Назовите уровни индивидуального самосознания можно ли утверждать что индивидуальное самосознание
§ 4. Самосознание
В массовом сознании утверждался образ «мы — советские люди» и затем «мы — жители республики». Республика была представлена как неотъемлемая часть Советского Союза. В прессе широко освещалось и экономическое взаимодействие республик.
В настоящее время СМИ стран бывшего СССР оказывают большое влияние на рост коллективного самосознания населения, на распространение в общественном сознании идеи национального возрождения; самостоятельности и ответственности титульных этносов за судьбу своих государств.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл исследования и выявил рост радикальных националистических настроений среди россиян. Наиболее взрывоопасная ситуация зафиксирована в Южном и Центральном федеральных округах.
На национальное массовое сознание и вытекающие отсюда отношения значительное влияние оказывает господствующая социально-экономическая система, культура, воспитание; они влияют на развитие национальных культур. Возможно, что сближению народов в некотором смысле может помочь современная массовая культура, к которой наиболее восприимчива молодежь XXI в. Не в том смысле, что она будет вытеснять традиции, а, напротив, вливаясь в них, привносить что-то универсальное, межнациональное.
Основные термины и понятия
1. Что такое самосознание? Как оно соотносится с сознанием?
2. Сравните индивидуальное и коллективное самосознание. Назовите не менее трёх отличий.
3. Как взаимосвязаны между собой индивидуальное и коллективное самосознание?
4. Назовите уровни индивидуального самосознания. Можно ли утверждать, что индивидуальное самосознание последовательно развивается от первого уровня ко второму? Почему?
5. В чём проявляются такие свойства самосознания, как предметность и рефлективность? Как они взаимосвязаны между собой?
1. Приведите примеры из истории России, отражающие реальные факты консолидации людей, основанной на коллективном самосознании. При каких условиях это стало возможным?
2. На основе ваших знаний исторического прошлого ответьте: может ли самосознание народа стимулировать разобщённость людей? Своё мнение обоснуйте.
Человек – это не только физиология, но еще и личность. Именно осознанием своей сущности люди отличаются от других представителей животного мира.
Что такое самосознание
Особенность самосознания состоит в том, что человек образно раздваивается:
При помощи самосознания мы видим свои эмоции, чувства и потребности, понимаем мотивацию совершаемых действий и то, какую роль играем в обществе. Мы осознаем себя как отдельную единицу, личность, но в то же время, встроенную в окружающий предметный мир.
Человек может сказать о себе: «Я Евгений Иванов, мне 47 лет, я слесарь. У меня есть родители, жена и двое детей. У меня удовлетворены потребности в крыше над головой, пище. У меня есть друзья, с которыми я провожу время на рыбалке и удовлетворяю свою нуждаемость в общении. Но еще я хочу иметь автомобиль и заниматься теннисом, сейчас я работаю, чтобы достичь этих целей».
Конечно, представленное описание очень примитивно, но оно отражает суть самосознания человека, который понимает свои характерные черты и особенности, отличающие его от остальных людей.
Самосознание личности в психологии
Понятие самосознания настолько сложно и многогранно, что в психологии до настоящего времени нет единой концепции его понимания. Синонимами слова являются: «Я самость», «Я-концепция», «самоидентичность».
Основы понятия сформулированы С.Л. Рубинштейном, который указал на возможность самосознания понимать себя, личное окружение и существующую структуру взаимоотношений с людьми.
По мнению С.В. Выготского, сознание себя оформляется у человека к концу подросткового возраста. Он связывает этот процесс с умением рефлексировать (размышлять, раздумывать), которое формируется к семи годам.
Согласно теории В.С. Мерлина понимание себя состоит из следующих составляющих:
В качестве критериев самосознания в психологи выделены:
Обособленность личности от окружающей среды (материальной и социальной).
Понимание возможности управления самим собой – поступками и мыслями.
Примерка на себя видимых качеств других людей.
Способность видеть свои потребности и глубинные мотивы поступков.
Осознание собственных черт характера и признаков личности, как имеющихся, так и желаемых.
Кроме того, в рамках самосознания в психологии выделяется такой фактор, как отношение к другим людям, оно тоже может быть различным.
Эгоцентрический слой предполагает, что индивид формирует отношение к окружающим сообразно их отношению к себе. То есть, если меня любят, то и я люблю, если уважают, то и я буду уважать.
Группоцентрическая стадия отношений базируется на принципе: «Если человек относится к определенной группе, то он правильный». Предполагается, что в эту же группу входит сама личность.
Просоциальным подходом обеспечивается понимание ценности любого человека, его принятие со всеми недостатками.
На высшем, эстохолическом уровне другие люди рассматриваются как часть духовного мира, позиционируется гуманность и терпение в отношении к любой личности.
Структура и функции самосознания
Относительно структуры понятия в психологии также нет единого подхода, рассматривается несколько альтернатив.
Так, в работах В.С. Мухиной в составе самосознания просматриваются: идентификация человека с собственным имением и физическим телом, половая принадлежность, самооценка и притязания на оценку со стороны социума.
В.С. Мерлин несколько иначе видит структуру понятия и включает в него:
В.В. Столин определяет следующие части самопонимания: самооценка, создаваемый образ самого себя (тело, эмоции, чувства), конфликтная сущность своего «Я».
Обобщая имеющиеся концепции, структуру самопознания можно представить следующим образом:
познавательная часть – осознание человеком всех сторон собственной личности;
самооценка – отношение человека к своим характеристикам, как физическим, так и духовным, эмоциональным;
саморегуляция – способность человека на основе знаний о себе, контролировать, регулировать и корректировать свое поведение и поступки.
Дополнительно к разным периодам жизни в структуру самопонимания также входят:
Все перечисленные компоненты самосознания связаны между собой и влияют друг на друга.
Функции
Самой важной функцией самосознания является саморегуляция. Поскольку мы себя полностью идентифицировали, осознали ресурсы (положительные и отрицательные характеристики, потенциал, возможности), понимаем потребности и желания, он может действовать в направлении к созданию своего идеального образа.
Когда личность заблуждается относительно собственных нужд или неадекватно оценивает имеющиеся возможности, то удовлетворения от своей деятельности она не получит. Либо устремится в неверном направлении, либо для исполнения желания не хватит сил и потенциала. В том и другом случае неизбежны разочарования и возникновение фрустраций (сильные переживания из-за несбывшихся надежд, ожиданий).
Саморегуляция убережет человека от бессмысленной траты сил и времени на ненужные цели.
Следующая функция самопонимание – это формирование индивидуальности. Личность всегда уникальна, каждый из нас неповторим. Только мы сами знаем, какие чувства проживаем, как реагируем на трудности и препятствия, наша боль – это только наша боль.
Мы имеем право на собственное восприятие жизни, личное мнение и хотим нести ответственность за поступки. Индивидуальность, уникальность приходится отстаивать в течение всей жизни.
К примеру, если человек любит свое тело, он не станет гнаться за навязанными стандартами красоты, если считает аморальным делать подлости, не будет делать карьеру, «подставляя» коллег, даже если так принято в коллективе и т.д.
В психологии есть такой прием. Если вы уверенны в своей правоте, живете согласно выработанным принципам, то в случае нападок представьте себя резиновым шариком, который никто не сможет ущипнуть. Лучше потерять токсичное окружение, чем самого себя.
Формы и уровни самосознания человека
Самосознание проявляется в четырех формах, рассмотрим каждую из них.
Самопознание
Это понятие означает идентификацию себя среди других людей и окружающего мира, распознавание личных качества, физического тела, потенциала.
Самосознание приходит путем:
Итогом самопознания является формирование системы представлений о себе самом.
Самоконтроль
Человек имеет возможность после проведения анализа своей сущности и поведения, провести их корректировку. Любые действия и психологические состояния поддаются изменению, если по мнению самого человека они противоречат его установкам, не дают должных результатов или вступают в противодействие с внешним миром.
Самооценка
Самооценка выражает степень принятия человеком своих качеств, особенностей и характеристик. В самом восприятии проявляется уровень любви и уважения к себе.
Адекватная самооценка характеризует уверенного в себе человека, способного на принятие решения, целенаправленных действий. При низкой, мы наблюдаем человека, зависящего от мнения других, с выраженным чувством вины и массой комплексов. Завышенная оценка личностных качеств выдает человека самоуверенного, надменного, не принимающего никакой критики.
Для достижения жизненных целей самооценку следует развивать до нормального уровня, в психологии существует много упражнений для повышения степени любви к себе.
Самопринятие
Эта форма самосознания предполагает:
Самоуважение происходит в результате достижения поставленных целей и удовлетворения притязаний. Человек ставит рекорды в спорте, бросает курить, заканчивает писать роман – его самоуважение повышается, что хорошо влияет на самооценку.
Помимо форм, в психологии рассматривается 4 уровня самовосприятия:
Прохождение всех четырех уровней самосознания говорит о зрелости личности, застревание на одном их них требует дальнейшего развития.
Как формируется самосознание
Процесс становления самосознания точно описан в работах В.С. Мухиной в корреляции со становлением психики ребенка.
На первом этапе формируется представление человека о своем имени. Сначала он слышит его из уст родителей, начинает идентифицировать себя соответственно. Благодаря имени ребенок осознает себя как персону, личность. Затем происходит добавление фамилии и отчества, конкретизация усиливается.
В раннем школьном периоде имя может видоизменяться, появляются другие его интерпретации, прозвища товарищей. В юношестве многие придумывают себе другие имена, ассоциируя свою личность именно с ними. В этот период есть случаи изменения своих паспортных данных.
Следующей потребностью самосознания являются представления о теле, формируемые сначала через отношение близкого окружения (родителей, бабушек и дедушек), а затем – с использованием бытующих в семье традиций и культурных ориентаций.
Нуждаемость в признании происходит также в раннем детстве. Малыш познает, что такое хорошо и плохо, дозволено и не дозволено. Поощрение добрых дел и хорошего поведения приводит к стремлению совершения одобряемых действий.
В пубертатный период у подростка появляется половая идентификация. Конечно принадлежность к мальчикам или девочкам определяется уже к трем годам, чуть позже появляются стереотипы мужского или женского поведения.
В процессе самопонимания у человека происходит представление о социальном пространстве, т.е. условиях, в который происходит рост и развитие:
В юношеском возрасте человек стремится овладеть как можно более широким социальным пространством (от группы товарищей во дворе до сферы политики). В этот же период углубляется рефлексия на внутренний мир для осознания своих потребностей и места в социуме.
Основными признаками становления самосознания являются: наличие целостного представления о себе, самоуважение, принятие себя, осознание любви, открытие внутреннего мира.
Развитие самосознания
Самосознание появляется у ребенка в раннем младенческом возрасте, к подростковому периоду оно формируется окончательно. Однако, это не значит, что в течение жизни не нужно заниматься восприятием себя.
Происходят изменения объективного мира и субъективных характеристик. Эти изменения требуют наблюдения и самопознания.
Первым делом необходимо проводить анализ текущей внешней и внутренней ситуаций и заново узнавать себя и свое отношение к изменениям. К примеру, с возрастом, тело начинает стареть и наше отношение к нему, сформированное в ранние периоды тоже будет меняться. С одной стороны, требуется усилить заботу о физическом здоровье, с другой – уметь принять возрастные изменения без излишних переживаний, с достоинством.
Также важно приводить самооценку к адекватному (нормальному) состоянию. В течение жизни уровень любви и уважения к себе может меняться из-за внешних причин или отношения близких людей. Нельзя позволять обстоятельствам посеять сомнения в уверенности в себе.
И последнее – необходимо своевременно проводить корректировку потребностей и действий соответственно жизненным изменениям. Останавливаться на знаниях о себе самом нельзя, предпринимать одни и те же действия, которые не приводят к успеху, не конструктивно. Поэтому процесс самосознания является перманентным и заканчивается только после физической смерти человека.
Самосознание (представление о себе)
Природа самосознания
Звеном развития сознания считается формирование самосознания. Оно помогает человеку во многом, например:
Главными функциями самосознания считаются:
При отрицательной оценки человек может заняться самосовершенствованием, саморазвитием, включить защитные механизмы, т.е. исключить травмирующую информацию, которая развивает внутренний конфликт. Когда субъект воспринимает себя как индивидуальность, он приобретает особую защитную функцию – стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее исчезновения.
Самосознание в психологии можно назвать по-разному, например, образ «Я», представление о себе. Оно считается не врожденным признаком, а приобретенным. В течение всей жизни человек под воздействием большого количества социальных влияний складывается свой образ «Я». Данное психологическое образование, по В.С. Мерлину, содержит четыре элемента сознания:
Критерии осознанности себя
Здесь можно выделить четыре критерия, которые помогут разобраться в самосознании:
Уровни самосознания
Уровень осознания делиться на четыре этапа:
Краткая характеристика каждого из них:
Ученые доказали: правое полушарие мозга отвечает за самоощущение, а левое полушарие – за рефлексивные механизмы.
Сущность самосознания
В структуре самосознания выделяются:
Вывод
Самосознание включает в себя два базовых элемента:
В процессе анализа динамической структуры сознания применяют два значения:
Срочно, пожалуйста Назовите уровни индивидуального самосознания
Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:
сознание своей тождественности;сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;осознание своих психических свойств и качеств;определенная система социально-нравственных самооценок.
Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.
Что касается Григория Распутина, то, согласно заключению Синодальной комиссии, «немногочисленные сочинения, приписываемые Распутину, свидетельствуют не только о богословском невежестве сибирского «старца», но и о его приверженности духовным настроениям, свойственным сектантам мистическо-харизматического толка». Остается открытым и вопрос о непосредственных связях Распутина с сектой «хлыстов».
«При этом неоднократно отмечавшиеся современниками гипнотические способности Григория Распутина, которые в конце петербургского периода своей жизни он совершенствовал под руководством профессионального гипнотизера, могут свидетельствовать не о благодатной одаренности Распутина, а о влиянии на него псевдомолитвенной, экстатической религиозности мистических сект», — сказал митрополит Ювеналий.
Образы Ивана Грозного и Григория Распутина с начала 90-х годов преподносятся сторонниками их канонизации как символы особой «народной» религиозности, которая противопоставляется «официальной религиозности» Церкви. «Инициаторы этой канонизации не могут не сознавать, что само обсуждение такого прославления способно вызвать (и уже вызвало) смущение среди православных верующих, ведет к соблазну и дискредитации самой идеи канонизации святых», — отметил митрополит Ювеналий.
«Наша общая задача и ответственность не допустить расшатывания церковного корабля», — призвал глава Синодальной комиссии по канонизации святых.
Самосознание личности — что это, структура, определение
Самосознание личности – это осознание человеком самого себя как отличного от других людей и мира. Это восприятие собственной уникальности и независимости, цельности. Оно включает в себя следующие компоненты: понимание человеком своих потребностей, желаний, мыслей, эмоций и мотивов, а также понимание индивидом специфики его отношений с миром и самим собой. Основой знания о себе является самопознание.
Разберем подробнее, что такое самосознание кратко, понятно и простыми словами. А также определим, как оно связано с развитием личности, и затронем теорию самосознания из философии, определим его структуру, содержание, свойства, уровни и формы.
Что такое самосознание
Что значит самосознание? Дословно это можно перевести как «знание себя» или «знания о себе». Термин пришел из философии. Уже нельзя сказать точно, кто ввел это понятие, но в психологии его связывают с именем Л.С. Выготского. Вот что автор называет знанием о себе: «осознание человеком себя как индивидуальности, направленность сознания человека на самого себя: на собственное тело, потребности, чувства, поведение».
Объясним простыми словами понятие самосознания, дадим определение из психологии, обозначим основные характеристики. В психологии знание личности о себе – это осознание субъектом себя как отдельной единицы, личности, участника общества и понимание своего места в мире.
Из каких частей состоит знание человека о себе? Из осознания и оценки человеком своих мыслей, поведения, желаний. Оно связано со многими другими «само»:
Знание о себе основано на принятии человеком себя и осознании своей уникальности. От этого, в свою очередь, зависит поиск предназначения и самоопределение в жизни, убеждения и ценности личности, мировоззрение. Знание о себе помогает человеку оценить перспективы дальнейшего развития в жизни.
Определения самосознания из других наук практически не отличаются:
Разберем особенности знания о себе. Восприятие человеком самого себя влияет на то, как складываются отношения субъекта с обществом. Но в то же время общество влияет на формирование самосознания личности.
Итак, в чем же проявляется социальная обусловленность самосознания? Разберем на примере. До 6-7 лет у ребенка еще не развито критическое мышление, поэтому вместо самооценки он ориентируется на оценку взрослых. С их слов ребенок определяет, какой он. Если родители убеждают его в том, что он плохой и недостойный, то ребенок вырастает с такой установкой. В будущем, выстраивая отношения с социумом, он придерживается именно этого убеждения, а потому ему попадаются плохие люди, манипуляторы, тираны.
Пример проявления самосознания из жизни: человек понимает, что для продвижения по карьерной лестнице ему не хватает усидчивости и мотивации. Он начинает анализировать, почему не хватает мотивации, сравнивает свои действия с моделями поведения успешных людей. В итоге он составляет план по развитию в себе нужных качеств и в скором времени добивается успеха.
Интересно! Иногда знание о себе называют способностью человека отделять и выделять себя из всего, что его окружает.
Уровни
Знание о себе предполагает формирование у человека Я-концепции – устойчивой системы представлений о себе. Это продукт самосознания. В Я-концепции можно выделить три уровня, их же называют уровнями самосознания:
Эти элементы можно считать структурой самосознания. Однако в психологии в качестве структуры принято рассматривать другую систему.
Структура самосознания
Что входит в структуру самосознания? В структуру самосознания личности входят следующие элементы:
Согласно другим источникам, главные компоненты самосознания выглядят так:
Формирование подструктуры связано с уровнем развития самосознания. Проанализируем структуру через схему:
Функции самосознания
Какие функции и роли выполняет знание человека о себе? В психологии принято выделять следующие функции самосознания:
Функции самосознания проявляются как по отдельности, так и вместе.
Какую роль играет система знаний о самом себе в жизни человека, становлении его личности? Главную. Чем лучше человек понимает и знает себя, тем эффективнее он выстраивает свою жизнь. Знание о себе дает возможность работать над собой, развиваться, самосовершенствоваться.
Формы
Знание личности о себе – это система представлений человека о самом себе, своих психических и физических состояниях. Существует несколько форм самосознания.
По типологии В.В. Миронова формами самосознания являются:
Иногда эти формы называют уровнями самосознания человека. Первая форма – низший уровень, третья – высший.
Кроме форм в психологии принято выделять виды или типы самосознания:
Все типы тесно связаны между собой.
Как формируется самосознание
Проблема самосознания сложная. В психологии ее рассматривают с разных сторон. Например, изучают становление знания о себе соответственно возрастным изменениям человека.
Как формируется самосознание по мере взросления человека (этапы развития знания о себе):
В дальнейшем знание о себе не формируется, а видоизменяется. Таким образом, самосознание личности в основном складывается к 17 годам.
Что влияет на формирование самосознания? На формирование знания о себе влияет значимое окружение, общество в целом, оценка субъекта другими людьми, статус в группе сверстников, оценка человеком самого себя, соотношение образов Я-реального и Я-идеального.
А вот, в чем состоят предпосылки формирования самосознания:
Л.С. Выготский полагал, что развитие структуры самосознания происходит по схеме, близкой к развитию высших психических функций.
Развитие самосознания
Развитие самосознания человека начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Представим тезисно план развития самосознания:
В классификации отечественного психолога и философа С.Л. Рубинштейна выделены такие этапы развития самосознания человека:
Знание о себе формируется через самопознание и самоанализ. А также люди познают себя через общение с другими людьми. Причем это первый фактор, влияющий на становление самосознания. До трех лет дети не распознают себя как отдельного уникального человека. И только с трех лет человек начинает отстаивать свою уникальность, искать баланс между ней и схожестью с другими людьми. Пик поисков приходится на подростковый возраст.
Признаки развитого самосознания:
Эти же критерии помогают оценить развитость знания человека о самом себе.
Ошибки в развитии самосознания
Процесс формирования самосознания можно определить как кризис идентичности – поиск человеком своего предназначения, места и роли в обществе. Если кризис разрешается неблагополучно, то есть, у человека не формируется здоровая Я-концепция, самооценка и другие элементы самосознания, то возникают следующие отклонения:
Кроме этого, ошибки в процессе формирования знания о себе приводят к зависимости от чужого мнения, искаженному восприятию человеком своей внешности или внутреннего мира. В особо запущенных случаях развиваются психические расстройства.
Заключение
Таким образом, под самосознанием понимают определение человеком самого себя как активной и отдельной единицы. В психологии знание о себе рассматривают и как процесс, и как результат. Если говорить о нем как о результате, то это понимание человеком своей уникальности, создание образа Я. Если рассматривать феномен как процесс, то речь идет об осознании человеком себя как активного участника социума, независимой и уникальной личности, но в то же время это осознание человеком своей идентичности с другими людьми, миром.
Знание о себе – это динамичная система. Каждый день в ней происходят изменения. И это продолжается всю жизнь. С каждым годом структура самосознания все больше усложняется. И в итоге у человека формируется все более глубокий, осознанный, собирательный образ Я. Для чего человеку необходимо знание о себе? Чтобы быть здоровым и успешным, гармонично выстраивать отношения с окружающими.