Называю ее повесть великою потому что
Называю ее повесть великою потому что
6 февраля 1891 г. Москва.
Гёте и Эккерман легки на помине. Я недавно упоминал об их разговорах в своей великой повести. Называю ее великою, потому что она в самом деле выходит великою, т. е. большою и длинною, так что даже мне надоело писать ее. Пишу громоздко и неуклюже, а главное — без плана. Ну, да всё равно. Пусть Буренин получит еще новое доказательство, что молодые писатели ни к чёрту не годятся.
До конца еще далеко, а действующих лиц чёртова пропасть. У меня жадность на лица. К Вашему приезду будет готова половина, а может быть, и больше, дам Вам и попрошу прочесть. Предвкушайте это наслаждение, как я предвкушаю Вашу критику, которой, впрочем, не боюсь, так как Вы очень добрый человек и к тому же превосходно понимаете дело — редкое сочетание.
Не был я у Полонского не потому, что не люблю его. Просто забыл в хлопотах и в побегушках. Почему
я не поздравил Анну Ивановну с ангелом, потому же самому не был и у Полонского. Это дело воспитания! Не воспитан, должно быть, вот и всё. Полонскому я напишу слезное письмо, а у Анны Ивановны попрошу прощения, когда буду в Петербурге, но воспитаннее я от этого не стану.
Кто пишет обо мне из Москвы Полонскому? Это Бибиков.
Карпов глупый и злой человек, самолюбие чертовское, аверкиевское; кончит он тем, что будет писать критические фельетоны под псевдонимом.
Ваша статья о Толстом сплошная прелесть. Очень, очень хорошо. И сильно, и деликатно. Вообще какой-то особенно удачный номер: и Ваша статья, и «Франсуаза». Прекрасный рассказ. Прибавка о сестре («она твоя сестра!»), сделанная Толстым, не так портит, как Вы боялись. Только от нее рассказ утерял как будто свою свежесть. Впрочем, всё равно.
Будьте здоровы и хранимы богом от мрачных мыслей. Неужели Адашева опять будет играть князь (Обо)Ленский? Уж лучше бы играл Чернов. Тот тоже деревянный, но сделан, кажется, из более мягкого дерева.
Я начинаю стареть; это я заключаю из того, что мне очень хочется «поговорить о литературе». Степенность.
Кланяюсь Анне Ивановне, мальчикам и девочке с толстым носом.
§ 5. Многозначные слова и их употребление
У слова может быть не одно, а несколько значений. Так, слово серп имеет значения: 1) «ручное сельскохозяйственное орудие в виде сильно изогнутого, мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков», например: Колосья в поле под серпами ложатся жёлтыми рядами. (Л.); 2) «то, что имеет форму такого предмета», например: Серп луны в просветы тучи с грустью тихою глядит. (Бун.) Слово таять имеет значения: 1) «превращаться в воду под воздействием тепла», например: Уж тает снег, бегут ручьи. (Тютч.); 2) «худеть, чахнуть», например: Кузнецова девочка, Феклуша, таяла с каждым днём. (Гл.); 3) «исчезать, постепенно рассеиваясь в воздухе», например: В небе тают облака. (Тютч.); 4) «уменьшаться в количестве, числе, объёме», например: Французские войска равномерно таяли в математически правильной прогрессии. (Л. Т.) Слово седой имеет значения: 1) «белый, серебристый» (о волосах), например: Его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском. (Т.); 2) «серовато-белый, белёсый», например: Над седой равниной моря ветер тучи собирает. (М. Г.); 3) «относящийся к далёкому прошлому», например: Бесследно проходят седые века над молчаливой страной. (Сераф.)
Наличие у слова нескольких связанных между собой значений называется многозначностью. Она возможна потому, что явления имеют обычно те или иные общие свойства, признаки, что и позволяет использовать одно и то же слово для наименования сходных явлений.
У многозначного слова выделяются прямое и переносное значения. Прямое значение непосредственно указывает на явления окружающего нас мира и не мотивировано другими значениями этого слова. Переносное значение по смыслу связано с прямым и мотивировано им. Так, слово туча имеет прямое значение — «большое облако, грозящее дождём, снегом, градом», например: Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. (П.) У этого же слова есть и переносные значения: 1) «густая, движущаяся масса, множество чего-либо», например: Со свистом туча стрел взвилась. (П.); 2) «что-то угрожающее, мрачное», например: Снова тучи надо мною собралися в тишине. (П.)
В словах серп, таять, седой первые из перечисленных значений — прямые, остальные — переносные.
Многозначность слова, его способность употребляться в переносных значениях широко используется писателями и публицистами как стилистическое средство, усиливающее образность речи, позволяющее представить описываемые явления более ярко и наглядно, например: 1) В большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца. (JI. Т.); 2) Река раскинулась. Течёт, грустит лениво и моет берега. (А. Б.)
Авторы для большей выразительности речи могут также намеренно сопоставлять, сталкивать различные значения слов, например: 1) Вечером у меня вечер. Приходи. (Ч.); 2) Из класса школьного — в рабочий класс. (Газ.); 3) Только одно огорчает до слёз: сердце — на лето, года — на мороз. (Ю. Друнина)
Этот приём явного или скрытого сопоставления прямого и переносного значений слов часто используется и в названиях произведений, например: «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Гроза» А. Н. Островского, «Обрыв» И. А. Гончарова, «Воскресение» JI. Н. Толстого.
В некоторых случаях, однако, не вполне продуманное построение предложений может создавать нежелательную двузначность, неясность в употреблении многозначного слова, приводить к затруднениям в понимании смысла высказывания, например: В музее экскурсантам были показаны старинные полотна (ткани или картины?). Такое недостаточно ясное употребление многозначных слов нежелательно.
30. Прочитайте. Сравните в каждой группе лексические значения выделенных слов. Какое из значений прямое, какое — переносное? Какие общие свойства разных предметов, признаков или действий позволяют называть их одним словом?
1) Стальная игла — игла сосны. 2) Берег моря — море флагов. 3) Бронзовая монета — бронзовый загар. 4) Воет волк — воет буря. 5) Гладить бельё — гладить волосы. 6) Подошва туфель — подошва горы. 7) Светлая аудитория — внимательная аудитория. 8) Работа на производстве — сдать работу. 9) Читать Чехова — произведения Чехова. 10) Штык винтовки — отряд в тысячу штыков.
31. Прочитайте. Определите значения выделенных слов. Какие из них употреблены в прямом, какие — в переносном значении? Спишите. Объясните правописание.
1) Г..рит восток з..рёю новой. 2) Бывало, он ещё в постеле: к нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, три дома на вечер зовут. 3) Бр..нил Гомера, Феокрита; за(то) читал Адама Смита и был глубокий эконом. 4) Края Москвы, края родные, где на з..ре цветущих лет часы беспечности я тратил золотые, (не)зная горестей и бед. 5) Пылай, камин, в моей пустынной келье. 6) Вся деревня бежит к нему навстречу, все его приветно поздравляют. 7) Он. выигрывал беспрестанно, и загребал себе золото, и клал ассигнации в карман. 8) Но, торжеством победы полны, ещё кипели злобно волны. 9) Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара.
32. Прочитайте. Укажите, в каких целях используются многозначные слова. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните их употребление.
1) Называю её [повесть] великою потому что она в самом деле выходит великою т. е. большою и длинною. (Ч.) 2) С этой историей случилась история нам рассказал её приезжавший из Гадяча Степан Иванович Курочка. (Г.) 3) В небе вон луна такая молодая, что её без спутников и выпускать рискованно. (Маяк.) 4) Я пошёл на базар и стал пред..являть местным жителям фотографию с лермонтовского рисунка. Очень скоро я достиг значительных результатов: превратил базар в настоящий базар. (И. Андр.) 5) Маяковский ваши стихи (не)волнуют (не)греют (не)зар..жают. — Мои стихи (не)море (не)печка и (не)чума. (Л. Кассиль)
§ 5. Многозначные слова и их употребление
У слова может быть не одно, а несколько значений. Так, слово серп имеет значения: 1) «ручное сельскохозяйственное орудие в виде сильно изогнутого, мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков», например: Колосья в поле под серпами ложатся жёлтыми рядами. (Л.); 2) «то, что имеет форму такого предмета», например: Серп луны в просветы тучи с грустью тихою глядит. (Бун.) Слово таять имеет значения: 1) «превращаться в воду под воздействием тепла», например: Уж тает снег, бегут ручьи. (Тютч.); 2) «худеть, чахнуть», например: Кузнецова девочка, Феклуша, таяла с каждым днём. (Гл.); 3) «исчезать, постепенно рассеиваясь в воздухе», например: В небе тают облака. (Тютч.); 4) «уменьшаться в количестве, числе, объёме», например: Французские войска равномерно таяли в математически правильной прогрессии. (Л. Т.)
Слово седой имеет значения: 1) «белый, серебристый» (о волосах), например: Его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском. (Т.); 2) «серовато-белый, белёсый», например: Над седой равниной моря ветер тучи собирает. (М. Г.); 3) «относящийся к далёкому прошлому», например: Бесследно проходят седые века над молчаливой страной. (Сераф.)
Наличие у слова нескольких связанных между собой значений называется многозначностью. Она возможна потому, что явления имеют обычно те или иные общие свойства, признаки, что и позволяет использовать одно и то же слово для наименования сходных явлений.
У многозначного слова выделяются прямое и переносное значения. Прямое значение непосредственно указывает на явления окружающего нас мира и не мотивировано другими значениями этого слова. Переносное значение по смыслу связано с прямым и мотивировано им. Так, слово туча имеет прямое значение — «большое облако, грозящее дождём, снегом, градом», например: Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. (П.) У этого же слова есть и переносные значения: 1) «густая, движущаяся масса, множество чего-либо», например: Со свистом туча стрел взвилась. (П.); 2) «что-то угрожающее, мрачное», например: Снова тучи надо мною собралися в тишине. (П.)
В словах серп, таять, седой первые из перечисленных значений — прямые, остальные — переносные.
Многозначность слова, его способность употребляться в переносных значениях широко используется писателями и публицистами как стилистическое средство, усиливающее образность речи, позволяющее представить описываемые явления более ярко и наглядно, например: 1) В большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца. (JI. Т.); 2) Река раскинулась. Течёт, грустит лениво и моет берега. (А. Б.)
Авторы для большей выразительности речи могут также намеренно сопоставлять, сталкивать различные значения слов, например: 1) Вечером у меня вечер. Приходи. (Ч.); 2) Из класса школьного — в рабочий класс. (Газ.); 3) Только одно огорчает до слёз: сердце — на лето, года — на мороз. (Ю. Друнина)
Этот приём явного или скрытого сопоставления прямого и переносного значений слов часто используется и в названиях произведений, например: «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Гроза» А. Н. Островского, «Обрыв» И. А. Гончарова, «Воскресение» JI. Н. Толстого.
В некоторых случаях, однако, не вполне продуманное построение предложений может создавать нежелательную двузначность, неясность в употреблении многозначного слова, приводить к затруднениям в понимании смысла высказывания, например: В музее экскурсантам были показаны старинные полотна (ткани или картины?). Такое недостаточно ясное употребление многозначных слов нежелательно.
30. Прочитайте. Сравните в каждой группе лексические значения выделенных слов. Какое из значений прямое, какое — переносное? Какие общие свойства разных предметов, признаков или действий позволяют называть их одним словом?
1) Стальная игла — игла сосны. 2) Берег моря — море флагов. 3) Бронзовая монета — бронзовый загар. 4) Воет волк — воет буря. 5) Гладить бельё — гладить волосы. 6) Подошва туфель — подошва горы. 7) Светлая аудитория — внимательная аудитория. 8) Работа на производстве — сдать работу. 9) Читать Чехова — произведения Чехова. 10) Штык винтовки — отряд в тысячу штыков.
31. Прочитайте. Определите значения выделенных слов. Какие из них употреблены в прямом, какие — в переносном значении? Спишите. Объясните правописание.
1) Г..рит восток з..рёю новой. 2) Бывало, он ещё в постеле: к нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, три дома на вечер зовут. 3) Бр..нил Гомера, Феокрита; за(то) читал Адама Смита и был глубокий эконом. 4) Края Москвы, края родные, где на з..ре цветущих лет часы беспечности я тратил золотые, (не)зная горестей и бед. 5) Пылай, камин, в моей пустынной келье. 6) Вся деревня бежит к нему навстречу, все его приветно поздравляют. 7) Он. выигрывал беспрестанно, и загребал себе золото, и клал ассигнации в карман. 8) Но, торжеством победы полны, ещё кипели злобно волны. 9) Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара.
32. Прочитайте. Укажите, в каких целях используются многозначные слова. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните их употребление.
1) Называю её [повесть] великою потому что она в самом деле выходит великою т. е. большою и длинною. (Ч.) 2) С этой историей случилась история нам рассказал её приезжавший из Гадяча Степан Иванович Курочка. (Г.) 3) В небе вон луна такая молодая, что её без спутников и выпускать рискованно. (Маяк.) 4) Я пошёл на базар и стал пред..являть местным жителям фотографию с лермонтовского рисунка. Очень скоро я достиг значительных результатов: превратил базар в настоящий базар. (И. Андр.) 5) Маяковский ваши стихи (не)волнуют (не)греют (не)зар..жают. — Мои стихи (не)море (не)печка и (не)чума. (Л. Кассиль)
Называю ее повесть великою потому что
RE: 1. Действие повести происходит: а) в Польше; б) на Украине; в) в России. 2. Тема повести: а…
1. Действие повести происходит:
а) в Польше;
б) на Украине;
в) в России.
2. Тема повести:
а) героическая борьба украинского народа с польской шляхтой;
б) история семьи Тараса Бульбы;
в) быт и нравы Запорожской Сечи.
3. Повесть написана в стиле:
а) эпического сказа;
б) семейной хроники;
в) исторического исследования.
4. Повесть Гоголя можно назвать героической, потому что:
а) Тарас Бульба — настоящий герой;
б) она повествует о борьбе украинцев против польской шляхты;
в) в ней рассказывается история обычной семьи.
5. Как называет Гоголь Запорожскую Сечь?
а) родительский дом;
б) гнездо;
в) нора.
7. Назовите причину, из-за которой Андрий совершил предательство:
а) желание славы;
б) месть;
в) любовь.
10. Что не захотел оставить Тарас Бульба на земле вражеской и потому попал в плен?
а) саблю;
б) медальон;
в) курительную трубку.
11. “Да разве найдутся такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!” Эти слова в повести сказаны в связи с гибелью:
а) Мосии Шило;
б) Остапа;
в) Тараса.
12. Смысл жизни для старого Тараса состоит:
а) в воспитании достойных сыновей;
б) в поддержании традиций Запорожской Сечи;
в) в защите родной земли.
13. Героев-запорожцев с былинными богатырями роднит:
а) борьба за свободу и независимость Родины;
б) физическая сила;
в) стремление к славе.
МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА И ИХ УПОТРЕБЛЕНИЕ
У слова может быть не одно, а несколько значений. Так, слово серп имеет значения: 1) «ручное сельскохозяйственное орудие в виде сильно изогнутого, мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков», например; Колосья в поле под серпами ложатся жёлтыми рядами. (Л.); 2) «то, что имеет форму такого предмета», например: Серп луны в просветы тучи с грустью тихою глядит. (Бун.) Слово таять имеет значения: 1) «превращаться в воду под воздействием тепла», например: Уж тает снег% бегут ручьи. (Тютч.); 2) «худеть, чахнуть», например: Кузнецова девочка,. Феклуша, таяла с каждым днём. (Гл.); 3) «исчезать, постепенно рассеиваясь в воздухе», например: В небе тают облака (Тютч.); 4) «уменьшаться в количестве, числе, объёме», например: Французские войска равномерно таяли в математически правильной прогрессии. (Л. Т.) Слово седой имеет значения: 1) «белый, серебристый» (о волосах), например: Его коротко остриженные се-дые волосы отливали тёмным блеском. (Т.); 2) «серовато-белый, белёсый», например; Над седой равниной моря ветер тучи собирает. (М. Г.); 3) «относящийся к далёкому прошлому», например: Бесследно проходят седые века над молчаливой страной. (Сераф.)
Наличие у слова нескольких связанных между собой значений называется многозначностью. Она возможна потому, что явления имеют обычно те или иные общие свойства, признаки, что и позволяет использовать одно и то же слово для наименования таких явлений.
У многозначного слова выделяется прямое и переносное значение. П р я м о е значение непосредственно указывает на явления окружающего нас мира и не мотивировано другими
значениями этого слова. Переносное значение по смыслу связано с прямым, и мотивировано им. Так, слово туча имеет прямое значение — «большое облако, грозящее дождём, снегом, градом», например: Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. (П.) У этого же слова есть и переносные значения: 1) «густая, движущаяся масса, множество чего-либо», например: Со свистом туча стрел взвилась. (П.); 2) «что-то угрожающее, мрачное», например: Снова тучи надо мною собралися в тишине. (П.)
В словах серп, таять, седой первые из перечисленных значений — прямые, остальные — переносные.
Многозначность слова, его способность употребляться в переносных значениях широко используется писателями и публицистами как стилистическое средство, усиливающее образность речи, позволяющее представить описываемые явления более ярко и> наглядно, например: 1) В большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца. (Л. Т.)
2) Река раскинулась. Течёт, грустит лениво и моет берега.
(А. Б.) 3) Занимающийся рассвет озаряет людские потоки,
устремляющиеся к заводским проходным. Крепка, уверенна
поступь созидателей, сплочённых единой целью. (Газ.)
Авторы для большей выразительности речи могут также намеренно сопоставлять, сталкивать различные значения слов, например: 1) Вечером у меня вечер. Приходи. (Ч.) 2) Из класса школьного — в рабочий класс (об учащихся, которые сразу после окончания средней школы пошли на производство). (Газ.)
3) Только одно огорчает до слёз: сердце — на лето, годй — на
мороз. (Друнина.)
Этот приём явного или скрытого сопоставления прямых и переносных Значений слов часто используется и в названиях произведений, например: «Отцы и дети» И, С. Тургенева, «Гроза» А. Н. Островского, «Обрыв» И. А. Гончарова, «Воскресение» Л. Н. Толстого.
В некоторых случаях, однако, не вполне продуманное построение предложений может вести к нежелательной двузначности, неясности в употреблении многозначного слова, приводить к затруднениям в понимании смысла высказывания, например: В музее экскурсантам были показаны старинные полотна (ткани или картины?). Такое недостаточно ясное употребление многозначных слов нежелательно.
6. Прочитайте. Сравните в каждой группе лексические значения выделенных слов. Какое из значений прямое, какое — переносное? Какие общие свойства разных предметов, признаков или действий позволяют называть их одним словом?
воет буря. 5) Гладить бельё — гладить волосы, 6) Подошва туфель — подошва горы. 7) Светлая аудитория — внимательная аудитория. 8) Работа на производстве — сдать работу. 9) Читать Чехова — произведения Чехова. 10) Штык винтовки — отряд в тысячу штыков.
1) Г..рит восток з..рёю новой. 2) Бывало, он ещё в постеле: к нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, три дома на вечер-зовут. 3) Бр..нил Гомера, Феокрита; за(то) читал Адама Смита, и был глубокий эконом. 4) Края Москвы, края родные, где на з..ре цветущих лет часы беспечности я тратил золотые, (не) зная горестей и бед. 5) Пылай, камин/в моей пустынной келье. 6) Вся деревня бежит к нему навстречу, все его приветно поздравляют. 7) Он. выигрывал беспрестанно, и загребал себе золото, и клал ассигнации в карман. 8) Но торжеством победы полны ещё кипели злобно волны. 9) Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара.
8. Прочитайте. Укажите, с какими целями используются многозначные
слова. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Объяс
ните их употребление.
9. Прочитайте. Укажите, в прямом или переносном значении употреблены
выделенные слова, с какими целями они используются авторами. Предло
жения 5-11 перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
Объясните их употребление.
1) Тихо льётся с клёнов листьев медь. (Ее.) 2) Облетает моя голова, куст волос золотистый вянет. (Ее.) 3) Разыгралась тройка-вьюга. (Ее.) 4) Буран утих. Весь Актюбинск спешил на работу. (И. Андр.) 5) Отгорела (ли) наша рябина осыпаясь под белым окном? (Ее.) 6) Только слышно по улице где (то) одинокая бродит гармонь. (Исак.) 7) Ехал я из Берлина на попутном борту. (Твард.) 8) Вдруг сигнал за поворотов дверцу выбросил шофёр тормозит: Садись пехота. Щёки снегом бы натёр.
(Твард.) 9) Чёрные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там как носятся мухи на. белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета когда старая ключница рубит и делит его на сверкающие обломки перед открытым окном. (Г.) 10) К Тамбову подступали две с половиной тысячи сабель (то) есть всего три полка. (Фед.) 11) Почему (же) два искусственных манто делятся на весь вагон впечатлениями о вчерашней вечеринке и позавчерашней ревизии? (Газ.)
§4. ОМОНИМЫ И ИХ УПОТРЕБЛЕНИЕ
Омонимы нередко используются в художественной литературе и публицистике как стилистическое средство, усиливающее выразительность речи, создающее возможности для игры слов, построенной на столкновении их различных лексических значений, например:
Слово звучит Сёлам, и школам,
Над разбуженным краем: И сельсовету.
*- Свет добываем! И всему свету\
— Свет добываем! И всему свету\
Ср. также лаконичный и выразительный призыв: Миру — мир\
В речи значения омонимов обычно легко разграничиваются благодаря хорошо известной собеседникам ситуации, контексту. Однако при небрежном построении высказываний может возникнуть нежелательная омонимия, двузначность, мешающая быстрому восприятию смысла, например: Экскурсанты прослуша ли объяснения руководителя группы (слушали ли они руководителя внимательно или пропустили его разъяснения?). Естественно, такой нежелательной омонимии допускать не следует.
10. Прочитайте. Сравните значения выделенных слов и укажите, относятся ли они к явлениям многозначности или омонимии.
11. Прочитайте. Укажите, на чём построен» игра слов в следующих при
мерах.
1) С этим браком произошёл брак. (Газ.) 2) А хорошо бы за порог и мчаться по дороге. Какой бы выдумать предлог, чтоб не учить предлоги. (Матвеева.) 3) При словах «предложение» и «союз» ученицы скромно потупляют глаза, а при словах «прилагательное» и «придаточное» ученики с надеждой смотрят н^ будущее. (Ч.) 4) Наш Абросим есть не просит, а есть не бросит. (Поел.)
12. Прочитайте. Укажите, какие недочёты имеются в использовании мно
гозначных слов и омонимов. Внесите необходимые исправления и перепи
шите.
1) Несомненно, что Молчалйн сохранится в доме Фамусова. 2) Торговая премьера состоялась в новом микрорайоне. 3) Как только артист выходил на сцену, лица зрителей взрывались улыбками. 4) Павка и его сверстники закалялись в кратере битв.5) Чацкий замечает, что Молчалйн «дойдёт до степеней известных». 6) При цитировании стихов в сочинениях допускаются некоторые неточности. 7) Результаты контрольных работ, проведённых в разных городах, были отличные. 8) Из-за рассеянности шахматист не раз во время чемпионата терял очки. 9) Специалисты просмотрели некоторые ошибки, допущенные при эксперименте. 10) Как известно, чтение Гоголя никого из его современников не оставляло равнодушным.
13. Прочитайте. Укажите, на чём основана игра слов в этом тексте. Пере
пишите, расставляя знаки препинания.
(77ол)часа для занятого человека то(же) йремя и я решил воспользоваться мягким креслом что(бы) просмотреть прихваченную с собой брошюру. Предварительно я осведомился Кто последний Замыкавший очередь надменный толстяк признал это с большой (ие)охотой очевидно он считал себя крайним