Не имеет правового значения что это значит
Гражданский процесс
Установление фактов, имеющих юридическое значение
В судебной практике дела особого производства играют значительную роль. На первом месте среди таких дел стоят дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, на втором — дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении умершим.
Под фактом, имеющим юридическое значение, понимаются события и действия, влекущие в соответствии с законом определенные правовые последствия. Установление факта, не имеющего юридического значения, беспредметно, в связи с чем суд отказывает в просьбе установить такой факт или прекращает производством ошибочно принятое дело. Суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций (ч. 1 ст. 264 ГПК).
Виды дел. Статья 264 ГПК приводит перечень фактов, имеющих юридическое значение:
Полный перечень юридических фактов привести невозможно. Любой юридический факт может быть установлен в суде, если с ним связываются юридические последствия, спор о которых подведомствен суду. В настоящее время суд имеет право определять причины и степень утраты трудоспособности; причины, группу и время наступления инвалидности, если в их установлении отказали компетентные органы, факт утраты имущества в связи с политическими репрессиями, факт призыва и прохождения военной службы, факт участия гражданина в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и другие факты.
Условия подведомственности. Особое производство представляет собой форму правосудия по гражданским делам, а отсюда должно следовать, что даже в случае отсутствия спора заявление в суд подается для защиты охраняемого законом интереса какого-то конкретного лица. Это означает, что суд не должен заниматься, во-первых, удостоверением фактов. Для этого существуют другие органы: нотариальные, загс, внутренних дел, миграционная служба, налоговые инспекции, органы государственной регистрационной службы и т.д. Во-вторых, суды не должны устанавливать факты, если они уже установлены и никем не оспариваются, а для подтверждения факта достаточно обратиться в орган, ведающий его установлением (при утрате свидетельства достаточно обратиться за выдачей его дубликата). В-третьих, суды не должны устанавливать факты, если закон предусматривает для этого специальный порядок и существует возможность подтвердить факт в установленном порядке (принадлежность документов, удостоверяющих личность, может быть установлена в органах загса, внутренних дел; трудовой стаж подтверждается в порядке, установленном пенсионным законодательством).
Суды могут принимать заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и рассматривать их в порядке особого производства при соблюдении следующих условий :
а) согласно закону такие факты порождают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных прав граждан или организаций);
б) установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду;
в) заявитель не имеет другой возможности получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение;
г) действующим законодательством (ГПК и другими законами) не предусмотрен иной (внесудебный) порядок их установления.
Статья 265 ГПК предусматривает еще одно условие подведомственности суду дел об установлении фактов: отсутствие полноценных документов, удостоверяющих данный факт. Наличие таких документов — основание для отказа в приеме заявления или прекращения дела производством.
Невозможность получения документов как условие обращения к суду понимается широко. Отсутствие порядка регистрации того или иного факта (для нахождения на иждивении), несоблюдение порядка регистрации и невозможность прибегнуть к нему в данных условиях (факт смерти, когда он устанавливается спустя длительное время по причине того, что труп не найден и врач не может констатировать смерть), ошибки или неточности, вкравшиеся в документ при его составлении, исправить которые нельзя, невозможность восстановления утраченного документа — условия, при которых просьба об установлении факта, имеющего юридическое значение, должна быть рассмотрена судом.
Возбуждение дела. Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества (ст. 266 ГПК). Заявление об установлении юридического факта должно отвечать требованиям, перечисленным в ст. 131 ГПК. Однако кроме обычных реквизитов, указанных в ст. 131 ГПК, в заявлении должны быть указаны: а) цель установления этого факта; б) доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов либо невозможность восстановления утраченных документов. Указание цели установления факта необходимо для того, чтобы судья при приеме заявления определил юридическую значимость данного факта и круг заинтересованных лиц. Если в заявлении не будет указана цель обращения суд, судья вправе применить ст. 136 ГПК и оставить заявление без движения.
К заявлению должны быть приложены письменные доказательства, свидетельствующие о невозможности получения надлежащих документов или о невозможности восстановления утраченных документов. В качестве них могут выступать, например, извещения органа загса об отсутствии записи акта гражданского состояния; письменный отказ в восстановлении утраченной записи гражданского состояния ввиду невозможности ее восстановления; документ, подтверждающий составление акта о несчастном случае, его последующую утрату и невозможность восстановления во внесудебном порядке и др.
Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, должны рассматриваться судом с участием заявителя и заинтересованных в исходе дела граждан, соответствующих организаций (органов социальной защиты, налоговых органов, военкоматов и т.д.).
При установлении фактов, имеющих юридическое значение, используются общие правила доказывания, в связи с чем необходимо руководствоваться общими правилами обеспечения, истребования, представления, исследования и оценки доказательств, имея в виду вынесение законного и обоснованного решения, соответствующего действительным обстоятельствам дела.
Решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию (ст. 268 ГПК).
Глава 28. Установление фактов, имеющих юридическое значение
Судебная практика и законодательство — ГПК РФ. Глава 28. Установление фактов, имеющих юридическое значение
Установление данного факта, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в названном выше постановлении, осуществляется на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на указанную дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи, а в случае невозможности представления гражданином Украины уполномоченному органу регистрационных документов, подтверждающих факт его постоянного проживания на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 г., такой факт может быть установлен судом общей юрисдикции на основании иных законодательно допустимых доказательств в соответствии с положениями главы 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах указанный заявителем факт не подлежал установлению в порядке главы 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующей производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, что не было учтено судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 262 и статьей 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судом в порядке особого производства по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 27 и 28 данного кодекса.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья указал на то, что вопрос о списании безнадежной к взысканию задолженности по налогам подлежит рассмотрению не в судебном, а в административном порядке, то есть налоговым органом в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что налоговой инспекцией не принималось каких-либо решений по заявленному требованию, не совершались действия (бездействие), которые могут быть предметом судебной проверки. Требование о признании задолженности безнадежной к взысканию направлено на установление юридически значимого факта; соответствующий порядок предусмотрен главой 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и не регулируется нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
4. При невозможности представления гражданином Украины уполномоченному органу регистрационных документов, подтверждающих факт его постоянного проживания на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, такой факт может быть установлен судом общей юрисдикции на основании иных законодательно допустимых доказательств в соответствии с положениями главы 28 ГПК Российской Федерации.
При таких обстоятельствах указанный заявителем факт не подлежал установлению в порядке главы 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующей производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, что не было учтено судами первой и апелляционной инстанции.
Таким образом, условия, необходимые для установления факта принадлежности Кочкареву С.А. справки о реабилитации отсутствовали, указанный факт не подлежал установлению в порядке главы 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что не было учтено судами первой и апелляционной инстанций.
4. При невозможности представления гражданином Украины уполномоченному органу регистрационных документов, подтверждающих факт его постоянного проживания на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, такой факт может быть установлен судом общей юрисдикции на основании иных законодательно допустимых доказательств в соответствии с положениями главы 28 ГПК Российской Федерации.
При этом не исключается возможность введения субъектами Российской Федерации указанного правового регулирования в опережающем порядке. До принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (глава 28 ГПК Российской Федерации).
Если определить место открытия наследства по правилам статьи 1115 ГК РФ невозможно, место открытия наследства устанавливается в судебном порядке (глава 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
7. Если последнее место жительства наследодателя, обладавшего имуществом на территории Российской Федерации, находилось на территории иностранного государства, место открытия наследства определяется на основании международных договоров Российской Федерации, в том числе на основании двустороннего договора Российской Федерации и соответствующего иностранного государства (статья 1186 ГК РФ).
39. Если письменные доказательства, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, наследник представить не может, а срок, установленный для принятия наследства, пропущен, нотариус разъясняет ему, что он вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта принятия им наследства (гл. 28 ГПК РФ).
Проблема разграничения понятий «юридическая сила документа» и «юридическая значимость документа»
Вместе с этой статьей выбирают:
Если понятие юридической силы имеет установленное стандартом определение, то понятие юридической значимости документа (документооборота) такого определения не имеет, что, безусловно, создает определенные трудности при употреблении этих понятий. Нередко даже в специальной литературе эти понятия считаются синонимичными. Насколько это верно? Поговорим о юридической значимости электронного документа более подробно.
Ваша компания до сих пор обменивается бумажными документами?
Юридическая значимость электронного документа
В Рекомендациях Европейской экономической комиссии ООН в отношении функциональной совместимости подписанных цифровых документов подчеркивается, что между цифровыми и бумажными документами много общего, но между ними есть и ряд важных различий, в частности «подписанные бумажные документы, как правило, содержат собственноручную подпись подписанта, тогда как цифровая подпись под электронным документом не имеет графической формы. Обычно только компьютерная программа способна произвести сложные математические расчеты, необходимые для проверки цифровой подписи».
Правовой режим электронной подписи у нас в стране установлен Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», которым (ст. 6) определены условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью. Эти условия различаются в зависимости от того, какой электронной подписью подписан документ, и состоят в следующем:
Кроме того, законом (ст. 11) установлен порядок признания квалифицированной электронной подписи, который включает ряд условий, одним из которых является положительный результат проверки принадлежности владельцу квалифицированного сертификата квалифицированной электронной подписи, с помощью которой подписан электронный документ, и подтверждено отсутствие изменений, внесенных в этот документ после его подписания.
Из приведенных положений закона вытекает, что сама возможность использования для подписания электронных документов того или иного вида электронной подписи должна быть установлена нормативными правовыми актами или соглашением сторон (в случае использования неквалифицированной или простой электронной подписи), а при получении электронного документа, подписанного электронной подписью, обязательна процедура проверки, которая должна подтвердить (или не подтвердить) принадлежность владельцу квалифицированного сертификата квалифицированной электронной подписи и отсутствие искажений в подписанном электронном документе.
Представим ситуацию: мы создали электронный документ внутренний, подписали его неквалифицированной или простой электронной подписью (в соответствии с установленным в организации порядком), следовательно, мы вправе считать, что данный электронный документ имеет юридическую силу. Если тот же электронный документ необходимо будет передать контрагенту или представить в качестве доказательства в суд, нам придется совершить ряд дополнительных действий: либо подписать документ квалифицированной подписью, если у нас имеется электронная подпись для реализуемого типа отношений, либо руководствоваться соглашением между сторонами, дающим право использовать данный вид электронной подписи при обмене документами (если такое соглашение имеется), либо (если речь идет об использовании данного документа в качестве судебного доказательства) представить внутренний нормативный документ, устанавливающий порядок подписания электронных документов данного вида и подтверждающий, что документ имеет юридическую силу. И только в случае, если документ будет удовлетворять всем имеющимся условиям, можно будет считать, что он является юридически значимым документом.
Таким образом, применительно к электронному документу следует признать, что факт подписания электронного документа установленным видом электронной подписи означает, что данный документ обладает юридической силой, но это еще не означает, что данный документ может быть подлинным доказательством, если данный документ потребуется представить контрагенту либо иному органу или лицу. Говорить о том, что данный документ может выступать как доказательство, можно будет, как минимум, после проверки электронной подписи и получения положительного результата, а возможно, и после осуществления иных дополнительных действий, например представления соглашения, заключенного сторонами информационного обмена.
По ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 документ является аутентичным, если он соответствует установленным правилам, был создан или отправлен лицом, уполномоченным на это, был создан или отправлен в то время, которое обозначено в документе. Достоверным является документ, содержание которого можно считать полным и точным представлением подтверждаемых операций, деятельности или фактов и которому можно доверять в последующих операциях или в последующей деятельности. Целостность документа определяется его полнотой и неизменностью.
Сформулированные в стандарте требования, которым должны удовлетворять электронные документы, не имеют прямого отношения к юридической силе документа (как мы уже отмечали, для придания юридической силы документ должен быть подписан уполномоченным органом (лицом) установленным видом электронной подписи), но имеют самое непосредственное отношение к юридической значимости электронного документа, поскольку считать юридически значимым можно только тот электронный документ, который является аутентичным, достоверным, целостным и пригодным для использования.
Установление в суде фактов, имеющих юридическое значение
Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судами в порядке особого производства. К таким фактам относятся факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан и прав юридических лиц. Порядок судебного разбирательства по данной категории гражданских дел регулирует гл. 30 ГПК.
Верховный Суд постоянно анализирует и обобщает практику их рассмотрения. Так, неоднократно вносились изменения и дополнения в постановление Пленума Верховного Суда от 18.03.1994 N 1 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение» (далее — постановление N 1). Пленум Верховного Суда 27.06.2013 принял постановление N 5 «О выполнении судами постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18 марта 1994 г. N 1 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение».
При несоблюдении указанных условий суд откажет в принятии заявления в соответствии с п. 2 ст. 246 ГПК ввиду нарушения порядка предварительного внесудебного разрешения дела.
Примерный перечень фактов, имеющих юридическое значение, закрепляет ст. 364 ГПК. Этот перечень не исчерпывающий. Суд вправе устанавливать и другие аналогичные факты, если при этом не предусматривается внесудебный порядок их установления.
Законодательство определяет группу фактов, которые устанавливаются только в административном порядке. Так, в силу п. 1 постановления N 1 не рассматриваются в судебном порядке заявления об установлении факта:
— прохождения военной службы в Вооруженных Силах, нахождения на фронте, пребывания в партизанском отряде;
— получения ранения, контузии в ходе военных действий и при исполнении иных обязанностей военной службы;
— возраста граждан, окончания учебного заведения;
— признания участником Великой Отечественной войны;
— участия в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в определенный период и в течение определенного времени;
— принадлежности гражданам личных воинских документов и свидетельств, выдаваемых органами, регистрирующими акты гражданского состояния.
Заявитель, обращаясь в суд с просьбой установить конкретный факт, должен указать причину, по которой это необходимо, и привести доказательства, подтверждающие невозможность получения или восстановления удостоверяющих документов. К заявлению предъявляются общие требования согласно нормам ст. 109, 366 ГПК.
В делах особого производства лицо, по заявлению которого оно возбуждается, именуется заявителем, а привлекаемые к участию в деле граждане и юридические лица — заинтересованными лицами. Суд рассматривает данные дела с участием заявителя, заинтересованных граждан и юридических лиц. Непривлечение их к участию в деле — одно из оснований отмены судебного решения.
Если при рассмотрении дела об установлении факта возникнет спор о праве, подведомственный суду, или сам суд придет к выводу, что установление факта связано с необходимостью разрешить в судебном порядке спор о праве, заявление останется без рассмотрения. При этом судья должен разъяснить заинтересованным гражданам и юридическим лицам, что они вправе предъявить иск на общих основаниях. Данные требования процессуального закона разъясняют п. 3 — 5, 20 постановления N 1.
Рассмотрим, какие факты, имеющие юридическое значение, наиболее часто встречаются в судебной практике.
Установление факта нахождения лица на иждивении (абз. 3 ч. 1 ст. 364 ГПК)
1) иждивенец был нетрудоспособным ко дню смерти наследодателя;
Оказываемая заявителю помощь с точки зрения закона, если заявитель тоже имел заработок, пенсию, стипендию, оценивается с учетом того, была ли помощь со стороны лица, предоставившего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию.
Пример
В суд обратилась гражданка Л. с заявлением об установлении факта нахождения ее внебрачной несовершеннолетней дочери на иждивении умершего в результате несчастного случая. Первоначально суд оставил заявление без рассмотрения в связи с наличием спора о праве на выплату страховых сумм в связи с потерей кормильца. Страховая организации возражала против установления юридического факта.
Суд не учел, что какие-либо требования о праве не заявлены, отсутствовал спор о назначении страхового обеспечения и дело об установлении факта нахождения на иждивении не подлежало рассмотрению в порядке искового производства. Возражения страховой организации нельзя признать обстоятельством, влекущим оставление заявления без рассмотрения.
Судебная коллегия по гражданским делам областного суда отменила определение суда первой инстанции по частной жалобе. Но при новом рассмотрении по существу суд отказал в удовлетворении заявления, поскольку в деле отсутствовали достоверные данные, подтверждавшие, что помощь, оказываемая мужем заявительницы для ее дочери, была постоянным и основным источником средств к существованию. Размер пособия на ребенка иногда превышал долю, выделяемую на его содержание из заработка умершего. Следовательно, девочка находилась лишь на частичном его иждивении.
Установление факта принятия наследства и места открытия наследства
(абз. 6 ч. 1 ст. 364 ГПК, п. 12 постановления N 1)
Суд может установить такую категорию фактов в порядке особого производства, если нотариус или другие уполномоченные лица не вправе выдать заявителю свидетельство о праве на наследство из-за отсутствия или недостаточности документов, необходимых для подтверждения в нотариальном бесспорном порядке факта вступления во владение или управление наследственным имуществом.
Доказательством вступления во владение имуществом может быть:
— справка жилищно-коммунальных служб, местных исполнительных и распорядительных органов о том, что наследник проживал совместно с наследодателем;
— справка финансового органа о том, что наследник после открытия наследства уплачивал налоги по жилому дому и земельному участку;
— документы об уплате страховых взносов за наследственное имущество и т.д.
Отметим, что по таким гражданским делам часто возникает спор о праве. Это влечет обращение с исками о признании права собственности в порядке наследования или о признании принявшим наследство с привлечением всего круга лиц, относящихся к наследникам. Все требования законодательства по данной категории дел разъясняет постановление Пленума Верховного Суда от 21.12.2001 N 16 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о наследовании».
Пример
Гражданка С. обратилась в суд с заявлением об установлении факта принятия наследства в виде предметов мебели и домашнего обихода и не полученной в другом государстве (а именно в Российской Федерации) пенсии после смерти ее мужа. До смерти наследодателя семья проживала в одном из городов Республики Беларусь в квартире, приобретенной в период брака. Сведений об обращении в нотариальную контору С. не представила. Суд отказал в возбуждении дела, поскольку заявитель должна была обратиться с жалобой на отказ в совершении нотариального действия, а не с заявлением в порядке особого производства.
Пункт 13 постановления N 1 регулирует порядок установления факта принадлежности наследодателю строительных материалов и другого имущества, из которого можно создать недвижимое имущество.
В порядке особого производства суды вправе рассматривать дела об установлении фактов ошибок нетехнического характера или фактов признания государственной регистрации недействительной.