Не говори что нет спасенья

Поэзия Аполлона Майкова

В преддверии дня рождения Аполлона Николаевича Майкова (4 июня 1821 года), который умер в 1897 году, — русского поэта, члена-корреспондента Петербургской АН (1853), стоит вспомнить, что он считался одним из главных поэтов послепушкинского периода. Стихи стал сочинять с 15-ти лет.

В 1878 году он написал:

Не говори, что нет спасенья,
Что ты в печалях изнемог:
Чем ночь темней, тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог.

Ему принадлежат потрясающие строчки, в которых он определил счастье:

В чем счастье.
В жизненном пути
Куда твой долг велит — идти,
Врагов не знать, преград не мерить,
Любить, надеяться и — верить.

Сначала Майков мечтал о карьере живописца, но позже посвятил себя литературе.
Поэзия Майкова отличается созерцательным настроением, обдуманностью рисунка, отчетливостью и ясностью форм.
Однако ей не хватает красок и поэтому в своем стихотворении «Двойной портрет» Евгений Евтушенко дат ему такую характеристику:

Майков был совсем не Аполлон.
Борода его аляповато
отдавала коляске поклон,
словно дворницкая лопата.

Но цинизм вглубь души не проник,
и сознанье раздвоенной драмы,
словно цензорский тайный дневник,
выдавало на власть эпиграммы.

Был он даже Белинским пригрет,
хоть стихи были столькие плохи.
В целом что ж? Получался портрет
и себя самого, и эпохи.

Тот поэт – кто, скрываясь, любя,
написал и свой век, и себя.
Без такого двойного портрета
вообще не бывает поэта.

В 1857 году он пишет о своих духовных поисках:

Когда гоним тоской неутолимой,
Войдешь во храм и станешь там в тиши,
Потерянный в толпе необозримой,
Как часть одной страдающей души, —
Невольно в ней твое потонет горе,
И чувствуешь, что дух твой вдруг влился
Таинственно в свое родное море
И заодно с ним рвется в небеса.

В 1888 году в стихотворении о легкомысленном Валтасаре по мотивам книги пророка Даниила он восклицает:

Что твердишь: «О горе! горе!
В суете погрязший век!
Без руля, на бурном море,
Сам с собою в вечном споре,
Чем гордишься, человек?

В буйстве мнящий быти Богом,
Сам же сын Его чудес —
Иль не зришь, в киченьи многом,
Над своим уж ты порогом
Слов: мани — факел — фарес. »

Свою творческую лабораторию он рисует так:

Вдохновенье — дуновенье
Духа Божья. Пронеслось —
И бессмертного творенья
Семя бросило в хаос.

Вмиг поэт душой воспрянет
И подхватит на лету,
Отольет и отчеканит
В медном образе — мечту!

Это было сказано в 1889 году, а в 1891-м, одержимый идеями перфекционизма, он признаётся:

Жизнь — достиганье совершенства,
И нам победа над собой
Едва ль не высшее блаженство
В борьбе с ветхозаветной тьмой.

Источник

50 великих стихотворений. Аполлон Майков «Дорог мне, перед иконой…»

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Если попросить современного читателя назвать главных поэтов XIX века, то он вряд ли вспомнит Аполлона Майкова. Однако при жизни он был очень популярен и считался лучшим поэтом послепушкинской эпохи. О нем говорили, что он талантливее Лермонтова; Чернышевский и Некрасов утверждали, что равного Майкову поэта «едва ли имеет Россия». «После Пушкина никто еще не писал на русском языке такими неподражаемо-прекрасными стихами», — сказал о нем Дмитрий Мережковский.

Вспоминаем незаслуженно забытого поэта в проекте «50 великих стихотворений».

Дорог мне, перед иконой…

Исторический контекст

Автор

О произведении

Религиозная лексика

Дорог мне, перед иконой…

Дорог мне, перед иконой
В светлой ризе золотой,
Этот ярый воск, возжённый
Чьей неведомо рукой.
Знаю я: свеча пылает,
Клир торжественно поёт:
Чьё-то горе утихает,
Кто-то слезы тихо льёт,
Светлый ангел упованья
Пролетает над толпой…
Этих свеч знаменованье
Чую трепетной душой:
Это — медный грош вдовицы,
Это — лепта бедняка,
Это… может быть… убийцы
Покаянная тоска…
Это — светлое мгновенье
В диком мраке и глуши,
Память слёз и умиленья
В вечность глянувшей души…

Исторический контекст

Стихотворение Аполлона Майкова написано в 1868 году. 1860-е годы в литературной среде зрело противостояние между новаторами-реалистами и консерваторами. Это было время расцвета русской прозы: Лев Толстой печатает «Войну и мир» (1865–1869), Достоевский пишет три романа из своего «великого пятикнижия»: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868–1869) и «Игрок» (1866), Иван Гончаров создает роман «Обрыв» (1869). Поэзия же в эти годы уходит на второй план, однако в ней существует особое направление — «чистое искусство».

Не говори что нет спасенья. Смотреть фото Не говори что нет спасенья. Смотреть картинку Не говори что нет спасенья. Картинка про Не говори что нет спасенья. Фото Не говори что нет спасенья

Драматург Александр Островский, актер и мемуарист Иван Горбунов и Аполлон Майков (фото 1860-х годов)

«Чистое искусство» — это течение в русской литературе и критике 50–60-х ХIХ в. Чистое — значит духовно наполненное, совершенное, выразительное литературное искусство, восходящее к пушкинской лирике. Поэты «чистого искусства» были равнодушны к запросам общественно-политической жизни, чуждались либеральных и революционных настроений. Прежде всего их интересовала поэзия как источник нравственного преображения человека, способ приобщения людей к высшим ценностям. Поэтому авторы обращались к вечным темам и сюжетам. Главная ситуация, в которую попадает лирический герой и которую описывает автор, — это спокойное созерцание чего-либо и впечатления от него. Ведущими поэтами «чистого искусства» были Афанасий Фет, Алексей Толстой и Аполлон Майков.

Автор

Аполлон Николаевич Майков (1821–1897) происходил из старинного дворянского рода, известного со времен правления Ивана Грозного. К роду Майковых принадлежал православный святой, основатель скитского жительства на Руси Нил Сорский (XV в.). Отец поэта был знаменитым академическим живописцем. Родные братья Аполлона Майкова — литературный критик Валериан Майков и историк литературы Леонид Майков.

Не говори что нет спасенья. Смотреть фото Не говори что нет спасенья. Смотреть картинку Не говори что нет спасенья. Картинка про Не говори что нет спасенья. Фото Не говори что нет спасенья

Фотография Аполлона Майкова в последние годы жизни

Майков воспитывался в атмосфере любви к литературе и искусству. После окончания юридического факультета Петербургского университета он издал свой первый стихотворный сборник, который посвятил матери. В этих ранних стихах Майков обращался к античным образам и мифологическим мотивам. В его стихотворениях упоминались боги Олимпа, фавны и нимфы, вакханки и сатиры. Читатели и литераторы приняли дебютный сборник благосклонно. Маститый и строгий критик Виссарион Белинский восторгался лирикой Майкова. Сборником Майкова восхитился сам Николай I, который поспособствовал путешествию молодого автора за границу. Вернувшись из поездки по Италии, Австрии и Франции, Майков поступил на службу в Министерство финансов, а с 1867 года занял должность цензора Петербургского комитета иностранной цензуры, где проработал много лет.

Не говори что нет спасенья. Смотреть фото Не говори что нет спасенья. Смотреть картинку Не говори что нет спасенья. Картинка про Не говори что нет спасенья. Фото Не говори что нет спасенья

Не говори что нет спасенья. Смотреть фото Не говори что нет спасенья. Смотреть картинку Не говори что нет спасенья. Картинка про Не говори что нет спасенья. Фото Не говори что нет спасенья

Еще один человек, который оставил свой след в жизни и творчестве Майкова — Достоевский. Они дружили с юности и до кончины писателя, Майков был крестным отцом детей Фёдора Михайловича.

Интересуясь античной лирикой, особенно Гомером и Горацием, Майков был также прекрасным переводчиком европейской поэзии — Гёте, Лонгфелло, Мицкевича и др.

Не говори что нет спасенья. Смотреть фото Не говори что нет спасенья. Смотреть картинку Не говори что нет спасенья. Картинка про Не говори что нет спасенья. Фото Не говори что нет спасенья

Одним из любимых занятий Майкова была рыбалка

В зрелом возрасте интерес поэта к античной истории и культуре угасает. Чем старше становится Майков, тем больше он концентрируется на духовном прошлом России, — древнерусской истории и фольклоре славян, пишет произведения на исторические темы, переводит песни славянских народов. Вершиной этого интереса стал один из лучших поэтических переводов «Слова о полку Игореве» (1866–1870).

Язычник или христианин?

С легкой руки писателя и литературного критика Дмитрия Мережковского и ряда литераторов возникло мнение, будто Майков, несмотря на частое обращение к христианским образам и мотивам в своей лирике, обладает языческим мироощущением — его неподдельный интерес к античной литературе и истории, пластичность и зримость образов способствовали появлению такого представления.

Не говори что нет спасенья. Смотреть фото Не говори что нет спасенья. Смотреть картинку Не говори что нет спасенья. Картинка про Не говори что нет спасенья. Фото Не говори что нет спасенья

Аполлон Майков. Фото 1890-х годов

Однако сам Аполлон Майков, выросший в православной семье, называл себя христианином.

Не говори что нет спасенья. Смотреть фото Не говори что нет спасенья. Смотреть картинку Не говори что нет спасенья. Картинка про Не говори что нет спасенья. Фото Не говори что нет спасенья

Многие стихотворения Майкова лучшими поэтическими образцами подлинного христианского переживания:

Не говори, что нет спасенья,
Что ты в печалях изнемог:
Чем ночь темней, тем ярче звёзды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог…

О произведении

Фёдору Достоевскому очень нравилось стихотворение Майкова «Дорог мне, перед иконой…». О нем он писал в письме автору: «…бесподобно. И откуда Вы слов таких достали! Это одно из лучших стихотворений Ваших…».

Не говори что нет спасенья. Смотреть фото Не говори что нет спасенья. Смотреть картинку Не говори что нет спасенья. Картинка про Не говори что нет спасенья. Фото Не говори что нет спасенья

«Лепта вдовы». Гюстав Доре

Герой стихотворения Майкова находится в состоянии деятельного созерцания, наблюдения (что свойственно лирике «чистого искусства»).

Для поэзии Майкова характерна точность и конкретность в описаниях, поэтому и здесь образы, использованные поэтом, просты. Однако текст обладает дополнительным, духовным планом. Внимание стоящего в храме сосредоточено на свете церковных свечей. Возжигание и горение свечей — это особая часть службы, добровольное подношение жертвы Богу и храму. Свет свечи — это свет веры. Горение свечи перед иконой являет всю теплоту искренней любви к Богу, Божией Матери и святым.

Не говори что нет спасенья. Смотреть фото Не говори что нет спасенья. Смотреть картинку Не говори что нет спасенья. Картинка про Не говори что нет спасенья. Фото Не говори что нет спасенья

Молящаяся девушка, 1851. Яков Капков

С каждой свечой герой стихотворения постепенно связывает чью-то конкретную молитву. В храме, освещенном свечными огнями, к Божественному свету устремлены молитвы одинокой вдовицы, бедняка, убийцы и самого героя, от лица которого ведется поэтический рассказ и душе которого удалось сквозь свет свечи на мгновение узреть вечность.

Религиозная лексика

В своем небольшом стихотворении Аполлон Майков использует много слов из церковного обихода.

Риза — здесь слово употреблено в значении металлического оклада на иконе, оставляющего открытыми только руки и лицо образа.

Ярый — здесь Майков использует не основное значение прилагательного («яростный»), а более редкое — яркий, сверкающий, чистый.

Клир — в христианской традиции так называется состав служителей (как священнослужителей — священника и дьякона, так и церковнослужителей — псаломщиков и других) какой-либо одной церкви; хор.

Упованье — твердая, стойкая надежда на что-нибудь или на кого-нибудь.

Лепта — здесь употреблено в значении подаяния, скромного пожертвования, малого посильного вклада.

Майков использует устойчивый образ, истоки которого — в Новом Завете. В Евангелии от Марка (12:41–44) и в Евангелии от Луки (21:1–4) рассказывается о том, как некая вдова пожертвовала в сокровищницу храма скромное подаяние — всего две лепты (медная монета). Это приношение в Библии противопоставлено щедрым подношениям богачей: если они жертвуют от избытка, то такие дары не имеют никакой ценности. Вдова, будучи бедной женщиной, внесла подаяние, лишив себя всего необходимого. Для Господа такая жертва гораздо важнее и дороже. Интересно, что в стихотворении Майкова появляется образ вдовицы с мелкой медной монетой. Слово же лепта употреблено применительно к бедняку, который тоже сделал скромное пожертвование.

Источник

Чем глубже скорбь, тем ближе Бог (Аполлон Майков)

Не говори что нет спасенья. Смотреть фото Не говори что нет спасенья. Смотреть картинку Не говори что нет спасенья. Картинка про Не говори что нет спасенья. Фото Не говори что нет спасенья

Не говори что нет спасенья. Смотреть фото Не говори что нет спасенья. Смотреть картинку Не говори что нет спасенья. Картинка про Не говори что нет спасенья. Фото Не говори что нет спасенья

Не говори что нет спасенья. Смотреть фото Не говори что нет спасенья. Смотреть картинку Не говори что нет спасенья. Картинка про Не говори что нет спасенья. Фото Не говори что нет спасенья

Не говори, что нет спасенья,
Что ты в печалях изнемог:
Чем ночь темней, тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог.

В чем счастье. В жизненном пути
Куда твой долг велит — идти,
Врагов не знать, преград не мерить,
Любить, надеяться и — верить.

Чему нас учат небеса

Люблю, если, тихо к плечу моему головой прислонившись,
С любовью ты смотришь, как, очи потупив, я думаю думу,
А ты угадать ее хочешь. Невольно, проникнут тобою,
Я очи к тебе обращу и с твоими встречаюсь очами;
И мы улыбнемся безмолвно, как будто бы в сладком молчаньи
Мы мыслью сошлися и много сказали улыбкой и взором.

Пустынник

И ангел мне сказал: иди, оставь их грады,
В пустыню скройся ты, чтоб там огоньлампады,
Тебе поверенный, до срока уберечь,
Дабы, когда тщету сует они познают,
Возжаждут Истины и света пожелают,
Им было б чем свои светильники возжечь.

Жизнь без тревог — прекрасный, светлый день;
Тревожная — весны младыя грозы.
Там — солнца луч, и в зной оливы сень,
А здесь — и гром, и молния, и слезы.
О! дайте мне весь блеск весенних гроз
И горечь слез и сладость слез!

Не говори что нет спасенья. Смотреть фото Не говори что нет спасенья. Смотреть картинку Не говори что нет спасенья. Картинка про Не говори что нет спасенья. Фото Не говори что нет спасенья

Дорогие друзья, наш проект существует исключительно благодаря вашей поддержке.

Источник

Не говори что нет спасенья

Не говори что нет спасенья. Смотреть фото Не говори что нет спасенья. Смотреть картинку Не говори что нет спасенья. Картинка про Не говори что нет спасенья. Фото Не говори что нет спасенья

Не говори что нет спасенья. Смотреть фото Не говори что нет спасенья. Смотреть картинку Не говори что нет спасенья. Картинка про Не говори что нет спасенья. Фото Не говори что нет спасенья

Аполлон Николаевич Майков

Родился 4 июня 1821 г. в Москве в семье академика живописи Н. А. Майкова.

Окончил юридический факультет Петербургского университета. Первая книга стихов Майкова вышла в 1842 г. Затем увидели свет поэмы «Две судьбы» (1844 г.) и «Машенька» (1846 г.), сборник лирики «Очерки Рима» (1847 г.), отразивший впечатления от поездки в Италию.

В 1848—1852 гг. активность поэта заметно снизилась.

Начавшаяся в 1853 г. Крымская война вновь пробудила его к интенсивной творческой деятельности (результатом стала книга «1854-й год. Стихотворения»).

В стихах конца 50—60-х гг. Майков пытался критически оценить окружающую действительность («Вихрь», 1856 г.; «Он и она», 1857 г.; поэма «Сны», 1856—1858 гг.; сборник «Неаполитанский альбом», 1858—1860 гг.; стихотворения «Поля», 1861 г., «Другу Илье Ильичу», 1863 г., «На белой отмели Каспийского поморья…», 1863 г., и др.). В эти же годы он много переводит из новогреческой народной поэзии, проникнутой духом борьбы за независимость.

Сочувственным отношением к национально-освободительному движению продиктован также и ряд переводов из сербских юнацких песен (например, «Сабля царя Вукашина», «Сербская церковь», «Радойца», «Конь»), Отсюда внимание поэта и к периоду татарского нашествия на Русь и борьбе с кочевниками («В Городце в 1263 году», «Клермонтский собор»).

В 1870 г. вышел майковский перевод «Слова о полку Игореве» — итог напряжённой четырёхлетней работы.

В 1875 г. Майков написал стихотворение «Емшан» — обработка одного из преданий Ипатьевской летописи. Непреходящий интерес поэт испытывал к эпохе столкновения язычества с христианством («Олинф и Эсфирь», «Три смерти», трагедия «Два мира» и др.).

Несмотря на жанровое и тематическое богатство, майковское поэтическое наследие едино в стилевом отношении. Поэзия Майкова захватывает гармоническим слиянием мысли и чувства, безукоризненным художественным вкусом, напевностью и музыкальностью. Не случайно по количеству положенных на музыку стихотворений Аполлону Николаевичу принадлежит одно из первых мест среди русских поэтов XIX в.

Скончался 20 марта 1897 г. в Петербурге.

Не говори что нет спасенья. Смотреть фото Не говори что нет спасенья. Смотреть картинку Не говори что нет спасенья. Картинка про Не говори что нет спасенья. Фото Не говори что нет спасенья

Не говори, что нет спасенья,Что ты в печалях изнемог: Чем ночь темней, тем ярче звезды, Чем глубже скорбь, тем ближе Бог. 1878

В чем счастье. В жизненном пути Куда твой долг велит — идти, Врагов не знать, преград не мерить, Любить, надеяться и — верить.

Не говори что нет спасенья. Смотреть фото Не говори что нет спасенья. Смотреть картинку Не говори что нет спасенья. Картинка про Не говори что нет спасенья. Фото Не говори что нет спасенья

Дорог мне, перед иконой В светлой ризе золотой,Этот ярый воск, возжжённыйЧьей неведомо рукой.
Знаю я — свеча пылает, Клир торжественно поёт: Чьё-то горе утихает, Кто-то слёзы тихо льёт,
Светлый ангел упованья Пролетает над толпой… Этих свеч знаменованье Чую трепетной душой:
Это — медный грош вдовицы, Это — лепта бедняка, Это… может быть… убийцы Покаянная тоска…
Это — светлое мгновенье В диком мраке и глуши, Память слёз и умиленья В вечность глянувшей души…

Источник

Не говори что нет спасенья

Не говори что нет спасенья. Смотреть фото Не говори что нет спасенья. Смотреть картинку Не говори что нет спасенья. Картинка про Не говори что нет спасенья. Фото Не говори что нет спасенья

Аполлон Майков — Точно голубь светлою весною.
Точно голубь светлою весною,
Ты веселья нежного полна,
В первый раз, быть может, всей душою
Долго сжатой страсти предана…
Показать полностью.

И меж тем как, музыкою счастья
Упоен, хочу я в тишине
Этот миг, как луч среди ненастья,
Охватить душой своей вполне,

И молчу, чтоб не терять ни звука,
Что дрожат в сердцах у нас с тобой,-
Вижу вдруг — ты смолкла, в сердце мука,
И слеза струится за слезой.

На мольбы сказать мне, что проникло
В грудь твою, чем сердце сражено,
Говоришь: ты к счастью не привыкла
И страшит тебя — к добру ль оно.

Ну, так что ж? Пусть снова идут грозы!
Солнце вновь вослед проглянет им,
И тогда страдания и слезы
Мы опять душой благословим.

Не говори что нет спасенья. Смотреть фото Не говори что нет спасенья. Смотреть картинку Не говори что нет спасенья. Картинка про Не говори что нет спасенья. Фото Не говори что нет спасенья

Аполлон Майков 1892

Не говори что нет спасенья. Смотреть фото Не говори что нет спасенья. Смотреть картинку Не говори что нет спасенья. Картинка про Не говори что нет спасенья. Фото Не говори что нет спасенья

Туманом мимо звезд сребристых проплывая.

Туманом мимо звезд сребристых проплывая
И вдруг как дым на месяце сквозясь,
Прозрачных облаков разрозненная стая
Показать полностью.
Несется по небу в полночный тихий час.
В тот тихий час, когда стремлений и желаний
Уймется буйный пыл, и рой воспоминаний,
Разрозненных, как эти облака,–
Бог весть откудова, из тьмы, издалека,
Из бездн минувшего – виденье за виденьем
Плывут перед моей усталою душой.
Но из-за них одна, всё озаря собой,
Ты, непорочная, недремным провиденьем,
Усладою очей сияешь надо мной –
Одна – как месяц там на тверди голубой,
Недвижный лишь один над этой суетой,
Над этим облачным, бессмысленным движеньем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *