Не используй в диалоге что
10 речевых привычек, которые вызывают недоверие со стороны собеседника
1. Слова-паразиты
Неважно, что это за речь: презентация важного проекта или просто попытка донести свою точку зрения собеседнику. Если ты используешь в повествовании слова и звуки-паразиты, такие как «эээ», «ну», «вроде», «как бы», неудивительно, что на тебя никто не обращает внимания. Ведь это представляет тебя крайне неуверенным в себе и в том, что ты говоришь. Люди раздражаются, когда им приходится слушать такую словесную кашу.
Если ты грешишь употреблением слов-паразитов, попробуй вместо них делать короткие паузы в своем повествовании. Твоя речь сразу станет звучать более убедительно и продуманно. В таком случае твои слушатели решат, что ты просто тщательно подбираешь подходящие слова и выражения, а не мучаешься из-за маленького словарного запаса и нехватки аргументов.
2. Жаргонизмы
Жаргонизмы — это слова или выражения, которые используют определенные группы людей, связанные профессиональной сферой, возрастными особенностями или принадлежностью к одной социальной группе. Это уже означает, что жаргонные слова могут понять далеко не все. Так что их применение оправдано только в том случае, если ты общаешься с людьми, которые знают, о чём ты говоришь.
Жаргонизмы используют для обозначения тех понятий, которые уже имеют общепринятые названия. Если ты хочешь, чтобы тебя понимали, чтобы твоя речь звучала убедительно, не пытайся усложнять её специально. Не говори человеку, который не разбирается в бизнесе, слова «борд» или «скилл». Объясни доходчиво: совет директоров и навыки сотрудника.
3. Слова-клише
Слова или выражения клише — это избитые мысли, которые каждый человек слышал уже много раз. Если раньше эти слова звучали убедительно, то сейчас они уже не работают, а порой раздражают собеседников. Даже если ты построил прекрасную речь, привёл весомые аргументы и говорил уверенно, использование клише может сыграть решающую роль в восприятии человеком твоих слов.
Будь оригинальней: вместо того, чтобы нагромождать свою речь бессмысленными словосочетаниями, говори проще и интереснее. Для того, чтобы заслужить доверие собеседника, не нужно использовать слова, которые больше подойдут для написания научной работы, чем для обычного разговора в оффлайне.
4. Слова-уловки
Никогда не пытайся ввести в заблуждение человека, прикрывая неприятные факты какими-то абстрактными фразами. Учись говорить так, как есть, это всегда высоко оценивается. Не нужно толкать речь про оптимизацию штата, если ты хочешь кого-то уволить, скажи об этом напрямую. Заменять одни слова и выражения другими стараются только трусы, которые чрезмерно переживают за свою репутацию и зависят от чужого мнения.
5. Высокопарные слова
Помпезно звучащие выражения сильно прибавляют речи объёма, но мешают твоему собеседнику чётко понимать, что ты пытаешься ему донести. Не нужно включать книжную лексику в свою речь. Это уместно далеко не всегда и не везде. Чаще используй короткие и распространённые слова и выражения, чтобы не создавать у человека впечатление о себе, как о том, кто просто мечтает блеснуть своими познаниями и притянуть к себе внимание окружающих. Будь скромнее и старайся не переоценивать важность того, что ты говоришь.
6. Неискренние извинения
Самый ужасный способ извиниться — это использовать в разговоре с человеком подобные предложения: «Жаль, если кто-то обиделся», «Я, конечно, уже извинился, но…», «Прости, если я тебя чем-то обидел». Это больше похоже не на попытку попросить прощения, а на желание оправдаться, остаться при своём мнении, прикинувшись сожалеющим о своём поступке.
Но этот трюк не работает: человек распознает твою неискренность и сделает соответствующие выводы. Вместо того, чтобы получить необходимое тебе прощение, ты только ещё больше усугубишь отношения с собеседником. Старайся поступать по совести, извиняться искренне и не пытается вывернуть всё в свою сторону путем хитроумного использования слов и выражений.
7. Разговор только о себе
Если твой диалог с собеседником в большинстве случаев превращается в пулеметную очередь из вываливания фактов, аргументов и рассказов о себе, то это полный провал. Ты должен удосужиться спросить человека, интересно ли ему слушать твой монолог. Конечно, воспитанный собеседник может не признаться в том, что ты ему надоедаешь, но так ты хотя бы проявишь вежливость и участливость.
А вообще запомни одну важную вещь: если ты хочешь иметь доверительные отношения, выстраивай общение с человеком в форме диалога. Задавай ему вопросы, дожидайся его ответов, комментируй их, распрашивай собеседника о его предпочтениях. Не занимай всё ваше время разговорами о том, что интересно только тебе.
8. Обилие метафор и эпитетов
Важно понять, что ты не пишешь сочинение для учителя по русскому языку, а пытаешься выстроить общение с человеком в реальном мире. Эпитеты и метафоры хороши в литературных произведениях и совершенно не применимы в диалоге, если тебе нужно звучать убедительно. В общем, постарайся быть поскромнее, если предмет вашего разговора — не вечернее небо или красота окружающей природы.
9. Утверждения правдивости
Если в разговоре с собеседником ты постоянно употребляешь фразы «не буду лгать», «по правде говоря», «честно», «поверь», то человек, слушающий тебя, начнёт подвергать сомнениям всё сказанное тобой и не проникнется к тебе доверием. Чем больше ты будешь давить на него, убеждая в своей правоте, тем больше это будет вызывать у него отторжение. Если ты уверен в своих словах и хочешь убедить в них своего собеседника, лучше говори так, как есть, не пытаясь лишний раз доказать свою правдивость. Тем более, таким странным способом.
10. Выражения с пассивной агрессией
Точку в вашем разговоре может поставить выражение пассивной агрессии в твоих словах. Пассивно-агрессивному собеседнику никогда нельзя доверять, поэтому твои слушатели могут навсегда разочароваться в тебе из-за твоих манипуляционных приемов. Никогда не используй в разговоре фразы «тебе лучше знать», «я не настаиваю, но…», «ну ты же эксперт». Это худшее, что ты можешь сделать в попытке убедить собеседника в своей правоте.
10 правил для того, кто хочет научиться эффективно выстраивать диалог
1. Не высказывай свою точку зрения или комментарии на предмет обсуждения, пока не узнаешь мнение собеседника
Это не значит, что ты должен потакать его точке зрения. Просто обсуждаемый вами вопрос может быть слишком личным или просто важным для твоего собеседника. Старайся не впадать в крайности при обсуждении, не выражаться, не спешить с выводами и не обобщать. К тому же в любом обсуждении, для того чтобы убедить человека в том, что прав из вас именно ты, нужно для начала подготовить почву.
Узнать, почему твой собеседник считает именно так и никак иначе, поработать с его возражениями и только после этого начинать приводить свои аргументы за или против. Другими словами, если твой собеседник считает, что Земля плоская, а ты начнешь без подготовки утверждать, что это не так, тебя попросту сожгут на костре.
2. Заполняй паузы
Паузы пугают многих людей, ведь в такие моменты нам автоматически хочется заполнить их во избежание возникновения неловкости. Если в разговоре с твоим собеседником возникла пауза, старайся как можно более незаметно заполнить ее нейтральными вопросами или вопросами по теме обсуждения.
3. Используй эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект в общении с окружающими людьми — это чуть ли не самый важный навык для построения эффективной коммуникации. Нужно уметь вовремя выразить сочувствие и предложить человеку именно ту эмоцию, которая будет уместна в контексте данной ситуации. Важно не забывать, что не существует вещей, которые можно обозначить как «хорошие» или «плохие», — есть только наше отношение к ним. Поэтому не спеши с вынесением оценки, постарайся разобраться во всех нюансах ситуации и только после этого высказывай свое мнение касательно какой-либо проблемы.
4. Поддерживай правильный настрой
Люди почти всегда чувствуют, с каким настроением ты участвуешь в диалоге, даже если это разговор по телефону, письмо или сообщение в социальных сетях. Поэтому, когда ты вступаешь в беседу с человеком, старайся полностью сосредоточиться на этом общении и вложи себя целиком в вашу коммуникацию. Попытайся быть полезным тому, с кем ты контактируешь в данный момент. К примеру, если твоя задача — убедить собеседника в чём-либо, в твоем голосе должна чувствоваться уверенность в том, что ты транслируешь.
5. Старайся быть наравне с собеседником
С кем бы ты ни контактировал и каких бы высот ты при этом ни достиг, старайся не общаться с человеком свысока. То же самое правило работает и в обратную сторону: не возвышай над собой своего собеседника или людей, с которыми общаешься. Эффективной коммуникация будет только в том случае, если вы будете общаться на равных. Кстати, если твой собеседник сам решит занизить свою значимость — всячески отрицай это. Думаем, не нужно объяснять, почему это скажется положительно на результатах вашего взаимодействия.
6. Никогда не начинай разговор с прямой просьбы или предложения услуги
Это всегда отпугивает. У собеседника создается впечатление, что он интересен тебе только в контексте исполнения твоей просьбы. Сначала завяжи разговор, расположи к себе человека и только после этого поинтересуйся, сможет ли он помочь с решением твоей проблемы. То же самое относится и к предложению своих услуг. Опиши примерные планы на будущее, распиши, чем именно можешь быть полезен, — и собеседник, скорее всего, сам захочет обратиться к тебе.
7. Не забывай задавать вопросы
Умение задавать подходящие вопросы в подходящий момент — это настоящее искусство. Установка «меньше говори — больше слушай», как правило, работает лишь в некоторых случаях, к примеру когда человеку нужно выговориться. В других ситуациях вовремя заданные вопросы помогут твоему собеседнику удостовериться в том, что ты заинтересован в вашем общении. Даже если этот диалог подразумевает от тебя минимального включения, избавься от привычки выдавать человеку одни лишь междометия и эмоции.
8. Будь максимально осторожен в обсуждении личных тем собеседника
Личная территория собеседника — это для тебя минное поле в разговоре. Старайся не затрагивать жизнь человека, его семью, финансы, ценности и убеждения. Заходи на эту территорию только тогда, когда твой собеседник первым начал обсуждение. Особенно аккуратно говори на темы политики и религии, ведь это вещи, которые чаще всего становятся причиной конфликтов.
9. Старайся отходить от сплетен, обсуждения других людей и транслирования спорных утверждений
В большинстве случаев это сильно портит твой имидж в глазах собеседника, особенно в том случае, если он не входит в число твоих близких людей. Сам посуди: если в разговоре с малознакомым человеком ты касаешься обсуждения ваших общих знакомых, твой собеседник предпочтет быть максимально скрытным, дабы не стать следующим объектом твоих сплетен.
10. Если вы оба хотите поговорить о себе, уступи своему собеседнику
Ты же благороден — поступи как истинный джентльмен, и это будет замечено и по достоинству оценено твоим собеседником. Тем более что смена темы разговора может пойти вам обоим на пользу.
Семь секретов эффективного диалога
Редактор «Историй» RB.RU
Умение правильно строить беседу — один из первых и самых мощных инструментов человечества. Талантливый оратор может воздействовать на собеседника и провоцировать реальные изменения. Это полезно как в личной, так и в профессиональной сфере. Вот как спланировать и провести конструктивный разговор, будь то диалог или рабочее совещание.
Зачем нужно продумывать диалог
Дизайнерский подход к разговору предполагает, что он не происходит сам собой — его нужно осознанно спланировать. Когда вы осознаете свое влияние на структуру и направление беседы, перед вами открываются новые возможности. Для этого необходимо уметь замечать удобные моменты и творчески управлять диалогом.
Разговоры по существу
Важными можно назвать те разговоры, на которых хочется сосредоточиться. Это содержательная форма взаимодействия между людьми. Как правило, в важных разговорах присутствуют эти три составляющих.
Как понять, что разговор складывается неудачно
Иногда общение не приносит результатов. Вот три главные причины:
Основные компоненты конструктивного диалога
Важные беседы не всегда проходят легко. Иногда они заставляют нас нервничать или идут не по плану. Что бы ни случилось, помните: разговор — это в первую очередь творческий процесс. Не нужно просто быть его участником. Управляйте разговором, чтобы он принес результат.
Фото на обложке: Andrew Tovstyzhenko / Depositphotos
10 советов психологов, которые помогут найти общий язык с кем угодно
Если ты считаешь себя интровертом или признаешь, что общение — это не то, в чём ты силен, советы психологов помогут тебе прокачать навыки общения. Научись применять их в повседневной жизни — и ты сможешь находить общий язык с кем угодно.
1. Найди информацию о собеседнике в социальных сетях или расспроси о нём у ваших общих знакомых
Почувствуй себя Шерлоком Холмсом: если тебе предстоит встреча с кем-то, кого ты не знаешь или знаешь весьма поверхностно, поищи об этом человеке информацию в его социальных сетях. После изучения его страницы ты получишь целый список тем, которые заинтересуют твоего собеседника и избавят вас от неловкого молчания.
Если просмотреть профили в соцсетях не представляется возможным, расспроси о своем будущем собеседнике человека, который собирается вас друг другу представить. Наверняка он сможет в двух словах описать, кто придет на встречу, чем он интересуется и где работает. Исходя из этой информации ты сможешь найти темы, интересные вам обоим.
2. Раскрывай свои недостатки
Если ты неуверенный в себе человек, который считает, что у него куча недостатков, — что ж, ненавязчиво расскажи о них своему собеседнику. Во-первых, это на самом деле сближает: человек охотнее вступает в доверительные отношения с тем, кто, как и он, неидеален и не боится об этом заявлять.
Во-вторых, ты получишь критический взгляд на свои недостатки, которые окружающие люди могут считать достоинствами. Как итог — налаженный контакт с человеком и плюс один к самооценке.
3. Избегай поспешных суждений
Другими словами, признайся, что первое впечатление чаще всего бывает обманчивым, и не выстраивай мнение о человеке после первой беседы. Это ошибка подавляющего большинства людей — думать, что по внешности, манере разговора и описанным интересам можно составить полную картину того, что из себя представляет человек, стоящий напротив.
4. Задавай уточняющие вопросы
Это поразительно эффективный прием, суть которого заключается в перефразировании того, что говорит твой собеседник. Делается это в первую очередь для того, чтобы продемонстрировать человеку, что ты внимательно его слушаешь. Также этот прием помогает проверить, правильно ли ты истолковываешь его мысли.
5. Будь в курсе последних новостей
Если узнать об интересах человека, с которым тебе предстоит встретиться, не получилось, направь свои усилия на собственный кругозор. Когда ты в курсе последних новостей культуры, спорта, кино, науки и других сфер, поддержать разговор становится намного легче.
Самое приятное в том, что необязательно иметь какие-то глубокие познания во всех предложенных выше темах. Достаточно всего лишь прочитать пару-тройку последних новостей, чтобы суметь подцепить собеседника на крючок и выстроить с ним интересную беседу.
6. Не ожидай, что собеседник будет согласен с тем, что ты говоришь
Когда мы вступаем с кем-либо в диалог, мы почему-то автоматически ждем, что собеседник будет соглашаться с нашей позицией, если мы приведем убедительные аргументы. К сожалению или к счастью, но это не так. В жизни нам часто будут встречаться ярые противники того, о чём мы говорим.
Главное — не теряться и не пускаться в бесконечные попытки переубедить собеседника. Для этого тебе нужно заранее приготовиться к тому, что твою точку зрения могут не разделять. Но это необязательно должно приводить к конфликту. Помни: ты общаешься не для того, чтобы победить в дебатах. Оставь это политикам, а сам постарайся получить удовольствие от увлекательного спора, который сможет расширить твое представление о предмете беседы.
7. Больше слушай, меньше говори о себе
Часто для того, чтобы заполнить паузы в разговоре, мы начинаем много говорить о себе. Это неправильный подход, ведь собеседник может воспринять это как проявление эгоизма.
Гораздо выгоднее предоставлять человеку больше времени для самопрезентации. А когда контакт будет установлен, вам уже не придется беспокоиться о том, кому и когда говорить. В хорошем диалоге каждый собеседник успевает высказаться и послушать, что скажет другой.
8. Определяй, когда лучше всего промолчать
Не все люди любят общение — многие привыкли проводить большую часть времени в одиночестве и прекрасно себя чувствуют. Так что старайся определять, когда человек настроен на разговор, а когда его лучше оставить в покое. Поверь, твоя внимательность в данном вопросе поможет найти общий язык с кем угодно.
9. Не загружай собеседника большим количеством информации
Некоторые люди уверены в том, что случайным незнакомцам можно рассказать обо всех своих проблемах, ведь вы в скором времени расстанетесь навсегда. Доля здравого смысла в этом есть, но если задуматься — мир тесен, и лучше перестраховаться. Вполне вероятно, что случайный попутчик знаком с кем-то из твоего окружения или судьба сведет вас еще раз. Тем более твоя личная информация в большинстве случаев станет грузом для него — ему будет сложно принять и переработать все те сведения, которыми ты любезно поделился.
Чтобы такого не произошло, заботься о своем времяпрепровождении — бери с собой в транспорт книгу или наушники, чтобы слушать музыку или подкасты. А если разговор с соседом всё же завяжется — не грузи его огромным количеством информации. Ограничьтесь непринужденной беседой о работе или последних новостях.
10. Будь искренним
Это самый честный и простой способ завоевать доверие и интерес собеседника. Просто будь собой и говори то, что думаешь. Правда, постарайся выражать свои мысли вежливо и аккуратно, чтобы не обидеть и не задеть собеседника. Поверь, искренность способна открыть перед тобой любые двери — пользуйся этим.
Памятка «Правила ведения диалога».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НЕКЛИНОВСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ
ЛЁТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ИМЕНИ ЧЕТВЁРТОЙ
КРАСНОЗНАМЕННОЙ ВОЗДУШНОЙ АРМИИ»
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
по теме «Правила ведения диалога. Искусство разговора»
учителем русского языка и литературы
ГБОУ РО НОШИ с ПЛП
Цыгановой Марией Алексеевной
Умение правильно вести диалог или, проще говоря, умение общаться – это ключ ко всем дверям в нашей жизни. Убедительно говорить ценилось еще в Древнем Риме. Сегодня, когда успех того или иного дела напрямую связан с общением, эта способность стала необходима каждому человеку.
Да, со времен древности изменились специфика построения речи, особенности ведения диалога — но и в современных реалиях существуют простые и четкие правила, следуя которым мы можем надеяться на понимание, внимание и благосклонный отклик со стороны собеседника. О правилах успешного разговора мы и будем вести речь в данной работе.
Актуальность выбранной темы продиктована форматом устного экзамена по русскому языку. Итоговое собеседование направлено на проверку навыков спонтанной речи.
Модель собеседования включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.
Наша работа будет направлена на обучение учащихся правилам ведения диалога. Что поможет им успешно пройти испытание итогового собеседования и получить допуск к основному государственному экзамену.
Задание № 4 устного собеседования построено с учётом вариативности: испытуемым предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем монолога и диалога (беседы). Во время беседы учащимся будут заданы вопросы о выбранной ими теме. Необходимо дать полный развернутый ответ на вопросы, заданные собеседником.
В качестве примера в работе приведены несколько тем для диалога.
Какие пейзажи можно встретить в Вашем родном крае?
Опишите Ваше любимое занятие во время отдыха на природе.
Почему людям так важно бывать на природе?
Что для Вас важнее: где или с кем провести выходной день?
Согласны ли Вы, что лучший отдых – это смена деятельности?
В чем для Вас заключается лучший отдых?
Какие качества характера людей чаще всего приводят к конфликтам?
Умение признать свою ошибку или вину, попросить прощения – показатель силы или слабости человека? Почему?
Стоит ли «выносить сор из избы», делиться своими семейными конфликтами с посторонними людьми?
Итогом нашей деятельности над выбранной темой стало создание «памятки». Работа строилась в виде проектной деятельности, совместной с учащимися 9 классов. Были созданы 4 группы, которые работали в определенных направлениях.
1 группа: выясняла, что такое диалог. Изучала его специфические особенности и виды.
2 группа: изучала правила ведения диалога для говорящего и для слушающего.
3 группа: занималась изучением критериев оценивания коммуникативной задачи экзаменуемых и подбором упражнений, направленных на применение теоретических знания на практике.
4 группа: рассматривала правила современного этикета общения и секреты искусного диалога.
ПАМЯТКА (для учащихся 9-х классов)
ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА. Искусство разговора .
Диалог — словесный обмен между двумя, тремя и больше собеседниками, естественная форма общения с собеседником.
Диалог имеет свои специфические особенности:
1. При диалоге происходит обмен информации между двумя (собственно диалог) или несколькими (полилог) участниками разговора;
2. Каждое высказывание участника диалога называется репликой;
3. Участники диалога по очереди обмениваются репликами в форме вопрос/ответ, утверждение/отрицание, утверждение/уточнение;
4. Чаще всего на письме каждая реплика пишется с новой строчки, перед ней ставится тире;
5. Грамматической особенностью диалогов является употребление неполных предложений, ведь большая часть информации известна участникам разговора из предыдущих реплик.
Виды диалога:
1. Обычный диалог (беседа на любую тему);
2. Дискуссия (обмен мнениями);
Правила для говорящего:
1. Говорящий должен тщательно отсеивать сообщаемую информацию;
2. Последствия каждого высказывания должны быть обдуманы;
3. Каждое высказывание должно быть целесообразным;
4. Содержание и смысл высказывания определяются тоном, которым оно произнесено;
5. Сообщение должно быть уместным;
6. Сообщение не должно быть противоречивым;
7. Сообщение должно содержать новую информацию;
8. Сообщение не должно быть многословным.
Правила для слушающего:
1. Слушающему следует сопоставить сообщение говорящего с сообщениями на ту же тему, полученными от разных лиц;
2. Слушающий должен выделить истинные и ложные высказывания;
3. Слушающий должен выделить приемлемые и неприемлемые для него высказывания;
4. Сопоставив высказывания на ту же тему различных лиц, разделив истинные и ложные, приемлемые и неприемлемые сообщения, слушающий отделяет интересы говорящего от содержания его высказывания;
5. Слушающий оценивает высказывание и интерес говорящего применительно к ситуации речи и на этом основании отделяет интересы говорящего от его намерений, так как интересы могут не совпадать с намерениями;
6. Выделив интересы и намерения говорящего, слушающий сопоставляет данное высказывание с другими высказываниями того же лица и определяет добросовестность намерений говорящего;
7. С должным вниманием слушающий относится к суждениям говорящего о других лицах: если ваш собеседник не в состоянии хранить секреты других, то он не в состоянии хранить и ваши секреты; если он недоброжелательно относится к другим, то, очевидно, он недоброжелательно относится и к вам;
8.Внимание уделяет логическим и содержательным ошибкам говорящего: по этим ошибкам оценивается способность собеседника к пониманию и суждению;
9. Ошибки в содержании речи слушающий связывает с отношением говорящего к собственным высказываниям;
10. Из содержания речи собеседника следует отобрать положительную и пригодную информацию, которая будет основой ответного суждения.
Знание данных правил поможет вам справиться с 4 заданием устного собеседования по русскому языку. Это задание включает в себя диалог с экзаменатором – собеседником. Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме. Вам необходимо давать полные ответы на вопросы, заданные экзаменатором.
Выполнение коммуникативной задачи оценивается отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос. Речевое оформление оценивается в целом по 5 ответам.
Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,
но дан неточный или односложный ответ на вопрос, или экзаменуемый не дал ответ на вопрос.
Максимальное количество баллов
Критерии оценивания речевого оформления ответов на вопросы.
Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют.
Допущено не более 3 ошибок.
Допущено более 3 ошибок.
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции
Максимальное количество баллов
Общее количество баллов за задание – 8.
1. Есть ли у Вас друг?
2. Почему Вы подружились? Что у вас общего?
3. Чем Ваш товарищ отличается от Вас?
4. Как Вы думаете, Вы хороший друг? Почему Вы так считаете?
5. Посоветуйте своим сверстникам, как найти настоящего друга.
1. Случалось ли Вам попадать в затруднительное положение?
2. Кто помог Вам справиться со сложной жизненной ситуацией?
3. Какую роль в разрешении Ваших проблем играют друзья?
4. Как Вы думаете, кому легче переносить жизненные невзгоды, тому, кто одинок, или тому, у кого есть друг? Почему Вы так считаете?
5. Посоветуйте своим сверстникам, как избежать неприятностей.
«Обращение на «ты» сближает, стирает границы в общении между людьми» – отмечают некоторые противники обращения на «Вы». Однако границы между людьми всегда были и будут. Спорным остаётся вопрос разделения «ты» и «Вы» в Интернете. Так, многие полагают, что интернет всех уравнивает: все – один социальный слой и класс. Интересный выход нашли на некоторых форумах, когда при регистрации необходимо указать предпочтительную форму обращения. Что действительно существенно упрощает общение.
Итак, согласно правилам современного этикета обращение «Вы» является обязательным в следующих случаях:
Независимо от возраста и социального происхождения – в официальной среде и при обращении к малознакомому либо же незнакомому. При этом, обращение на «Вы» к человеку, достигшему 25 лет, дополняется именем и отчеством; к тем же, кому от 15 до 25 – чаще всего только полной формой имени.
При общении с человеком, встреченным впервые.
В общении между сослуживцами, в случае присутствия при этом посторонних лиц.
Во время делового общения в случае отсутствия неформальных отношений между людьми.
К коллегам во время конференции, симпозиума, и т.п., вне зависимости от форм общения с ними в неформальной обстановке.
При общении врача с пациентом, вне зависимости от обстоятельств.
Журналистами во время интервью даже с хорошо знакомыми людьми.
При обращении к учащимся старшей и средней школы, что подчёркивает уважительное отношение и отмечает зрелость личности.
По отношению к людям старшего возраста – вместе с именем и отчеством.
В официальной обстановке даже по отношению к хорошо знакомому человеку.
Обращение «ты» допустимо:
В семье, что является свидетельством близких отношений. Хотя и сегодня кое-где сохраняется традиция обращения к родителям на «Вы».
В неофициальной обстановке при обращении к хорошему знакомому, коллеге, другу, к детям.
В школе при обращении к ребёнку до 9 лет.
СЕКРЕТЫ ИСКУСНОГО ДИАЛОГА
Искусство грамотного общения
Овладеть богатым словарным запасом при желании не составит труда. Намного важнее будет уверенно поставленный голос, четкая дикция и уместность применения тех или иных слов.Не поленитесь узнать точное значение слов, их синонимы и антонимы, склонение, род и ударение. Только так вам удастся правильно и грамотно использовать их в разговоре.
Избавляемся от банальности
Первое, что вы должны сделать — это постараться по минимуму употреблять избитые выражения и слова, которые используете в своем обиходе. Например, банальный набор слов типа «хороший», «красивый», «умный» и т. д. можно заменить альтернативными вариантами, Например, слово «красивый» в зависимости от ситуации можно заменить на «яркий», «изящный», «роскошный», «бесподобный», «великолепный», «восхитительный».
Засоряющие речь выражения
Следует обратить свое пристальное внимание на слова-паразиты. Даже если вы не замечаете их присутствия в своем лексиконе, они есть практически у каждого человека. Такие слова режут слух окружающих и сбивают вашу речь, из-за этого вашим собеседникам порой бывает сложно уловить даже мысль разговора.
Научившись четко выстраивать предложения, используя умные слова для общения, избавившись от засоряющих речь выражений, вы сможете произвести превосходное впечатление, ведь чем более грамотно человек разговаривает, тем более разумным и успешным он кажется своим собеседникам.
При соблюдении простых правил диалога и усиленной подготовке, Вы успешно справитесь с заданием 4 устного экзамена по русскому языку. Желаем Вам удачи!