Названному отцу что это
Названный отец лексическое значение
«Названный отец»: значение слова. Отец как воспитатель
Сегодня взгляд невольно задерживается на сюжетах с участием мужчин. Папа везёт коляску с младенцем, маленькая девочка бежит навстречу к папе, папа с сыном едут наперегонки по велодорожке. Какое счастье, что такие отцы существуют! Хотя иногда кажутся исчезающим видом.
Важна ли биология?
Толковые словари твердят, что отец – это мужчина по отношению к своим детям. Однако всегда ли мужчина своим детям является отцом? Поставка биологического материала еще не означает качественного отцовства.
Настоящий отец – это прежде всего близкий человек, старший друг и советчик. Он рядом в любых жизненных ситуациях. Он в любую минуту готов протянуть руку помощи. Поэтому в данном понимании функции папы может выполнять порой старший брат, дедушка, дядя, названный отец. Значение слова «названный» говорит само за себя. Его назвали отцом. Или он сам назвался отцом. Он не является папой генетически, но выполняет важную роль в становлении и развитии семьи. Иногда лучше, чем биологический, любит, заботится, обеспечивает и возглавляет семью названный отец. Значение слова «отец» трактуется, таким образом, весьма широко.
Отец по призванию
Каждый из родителей отвечает за определённую область воспитания. Мама – это будни, папа – праздник. Для гармоничного развития ребёнку необходимы и будни, и праздники.
Активное отцовство несёт в себе сильное мужское начало, которое важно для детей обоих полов.
Мужчины предлагают детям своё видение мира, отличное от женского. И кто бы ни взял на себя эту роль – опекун, отец, старший брат — мужское воспитание несёт в себе особый смысл.
Папа может всё.
Только мамой он не может быть, поётся в детской песенке. И это сущая правда. Неверно думать, что отец нужен только после пяти лет. Связь с ним зарождается еще в период внутриутробного развития. После рождения малыша папа может делать всё то же самое, что и мама, кроме кормления грудью. Кто сказал, что отец не способен поменять подгузник или покатать коляску в парке? Покачать малыша, почитать книжку, спеть песню? Пусть эта песня будет не маминой колыбельной, а композицией группы «Любэ», но это будет папин уход за малышом, который по мере роста и развития ребёнка превратится в папино воспитание.
«Министерство иностранных дел»
Если представить семью как небольшое государство, то мама – это министерство внутренних дел. Она устанавливает распорядок дня, режим питания и ритуалы вокруг очага.
Папа – это министерство иностранных дел. Он отвечает за связи с окружающим миром, выводит ребёнка в люди, помогает сориентироваться за пределами семейного круга. Во всех делах, направленных на результат, отец — самый главный наставник: значение активного отцовства переоценить невозможно!
Папа даже играет с детьми иначе, чем мама. В игре он старший товарищ, а не родитель, он более активен, сам проникается духом игры. Часто дети, вырастая, помнят некоторые моменты общения с папой больше, чем занятия с мамой. Потому что игры с папой наполнены яркими эмоциями и впечатлениями на долгое время.
Отец способствует более смелому познанию мира, активному психомоторному развитию, он пробуждает креативность и фантазию.
Пример для подражания
Отец, как воспитатель, должен отвечать некоторым условиям и быть образцом для ребёнка. Как известно, существует активное и пассивное воспитание. Первое предполагает совершение действий, второе означает демонстрацию собственного поведения. Пассивное поддерживает активное, дополняет его.
В данном аспекте стать образцом может, естественно, и названный отец. Значение слова «образец» предполагает пример для подражания.
Так, несостоявшимся воспитателем будет тот отец, который, запрещая сыну играть в компьютерные игры, сам в них играет на виду у ребёнка.
Поначалу детям кажется, что папа не может поступать неправильно. Взрослея и видя разницу между словом и делом, ребята разочаровываются, отец теряет авторитет. Доказано, что дети, выросшие без авторитета отца, более склонны к асоциальному поведению, неуважению взрослых, и более того – к правонарушениям и даже преступлениям.
Сыновья быстро перенимают отцовскую модель поведения. У мальчиков, демонстрирующих очень сильную привязанность к отцу, копирование поведения может принимать самые крайние формы. Вплоть до того, что маленькие дети снимают шапку на улице в февральские морозы только потому, что папа без шапки. Наказывать малыша за это означает не признавать за ним права на подражание отцу. Лучше папе надеть шапку.
Дочка не подражает папе, однако на основании папиного поведения составляет мнение о мужчинах в этом мире, складывает образ «правильного» мужчины и пользуется этими наблюдениями потом во взрослой жизни. Если девочку воспитывал достойный отец, её муж обязательно будет чем-то напоминать папу.
Силовая структура
Если мамино воспитание более эмоционально, направлено на сам процесс, то папино более требовательно, логично и принципиально, направлено на результат.
Папино слово, а иногда даже взгляд дисциплинируют. Папа более строг, потому что меньше подвержен эмоциям. Папа требователен и менее гибок, чем мама. Во многих семьях папа является карающей инстанцией и, как правило, имеет больший авторитет, чем мама. Но мамы не должны обижаться, ведь, имея больший авторитет, отец несёт и большую ответственность. Папа ассоциируется с силой и властью, и именно папа, выводя ребёнка в окружающий мир, призван защитить его от этого самого мира.
Ребёнок, для которого папа – близкий человек, придёт и расскажет о неприятностях и обидчиках. Отец научит победить страх, добиться необходимой физической формы, завязать морской узел или поставить блок от приёма карате. При этом ни в коем случае он не допустит насмешек или унизительных фраз в адрес ребёнка. Насмешки могут быть причиной низкой самооценки, а также отдаления малыша от отца, появления нежелания больше делиться проблемами.
Ваятель счастливой мамы
Говорят, лучшее, что может дать отец своим детям, – это любить их маму. Пожалуй, нельзя не согласиться, ведь любовь к женщине означает вовлечённость в семью, желание находится рядом и искать пути компромисса в нелёгком деле воспитания будущего поколения. И не так важно, любит ли маму биологический или названный отец – значение слова «любить» от этого не меняется.
Please wait.
We are checking your browser. gufo.me
Why do I have to complete a CAPTCHA?
Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.
What can I do to prevent this in the future?
If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.
If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.
Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. You may need to download version 2.0 now from the Chrome Web Store.
Cloudflare Ray ID: 6a6086dcca058474 • Your IP : 178.45.18.147 • Performance & security by Cloudflare
Значение словосочетания «названый отец»
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подогреваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «отец»
Синонимы к словосочетанию «названый отец»
Предложения со словосочетанием «названый отец»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «названый отец»
Сочетаемость слова «названый»
Сочетаемость слова «отец»
Понятия, связанные со словосочетанием «названый отец»
Афоризмы русских писателей со словом «отец»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словосочетанием «названый отец»
Она догадывалась, что теперешний, обожающий её названый отец действительно приходится ей отцом, но он никогда прямо этого не сказал ей.
Шкуру людоедову с собой повезёшь – в отдарок названому отцу за рогатину…
Нет, ни к чему ему говорить. Видеть на лице названого отца разочарование и тревогу. У него и без того забот хватает.
Синонимы к словосочетанию «названый отец»
Ассоциации к слову «отец»
Сочетаемость слова «названый»
Сочетаемость слова «отец»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Шурин, деверь, золовка, сноха и другие: как называются родственники
Как называются родственники? Тесть и теща, свёкор и свекровь обычно всем известны, а вот такие слова как шурин, сват, деверь, золовка, сноха – вызывают затруднения у современных людей. Давайте разберемся, кто кому кем приходится в семье.
Родители и дети
Племянник и племянница — дети брата или сестры, а также деверя или золовки, шурина или свояченицы.
Дядя — брат отца или матери.
Тётя — сестра отца или матери.
Пасынок — сын мужа или жены от другого брака.
Падчерица — дочь мужа или жены от другого брака.
Сводные братья и сестры — дети от разных браков. Если отец/мать ребенка вступает в новый брак, то дети мачехи/отчима будут его сводными братьями/сестрами.
Единокровный брат, единокровная сестра — дети, у которых один отец (общая кровь), но разные матери.
Единоутробный брат, единоутробная сестра — дети, у которых одна мать (общая утроба), но разные отцы.
Супруги и их родители
Свёкор — отец мужа.
Свекровь — мать мужа. Происхождение этого слова означает «своя кровь».
Тесть — отец жены.
Тёща — мать жены. Именно про тёщу и ее отношения с зятем существует огромное множество анекдотов, высмеивающих их взаимную вражду и ненависть. Но есть и пословицы про добрые отношения между тещей и зятем, например: «У хорошей тёщи зятёк — самый любимый сынок».
Сват — отец одного из супругов по отношению к родителям другого супруга. Про человека, втершегося в доверие, говорят «и сват, и брат». Есть также поговорка: «Брат — брат, сват — сват, а денежки не родня».
Сватья (не путать со свахой)— мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга. Сватья баба Бабариха у Пушкина – это на самом деле мать всех трех девиц, которые пряли поздно вечерком, так что ее ненависть к третьей сестрице и родному внуку труднообъяснима. Дальше по тексту сказки Пушкин подтверждает это в эпизоде, где князь Гвидон превратился в комара и укусил сватью бабу за нос: «Но жалеет он очей старой бабушки своей».
Сваха — женщина, занимающаяся сватаньем, устройством браков. Профессия, в наши дни исчезнувшая, но в прошлом весьма востребованная.
Зять — муж дочери, сестры, золовки. Другими словами, зять — мужчина по отношению к семье жены: ее родителям, братьям, сестрам.
Невестка — жена сына, брата, шурина. Другими словами, невестка — женщина по отношению к семье мужа: его родителям, братьям, сестрам.
Братья и сёстры супругов
Деверь — брат мужа.
Свояченица — сестра жены.
Свояк – муж свояченицы, то есть муж сестры жены. Свояками могут называть друг друга мужчины, женатые на сестрах.
Также иногда возникает вопрос, кого называют кумом и кумой.
Православная Жизнь
Один мой друг говорит, что Православие давно уже отошло от заповедей Христа. И как пример говорит именно об этой практике называть священников отцами.
Письмо читателя:
Здравствуйте. Недавно я зашел в храм. Шла служба, читали, кажется, Евангелие. Читали довольно долго и непонятно, однако я разобрал фразу, которая звучит примерно так: Христос категорически запрещает называть отцами и учителями всех, кроме Бога. У меня это вызвало некоторое недоумение, потому что в церкви священников как раз именно так и называют (отец Сергий, отец Владимир). А один мой друг-христианин говорит, что православие давно уже отошло от заповедей Христа. И как пример, тоже говорит именно об этой практике называть священников отцами. Моя православная бабушка постоянно ходит в церковь, но почему-то только вздыхает, когда я задаю ей этот вопрос. Может быть, на священников это правило все же не распространяется? А если нет, то получается, что я, будучи христианином, не могу называть отцом своего родного папу?
Отвечает Роман Маханьков:
В Евангелии, обращаясь к апостолам, Христос действительно произносит слова: «. Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос» (Мф. 23:8-10).
Замечательна эта заповедь тем, что она. никогда не исполнялась христианами!
С момента возникновения Церкви священников принято именовать «отцами» и «наставниками». За пределами храма, например, в школах, те же христиане, не задумываясь, называли и называют своих преподавателей учителями. И тем более это касается обращения к родному отцу.
Уже апостолы, к которым, собственно, и были обращены слова Христа, не только не запрещали, но первые начали именовать себя отцами, наставниками и учителями. Апостол Павел в послании к коринфским христианам пишет: «. Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор 4:15). То есть он называет себя духовным отцом Коринфской Церкви. Апостол Иаков советует: «Не многие делайтесь учителями» (Иак 3:1). И вообще в своих посланиях апостолы очень часто использовали обращение: «дети мои». Так могли обращаться к своим слушателям только те, кого, в свою очередь, называли «отцами».
Как объяснить это противоречие между евангельской цитатой и поведением апостолов? Либо они пошли против заповеди своего Учителя, неправильно поняли и исказили Его учение — либо Иисус, не разрешив христианам именоваться «учителями» и «отцами», все же имел в виду нечто иное, нежели формальный запрет использовать эти слова в обращении к людям.
Необходимо прочесть эту фразу в контексте, не вырывая ее из евангельского повествования. Ведь Библия — это не набор цитат, а цельный и связный текст. Слова об отцах и учителях Христос произнес в Иерусалиме за несколько дней до распятия. Тогда в городе было особенно многолюдно, ведь приближался праздник Пасхи. Христос, зная, что с Ним вскоре произойдет, использует это время, чтобы произнести Свои последние проповеди.
Однако и тогдашние религиозные учителя народа — фарисеи и книжники — используют в своих целях людей, пришедших к Иисусу. Считая Христа лжепророком и лжемессией, они при большом количестве свидетелей пытались скомпрометировать Его, уловить на какой-нибудь фразе, что в дальнейшем могло бы послужить поводом к обвинению.
После очередной неудавшейся попытки учителей и отцов израильского народа «уловить Иисуса в слове» Христос обращается к людям с жесткой обличительной речью против их религиозных наставников:
«На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят и не делают. Связывают бремена тяжкие и неудобоносимые и возлагают их на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: „учитель! учитель!“ А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель — Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах. И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник — Христос» (Мф. 23:2–10).
Из контекста видно, что речь идет о вещах более важных, нежели словооупотребление. Христос обличает здесь определенное состояние человека, взявшего на себя учительство. Во-первых, израильские учителя сами не следуют тому, чему учат, во-вторых, болеют тщеславием.
Эти евангельские слова относятся, конечно, не только к тем, кого непосредственно обличал Иисус, но и к современным христианам и их наставникам. Во что же может вылиться учительское тщеславие, почему Христос так обличал его? Представьте, например, учителя истории, который на лекциях заявляет: «Я создатель, повелитель и двигатель мировой истории. Все, что я вам рассказываю — я сотворил сам». Наверное, ничего, кроме сожаления, такая личность не вызовет. Ведь все понимают, что преподаватель любой дисциплины всего лишь посредник в передаче знаний, а его учительство — это служение. Будь то история, математика или химия.
Тем более это относится к религиозным наставникам. Их призвание — служение Богу. И человек, который забывает это, по мнению христианства, не может называться учителем. Именно такое учительство и обличил Христос. И в таком значении последователи Христа действительно не могут и не должны называться учителями.
Если же священники учат и проповедуют, не претендуя на исключительность своей миссии, понимая, что учение, которое они проповедуют, не их собственное, и они только ведут ко Христу, то им, как и апостолам, ничто не мешает называться учителями и отцами.
Но если вы вдруг услышите, что некто, пусть даже и священник, называет себя «новым христом», «источником откровения», «основателем третьего завета» — или даже просто заявляет об исключительности своего духовного опыта как единственно верного — к подлинному христианству он не имеет никакого отношения. Очень часто именно такие люди, вырывая заповедь Христа из контекста, толкуют ее как запрет словоупотребления и строго-настрого запрещают именовать себя отцами, наставниками и учителями. Обычно в сектах все называют друг друга «братьями». Что же меняется от этого? Да ничего! Можно выпустить тысячи инструкций, запрещающих слово «отец», но при это стать самым настоящим идолом для своих последователей. При этом скромно именоваться «братом». Но какая разница, кому обманутые люди отдают свои квартиры и рабски, фанатично подчиняются — отцу Х или брату Y?
Тех, кто внес наибольший вклад в развитие христианского вероучения, принято называть отцами и учителями Церкви. Но они никогда не присваивали себе звания спасителей человечества. Апостолы сравнивали себя с земледельцами, работающими на поле, которое принадлежит Богу. Поэтому священники — духовные отцы и учителя, всегда очень боятся стать Отцами и Учителями для своих духовных чад, т. е. вместо Христова учения учить чему-то своему, и вместо того, чтобы вести человека ко Христу, привести к себе.
названный отец
1 отец
2 putativo
3 putativo
4 putativo
5 отец
6 отец
7 отец
8 крестный отец
9 отец
10 отец
11 ge·patro·j родители; отец и мать;
12 Святой Отец
13 отец
Отец Василий йӱкым пуа. А. Эрыкан. Подаёт свой голос отец Василий.
14 отец
15 отец
16 отец
17 биологический отец
18 временный отец
19 вылитый отец
20 духовный отец
См. также в других словарях:
ОТЕЦ — муж. у кого есть дети; родитель, тятя, тятенька, батюшка, батя, батька, папа, папаша, папенька, папочка, атя. Отец мать, родители. Мне отец мать этого делать не приказывали. Отец родной, кровный; отец по матери, отчим, вотчим; отец названный,… … Толковый словарь Даля
Великая тетка — Содержание 1 Кровное родство по прямой линии 1.1 В одном поколении 1.2 В соседних поколениях … Википедия
Великая тётка — Содержание 1 Кровное родство по прямой линии 1.1 В одном поколении 1.2 В соседних поколениях … Википедия
Великий дядя — Содержание 1 Кровное родство по прямой линии 1.1 В одном поколении 1.2 В соседних поколениях … Википедия
Внук — Содержание 1 Кровное родство по прямой линии 1.1 В одном поколении 1.2 В соседних поколениях … Википедия
Внучка — Содержание 1 Кровное родство по прямой линии 1.1 В одном поколении 1.2 В соседних поколениях … Википедия
Двоюродная племянница — Содержание 1 Кровное родство по прямой линии 1.1 В одном поколении 1.2 В соседних поколениях … Википедия
Двоюродная бабушка — Содержание 1 Кровное родство по прямой линии 1.1 В одном поколении 1.2 В соседних поколениях … Википедия
Двоюродная сестра — Содержание 1 Кровное родство по прямой линии 1.1 В одном поколении 1.2 В соседних поколениях … Википедия
Двоюродный дед — Содержание 1 Кровное родство по прямой линии 1.1 В одном поколении 1.2 В соседних поколениях … Википедия
Двоюродная тетя — Содержание 1 Кровное родство по прямой линии 1.1 В одном поколении 1.2 В соседних поколениях … Википедия
Почему священников называют отцами
Здравствуйте, журнал «Фома». Недавно я зашел в храм. Шла служба, читали, кажется, Евангелие. Читали довольно долго и непонятно, однако я разобрал фразу, которая звучит примерно так: Христос категорически запрещает называть отцами и учителями всех, кроме Бога. У меня это вызвало некоторое недоумение, потому что в церкви священников как раз именно так и называют (отец Сергий, отец Владимир). А один мой друг-христианин говорит, что православие давно уже отошло от заповедей Христа. И как пример, тоже говорит именно об этой практике называть священников отцами. Моя православная бабушка постоянно ходит в церковь, но почему-то только вздыхает, когда я задаю ей этот вопрос. Может быть, на священников это правило все же не распространяется? А если нет, то получается, что я, будучи христианином, не могу называть отцом своего родного папу?
Беседа с прихожанкой. Фото: Анатолий Горяинов |
В Евангелии, обращаясь к апостолам, Христос действительно произносит слова: «. Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 8 – 10). Замечательна эта заповедь тем, что она. никогда не исполнялась христианами! С момента возникновения Церкви священников принято именовать «отцами» и «наставниками». За пределами храма, например, в школах, те же христиане, не задумываясь, называли и называют своих преподавателей учителями. И тем более это касается обращения к родному отцу.
Уже апостолы, к которым, собственно, и были обращены слова Христа, не только не запрещали, но первые начали именовать себя отцами, наставниками и учителями. Апостол Павел в послании к коринфским христианам пишет: «. Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4:15). То есть он называет себя духовным отцом Коринфской Церкви. Апостол Иаков советует: «Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3:1). И вообще в своих посланиях апостолы очень часто использовали обращение: «дети мои». Так могли обращаться к своим слушателям только те, кого, в свою очередь, называли «отцами».
Как объяснить это противоречие между евангельской цитатой и поведением апостолов? Либо они пошли против заповеди своего Учителя, неправильно поняли и исказили Его учение – либо Иисус, не разрешив христианам именоваться «учителями» и «отцами», все же имел в виду нечто иное, нежели формальный запрет использовать эти слова в обращении к людям.
Если принять первый вариант, мы попадаем в тупик: все Евангелия написаны апостолами. Получается логическое противоречие: если они сами назывались «учителями» и «отцами», то зачем вообще надо было оставлять эту заповедь Христа в Евангелии? Ради обличения самих себя?
Если же мы доверяем ученикам Христа и, в конце концов, просто здравому смыслу, то эту заповедь надо понимать как-то иначе. В таком случае, что же все-таки имел в виду Иисус?
Необходимо прочесть эту фразу в контексте, не вырывая ее из евангельского повествования. Ведь Библия – это не набор цитат, а цельный и связный текст. Слова об отцах и учителях Христос произнес в Иерусалиме за несколько дней до распятия. Тогда в городе было особенно многолюдно, ведь приближался праздник Пасхи. Христос, зная, что с Ним вскоре произойдет, использует это время, чтобы произнести Свои последние проповеди.
Однако и тогдашние религиозные учителя народа – фарисеи и книжники – используют в своих целях людей, пришедших к Иисусу. Считая Христа лжепророком и лжемессией, они при большом количестве свидетелей пытались скомпрометировать Его, уловить на какой-нибудь фразе, что в дальнейшем могло бы послужить поводом к обвинению.
После очередной неудавшейся попытки учителей и отцов израильского народа «уловить Иисуса в слове» Христос обращается к людям с жесткой обличительной речью против их религиозных наставников:
«На Моисеевом седалище[1] сели книжники и фарисеи. Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят и не делают. Связывают бремена тяжкие и неудобоносимые и возлагают их на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища[2] свои и увеличивают воскрилия[3] одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!» А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель – Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах. И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник – Христос». (Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 2 – 10).
Из контекста видно, что речь идет о вещах более важных, нежели словооупотребление. Христос обличает здесь определенное состояние человека, взявшего на себя учительство. Во-первых, израильские учителя сами не следуют тому, чему учат, во-вторых, болеют тщеславием.
Эти евангельские слова относятся, конечно, не только к тем, кого непосредственно обличал Иисус, но и к современным христианам и их наставникам. Во что же может вылиться учительское тщеславие, почему Христос так обличал его? Представьте, например, учителя истории, который на лекциях заявляет: «Я создатель, повелитель и двигатель мировой истории. Все, что я вам рассказываю – я сотворил сам». Наверное, ничего, кроме сожаления, такая личность не вызовет. Ведь все понимают, что преподаватель любой дисциплины всего лишь посредник в передаче знаний, а его учительство – это служение. Будь то история, математика или химия.
Тем более это относится к религиозным наставникам. Их призвание – служение Богу. И человек, который забывает это, по мнению христианства, не может называться учителем. Именно такое учительство и обличил Христос. И в таком значении последователи Христа действительно не могут и не должны называться учителями.
Если же священники учат и проповедуют, не претендуя на исключительность своей миссии, понимая, что учение, которое они проповедуют, не их собственное, и они только ведут ко Христу, то им, как и апостолам, ничто не мешает называться учителями и отцами.
Но если вы вдруг услышите, что некто, пусть даже и священник, называет себя «новым христом», «источником откровения», «основателем третьего завета» – или даже просто заявляет об исключительности своего духовного опыта как единственно верного – к подлинному христианству он не имеет никакого отношения. Очень часто именно такие люди, вырывая заповедь Христа из контекста, толкуют ее как запрет словоупотребления и строго-настрого запрещают именовать себя отцами, наставниками и учителями. Обычно в сектах все называют друг друга «братьями». Что же меняется от этого? Да ничего! Можно выпустить тысячи инструкций, запрещающих слово «отец», но при это стать самым настоящим идолом для своих последователей. При этом скромно именоваться «братом». Но какая разница, кому обманутые люди отдают свои квартиры и рабски, фанатично подчиняются – отцу Х или брату Y?
Тех, кто внес наибольший вклад в развитие христианского вероучения, принято называть отцами и учителями Церкви. Но они никогда не присваивали себе звания спасителей человечества. Апостолы сравнивали себя с земледельцами, работающими на поле, которое принадлежит Богу. Поэтому священники – духовные отцы и учителя, всегда очень боятся стать Отцами и Учителями для своих духовных чад, т. е. вместо Христова учения учить чему-то своему, и вместо того, чтобы вести человека ко Христу, привести к себе.
[1] Моисеево седалище – метафорический образ учительства. Именно пророк Моисей на горе Синай принял от Бога и переедал Его Закон израильскому народу. То есть он был первым учителем Израиля.
[2] Хранилища – повязки или коробочки со словами заповедей Божьих, которые учителя еврейского народа делали на лбу и на руках в соответствии с повелением Самого Бога. Такие повязки назывались «хранилищами», потому что хранили народ от забвения Бога.
[3] Воскрилия – для того, чтобы израильский народ не забывал Бога, Он повелел пришивать к краям одежды гиацинтовые кисти. Таким образом, «воскрилия одежд» состояли из пурпурно-голубых кистей, пришитых к краям верхней одежды евреев. И «хранилища», и «воскрилия» должны были только лишь напоминать народу о Боге. Но религиозные учителя Израиля превратили их в символы своей власти.