Не довожу начатое до конца психология что
Я ничего не довожу до конца
Они берутся за каждое новое дело с энтузиазмом, но, не завершив его, переключаются на другое. Откуда эта неспособность довести начатое до конца?
Им трудно закончить работу в срок. Они могут завалить экзамен, решив просто не сдавать его, хотя и хорошо к нему подготовились. Почему так происходит? «Такие люди живут вне времени, — поясняет аналитический психотерапевт Галина Березовская. — Они действуют под влиянием бессознательного, которое конфликтует с сознательной частью их психики. Что-то, болезненно пережитое в прошлом, мешает им сегодня устанавливать причинно-следственные связи, быть последовательными и ответственными, но тем самым оно защищает их от негативных эмоций и сильных переживаний».
Конфликт с реальностью
Пока проект не завершен, не дописана дипломная работа или не подготовлен отчет, кажется, что все еще в нашей власти. Поставленная точка означает, что с этого момента дело, которым мы были заняты, оказывается под пристальным вниманием других людей.
«Эта ситуация может провоцировать бессознательный страх, что результат не будет оценен по достоинству, а наши способности, увлеченность делом будут поставлены под сомнение, — рассказывает Галина Березовская. — Негативные ожидания могут быть так болезненны, что некоторые из нас непроизвольно начинают затягивать работу, легко переключаясь на другую». Таким людям это дает возможность избежать конфронтации с реальностью и защищает от разочарования. Пока работа не закончена, остается иллюзия собственного всемогущества.
«Особенно остро такие ситуации воспринимают те, кто был воспитан властной, контролирующей мельчайшие детали жизни матерью, — уточняет Галина Березовская. — Скорее всего, и став взрослым, такой человек будет нуждаться в одобрении, безусловной любви и избегать всего, что может усилить его неуверенность в собственных силах».
Отсутствие ясной цели
Заявив о том, что не за горами резкий взлет его карьеры, спустя год он, скорее всего, останется на прежней должности. С готовностью взвалив на себя неподъемный груз из множества дел, он вновь не сможет ни одно дело довести до конца… «Причина такого отношения к работе — ошибочное понимание своих обязанностей, — подчеркивает коуч Сеголен Колонна. — Иногда и работодатель не может четко определить, где начинается и заканчивается компетенция каждого работника». В результате сотрудники тонут в делах.
Как доводить все дела
до конца
1. Не успеваем сделать всё.
2. Теряем интерес
или боимся.
3. Относимся к делу несерьёзно.
4. Выходим за рамки бюджета.
Становимся упорнее
Как продержаться?
Существует шесть отличных способов преодолеть все эти барьеры.
Они помогут стать настойчивее и дойти до цели.
1. Поставьте большую цель
Нельзя просто так взять и поставить цель. Взятая «с потолка» задача развалится как карточный домик.
Чем серьёзнее цель, тем больше уверенности и настойчивости в её достижении. Мы готовы стараться, когда осознаём ответственность за других: семью, друзей, клиентов.
Образ мышления, при котором мотивация зависит от внешних факторов, называется «психологией антилопы». Антилопа бегает быстро, но лишь немного быстрей, чем лев, который за ней гонится. Когда лев останавливается, антилопа тоже тормозит.
Большая цель создаёт внутреннюю мотивацию и переключает мозг с «режима антилопы» на «режим льва».
2. Общайтесь с людьми, которые уже это сделали
Считаете себя слишком старым, чтобы изучать иностранный язык? Да в мире полно пятидесятилетних руководителей, у которых нет такой энергии, как в юности, и нет свободного времени. Но они учатся говорить на иностранном языке.
Думаете, плохие гены мешают вам похудеть? Как насчёт людей с лишним весом, которые теряют больше 20 кг за год?
Подумайте о Роджере Баннистере и его рекордном забеге. До 1954 года никто и не предполагал, что милю (1609 метров) можно пробежать меньше чем за четыре минуты. Всего через год рекорд был повторён. Это стало таким привычным достижением, что уже больше 20 000 человек смогли им похвастаться, и среди них есть даже школьники.
Вот она, сила уверенности и внушения. Если вы знаете, что кто-то уже совершил подобное, то вы уверены, что это возможно. Когда у вас есть чётко определённая цель, подтверждение, что вы можете добиться результата, вы запускаете в работу ретикулярную активизирующую систему. Она помогает мозгу определить, на чём стоит сосредоточиться, а какую информацию лучше отбросить.
В результате внимание будет направлено на нужные вещи.
Ищите учителя, наставника или группу по интересам, ответственного партнёра. Так вы продвинетесь дальше, чем в одиночестве.
От мечты к цели. Почему мы не доводим дела до конца
Порой сложно понять, каково ваше предназначение и чем вы хотите заниматься всю жизнь. Ведь в мире столько всего интересного! С этим и столкнулась Элис Крайп, которая прежде чем стать предпринимателем и начать работать на себя, перепробовала роли организатора досуга в доме престарелых, младшего менеджера в магазине, страхового агента и не только. В своей книге «Мечтай! Планируй! Действуй! Как выбраться из хаоса дел и осознанно двигаться к цели» она не дает универсальных рецептов, как стать успешным, эффективным и построить многомиллиардную компанию, автор делится своим опытом и рассказывает, как мечтать смелее и идти к своим целям. Перевод книги издательства «Альпина Паблишер» появится в продаже уже в конце сентября. Forbes Woman публикует отрывок о том, почему иногда список дел не работает.
Почему у вас ничего не получается?
Не выполнить все намеченные на день дела — это нормально. Все мы с этим сталкивались. Вы начинаете день со списка дел. День заканчивается, а в вашем списке до сих пор остались невычеркнутые пункты. Не все удалось завершить. Ничего страшного! Наступает завтра. Вы переносите вчерашние задачи в сегодняшний список плюс добавляете еще несколько.
Завтра заканчивается. Вы не закончили. Ничего страшного, это нормально.
Ну да! Это действительно нормально. Но еще это замкнутый круг, который можно разорвать. Я бы даже сказала, что вам необходимо его разорвать, чтобы выкроить дополнительное время в своем ежедневном распорядке для «бонусных» дел третьего уровня, которыми вам хочется заниматься.
Есть три причины, по которым вам никогда не удается переделать все дела из списка: недостаток времени, недостаток коммуникации, недостаток интереса.
Иногда из-за какого-нибудь изменения в графике у вас не остается достаточно времени. Иногда из-за ошибки в коммуникации вы не получаете от другого человека что-то, что необходимо вам для завершения одного из дел в списке. А иногда из-за недостатка интереса к проекту вы теряете мотивацию и тянете с работой или откладываете ее.
Вот и все. Есть только три причины, по которым вы могли не завершить нечто, что хотели или должны были сделать к концу дня. Чтобы определить, какая из этих причин не дает вам решить текущую задачу, задайте себе следующие вопросы:
Что идет не так, что не дает мне это сделать?
Откуда я могу взять больше времени на решение этой задачи?
К кому я могу обратиться за помощью в этом деле?
Какой срок необходимо установить и озвучить, чтобы можно было двигаться вперед?
Уверен(а) ли я, что действительно заинтересован(а) в том, чтобы это сделать?
И затем самый главный вопрос:
Что изменится завтра или на следующей неделе, или в следующем месяце, что позволит мне все-таки решить эту задачу?
Эти вопросы полезны, потому что упрощают проблему «Я не могу это сделать». Вместо абстрактного ощущения тупика вы видите реально существующее препятствие и можете начать преодолевать его. Это хорошее упражнение, но важно, чтобы вы не оценивали ни результаты, ни свои ответы. Оцените лишь причину, по которой застопорились, а затем решите, можно ли исправить дело. Не сетуйте на недостаток времени и не ругайте себя за недостаток мотивации.
Если вы начнете связывать с этим процессом рефлексии негативные чувства, вам не захочется повторять такой опыт, и в дальнейшем вы будете вновь совершать все те же ошибки.
Ответить на эти вопросы нужно для того, чтобы исправить ситуацию и разорвать замкнутый круг «я сделаю это завтра». Если хотите, чтобы что-то изменилось, вы должны изменить ситуацию.
Определите свои приоритеты
Один из способов выяснить, что для вас по-настоящему значимо, заключается в том, чтобы сделать шаг назад и посмотреть вперед. Что вам обязательно нужно сделать в этом месяце? Запишите это. Что вы хотели бы сделать в этом месяце? Добавьте и это к списку. Может быть, в списке у вас окажется всего три пункта. Может быть, 12.
Не обдумывайте его слишком тщательно, просто набросайте то, что придет в голову.
Затем в начале каждой недели заглядывайте в свой главный список на месяц и выбирайте оттуда два или три дела, которые хотите выполнить на предстоящей неделе. Некоторые из них могут оказаться однозадачными действиями (к примеру, записаться на прием к дантисту), другие — более сложными и требующими больше времени и усилий (к примеру, упаковать вещи для переезда).
Главное в том, что, какими бы ни были эти задачи, в понедельник, когда начинается новая неделя, вы уже знаете, какие главные дела вам предстоят. Вы знаете, что вам нужно сделать телефонный звонок или необходимо выделить три дня на сборы. Это ваши приоритеты, и они высечены в граните, вне зависимости от того, что еще появится в вашей электронной почте на этой неделе или какая еще идея внезапно осенит вас, когда вы будете принимать душ.
Конечно, вы все равно можете добавить новые задачи, которые возникнут в связи с электронным письмом, к вашему списку.
Конечно, вы все равно можете радоваться новой идее, которая неожиданно придет к вам. Но эти дополнения не могут стать для вас главными на этой неделе. Вы уже знаете, что вам необходимо сделать, потому что заранее установили для себя приоритеты.
Я предлагаю вам сначала посмотреть на месяц вперед, затем рассмотреть недели в пределах этого месяца. Такой график может показаться слишком плотным (если так, попробуйте посмотреть на год или квартал, а затем расставить приоритеты по месяцам).
Или, возможно, вы решите, что недельных приоритетов слишком мало, чтобы держать вас в тонусе (если так, попробуйте в конце каждого дня намечать себе несколько приоритетов на следующий день).
Как и во всем, вам придется поэкспериментировать, чтобы понять, какой вариант больше подходит вам и согласуется с вашим графиком. Этот метод расстановки приоритетов поначалу может показаться неудобным, и в этом нет ничего странного.
Сложно бывает сосредоточиться на чем-то одном или регулярно менять текущий приоритет, если вы привыкли делать несколько дел одновременно или бросаться вперед без особого плана.
Тем не менее результат того стоит. Расстановка приоритетов — один из множества способов взять под контроль свои дни и время. Вы можете провести линию и следовать за ней, выполняя одну важную задачу за другой, — а остальные дела пусть сами выстраиваются вокруг главных.
Второй способ определения приоритетов заключается в том, чтобы выбрать несколько минут — прежде чем сесть за компьютер или заглянуть в телефон — для составления короткого списка того, что вам нужно сделать сегодня. Прежде чем вам на глаза попалось хоть одно отвлекающее сообщение, посмотрите, что у вас в очереди на выполнение? Не исключено, что несколько минут, потраченных на то, чтобы ответить на этот вопрос, помогут вам сосредоточиться на главном для вас в этот день, прежде чем запросы внешнего мира начнут требовать вашего внимания.
Единственное, от чего я предостерегла бы вас, — от расстановки приоритетов на слишком долгий срок. Как правило, список на неделю — этого достаточно. Если бы 1 января вы распланировали свои недельные приоритеты на следующие три месяца, то, скорее всего, быстро отстали бы от графика или вдруг — скажем, 5 марта — поняли бы, что запланированное вами потеряло смысл и значение. Ваши задачи на неделю должны быть выполнимыми и реалистичными, и чем ближе вы находитесь к тому временному отрезку, который планируете, тем лучше понимаете, что на самом деле нужно и что вы реально можете сделать.
Концепция трех дел
В первые дни после рождения Эллери я, конечно, была счастлива, но, кроме этого, у меня все болело, я была измотана и не знала, за что хвататься. Чтобы не сойти с ума, я изо всех сил цеплялась за все, что напоминало мне прежнюю нормальную жизнь. Каждый вечер я выбирала три дела на следующий день.
И прежде чем лечь спать, я их записывала.
В самом начале в моем списке значились невероятно простые вещи. Отправить три письма с благодарностью. Закинуть одну стирку. Отнести в банк полученный чек и зачислить деньги на счет.
Или: Записаться на послеродовой прием к врачу. Заказать новые слюнявчики. Загрузить фотографии.
Всего три дела. Мне приходилось вылезать из постели, принимать душ, есть, кормить и пеленать малышку и выполнять три простые задачи. И все. Так проходили мои дни. И смысл всего этого был не в том, чтобы на самом деле написать три спасибо за поздравления или постирать одежду; смысл был в том, чтобы создать для себя новую нормальность. Мне необходимо было ощутить успех от постановки ежедневных микроцелей и рисования галочек напротив выполненных дел из списка.
Новая «жизненная цель» — воспитать человека, которую я тогда только что добавила в свои планы, ошеломляла. В те первые недели родительство представлялось мне чем-то неизмеримым и огромным (честно говоря, таким оно представляется мне и до сих пор, но я к этому немного привыкла).
В сравнении с ним простые дела, которые я включала в список, выглядели куда более подъемными. Выполнение этих маленьких дел приносило мне чувство удовлетворения, которое помогало держаться на плаву и позволяло лучше выполнять другие, гораздо более масштабные задачи — приходить в себя после родов и ухаживать за младенцем.
Со временем все выровнялось, и я вернулась к более привычному образу жизни. Но пережитое помогло мне понять, насколько важно сосредоточиться всего на нескольких небольших делах, когда над тобой нависают большие и серьезные задачи. Это упражнение полезно не только для молодых мам. Эту технику вы можете попробовать в любой момент, когда вам покажется, что все вышло из-под контроля, или вдруг работа со списками намеченных дел перестанет получаться.
Выберите несколько небольших дел, которые отнимут у вас совсем немного времени — буквально по несколько минут, — и сосредоточьтесь только на них.
Вы справитесь с этими небольшими задачами, а они, в свою очередь, потянут за собой более масштабные дела.
Почему не довожу дело до конца. Как научиться доводить начатое дело до конца – советы психолога
Вы с азартом хватаетесь за новое дело, но бросаете его на половине пути? Или вы не можете выполнить даже важное, интересное или обязательное дело? В любом случае прочтите нашу статью, которая расскажет, что это: простая лень, особенность характера или глубокая психологическая проблема.
Причины остановки, их решение
Стоящее дело легко и быстро не дается. Трудности – главная причина всех незавершенных дел. Кто-то бросает все при первом же препятствии, а кто-то постепенно теряет мотивацию и силы для борьбы. «Но не может же это касаться всех дел?» – спросите вы. Может, если дело в вашем мышлении.
Некоторые люди совершенно не готовы к трудностям, а кроме того, сами их ищут. Существует понятие внутреннего саботажа – препятствование человека самому себе в достижении цели. Причина установки – критика родителей, наказания, повторение фразы «у тебя ничего не получится». Если это ваша проблема, то нужно менять жизненный сценарий. Читайте об этом в статье «Жизненный сценарий: что это в психологии, его строение и типы. Теория жизненного сценария по Э. Берну. Как изменить жизненный сценарий».
Но это не единственная из возможных причин. К другим факторам относится:
Но и это не все возможные варианты. Давайте рассмотрим проблему не доведенных до конца дел с позиции психоанализа.
Необязательность как последствие психотравмы
С точки зрения психоанализа хроническая необязательность и неисполнительность – признак непроработанной психотравмы. Так подсознание защищает вас от повторных негативных переживаний. Это конфликт сознательной и бессознательной части личности.
Например, вы постоянно срываете срок сдачи проекта на работе или, подготовив отличный доклад, отказываетесь от выступления. Что заставляет вас так поступать: страх неудачи и критики, низкая самооценка, неуверенность в себе, внутренняя установка на самонаказание и неудачу. У человека с внутренним конфликтом, непроработанной травмой нарушены связи причин и следствия.
Пока дело не закончено, вы чувствуете контроль над ситуацией. Даже если при этом вы ничего не предпринимаете для завершения начатого, и оно висит над вами черной тучей. Все равно пока это ваше. Если же вы закончите дело, то из сырого продукта и процесса оно превратится в готовое изделие, результат ваших усилий, отражение умений, способностей. Рядом с этим стоит общественная оценка. Вы больше не контролируете ситуацию, не отвечаете за реакции людей.
Что делать
Вы не отвечаете за реакции людей, но вы отвечаете за свои реакции. Ситуация все еще подвластна вашему контролю. Беритесь за те вопросы, в которых вы компетентны. Если в чем-то неуверены, то подтяните мастерство. Вы должны хорошо разбираться в том, что представляете публике, иметь свою точку зрения, уметь аргументировать ее. Для этого нужно хорошо разбираться в том, что вы сделали, понимать все от «а» до «я».
Но до результата еще нужно добраться. Кроме советов из первого пункта статьи учтите следующее:
Люди годами убегают от реальности и страха неудачи с помощью необязательности. В некоторых случаях помогает только психотерапия. Истинной причиной может быть и страх смерти, и страх расставания, и воспоминание из детства о расставании с мамой (даже при походе в детский сад), и воспоминания об авторитарном воспитании, издевательствах, роли изгоя или всего одной неудаче, травмировавшей психику ребенка.
Что происходит, когда дела остаются незавершенными
Любое дело нужно доводить до конца. В обратном случае это говорит о вашей невнимательности и неспособности относиться к определенным вещам серьезно.
Любое незавершенное дело вызывает беспокойство внутри нас.
Можно составить для себя список задач и следовать ему по пунктам. Но любое расхождение с планом все так же провоцирует нас на допущение новых ошибок. А это приводит к тому, что мы начинаем опускать руки. Таким образом формируется цикл, которые может быть прерван вашей беспечностью.
Эмоциональный груз из-за этого будет нарастать с каждой незавершенной задачей. Но, вполне вероятно, что вам может быть не под силу понять, что именно вы оставили позади, не поставив ту самую точку. Вы также можете столкнуться с этим ощущением в самый неожиданный момент. Одним словом, незавершенные дело плохо сказываются на вашем самочувствии.
«Нет ничего более утомительного, чем незавершенная задача», – Уильям Джеймс.
Каждый человек может оправдаться тем или иным событием, из-за которого ему не удалось завершить начатое. Это могут быть некоторые внешние и не зависящие от нас обстоятельства. Но давайте посмотрим прямо правде в глаза: большинство дел остаются в подвешенном состоянии, потому что кто-то не умеет контролировать ситуацию. По какой-то причине вы пытаетесь избежать реальности. Давайте разберемся в этом более детально.
Почему вы не доводите дело до конца
Перед каждым из нас стоят определенные цели и задачи. Какие именно, человек определяет сам для себя. Если же у него не получается завершить начатое, значит ему не удалось сопоставить цель с методами ее достижения. Да, у всех есть намерения, но это ничего не значит, если не предпринимать конкретные действия.
Существует несколько причин, почему так происходит. Возможно, вам стоит обратить пристальное внимание на некоторые из них, чтобы повысить свою работоспособность. Итак, вот они:
Что происходит, когда вы останавливаетесь на полпути
Очевидно то, что если оставлять все на полпути, то это повлечет за собой ряд негативных последствий. Как мы говорили ранее, основная проблема – это ощущение беспокойства. Оно будет нарастать и давить на вас все больше и больше. Все это приводит к другой проблеме – ощущению собственной бесполезности, низкой самооценке и т.д.
Мы приведем еще несколько проблем, связанных с незавершенными делами:
Как решить эту проблему?
Преодолеть эмоциональный барьер возможно. И вам по силам начать относиться к работе лучше. Но для этого нужно приложить определенные усилия. В первую очередь, нужно побороть те привычки, которые отвлекают вас от работы. Вам следует обратить внимание на такие вещи:
Но есть и другое. Возможно, вам просто стоит сменить род деятельности. Если вы занимаетесь работой, которую ненавидите всей душой, то вы не сможете добиться положительного результата как бы вы ни старались. Если же вы будете продолжать усердно трудиться над нелюбимым делом, то вы рискуете заработать затяжную и глубокую депрессию. Но вы ведь не для этого работаете?