Не могу работать с людьми постоянно нервничаю что делать
Что делать, если «гореть» на работе больше нечему. Психотерапевт о том, как как распознать стресс и что с ним делать
Каким бывает стресс, каковы признаки разных его стадий и что можно делать в стрессовой ситуации, в интервью для probusiness.io рассказывает психотерапевт Елена Солодкая.
елена солодкая
– Под стрессом принято понимать любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с жизнедеятельностью человека. И, как бы мы ни были вдохновлены благими целями и великими достижениями в бизнесе и на работе, усталость и истощение рано или поздно дадут о себе знать.
Еще в 1936 году Ганс Селье создал биологическую концепцию стресса. Да-да, стресс – это о том, что все мы – биологические организмы.
Стадии стресса
Первая стадия стресса – аларм-стадия, или стадия тревоги – вполне любима и уважаема в бизнес-среде. При ней мобилизуются все адаптационные ресурсы организма: внимательность к делу, так называемая «отдача» становится завидно высокой.
Опять же, проходит – или уходит на второй план – психосоматика: мигрени, гастриты, язвы, аллергии и прочее. Человек может «гореть» на работе, показывая чудеса продуктивности, то есть быть мечтой руководства: не есть, не спать, только работать.
Однако если стрессогенный фактор слишком силен или продолжителен (например, аврал на работе затянулся), то первичная реакция на стресс перетекает во вторую стадию – резистентности (устойчивости).
Стимулы, которые вызывали повышенные реакции организма, перестают рассматриваться как значимые. Человек привыкает и как может успокаивается.
Важно! Ваши задачи на работе могут остаться прежними, а реакция на них – измениться: станет более прохладной, если хотите – расслабленной. Все дело в количестве ресурсов:
1. Доступных для конкретной нервной системы.
2. Потраченных на адаптацию к стрессу в процессе его первой стадии.
В противном случае, если адреналиновая кнопка по-прежнему работает (и вы не можете остановиться), наступает третья стадия проживания стресса – истощение. На последней стадии развития общего адаптационного синдрома – а именно так по-научному называется стресс – физическая и психическая энергии оказываются исчерпанными. Те защиты, которые на начальных стадиях проживания стресса помогали к нему адаптироваться, больше не действуют. «Гореть» на работе больше нечему.
Со стороны это выглядит как полная потеря мотивации. Нет даже сил для отстаивания новых правил игры, изменения условий работы, переформулирования производственных задач. При определенных условиях это может казаться даже удобным: работник покладист и ничего для себя не требует.
Однако низкая производительность рано или поздно даст о себе знать. Плюс – который минус – равнодушие и защитное обесценивание рабочих процессов одним человеком, негативно сказывающееся на общей атмосфере во всем коллективе.
Что можно предпринять, и о чем важно помнить
Для начала отметим, что все тот же Селье выделил два вида стресса: эустресс и дистресс. Первый вдохновляет (активизируются психические процессы, эмоции приобретают стенический характер), второй – истощает (в том числе и иммунную систему человека). Ключевым фактором при различии негативного и положительного влияния стресса является его количество (выраженность), которое и перерастает в качество.
Иными словами, сам по себе стресс нейтрален: просто нестандартные ситуации, просто реакция возбуждения организма, нацеленного на выживание. Но если среда хронически недружественная, то психическое и физическое благополучие становится серьезной проблемой.
Рассмотрим на примере. Сотрудник в вашей компании проходит период адаптации на новом месте работы (что само по себе стресс). Параллельно на предприятии возникает напряженная ситуация – поставщики срывают сроки. Два этих обстоятельства действуют кумулятивно: усугубляют и усиливают напряжение. То есть появляется та самая недружественная среда. Как грамотно противостоять объективно существующей стрессовой ситуации?
Есть масса изученных копинг-стратегий, то есть стратегий совладания со стрессом, есть исследования и рекомендации по эффективному построению бизнес-процессов и в частности по работе с поставщиками. Но все это общие, абстрактные рекомендации, которые легко оценить, когда ты спокоен.
Если же ситуация «входит в штопор», то трезвость и взвешенность могут стать дефицитным ресурсом. Холодный расчет сменяют сильные эмоции и даже паника.
Что же делать?
В нашем случае – как бы это на первый взгляд банально ни звучало, но это «истины», о которых все забывают, – можно посоветовать:
Руководителям, чтобы не доводить сотрудников до стрессового состояния, а тем более – до его третьей стадии, важно сопоставлять производственные задачи (объем, срочность, интенсивность и длительность работы) и психофизиологические возможности подчиненных (состояние общего здоровья, темперамент, умение работать в команде и т.д.).
С первым поможет разобраться хорошая работа планового отдела или подразделения, выполняющего его функции, второе – дело служб, ответственных за работу с персоналом, и непосредственных менеджеров. Знанию и пониманию не только деловых, но и личных качеств работника могут помочь как классические опросы и тренинги, так и более «прицельные» методы психологического анализа: включенное наблюдение, эксперименты, творческие задания и конкурсы и т.д.
Главное, повторюсь, здесь не допустить третью стадию стресса – истощение.
Если профессиональный стресс – это напряженное состояние, возникающее у работающего человека (при относительно длительном и (или) интенсивном воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с его профессиональной деятельностью), то линии его предотвращения будут следующими:
1. Оптимизация рабочих задач и условий труда – это уже описано выше.
2. Повышение личной стрессоустойчивости. Если кратко – это все, что нормализует и восстанавливает ваше здоровье и настроение: спорт, дружеское общение, разнообразные новые впечатления и эстетические переживания.
Детали и нюансы воплощения антистрессовых стратегий – это отдельный разговор.
Правильный офисКак перестать нервничать на работе
Гештальт-консультант Дарья Приходько о том, что такое стресс, чем грозит систематическое переутомление и как вернуть потерянное спокойствие
«Правильный офис» — серия материалов о том, как организовать свой рабочий день и рабочее место так, чтобы ежедневные восемь часов в стенах офиса проходили с пользой не только для резюме и банковского счёта, но и для тела и здоровья. В четырёх материалах мы подробно рассмотрим все аспекты офисного общежития и с помощью экспертов расскажем, как питаться, на что обратить внимание и чем заниматься в перерывах между решением рабочих задач, чтобы сделать свой офис по-настоящему правильным. Спецпроект подготовлен совместно с VELLE — полезным перекусом для офисных сотрудников.
«Стресс — это жизнь», — говорят психологи. Но что делать, если его так много, что работа становится в тягость, а отпуск превращается в сущее наказание? Гештальт-терапевт рассказала, какие неврозы можно заработать не выходя из офиса и что делать, если переутомление превратилось в диагноз.
Дарья Приходько
Психолог, гештальт-консультант, психодраматист
— Мы постоянно говорим о стрессе на работе, а также о том, что он — главная причина всех проблем и недугов. Что именно психологи называют стрессом?
Стресс — это неспецифическая реакция организма на любое воздействие. «Неспецифичность» означает, что независимо от качеств и свойств стрессогенных факторов реакция развивается по одному сценарию.
Для организма не имеет значения, является ли воздействие позитивным или негативным: и большая радость, и глубокая печаль — это стресс, потому что оба состояния выводят организм из гомеостаза, то есть из равновесия.
Фактически стресс — это процесс быстрой адаптации организма к новым условиям. Такую концепцию разработал известный канадский врач Ганс Селье в первой половине XX века, и он же описал три стадии стресса. Первая — alarm-стадия, на которой организм чувствует воздействие и реагирует на него, то есть мобилизует все силы для того, чтобы справиться с происходящим. Именно на alarm-стадии мы способны выполнить большой объём работы, провести ответственное мероприятие. Вторая — стадия резистентности, когда организм начинает сопротивляться. Третья — стадия истощения. Вот тут уже уместно говорить о переутомлении. Организм мобилизовал все силы, кинул их на сопротивление и адаптацию, но приспособиться ему не удалось или стрессогенный фактор так и не исчез. Наши ресурсы ограничены, и если мы их постоянно тратим, то они истощаются.
— Как можно понять, что наступило истощение?
Когда мы глухи к собственным нуждам, организм отвечает жёстко и по всем фронтам: физиологически это проявляется, например, в нарушениях аппетита и сна, психически — в различных невротических проявлениях и психосоматических заболеваниях (телесных заболеваниях, причиной которых является сильное и продолжительное психическое напряжение). Таким образом, организм пытается остановить наше саморазрушение, нажимая на стоп-кран — заставляя нас заболеть.
Болезнь — это последний крик тела, она принуждает вернуться к себе и к своим истинным желаниям, о которых мы забываем за рабочими авралами.
Например, если нас долго терзают какие-то мысли и они не находят выхода в действиях, в прямом смысле начинает болеть голова. При мигрени уже особенно не подумаешь — происходит своеобразный сброс энергии. Кроме мигреней к психосоматическим заболеваниям относят аллергические реакции и экземы, ведь кожа — это наша явная граница с миром. Если организм хочет, чтобы его перестали беспокоить извне, он делает что-то с кожей, как бы говоря: «Смотрите, какой я страшный, не подходите ко мне».
— Наверное, про то, что переутомление — это плохо, все и так знают, но расскажите, чем именно оно грозит.
В слове «переутомление» недаром есть приставка «пере-». Она означает, что человек не просто исчерпал ресурсы организма, а превысил их возможный предел. Опасность кроется не столько в самом превышении, сколько систематическом пренебрежении отдыхом. Организм сигнализирует, что пора расслабиться ещё на стадии резистентности, а человек этот сигнал намеренно игнорирует и тем самым делает выбор не в пользу себя.
Переутомление в принципе лечится, а вот постоянный неконтакт с собственными нуждами — это очень тревожно.
— Что делать в такой ситуации?
В этом случае важно не просто взять тайм-аут, но в целом пересмотреть свою жизненную концепцию, задать себе вопрос «Как я создаю такие условия, что перестаю обращать внимание на сигналы собственного тела?». Ответы могут быть разными, но самый распространённый: «Я много работаю, чтобы добиться карьерного роста, успеха, признания, и готов платить за это хронической усталостью».
Такое поведение очень похоже на нарциссический невроз — человек определяет себя только через успех и достижения.
Человек думает, что если у него высокий статус и он социально одобряем, значит, он всё правильно делает в жизни. Именно поэтому переутомление — это своеобразное сообщение для других: «Я устал, потому что не жалею себя, чтобы вы меня признали».
Альфрид Лэнгле, экзистенциональный психотерапевт, писал, что зачастую за амбициями и удовлетворением потребности в признании мы забываем задаваться ценностно ориентированными, смысловыми вопросами: про жизнь, про то, что нравится и нравится ли быть на своём месте, про то, что мы готовы в жизни изменить. По сути, это тяжёлая внутренняя работа, которую люди часто не готовы делать.
Проще бросить все силы на знакомую работу, чем остановиться и подумать, что я, собственно, в этой жизни делаю.
Продукты, которые помогут справиться со стрессом
В 2012 году психотерапевт Шарлотта Уоттс выпустила книгу The De-Stress Diet, в которой описала не правила, но полезные советы для тех, кто испытывает постоянный стресс на работе. Несмотря на слово «диета» в названии книги, Уоттс вовсе не призывает ограничивать себя в еде — напротив, приводит список продуктов, помогающих легче пережить встряску.
1. Чеснок
Несмотря на ядрёный запах, не стоит недооценивать его целебные для организма, восстанавливающие свойства. Считается, что чеснок усиливает процессы детоксикации и содержит вещества, которые защищают клетки и ткани внутренних органов.
2. Жирная рыба
В форели, лососе, сибасе много полиненасыщенных жирных кислот, например омега-3, которые играют решающую роль в правильном функционировании организма. Жирная рыба перезапускает обменные процессы, которые затормаживаются при постоянном стрессе.
3. Лакрица
Любителей этого продукта не так много, но, судя по всему, они счастливее других. Лакрица нормализует выработку кортизола — «гормона стресса». Когда организм испытывает стресс, уровень кортизола резко повышается, а лакрица возвращает его в норму.
4. Шоколад
Тёмный, а не молочный. 40 граммов в день, и доза эндорфина — «гормона счастья» — обеспечена. Более того, шоколад помогает при усталости и бодрит.
5. Ромашка
Чай с ромашкой давно зарекомендовал себя как антистрессовый. Считается, что он помогает бороться с бессонницей и снимает ощущение тревоги.
— Если человек готов изменить свой образ жизни, что ему следует делать в первую очередь?
Не всегда можно разобраться самостоятельно. Можно соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни и даже чётко выстраивать свой рабочий график, но всё равно чувствовать себя разбитым и утомлённым. В таких случаях необходима помощь профильного специалиста, и в первую очередь стоит обратиться к врачу и пройти обследование — чтобы проверить, нет ли каких-либо гормональных нарушений или других органических предпосылок для болезненного состояния. Если никакого недуга не обнаружено, нужно идти к психотерапевту, потому что проблема может находиться глубже, чем человек способен её осознать.
— Пока что мы в основном говорили о переутомлении, а какие ещё источники стресса могут быть на работе?
Стресс проявляется всякий раз, когда организм выводят из привычного равновесия, а условия для этого уникальны для каждого человека. Так, например, формат офиса openspace может быть источником сильного напряжения для интроверта, но для экстраверта он же может стать местом, где он будет чувствовать приятное единение с другими. Переход на новую работу всегда является стрессовым событием, так как человеку приходится адаптироваться к целому комплексу изменений: от нового расположения офисной мебели до нового коллектива.
Зачастую стресс может быть вызван и тем, что у человека нет интереса, энергии и драйва в том деле, которым он занимается каждый рабочий день. То есть он живёт от пятницы до воскресенья, а по будням предаётся тоске. Конечно, в таком случае организму тяжело переживать еженедельную скуку.
Если работа приносит удовольствие, человек может нормально регулировать её процесс и восполнять силы от вдохновения любимым делом.
— Бывают ли специалисты, которые помогают урегулировать взаимоотношения внутри коллектива?
Мало кто знает, что рядом с именем Зигмунда Фрейда стоит имя Якоба Леви Морено — отца психодрамы. Ему принадлежат первые исследования жизни человека в обществе. Как-то Морено работал в австрийском лагере для беженцев, которые жили там в бараках по 100 человек. Очевидно, среди беженцев возникало много конфликтов. Наблюдая за их жизнью, Морено заметил, что жильцы бараков принадлежат к разным религиям и социальным слоям. Тогда он предложил расселять людей в бараки по принципу близости мировоззрения, надеясь таким образом покончить со ссорами, — и оказался прав. Так зародилась теория измерения межличностных связей — социометрия. Она помогает выстраивать отношения в группе, анализируя взаимоотношения между её отдельными членами.
Сейчас некоторые компании начинают понимать важность сплочённого коллектива, где сотрудники не держат «камня за пазухой» на коллег, поэтому в них появляются должности корпоративных психологов. Корпоративные психологи владеют методами социальной психологии, знают законы социологии. Они не только консультируют сотрудников компании, но и исследуют психологические процессы в коллективе в целом.
Группа коллег, которые находятся в одном рабочем помещении и заняты выполнением общего дела, не обязательно является коллективом.
Корпоративный психолог помогает определить степень сработанности коллектива и при необходимости проводит работу с сотрудниками. Номинально они могут работать на единую цель, но фактически преследовать свои личные интересы, отличные от групповых. Только в коллективе происходит совпадение личных и групповых намерений для достижения конечного результата, и это и есть работа корпоративного психолога — помочь каждому найти личные смыслы в общей деятельности компании.
100% chill: звуки, которые помогут забыть о неприятностях на работе
— В России практика посещения психолога не то чтобы распространена. Что делать человеку, который по каким-то причинам не может обратиться к специалисту и вынужден справляться сам?
Отдых — это смена основной деятельности на принципиально противоположную. Очень важно не забывать, что когда мы «пользуемся» только головой, тело начинает страдать. Именно поэтому людям, работающим в офисе, важно время от времени переключаться на физический труд.
За рабочими заботами человек может перестать замечать мир вокруг себя. Пример: я сижу в кафе и отвечаю на вопросы, а при этом думаю о клиенте и в результате не обращаю внимания на то, что пью вкусный кофе, за окном лето, а на подоконнике — красивый цветок. В такой ситуации нужно вернуть себе опору на реальность, на жизнь здесь и сейчас. Для этого есть простое упражнение: заставлять себя замечать предметы в помещении. Кажется, что это ерунда, но когда находишься в состоянии сильного стресса, его сложно выполнить, так как мозг сужает сознание до точки тревоги. Важно в каждый момент осознавать, что чувствует тело, что видно и слышно вокруг. Со временем это упражнение помогает перестать целиком погружаться в проблему.
— А если речь идёт не о затянувшемся переживании, а о сиюминутной вспышке тревоги, что можно сделать, чтобы поскорее привести себя в норму?
Во-первых, важно выйти из ситуации в прямом смысле. Покинуть то место, где случилось что-то плохое, чтобы появилась дистанция между тем, что произошло, и собственными переживаниями. Дальше нужно дать себе возможность проплакаться, проораться — сделать то, что хочется. Если нет возможности сделать это сейчас же на рабочем месте, оставить зарубку на память, чтобы не забыть решить этот вопрос по приходе домой. Зачастую человек думает, что он сильный и справится со всем сам, если просто не будет думать о проблеме, а спустя время проявляется симптоматика, свидетельствующая об обратном. Отсюда растут корни процессов, которые мы называем неврозом.
— Правда ли, что невротические процессы и стрессы неизбежно отражаются на внешности?
— Лицо — это то, что человек не скрывает (за исключением восточных культур), оно отражает то, что мы хотим сказать миру. Если ваше послание «Я много работаю, я зарабатываю свой социальный статус большим трудом» — то и на лице это мгновенно отражается. Может быть и другой сценарий — человек не занимается своей внешностью и посылает сигнал «Я не хочу принимать себя».
Если человек слышит свои желания и осознаёт потребности, живёт в гармонии с собой и миром, ему даже не надо прилагать особых усилий — его лицо само будет светиться.
Синдром эмоционального выгорания или муравей на работе
Поделиться:
В наше кризисное время, насыщенное стартапами и конкуренцией, всё чаще за консультацией терапевта обращаются с виду абсолютно здоровые люди трудоспособного возраста. Объединяет их одна проблема — они хотели бы работать очень много, желательно 25 часов в сутки, но не хватает сил. При этом все занимаются напряженным умственным трудом, почти все являются руководителями и отвечают за серьезные участки работы. Такие пациенты-трудоголики, стараясь быть успешными на работе, не принимают во внимание ограниченные возможности организма и вместо работы «в радость» получают весьма плачевное существование.
В свою очередь «работа через не могу» приводит к появлению различных заболеваний, триггером которых является постоянное нервное напряжение. Иногда оно доводит человека до смертельного заболевания, про таких говорят: «Сгорел на работе».
Портрет «выгоревшего» пациента
Директора, руководители отделов, менеджеры и специалисты — все, кто дошел до врачебного кабинета или обратился к онлайн-доктору, говорят о том, что перестали справляться с работой, потому что «голова пустая», перспектив не видно, тревога начинается еще во сне и не оставляет днем. Последние силы уходят на то, чтобы удержаться на рабочем месте и не послать всех «в лес».
Вот характерные черты портрета такого пациента:
«Выгоревших» пациентов чаще всего беспокоит болезненное напряжение мышц шеи и спины, чувство стеснения в груди, затрудненное дыхание, учащенное сердцебиение, прерывистый тревожный сон, иногда тремор кистей рук.
Почему происходит выгорание?
Собственно, выгорание — это защитная реакция человеческого организма в виде выключения эмоций в ответ на постоянное нервное напряжение из-за психотравмирующих факторов на работе или дома. «Мне уже всё равно, что будет дальше», — так реагирует психика, если требования к трудоспособности организма превышают его возможности в данный момент.
Это происходит, поскольку нервная система ограничена определенным «лимитом общения», который дает возможность контактировать с ограниченным количеством людей в сутки. Если их количество превышает допустимую норму, у человека развивается эмоциональное истощение, а со временем и выгорание.
Кстати, наглядным примером являемся мы, врачи. Спокойно, вдумчиво и доброжелательно можно пообщаться примерно с десятью пациентами подряд. Дальше нужен перерыв, как минимум 40–60 минут. Если же у врача подряд идет двадцать или еще больше пациентов, то доктор становится немногословным, неулыбчивым, «в себе», что неблагоприятно сказывается на результатах лечения пациента и на здоровье самого доктора.
И хотя такого диагноза, как выгорание, в Международной классификации болезней нет, есть диагноз «астеноневротический синдром», что, собственно, одно и то же. И с этим очень важно вовремя обратиться к врачу: терапевту, неврологу или психотерапевту.
Как справиться с выгоранием
Для врача в этом случае будет правильным не поддаваться настрою пациента, не спешить во время беседы и осмотра, а постараться снять напряжение и подробно расспросить про самочувствие.
Чаще всего бывает уже поздно рассказывать о мерах, предупреждающих «пожар»: про планирование рабочего времени, отдых на свежем воздухе, о том, как переключаться на разные виды деятельности. Однако помочь все-таки можно.
Нижеизложенные методы могут выглядеть спорно, но практика показывает, что они эффективны.
1. Дыхательная релаксация. Итак, первое обещание, которое должен себе дать человек, — это делать перерывы на отдых при первых признаках усталости. Прерываться надо и через час, и через полчаса, если ощущается потребность. Это может быть перерыв на просто посмотреть в окно и подумать совершенно о постороннем, а может и дыхательная гимнастика для релаксации:
Повторить от 5 до 15 раз.
При учащенном дыхании выполнять от 2 до 4 сеансов в день, при физиологической тревожности — по потребности. Пара важных нюансов: обязательно проверять, что дыхание брюшное, а не за счет расширения грудной клетки. Для этого надо положить на живот руку — она должна подниматься при вдохе. Поначалу длинный вдох-выдох могут быть очень дискомфортными, если сложно выдерживать стандартный режим — можно на первую неделю использовать более короткую схему: 3 секунды вдох, 1 секунда пауза, 4 секунды выдох.
2. Ограничение общения. Также полезно ограничить количество общений с людьми, отсекая «лишних», ведь нервная система уже не выдержала. С родными и друзьями, например, перевести общение в режим переписки, оставшись на прямой связи только с двумя-тремя самыми близкими людьми из первого круга.
В состоянии выгорания надо вовремя снизить эмпатию или эмоциональную вовлеченность в ситуации других людей. Постараться стать менее чувствительным, не принимать близко к сердцу проблемы тех, кто к вам обратился, оказывать лишь посильную помощь. Желательно на время перестать интересоваться общими делами вашего коллектива. Это позволит сосредоточться на своих личных обязанностях и решить собственные задачи.
3. Пересмотр целей. Если же ситуация совсем выходит из-под самоконтроля, то остановитесь!
Немедленно перестаньте делать то, что делали. Не думайте ни о чем, это уже загнало вас в тупик. Послушайте свое дыхание, свое сердцебиение. Ощутите свою ценность для самого себя.
После этого устройтесь поудобнее и ответьте самому себе на следующие вопросы, лучше письменно:
Ответы на эти вопросы позволят сделать переоценку своей деятельности: что я делаю? Зачем я делаю? На самом ли деле мне это нужно?
Результаты такого самотестирования приведут вас к решению: продолжать работать на прежнем месте или поменять место. Если вы убедитесь, что все-таки нынешняя работа вам необходима, то дайте себе очень простые обязательства:
Эти советы работают в любой ситуации, на работе и в личной жизни. Главное, помочь себе избежать эмоционального пепелища.