаются довольно часто. Проектные офисы такого типа распространены в крупных корпорациях и государственных организациях на уровне подразделений, выполняющих значительное количество собственных проектов или значительные объемы работ в корпоративных проектах (например, Департамент информационных технологий, Департамент капитального строительства) с целью обеспечения многопроектного планирования, оптимизации распределения и координации собственных ресурсов, участвующих в различных проектах.
Опыт показывает, что наиболее сложным, с точки зрения создания и внедрения, является корпоративный проектный офис (КПО). В то же время, именно создание корпоративного проектного офиса позволяет в полной мере реализовать преимущества применения проектных подходов управления на корпоративном уровне.
Корпоративный проектный офис может обеспечивать реализацию как функций поддержки и развития корпоративной системы управления проектами:
так и непосредственно реализовывать управленческие функции, включая:
Основные участники проекта и их функции
Заказчик — главная сторона, заинтересованная в осуществлении проекта и достижении его результатов. Будущий владелец и пользователь результатов проекта. Заказчик определяет основные требования и масштабы проекта, обеспечивает финансирование проекта за счет своих средств или средств привлекаемых инвесторов, заключает контракты с основными исполнителями проекта, несет ответственность по этим контрактам, управляет процессом взаимодействия между всеми участниками проекта. Несет ответственность за проект в целом перед обществом и законом.
Руководитель проекта — юридическое лицо, которому заказчик и инвестор делегируют полномочия по руководству работами по осуществлению проекта: планированию, контролю и координации работ всех участников проекта. Состав функций и полномочий руководителя проекта определяются контрактом с заказчиком. Однако перед руководителем проекта и его командой обычно ставится задача всеобъемлющего руководства и координации работ на протяжении жизненного цикла проекта, до достижения определенных в проекте целей и результатов при соблюдении установленных сроков, бюджета и качества.
• Руководитель проекта (см. выше).
Команда проекта формируется в зависимости от потребностей проекта, с учетом опыта и квалификации персонала, а также в зависимости от условий и организации выполнения проекта.
В строительных проектах роль генподрядчика обычно выполняют строи-тельные или проектно-строительные фирмы и организации.
Другие участники проекта. На осуществление проекта оказывают влияние и другие стороны из окружения проекта, которые по существу также могут быть отнесены к участникам проекта, это:
— конкуренты основных участников проектов,
— общественные группы и население, чьи экономические и внеэкономи-ческие интересы затрагивает осуществление проекта,
— различные консалтинговые, инжиниринговые, юридические организации, вовлеченные в процесс осуществления проекта и др.
3. Цели проекта: процесс формирования целей и задач, структура. Критерии успеха и неудач проекта.
Таким образом, цель становится задачей, если указан срок ее достижения и заданы количественные характеристики желаемого результата. Кроме того, очевидно, что цель более общая категория, чем задача: она достигается в результате решения ряда задач. Отсюда следует, что задачи можно упорядочить по отношению к целям.
Основные участники проектной деятельности
К участникам проекта относятся физические лица или организации, непосредственно выполняющие ту или иную работу в проекте, т. е. они непосредственно участвуют в проекте. К перечню работ, выполняемых участниками проекта, относятся работы по предметно-ориентированной деятельности, связанные с созданием продукта результата проекта, а также проектно-ориентированные работы: согласование, утверждение, рассмотрение, подписание, выдача разрешения и т. п. Перечень участников, схематично представленных на рис. 2.1, включает:
· внутренних участников проекта:
♦ руководитель проекта или подпроекта;
♦ инженер (архитектор) проекта;
♦ менеджер по направлению;
♦ привлекаемые функциональные специалисты и руководители подразделений;
· внешних по отношению к проекту участников:
♦ инициатор проекта (если его участие не заканчивается на фазе инициирования);
♦ будущий владелец или пользователь результата проекта;
♦ директор портфеля проектов, директор по проектам определенного направления;
· внешних участников по отношению к организации-исполнителю:
♦ генеральный подрядчик, субподрядчик;
♦ проектировщик, генеральный проектировщик;
♦ поставщик, генеральный поставщик;
♦ органы власти и др.
Рис. 2.1.Основные участники проектной деятельности
Далее рассмотрим эти позиции подробнее.
Инициатор проекта— это индивидуум или организация, предложившая идею проекта. В дальнейшем инициатор, инициировав идею, может не участвовать в проекте. Он может также продолжать свое участие, играя другие роли. Как правило, ограничений на инициирование идей не накладывают. Хотя в больших организациях для определенной фильтрации грань все-таки проводят, например, на уровне руководителя подразделения или ведущего специалиста и выше. Важным условием правильного инициирования и, по сути, фиксации исполнения роли инициатора является формализация идеи в виде начального документа (письма об инициировании, заявки на проект, инвестиционного предложения, предварительного бизнес-плана и т. п.) и получения одобрения на открытие проекта.
Из практики
В одной девелоперской компании, где проект начинается с подбора физического объекта для последующего развития, инициированием занимается специальная группа так называемых «поисковиков» и отдел маркетинга.
Куратор— это представитель руководства компании, оказывающий поддержку проекту и осуществляющий обеспечение общего надзора над управлением проектом и координацией взаимодействия проекта с внешними по отношению к проекту субъектами деятельности (руководителями функциональных подразделений, заказчиком проекта, государственными органами и др.). Куратор дает рекомендации и помогает лоббировать решения по проекту, должен быть в состоянии помогать разрешать любые возникающие вопросы (но без изменения сметы проекта!), несет персональную ответственность в случае невыполнения проекта. В отличие от спонсора, он не обладает финансовой властью и может только лоббировать необходимость дополнительного финансирования. Куратор обычно назначается заказчиком проекта. Его функции, обязанности, права и ответственность формализуются также внутренней должностной инструкцией. Как и в случае спонсора, у проекта может быть только один куратор.
Из практики
В одной из проектных организаций роль куратора основных проектов разработки проектно-сметной документации играл главный инженер и заместитель генерального директора по производству, а проекты развития, в зависимости от природы, поддерживались либо руководителем административно-хозяйственной части, либо директором по персоналу.
Руководитель проекта или подпроекта— это нанятое по контракту или подряду внешнее физическое лицо или сотрудник компании-исполнителя, полностью отвечающий за выполнение проекта, получение запланированного продукта/результата и координирующий все процессы управления проектом в течение его жизненного цикла. Руководитель проекта несет основную ответственность за проект. Его функции, обязанности, права и ответственность формализуются соответствующей должностной инструкцией. Часто используют такие наименования должности, как менеджер проекта, координатор проекта, начальник проекта и даже директор проекта, понимая под этим степень значимости и формализации данной управленческой роли в компании. В случае крупномасштабного проекта могут быть введены позиции руководителей подпроектов, на которые разбивается основной проект, а также отдельной позицией выделен заместитель руководителя проекта. Позиция руководителя проекта будет подробно рассмотрена в разд. 2.3.
Администраторпроекта выполняет функции технического администрирования задач по текущему управлению проектами (выполнение расписания и контроль, организация коммуникаций в проекте, управление контрактами и поставками, выполнение распоряжений руководителя проекта или его заместителя). В отсутствие руководителя администратор может выполнять некоторые его функции (при отсутствии официальной позиции заместителя).
Инженер (архитектор) проекта— это член команды проекта, который отвечает за «техническую архитектуру, или построение, проекта» (особенно это актуально в ИТ-проектах). Он конструирует принципы и систему организации Проекта, разрабатывает общую спецификацию составляющих компонентов создаваемого продукта/результата и следит за качеством. В его ведении находятся тестирование получаемых результатов и контроль проведения тестирования. Он также осуществляет работу с изменениями и взаимодействует с субподрядчиками по техническим вопросам. В целом инженер отвечает за соответствие создаваемого продукта/результата требованиям заказчика. В проектах разработки проектно-сметной документации эта функция выполняется ГИПом (главным инженером проекта).
Из практики
Генеральный подрядчик, субподрядчик— это внешнее к компании юридическое или физическое лицо, вовлеченное в работу над проектом как главный внешний соисполнитель или соисполнитель части проекта. Он несет ответственность за выполнение части работ в соответствии с отдельным контрактом. Работа и контакты с генеральным подрядчиком и субподрядчиками возлагается на руководителя проекта и команду управления проектом.
Генеральный проектировщик, проектировщик— организация, специализирующаяся в проектном инжиниринге и работах с проектно-сметной документацией проекта.
Поставщик или генеральный поставщик— организация, осуществляющая материально-техническое обеспечение проекта (поставки).
Лицензиар— физическое лицо или организация, владеющая лицензиями, ноу-хау, патентами, торговыми марками, используемыми в проекте. В проектах, связанных с получением согласований и разрешений, лицензиаром может быть представитель органов власти, например санитарной или пожарной инспекции. Иронизируя на эту тему, можно отметить, что владелец компании Microsoft г-н Билл Гейтс является непременным участником всех проектов, продавая лицензию на пользование своими программными продуктами.
Из практики
В одном из крупных проектов по строительству гипермаркета товаров для дома в качестве консультантов привлекались западные специалисты по технологии организации продаж и информационным системам, а так же специалист в области проектного управления.
Органы власти— участвуют в проекте, выполняя надзирающие, контрольные или согласующие функции.
Покупатели и клиенты— участники проекта, тестирующие разрабатываемый продукт (например, альфа- бета-тестирование) или участвующие в фокус-группе и иных маркетинговых акциях; могут являться потребителями проекта.
Основные участники проектной деятельности
К участникам проекта относятся физические лица или организации, непосредственно выполняющие ту или иную работу в проекте, т. е. они непосредственно участвуют в проекте. К перечню работ, выполняемых участниками проекта, относятся работы по предметно-ориентированной деятельности, связанные с созданием продукта результата проекта, а также проектно-ориентированные работы: согласование, утверждение, рассмотрение, подписание, выдача разрешения и т. п. Перечень участников, схематично представленных на рис. 2.1, включает:
— внутренних участников проекта:
— руководитель проекта или подпроекта;
— инженер (архитектор) проекта;
— менеджер по направлению;
— привлекаемые функциональные специалисты и руководители подразделений;
— внешних по отношению к проекту участников:
— инициатор проекта (если его участие не заканчивается на фазе инициирования);
— будущий владелец или пользователь результата проекта;
— директор портфеля проектов, директор по проектам определенного направления;
— внешних участников по отношению к организации-исполнителю:
— генеральный подрядчик, субподрядчик;
— проектировщик, генеральный проектировщик;
— поставщик, генеральный поставщик;
— органы власти и др.
Рис. 2.1 Основные участники проектной деятельности
Далее рассмотрим эти позиции подробнее.
В одной девелоперской компании, где проект начинается с подбора физического объекта для последующего развития, инициированием занимается специальная группа так называемых «поисковиков» и отдел маркетинга.
В одной из проектных организаций роль куратора основных проектов разработки проектно-сметной документации играл главный инженер и заместитель генерального директора по производству, а проекты развития, в зависимости от природы, поддерживались либо руководителем административно-хозяйственной части, либо директором по персоналу.
Администратор проекта выполняет функции технического администрирования задач по текущему управлению проектами (выполнение расписания и контроль, организация коммуникаций в проекте, управление контрактами и поставками, выполнение распоряжений руководителя проекта или его заместителя). В отсутствие руководителя администратор может выполнять некоторые его функции (при отсутствии официальной позиции заместителя).
В одном из крупных проектов по строительству гипермаркета товаров для дома в качестве консультантов привлекались западные специалисты по технологии организации продаж и информационным системам, а так же специалист в области проектного управления.
Дата добавления: 2015-04-03 ; просмотров: 7448 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ