^ Практическая работа: выделение главных промышленных районов.
Цели: выявить отрасли «авангардной тройки» Зарубежной Европы, крупнейшие районы и узлы этих отраслей; отразить результаты в виде таблицы.
№
Название учебных элементов
Источники информации
1
2
3
1
Повторите, какие отрасли относятся к «авангардной тройке». Что такое «отрасль международной специализации»?
Учебник, с. 94 Учебник, с. 90
2
Дайте краткую характеристику отраслям «авангардной тройки» Зарубежной Европы в виде таблицы. Выделить следующее: 1) на что ориентируется отрасль; 2) название отрасли; 3) крупнейшие районы и узлы данной отрасли в странах Зарубежной Европы
Учебник, с. 167-169. Атлас, с. 16, 17,18. Таблица
3
Заполнив таблицу, сделайте вывод об общих и отличительных особенностях отраслей и их роли для всего региона
5
Соберите части вашей таблицы
6
Первичное закрепление.
Сделайте общий вывод группой.
В выводе укажите уровень развития всех отраслей
Учебник, с. 121-125
7
Выберите выступающего с результатами вашей работы и заключительными выводами
Образец(таблица)
Название отрасли
На что ориентируется
Крупнейшие районы и узлы
Цели: выявить уровень развития легкой, лесной промышленности, сельского хозяйства Зарубежной Европы, крупнейшие районы и узлы этих отраслей. Отразить результаты в виде таблицы.
№
Название учебных элементов
Источники информации
1
Повторите, что такое «товарное и потребительское сельское хозяйство».
Что такое «отрасль международной специализации»?
Учебник, с127
Учебник, с. 169-173; рис. 50, с.170. Таблица. Атлас, с.20, 22.
3
Заполните таблицу, сделайте вывод об уровне развития отраслей и их роли для всего региона
Учебник, с. 172-174, рис.53, с.125-126
4
Проверьте себя
Учебник, с.125, с. 169-173
5
Соберите части вашей таблицы, напишите вывод
6
Первичное закрепление.
Заполните алгоритм 2, поставьте, где необходимо, стрелки, заполните пустые графы; можно дополнить схему.
В выводе отметьте причины такой специализации с/х Зарубежной Европы
Учебник, с. 173-174
7
Выберите выступающего с результатами вашей работы и заключительными выводами
Цели: нарисовать географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы. Выделить «центральную ось» развития, определив территориальную структуру Зарубежной Европы.
№
Название учебных элементов
Источники информации
1
2
3
1
Повторите территориальную структуру хозяйства экономически развитых стран
Учебник, с. 96-97, пункт 4
2
Определите уровень «зрелости» территориальной структуры
Цели: выявить уровень развития транспорта, науки, финансов, отдыха и туризма Зарубежной Европы. Выделить крупнейшие районы этих отраслей.
№
Название учебных элементов
Источники информации
1
2
3
1
Повторите различия в транспортной системе. Что такое «отрасль международной специализации»?
Учебник, с. 138— 143; с. 90
2
Проанализируйте карту: 1) Сделайте вывод об обеспеченности транспортной сетью Зарубежной Европы, подтвердите статистическими данными. 2) Определите роль науки и финансов, крупнейшие финансовые центры Западной Европы. 3) Почему Западная Европа является главным районом международного туризма?
Учебник, с. 174-175 «География в таблицах», 6-10 кл. Учебник, с. 176
Учебник, с. 176
3
Обсудите ответы, сделайте вывод о развитии отраслей. Заслушайте реферат «Изменения в транспортной системе»
Журнал «География в школе», 2000,
№ 5
4
Первичное закрепление. Заполните алгоритм 3, поставьте, где необходимо, стрелки, заполните пустые графы. Можно дополнить схему. В выводе отметьте причины такой специализации Зарубежной Европы
Учебник, с. 174-177
5
Выберите выступающего с результатами вашей работы и заключительными выводами. Докажите, что в странах Зарубежной Европы сложилась система трех экономических районов: а) с высоким уровнем развития; б) депрессивные районы; в) отсталые аграрные районы
Повтори: учебник, с. 97, атлас, с. 31-32
6
Проверьте себя
Учебник, с. 176— 177; рис. 50, с. 170
7
Обсудите ответы с группой. Сделайте вывод
8
Выберите выступающего, который расскажет о результатах вашей работы и сделает заключительный вывод
Цели: определить уровень развития стран Зарубежной Европы и региона в целом. Выявить страны, определяющие экономическую мощь региона.
№
Название учебных элементов
Источники информации
1
2
3
1
Повторите, по каким показателям определяется уровень экономического развития стран
Учебник, с. 10, атласе. 10
2
Определите: 1) уровень развития отдельных стран Зарубежной Европы; 2) уровень развития Зарубежной Европы в целом. Сравните показатели и сделайте вывод
«География в таблицах», 6-10 кл.
Табл. 105
3
Сопоставьте карты атласа и рисунок учебника, чтобы выявить страны, определяющие экономическую мощь Зарубежной Европы
Атлас, с. 10, 16, 18* учебник, рис. 50, с. 170
4
Смоделируйте: результаты сравнения, отразите на контурной карте, выделив границы государств и подписав названия. Озаглавьте карту
Контурные карты, с. 4
5
Проверьте себя
Учебник, с. 177
6
Первичное закрепление. Докажите, что в отличие от четырех главных стран, имеющих широкую специализацию, другие страны Зарубежной Европы специализируются на отдельных отраслях, и страны Восточной Европы занимают особое место
Учебник, с. 181-184
7
Проверьте себя
Учебник, с. 177-181
8
Обсудите ответ с группой. Выберите выступающего с результатами вашей работы и заключительным выводом
Выступление представителей от каждой группы с результатами работы и заключительными выводами.
Стр. 167-184. Задание № 14(итоговое) выполнить письменно в тетради.
Практическая работа: выделение главных промышленных районов.
Цели: выявить отрасли «авангардной тройки» Зарубежной Европы, крупнейшие районы и узлы этих отраслей; отразить результаты в виде таблицы.
Название учебных элементов
Повторите, какие отрасли относятся к «авангардной тройке». Что такое «отрасль международной специализации»?
Учебник, с. 94 Учебник, с. 90
Дайте краткую характеристику отраслям «авангардной тройки» Зарубежной Европы в виде таблицы. Выделить следующее: 1) на что ориентируется отрасль; 2) название отрасли; 3) крупнейшие районы и узлы данной отрасли в странах Зарубежной Европы
Учебник, с. 167-169. Атлас, с. 16, 17,18. Таблица
Заполнив таблицу, сделайте вывод об общих и отличительных особенностях отраслей и их роли для всего региона
Соберите части вашей таблицы
Сделайте общий вывод группой.
В выводе укажите уровень развития всех отраслей
Выберите выступающего с результатами вашей работы и заключительными выводами
На что ориентируется
Крупнейшие районы и узлы
Цели: выявить уровень развития легкой, лесной промышленности, сельского хозяйства Зарубежной Европы, крупнейшие районы и узлы этих отраслей. Отразить результаты в виде таблицы.
Название учебных элементов
Повторите, что такое «товарное и потребительское сельское хозяйство».
Что такое «отрасль международной специализации»?
Дайте краткую хар-ку легкой, лесной промышленности и с/х Зарубежной Европы в виде таблицы:
1) на что ориентируется отрасль;
2) название отрасли;
3) крупнейшие районы и узлы данной отрасли в странах Зарубежной Европы
Учебник, с. 169-173; рис. 50, с.170. Таблица. Атлас, с.20, 22.
Заполните таблицу, сделайте вывод об уровне развития отраслей и их роли для всего региона
Учебник, с. 172-174, рис.53, с.125-126
Учебник, с.125, с. 169-173
Соберите части вашей таблицы, напишите вывод
Заполните алгоритм 2, поставьте, где необходимо, стрелки, заполните пустые графы; можно дополнить схему.
В выводе отметьте причины такой специализации с/х Зарубежной Европы
Выберите выступающего с результатами вашей работы и заключительными выводами
Цель урока: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания и первичное закрепление новых знаний.
— раскрыть типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, структуру и основные районы промышленного региона;
— продолжить формирование познавательных УУД (логические УУД): читать, сопоставлять и анализировать различные источники географической информации, картографические и статистические данные, составлять схемы, сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать, составлять аннотации.
— развивать коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества: определение функций участников группы, умение выражать собственные мысли, оформлять групповую работу в виде единого ответа.
— развивать регулятивные УУД: планировать свою деятельность для достижения конечного результата, оценивать то, что уже известно, и что подлежит изучению, производить коррекцию в случае, если результат отличается от эталона
Формы организации работы: групповая и индивидуальная работа
Технологии, методы, приемы: изучение нового материала, первичное закрепление
Личностные: ценностное отношение к умению воспринимать речь учителя, одноклассников, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, инициативу, ответственность, причину неудач, выражать положительное отношение к процессу познания; осознание значимости данного умения считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре, применять правила делового сотрудничества; ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;
Предметные: на основе имеющихся умений работать с разными источниками географической информации, картографической грамотности ученик научится понимать основные географические понятия и термины; географические аспекты отраслевой и территориальной структуры хозяйства Зарубежной Европы, получит возможность различать специализацию в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
Метапредметные: развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, группу, вести дискуссию, сделать презентацию и т.д.
(на каждом этапе урока)
Создаёт деловую доброжелательную атмосферу.
Приветствие. Проверка отсутствующих.
Формирование 4-х рабочих групп.
Рассаживаются в группы по 5-6 человек.
Концентрируют внимание, настраиваются на работу.
Актуализация изученного материала
Подводит к проверке ранее изученных понятий по теме «Мировое хозяйство»
Предлагает вспомнить какие европейские товары встречаются на российском рынке, определения терминов и понятий по теме урока (приложение), и сделать вывод о цели урока
Называют товары импортируемые Россией из европейских стран, каким образом они попадают на российский рынок.
Дают определения терминов и понятий, предложенных учителем
Объявление темы урока
Озвучивает тему урока
Определяют и формулируют тему урока с помощью учителя
Сообщение целей и задач
Аргументирует цели и задачи урока, определяет объём изучаемого материала.
Высказывают мнения о целях урока и под руководством учителя формулируют общие цели на урок
Определяет регламент работы на уроке, следит за временем. Предлагает план работы в группе на карточке-задании.
Планируют работу в группе, распределяют обязанности для оптимизации работы в группе
Изучение нового материала
Предлагает работу по группам согласно заданиям
Консультирование учащихся при организации работы в группах
Практическая деятельность учащихся. Выполнение заданий по изучению нового материала
Ответы на вопросы учащихся из других групп или уточняющие вопросы учителя
Коррекция знаний, полученных во время урока
Уточняет знания учащихся
Резюмирует и объединяет ответы групп.
Обсуждение вопросов в группах, Формулирование выводов.
Подведение итогов урока
Подводит итог урока.
Предлагает ответить на 2 вопроса:
1. Что хотел бы ещё узнать по данной теме?
2. Какую оценку сам себе поставишь?
Что я знал о хозяйстве Европы, что узнал нового.
Выставляет оценки учащимся, выступавшим на уроке.
Оценивают работу каждого из состава группы по предложенным критериям, и работу других групп
В учебнике стр. 183-202
Каждый учащийся выбирает для себя задание
Выбирают на свое усмотрение
— подготовить комплексную характеристику одной из развитых стран Зарубежной Европы,
— разработать туристический маршрут по университетам Европы, культурным достопримечательностям с указанием транспорта, остановок и т.д.
— аргументировать список запрещенных продуктов питания, попавших под запрет ввоза в Российскую Федерацию
Международное географическое разделение труда
Отрасли «авангардной тройки»
Отрасль международной специализации
Товарное и потребительское сельское хозяйство
Факторы размещения производства
Задания группам распечатываются заранее.
Группа 1. Выявить отрасли «авангардной тройки» Зарубежной Европы, крупнейшие районы и узлы этих отраслей; отразить результаты в виде таблицы.
Название учебных элементов
Дайте краткую характеристику отраслям «авангардной тройки» Зарубежной Европы в виде таблицы. Выделить следующее:
1) на что ориентируется отрасль;
2) название отрасли;
3) крупнейшие ТНК, районы и узлы данной отрасли в странах Зарубежной Европы
Атлас стр. 16, 17, 18. Таблица (образец)
Крупнейшие районы и узлы
Заполнив таблицу, сделайте вывод об общих и отличительных особенностях отраслей и их роли для всего региона
Сделайте общий вывод группой.
В выводе укажите уровень развития всех отраслей
Выберите выступающего с результатами вашей работы и заключительными выводами, подготовьте презентацию 3-5 слайдов
Группа 2. Выявить уровень развития легкой, лесной промышленности, сельского хозяйства Зарубежной Европы, крупнейшие районы и узлы этих отраслей. Отразить результаты в виде таблицы.
Название учебных элементов
Дайте краткую характеристику легкой, лесной промышленности и сельскому хозяйству Зарубежной Европы в виде таблицы:
1) на что ориентируется отрасль;
2) название отрасли;
3) крупнейшие районы и узлы данной отрасли в странах Зарубежной Европы
Крупнейшие районы и узлы
Заполните таблицу, сделайте вывод об уровне развития отраслей и их роли для всего региона
стр. 192-194, рис. 52, с. 125-126
Презентации «Сельское хозяйство Европы», «Лесная промышленность Европы»
В выводе отметьте причины такой специализации сельского хозяйства Зарубежной Европы
Сельское хозяйство Зарубежной Европы
Примеры крупнейших стран-экспортеров
Италия, Франция, рыба
Выберите выступающего с результатами ва шей работы и заключительными выводами. подготовьте презентацию 3-5 слайдов
Группа 3. Нарисовать географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы. Выделить «центральную ось» развития, определив территориальную структуру Зарубежной Европы.
Название учебных элементов
Повторите территориальную структуру хозяйства экономически развитых стран
Учебник В.П. Максаковского, стр. 107-109
Определите уровень «зрелости» территориальной структуры Зарубежной Европы
Посмотрите, как насыщена Западная Европа:
1) промышленными районами;
3) городскими агломерациями;
4) транспортными узлами;
5) районами интенсивного сельского хозяйства
Учебник В.П. Максаковского, стр.197-202
Группа 4. Выявить уровень развития транспорта, науки, финансов, отдыха и туризма Зарубежной Европы. Выделить крупнейшие районы сосредоточения этих отраслей.
Название учебных элементов
Повторите различия в транспортных системах развитых и развивающихся стран.
1) Сделайте вывод об обеспеченности транспортной сетью Зарубежной Европы, подтвердите статистическими данными.
2) Определите роль науки и финансов, крупнейшие финансовые центры Западной Европы.
3) Почему Западная Европа является главным районом международного туризма?
«География в таблицах», 6-10 кл. Учебник, с. 1 76
Выберите выступающего с результатами ва шей работы и заключительными выводами. подготовьте презентацию 3-5 слайдов
Первичное закрепление. Заполните алгоритм 3, поставьте, где необходимо, стрелки, заполните пустые графы/Можно дополнить схему. В выводе отметьте причины такой специализации Зарубежной Европы