Название адреса додо пицца что такое
Приложение «Додо Пицца»
Мобильное приложение «Додо Пицца» позволяет легко и быстро заказать доставку еды на дом из любимого ресторана. Помимо этого, через приложение можно отслеживать статус заказа, обращаться в службу поддержки, пользоваться акциями и промокодами.
Сервис доставки «Додо Пицца»
Главное отличие сети «Додо Пицца» в том, что в каждом ресторане установлена видеокамера. То есть компания как бы сообщает клиенту, что ей нечего скрывать. Благодаря камерам вы сможете в реальном времени наблюдать, как готовится ваша пицца (в комментариях под видео указывается, какой именно заявкой занимается повар). Также при заказе в «Додо Пицца» клиенты дополнительно получают бонусные рубли – их в дальнейшем можно потратить на покупку еды.
Доставка еды «Додо Пицца»
На заметку! Приложение сервиса «Додо Пицца» становится все более популярным, ведь в нем можно выбрать понравившиеся блюда и оформить заказ в считанные секунды. Итак, ниже мы расскажем, как и где скачать программу, какие возможности она дает, как пройти регистрацию, оформлять заказы и искать рестораны поблизости.
Где можно скачать приложение?
Программу можно бесплатно скачать на смартфоны с ОС Android и iOS в официальных «магазинах». Ссылки для скачивания фирменного приложения приведены ниже.
Отметим, что для правильной работы приложения его нужно регулярно обновлять. Также ссылки для скачивания ПО доступны на официальном сайте компании http://dodopizza.ru.
Как заказать доставку еды через приложение «Додо Пицца»?
Для начала нужно установить приложение на свой смартфон. После первого запуска система попросит ввести номер телефона – на него поступит СМС-код для регистрации.
Далее нужно выбрать свой город, указать адрес доставки.
Мобильное приложение «Додо Пицца»
Следующий этап – введение личных данных. Для этого нужно открыть раздел «Профиль» и кликнуть по значку «Настройки». Здесь необходимо указать:
Обратите внимание! Советуем активировать функцию «Получать новости от Додо». Благодаря этому вы будете получать на электронную почту свежие промокоды на различные блюда со скидкой, информацию о новых акциях в «Додо Пицца».
В приложении можно использовать промокод
Теперь – непосредственно к оформлению заказа через приложение.
После оформления заявки откройте «Профиль»: здесь вы найдете не только ее номер и статус («Ожидает курьера», «Готовится», «Доставка»), но и таймер, который отсчитывает 60 минут. А камера на кухне, как уже отмечалось выше, позволит в онлайн-режиме наблюдать за процессом приготовления пищи.
На заметку! Если вы часто заказываете одни и те же блюда, найдите в разделе «Профиль» пункт «История заказов», после чего нажмите «Повторить».
Бесплатная пицца при первом заказе через приложение «Додо Пицца»
Каждый новый клиент может бесплатно получить пиццу «Пепперони» 25 см. Для этого необходимо:
Промокодом можно воспользоваться лишь для одного номера телефона. В случае отмены заказа код восстановится в течение часа.
«Пепперони» в подарок при первом заказе
Кроме того, в День рождения можно бесплатно получить пиццу-пирог с ананасами, брусникой и сгущенкой по промокоду D120. Для получения подарка в личном кабинете должна быть указана дата рождения, также требуется оформить заказ на минимальную сумму. Праздничным промокодом можно воспользоваться за 3 дня до юбилея, непосредственно в День рождения и еще в течение 10 дней после.
Способы оплаты
При оформлении заказа через приложение можно расплатиться несколькими способами:
Привязка банковской карты
При оплате картой на счету блокируется платеж только на сумму заказа, никаких удержаний или комиссий. Предлагаем лично в этом убедиться.
Чтобы привязать свою карту в приложении «Додо Пицца», откройте раздел «Настройки» и найдите там пункт «Привязка карты». Введите номер банковской карточки, затем укажите код подтверждения, полученный в СМС-сообщении. Внимательно вводите все данные!
Привязка карты в приложении
Обратите внимание! Если не удалось с первого раза привязать карту, подождите 10-15 минут и повторите попытку. А если спустя время ничего не выходит, обратитесь в службу поддержки при помощи любого удобного способа.
Минимальная сумма заказа
Как отмечалось ранее, минимальная сумма заказа на бесплатную доставку в каждом городе своя:
Система определяет стоимости автоматически после выбора города.
Минимальная сумма заказа зависит от города
При самовывозе минимального порога нет – заказывайте хоть на 60 руб. Сразу после приготовления блюда сотрудник «Додо Пицца» свяжется с вами по телефону. Заказы доставляются в течение 60 минут, чем и объясняется ограниченная служба доставки, зато клиентам привозят только свежую и теплую еду.
Читайте также: Мобильное приложение KFC. Кроме того, вас наверняка заинтересует статья про акции от магазина «ВкусВилл».
Как расплатиться додо-рублями в приложении?
Додо-рубли – это виртуальная валюта в бонусной программе от «Додо Пицца», своего рода кэшбек. Эквивалент: 1 додо-рубль = 1 рубль. В приложении сумму накопленных додо-рублей можно найти в правой верхней части экрана. Они поступают на счет спустя некоторое время после оплаты (от 5 минут до 7 дней). Чтобы потратить додо-рубли, нужно сделать следующее:
Важно! Для того чтобы потратить их в ресторане сети, сообщите кассиру свой номер телефона или додо-код, состоящий из 4 цифр, который вы выбрали при регистрации в мобильном приложении.
Как отменить заказ?
Для отмены заказа откройте «Профиль» и нажмите там соответствующую кнопку – «Отменить заказ». После этого потраченные деньги вернутся на ваш счет в течение 3-7 дней, более точное время зависит от работы банка.
Как написать жалобу в приложении «Додо Пицца»?
Возникли вопросы, касающиеся качестве обслуживания, или заказанная еда оказалась недостаточно качественной? Оставьте свой отзыв о работе сети, открыв в главном меню раздел «Поддержка/Жалобы» (обозначение может быть несколько другим в зависимости от версии приложения).
Как оставить отзыв в приложении «Додо Пицца»
Жалобу можно подать в любое время, операторы компании быстро реагируют на обращения клиентов и стараются как можно раньше решить возникшую проблему.
Как найти ближайшую пиццерию?
Новые клиенты «Додо Пицца» нередко сталкиваются с проблемами при поиске ближайшего ресторана сети, но это касается лишь тех, кто не знаком с интерфейсом программы. В действительности приложение интуитивно понятно, а потому, если со всем разобраться, никаких трудностей уже не будет.
Интерьер одного из ресторанов сети
Откройте меню и, если ресторан еще не выбран, система сама направит вас на указание своего адреса и выбора пиццерии на карте. Если этого не случилось, самостоятельно откройте главное меню и выберите там раздел «Адреса».
Состав и калорийность блюд
Кликните по изображению/названию интересующего блюда в меню, чтобы открылась новая страница с подробным описанием состава. Что характерно, состав можно менять, добавляя ингредиенты (пармезан, чеддер, бекон, острый халапеньо) или убирая их.
Справа от названия блюда вы можете найти значок «i». Если нажать на него, то всплывет окно с детальной информацией о пищевой ценности на 100 г (вес, углеводы, жиры, белки, энергетическая ценность).
Что делать, если курьер опаздывает?
Если еду, заказанную в «Додо Пицца» не доставляют в течение 60 минут, то клиент получает сертификат на любую бесплатную пиццу диаметром 35 см. Даже в том случае, если опоздание составило всего несколько минут!
Контакты для связи с оператором компании:
Также есть официальная группа ВКонтакте, где можно пообщаться с администратором.
На заметку! Не устроило качество еды, недодали соус, опоздавший курьер не желает давать вам сертификат на бесплатную пиццу? Нужно предоставить фото блюд, чека, скриншоты с приложения.
Бесконтактная доставка в «Додо Пицца»
С марта этого года в связи с пандемией коронавируса в компании появилось правило бесконтактной доставки.
Бесконтактная доставка начинает действовать автоматически, если оплатить заказ онлайн на сайте или в мобильном приложении. Расплачиваться картой не только удобнее, но и безопаснее.
Выбор названия: Истории российских стартапов «МойСклад», «Додо Пицца», «Кнопка», amoCRM и UMI
Сооснователь облачного сервиса управления торговлей «МойСклад» Аскар Рахимбердиев поинтересовался у своих коллег-предпринимателей, откуда взялись названия их компаний — «Кнопка», «Додо Пицца», amoCRM и UMI, и написал для ЦП об этом колонку.
Аскар Рахимбердиев, сооснователь и генеральный директор сервиса «МойСклад»
Нередко мы с коллегами «запинаемся» о название нашего сервиса — «МойСклад». И, откровенно говоря, на данном этапе оно нам, скорее, мешает. Когда мы создавали компанию, проработка названия нам казалась чем-то второстепенным — концентрировались на разработке. Теперь мы понимаем, что надо было потратить на нейминг больше времени.
Перед вами — четыре истории о том, как мы и наши коллеги по бизнесу придумывали названия для своих компаний. Особенно не заморачиваться, нанять специалиста по брендингу, использовать унаследованный вариант или все-таки основательно покреативить самому? Как лучше?
«МойСклад» — облачный сервис для управления торговлей
Когда весной 2007 года мы создали «МойСклад», он назывался «КАБР» — по первым буквам фамилий участников проекта. Но в «широкий прокат» эта странная для восприятия аббревиатура, к счастью, не вышла. Домен moysklad.ru появился как временное рабочее название, поскольку отражал единственную на тот момент функцию сервиса — складской учет.
Уже в ноябре мы решили, что название должно быть более универсальным, чтобы не было напрямую связано со складом или с какой-то одной функцией управления торговлей. Придумали название «Логнекс» и купили домен lognex.com. Идея казалась неплохой: «log» напоминает слово «логистика», «nex» звучит похоже на «next» — «следующий», что-то «будущее». Главное, это название было нейтральным и могло использоваться почти в любой стране мира.
Через некоторое время стало понятно, что нашим пользователям слово «Логнекс» не нравится, для русского человека оно просто плохо звучит. Какое-то время мы, в зависимости от случая, пользовались то одним, то другим названием. Даже сейчас наше юридическое лицо называется «ООО Логнекс». Но в итоге победил когда-то временный вариант «МойСклад».
Сейчас функциональность сервиса постоянно расширяется в сторону мини-ERP, и мы видим, что название «МойСклад» с каждым шагом мешает нам все больше, позиционируя сервис для очень узкого сегмента. Мы планируем дождаться благоприятного момента и провести ребрендинг.
Сервис для бухгалтерского учёта и решения юридических вопросов «Кнопка»
Наши коллеги из проекта «Кнопка», как оказалось, подошли к неймингу более осознанно. Думаю, это связано с возрастом компании, ведь, разумеется, к 2013 году к маркетингу, брендингу, неймингу внимание возросло во много раз, и было бы странно не уделить проработке названия достаточно времени и ресурсов.
Евгений Кобзев,основатель сервиса «Кнопка»
«Кнопка» — это сервис для предпринимателей, который забирает всю рутину бизнеса, и одновременно — имя маленькой любопытной девочки. Слово короткое, в нем сложно ошибиться, оно достаточно интернациональное, почти невозможно неправильно написать домен в адресной строке — всё это тоже повлияло на выбор названия.
К выбору названия мы подошли очень комплексно и работали не просто над именем, а над ощущением, которое создает бренд. С нами сотрудничал «отец британского брендинга» Майкл Вольф. Когда он придумал название, мы начали тестировать его, внедряя детали бренда в прототипы.
Игривость бренда никому не нравилась, но мы рискнули и выпустили серьезный продукт с нескучным именем. Любопытно, что реальные клиенты сервиса любят нашу девочку и ценят то, что мы не похожи на обычную скучную бухкомпанию.
«Додо Пицца» — сервис по доставке пиццы
У основателя сервиса «Додо Пицца» мы поинтересовались, почему компанию, которая продает еду, он назвал именем вымершей птицы. А всё на самом деле оказалось очень продуманно.
Фёдор Овчинников,основатель «Додо Пицца»
Для меня на этапе создания было очень важным придумать имя, которое бы сразу соответствовало моим амбициозным планам по захвату мира, и для себя я наметил главные критерии в выборе имени.
Это короткое, простое, легко запоминающееся слово и яркий образ. Никаких ассоциаций и аналогий с итальянской темой, так как рынок переполнен подобными названиями, имя должно дать возможность создать яркий запоминающийся визуальный образ. Никаких банальностей типа — «Дом пиццы» или «Мир Пиццы». И, конечно, наличие свободного домена в зонах ru и com.
В итоге появилась «Додо Пицца». Додо — это смешная нелетающая птица величиной с гуся. Додо жили на Маскаренских островах, расположенных в Индийском океане. С приходом европейцев они были полностью уничтожены к концу 17 века. Не имевший ранее естественных врагов, додо был доверчив как ребёнок. Охота на додо не доставляла особого труда, к птице можно было спокойно подойти.
Нас совершенно не смущает, что птица Додо вымерла. Получился оригинальный запоминающийся образ доброй, немного смешной птицы, которая спешит изо всех сил к клиентам. Название «Додо Пицца» хорошо принимается и носителями английского языка, несмотря на то, что в английском «додо» имеет значение «смешной», «глупый». Один американец мне сказал, что сразу же подумал об игре слов, ведь «До-До» можно услышать как «тесто-тесто».
Система учёта клиентов и сделок amoCRM
Без рассказа основателя сервиса amoCRM также трудно понять, почему у него такое название. Оказывается, американские пользователи сами придумали себе хорошую легенду.
Михаил Токовинин,генеральный директор amoCRM
В 2009 году мы запускали не только CRM, но и целую пачку других сервисов для рабочих групп, и все их названия начинались с приставки «q». Но потом встал вопрос с выходом в США и, конечно, оказалось, что нужные домены заняты, поэтому мы стали искать замену букве «q».
Найти комплект с одной буквой не получалось, стали перебирать с двумя, потом дошли до трёх. Тут было важно именно количество букв, чтобы этот префикс не превратился в название собственное, чтобы сохранился тот задуманный эффект. Случайным образом остановили свой выбор на приставке «amo».
Однажды я услышал, как наш американский сотрудник Сэм рассказывал клиенту, откуда взялось название«amo» — мол, это означает «боевой комплект вашего бизнеса». Я спросил его, откуда он это выдумал. Оказалось, что все наши американские сотрудники были уверены,что «amo» — это от английского «ammo» (амуниция, боеприпасы), и даже не сомневались в такой этимологии. Так появилось хоть какое-то объяснение.
Система управления сайтами UMI
Название интернет-платформы UMI тоже не вызывает у обычного человека никаких ассоциаций. Как оказалось, такое название и придумывать-то не пришлось.
Сергей Котырев,основатель UMI
В 1999 году я работал директором по маркетингу компании United Markets Information Syndicate, и, поскольку название компании никто не мог произнести, все ее называли сокращенно UMIS. Я занимался в том числе и продвижением наших интернет-сервисов, мне это очень нравилось, и в 2000 году открыл свою первую компанию.
Мой стартап на первых порах сидел в офисе UMIS, и название не вызывало диссонанса ни у коллег, ни у клиентов. Однако уже через полгода работы студия интернет-проектов стала моей основной работой, я уволился из UMIS и переехал в отдельный офис. А название так и осталось.
Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.
Сила ума
На какой стадии сейчас мой проект?
Найдено помещение. Подписан 3-х летний договор. Сделан ремонт, проведена вентиляция, водоснабжение. Разработан технологический проект. Оборудование и инвентарь уже на месте. Я только что вернулся из цеха, где заканчивают собирать морозильную и холодильную камеры. Настоящая моцарелла, пицца-соус и другие ингредиенты уже в пути из Москвы в Сыктывкар. Я уже набираю персонал. На столе лежит толстая пачка кандидатов на работу. Уже на этих выходных я начну тестировать оборудование и угощать друзей экспериментальными образцами. Через две недели мы начнем работать в тестовом режиме для читателей блога и других пользователей Интернета. А где-то через месяц каждый житель Сыктывкара сможет попробовать нашу пиццу и другие продукты. Подробнее о том, что я уже сделал — расскажу на следующей неделе, даже опубликую свой план-проект запуска бизнеса.
Бизнес-план будет позже. Начнем с имени. Как вы, наверное, догадались пиццерия не будет называться “Сила Ума” (так будет именоваться компания, которой будет принадлежать новый бренд).
Для меня было очень важным придумать хорошее имя, которое бы сразу соответствовало моим планам развития.
Для себя я наметил три главных критерия в выборе имени:
1. Короткое, простое, легко запоминающиеся слово и яркий образ.
2. Никаких ассоциаций и аналогий с итальянской темой, так как рынок переполнен подобными названиями. В каждом городе вы найдете псевдоитальянскую пиццерию — “Примавера”, “Милано”, “Марио”, “Чилинтано”, “Синьоры Помидоры” и так далее. Все сливается в одну массу. К тому же мы будем продавать “американскую”, а не итальянскую пиццу.
3. Никаких банальностей типа — “Дом пиццы”, “Пицца-Хаус”, “Сити-Пицца”, “Мир Пиццы” и так далее. Только уникальное название.
4. Наличие свободного домена в зонах *ru и *com.
5. Отсутствие на рынке близких аналогов — как на российском, так и на западном.
Итак, мой новый бренд будет называться “Додо Пицца”.
Додо — это смешная нелетающая птица величиной с гуся. Додо жили на Маскаренских островах, расположенных в Индийском океане. С приходом европейцев они были полностью уничтожены к концу 17 века. Не имевший ранее естественных врагов, додо был доверчив как ребёнок. Охота на додо не доставляла особого труда, к додо можно было спокойно подойти. Доверчивостью птиц пользовались потругальцы и били додо палкой по голове.
Птица Додо — это еще и персонаж книги «Алиса в Стране чудес», которую мы очень любим с моей дочкой. Когда Алиса наплакала море слез и в него попало множество волшебных существ, именно Додо предложил игру “Бег по кругу” для того, чтобы высохнуть. Когда я выхожу мокрый из речки, я предлагаю всем поиграть в “Бег по кругу”, но никто, как правило, кроме моей дочки меня не понимает.
Смысл игры заключался в следующем. Додо рисует на земле круг, расставляет соревнующихся в произвольном порядке. Затем безо всякой команды каждый начинает бегать в произвольном направлении. Соревнование длится полчаса, и по его результатам победителями оказываются все. Звери требуют награды, Додо, ткнув пальцем в Алису, говорит, что раздавать награды будет она. У Алисы как раз оказываются в кармане цукаты, которых хватает ровно на всех участников. Но получается, что самой Алисе ничего не досталось. Додо спрашивает, есть ли у неё ещё что-нибудь в кармане. И когда Алиса находит у себя наперсток, Додо забирает его с тем, чтобы торжественно вручить его Алисе в награду под общие рукоплескания 🙂
Вы спросите — причем здесь Додо и пицца? Додо станет героем нового бренда. Додо — добрый и смешной персонаж, который любит пиццу и клиентов. Додо будет героем рекламы. Додо должен нравиться детям и взрослым. Это, конечно, это будет Додо не из “Алисы”. Это будет наш новый Додо.
Какой он будет? Как он будет выглядеть и почему? Я расскажу об этом завтра.
Буду рад вашим мнениям, эмоциям, которые вызывает название “Додо Пицца”.
Что внутри у пиццы: почему «Додо Пицца» закрывает точки собственных франчайзи
История компании «Додо Пицца» началась в 2011 году, когда предприниматель из Сыктывкара Федор Овчинников открыл пиццерию под названием, созвучным с названием птицы додо, изображенной на логотипе компании. Через год он запустил франшизу, которая позволила бизнесу быстро расти: в 2014 году было 25 пиццерий, через год — уже 50, в 2017-м их количество перевалило за 200. В начале 2019 года сеть насчитывала более 440 заведений, в том числе за пределами России. Сегодня под вывеской «Додо Пицца» работает более 750 точек в России и 14 в других странах. Много лет компания входит в рейтинг самых выгодных франшиз Forbes.
По итогам 2020 года выручка сети составила 22,3 млрд рублей. По оценке «Infoline-Аналитики», компания входит в топ-4 брендов общественного питания по выручке в России после McDonalds (91,4 млрд рублей), KFC (59,2 млрд рублей) и Burger King (35,2 млрд рублей), которые также развиваются по франшизе. По количеству точек в России «Додо Пицца» также входит в топ-5 сетей фастфуда, уступая только международным гигантам. Минимальные инвестиции — 8 млн рублей, 55% партнеров владеют двумя и более пиццериями «Додо Пицца».
Евгений Ткачев — франчайзи, который судится с «Додо Пиццей», — родился и вырос на Камчатке, позже уехал учиться в Москву, а его семья — в Краснодарский край. Выучился на переводчика, потом получил диплом экономического университета имени Плеханова в Москве и MBA в Trinity College в Дублине. Семья Ткачева на протяжении 20 лет владеет аптечной сетью «Пульс», которая работает в Краснодарском крае (10 точек). По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году выручка головной компании ООО «Пульс», которая управляет сетью, составила 158,5 млн рублей.
«Никто не хотел покупать»
В конце 2017 году Ткачев решил попробовать свои силы в ресторанном бизнесе, купив франшизу известного бренда. Сначала он подавал заявки в международные KFC и McDonalds, но ответа так и не дождался. Тогда Ткачев обратил внимание на молодую компанию «Додо Пицца», которая динамично развивалась на российском рынке. «Мне очень понравился проект: открытый, демократичный, с ярким лидером и интересной бизнес-моделью. Руководство заверяло, что мы одна команда и работаем по принципу открытого честного бизнеса, я поверил», — вспоминает о начале сотрудничества с брендом предприниматель.
Первую пиццерию Ткачев открыл в том же году в небольшом городе Тихорецке в Краснодарском крае. «Хотелось работать в более крупном городе, но многие из них были уже заняты брендом «Додо Пицца», — говорит он. Ткачев нашел помещение, оборудовал по всем стандартам бренда, вложив около 15 млн рублей, и начал работать. Отсутствие конкуренции и низкие цены на аренду и зарплату в маленьком городе позволили быстро раскрутиться и начать зарабатывать.
В середине 2018 года Ткачев, как и другие франчайзи, узнал о закрытии пиццерии «Додо Пицца» в Ярославле. Предыдущий партнер сети якобы не справился с управлением и объявил себя банкротом, выставив на продажу объекты: одну закрывшуюся и требующую ремонта пиццерию со штатом сотрудников и долгами перед управляющей компанией, поставщиками и инвестором в несколько миллионов рублей и еще одно арендованное под пиццерию помещение на начальной стадии ремонта.
«Никто не хотел покупать, так как точки были в плохом состоянии и восстанавливать их было сложно, — вспоминает Ткачев. — Я тоже поначалу отказался, но управляющая компания попросила помочь в этой ситуации — выкупить с долгами, решить все вопросы и перезапустить, чтобы не потерять город. Подумал и согласился, так как хотел развиваться, а Ярославль — областной центр, большой отдельный город».
«В тот момент многие действующие партнеры осваивали забронированные города, поэтому мало кто хотел идти в Ярославль, тогда я предложил Евгению Ткачеву, — рассказывает партнер Овчинникова и директор «Додо Франчайзинг» Андрей Петелин. — У нас была надежда, что он переломит ситуацию в городе, и было взаимопонимание друг с другом. Тогда мне казалось, что Евгений разделяет ценности бренда и все будет хорошо».
Никто не хотел работать в Ярославле, так как в регионе есть сильный конкурент. Сеть «Пицца Фабрика» работает, как и сеть Овчинникова, 10 лет. Она насчитывает пять пиццерий в Ярославле, а также более 40 заведений по всей стране и тоже работает по франшизе. «Конкурировать сложно, потому что они были первые и сформировали рынок доставки пиццы в Ярославле, — рассказывает Ткачев. — Цены у них на 10-15% ниже, чем у «Додо», за счет разницы себестоимости продуктов, а ассортимент шире: например, есть роллы, паста, вок».
Тем не менее он решил рискнуть. Средства нашлись. Ткачев привлек пять инвесторов, с которыми были заключены договоры займа (без доли в бизнесе). Им бизнесмен выплачивал процент от выручки до погашения основной задолженности с последующей выплатой определенного процента от выручки в течение нескольких лет в качестве бонуса.
По итогам 2018 года выручка трех пиццерий Ткачева, по его словам, составила 35 млн рублей. На следующий год он расширил сеть до семи точек (добавились три в Москве и еще одна в Ярославле), а суммарная выручка превысила 100 млн рублей. Инвестиции в каждую новую точку в среднем составляли 15-20 млн рублей, приводит данные предприниматель. На сегодня с двумя из пяти инвесторов Ткачев рассчитался полностью. Всего за четыре года Ткачев открыл 11 точек, выручка которых более 300 млн рублей в год.
Тайный покупатель
Еще в 2014 году основатель «Додо Пиццы» Федор Овчинников разработал систему оценки заведений (публичный рейтинг), которая работала по принципу «процент от идеала», где 100% — полное соответствие идеалу, складывающемуся из множества критериев. Овчинников учредил отдельную компанию «Додо Контроллинг» на базе кол-центра, вложив несколько миллионов рублей в налаживание работы с тайными покупателями, и тут же опробовал технологию на своих пиццериях. «Некоторые получили рейтинг, близкий к 100%, однако в будущем такой результат будет получить очень сложно», — предупреждал тогда бизнесмен.
О системе контроля качества Овчинников подробно рассказал в июне 2014 года в личном блоге «Сила ума». Задумку владельца франшизы тут же раскритиковали комментаторы: «Не понимаю франчайзи, которые подписываются стать членами зарегулированной франшизы», «Становясь в строй франчайзи, вы рискуете прожить жизнь солдатиком».
Овчинников был равнодушен к колким шуткам и в 2017 году добавил к системе качества еще один инструмент контроля — выездные проверки. Был создан специальный отдел Business Development Eurasia, состоящий из бизнес-девелоперов и территориальных менеджеров по развитию бизнеса.
За четыре года бизнес-девелоперы «Додо Пиццы» совершили более 1100 проверок по всей стране (больше половины пришлось на 2021 год). В 2022 компания планирует расширить штат отдела с 18 до 30 сотрудников.
«Рейтинги контролируют работу пиццерий, но только глубокий аудит на месте может показать полную картину, — объясняет разницу глава Business Development Eurasia в России, Казахстане и Белоруссии Николай Писков. — У «Додо Пиццы» сложный операционный бизнес, и бизнес-девелоперы глубоко понимают его и помогают партнерам успешно его вести на их территории и устранять ошибки». Именно бизнес-девелоперы ближе всех взаимодействуют с партнерами-франчайзи на всех этапах, от отбора и принятия решения о сотрудничестве до расставания с партнером, если такое происходит.
«По состоянию на ноябрь 2021 года партнерами «Додо Пиццы» заняты почти все крупные и средние города, поэтому логично, что управляющая компания теперь приводит пиццерии к более серьезным единым сетевым стандартам, последовательно усиливает контроль и поддержку франчайзи», — рассуждает франчайзи восьми ресторанов Domino’s Pizza, член Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) и владелец агентства масштабирования бизнеса Franch profi Олег Юдин. По его словам, для любой франчайзинговой компании федерального, а тем более международного уровня наличие отдела бизнес-девелопмента — показатель профессионализма. Например, в Domino’s тоже работают франчайзинговые консультанты, они проводят аудит франчайзи и оказывают поддержку.
С 2018 года франчайзер закрыл девять партнерских заведений «Додо Пицца», четыре из них — принадлежавшие Евгению Ткачеву пиццерии в Ярославле. Еще 18 пиццерий были проданы по причине расторжения договора. «Со всеми договор расторгнут по нашей инициативе, причина — грубое несоответствие стандартам работы», — поясняет Писков.
Ярославские репрессии
По версии Евгения Ткачева, головная компания начала проявлять интерес к его бизнесу в 2019 году: весной участились выездные проверки пиццерии в Ярославле, в ходе которых бизнес-девелоперы находили «мелкие несоответствия». «Проверки были частыми, жесткими, репрессивными и в большинстве своем предвзятыми. Иногда проверяющие откровенно придирались: снимали баллы за то, что не горит вывеска посреди белого дня, или находили грязь там, где ее нет. Один раз сделали выговор за то, что у нас закончились напечатанные скидочные купоны и вместе с доставкой моя сотрудница вложила записку с промокодом, подписанную от руки», — перечисляет случаи бизнесмен.
«Начиная с 2019 года в пиццериях в Ярославле фиксировались систематические нарушения стандартов, а также платежной дисциплины (задержки по роялти и другим платежам), — объясняет Овчинников. — Нарушения носили неоднократный и существенный характер, то есть нарушались не только внутренние стандарты «Додо Пиццы», но и нормы действующего законодательства (требования Роспотребнадзора и нормы СанПиН, в том числе маркировка сроков годности ингредиентов, наличие обязательных медицинских книжек у сотрудников пиццерий и т. д.). Это могло привести к серьезным рискам для потребителей и бренда».
«Внутренние стандарты «Додо Пиццы» ужесточались каждый год и не соответствуют во многом общим требованиям СанПиН, — считает Ткачев. — Например, срок хранения салатов — 18 часов, но по недавно введенному правилу «Додо» мы должны их списывать вечером, даже если они только что приготовлены и их срок годности, например, до 16:00 следующего дня». По словам партнера, если проверка придет утром и увидит вечерние салаты, это будет считаться нарушением.
С претензиями по задержкам выплат франчайзи из Ярославля также не согласен. «УК переворачивает факты, — говорит Ткачев. — Согласно условиям договора коммерческой концессии (ДКК), партнеры должны оплачивать только роялти, другие платежи (реклама, кол-центр, благотворительные взносы и пр.) не входят в перечень обязательных и не относятся к причинам расторжения. По одному из двух ДКК у меня лишь раз случилась просрочка по роялти всего на один день (21 апреля 2020 года), и то по ошибке бухгалтера. Рабочая ситуация. В то время как по ДКК нужно минимум две в год для права на расторжение. Во все остальные годы платежи, как правило, производились на несколько дней раньше срока».
«История в Ярославле развивалась два года, и наша компания предпринимала серьезные попытки помочь улучшить менеджмент в пиццериях Евгения Ткачева, хотя управление пиццериями на 100% — это ответственность франчайзи», — говорит Овчинников. Одной из таких попыток стало приглашение в феврале 2020-го внешнего управляющего, который, по словам Ткачева, «пытался забрать рычаги управления» и от которого франчайзи отказался.
История с Ткачевым не уникальна. Предприниматель Юрий Нуржанов потерял кафе в Нальчике в 2021 году — «Додо Пицца» расторгла с ним договор. «Во время одной из инспекций была обнаружена недоработка — расстояние между горизонтальными досками вывески, на которой располагаются буквы, должны составлять 20 мм, а у меня было 10 мм. Вроде мелочь, но она влияет на рейтинг, — объясняет Нуржанов. — Из-за пандемии я несколько месяцев не мог исправить недоработку; сначала мне давали отсрочку, а потом перестали и начали систематически снимать по три балла из пяти».
В октябре 2020 года головная компания направила Нуржанову предписание о расторжении договора и впоследствии расторгла его. «Человеческая составляющая, общение с целью построить бизнес, исчезли. К тебе приезжает 20-летний парень с чек-листом и молча выставляет баллы. Он не задает вопросов, не разбирается в ситуации, — сетует Нуржанов. — Если бы это была какая-то импортная компания — один разговор. Но еще вчера эти ребята разговаривали с тобой совсем по-другому».
Писков подтверждает: с партнером из Нальчика была «длинная история негативного взаимодействия», причинами расторжения стали систематические нарушения финансовой дисциплины, а также низкие рейтинги стандартов в пиццерии из-за нарушений, которые франчайзи не смог устранить в длительный срок. «Это не импульсивное решение. Очевидно, что мы не будем расторгать договор только из-за миллиметров». Это одна из многочисленных официально зафиксированные в документах проблем, за которые он терял баллы в рейтинге и за которую сейчас цепляется, чтобы оправдать себя и придать драматичности ситуации», — комментирует Писков.
По данным УК, Нуржанов периодически задерживал оплаты логистическим компаниям и дистрибьюторам, о чем сообщали франчайзеру. Говорить о задержках неуместно, спорит Нуржанов: «Задерживать оплаты не было вариантов, так как тебя мгновенно отключали от Dodo Is (с помощью системы партнеры-франчайзи получают заказы и контролируют внутреннюю работу своих точек. — Forbes). Если 20-го числа не оплачены счета, сразу выходит предписание: не будет оплачено до 17:00 — отключат от системы. Предписания у нас бывали, но в течение дня всегда оплачивались».
«Все в совокупности вылилось в то, что мы приняли непростое для нас решение о расторжении договора. Мы давали множество возможностей партнеру исправить ситуацию», — заключает Писков.
«Ресторанный бизнес (тем более фастфуд) требует быстрого принятия решений, — говорит Олег Юдин. — Например, во многих международных франшизах на исправление любой ситуации дается от нескольких дней до нескольких месяцев. Так что «Додо Пицца», на мой взгляд, действует не жестко и вполне адекватно. Но все, что сейчас происходит с франчайзи, еще потенциально может повториться».
Сеть «Шоколадница», насчитывающая более 120 франчайзинговых кофеен, проверки проводит регулярно: в Москве и ближайших регионах — по несколько раз в месяц, в отдаленных точках — не реже одного раза в квартал. «Серьезность всегда максимальная, проверяем по всем необходимым параметрам: от соблюдения стандартов обслуживания гостей до СанПиНа, товарного соседства и прочих операционных вещей», — подчеркивает руководитель департамента франчайзинга «Шоколадницы» Максим Трубников.
Условия продажи в договоре не прописаны, так же как не определена формула расчета стоимости пиццерии: она определяется рынком и по сути равна сумме, которую за нее готов предложить новый собственник, добавляет Петелин.
«Скинуть Ярославль»
Ткачев утверждает, что предложения «скинуть Ярославль» ему поступали неоднократно и в ультимативной форме, в том числе от директора «Додо Франчайзинг» Андрея Петелина и бизнес-девелопера Виктора Никитина. «Одновременно с этим по почте я получал запрос на продажу пиццерий от двух партнеров, в том числе от франчайзи из Вологды Дмитрия Люлинцева — по моим данным, это сводный брат Петелина, — утверждает Ткачев. — В ответ на отказы продавать мне угрожали жестким сценарием по закрытию пиццерий».
Петелин, что характерно, связь с вологодским партнером не отрицает. «Люлинцев не является родственником, но он мой старый друг, который, кроме того, много лет управляет двумя ресторанами «Додо Пицца» в Вологде, — объясняет топ-менеджер «Додо Пиццы». — Люлинцев еще в 2019 году говорил мне, что спрашивал у Ткачева из соседнего Ярославля, не продает ли он тот свои точки. Это было его самостоятельным решением, возможно совпавшим с нашими проверками, но не связанное с ними. Предложения от меня и от бизнес-девелопера Никитина, в зону контроля которого входил Ярославль, были уже позже и носили рекомендательный характер: мол, Евгений, если ты взял на себя много точек, то всегда можешь продать часть сети кому-нибудь из действующих партнеров».
В августе Ткачев, по его словам, нашел двух покупателей, готовых заплатить за четыре пиццерии 150 млн рублей, но их, опять же по его словам, не одобрила головная компания.
По словам Петелина, ему известно только об одном покупателе, которого отклонила УК. Причина — потенциальный партнер неохотно шел на контакт. Петелин предполагает, что под вторым покупателем имеется в виду действующий партнер «Додо Пиццы», владеющий более десятком пиццерий в Центральном федеральном округе. «По нашей информации, Евгений сам отклонил этого покупателя, который мог оформить сделку только с рассрочкой платежа», — добавляет Петелин.
«Перед продажей франчайзи подал недостоверные данные P&L (отчет о прибылях и убытках). Заявляемая Ткачевым рентабельность ярославских пиццерий по EBITDA в 25% в целом не характерна для нашего бизнеса, для которого нормой является показатель 10-15%, — говорит Овчинников. — При анализе расходов также обнаружены несостыковки. Например, Ткачев заявляет, что заработная плата сотрудников кухни и курьеров в пиццериях составляла 10 000-15 000 рублей в месяц, в то время как в объявлениях о приеме на работу, размещенных партнером, числилось от 30 000 рублей». По оценке головной компании, реальная стоимость партнерской сети (исходя только из выручки и прогноза прибыли четырех ресторанов) составляет 30-40 млн рублей или 60-80 млн рублей, если учитывать потенциал рынка. Притом что только на старте Ткачев вложил, по собственным оценкам, 15-20 млн в каждую точку, без расходов на рекламу и операционного минуса.
«Мы принципиальная компания»
Сейчас залы пиццерий «Додо Пицца» в Ярославле пустуют. По словам Ткачева, в ночь с 31 октября на 1 ноября все четыре пиццерии в городе без предупреждения были отключены от системы Dodo IS. Использовать бренд «Додо Пицца» Ткачеву теперь запрещено.
В сентябре-октябре Евгений Ткачев обратился в московский арбитражный суд с требованием признать одностороннее расторжение договоров недействительным. Примеру партнера последовал Юрий Нуржанов из Нальчика. «Иск подан еще до закрытия пиццерий, и основной задачей на том этапе было призвать УК работать в рамках правового поля. Это должно было минимизировать количество конфликтов и споров, в которые я совершенно не хотел вступать. Я не хочу воевать», — признается Ткачев.
По его словам, у него сейчас нет других вариантов, кроме продажи, поскольку каждый день — это новые убытки. Прямые потери и недополученная прибыль в ноябре составляет более 10 млн рублей (закупленные и нереализованные продукты, долги по обязательным платежам — аренда, коммунальные услуги, ФОТ, налоги, выплаты инвесторам). Без работы остались 40 сотрудников. «Мы даже не можем демонтировать вывески, которыми не имеем права пользоваться (они закрыты черной пленкой и скотчем), просто потому что это дорого», — вздыхает партнер «Додо Пиццы». Он опасается, что сценарий повторится и с его пиццериями в Москве, куда также уже не раз приходили с проверками.
«В России сложилась такая практика, что 70% расторжений происходит по инициативе франчайзи, — говорит руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская. — А франчайзер до последнего пытается сохранить объект в сети, а иногда идет на выкуп точки, если она имеет важное значение для бренда». Причины могут быть разными, например, когда франчайзи, поддавшись обещаниям «успеха и гарантированного дохода», в реальности сталкивается с необходимостью заниматься этим самым бизнесом. Выход из сети и закрытие — логичное завершение подобной истории. Если отношения расторгает франчайзер, то это, как правило, связано с нарушением стандартов и систематической неуплатой роялти.
По словам Рождественской, судебная практика решения конфликтов франчайзеров и франчайзи в России пока только нарабатывается. «В суд идут единицы, и, как правило, в массе своей это две категории дел: требования франчайзи расторжения договора и возврата паушального взноса или взыскание франчайзером с франчайзи через суд невыплаченных роялти. Другие проблемы франчайзинга в судах затрагиваются редко», — говорит эксперт.
Конфликты между франчайзером и франчайзи типичны: только за последние несколько лет такие случались у «Даблби», Cofix и Domino’s Pizza. «Ситуация «Додо Пиццы» уникальна тем, что это первое публичное ярко освещенное расторжение контракта, причем абсолютно обоснованное несоблюдением стандартов правообладателя. В любом хорошем франчайзинговым договоре подробно описаны все обстоятельства, при которых УК имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке», — считает основатель консалтинговой компании Like4Like Hospitality Strategies и куратор Novikov School Ирина Авруцкая. По мнению эксперта, рынок франчайзинга в России по уровню соблюдения стандартов и взаимоотношений между партнерами очень слабый. «Если бы подобная ситуация произошла на любом международном рынке, то никто бы никогда не стал ее оспаривать публично», — добавляет она.
Овчинников признается, что ему жаль потерянного рынка в Ярославле, хоть его доля и не была велика (ежемесячно четыре пиццерии Ткачева приносили 9 млн рублей роялти на фоне совокупного оборота всех франчайзи бренда в 3,3 млрд рублей). Сумма роялти, поступающая в головную компанию из этого региона, составляла менее 1% от общего объема взносов. Основатель «Додо Пиццы» говорит, что в будущем при необходимости готов на более существенное сокращение сети: «Мы принципиальная компания и пойдем на уменьшение бизнеса ради долгосрочных целей».
Как прецедент с франчайзи «Додо Пиццы» повлияет на имидж бренда и рынок франчайзинга? Эксперты, опрошенные Forbes, единогласно считают, что положительно. «Компания давным-давно не рассчитывает на новую аудиторию франчайзи в России, потому что рынок уже поделен между партнерами, — рассуждает Авруцкая. — Ключевая аудитория «Додо Пиццы» сейчас — это инвесторы. Поэтому жесткая позиция лидера и верность принципам — это стратегическое преимущество компании и позитивный сигнал для рынка».